Что делать при банкротстве управляющей компании

Почему банкрот?

СГК инициировала процедуру банкротства управляющей компании «ДСК-Сервис» из-за долга в 29 миллионов рублей, который жилищная организация накопила перед Кузнецкой ТЭЦ за отопление и горячее водоснабжение.

Это суммарная задолженность 17 многоквартирных домов, которыми управляет «ДСК-Сервис».

Сайт управляющей компании «ДСК-Сервис»

Сайт управляющей компании «ДСК-Сервис»
Скачать

Но за тепло и горячую воду собственники квартир в этих домах платят уже два года напрямую СГК.

Откуда долг?

Он образовался в 2018 году, до перехода жителей на прямые договоры с СГК.

То есть управляющая компания (УК) деньги с жителей за ресурс собирала, но Кузнецкой ТЭЦ не перечисляла.

Энергетики, естественно, обратились в суд, их законные требования удовлетворили, но деньги взыскать не удалось, судебные решения не исполнялись. Поэтому была начата процедура банкротства.

СХЕМА2.jpg

Скачать

К чему готовиться жителям?

  1. Неприятно, но катастрофы нет. Отопление и воду из-за банкротства УК жителям никто не отключит. Продавать домовое имущество, прилегающие земельные участи для погашения долга тоже никто не заставит. Долги УК перед поставщиками услуг — не долги потребителей.
  2. Возможно, увеличится платежка в следующем году. Если УК не погасит долги, то ущерб, полученный ресурсоснабжающей организацией, Региональная энергетическая комиссия по закону обязана включать в тариф на следующий год. То есть фактически долг управляющей компании в итоге «раскидывается» на всех жителей города.
  3. Собственные долги никуда не денутся. Если собственник квартиры имеет с ТЭЦ прямой договор и за тепло и горячую воду накопил персональный долг, из-за банкротства УК о его задолженности не забудут — долг будет взыскан СГК в судебном порядке.
  4. Подумать о новой управляющей компании. Дом в любом случае нужно содержать, ремонтировать, а двор убирать. Поэтому жителям стоит задуматься над вопросом поиска другой УК. Как это сделать?  

Общая задолженность 128 новокузнецких управляющих компаний за тепловую энергию в контуре Кузнецкой ТЭЦ на 1 января 2020 года превысила 138 миллионов рублей. 

Нужно ли менять управляющую компанию, если в отношении нее начата процедура банкротства?

Начало процедуры банкротства не лишает управляющую компанию лицензии.

Ликвидация УК (и аннулирование лицензии) — итог процесса, продолжительность которого может варьироваться.

Но в любом случае решение о том, оставаться с прежней обслуживающей организацией, если она не выполняет взятые на себя обязательства, перейти в другую или организовать товарищество собственников жилья, — остается за жителями.

Они могут сделать свой выбор в любое время.

А если процедура банкротства завершена, управляющая компания ликвидирована, но собственники не определились с выбором способа управления, по закону муниципалитет выставляет дом на конкурс — жильем будет управлять та управляющая компания, которая этот конкурс выиграет.

Чтобы сменить управляющую компанию, собственникам квартир нужно:

  1. Совместно принять решение о смене УК.
  2. Определиться с выбором новой УК.
  3. Провести общее собрание, на котором взвесить все за и против перехода.
  4. Составить протокол общего собрания, подтверждающий решение собственников о переходе в другую УК.
  5. Передать этот протокол действующей УК.

Для смены управляющей компании необходимо, чтобы более 50% владельцев квартир проголосовали за переход. 

Как узнать, а не банкрот ли управляющая компания?

По закону обслуживающая жилфонд организация может не информировать жителей о том, что она находится в процедуре банкротства или есть судебные решения по взысканию с нее долгов. Обычно жители узнают об этом, когда их УК уже официально признается банкротом. Но выяснить, как обстоят дела, можно и не дожидаясь таких крайностей.

  • Найти информацию о долгах в системе «Электронное правосудие» по ссылке. Введите данные вашей УК и получите информацию.
  • Проверить, есть ли процедура банкротства на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ» по ссылке.
  • Обратиться на портал СГК sibgenco.online или написать нам в социальных сетях Вконтакте или Инстаграм. Мы оперативно выясним, есть ли у вашей УК долги за тепло и горячую воду. 

Заявление о банкротстве «УК «ДСК-Сервис» со стороны Кузнецкой ТЭЦ

Заявление о банкротстве «УК «ДСК-Сервис» со стороны Кузнецкой ТЭЦ
Скачать

    Надо ли теперь платить за услуги ЖКХ компании-банкроту?

    Надо. Вы получаете коммунальные услуги и содержание общего имущества в том же объеме, что и ранее.

    Если не платить, то реально дождаться отключения электроэнергии и канализации.

    А если управляющая компания, находящаяся в одной из стадий банкротства, работает плохо, то необходимо писать жалобы, составлять акты о ненадлежащем исполнении обязанностей и требовать перерасчет за плохо оказанную услугу.

    Банкротство управляющей компании: порядок проведения процедуры, правовые и финансовые последствия для жильцов МКД

    Опубликовано: 19.09.2019

    Время на чтение: 5 мин

    1345

    Управляющая компания – это организация, которая осуществляет управление общедомовым имуществом многоквартирного дома. Как правило, данная организация выбирается большинством жильцов для того, чтобы выступать посредником между всеми собственниками помещений в таком доме и различными подрядными организациями, которые выполняют определенные работы или оказывают услуги таким собственникам.

    СодержаниеПоказать

    • Причины банкротства управляющей компании
    • Этапы процедуры банкротства
    • Чем грозит банкротство УК жильцам многоквартирного дома
    • Кому платить долги, если обанкротилась управляющая компания

    Кроме того, управляющая компания также выполняет самостоятельно некоторые виды работ, например, обеспечивает уборку подъездов и придомовых территорий своими силами или посредством привлечения специально нанимаемых организаций.

    Причины банкротства управляющей компании

    Все перечисленные выше действия данная организация выполняет за счет своих собственных средств, а также за счет средств, которые перечисляют ей собственники помещений в многоквартирном доме для оплаты оказываемых услуг. Именно расходование средств со своего личного счета компании и может стать причиной ее банкротства. В целом к числу основных причин банкротства управляющих компаний многоквартирных домов можно отнести следующие:

    • наличие большого числа должников по оплате за оказанные услуги среди собственников помещений в доме (при этом речь необязательно идет о жилых помещениях);
    • наличие задолженности дома (из-за большого числа неплательщиков) перед ресурсоснабжающими организациями. Несмотря на то что с 2019 года на основании изменений в действующем законодательстве управляющая компания не может выступать посредником между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией, ситуация складывается таким образом, что ресурсоснабжающая организация обращается именно к управляющей компании для погашения задолженности с целью избежать предоставление услуг всему дому из-за определенного числа должников. В данном случае задолженность гасится управляющей компанией из числа своих средств, которые потом будут взысканы с должников. Однако в случае, если сумма, необходимая для погашения таких задолженностей, велика, компания может потерпеть финансовый крах;
    • отсутствие рационального распределения средств по основным целям руководством управляющей компании для стабилизации финансового положения организации;
    • растрата средств, перечисляемых в управляющую компанию, с целью их присвоения или использования для личных нужд;
    • осуществление демпинговых мер на рынке оказания коммунальных услуг для получения как можно большего объема домов в обслуживание. В этом случае накопленных средств не хватает для полноценного исполнения взятых на себя обязательств, что становится причиной чрезмерного увеличения объема таковых обязательств и, как результат, невозможности выполнения их из-за «раздутого» объема. В результате этого компания перестает справляться со взятыми на себя обязательствами и постепенно влезает в долги из-за необходимости оказывать несоразмерный своим возможностям объем работ. Кроме того, в рамках демпинга компания может пасть жертвой недобросовестных конкурентов, когда они намеренно демпингуют цены на рынке оказания услуг, в результате чего компания с более высокой стоимостью своих услуг оказывается невостребованной и несет убытки из-за сокращения клиентов, которым должны быть оказаны услуги.

    Этапы процедуры банкротства

    Процедура банкротства управляющей компании, которая проводится на сегодняшний день в рамках действующего законодательства о признании финансово несостоятельным, не имеет каких-либо отличий от стандартной процедуры, присущей юридическим лицам, с точки зрения законодательства. Однако есть некоторые особенности, которые встречаются с практической точки зрения.

    Если говорить об общих этапах, то для управляющей компании в соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данный процесс выглядит следующим образом:

    • подача заявления о собственном банкротстве в судебные органы. В соответствии с положениями указанного выше федерального закона такое заявление должен подать либо руководитель или учредитель управляющей компании, как юридического лица, либо кредиторы, либо жильцы многоквартирного дома. В перечне лиц, которые имеют право подавать заявление о банкротстве управляющей компании проявляется первая особенность практической стороны данного процесса. Однако для того, чтобы собственники помещений в многоквартирном доме смогли воспользоваться своим правом и подать заявление в суд, необходимо доказать, что управляющая компания действительно является финансово несостоятельной, а не просто не исполняет взятые на себя обязательства по договору. Такое доказательство, как правило, можно получить на основании взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями или подрядчиками при выполнении определенного вида работ посредством запросов финансовых документов;
    • принятие искового заявления арбитражным судом к производству с целью определения вероятности проведения процедуры признания управляющей компании в качестве финансово несостоятельной организации. Для того чтобы заявление было принято к производству, его необходимо оформить правильно, указав не только данные о том лице, которое должно быть признано банкротом (в данном случае все юридические и фактические сведения идентифицирующего характера об управляющей компании), но также и размер задолженности или те признаки, по которым возможно принять решение о несостоятельности юридического лица (например, срок существования просроченной задолженности, которая не была погашена);
    • введение процедуры наблюдения и назначение арбитражного управляющего. На данном этапе организация работает в стандартном режиме, а за всеми действиями руководства осуществляется тщательное наблюдение со стороны арбитражного управляющего. Такое наблюдение необходимо для того, чтобы определить, есть ли признаки фиктивного банкротства в компании, либо осуществляются действия мошеннического характера, в результате чего компания не может быть признана банкротом без привлечения к уголовной, административной или субсидиарной ответственности контролирующих ее лиц. Все результаты проведенного наблюдения арбитражный управляющий обязан сформировать в отчет, который по истечении периода наблюдения предоставляет в арбитражный суд для обоснования возможности введения дальнейших процедур банкротного процесса либо для отказа в проведении процедуры банкротства;
    • финансовое оздоровление. Данный этап происходит в том случае, если арбитражный управляющий в рамках проводимого наблюдения пришел к выводу о том, что компанию возможно восстановить в финансовом плане, предприняв определенные виды действий. Этап финансового оздоровления вводится на основании специального акта арбитражного суда (как правило, используется форма судебного решения с присоединенным к нему определением, в котором указывается, какой арбитражный управляющий будет проводить процедуру финансового оздоровления). Предельный срок, на который может быть введена данная банкротная процедура, составляет не более двух лет с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. На данном этапе все действия, которые осуществляются арбитражным управляющим при взаимодействии с руководством управляющей компании, направлены на достижение одной цели – добиться стабилизации финансового состояния юридического лица, чтобы выйти из сложившегося кризиса. По итогам проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий также готовит отчет о том, достигнута ли поставленная цель или нет, а также о целесообразности иных мер финансовой поддержки компании;
    • в том случае, если финансовое оздоровление, как процедура, не позволила достичь желаемого результата в виде стабилизации ситуации в управляющей компании, наступает период внешнего управления. В данном случае компания продолжает осуществлять все те действия, которые отвечают цели ее создания, но управление ею осуществляет только арбитражный управляющий в рамках тех полномочий, которыми его наделил арбитражный суд. На этом этапе прекращаются любые платежи кредиторам для удовлетворения их требований, а также налагается мораторий на удовлетворение исполнительных листов в рамках проведения различных исполнительных производств. Это делается с целью накопить как можно больше средств, которые возможно будет направить на оздоровление компании. Итогов у данного этапа может быть два: средства для восстановления финансовой состоятельности управляющей компании найдены в полном объеме, что позволяет восстановить ее как самостоятельно функционирующее юридическое лицо и реализовывать в дальнейшем все уставные цели функционирования; второй итог – средств на восстановление финансового состояния компании и вывода ее из кризиса найти не удалось, в результате чего средств хватает только для погашения задолженностей перед кредиторами и прекращения существования компании без долгов;
    • в том случае, если этап внешнего управления позволил полностью рассчитаться с долгами кредиторов за счет накопленных средств, на основании отчета арбитражного управляющего и по решению суда проведение процесса признания юридического лица финансово несостоятельным прекращается, а сама компания продолжает функционировать в прежнем режиме;
    • если внешнее управление не возымело своего действия, то вводится этап конкурсного управления. На данном этапе происходит формирование конкурсной массы путем продажи всех имеющихся видов имущества у компании и последующее направление вырученных средств на погашение задолженностей перед кредиторами всех уровней;
    • после конкурсного управления или конкурсного производства арбитражный управляющий направляет в федеральные налоговые органы документы о ликвидации управляющей компании, как юридического лица.

    Если у управляющей компании нет средств для погашения имеющихся задолженностей и она должна быть ликвидирована, может быть использован упрощенный порядок, в ходе которого суд при принятии к производству заявления о собственном банкротстве и при рассмотрении такого заявления принимает решение о том, чтобы вместо всех стадий от наблюдения до внешнего управления сразу ввести конкурсное производство. Это возможно в том случае, если было принято решение о ликвидации управляющей компании, но при подготовке промежуточного ликвидационного баланса было установлено, что у компании имеются долги перед кредиторами различных уровней, что делает обязательным проведение процедуры банкротства.

    В этом случае возможно использовать положения Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который предполагает использование упрощенной процедуры.

    Чем грозит банкротство УК жильцам многоквартирного дома

    Признание финансово несостоятельной управляющей компании грозит жильцам многоквартирного дома определенными правовыми последствиями до того момента, пока они не выберут новую управляющую компанию.

    К числу основных последствий следует отнести:

    • необходимость выбора новой управляющей компании либо создание товарищества собственников жилья или товарищества собственников недвижимости в рамках многоквартирного дома. До того момента, пока одна из форм управления не будет реализована, управляющая компания обязана будет проводить управление имуществом многоквартирного дома даже в том случае, если этап конкурсного производства уже завершен и остается только ликвидировать саму компанию. Однако, как правило, данная ситуация до такого временного предела не доходит, и смена управляющей компании происходит еще до введения конкурсного производства, когда становится понятно, что без данного процесса обойтись не получится;
    • перенаправление средств на счета другой управляющей компании для получения услуг соответствующего качества. Данные действия должны происходить под контролем лица, взаимодействующего с управляющими компаниями (например, председатель жилищного кооператива или специально избранный от всех собственников помещений представитель дома, на которого возложены общим собранием собственников полномочия по такому взаимодействию). Однако жильцов такое перенаправление средств затронуть не должно в том случае, если они исправно вносят все необходимые средства в рамках обязательных платежей;
    • необходимость прямой оплаты услуг за потребленные ресурсы. Данное правило действует в том случае, если ранее прямые договоры не были заключены (в некоторых регионах существует ситуация, когда не во всех населенных пунктах есть представительства прямых ресурсоснабжающих организаций, и приходится платить управляющей компании, выступающей в качестве посредника. Так как ресурсоснабжающая организация в данном случае рассматриваются как кредитор, она заранее получает уведомление о проводимой процедуре банкротства и самостоятельно начинает направлять своим потребителям счета на оплату полученных услуг);
    • необходимость оплаты оказываемых услуг самой управляющей компании до момента ее смены. Это необходимо для того, чтобы в будущем арбитражный управляющий посредством использования своих полномочий не обратил судебное взыскание на неплательщика за такие услуги с целью получения тех средств, которые не были возмещены.

    Кому платить долги, если обанкротилась управляющая компания

    В том случае, если управляющая компания признана банкротом, то долги населения, которые образовались за потребленные услуги, необходимо вносить на ее счета до тех пор, пока задолженность не будет погашена в полном объеме, либо не произойдет ликвидация управляющей компании.

    Средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.

    После того как компания будет ликвидирована, все средства будут направлены на счета компании-преемника, которую выберут собственники помещений в многоквартирном доме, либо на счета созданного ТСЖ или ТСН.

    0
    0

    В случае признания управляющей организации МКД банкротом собственникам помещений в таком доме необходимо принять решение о выборе способа управления МКД. Если решение не принято или не реализовано, проводится открытый конкурс по выбору управляющей организации. До этого прежняя управляющая организация исполняет обязанности по управлению МКД.

    Последствия признания управляющей организации банкротом
    Деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании соответствующей лицензии. Если вступило в силу решение суда о признании управляющей организации банкротом, сведения об МКД, управление которыми осуществлялось такой управляющей организацией, по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 1 ст. 162, ч. 1, 5 ст. 192, ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).
    С даты исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ управляющая организация не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги и выставлять платежные документы потребителям, за исключением ряда случаев (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).
    Так, управляющая организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме до дня (ч. 1, 2 ст. 164, ч. 3 ст. 200 ЖК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2020 N 303-ЭС20-7774 по делу N А24-4011/2019):
    1)возникновения обязательств по управлению МКД у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления;
    2)возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
    3)возникновения обязательств по договорам, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении МКД (например, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и др.);
    4)государственной регистрации ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
    В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об исключении сведений об МКД из реестра лицензий орган государственного жилищного надзора направляет информацию об этом в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 192, ст. 197 ЖК РФ; п. 1, пп. «б» п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289).
    Орган местного самоуправления (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ; п. 5 Правил N 289):
    в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации извещает об этом собственников помещений МКД. Для этого он размещает соответствующую информацию на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на своем официальном сайте в сети Интернет;
    в течение 15 дней со дня получения указанного уведомления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о способе управления МКД.
    Если решение общего собрания о выборе способа управления не принято или не реализовано либо общее собрание не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления отбирает новую управляющую организацию по итогам открытого конкурса. Если открытый конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения открытого конкурса (ч. 4 ст. 161, ч. 5, 6 ст. 200 ЖК РФ).
    Прежняя управляющая организация в течение трех рабочих дней обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

    Последствия введения в отношении управляющей организации процедур банкротства (до признания ее банкротом)
    Введение в отношении управляющей организации процедур в деле о банкротстве, применяемых до признания должника банкротом (в частности, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), не является основанием для расторжения договора управления МКД, если такая организация исполняет надлежащим образом условия указанного договора (п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; ч. 8 ст. 162 ЖК РФ; п. 1 ст. 27 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
    В то же время собственникам помещений в МКД предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, а также принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14).
    Также следует учесть, что, в частности, внешний управляющий наделен правом отказаться от исполнения договора управления МКД в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления, если такой договор препятствует восстановлению платежеспособности управляющей организации или если исполнение управляющей организацией договора управления повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. п. 1, 2 ст. 102 Закона N 127-ФЗ).

    Дата актуальности материала: 06.02.2021

    • Главная
    • Правовые ресурсы
    • Подборки материалов
    • Управление многоквартирным домом в случае банкротства УК

    Управление многоквартирным домом в случае банкротства УК

    Подборка наиболее важных документов по запросу Управление многоквартирным домом в случае банкротства УК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    • Банкротство:
    • Анализ финансового состояния должника
    • Аффилированный кредитор
    • Банкротство гражданина
    • Банкротство ГУП
    • Банкротство залогодателя
    • Показать все

    Еще

    • Банкротство:
    • Анализ финансового состояния должника
    • Аффилированный кредитор
    • Банкротство гражданина
    • Банкротство ГУП
    • Банкротство залогодателя
    • Показать все

    Статьи, комментарии, ответы на вопросы

    Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

    Статья: Управление многоквартирным домом в случае банкротства УК
    (Семенов Д.О.)
    («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 10)«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 10

    Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

    Статья: Дебиторская задолженность управляющей компании в сфере ЖКХ в процедурах банкротства
    (Холоденко Ю.В., Бердников С.С.)
    («Семейное и жилищное право», 2020, N 1)По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, общий размер задолженности как продолжающих ведение хозяйственной деятельности управляющих компаний, так и находящихся в процедурах банкротства составляет более 257 млрд руб. <3>. Одним из лидеров антирекорда по размеру задолженности среди организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, можно назвать ООО «УК «Васко» (дело N А55-32286/2015) <4> с общей суммой неисполненных обязательств перед контрагентами 980 млн руб.

    Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

    По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

    В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей). Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг. В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

    Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

    Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

    Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

    В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

    Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

    В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами. Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

    Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

    При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

    По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

    Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

    Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

    В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

    Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

    Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства. В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

    Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

    5 февраля мы провели онлайн-семинар о банкротстве организаций ЖКХ. Андрей Бежан, у которого за плечами 18-летний опыт по экономическим спорам и банкротстве, подробно рассказал об этой процедуре. Мы считаем, предупреждён – значит, вооружён. Каждой управляющей организации важно ориентироваться в этой теме.

    За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

    За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

    Общие понятия процедуры банкротства

    Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника

    • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
    • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

    → Смотрите видео на нашем YouTube-канале

    Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

    «Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

    «Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

    В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

    К общим признакам банкротства относятся:

    • состав требований;
    • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
    • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

    Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

    Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

    Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

    Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

    Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

    На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

    Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

    Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

    Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

    Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

    Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

    Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

    Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

    О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

    Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

    Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

    Банкротство субъектов рынка ЖКХ

    Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

    По сравнению с финансовыми и страховыми компаниями особенностей можно выделить не много, но они есть:

    1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).

    Не нужно бояться, что деньги, находящиеся на спецсчёте, уйдут на расчёты с кредиторами и ресурсоснабжающей организациями, на налоги. В отношении этих денег установлен специальный режим, они не принадлежат должнику.

    1. Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).

    Если бы не было такой абсолютной защиты от процедуры банкротства, то возможны были бы посягательства на деньги, которые хранятся на счетах регионального оператора.

    1. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии сФедеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ по решению органа Госжилнадзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, которыми управляет лицензиат (п. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

    В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

    Орган ГЖН исключает дома из реестра, но в данном случае нужно помнить про действие статьи 200 ЖК РФ.

    1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

    Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

    Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

    Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

    В следующих статьях мы расскажем о последствиях введения процедуры банкротства. Если вы хотите узнать об этом раньше, смотрите видеозапись онлайн-семинара. Помимо этого из видеозаписи вы узнаете:

    • как предотвратить банкротство после подачи заявления кредитором;
    • как должен вести себя руководитель после введения процедуры банкротства;
    • влечёт ли введение банкротства прекращение деятельности УО по управлению МКД
    • что делать, если вы не согласны с решениями собраний кредиторов и действиями арбитражного управляющего;
    • кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности и каковы риски бывших руководителей компании;
    • как привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности после ликвидации организации;
    • что нужно делать, если в отношении руководителя УО уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности;
    • можно ли снизить риск привлечения к субсидиарной ответственности;
    • какие сделки могут быть оспорены после введения процедуры банкротства и какие риски это влечёт;
    • как можно снизить риски оспаривания сделок в процедуре банкротства.

    Что делать жителям при банкротстве управляющей компании — 5 советов.

    23 Сентябрь 2015

    Сразу скажу — статья написана максимально доступно, умышленно заменял специальные термины на обычные слова для того, чтобы ее могли прочесть и бабушки, и специалисты ЖКХ, и депутаты, а также для примера даны простые и понятные цифры. Зная элементарное — вы уже сможете разобраться со своим домом легко. Для начала давайте разберемся, что вообще привело к банкротству и почему эта тема максимально мягко и тихо звучит со всех уст, хотя должны кричать «Внимание!!!».

    Почему управляющая компания стала банкротом (введена процедура наблюдения)?

    Как правило, управляющие компании собирают плату за жилищно-коммунальные услуги с населения в одном платеже. Вы разом оплачиваете как содержание и ремонт дома (сюда входят: вывоз мусора, уборку подъезда и двора, содержание «аварийки», лифтов, платеж управляющей компании за ее услуги — эти все деньги, ежемесячно «проедаются», но , также, внимание, накопление на будущий ремонт, в среднем около 20% от платежа — эти деньги хранятся в управляющей компании), так и горячую и холодную воду, отопление, канализацию.

    Управляющая компания первую часть (содержание и ремонт) оставляет себе и обязана выполнять добросовестно эти услуги. Вторую часть обязана передать Водоканалу и иным ресурсоснабжающим компаниям (за тепло, горячую воду итд).

    Теперь представим себе обычный дом, 100 абсолютно одинаковых квартир, в которых все жители одинаково потребляют коммунальные услуги (воду, отопление).

    ВСЕ РАСЧЕТЫ НИЖЕ ДАНЫ ДЛЯ ПРИМЕРА, но они покажут наглядно всю проблему.

    Каждая квартира платит, например около 1000 рублей за содержание (вывоз мусора, уборки итд), а также 1000 рублей в сумме за воду и отопление. По опыту собрать 100% платежей практически невозможно, это происходит в редких домах. Собираемость платежей составляет около 90-95% в лучшем случае (в «сложных» домах типа общежитий бывает еле превышает 50%, то есть полобщаги не платят вообще).

    Что происходит на практике? (все цифры, повторюсь, примерные, для простоты понимания!)

    • ОДНА КВАРТИРА: Управляющая компания должна собрать с каждой квартиры 1000 рублей за содержание из которых «проедается» 800 рублей (оплата дворников, аварийки, мусоровозов) и остается в накоплении 200 рублей (на будущие ремонты), а также 1000 рублей за потребленную воду и отопление. Это с одной квартиры. Теперь берем дом.
    • ДОМ ЦЕЛИКОМ: Итого 2000 рублей (1000+1000) с квартиры, а с дома в сумме 2000*100 (квартир) = 200000 в месяц. Из этих 200.000 управляющая компания должна заплатить 80000 дворникам, мусорщикам, аварийщикам итд, 100.000 заплатить за воду и отопление, а 20.000 рублей остается на любые виды ремонта, благоустройство двора и тому подобные вещи (жители сами могут решить на что их потратить на своем собрании).
    • РЕАЛЬНОСТЬ ЗА 1 МЕСЯЦ: на практике не все жители платят. Сбор по дому в среднем около 90-95%. Получается, что из 200.000 начисленных собрали только 180.000, а остальные висят долгом. Из каких денег платить за воду и отопление управляющей компании в Водоканал? А платить нужно. И управляющая скорее всего будет их платить из тех самых 20.000 рублей, которые копили жители и, возможно, потратят на ремонт когда-то в будущем.
    • РЕАЛЬНОСТЬ СПУСТЯ ПОЛГОДА: С каждым месяцем ситуация становится всё более плачевной, а если управляющая компания обслуживает не 1, а 10 или 1000 домов? Долги ежемесячно растут. Рано или поздно это приведет к банкротству. При этом управляющая компания, в которую жители указанного выше в расчетах дома платили свои деньги — по итогу года должна по решению собрания жителей сделать любой вид ремонта (подъездов, двора итд) на сумму 240.000 рублей (20.000 рублей ежемесячно собирали на ремонт * 12 месяцев). Даже если этих денег нет. Она обязана.
    • Закон на стороне жителей, это коммерческие риски управляющей компании в том, что она не может собрать все 100% платежей. На деле управляющая компания под любыми предлогами отказывает жителям в ремонтах и исполнении их протоколов собраний (суд может длиться годами, а компания-банкрот уже ничего, в общем-то, не потеряет).

    Почему вам могут врать в управляющей компании?

    Управляющей компании выгодно собирать все деньги до последнего с вашего дома. До момента ликвидации компании!!! Поэтому до последнего вам могут врать, что даже процедура банкротства — это лишь технические сложности и боятся нечего, в доме всегда будет вода и тепло. Мол домом будут управлять как и раньше.

    Да, управлять будут и воду никто никогда не отключит (вы слышали в новостях хоть раз чтобы зимой где-то отключили в жилом (!) доме отопление за долги?), но накопления на ремонт (те самые ежегодные 240000 рублей в нашем примере) вы рискуете уже никогда не получить, особенно страшно тем домам, у кого накоплены миллионы, а ремонт очень давно не делался. Можно ли это как-то решить? Да и ответ есть, перейдет к следующему пункту.

    Почему об этом могут молчать чиновники или общественники?

    Во-первых, стабильность, лучше хаоса. Чиновники заинтересованы в поддержании стабильности, пусть даже, обманывая или скрывая часть информации. «Ваш дом будут обслуживать до последнего, никто дом не бросит, не бойтесь!!!» — да это так, но накопленные деньги (с ними и ремонт подъезда и двора) вероятно сгорят (пропадут, исчезнут — называйте как хотите)! Об этом молчат все. Более того, если компания уже попала в процедуру банкротства, то, когда вы платите тот же тариф, вы с очень высокой вероятностью потеряете эти самые 20% (или 240000 из нашего примера) и не сможете провести никаких работ в доме (у вас не будет ремонтов, благоустройства, замены труб итд).

    Во-вторых, многие прямо или косвенно заинтересованы в развале большой компании, чтобы подобрать дома на обслуживание в свои аффилированные компании. Забрать дом через процедуру собрания, объяснив и доказав качество услуг — сложно, долго. Забрать дом, зачастую, путем обмана (подпишите здесь или завтра у вас отключат отопление, чего не будет точно!) — гораздо проще.

    В-третьих, многие общественники не скрывают, что хотят в будущем стать политиками, депутатами более высоких органов законодательной власти. Открыто рассказав всю процедуру (и шаги действий) — можно добавить хаоса, это не очень правильно, не политкорректно, да и опасно с точки зрения карьеры. Многие председатели домов (они тоже ведь общественники) имеют хорошие отношения с управляющими компаниями и не хотят эти отношения терять. В общем, тут рассуждать нет смысла, просто в следующий раз когда слушаете очередное выступление и зная уже информацию из данной статьи — делайте выводы. При этом вы уже в ходе этой статьи убедитесь, что если разобраться — можно честно и открыто управлять своим домом и минимизировать риски.

    Что нужно срочно сделать жителям если компанию признают банкротом?

    Эти советы носят рекомендательный характер и помогут вам с минимальными потерями для себя и своего дома выйти из данной ситуации.

    1. Узнать сколько денег на счете дома накоплено к этой дате, а также сколько дом «проедает» ежемесячно по строке «Содеражние и ремонт» — без учета накоплений на ремонт.

    2. Определиться — на что потратить эти деньги: либо сделать какие-то виды ремонта, либо СНИЗИТЬ КВАРТПЛАТУ! — обязательно оформить это протоколом собрания с указанием конкретных дат для исполнения!

    3. Получить результат (либо ремонт, в срок 1-3 месяца, либо снижение тарифа и ежемесячного платежа за ЖКХ). Оттягивать сроки — это как пытаться дать умирающему человеку время чтобы он сказал вам что-то важное потом, например, через полгода или на следующий год.

    4. Выбрать новую управляющую компанию (о том, как выбрать компанию мы подробно рассмотрим в отдельной статье), провести собрание, перейти.

    5. С умом управлять своим домом в будущем.

    Важные примеры!

    Пример №1:
    Жители дома по ул. К., на счете которого было накоплено 4 млн. рублей провели собрание и приняли решение — снизить тариф на «Содержание ремонт» до размера 0,00 рублей на 1 год.
    В год их дом (согласно отчета УК) требует 3,5 млн. рублей на содержание (вывоз мусора, уборки итд). Тем самым жители теперь смогут целый год платить только за потребленную воду и отопление. Логика жителей правильная — платить деньги в компанию-банкрот (в стадии банкротства), при том что на счете дома огромная сумма, особого смысла не имеет.

    • жители потратили накопленные деньги;
    • жители не платили за ЖКХ (содержание и ремонт) целый год.

    Пример №2:
    Жители дома по ул. В., на счет которого было около 0,5 млн рублей, провели собрание и снизили платеж за услуги ЖКХ на величину сбора на ремонт (те самые 20% в нашем примере). Тем самым они платят только за содержание, но не платят деньги в накопление, на счете управляющей компании, которую вот-вот признают банкротом. Бонусом жители получили сокращение платежа на сумму выше, чем их платеж за кап. ремонт региональному оператору. Теперь накопление идет только туда, а 0,5 млн. уже накопленных на счете дома позволят провести любые аварийные работы (заварить трубы, поменять вентиля итд) при необходимости.

    • жители перестали накапливать деньги, которые вряд ли когда смогут получить;
    • жители снизили платеж за ЖКХ.

    Пример №3:
    Жители дома по ул. М., на счете которых было около 3 млн рублей, планировали сделали ремонты в подъездах, когда узнали, что компанию хотят признать банкротом, но доверившись словам «умных людей», что на следующий год всё сделают — ни стали ни проводить собраний, ни менять тарифов. В итоге спустя некоторое время — компания была ликвидирована, жители остались без ремонтов и без накопленных средств (взять с банкрота было нечего, а долги были огромные).

    • жители почувствовали себя в очередной раз обманутыми и кричат об этом на каждом шагу, запинаются в темном подъезде об оторванную холодную батарею, скорее всего, выберут в будущем УК которая будет неэффективно управлять их домом.

    Пример №4:
    Жители дома по ул. М., на счете которых было около 2 млн рублей, планировали сделать ремонты в подъездах, когда узнали, что компанию хотят признать банкротом, долго собирали собрание, в итоге, спустя несколько месяцев принесли протокол с просьбой сделать ремонты в подъездах и установить лавочки для бабушек, а также ограждение от заезда автомобилей к подъездам и детской площадке. Управляющая компания не исполнила их протокол (он был в очереди далеко не первый).

    • жители слишком долго собирались, хотя знали, что нужно делать сразу;
    • скорее всего, почувствовали себя в очередной раз обманутыми и кричат об этом на каждом шагу, бабушки не могут посидеть во дворе, а на детской площадке стоит очередной джип.

    Поэтому, теперь Вы знаете как себя вести, если вашу компанию хотят или уже признают банкротом.

    Образцы и примеры документов общих собраний для скачивания мы выложим чуть позже. Да, для проведения собрания нужно будет собрать подписи жильцов, но это вы сделаете 1 раз, зато потом будете радоваться и жить в доме, где либо низкая квартплата (пусть и всего на год), либо сделан ремонт.

    Управляйте своим домом с умом! Домсканер в этом поможет!

    После этой статьи у вас наверняка появился вопрос: а на чем тогда зарабатывает управляющая компания?
    Да, резонный вопрос задаст каждый читающий эту статью. В «содержании» заложены средства за оплату услуг управляющей компании — это и есть то, что они зарабатывают. Но есть и другие случаи. Ответить здесь однозначно сложно, но на практике, жители выясняют, что компания, которая собирает с жителей деньги на вывоз мусора в сумме х-рублей, платит подрядчику за эту же работу (х-%) рублей, и так по каждой статье. Плюс сам ремонт. Накоплено 240000 рублей в доме на ремонт, управляющая компания предлагает заменить 10 окон в подъездах на эти деньги, а на деле любой другой подрядчик готов за эту же сумму заменить 15-20 окон. Так, с дома по копеечке…

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что делать реквизиты на отдельном листе договор
  • Что делать чтобы время летело быстрее на работе
  • Что делают своими руками для продажи как бизнес
  • Что должен уметь логист в транспортной компании
  • Что должно быть на титульном листе бизнес плана