Молодые люди с правами рискуют остаться пешеходами лет этак до 23: страховые начали отказывать им в оформлении полиса ОСАГО. Проблема, судя по всему, системная
Поделиться
В России набирает силу новая волна кризиса ОСАГО, как несколько лет назад, когда страховые отказывали клиентам в продаже полиса. На этот раз в черный список попали начинающие водители. В нашу редакцию обратилась мама новоиспеченного автомобилиста, которой страховые отказывают в возможности вписать сына в полис. И это несмотря на диковатую стоимость «автогражданки», которая в описанном случае стоит под 30 тысяч рублей. В чём тут подвох, разбирался 74.RU.
Алёна рассказывает свою историю:
— Сын сдал на права в феврале 2021 года, автомобиль у нас небогатый — Hyundai Accent. Полис ОСАГО на нас с мужем стоит в пределах 10 тысяч рублей, но мы понимали, что за сына без стажа вождения придется заплатить больше: выходило под 30 тысяч. И мы готовы были согласиться, но агент нам сразу сказала: «Я не смогу его застраховать, мне откажут в страховых».
Тогда Алёна села на телефон и стала обзванивать компании самостоятельно. Во всех случаях она получила ответ, что купить полис ОСАГО на себя и мужа может без проблем, а вот с «впиской» сына — проблемы.
Страховой шлагбаум: компании снова начинают фильтровать клиентов на выгодных и не очень. Теперь по возрастному принципу
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Мы повторили опыт Алёны и прозвонили несколько популярных страховых в Челябинске — везде получили отказ, где-то более явный, где-то завуалированный. Так, в одной из компаний нам сказали, что сами-то они готовы застраховать 18-летнего водителя, но «система его не пропустит». В другой предложили написать заявление, которое рассмотрят в течение 30 суток без гарантий положительного результата. В качестве альтернативы предложили застраховать нашу жизнь на сумму порядка 7 тысяч рублей, что почему-то сделает проверку менее жесткой. В еще одной компании объяснили, что не могут застраховать «нулевого» водителя, поскольку у него нет страховой истории. А в одном из агентств прямым текстом заявили, что застраховать водителя в возрасте до 23 лет и со стажем менее 3 лет сейчас практически нереально, но предложили всё же попробовать, потому что «иногда везет».
— Да, сейчас это почти общепринятая практика, потому что молодые водители являются самыми проблемными для страховых компаний, — рассказывает директор агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин.
Естественно, такого быть не должно, потому что риски молодости учтены сразу несколькими коэффициентами. Во-первых, это коэффициенты возраста и стажа: разница между опытным пожилым водителем и начинающим более чем двукратная (1,87 против 0,93). Во-вторых, начинающий водитель имеет коэффициент бонус-малус (КБМ) равный единице, тогда как опытный безаварийный автомобилист может довести его до 0,5, если 11 лет проездит без аварий по своей вине. И, наконец, после прошлогодней реформы ОСАГО значительно расширена вилка базового тарифа (2471–5436 рублей), и снова страховые могут нагрузить неудобного им водителя почти двукратной стоимостью. В общей сложности стоимость ОСАГО для нового водителя может в 3–8 раз превышать таковую для опытного. Например, для автора статьи калькулятор «РЕСО-гарантии» предлагает полисы за 7–7,3 тысячи рублей, но добавление 18-летнего водителя без опыта повышает сумму сразу до 25 тысяч.
С бывалыми водителями проще: после реформы ОСАГО стоимость полиса для многих даже снизилась, а проблем с покупкой пока нет
Фото: Илья Бархатов
Поделиться
Почему же при столь высоких «налогах на юность» страховые возобновили практику стоп-листов?
— Потому что аварийность молодых водителей слишком высока, и даже тариф 25–30 тысяч не покрывает сумму возможных компенсаций тем, кто пострадал от их езды, — объясняет логику страховых Кирилл Смолин. — Конечно, для каждой мамы свой ребенок самый золотой и замечательный, но по факту многие молодые водители в первые годы попадают в 3–4 аварии, а сегодня даже легкое ДТП может повлечь ущерб в районе 100–120 тысяч рублей, что делает подобную категорию автомобилистов разорительной для страховых.
Впрочем, в такой позиции страхового сообщества есть некоторая доля лукавства, ведь большая часть опытных клиентов оплачивает полис из года в год и никогда не обращается за выплатами, поэтому баланс нужно считать не по отдельным категориям, а в целом. Практика отказа молодым клиентам порочна еще и потому, что многие из них предпочтут ездить без ОСАГО. При цене полиса 20–30 тысяч рублей штраф в 800 рублей за его отсутствие не кажется существенным. А значит, крайними окажутся водители, машины которых повредят «новобранцы».
Кирилл Смолин рассказывает, как заставить страховую оформить полис на молодого водителя.
— Обращаться к агентам в этом случае бесполезно, потому что они такие же заложники ситуации, — говорит он. — Нужно взять полный набор документов, необходимых для покупки ОСАГО, лично прийти в офис продаж выбранной страховой и попросить оформить полис. В случае любых возражений из серии «компьютер завис» или «система не пускает» спокойно попросить написать письменный отказ с указанием причины.
В большинстве случаев вам оформят полис, а если нет, отказ может быть основанием для жалобы в Российский союз автостраховщиков или Банк России (регулятор рынка ОСАГО). Этот способ, кстати, работает уже не первый год: страховые обязаны продать ОСАГО любому обратившемуся клиенту, а потому предпочитают не доводить до официального отказа.
Мы отправили запросы в Российский союз автостраховщиков, ответ опубликуем после его получения.
Содержание статьи
Показать
Скрыть
Страховая компания не имеет права отказать в заключении договора ОСАГО, так как полис «автогражданки» — это обязательный документ, без него автовладелец не может водить машину. Однако у автовладельцев нередко возникают трудности с оформлением полисов. Разобрались, почему это может происходить, насколько это законно и что делать, чтобы проблем с оформлением ОСАГО не возникало.
Может ли страховая отказать в ОСАГО
Нет, страховая компания не может отказывать клиенту в заключении договора ОСАГО. Однако количество жалоб граждан в Банк России из-за трудностей с оформлением электронных полисов ОСАГО каждый год остается достаточно большим.
Единственные причины, по которым могут возникнуть сложности — некорректно оформленные документы владельца авто или сбой при оформлении полиса в электронном виде.
Причины отказа в страховании автомобиля
ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому формально, если гражданин не оформил полис «автогражданки», то он не имеет права управлять автомобилем. За езду без полиса обязательного автострахования полагается штраф, который составляет 800 рублей. Причем выписывать такие штрафы сотрудники ГИБДД могут хоть каждый день — штрафы могут преследовать водителя весь срок его езды без страховки. Но проблема заключается не только в штрафе: если произойдет ДТП, в котором водитель без полиса окажется виновником, компенсировать ущерб пострадавшей стороне ему придется из своего кармана. Поэтому по закону страховщик обязан заключать договор со всеми водителями вне зависимости от того, соответствует клиент каким-то параметрам или нет. Но страховщикам, разумеется, невыгодно продавать полисы убыточным для них клиентам — то есть тем водителям, которые потенциально могут принести ущерб компании. Поэтому для таких клиентов они назначают премию выше.
Здесь уместно вспомнить о таком понятии, как «скоринг». Термин «скоринг» изначально относился к кредитной сфере. Он означает некую систему оценки заемщика, по которой банк определяет вероятность того, вернет ли клиент кредит. Это понятие также используется и в страховании.
Страховые компании используют различные факторы, по которым оценивают клиентов по ОСАГО на предмет вероятности наступления убытка. Если шанс наступления убытка высокий, то страховые присваивают низкий скорбалл. Чем этот балл выше, тем больше вероятность оформления страховки по более низкой цене.
Что такое скоринг ОСАГО и как увеличить количество выгодных предложений от страховых компаний
Существует ряд причин, по которым скорбалл клиента может быть снижен, а премия может вырасти:
- Недостаточная квалификация водителя. Маленький стаж вождения или просто молодой возраст автомобилиста — это один из факторов для снижения скорбалла в ОСАГО. Сложности могут возникать у водителей со стажем менее трех лет или если самому водителю не исполнилось 25 лет. Цена полиса ОСАГО для такого водителя может быть выше из-за выбранного страховщиком большого значения базового тарифа.
- Несоответствие автомобиля требованиям страховой компании. Чаще всего страховщики неохотно страхуют старые модели, автомобили с большим пробегом, а также праворульные машины: если машина попадет в ДТП, то на СТО могут возникать сложности с поиском нужных для нее деталей.
- История аварий и штрафов водителя.
Страховщик может увеличивать стоимость страховки, если автомобилист часто попадает в аварии. Это определяет показатель коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который рассчитывается индивидуально для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, случившихся по его вине. Именно по этому показателю страховщик прогнозирует, попадете ли вы в новую аварию или нет, и в соответствии с этим может увеличить стоимость полиса, выбрав высокое значение базового тарифа.
Что такое КБМ и как он влияет на цену ОСАГО
- Отсутствие необходимых документов и информации
Это единственная причина для отказа в оформлении ОСАГО, которая находится в рамках правового поля. Если клиент не смог предоставить все необходимые документы для заключения договора или не дает осмотреть свой автомобиль, страховая может отказать в заключении договора ОСАГО. При этом страховая компания должна оформить официальный отказ на бумаге и отправить копию в Банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА).
Как избежать отказа в страховке
Единственная законная причина для отказа в оформлении ОСАГО — некорректно заполненные данные водителя и автомобиля. Поэтому чтобы избежать отказа в страховке, всегда внимательно проверяйте данные, которые вы вносите в анкету.
Подготовка документов и информации для страховой компании
Для того чтобы оформить полис ОСАГО онлайн, вам потребуется минимальный набор документов. Чтобы не возникло сложностей и задержек в процессе оформления, достаточно проследить за корректностью введенных данных. На калькуляторе ОСАГО Банки.ру вы можете оформить ОСАГО с выгодой до 74% в ведущих российских страховых компаниях. Из документов вам потребуются:
- Паспортные данные.
- Данные о водительских правах всех лиц, которые будут управлять автомобилем.
- Данные о машине: ПТС или СТС.
Соблюдение правил дорожного движения и предотвращение аварий
Для того чтобы полис ОСАГО стоил меньше, необходимо улучшать свой стиль вождения, что повлияет на показатель коэффициента «бонус-малус». Обновление значения КБМ происходит каждый год 1 апреля. То есть если в течение года по вине водителя произойдет авария, то она будет учитываться в расчете КБМ уже на следующий период. Узнать свой реальный КБМ можно на сайте РСА. Максимальное значение этого показателя может доходить до 3,92 — во столько раз подорожает ваш ОСАГО по сравнению с базовым тарифом.
Выбор страховой компании с учетом требований и рекомендаций
Онлайн-калькулятор Банки.ру быстро ранжирует страховщиков по нужным вам критериям. А в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру можно прочитать отзывы других клиентов о страховщиках и найти наиболее подходящую вам компанию.
Что делать, если вам все-таки отказали в покупке ОСАГО
Проверка причин отказа и возможных способов их устранения
Если вы предоставили все необходимые документы, но вам все равно отказали в страховке, то необходимо сделать следующее:
- Получить письменный отказ от сотрудника компании или зафиксировать неудачную попытку покупки полиса на видео или фото. Узнать имя и фамилию сотрудника, который не продал вам полис. Обратиться к вышестоящему начальству.
- Если это не помогло, то с этими данными можно направить жалобу в Банк России и в РСА, а позже обратиться в суд.
Обращение к другой страховой компании или поиску альтернативных вариантов страхования
Если вы не можете получить услугу у определенного страховщика, то можно обратиться в другую страховую компанию — онлайн-калькулятор чаще всего предлагает несколько альтернативных вариантов.
Обратите внимание!
- Если оформить полис онлайн не получается — при оформлении наблюдаются технические сбои, проблемы с введением кодов или система не дает прикрепить нужные документы, подождите некоторое время и повторите попытку.
- Если вы оформляете полис у конкретного страховщика и сайт так и не заработал, идите в офис страховщика и добивайтесь письменного отказа.
- При навязывании дополнительных услуг или явном завышении стоимости полиса требуйте расшифровку установленных вам надбавок и направляйте жалобу в РСА и Банк России.
- Обязательно оставьте отзыв о неправомерных действиях страховой компании в Народном рейтинге страховых компаний на Банки.ру.
Если полис все-таки не удалось купить вовремя, то никаких санкций в отношении водителя за разрыв периода страхования не будет. Самое главное — не использовать автомобиль без полиса ОСАГО и оформить полис в другой страховой компании.
Заключение
Помните, что страховщик имеет право отказать водителю в оформлении полиса ОСАГО только в трех случаях:
- Если автомобилист не предоставил полный пакет документов или не дал осмотреть свой автомобиль.
- Если вы оформляете полис на сайте страховщика, который действительно не работает для всех клиентов и из-за технического сбоя оформление полисов приостановлено.
- Если вы оформляете полис в офисе, у страховщика закончились физические бланки для оформления полиса, а онлайн-сервис не работает.
В остальных случаях страховщик обязан по закону продать вам страховку. На возможность купить полис никак не должны влиять ни стаж водителя, ни его возраст, ни пробег или марка автомобиля, ни аварийность автомобилиста.
Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе
Автомобилисты из категории «невыгодных» жалуются на невозможность купить полис ОСАГО даже в электронном виде
Поделиться
В России, похоже, повторяется ситуация пятилетней давности: оформить полис ОСАГО снова удается далеко не всем, а перед офисами страховых компаний растягиваются многочасовые очереди. При этом использование автомобиля без обязательной страховки запрещено, более того, ГИБДД начала затягивать гайки в этом вопросе, подтвердив законность ареста «безосажных» водителей. С чем связан очередной кризис и как все-таки оформить полис, мы спросили у экспертов.
Сразу несколько читателей прислали свои истории в редакцию 74.RU. Один из них не может оформить страховку на сына, другой столкнулся с этой же проблемой, потому что сам имеет низкий стаж — чуть более трех лет (при возрасте 36 лет). В третьем случае автомобилист не может застраховать грузовой автомобиль, а четвертый обратившийся имеет повышенный коэффициент бонус-малус (КБМ). Расскажем историю последнего, потому что в целом все ситуации похожи.
— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.
В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.
— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.
Тогда Андрей попытался купить полис через интернет (так называемое электронное ОСАГО), но и тут не срослось: дойдя до определенного шага, система зависала. Он обратился в другие страховые, но результат оказался похожим. Автовладелец оформил письменную претензию и отвез в офис «АСКО-Страхования», но ответа пока не получил.
Попытка купить полис через онлайн-агрегатор успеха не принесла: система перманентно выдавала сообщение, что страховая не ответила на запрос
Скриншот: читатель 74.RU
Поделиться
— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.
Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.
Мы обратились за комментарием в компанию «АСКО-Страхование», где описанные трудности назвали лишь частными случаями.
— У компании «АСКО-Страхование» десять офисов для работы с клиентами, и да, периодически в том или ином офисе возникает наплыв автомобилистов, поэтому мы советуем пользоваться сайтом и заранее уточнять, в каком офисе свободно, — сообщил представитель компании.
Что касается сбоев в работе программы, то с «невыгодностью» клиента они не связаны:
— Да, к сожалению, случаются программные сбои, и, если они на нашей стороне, мы стараемся устранить их максимально быстро, — объяснили в «АСКО-Страховании». — Но бывают сбои и в работе с базой данной РСА, и здесь мы зачастую ничего не можем сделать. Но проблема не носит системного характера — это просто временные сложности.
Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.
По мнению директора «Центра страхования» Кирилла Смолина, проблема всё же носит системный характер и продолжает усугубляться:
— Во многих страховых сегментация клиентов на «выгодных» и «невыгодных» встречалась и раньше, но «АСКО-Страхование» до последнего времени работала мягче, страхуя всех обратившихся, включая «токсичные» категории вроде таксистов и водителей грузовиков, — говорит специалист. — Видимо, недавно компания изменила подходы и теперь стремится тем или иным образом отсечь часть клиентов, которые имеют невыгодные с точки зрения страховой статистики параметры.
Помимо специфических категорий (мотоциклисты, таксисты, владельцы коммерческого транспорта), в список «невыгодных» чаще всего попадают неопытные и аварийные водители. Проблема существует не первый месяц: например, вот история молодого автомобилиста, которого бортанули страховые. Зачастую не спасает и электронное оформление полиса, которое всё равно идет через сайт страховой компании, позволяя ей отсечь «невыгодного» клиента с помощью ряда уловок (например, поймав его не несоответствии тех или иных параметров в базе данных).
Кирилл Смолин считает, что проблема связана с очередным витком борьбы страховых за повышение тарифов. Если не принять мер, может вернуться практика продажи ОСАГО «невыгодным» клиентам только в пакете с другими продуктами страховых.
Напомним, что страховая компания не вправе отказать клиенту в продаже полиса и может лишь установить для отдельных, «невыгодных» категорий повышенный базовый тариф (но в пределах коридора 2471–5436 рублей).
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:
— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.
Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.
Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.
Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии 8-800-250-40-72 (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.
Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.
Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.
Для борьбы с нездоровой ситуацией было принято несколько мер, в частности, электронная продажа полисов и очень спорная система «Единый агент». Для борьбы с навязанными страховками жизни или имущества Банк России ввел период охлаждения, позволяющий в течение 14 суток расторгнуть ненужный договор.
Ситуация на рынке более-менее стабилизировалась, но реформа ОСАГО продолжилась. В 2017 году состоялся переход на «натуральное ОСАГО», когда приоритетной формой компенсации ущерба стало направление на ремонт. В 2019 году для решения участившихся споров между клиентами и страховыми добавили новую инстанцию — финансового омбудсмена. При оформлении мелких ДТП приоритетным способом стал европротокол — лимит выплат подняли до 400 тысяч, а саму процедуру упростили.
Для фундаментального решения проблем с доступностью ОСАГО власти выбрали путь «либерализации» процедуры: если в нулевых годах стоимость полиса определялась самим законом об ОСАГО, то постепенно появился тарифный коридор, что позволило страховым гибче подходить к тарификации разных групп клиентов. В 2020 году тарифная вилка была расширена и сейчас составляет 2471–5436 рублей. Кроме того, власти ввели более детальную сетку коэффициентов, например возраста и стажа, что должно было снять проблему молодых водителей. На практике же даже возросшие тарифы не сделали ОСАГО полностью доступным, а значит, стоит ждать очередного витка «либерализации» (то есть повышения) ставок.
Страховая компания не имеет права отказать в заключении договора ОСАГО, так как полис «автогражданки» — это обязательный документ, без него автовладелец не может водить машину. Однако у автовладельцев нередко возникают трудности с оформлением полисов. Разобрались, почему это может происходить, насколько это законно и что делать, чтобы проблем с оформлением ОСАГО не возникало.
Может ли страховая отказать в ОСАГО
Нет, страховая компания не может отказывать клиенту в заключении договора ОСАГО. Однако количество жалоб граждан в Банк России из-за трудностей с оформлением электронных полисов ОСАГО каждый год остается достаточно большим.
Единственные причины, по которым могут возникнуть сложности — некорректно оформленные документы владельца авто или сбой при оформлении полиса в электронном виде.
Причины отказа в страховании автомобиля
ОСАГО — это обязательный вид страхования, поэтому формально, если гражданин не оформил полис «автогражданки», то он не имеет права управлять автомобилем. За езду без полиса обязательного автострахования полагается штраф, который составляет 800 рублей. Причем выписывать такие штрафы сотрудники ГИБДД могут хоть каждый день — штрафы могут преследовать водителя весь срок его езды без страховки. Но проблема заключается не только в штрафе: если произойдет ДТП, в котором водитель без полиса окажется виновником, компенсировать ущерб пострадавшей стороне ему придется из своего кармана. Поэтому по закону страховщик обязан заключать договор со всеми водителями вне зависимости от того, соответствует клиент каким-то параметрам или нет. Но страховщикам, разумеется, невыгодно продавать полисы убыточным для них клиентам — то есть тем водителям, которые потенциально могут принести ущерб компании. Поэтому для таких клиентов они назначают премию выше.
Здесь уместно вспомнить о таком понятии, как «скоринг». Термин «скоринг» изначально относился к кредитной сфере. Он означает некую систему оценки заемщика, по которой банк определяет вероятность того, вернет ли клиент кредит. Это понятие также используется и в страховании.
Страховые компании используют различные факторы, по которым оценивают клиентов по ОСАГО на предмет вероятности наступления убытка. Если шанс наступления убытка высокий, то страховые присваивают низкий скорбалл. Чем этот балл выше, тем больше вероятность оформления страховки по более низкой цене.
Существует ряд причин, по которым скорбалл клиента может быть снижен, а премия может вырасти:
- Недостаточная квалификация водителя. Маленький стаж вождения или просто молодой возраст автомобилиста — это один из факторов для снижения скорбалла в ОСАГО. Сложности могут возникать у водителей со стажем менее трех лет или если самому водителю не исполнилось 25 лет. Цена полиса ОСАГО для такого водителя может быть выше из-за выбранного страховщиком большого значения базового тарифа.
- Несоответствие автомобиля требованиям страховой компании. Чаще всего страховщики неохотно страхуют старые модели, автомобили с большим пробегом, а также праворульные машины: если машина попадет в ДТП, то на СТО могут возникать сложности с поиском нужных для нее деталей.
- История аварий и штрафов водителя.
Страховщик может увеличивать стоимость страховки, если автомобилист часто попадает в аварии. Это определяет показатель коэффициента «бонус-малус» (КБМ), который рассчитывается индивидуально для каждого водителя на основе данных о страховых выплатах по ДТП, случившихся по его вине. Именно по этому показателю страховщик прогнозирует, попадете ли вы в новую аварию или нет, и в соответствии с этим может увеличить стоимость полиса, выбрав высокое значение базового тарифа.
- Отсутствие необходимых документов и информации
Это единственная причина для отказа в оформлении ОСАГО, которая находится в рамках правового поля. Если клиент не смог предоставить все необходимые документы для заключения договора или не дает осмотреть свой автомобиль, страховая может отказать в заключении договора ОСАГО. При этом страховая компания должна оформить официальный отказ на бумаге и отправить копию в Банк России и Российский союз автостраховщиков (РСА).
Как избежать отказа в страховке
Единственная законная причина для отказа в оформлении ОСАГО — некорректно заполненные данные водителя и автомобиля. Поэтому чтобы избежать отказа в страховке, всегда внимательно проверяйте данные, которые вы вносите в анкету.
Подготовка документов и информации для страховой компании
Для того чтобы оформить полис ОСАГО онлайн, вам потребуется минимальный набор документов. Чтобы не возникло сложностей и задержек в процессе оформления, достаточно проследить за корректностью введенных данных. На калькуляторе ОСАГО Банки.ру вы можете оформить ОСАГО с выгодой до 74% в ведущих российских страховых компаниях. Из документов вам потребуются:
- Паспортные данные.
- Данные о водительских правах всех лиц, которые будут управлять автомобилем.
- Данные о машине: ПТС или СТС.
Соблюдение правил дорожного движения и предотвращение аварий
Для того чтобы полис ОСАГО стоил меньше, необходимо улучшать свой стиль вождения, что повлияет на показатель коэффициента «бонус-малус». Обновление значения КБМ происходит каждый год 1 апреля. То есть если в течение года по вине водителя произойдет авария, то она будет учитываться в расчете КБМ уже на следующий период. Узнать свой реальный КБМ можно на сайте РСА. Максимальное значение этого показателя может доходить до 3,92 — во столько раз подорожает ваш ОСАГО по сравнению с базовым тарифом.
Выбор страховой компании с учетом требований и рекомендаций
Онлайн-калькулятор Банки.ру быстро ранжирует страховщиков по нужным вам критериям. А в Народном рейтинге страховых компаний Банки.ру можно прочитать отзывы других клиентов о страховщиках и найти наиболее подходящую вам компанию.
Что делать, если вам все-таки отказали в покупке ОСАГО
Проверка причин отказа и возможных способов их устранения
Если вы предоставили все необходимые документы, но вам все равно отказали в страховке, то необходимо сделать следующее:
- Получить письменный отказ от сотрудника компании или зафиксировать неудачную попытку покупки полиса на видео или фото. Узнать имя и фамилию сотрудника, который не продал вам полис. Обратиться к вышестоящему начальству.
- Если это не помогло, то с этими данными можно направить жалобу в Банк России и в РСА, а позже обратиться в суд.
Обращение к другой страховой компании или поиску альтернативных вариантов страхования
Если вы не можете получить услугу у определенного страховщика, то можно обратиться в другую страховую компанию — онлайн-калькулятор чаще всего предлагает несколько альтернативных вариантов.
Обратите внимание!
- Если оформить полис онлайн не получается — при оформлении наблюдаются технические сбои, проблемы с введением кодов или система не дает прикрепить нужные документы, подождите некоторое время и повторите попытку.
- Если вы оформляете полис у конкретного страховщика и сайт так и не заработал, идите в офис страховщика и добивайтесь письменного отказа.
- При навязывании дополнительных услуг или явном завышении стоимости полиса требуйте расшифровку установленных вам надбавок и направляйте жалобу в РСА и Банк России.
- Обязательно оставьте отзыв о неправомерных действиях страховой компании в Народном рейтинге страховых компаний на Банки.ру.
Если полис все-таки не удалось купить вовремя, то никаких санкций в отношении водителя за разрыв периода страхования не будет. Самое главное — не использовать автомобиль без полиса ОСАГО и оформить полис в другой страховой компании.
Заключение
Помните, что страховщик имеет право отказать водителю в оформлении полиса ОСАГО только в трех случаях:
- Если автомобилист не предоставил полный пакет документов или не дал осмотреть свой автомобиль.
- Если вы оформляете полис на сайте страховщика, который действительно не работает для всех клиентов и из-за технического сбоя оформление полисов приостановлено.
- Если вы оформляете полис в офисе, у страховщика закончились физические бланки для оформления полиса, а онлайн-сервис не работает.
В остальных случаях страховщик обязан по закону продать вам страховку. На возможность купить полис никак не должны влиять ни стаж водителя, ни его возраст, ни пробег или марка автомобиля, ни аварийность автомобилиста.
Банки.ру проанализировал отзывы в «Народном рейтинге» и выявил десять основных приемов, с помощью которых страховая компания избегает заключения договора ОСАГО. Большая часть из них законны, но встречаются и совершенно абсурдные поводы для отказов.
Пинг-понг… клиентом
Обязательное страхование гражданской ответственности водителя авто, которое изначально воспринималось как мощный толчок для развития рынка страхования в России, спустя 14 лет превратилось в свою противоположность. Из 200 компаний-автостраховщиков осталось менее 60, даже крупные и более-менее стабильные компании сдают портфели на ОСАГО. А те, кто остался на рынке, играют в пинг-понг страхователями, чтобы уберечься от растущих убытков и избежать судьбы недавнего лидера рынка.
По данным Российского союза страховщиков (РСА), в январе — июле 2017 года объем начисленных премий по ОСАГО составил 130,242 млрд рублей, сократившись на 3% к аналогичному периоду прошлого года, а сумма выплат за тот же период увеличилась на 27% — до 112,545 млрд рублей. Число урегулированных случаев выросло за год на 62 тыс. на фоне снижения числа аварий, по данным ГИБДД.
«По информации, которую мы получаем по линии ГИБДД, мы видим хороший тренд, что количество аварий снижается. Однако страховщики отмечают рост урегулированных случаев, что противоречит здравому смыслу. Причиной мы считаем активность мошенников на этом рынке, которые предоставляют фальсифицированные документы по ДТП, которых на самом деле не было. Особенно такая практика распространена при урегулировании случаев в рамках европротокола», — отмечает президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
С введением обязательности e-ОСАГО с доступностью стало получше (всего продано более 3,9 млн электронных полисов). Однако клиенты страховых или те, кто хотят ими стать, в один голос жалуются на то, что компании используют любые возможности, чтобы уменьшить свою долю на этом рынке. Причем уже не только за счет нежелательных клиентов. Бывшему лидеру рынка — в конце августа перешедшей под контроль Центробанка компании «Росгосстрах» удалось за год, с июня 2016 по июнь 2017 года, снизить свою долю на рынке ОСАГО с 31% до 12%.
Итак, что делают страховые компании, чтобы вам не достался полис ОСАГО.
1. Имитация или организация технических сбоев
При продаже е-ОСАГО страховщики, которые обязаны обеспечить бесперебойность работы сервиса, все равно умудряются организовывать «технические сбои». Таким образом, страхователь перекидывается на другую компанию. В результате он может заключить договор со случайно выбранной страховой компанией либо вообще уходит с сайта страховой компании. Разработанная РСА и запущенная в июле система «E-Гарант», когда при технических сбоях на сайте страховщика договор на ОСАГО заключается и оплачивается через сайт РСА, безусловно, ситуацию с доступностью полисов улучшила. Но уже появились жалобы и на саму систему гарантирования.
Иногда доходит до смешного, когда круг замыкается и система перенаправляет человека на тот же сайт, куда он изначально обращался. Это, конечно, явный сбой системы. Интересно, что и сотрудники офлайн-офисов компаний — по отзывам несостоявшихся клиентов, очень часто ссылаются на неработающую программу. Справедливости ради нужно отметить, что при одновременном обращении к базе РСА сотен и тысяч клиентов система действительно дает сбои: она изначально не была рассчитана на такую нагрузку.
Также множество жалоб страхователей на не проходящие платежи, не приходящие на почту полисы, невнесение оплаченного договора в базу РСА — можно отнести к техническим сбоям.
2. Нечитаемая капча
В этом случае формально технического сбоя нет, клиент никуда не перекидывается. Он с маниакальным упорством старается угадать, какие символы нужно ввести, обновляет страницу, снова пытается, снова не попадает. И так до тех пор, пока не лопается терпение. Самую неожиданную жалобу на нашем портале оставил клиент, которому сайт выдал черную капчу на черном фоне.
3. «Хитрый» СМС-пароль
Некоторые страховые компании ухитряются присылать клиенту такие пароли, которые ввести в принципе невозможно, так как в них есть буквы и латиницей, и кириллицей. Угадать, где какие, невозможно — только методом тыка, извините, подбора. Но времени «жизни» пароля на доведение этого увлекательного процесса до конца, как правило, не хватает. Разновидность этой методики «отворота» — клиенту просто не приходит код подтверждения электронной подписи.
4. Длительная проверка автомобиля
По закону страховая не может никому отказать в заключении договора на ОСАГО. Но зато можно сделать так, чтобы клиент ушел и не вернулся. Например, проводить проверку сроком от пяти до 30 дней. Такой прием практикуется, например, применительно к новым клиентам — мы все помним, что без полиса ОСАГО машину на учет не поставишь. Поэтому вряд ли автовладелец будет ждать конкретного страховщика 30 дней. Тем же методом страховые отваживают тех, кто ранее имел даже небольшие аварии даже не по своей вине и судился за выплаты.
5. «Накручивание» ценника в офисе компании
Посетительница сайта Банки.ру из Екатеринбурга оставила в «Народном рейтинге» не отзыв, а буквально крик души: страховая компания, в которой она являлась клиентом с 2014 года, при попытке продлить полис ОСАГО «заломила» цену в 35 тыс. рублей (при рассчитанной на сайте РСА цене страховки в 8 400 рублей), пояснив, что «система так считает». (В принципе, при определенном сочетании повышающих коэффициентов такое возможно.) Клиентка, естественно, от такой услуги отказалась и затем на протяжении месяца безуспешно пыталась оформить электронный полис. «Хоть с бубнами ходи возле компа, все будет безрезультатно! В офисах ценник накручивают в разы. Что делать и как оформить полис, уже не представляю!» — написала читательница.
6. Закончились бланки
И бумажные, и электронные бланки действительно могут закончиться, так как Российский союз автостраховщиков выдает страховым компаниям квоты (лимиты) на бумажные и электронные полисы, контролируя тем самым количество продаваемых страховок ОСАГО. Сделано это для того, чтобы бланки строгой отчетности не «терялись» и не возникали потом в виде поддельных полисов, по которым придется платить тому же РСА.
Теоретически компания может досрочно исчерпать заявленную квоту на продажу полисов e-ОСАГО и не заметить этого. Проверить, так ли оно на самом деле в вашем случае, к сожалению, невозможно.
7. Ограниченное время работы представителя / запись на месяц вперед
Это, пожалуй, одна из самых распространенных «фишек» страховых, которые не хотят отказываться от лицензии на ОСАГО, но в то же время не стремятся набирать новый портфель. Клиент из Магадана после многократных попыток купить e-ОСАГО в «Росгосстрахе», ВСК, «Ингосстрахе», «СОГАЗе, «Энергогаранте», «Геополисе», «Стерхе», «АльфаСтраховании» нашел-таки офис компании, в которой и бланки были, и программа работала, и оформить полис можно было без записи. Но требовалось явиться в будний день с 10:00 до 12:00. Как выяснил страхователь из Краснодара, за деньги в карман менеджера можно договориться об удобном для вас времени приема.
Оказалось, что два рабочих часа в день — это еще гуманный вариант. Иногда менеджеры страховой компании могут и вовсе оказаться «неуловимыми Джо» из старой шутки — с тем отличием, что их все-таки много кто пытается поймать. Страховательница из Хабаровска жалуется, что офис «работает по желанию сотрудников» и часто закрыт «по техническим причинам» — ей ни разу не удалось застать там живых людей. Дозвониться в офис также практически невозможно. Клиентка заказала обратный звонок, но ей никто не перезвонил.
8. «Где заключали договор, туда и идите»
Подобный «аргумент Сбербанка» применяют сотрудники офисов страховых компаний при попытке клиента очно продлить полис ОСАГО или перейти из другой компании.
Вариацией на тему может стать направление на осмотр машины по месту регистрации или просто туда, куда страховщику вздумается. «При личном обращении в указанный офис компании получил предложение предъявить машину на осмотр аж… В ТРОИЦК!!! Это что?! В Троицке супермегакомпетентный центр?!» — написал в «Народном рейтинге» Банки.ру страхователь из Москвы. Другой клиент, проживающий в Мичуринском районе Москвы (на западе), был направлен на осмотр на Ферганскую улицу (дальний восток столицы). Но и там ему не повезло.
«Заезжаю в офис на Мичуринском. Там мне самым наглым образом заявляют, что со вчерашнего дня пришел из центрального офиса бо-о-ольшой пакет распоряжений и теперь все отечественные машины страхуют только в центральном офисе. Но офис на Ферганской — это не центральный, а обычный доп. офис, — рассказывает клиент. — Отвечают, что кто писал СМС — раздолбай. Не подумал, что пишет. Звоню на горячую линию. Отвечают, что ничего знают, если центральный написал на Ферганскую, туда и езжайте. Говорю, что сотрудник Ферганской посылает в офис на Мичуринский… Ничего ответить не могут. Хотя если есть решение не проводить осмотр, то, значит, оформление должно быть в любом офисе».
В законе говорится, что «место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон». То есть вы можете потребовать проводить осмотр по месту жительства. Если соглашение не достигнуто, то осмотр не проводится. Это стоит иметь в виду, если вас тоже будут посылать в… Троицк.
9. «Жизнь» с андеррайтингом в нагрузку
Страховательница из города Киржача Владимирской области специально приехала по месту оформления предыдущего полиса, чтобы его продлить (см. предыдущий пункт). В итоге ее направили к «своему» менеджеру, который в прошлом году оформлял полис, но, увы, уже не работает в этом офисе. В ходе телефонного разговора со «своим» менеджера клиентка выяснила две занятные вещи: ей нужно приехать в другое время (из другого города!) и она обязана приобрести «в нагрузку» полис страхования жизни. «Менеджер сказала, что если я откажусь, то она не будет оформлять мне полис! Другие сотрудники сообщили, что, если я буду оформлять полис у другого менеджера, мой полис уйдет на андеррайтинг (смешно!!)», — пишет посетительница портала Банки.ру.
Большинству клиентов наверняка понятно, что в данном случае он ничего никому не обязан: ни обращаться к тому же менеджеру, ни приезжать в другой день, ни тем более приобретать дополнительные услуги страховой компании, ни — боже упаси — проходить скоринг или андеррайтинг. Так как базовый тариф варьируется в рамках довольно узкого коридора, а дальше корректируется несколькими коэффициентами, которые невозможно трактовать двояко. Посмотреть коридор тарифа по вашему автомобилю и допущенным к управлению лицам можно на сайте РСА. Отказать клиенту, ссылаясь на то, что он «плохой», страховая компания права не имеет.
10. Нет справки с места работы
Пользователь из города Северска столкнулся с совершенно неожиданной проблемой: специалист страховой компании отказалась продлевать договор, потребовав… справку с места работы. Тем самым нарушив пункт 3 статьи 15 федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», где указан перечень предоставляемых документов. На поданную через сайт страховой компании жалобу пришел ответ от руководителя отделения с рекомендацией обратиться в филиал другого города или оформить договор онлайн.