При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ
- Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ
- Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях
- Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
- Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
- Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики
Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ может быть инициировано как участником закупочной процедуры, так и ее организатором. Причины уклонения могут быть разные, как и последствия нарушения положений закона: от рассмотрения дела в суде, до включения участника в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако у участника есть возможность если не уклониться, то потянуть время до заключения договора. В любом случае рекомендуется изучить опыт других оказавшихся в такой ситуации. Достаточно проанализировать судебную практику.
Случаи признания уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ
После проведения тендера выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия исполнения заказа, инициатором которого является бюджетное учреждение любого уровня. С ним заказчик подписывает договор на поставку в соответствии с теми условиями, которые были изложены в документации по закупке и в предложении самого потенциального поставщика. Все положения контракта также должны соответствовать нормам закона.
Если договор в итоге не был подписан по вине победителя электронной процедуры, то в соответствии со ст. 83.2 Федерального закона о контрактной системе можно говорить о его уклонении от заключения контракта по 44-ФЗ.
Данный факт признается по таким основаниям:
- Заказчик направил исполнителю подписанный контракт, но не получил его назад в установленные законом сроки с подписью уполномоченного лица.
- Исполнитель не оформил протокол разногласий (ч. 4 ст. 83.2 44-ФЗ).
- Исполнитель нарушил положения ст. 37 44-ФЗ, когда по итогам конкурсной процедуры стоимость контракта оказалась на 25 % ниже НМЦК.
Если наступают указанные выше обстоятельства, то заказчик обязан закрепить факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ протоколом не позже следующего рабочего дня. Протокол должен включать информацию о месте и дате его оформления, сведения об уклонившемся победителе и причине, послужившей основанием признания факта. Последний пункт подтверждается документально, а в протоколе дается ссылка на соответствующий документ. Протокол должен быть опубликован в Единой информационной системе.
Ответственность за уклонение от заключения контракта 44-ФЗ
В сфере госзакупок случаются и факты уклонения заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ. В этом случае у победителя конкурсной процедуры есть право через суд в принудительном порядке обязать инициатора закупки подписать договор.
Потенциальный подрядчик, отказавшийся подписывать контракт, должен быть готов к следующим последствиям:
- Заказчик взыщет причиненный ему ущерб.
- Сумма обеспечения заявки возвращена не будет.
- Возникнет административная ответственность в виде штрафа.
- Победитель конкурса попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
Уклонение исполнителя от заключения контракта по 44-ФЗ может привести к тому, что процедура выбора поставщика (конкурс, аукцион и т. д.) признается несостоявшейся. В этом случае у заказчика есть право компенсировать свои издержки на проведение тендера за счет такого участника. Кроме того, вполне законным будет удержание обеспечения заявки. Административная ответственность уклонившегося победителя в виде штрафа 50 000 рублей возникает на основании ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Уклонением от заключения контракта по 44-ФЗ является не только факт непосредственно неподписания документа. Если исполнитель опоздает с отправкой заказчику надлежащим образом оформленного договора либо пакет документации окажется неполным, это также квалифицируется как уклонение. Сюда же относится невыполнение победителем требования о предоставлении обеспечения контракта.
Самой большой неприятностью, ожидающей участника, уклонившегося от заключения контракта, является его занесение в реестр недобросовестных поставщиков. Это фактически перекрывает ему возможность в дальнейшем принимать участие в тендерах. Государственные заказчики не хотят иметь дело с такими поставщиками и прямо указывают об этом в конкурсной документации.
Возможно ли уклонение участника от заключения контракта 44-ФЗ на законных основаниях
Что делать победителю конкурса, если он не собирается уклоняться от подписания контракта, но по объективным причинам не может уложиться в отведенные сроки – 5 дней с момента направления ему документа? На законных основаниях выиграть немного времени поможет протокол разногласий.
Регламент оформления протокола разногласий установлен в ст. 83.2 ФЗ № 44. В соответствии с ним документ может быть оформлен в пятидневный срок после того, как заказчик опубликует в ЕИС проект контракта. Исполнитель выкладывает протокол в ЕИС, излагая в нем суть своих претензий по договору, удостоверяет его усиленной электронной подписью уполномоченного должностного лица. Закон разрешает по каждому контракту опубликовать один протокол разногласий.
В протоколе должна быть указана конкретная информация, с которой не согласен победитель тендера. Это могут быть следующие моменты:
- несоответствие содержания контракта положениям конкурсной документации и (или) извещению о закупке;
- несоответствие условий договора предложениям участника, изложенным в заявке.
В протоколе должны быть указаны конкретные пункты проекта и их редакция, предлагаемая исполнителем.
Заказчик рассматривает протокол и корректирует проект контракта в соответствии с предложениями подрядчика. Исправленная версия размещается в ЕИС. Если же организатор закупки не согласен с предложениями исполнителя, то он публикует прежнюю версию проекта контракта и документ, в котором обосновывает причины своего отказа. После этого победителю тендера дается три рабочих дня на подписание договора.
Внесение участника в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
Итак, конкурсная процедура проведена, победитель определен, но контракт по его вине не подписан в установленный срок. Для участника тендера такое действие расценивается как уклонение от заключения контракта по 44-ФЗ, в результате чего юридическое лицо (сведения о самой организации и управляющих ею должностных лицах) попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
Насколько серьезна такая мера? Этот реестр – своего рода черный список компаний, с которыми большинство заказчиков в сфере госзакупок дела вести не хотят. В большинстве случаев тендерная документация содержит требование о том, чтобы участники не числились в качестве недобросовестных поставщиков. Хотя заказчика никто не обязывает непременно устанавливать подобное требование, но реестр для того и ведется, чтобы не допустить ненадежных исполнителей к участию в госзакупках. Поэтому почти нереально найти тендер, где в документации не предусмотрено данное условие.
Неподписание контракта победителем вовсе не означает, что его тут же автоматически занесут в реестр. Поэтому участник может принять кое-какие меры, чтобы не попасть в этот список.
Чтобы признать факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ, заказчик обязан прежде всего направить информацию в территориальный орган ФАС. Затем в последующие 10 рабочих дней назначается заседание комиссии, которая должна разобраться в обстоятельствах дела. Обе стороны приглашаются на заседание и имеют возможность объяснить свою позицию.
Если уведомление победителю тендера было направлено с какими-либо нарушениями или его вообще не пригласили на заседание, то компания имеет хорошие шансы опротестовать в арбитражном суде решение о занесении ее в реестр. Но это только в том случае, если участник сам не виноват в том, что уведомление до него не дошло. Например, им допущена ошибка в контракте – указан неверный адрес, на которой и было направлено уведомление.
Советы, как избежать внесения в РНП при уклонении от заключения контракта 44-ФЗ
Факт уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ рассматривается на комиссии ФАС. Победитель тендера должен защитить свою позицию и объяснить, по какой причине он не смог подписать договор в соответствии с требованиями закона. Ему нужно привести аргументы в пользу того, что его поведение нельзя считать недобросовестным, он сделал все от него зависящее, чтобы подписать контракт.
В подтверждение своих слов компания должна предоставить документы в максимально возможном количестве. Если на заседании комиссии победитель тендера заявит о том, что никаких препятствий для надлежащего оформления и исполнения договора с его стороны не имеется, то это сильно укрепит его позиции.
Нарушением процедуры подписания контракта является и внесение обеспечения позже установленного срока. Но если исполнитель все-таки перечислил эту сумму, то данный факт расценивается в его пользу как намерение выполнить поставку. Чтобы укрепить свои позиции в последующих разбирательствах, даже если вы видите невозможность подписать контракт, лучше внести сумму обеспечения.
Еще один аргумент в пользу добросовестности намерений исполнителя – наличие на его складе товаров, предполагаемых к поставке по госконтракту (данный факт нужно подтвердить документами). Если же объектом договора являются услуги или работы, то надо предоставить бумаги (накладные, счета-фактуры и пр.), доказывающие, что у исполнителя достаточно ресурсов для их производства.
Могут быть объективные обстоятельства, которые помешали победителю конкурсной процедуры вовремя подписать контракт. Например, сломался компьютер, на котором осуществлялась работа с ЕИС, не открывается флешка с электронной подписью уполномоченного должностного лица. В этом случае нужно запастись соответствующими документами, подтверждающими подобные обстоятельства, например акт из сервисной мастерской о приеме компьютера в ремонт.
Также нелишним будет установить хорошие отношения с заказчиком. Тогда можно рассчитывать на его поддержку на заседании комиссии. У вас будут шансы на хороший исход, если заказчик не станет требовать занести компанию в реестр.
Если вам все-таки не удалось убедить комиссию в своей добросовестности, то в течение 3 месяцев после принятия ею решения можно обратиться в Арбитражный суд субъекта Российской Федерации и уже там отстаивать свои интересы.
Уклонение от заключения контракта 44-ФЗ: примеры из практики
- Внесение участника в РНП
Некоторая организация проводила конкурс с целью выбрать подрядчика для ремонта и обслуживания периферийной компьютерной техники. Победитель был определен, заказчик направил ему проект контракта. Но подписания не последовало, и заказчик обратился в антимонопольную службу с заявлением о признании факта уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ и занесении победителя в РНП.
В ходе разбирательств комиссия ФАС выяснила, что участник конкурса опубликовал протокол разногласий в ЕИС. Заказчик откорректировал проект контракта и вновь разместил его в системе. Но победитель тендера не подписал его в установленные сроки. Кроме того, не было предоставлено обеспечение контракта.
В свое оправдание исполнитель привел следующие аргументы: кредитная организация затянула сроки выдачи банковской гарантии и у заявителя не было возможности повлиять на это дело. В связи с этим контрагент не смог вовремя предоставить обеспечение контракта.
Комиссия ФАС вынесла положительное решение и включила победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года. В качестве аргумента было заявлено следующее: любой участник конкурсной процедуры обязан осознавать и самостоятельно нести ответственность по рискам, возникающим при неблагоприятном развитии событий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019).
- Протокол разногласий
Государственный заказчик организовал аукцион с целью закупки запасных частей. Один из участников предложил цену на 26 % меньше НМЦК и стал победителем. Заказчик опубликовал контракт в соответствии с регламентом, в ответ на который контрагент разместил протокол разногласий. Его суть сводилась к следующему: требуется изменить реквизиты счета заказчика, так как из-за допущенной ошибки невозможно перечислить сумму обеспечения контракта.
Организатор процедуры внес коррективы в текст договора и повторно опубликовал его. После этого победитель произвел выплаты в адрес заказчика – перечислил предусмотренные условиями конкурса 57 498,69 руб. в качестве обеспечения контракта. Но оператор электронной площадки вернул эту сумму, а заказчику направил уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта.
В результате договор был подписан с тем участником тендера, который занял второе место. Победитель конкурсной процедуры подал заявление в ФАС по факту нарушения своих прав. Антимонопольная служба встала на сторону заявителя, потому что признание уклонения от заключения контракта по 44-ФЗ в данном деле противоречило ч. 2 ст. 37 № 44-ФЗ.
Далее разбирательство перешло в Арбитражный суд, куда обратился заказчик, не согласившийся с выводами комиссии ФАС. Суд поддержал решение антимонопольного органа.
Затем дело было рассмотрено апелляционной инстанцией, по решению которой предыдущие постановления комиссии ФАС и Арбитражного суда признаны незаконными. Суд сделал следующие выводы: победитель тендера обязан предоставить обеспечение исполнения контракта до того, как отправит подписанный договор, а исполнитель не предъявил в срок заказчику платежное поручение в подтверждение своевременного перечисления нужной суммы.
Также суд отметил, что заказчик имеет право предусмотреть в проекте контракта лишь один способ обеспечения исполнения обязательств, это не нарушает ни нормы ч. 2 ст. 37 44-ФЗ, ни права участника (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. № 15АП-21292/17).
Из анализа существующей судебной практики можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день у антимонопольной службы отсутствует единый подход относительно занесения субъектов в реестр неблагонадежных поставщиков. Очень многое зависит от твердости позиций каждой из сторон, обоснованности доказательной базы при рассмотрении дела. Как бы то ни было, компания, ставшая победителем тендера, должна в точности исполнять все требования закона при подписании контракта, чтобы избежать неприятных последствий.
Уклонение от заключения контракта – практика ФАС, судебная практика, законодательное регулирование
02 августа 2019 г.Автор: Елена Бусарова
По итогам проведенной закупки победитель закупки и заказчик должны подписать контракт на условиях, которые определены закупочной документацией и заявкой такого участника, не нарушая при этом нормы действующего законодательства.
-
Случаи уклонения от заключения контракта победителем закупки
Согласно ст.83.2 ФЗ № 44 победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если:
- в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя
- не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи
- не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
-
Обеспечение исполнения контракта
В соответствии со ст. 83.2 Закона о контрактной системе одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего ФЗ, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае:
— неисполнения требований части 6 статьи 83.2 ФЗ № 44
и (или)
— непредставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 ФЗ № 44, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий[1].
[1] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17
-
Пример из практики:
В УФАС обратился заказчик с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной уборке служебных помещений и прилегающих территорий. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган установил, что победитель процедуры не подписал в установленный срок контракт и не направил его обеспечение . Данный участник закупки пояснил, что он не успел своевременно оформить банковскую гарантию, уведомив об этом заказчика. На заседании комиссии УФАС для подтверждения своей позиции направил доказательство оплаты за предоставление БГ, свидетельствующее об отсутствии намерений уклониться от подписания контракта. При рассмотрении данного дела антимонопольный орган принял решение не включать победителя закупки в РНП. (Решение УФАС по Челябинской области по делу № 074/06/104-426/2019 от 16.04.2019)
-
Риски предпринимательской деятельности
При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям ФЗ № 44, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого контрагента.
-
Пример из практики:
В антимонопольный орган обратился организатор процедуры с заявлением о включении в РНП победителя закупки, в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по заправке и восстановлению картриджей для принтеров. Комиссия УФАС установила, что после направления победителю закупки проекта контракта, последний разместил к нему на ЭТП протокол разногласий. Однако, победитель закупки в установленный срок не подписал доработанный проект контракта и не предоставил его обеспечение . Победитель процедуры пояснил, что по не независящим от него обстоятельств его заявка на получение банковской гарантии была временно приостановлена, в связи с чем не представлялось возможным получить обеспечение контракта в регламентированный срок. Комиссия УФАС в своем решении о включении данного участника в РНП на 2 года указала, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий (Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 от 16.05.2019 г)
- Протокол разногласий к контракту
Нередко в практике возникают случаи, когда победителю необходимо отсрочить подписание контракта (к примеру, при оформлении банковской гарантии). Тогда участник старается потянуть время, необходимое ему для подготовки соответствующих документов и направляет заказчику протокол разногласий, который последний не вправе игнорировать.
Согласно ст. 83.2 ФЗ № 44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Данный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта:
— не соответствующим документации и (или) извещению о закупке
— своей заявке на участие в электронной процедуре
— с указанием соответствующих положений данных документов (к примеру, неверное указание расчетного счета в банке )[2].
В дальнейшем, организатор закупки публикует в ЕИС доработанный проект контракта, либо повторно размещает и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. В течение следующих трех рабочих дней победитель процедуры должен подписать окончательный вариант проекта контракта .
[2] См. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17
-
Пример из практики:
По результатам проведения аукциона на поставку запасных частей победителем признан участник, предложивший цену, которая ниже НМЦК более чем на 25%. После получения проекта контракта, поставщик направил в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указал на необходимость изменения реквизитов счета организатора процедуры в связи с невозможностью перечислить обеспечение исполнения контракта. Исправив необходимые данные, заказчик повторно направил проект контракта победителю, который перечислил денежные средства в размере 57 498,69 руб. в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, однако оператором ЭТП адрес заказчика направлено уведомление о признании участника уклонившимся от подписания контракта, а денежные средства возвращены победителю. В дальнейшем организатор процедуры подписал контракт с иным участником аукциона. Не согласившись с решением заказчика, победитель обратился с жалобой в антимонопольный орган, который признал ее обоснованной, поскольку решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта принято с нарушением требований ч. 2 ст. 37 N 44-ФЗ. Оспаривая данное решение, заказчик направил заявление о незаконности принятого акта в арбитражный суд, который поддержал антимонопольный орган. В дальнейшем апелляционная инстанция признала решение нижестоящего суда и антимонопольной службы незаконными, посчитав, что обеспечение исполнения контракта представляется заказчику до заключения контракта (победитель закупки не представил своевременно заказчику платежное поручение о перечислении денежных средств), а включение в проект контракта одного способа обеспечения исполнения контракта не нарушают прав участника закупки и не противоречат положениям части 2 статьи 37 N 44-ФЗ. (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2018 г. N 15АП-21292/17)
-
Требование документации об отсутствии участников закупки в РНП
Многие заказчики при формировании закупочной документации прописывают требование об отсутствии участников процедуры в реестре недобросовестных поставщиков[3]. Однако это условие не обязанность, а право организатора закупок, но, как показывает практика, заказчики им активно пользуются и документации без данного требования встречаются очень редко. Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Сведения о ненадежных участниках , исключается из такого «черного списка» по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от подписания контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупочной процедуры не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил для заключения контракта, т.е. создает условия, влекущие невозможность его подписание.
Основанием для включения сведений в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях[4].
[3]* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» в соответствии с частью 10 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
* Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
[4] См. Решение Челябинского УФАС № 074/06/104-714/2019 ОТ 16.05.2019 г.
-
Пример из практики:
В УФАС от организатора закупки поступили материалы, свидетельствующие о признании участника электронного аукциона, уклонившемся от заключения контракта на содержание дорог общего пользования. Комиссия УФАС установила, что победителем процедуры в регламентированный срок не был размещен ни проект контракта, ни документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контакта, также не был направлен протокол разногласий. Данный участник закупки пояснил, что у него не было умысла уклониться от подписания контракта, который не был подписан в связи с поломкой компьютера. Также победитель закупки представил документы, подтверждающие проведение ремонта ноутбука и оформление БГ. Однако, комиссия УФАС установила несоответствие такого обеспечения нормам 44-ФЗ. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган принял решение о включении сведений об участнике в РНП сроком на 2 года. (Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019)
-
РНП и уклонение от заключения договора при проведении закупочных процедур согласно ФЗ № 223
РНП служит механизмом защиты не только для заказчиков, работающих по ФЗ № 44, но и для организаторов процедур, осуществляющих свои закупки согласно ФЗ № 223[5].
-
Примеры из практики:
1. В УФАС поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике в РНП в связи с уклонением от заключения договора участника запроса котировок в электронной форме на поставку телефонов . Комиссия УФАС установила, что победитель процедуры не смог своевременно подписать договор в связи с нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске. По мнению антимонопольного органа, данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестном поведении и нарушении обязательств, принятых обществом при подаче заявки на участие в закупке. (Решение УФАС по Иркутской области №1103/18 от 24.08.2018)
2. В антимонопольный орган обратился заказчик с заявлением о включении в РНП данных об участнике электронного запроса котировок на поставку датчиков для ультразвукового оборудования. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки подписал договор на ЭТП, не приложив иных документов. Данный участник пояснил, что на электронной площадке указано, что обеспечение исполнение договора не предусмотрено. Однако победитель закупки, после обращения к нему заказчика о необходимости предоставления обеспечения, оформил банковскую гарантию в последний день подписания договора. Посчитав, что поставщик уклонился от заключения договора, заказчик разместил соответствующий протокол об отказе. В своем решении комиссия УФАС поддержала участника процедуры, не включив сведения о нем в РНП, поскольку не сочла его действия уклонением от заключения договора. (Решение УФАС по Алтайскому краю №2120/9 от 22.05.2019)
-
Позиция КС РФ :
Конституционный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно отмечал, что санкции, которые применяются государственными органами, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции РФ, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П). Данный правовой подход подлежит применению и при принятии решений по наложению санкций в виде включения сведений о лице в РНП, поскольку данное обстоятельство может иметь серьезные экономические последствия.
[5]См. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регламентированы Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
-
Направление заказчиком сведений об уклонившемся участнике в антимонопольный орган
В случае уклонения участника от подписания контракта заказчик обязан направить сведения о нем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, а также документы, свидетельствующие об уклонении контрагента от заключения контракта. После поступления обращения антимонопольный орган назначает дату заседания для выяснения всех обстоятельств дела и уведомляет об этом стороны. Поставщику следует иметь в виду, что, если контролирующий орган не уведомит его соответствующим образом о месте и времени заседания по рассмотрению дела, последующее решение УФАС о включении его в РНП можно обжаловать в Арбитражный суд. Однако, если в документах, поданных в составе заявки указаны неверные контактные данные участника или вообще не указаны таковые, то поставщику будет трудно доказать свою правоту в суде о его ненадлежащем оповещении.
Что делать участнику закупки?
В случае назначении УФАС заседания в отношении действий (бездействий) поставщика, который, по мнению заказчика, уклонился от подписания контракта, такому участнику не следует сразу паниковать. Обращение организатора закупки в контролирующий орган с требованием о внесении в РНП сведений о том или ином контрагенте вовсе не означает, что УФАС поддержит заказчика. Каждая из сторон должна надлежащим образом аргументировать свою позицию, представить соответствующие документы, разъяснить все нюансы.
Поставщику в ходе рассмотрения дела следует:
— доказать, что в его действиях отсутствуют признаки недобросовестного поведения и у него не было намерений уклониться от подписания контракта
— представить доказательства оформления банковской гарантии (в случае установления требования об исполнении контракта)
— объяснить невозможность подписания контракта по независящим от него обстоятельств (однако, контролирующий орган не всегда может принять доводы участника)[6]
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время нет единого подхода в практике антимонопольных органов о включении сведений о поставщике в РНП. Все будет непосредственно зависеть и от доказательственной базы сторон и убедительности их доводов в процессе рассмотрения конкретного дела. В любом случае, став победителем закупки, контрагенту следует своевременно выполнить все обязанности по подписанию контракта во избежание неблагоприятных последствий.
[6] См. Решение УФАС по Ивановской области №37 – 04 по делу №07-02/2019-004 от 17.01.2019
Для обсуждения этой статьи и оперативного получения информации по теме закупок
присоединяйтесь к нам в соц. сетях
VK
Youtube
Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!
(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)
Если победитель уклоняется от заключения контракта, то его могут включить в РНП. Победитель признается уклонившимся от заключения контракта, если он в установленные сроки (ч. 13 ст. 83.2, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):
- не направил подписанный проект контракта;
- не направил протокол разногласий (при их наличии);
- не предоставил обеспечение исполнения контракта (при необходимости);
- не исполнил антидемпинговые требования в соответствии со ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при необходимости).
Заказчик составляет протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. Не позднее чем через три рабочих дня с даты признания победителя уклонившимся заказчик, уполномоченный орган или уполномоченное учреждение (в зависимости от предоставленных полномочий) направляет в антимонопольный орган обращение о включении информации о таком участнике в РНП (ч. 13 ст. 83.2, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Кроме того, заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки (ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).
Если закупку в части заключения контракта приостановил контрольный орган в сфере закупок, то полагаем, что срок подписания контракта продлевается на срок рассмотрения жалобы по существу и для лица, с которым он заключается. Если такое лицо не подписало контракт в период приостановки, оно не является уклонившимся от заключения контракта. Аналогичная позиция в отношении заключения контракта по результатам «бумажного» открытого конкурса отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Готовое решение: Как заключить государственный (муниципальный) контракт при закупках в электронной форме по 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
Срыв госконтракта: как избежать ответственности
Участник тендера сознательно участвовал в торгах, получил выигрыш и в какой-то момент отказался от контракта. Уклонение от подписания документа, а также невыполнение обязательств, прописанных в нем – это гарантированное привлечение к ответственности. Но существуют легальные способы предотвращения последствий.
Как избежать наказания и возможно ли это?
Уклонение от заключения контракта – что это означает
Согласно 44-ФЗ, в случае выигрыша тендера, победитель обязан подписать контракт. Сделать это нужно в назначенный срок: по закону отводится пять дней с момента размещения контракта заказчиком. Помимо подписания документа, участник тендера обязан предоставить обеспечение исполнения обязательств, прописанных в контракте. В случае несогласия с отдельными пунктами, можно составить протокол разногласий с развернутым описанием.
Что считается уклонением от подписания контракта? Согласно ст. 83 ч. 13 ФЗ-44, это понятие включает:
-
Отказ от подписания контракта в установленный период.
-
Отсутствие протокола разногласий в ЕИС (при их наличии).
-
Невыполнение антидемпинговых требований.
-
Не предоставление обеспечения исполнения контракта.
В указанных случаях фиксируют факт уклонения от прямого обязательства. Информацию выносят в отдельный протокол и публикуют в ЕИС.
Почему исполнитель уклоняется от обязательств
Исполнитель может преднамеренно идти в сторону срыва контракта. И это связано со следующими причинами:
-
Резкий скачок цен на продукцию, что снижает выгоду сделки.
-
Дополнительные условия контракта не подходят, а своевременно исполнитель это не заметил.
-
Исполнитель не получил банковскую гарантию.
-
Возникли трудности с выполнением обязательств.
-
При расчете срока выполнения были учтены не календарные, а рабочие дни.
-
Нехватка документов для приложения к контракту.
На самом деле, причин уклонения масса: от понимания реальной сложности выполнения поставленной задачи до технической неподготовленности.
Своевременная профессиональная консультация в области права – залог успешности принятия управленческих решений в компании. Спрогнозировать потенциальные риски при нарушении условий госконтракта помогут юристы АКГ «Созидание и Развитие»
А есть ли последствия
Если исполнитель отказывается от подписания контракта – последствий не избежать. Уклонение от выполнения обязательств сопровождается наложением санкций:
-
Потеря обеспечения заявки. Это возможно в том случае, если исполнитель попадет в реестр недобросовестных поставщиков.
-
Включение в реестр недобросовестных поставщиков, и, как следствие, невозможность участия в госпрограммах в течение двух лет.
-
Компенсация издержек заказчика – назначается и взимается в судебном порядке.
-
Наложение административного штрафа на заказчика в случае, если уклонение было спровоцировано им.
Санкции сопровождаются рядом ограничений, а также негативно отражаются на репутации исполнителя.
Можно ли избежать ответственности
Избежать ответственности можно в том случае, если у исполнителя возник форс-мажор. Только этот факт нужно доказать. Исполнитель обязан подтвердить свое действие документами, в которых четко просматривается причинно-следственная связь.
Внесение в реестр недобросовестных поставщиков
Исполнитель может избежать внесения в РНП в следующих случаях:
-
Обязательства, прописанные в контракте, были нарушены не исполнителем, а заказчиком.
-
Нарушение в рамках контракта было незначительным – не повлекло за собой нарушение сроков или потерю финансов.
-
Действия исполнителя не были незаконными, работа выполнена добросовестно.
В остальных случаях вина исполнителя есть, и она должна быть доказана в судебном порядке. Виновная сторона попадает в РНП по решению суда или при наличии письменных обоснований от заказчика.
Оплата неустойки
В случае срыва сроков исполнитель обязан заплатить пени и штрафы, их размер определяется в индивидуальном порядке. Однако, избежать этого процесса можно, если доказать что просрочка возникла по вине другой стороны или вмешательства непреодолимой силы.
Вопрос решается в судебном порядке. Суд может снизить размер неустойки, если будет выявлен факт ее несоразмерности с допущенными нарушениями.
Оплата убытков
Если исполнитель уклоняется от подписания договора или не выполняет возложенные на него обязательства, он должен возместить все убытки, которые возникли по его вине. В эту категорию включена даже разница в ценах, если заказчику придется заключать новый контракт.
Согласно ГК снизить размер убытков можно, но только в том случае, если они возникли и по вине заказчика. Размер убытков для исполнителя может быть уменьшен в том случае, если заказчик умышленно или по неосторожности спровоцировал их появление.
Административная ответственность
Если исполнитель уклоняется от подписания договора, или не выполняет возложенные на него обязательства, он получает административный штраф в денежном выражении, а в некоторых случаях дисквалификацию на два года.
Для снижения срока административной ответственности, можно сослаться на различные причины – обстоятельства, возникшие не по вине исполнителя. Однако, доказать правоту не так просто. Даже в судебном порядке исполнительный орган может стать на сторону заказчика. Это обусловлено тем, что перед подписанием контракта исполнитель обязан был проанализировать сложность выполнения поставленной задачи, а также оценить все возможные риски.
В любом случае побороться можно. Но положительный исход возможен, только если действия исполнителя не были преднамеренными. Юристы компании «Созидание и Развитие» защитят права и законные интересы клиента в арбитражных судах всех инстанций.
Компетентность специалистов позволяет объективно оценить перспективы любого дела, а также разработать и пошагово реализовать проект любой сложности.
Реклама: ООО «Созидание и Развитие», ИНН: 7729407083
Победитель, который не подписал контракт или не сделал это вовремя, может попасть в РНП. Расскажем, признают ли его уклонившимся, если причина — санкции, болезнь сотрудника, технический сбой. Об этих и других ситуациях читайте в нашем обзоре.
Ввели санкции
Часто контрагенты не подписывают контракты из-за санкций. Так, Свердловское УФАС не включило сведения в РНП, поскольку победитель:
- получил письмо от производителя, что товар подорожал из-за санкций. Закупать его в прежних объемах, но на новых условиях он не мог;
- предоставил письма еще 14 производителей с информацией о том, что цены на товар повысили.
Не нашли причин для внесения в реестр также:
- Тульское УФАС. Оно учло, что победитель представил пояснения и письма от производителей о приостановке поставок и удорожании товаров;
- Коми УФАС. Среди прочего приняли во внимание сходные пояснения победителя, его согласие заключить и исполнить контракт на иных условиях, переписку с заказчиком о согласовании обеспечительной гарантии.
Однако, в частности, 9-й ААС посчитал законным решение включить в РНП данные о победителе. Контракт не подписали и не обеспечили его исполнение, поскольку производитель остановил поставки из-за политической и экономической обстановки. Так, суд отметил: невозможность поставки со стороны производителя не исключает ответственности победителя.
Уполномоченный сотрудник был на больничном
Победителя могут не признать уклонившимся, если контракт не подписали из-за болезни ответственного сотрудника. К такому выводу пришли, например, ФАС, Владимирское, Северо-Осетинское УФАС. При принятии решений контролеры учли, в частности, успешный опыт победителя в исполнении других контрактов и факт оформления обеспечения.
В практике есть и другое мнение. АС Волго-Вятского округа не посчитал травму ноги директора уважительной причиной, чтобы не подписывать контракт, поскольку:
- полномочия на подписание могли возложить на другого сотрудника;
- из больничного не следует, что директора госпитализировали и что его травма серьезная;
- обеспечение не представили.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Возник технический сбой
АС Северо-Западного округа посчитал: победитель, который не подписал контракт из-за неисправности оборудования у оператора связи, не хотел уклониться от его заключения. Суд учел внесенное обеспечение и информацию о поломке из интернета.
Татарстанское УФАС не включило в РНП за неподписание контракта в срок из-за сбоя интернета. Его подтвердило письмо от оператора связи. Контролеры также учли хорошую репутацию победителя: обращений о включении сведений о нем в РНП раньше не было.
Сходную позицию занимают Ленинградское, Астраханское УФАС. Однако Новосибирское УФАС, АС Волго-Вятского округа не признали сбой интернета уважительной причиной пропуска срока для подписания контракта.
Отключили электричество
Случается, что победитель не может вовремя заключить контракт из-за отсутствия электричества. Так, Саратовское УФАС не стало включать сведения в РНП, поскольку победитель:
- представил письменное подтверждение от энергоснабжающей компании;
- уведомил заказчика о причине неподписания контракта и просил дать возможность сделать это позже;
- внес обеспечение;
- закупил товар по контракту.
Сходную позицию занимают также Владимирское, Якутское УФАС.
Однако Оренбургское УФАС посчитало иначе, так как победитель:
- не доказал факт отключения электричества;
- сам несет риски наступления неблагоприятных последствий из-за неподписания контракта;
- откладывал исполнение своих обязательств на последний день, т.е. не проявил достаточной заботливости и осмотрительности.
Сломался компьютер
Если контракт не подписали из-за поломки компьютера, то сведения о победителе могут не включить в РНП. Так, например, решило Архангельское УФАС. Контролеры учли, что победитель представил документы на ремонт из сервисного центра и обеспечение контракта, а также подтвердил намерение его исполнить. Сходную позицию занимают Хабаровское, Смоленское УФАС, 8-й ААС.
Однако Алтайское УФАС посчитало иначе:
- из документов на ремонт компьютера не следует, что победитель не мог подписать контракт на другом устройстве;
- обеспечение заказчику не поступило;
- подготовительные действия к приобретению товара и опыт участия в других тендерах не доказывают намерения заключить контракт по спорной закупке.
Данный подход разделяют 7-й и 16-й ААС.
Содержание
1. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ
2. Уклонение заказчика от подписания контракта
3. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия
4. Видео-инструкция уклонение от заключения контракта
1. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ
На основании действующего Закона о контрактной системе, в соответствии с положениями ГК РФ, на участника решившего принять участие в электронной процедуре, накладывается ответственность за уклонение от подписания контракта после того, как будет одержана победа.
При формировании предложения закупки потребуется заранее учитывать все возможные риски. Участник одержавший победу в торгах обязан подписать договор согласно с законодательством. При этом на победителя накладываются обязательства по внесению обеспечения исполнения условий договора и в установленные границы времени.
Если участник не укладывается в срок и тем самым не может подписать договор вовремя, то есть у него будет 5 дней после того, как ему был направлен проект контракта.
Если это происходит необходимо будет отправить заказчику протокол разногласий, данное действие позволит увеличить срок, который был установлен на подписание договора.
При этом участник сможет отправить заказчику три вида данного протокола. Он должен будет это сделать за 13 дней после того, как будет совершена публикация протокола подведения результатов. В полномочия заказчика будет входить обработка протокола. В независимости от того, какими бы не являлись основания для составления протокола, при этом заказчик не может игнорировать данный протокол.
При условии того, что не произошло подписание контракта, тогда может произойти внесение данных о компании, учредителях, а также лицах, которые выступают в качестве исполнительных органов юр лица в РНП.
2. Уклонение заказчика от подписания контракта
Многие заказчики устанавливают особые требования в аукционной документации о том, что информация об участнике не может быть внесена в РНП. Но все же данное действие является необязательным, поэтому заказчик сам принимает решение делать это или нет. Но на практике данные ситуации по включению данных сведений встречаются очень редко. Все дело в том, что если бы данное действие было распространенным явлением, тогда при таком стечении обстоятельств участники из РНП могли бы принимать участие в закупочных процедурах. Наш «Центр» оказывает комплексное сопровождение при участии в торгах и тендерах на всех этапах, от поиска интересных закупок до одержания победы.
К тому же включение сведений в данный реестр происходит в автоматическом режиме и имеется возможность добиться того, чтобы информация не могла быть включена в данный реестр.
На заказчика накладывается ряд обязанностей, он может отправить данные об участнике, уклонившимся от заключения контракта в особый орган, которым будет являться территориальное управление ФАС со стороны которого должно быть собрано заседание Комиссии по изучению обстоятельств данного дела, а далее совершается действие по заслушиванию сторон.
При этом заседании может быть назначено в течение 10 дней после момента, когда поступило обращение. Организация может быть оповещена о месте и времени организации заседания.
При случае того, что одна из сторон не была оповещена, то при этом может произойти обжалования решения в Арбитражном суде и при этом будет иметься большая вероятность принятия положительного решения в сторону участника.
Мы помогаем в подготовке аукционной документации под ключ и в самые короткие сроки!
Обратитесь за бесплатной консультацией к нашим специалистам, они ответят на все ваши вопросы!
Обратиться за бесплатной консультацией
3. Уклонение от подписания контракта 44 ФЗ последствия
При проведении процедуры заседания Комиссии входе нее происходит слушание мнения сторон по причине наличия уклонения от подписания договора. Простыми словами можно сказать, что лицо представляющее организацию обязано доказать, что в действиях организации отсутствуют признаки ненадлежащего поведения. Под данным термином понимаются действия, при которых участник не думал уклоняться от подписания контракта, осуществил действия по подписанию контракта.
Подтверждением данного рода позиции будет следовать заявление о том, что в данный момент времени участник готов сделать действия по подписанию контракта и дальнейшему выполнение условий. Но все же эти мысли должны быть подтверждены документально, чем больше будет подтверждена данная позиция, тем более увереннее будет выглядеть ваша позиция. Стоит уделить особое внимание тому, что внесение обеспечения исполнения контракта даже в случае нарушения срока, будет свидетельствовать о намерении заключить договор.
Чтобы избежать непредвиденных последствий не стоит отменять внесения обеспечения, даже в случае, когда невозможно совершить действия по подписанию и исполнению контракта. Свидетельствовать о наличии желания подписания контракта будет документация, которая будет подтверждать наличие товара. В случаях, когда в качестве предмета выступают работы или услуги, то возможно с помощью документов подтвердить наличие товаров для их исполнения. В качестве таких документов могут выступать счета-фактуры, накладные, которые были оформлены на юр лицо.
Всегда существует вероятность того, что неподписание могло произойти по тем обстоятельствам, которые не будут зависеть от самого участника.
Подтверждающими документами в данном случае будут являться акты или документы по сдаче техники или ЭЦП в особые сервисные организации.
Для этого рекомендуется наладить взаимоотношения с заказчиком, который при необходимости сможет поддержать в нужные моменты и не будет настаивать на внесении информации об организации в РНП.
Всем участникам стоит помнить, что у них имеется право обжаловать решение по включению сведений об организации в реестр. Обжаловать такое решение можно в Арбитражном суде субъекта РФ в течение 3 месяцев с того дня, когда было принято решение.
4. Видео-инструкция уклонение от заключения контракта
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.
На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей. Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.
Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.
Что такое РНП
Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.
В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.
Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ. Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.
За что попадают в РНП
Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.
Основных правил два:
- Если участник победил в закупочной процедуре, то в итоге он должен заключить контракт.
- Если контракт заключен, его нужно исполнить на оговоренных условиях.
Если эти правила не нарушать, то все будет хорошо. Участник закупки, признанный победителем по итогам закупочной процедуры — конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений, — заключает контракт, исполняет его и получает оплату в установленном контрактом размере.
Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин всего две:
- Уклонение исполнителя от заключения контракта.
- Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.
Расскажу подробнее про каждую.
Уклонение от заключения контракта. Обычно именно по этой причине заказчики направляют сведения об участниках закупок для включения в РНП.
Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.
Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.
Дальше уже победитель аукциона в течение 5 дней должен подписать контракт и направить его заказчику вместе с обеспечением исполнения контракта — это деньги или поручительство банка, которые гарантируют, что победитель закупки выполнит свои обязательства. Если победитель не согласен с условиями контракта, он должен направить заказчику протокол разногласий. Если этого не сделать, заказчик обязан признать победителя аукциона уклонившимся и передать сведения об этом в Федеральную антимонопольную службу — ФАС.
Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.
Например, был случай, когда победитель не получил уведомление о том, что контракт поступил в личный кабинет, и из-за этого пропустил срок. На заседании в Удмуртском УФАС — Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике — он пояснил, что уведомление от электронной площадки попало в папку спам, из-за чего он его не увидел. УФАС признало причину неуважительной и включило участника в РНП. Участник обжаловал решение в суде, но ему отказали.
Ко мне недавно обратился участник закупки, который не подписал контракт вовремя из-за регламентных работ в ЕИС — площадке, где происходят закупки. Он должен был подписать контракт до 31 августа 2020 года включительно. Но с 27 по 31 августа в ЕИС были регламентные работы, и войти в личный кабинет он не смог. Он подписал контракт уже 1 сентября, за пределами установленных сроков, а заказчику отправил письмо, почему нарушил сроки. Заказчик пошел навстречу, и контракт был заключен. Но далеко не все заканчивается так благополучно.
Заказчик несет свою ответственность, если вовремя не сообщит о нарушениях в ФАС. Если не направить сведения для внесения в РНП, то виновного работника оштрафуют на 20 000 Р. Поэтому такие сведения направляют, если для этого есть малейший повод, а ФАС уже разбирается.
Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.
Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.
Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным. У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта. В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.
Здесь есть важный нюанс. Если исполнитель контракта его нарушает, РНП грозит только, если контракт расторгнут по решению суда или если заказчик отказался от его исполнения в одностороннем порядке. Если нарушение было, но стороны расторгли контракт по соглашению сторон, в РНП никого не внесут.
Как вести бизнес в России
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей
Что ждет нарушителя правил госзакупок
Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.
Если уклониться от заключения контракта, например не подписать контракт в установленные сроки или не предоставить обеспечение исполнения контракта, грозит вот что:
- Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
- Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р. Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
- Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.
Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.
Если же контракт заключен, но не выполнен, плохому исполнителю грозит:
- Пеня за просрочку. 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- Штрафы — до 10% от цены контракта или начальной цены контракта в зависимости от обстоятельств заключения контракта за каждый факт ненадлежащего исполнения.
- Взыскание убытков. Например, если заказчику придется переделывать часть работ, которые должен был сделать исполнитель.
- Потеря обеспечения исполнения контракта. Заказчик может обратить взыскание на обеспечение в счет неустойки (пени, штрафов), начисленных по контракту, убытков, неотработанного аванса.
- Включение в РНП.
Почему в РНП лучше не попадать
Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.
Закон 44-ФЗ дает заказчикам возможность ограничивать доступ ненадежных поставщиков к своим закупкам.
При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.
И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.
В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.
И еще один неприятный момент. У антимонопольной службы есть два реестра недобросовестных поставщиков: один по закону о госзакупках 44-ФЗ, второй по закону о закупках отдельных юридических лиц — 223-ФЗ.
По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.
Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ, но также и по 223-ФЗ. Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.
Кто и как вносит участника закупки в РНП
Процедуру внесения в РНП начинает заказчик — отправив сведения в антимонопольную службу. А там уже принимают решение, вносить ли участника торгов в РНП или нет.
Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:
- контракт не подписан победителем в установленный срок;
- контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.
Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.
Решая вопрос о внесении в РНП, антимонопольная служба должна учитывать поведение участника. На это обратил внимание Верховный суд РФ в обзоре судебной практики. Суд указал, что если у участника не было намерения уклониться, то включать в РНП его не должны. Антимонопольные органы эту позицию учитывают.
В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.
Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.
В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.
Кейс: компанию признали уклонившейся, но в РНП не включили
Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.
Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение. В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука. Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.
Поставщик пытался решить проблему и направил контракт, подписанный на бумаге, курьером заказчику. Но заказчик такой контракт подписывать не стал, так как по закону контракт заключается в электронной форме в единой информационной системе. Нарушить эти правила заказчик не вправе.
Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.
УФАС должен провести проверку поступивших от заказчика сведений и в течение пяти рабочих дней с момента получения этих сведений решить: включать или не включать поставщика в РНП.
Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.
Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.
Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:
- Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
- Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
- Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.
Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.
Также поставщик попросил УФАС предоставить ему техническую возможность заключить контракт по итогам этой закупки — то есть отправить площадке предписание, чтобы там разблокировали возможность подписания контракта. Некоторые антимонопольные органы выдают такие предписания по итогам заседания по делу о включении в РНП.
В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.
УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:
- Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
- Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
- Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.
Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.
В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.
Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.
Ко мне обратилось охранное бюро, которое Пермское УФАС внесло в РНП за уклонение от заключения контракта. Бюро обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения УФАС недействительным.
В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание. Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил. Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.
Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению. Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика. После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.
Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.
С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.
Что делать, чтобы не попасть в РНП
- Оценивайте свои силы и ресурсы перед тем, как подать заявку на участие в закупке. Будьте уверены в том, что вы сможете исполнить контракт на объявленных условиях.
- Следите за сроками подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта — у вас есть 5 дней с даты размещения контракта заказчиком, чтобы подписать его.
- Не отчаивайтесь, если вы эти сроки нарушили. В РНП не вносят автоматически. Обратитесь к юристу, специализирующемуся на закупках.
- Контракт нужно исполнить. Если с исполнением есть какие-то сложности, то можно договориться с заказчиком о расторжении по соглашению сторон. В таком случае РНП не грозит.
- Подготовьте для антимонопольной службы пояснения, если заказчик все-таки подал в УФАС сведения для внесения в РНП, и примите участие в заседании.
- Вы можете обратиться в суд за защитой, если все-таки УФАС приняло решение о внесении в РНП.