В России законодательно запретят высаживать детей из общественного транспорта за неоплаченный проезд.
Об этом заявил секретарь Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. Многие эксперты считают, что намного проще просто разрешить детям бесплатный проезд.
Проблемы высаженных из автобусов детей и подростков не существовало до зимы 2017 года. Именно тогда екатеринбургские СМИ живописали драматическую историю 9-летней девочки Вари, которую кондуктор высадил из автобуса, и ребенок вынужден был пройти пешком пару остановок.
После того как инцидент стал бурно обсуждаться в интернете, кондуктора бросились искать полиция, Следственный комитет России и областное министерство транспорта. Все это время мама девочки Ирина Колтышева принимала журналистов и рассказывала о пережитом «ужасе». Но когда руководство транспортного предприятия предложило прийти в офис для опознания обидчика, семья просто исчезла. Оказалось, что и девочка, и родительница эту историю выдумали.
В Вольске Саратовской области десятилетний Равиль Морозов, возвращаясь из музыкальной школы, якобы забыл проездной, и водитель с руганью высадил ребенка из салона. Вскоре выяснилось, что Равиль — опытный заяц и попадался на безбилетном проезде не раз. Но на этот раз бабушка Галина Барташевич почему-то вспомнила о случившемся спустя полтора месяца и, вместо того чтобы искать водителя или оформить новую карту, отправилась на телевидение.
Подобных историй набралось несколько десятков. Мнения комментаторов разделись. Некоторые считали, что подрастающее поколение должно отвечать за свои действия, а если кондуктор наказал несправедливо, его всегда можно привлечь по уже имеющимся статьям.
«Есть же ответственность, причем уголовная, за оставление ребенка в опасности, и кондуктор, высаживающий ребенка на мороз посередине дороги между двумя деревнями, и так будет наказан», — пояснил председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.
А вот в Минтрансе полагают, что даже если ребенок не оплачивает проезд, то предъявлять претензии и выгонять из транспорта его нельзя. Еще в прошлом году ведомство отправило на рассмотрение в правительство проект федерального закона, запрещающего высаживать молодежь на улицу за неуплату.
В документе указано, что все дети, включая 16-летних подростков, могут проехать в общественном транспорте совершенно бесплатно, если откажутся добровольно оплатить свой проезд или административный штраф.
Практически все эксперты признают: ситуация довольно непростая и требует серьезного обсуждения. Во-первых, сегодня транспортники вынуждены отвечать за малолетних пассажиров. «По сути, снимается ответственность с родителей, которые оставляют своих детей и обязывают контролеров отвечать за безопасность чужих детей», — говорит московский педагог Галина Кузьмичева.
Во-вторых, оставляя безбилетного подростка в салоне, контролеры рискуют собственным кошельком. «Если ребенок проедет зайцем и это выяснит контролер-ревизор, то проблемы ждут уже кондуктора. Обычно это выговор или лишение премии», — объяснил Кирилл Янков.
В-третьих, если новый закон будет принят, транспортные компании понесут немалые убытки. По данным Росстата, в стране проживают 19,5 млн человек в возрасте 5-17 лет, и все они ездят на общественном транспорте. Будут ли компенсировать частным предпринимателям проезд малолетних пассажиров, если они массово откажутся платить за проезд?
«Сейчас предлагаются странные решения. С одной стороны, ребенок обязан оплачивать проезд, с другой — наказывать за неуплату его нельзя. Неизбежно возникнет много юридических и экономических коллизий, не говоря уже о воспитательном аспекте. Детей попросту приучают к тому, что им можно нарушать и закон, и общепринятые нормы. Возможно, было бы проще разрешить детям до 16 лет бесплатный проезд в транспорте. И тогда все встанет на свои места», — считает педагог Галина Кузьмичева.
Но официальные лица такое предложение пока никак не комментируют.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK
Как оплатить штраф за безбилетный проезд
Какой проезд считается безбилетным. Какой штраф за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро и как его оплатить онлайн и офлайн. Кто может наложить штраф за безбилетный проезд и как его оспорить
1.Какой проезд считается безбилетным?
Проезд в автобусах, трамваях, троллейбусах и метро считается неоплаченным (безбилетным):
- если при входе в наземный транспорт или метро вы не списали поездки/средства со своего проездного билета, банковской карты или другого электронного средства с технологией бесконтактной оплаты; либо, если вы имеете право на льготный или бесплатный проезд, не приложили к валидатору или турникету свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области или карту москвича обучающегося, студента, ординатора, аспиранта, ассистента-стажера;
- если при валидации вы воспользовались картой москвича или социальной картой жителя Московской области и отказываетесь или не можете предъявить контролеру документ, подтверждающий ваше право на льготный или бесплатный проезд;
- если вы не можете предъявить контролеру проездной билет или свою карту москвича, социальную карту жителя Московской области;
- если срок действия транспортной карты или карты, дающей право на льготный или бесплатный проезд, истек;
- если у вас ранее использованный проездной;
- если у вас поддельные или поврежденные проездные документы.
Исключение составляют дети в возрасте до 7 лет и пассажиры, сопровождающие инвалидов I группы (III степени ограничения способности к трудовой деятельности) или детей-инвалидов. Они могут пользоваться городским транспортом без билета.
У вас также могут проверить билет на оплату провоза багажа, номенклатура и размеры которого определены правилами пользования наземным городским транспортом или Московским метрополитеном. Обратите внимание: проездные документы для категорий граждан, имеющих право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, не дают право на бесплатный провоз багажа или ручной клади.
2.Кто имеет право штрафовать безбилетников?
Проверить проездные документы и документы, подтверждающие право на льготный или бесплатный проезд, могут:
- контролеры ГУП «Мосгортранс», которые работают в салонах автобусов, троллейбусов, трамваев на маршрутах, указанных у них в наряде-задании. Они не штрафуют за безбилетный проезд и неоплаченный провоз багажа. Но их полномочий достаточно, чтобы обязать вас приобрести у них посадочный талон или оплатить провоз багажа. В случае отказа вы обязаны покинуть салон на следующей остановке. Кроме того, они имеют право изъять поддельный проездной документ или документ, дающий право на бесплатный проезд или проезд с неполной оплатой проезда, если у вас не будет при себе документа, подтверждающего льготу;
- контролеры ГКУ «Организатор перевозок». Они могут работать как в наземном городском транспорте, так и в метрополитене. В их функции, согласно должностной инструкции, входит выявление факта безбилетного проезда и возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с безбилетным проездом. То есть они могут вас оштрафовать. При этом поддельные проездные билеты либо карты москвича и социальные карты жителей Московской области контролеры ГКУ «Организатор перевозок» не изымают, но направляют информацию о неправомерном использовании карты в ГУП «Московский социальный регистр».
При исполнении своих обязанностей все контролеры должны быть одеты в форменную одежду, иметь служебное удостоверение и предъявлять его в развернутом виде по первому требованию пассажира, называть свою фамилию.
3.Какой штраф за безбилетный проезд?
Размер административных штрафов за безбилетный проезд определен Кодексом города Москвы об административных правонарушениях (статьи 10.1 и 10.9).
Правонарушение | Штраф |
---|---|
Безбилетный проезд в городском наземном общественном транспорте и метро | 1000 рублей |
Использование чужой социальной карты или непредставление документа, подтверждающего право на льготный или бесплатный проезд | 2500 рублей |
Провоз неоплаченного багажа | 1000 рублей |
Штраф необходимо оплатить в течение 60 дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Если в этот срок он не будет оплачен, мировым судом на вас будет наложен штраф в двукратном размере. Взыскивать его будут уже судебные приставы.
4.Где и как можно оплатить штраф за безбилетный проезд?
Оплатить штраф непосредственно контролеру после вручения постановления об административном правонарушении не получится. Сделать это можно только:
- онлайн, с помощью сервиса mos.ru «Мои платежи». Если в постановлении об административном правонарушении в качестве документа, удостоверяющего личность, указан паспорт гражданина РФ, и данные паспорта сохранены в личном кабинете на mos.ru, счет к оплате будет выставлен автоматически после перехода на страницу сервиса «Мои платежи». Если автоматически счет не появился, его можно найти и оплатить по уникальному идентификатору начислений (УИН), который указан на бланке постановления об административном правонарушении или квитанции об оплате;
- через банкоматы и информационно-платежные терминалы Сбербанка на территории Московского региона. Оплатить штраф наличными или картой может любой гражданин, независимо от того, является ли он клиентом Сбербанка. При оплате нужно нажать в меню кнопку «Платежи» и выбрать раздел «Налоги, штрафы, пошлины», выбрать организацию «Организатор перевозок». Далее плательщику будет предложено ввести УИН и оплатить сумму штрафа;
- офлайн в отделении любого банка. Для оплаты штрафа необходимо предъявить оператору банка копию постановления об административном правонарушении или квитанцию на оплату штрафа с реквизитами платежа, уникальным идентификатором начисления (УИН), а также номером и датой вынесения постановления. После оплаты оператор выдаст вам квитанцию банка, подтверждающую принятие средств для оплаты штрафа. Квитанцию необходимо сохранить для предотвращения спорных ситуаций.
5.Каков порядок наложения штрафа за безбилетный проезд?
Контролер ГКУ «Организатор перевозок» имеет право потребовать от пассажиров, находящихся в салоне наземного городского транспорта или проходящих через турникеты в метро, предъявить проездной документ для проверки.
Если окажется, что проезд не был оплачен, правонарушитель должен предъявить контролеру по его требованию документ, удостоверяющий личность, для оформления постановления по делу об административном правонарушении. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, либо направляется по почте.
Если пассажир не имеет при себе документа, удостоверяющего личность, или отказывается его представлять, контролер имеет право обратиться к сотрудникам полиции для установления личности правонарушителя.
Если пассажир не согласен решением контролера, то вместе с постановлением оформляется протокол об административном правонарушении, в котором пассажир заявляет свои возражения.
6.Как оспорить наложенный штраф?
Жалобу на постановление по делу о безбилетном проезде нужно подать в ГКУ «Организатор перевозок» в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если вы пропустите этот срок, вы можете обратиться к должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобы, с ходатайством о восстановлении этого срока. Вы также можете подать заявление на рассмотрение жалобы без вашего присутствия.
При наличии к жалобе прилагаются дополнительные материалы:
- документ, удостоверяющий личность;
- постановления;
- проездной документ (билет), карта москвича, социальная карта жителя Московской области или карта москвича, обучающегося, студента, ординатора, аспиранта, ассистента-стажера (если есть льготный проездной документ).
Жалоба с комплектом копий документов подается:
- лично по адресу: Москва, 2-й Южнопортовый проезд, дом 27А, строение 1 (ящик для писем). Приемные дни: с понедельника по четверг с 8:00 до 17:00, пятница — с 8:00 до 15:45;
- по почте по адресу: 127994, Москва, улица Садовая-Самотечная, дом 1, Государственному казенному учреждению города Москвы «Организатор перевозок»;
- онлайн через портал Московский Транспорт с приложением отсканированной жалобы.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в срок до 10 дней со дня ее поступления со всеми материалами дела в ГКУ «Организатор перевозок». Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до 3 суток после его вынесения вручается или высылается заявителю.
Также можно обратиться с жалобой в суд.
Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!
Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.
В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.
Покупка билетов и право проезда
Пассажир имеет право:
1. Уехать на транспорте, если есть свободные места
Это право закреплено в ст. 24 Устава автомобильного транспорта. На практике это означает, что водитель не может препятствовать поездке пассажира, если в салоне есть свободные места, а пассажир не нарушает правила перевозки (например, на нем нет пачкающей одежды, он не отказывается платить, и так далее). Под «свободными местами» понимаются как сидячие, так и стоячие. Если возникают спорные ситуации, необходимо обратиться к техническим характеристикам автобуса, в них должно быть указано количество тех и других мест.
Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.
2. Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний
Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.
Что касается выхода из транспорта, водитель должен останавливаться на каждой остановке без дополнительных напоминаний. Особенно это касается маршруток, которые зачастую работают только «по запросу», в результате чего пассажиры, оказавшиеся на этом маршруте впервые, легко могут пропустить, когда им выходить.
Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.
3. Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых
Это нововведение действует с марта 2021 года (ч. 22 ст. 20 Устава автомобильного транспорта). Теперь ребенок до 16 лет может проехать в городском транспорте даже в том случае, если он потерял проездной или родители не продлили его действие. Высадить или оштрафовать за отсутствие билета и отказ его купить нельзя, но только в том случае, если ребенок едет без сопровождения взрослых. Если подростку 16 лет и больше, а также если нарушает взрослый, контролер может либо потребовать оплатить проезд, либо высадить «зайца» на ближайшей остановке. Также на нарушителя может быть наложен штраф.
Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа
Здесь пассажир вправе:
4. Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места
В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.
5. Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно
Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.
6. Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном
Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.
7. Получить компенсацию за утерю багажа
Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.
8. Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе
В данном случае права пассажира таковы:
9. Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика
Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.
10. Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора
Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).
Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).
Как быть, если ваши права нарушены?
Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.
Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.
Как быть безбилетному пассажиру в транспорте, если он попал на штраф? Кто должен выписывать штраф по закону и можно ли его оспорить?
Елизавета
Елизавета, со штрафом за безбилетный проезд можно поступить так же, как и со штрафом за любое другое административное правонарушение: получить квитанцию, сходить в ближайший банк и оплатить.
Детали зависят от вида транспорта и даже от региона, где человек решил прокатиться зайцем.
Какие есть штрафы за безбилетный проезд
Проезд без билета — это административное правонарушение, за которое в КоАП РФ предусмотрены штрафы:
- 100 Р — за проезд на судах морского или речного транспорта дальних транзитных линий или на автобусе междугородного сообщения без билета;
- 200 Р — за безбилетный полет на самолете. Но трудно представить такой штраф при нынешнем уровне развития технологий проверки в аэропортах;
- 50 или 100 Р, если провезти без билета ребенка, за которого нужно было платить хотя бы частично, на судах морского или речного транспорта или самолете соответственно.
А вот за безбилетный проезд в городском автобусе, трамвае, троллейбусе или такси штрафа в КоАП РФ нет. Но зато такой штраф есть в некоторых региональных кодексах административных правонарушений.
На Сахалине, в Магадане, Томске и во многих других регионах за безбилетный проезд в городском автобусе вообще не оштрафуют: нет соответствующей статьи в региональном КоАП. Еще такие штрафы сложно собирать: сумма небольшая, расходы на оформление превышают выгоду для бюджета. Да и оформить их можно не всегда: носить с собой паспорт граждане не обязаны и установить их личность в такой ситуации сложно.
Перевозчики, чтобы не нести убытки, решают этот вопрос другими методами. Например, сажают в маршрутку сурового кондуктора, который не пускает пассажиров, пока они не оплатят проезд.
Как экономить, меньше тратить и больше зарабатывать
Рассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Кто собирает штрафы и как их оформляют
Все зависит от того, где установлен штраф: на федеральном или региональном уровне.
Если штраф предусмотрен в КоАП РФ, оформлять постановление об административном правонарушении должны сотрудники полиции. Никто, кроме них, сделать этого не может.
Если штраф предусмотрен в КоАП субъекта РФ, постановление оформляют должностные лица органов исполнительной власти такого субъекта. И это должны быть именно сотрудники органа местной исполнительной власти, а не кондукторы или контролеры перевозчика или транспортной организации.
В Москве, например, такие функции имеют сотрудники ГКУ «Организатор перевозок», которое учредил Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. В Санкт-Петербурге тоже есть ГКУ с аналогичными функциями. Сотрудники этих организаций могут выписать штраф, и то, что у вас с собой нет паспорта, в этом случае не поможет. Как правило, сотрудников ГКУ сопровождает полиция. Полицейские имеют право доставить пассажира без паспорта в отделение полиции, чтобы установить его личность.
Но содержать штат контролеров и оформлять постановления — это сложно и дорого. Далеко не каждый субъект федерации может себе такое позволить. Многие исходят из того, что раз перевозчик — коммерческая организация, то борьба с безбилетниками — его проблема. Например, на Сахалине в местном КоАП нормы о штрафах нет. Зайцев в автобусах никто не штрафует, и перевозчиков это устраивает. Такая ситуация, по данным на 2016 год, была в 22 субъектах РФ.
Если в региональном КоАП норма о штрафе за безбилетный проезд в автобусе есть, а подобной структуры нет, то постановление об административном правонарушении оформлять будет некому. Чтобы проверить, есть ли такая норма в вашем регионе, ознакомьтесь с местным кодексом административных правонарушений. Обычно он есть на сайте администрации.
Какие права у контролера и кондуктора
Кондукторы и контролеры — представители перевозчика, а не органа исполнительной власти. По закону они могут потребовать от безбилетного пассажира оплатить проезд либо отказаться везти его дальше — если есть такая возможность. Высадить пассажира из самолета или с морского судна получится не всегда, а выкидывать безбилетника за борт закон запрещает. Применять силу, чтобы высадить безбилетника из транспорта, тоже нельзя.
Если возникла неприятная ситуация с билетом, всегда уточняйте, кто перед вами. Если тысячу рублей требует непонятная женщина в маршрутке на Магадане — не торопитесь отдавать ей деньги. Велика вероятность, что эти деньги пополнят ее личный бюджет. Оплатите проезд, и все. А если с вас продолжают требовать штраф — сошлитесь на требования КоАП.
ГКУ «Организатор перевозок» Санкт-Петербурга советует обратиться в полицию по телефону 02 или 112, если контролер требует оплатить штраф на месте и не выписывает постановление. Таких мошенников
могут привлечь к уголовной ответственности.
Но запомните, что платить за проезд придется в любом случае.
Когда дело может дойти до суда
Если перевозчик сочтет, что перевозка безбилетного пассажира причинила ему ущерб, он имеет право возместить убытки через суд. В таком случае ему придется самостоятельно доказать, что ущерб имел место, и подтвердить сумму. Но рассматривать такое дело будут не по нормам КоАП, а по правилам гражданского кодекса РФ. Ни перевозчики, ни местные власти не хотят связываться с такими делами. Иск, госпошлина и юристы стоят денег — намного больших, чем сумма штрафа.
Как правильно оплатить штраф
По закону безбилетному пассажиру должны вручить постановление об административном правонарушении.
Там должны быть указаны:
- Должность, фамилия, имя, отчество лица, которое вынесло постановление, адрес места работы.
- Дата и место составления постановления.
- Полные данные безбилетного пассажира — фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес.
- Обстоятельства дела — тут укажут, что пассажир ехал в транспорте без билета.
- Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за такое нарушение.
- Мотивированное решение по делу. Например, «наложить штраф 100 рублей».
- Срок и порядок обжалования постановления.
- Платежные реквизиты для оплаты штрафа. Наличными на месте платить нельзя — только банковским переводом: штраф, оплаченный по закону, может поступить только в бюджет.
Если со штрафом несогласны
Штраф можно обжаловать — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела. Искать их координаты в интернете не нужно: они должны быть указаны в постановлении об административном правонарушении. На обжалование у пассажира есть 10 суток с того дня, как ему вручат копию постановления или он получит ее сам. Если срок пропустить по уважительной причине, например по болезни, можно обратиться с ходатайством и восстановить его.
Судебной практики, когда отменяли административный штраф в отношении безбилетных пассажиров, я не нашел. Но это не значит, что таких дел не существует.
Если обжалование не увенчалось успехом или пассажир решил не обжаловать штраф, ему остается только идти в банк и платить по реквизитам, указанным в постановлении. Если этого не сделать, материалы могут передать судебным приставам. Тогда финансовые потери будут намного больше.
Запомнить:
- Штрафовать безбилетного пассажира сам перевозчик не может. Штраф может наложить либо сотрудник полиции, либо сотрудник органа местной исполнительной власти.
- Если вам не выписали постановление об административном правонарушении — этого нарушения не существует. Соответственно, обязанности платить штраф тоже нет.
- Если перевозчик хочет взыскать убытки за безбилетный проезд самостоятельно, ему придется обратиться в суд.
- Платежи по штрафам всегда поступают в бюджет. Не платите штраф наличными непонятной женщине в маршрутке.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Безбилетный проезд несовершеннолетних
Безбилетный проезд несовершеннолетних
Подборка наиболее важных документов по запросу Безбилетный проезд несовершеннолетних (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
«Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Северо-Западного федерального округа): Монография»
(Васильева Я.В.)
(«Юриспруденция», 2018)Третьим аспектом автор считает одну из основных задач комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав: рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ и административно-деликтными законами субъектов Федерации. Кодекс представляет комиссии в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. Комиссии имеют право возбуждать дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о злоупотреблении родителями (или лицами, их заменяющими) их родительскими правами или о пренебрежении ими родительскими обязанностями. Таким образом, часть 1 статьи 23.2 КоАП РФ устанавливает, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав разрешают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела, предусмотренные статьями 5.35 — неисполнение родителями или иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; 5.36 — нарушение порядка и сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи; 6.10, 6.23 — вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, психоактивных и одурманивающих веществ, табака и другие. Также часть 2 статьи 23.2 Кодекса предусматривает, что комиссии могут рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере безбилетного проезда несовершеннолетними и дела о правонарушениях в области дорожного движения в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.
Нормативные акты
Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2021 года»
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае выявления в транспортном средстве должностным лицом, уполномоченным на проверку подтверждения оплаты, лица, нарушившего порядок подтверждения пассажиром оплаты проезда, перевозки детей, должностное лицо вправе требовать от нарушителя документ, удостоверяющий личность. Уплата административного штрафа за это нарушение не освобождает лицо от оплаты проезда, перевозки детей, следующих вместе с ним, перевозки багажа, провоза ручной клади сверх установленной нормы бесплатного провоза ручной клади. Лицо, отказавшееся от оплаты проезда (оплаты перевозки детей, оплаты перевозки багажа, провоза ручной клади), обязано покинуть транспортное средство в ближайшем остановочном пункте с детьми, следующими вместе с ним.
Несовершеннолетние пассажиры, которые ездят в городском транспорте без билета, теперь не могут быть высаженными контролерами. Именно это положение было внесено в Устав автомобильного и электрического транспорта. Также в силу вступило положение о том, что льготники должны продемонстрировать запрашиваемые документы проверяющим. Выполнять рассматриваемые требования нужно, начиная с 7 марта 2022 года.
Нельзя высаживать детей-безбилетников, которые находятся в транспорте без взрослого опекуна. Рассматриваемое положение было представлено в уставе автотранспорта. Но прежде чем нововведение начнет полноценно работать, необходимо внести его в КоАП. Причина задержки в том, что не прописана ответственность за невыполнение рассматриваемого требования. Обычно, контролеров, которые высаживали ребенка одного в незнакомом месте, могли привлечь к ответственности по статье «Оставление в опасности», но она действовала только в зимний период.
Но теперь детей-безбилетников, которым не исполнилось 16 лет, контролеры не имеют права высаживать в любое время года. Правда только при условии, что их не сопровождает взрослый. Если же ребенок едет в сопровождении взрослого, контролер имеет право высадить обоих, как только факт нарушения будет обнаружен. Также несовершеннолетнего пассажира-безбилетника не пустят в автобус. Это правилами не запрещено. И распространяются они не только на городской транспорт, но и на междугородний.
Некоторые изменения коснулись и особенностей проезда льготников. Например, льготник должен во время проезда иметь документы, подтверждающие тот факт, что он может претендовать на льготу. Когда контролер попросит продемонстрировать рассматриваемый документ, пассажир должен это сделать. При отсутствии документа льготник должен заплатить за проезд. Причем даже если он готов сойти на следующей остановке, ему нужно заплатить за уже проделанную часть пути.
Помимо контроля за билетами, усилится контроль за наличием бумажных квитанций и квитанций за ручную кладь. В случае отсутствия рассматриваемой документации, предполагается прописанная ответственность. Конечно, раньше также проверялись проездные документы, но наличие правовых коллизий позволяло нарушителям не отвечать за проступки. Например, 63 региона страны установили ответственность только по региональному значению, в других 22 регионах никакой ответственности не было вообще, а это противоречит федеральному законодательству. Другими словами, у контролеров, по сути, были связаны руки. Теперь же есть только одна сводка правил, и все должны их придерживаться. Без привязки к региону.
Утверждением порядка контроля за оплатой проезда должны заниматься региональные власти, как и контролировать права лиц, которые имеют право передвигаться бесплатно или имеющие какие-то льготные категории. Также на региональном уровне будет установлена ответственность за нарушение правил. Если речь о межрегиональных маршрутах, контроль за ними будет осуществляться на правительственном уровне. Иногда контролеры могут проверять документы, подтверждающие личность пассажира. Например, такое правило работает, если человек купил именной билет, и нужно подтвердить его личность.
Юрий Свешников прокомментировал текущую ситуацию тем, что на данный момент безбилетные пассажиры могут бояться наказания исключительно при поездке на междугородних рейсах. Не наказываются действия контролеров, которые высаживают детей без билета. Именно эти вопросы и будут решаться.
Получить юридическую помощь по вопросам новых законов можно на нашем сайте.
К чему может привести отказ подростков платить за проезд в транспорте
Нередки случаи, когда подростки и молодежь сознательно отказываются платить за проезд в городском транспорте, зная, что по закону высадить несовершеннолетнего нельзя.
Родители, принимая сторону ребенка, готовы обвинить водителей и кондукторов, якобы те «не вошли в положение», их сын или дочь всего лишь «забыли» деньги, или сами поощряют такое поведение. Между тем невинная шалость, бравада, если ее не остановить, может обернуться неприятными последствиями.
С началом учебного года в Башкирии участились жалобы на кондукторов общественного транспорта. Родители подростков пишут в разные инстанции: в правительство, минтранс, руководству компании-перевозчика или оставляют возмущенные комментарии в соцсетях.
Причина раздражения часто похожа – ребенок не заплатил за проезд, а кондуктор его «обидел», сделав замечание. Вроде бы мелочь — юный пассажир проехал «зайцем», оправдавшись тем, что не сработала карта, родители забыли положить деньги, что с него взять? Еще и другие пассажиры могут вступиться, назвать кондуктора грубияном – так и разгорается конфликт, о причине которого уже никто не помнит, а виноватым оказывается кондуктор.
Посмотрим на ситуацию с точки зрения перевозчика. Кондуктор обязан получить с пассажира плату за проезд, он добросовестно выполняет свою работу. По словам гендиректора «Башавтотранса» Надира Самиева, если ревизоры обнаружат в салоне «зайца», кондуктора привлекут к дисциплинарной ответственности и лишат премии, ведь получается, что он своим бездействием нанес предприятию ущерб, хотя это «заяц» фактически взял чужое.
Безбилетник наверняка захочет проделать удавшийся трюк вновь, особенно если родители встали на его защиту. Кондуктору или водителю (на маршруте, где нет кондуктора), оставшемуся один на один с таким пассажиром, придется только взывать к его совести.
«В отличие от кондуктора, пассажира привлечь к ответственности нельзя. В федеральном и региональном законодательстве этот вопрос не проработан и в республике нет организации, имеющей полномочия выявлять безбилетных пассажиров и привлекать их к административной ответственности»,
пояснил Надир Самиев.
Подобная безнаказанность побуждает подростков пойти дальше, собравшись компанией, они провоцируют кондуктора, демонстративно не желая платить за проезд, поскольку «ничего им за это не будет», записывают видео и выкладывают его в соцсетях. Эти случаи тоже известны.
По мнению врача-психотерапевта Республиканского клинического психотерапевтического центра Гузель Юсуповой, подобное поведение до добра не доведет.
«Агрессивное поведение свойственно подросткам, оно может быть воспринято как проявление крутизны, пример для подражания, но это дурной пример, ведь в результате может вырасти асоциальная личность», — считает она.
Вот где родителям действительно стоит вмешаться, уделить внимание ребенку.
«Семья играет огромную роль в формировании личности, поэтому в такой ситуации родителям важно откровенно поговорить с ребенком, выяснить причины его поступка. Многие родители приходят домой усталыми, они посвящают себя работе, материальным вещам, но обязательно нужно находить время для воспитания детей», — пояснила Гузель Юсупова.
Если ситуация, начавшаяся как шалость, выйдет из-под контроля, она рано или поздно приведет к неприятным последствиям для взрослых и детей. Первых могут привлечь к ответственности за ненадлежащее воспитание, а вторые с 16 лет ответят за оскорбления и мат, порчу сидений салона и другое. Вот и получается, что конфликты невыгодны никому. Самое разумное в этой ситуации для кондуктора и пассажира – выполнять свои обязательства и быть взаимно вежливыми.