Что будет если не платить страховой компании после дтп

Что делать если попал в ДТП и виноват

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

  1. Я — виновник, у меня есть ОСАГО

  2. Как будет действовать пострадавший

  3. Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

  4. Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

Я — виновник, у меня есть ОСАГО

Что делать в такой ситуации? На деле она лучше, чем когда полиса нет. Многие автовладельцы жалеют деньги на покупку обязательной страховки, а после аварии начинают рвать на себе волосы — и свой автомобиль пострадал, еще и потерпевшему придется платить из своего кармана.

Виновник должен оперативно уведомить свою страховую компанию о том, что он попал в ДТП, которое сам и спровоцировал. Закон не сообщает о том, в какие сроки должно произойти уведомление, но указывает, что это должно случиться как можно быстрее.

Если вы — виновник ДТП, сразу после оформления происшествия позвоните в свою страховую компанию и сообщите ей о событии. Там же оператор даст инструкцию по дальнейшим действиям.

Как будет действовать пострадавший

Вообще, если рассматривать, что делать виновнику ДТП, то ему особо ничего делать и не надо. Это потерпевшему придется побегать, чтобы получить компенсацию от страховой компании, обслуживающей полис ОСАГО виновного в аварии гражданина.

В первую очередь пострадавший должен уведомить страховую компанию о ДТП

Что будет делать пострадавший:

  1. Уведомит страховую компанию о произошедшем. Ту компанию, к которой он будет обращаться. А обратиться он может как к своей, которая обслуживает его полис ОСАГО, как и напрямую к страховщику пострадавшего. В первом случае все оформляет “своя” компания, после “чужая” компенсирует выплату.
  2. Соберет документы об аварии, предоставит их в офис удобного страховщика.
  3. Пройдет экспертизу транспортного средства. На ее основании выявляется сумма ущерба. Ущерб покрывается деньгами или ремонтом от партнерского сервиса.
  4. Если сумма ущерба больше, чем максимально положенное по ОСАГО возмещение, пострадавший может обратиться к виновнику, чтобы забрать недополученные средства.

Как видно, именно пострадавшая сторона занимается всей волокитой. Виновнику же никакая компенсация не положена, поэтому он ничего не делает. Единственное необходимое его действие — привезти в свою страховую свой экземпляр уведомления о ДТП. Все.

Если ущерб превышает сумму по ОСАГО

Законом определены максимальные лимиты денег, которая страховая компания может выплатить пострадавшему. Согласно статье 7 ФЗ-40 это:

  • максимум 500 000 рублей в части возмещения вреда здоровью пострадавшему;
  • максимум 400 000 рублей, если речь идет о причинении вреда имуществу.

Например, если речь о полной гибели авто, которое невозможно восстановить, а машина была оценена в 600 000 рублей, страховая выплатит пострадавшему только 400 000. Остальные 200 000 тот правомочен взыскать с виновника ДТП. Если же машина стоит 300 000, то столько пострадавшему и выплатят, на этом претензии будут закрыты.

Такие ситуации встречаются довольно часто, поэтому рассмотрим обязанности виновника ДТП по ОСАГО в этом случае. Если пострадавший недополучит, например 200 000 рублей, при нормальном раскладе дел сначала он свяжется с виновником и потребует возместить этот убыток добровольно.

Если вы согласны возместить убыток добровольно, сначала убедитесь в реальности названной суммы. При необходимости можно заказать повторную независимую экспертизу. При расчетах все документируйте, сохраняйте документ о передаче денег.

Если виновник отказывается возмещать убыток добровольно, потерпевший обратится в суд. Если сумма иска не превышает 50 000, дело будет рассматривать мировой судья. Если превышает — районный. И у суда не будет оснований отказать в удовлетворении иска.

Пострадавший имеет право обратиться в суд без предварительного общения с виновным

Бывает так, что пострадавший не идет на связь с виновником, а сразу обращается в суд. В итоге виновник узнает об этом по повестке или вовсе, получив решение суда. Нарушений в действиях пострадавшего здесь нет.

Варианты развития событий после суда:

  1. Виновник сразу возмещает установленные судом убытки.
  2. Пострадавший получает решение суда, вступившее в силу, и передает его судебным приставам. Они могут арестовать карты и счета виновника, изъять имущество для покрытия долгов. Также появится необходимость оплатить исполнительский сбор.

Если у вас нет необходимой суммы, ждите обращение пострадавшего к приставам. При наличии официальной работы с зарплаты будут высчитывать по 50% (можно снизить размер удержания), пока долг не будет покрыть полностью.

В итоге получается, если ты — виновник ДТП, страховая возместит максимум 400 или 500 тысяч рублей. Все остальное должен платить виновник. И если речь о сильно поврежденной дорогой машине, или если в аварии есть серьезно пострадавшие люди, можно “попасть” на очень серьезные деньги.

Я — виновник ДТП, мои действия при отсутствии ОСАГО

Если полиса ОСАГО нет, тогда все убытки пострадавшего покрывает виновник аварии. При регистрации происшествия виновнику будет выписан штрафы в 800 рублей за отсутствие страховки.

На деле больше от этой ситуации страдают потерпевшие. При наличии страховки они гарантированно получат возмещение в течение 20 дней после обращения к страховщику, если сумма ущерба не превышает 400 или 500 тысяч рублей. Если полиса нет, придется взыскивать убытки с виновника самостоятельно через суд.

Пострадавший сделает за свой счет экспертизу и подаст в суд на виновника (если тот не пожелает расплатиться добровольно). Виновник может оспорить экспертизу, заказать свою. Но итогом в любом случае станет вступившее в силу решение суда о возмещении ущерба.

Если в дело вступят приставы:

  • первым делом судебный пристав наложит запрет на регистрационные действия на авто должника;
  • далее делается запрос в ФНС, чтобы найти место работы должника. Если оно есть, туда направляется документ об удержании 50% от всех доходов в пользу пострадавшего;
  • если нет места работы, делаются запросы в банк, ведется поиск карт и счетов должника. Все расположенные на них деньги и поступающие в будущем изымаются;
  • если указанные выше способы не дали результата, изымается и продается авто, также может быть изъято другое имущество.

При отсутствии полиса ОСАГО виновник ДТП выплачивает полную компенсацию

Так что, если рассматривать, в каких случаях виновник ДТП платит по полной программе, то это при отсутствии полиса ОСАГО. Если он есть, и убыток не превышает установленные законом суммы, из своего кармана виновник пострадавшему ничего не платит — расходы покроет страховая. Но при следующей покупке полиса он обойдется дороже.

А вот свое транспортное средство в любом случае придется восстанавливать и ремонтировать самостоятельно. Убытки виновника ОСАГО не покрывает. Но если речь о полисе КАСКО, тогда и виновник получит компенсацию. Но нужно смотреть на ситуацию и перечень страховых случаев.

Частые вопросы

Что делать виновнику ДТП при наличии полиса ОСАГО?

Ему нужно оперативно по телефону горячей линии или через приложение уведомить свою страховую компанию о происшествии. После в течение 5 дней, если этого требуют условия страховой, предоставить бумажное уведомление о ДТП. Больше виновник ничего делает, все хлопоты ложатся на плечи пострадавшего.

Должен ли виновник ДТП платить страховой компании?

Нет, он уже приобрел страховку — полис ОСАГО. На основании него страховая компания выплачивает компенсацию пострадавшей стороне.

Я — виновник ДТП, что мне грозит?

Если у вас нет полиса ОСАГО, вам сразу выпишут штраф в 800 рублей. Если нанесен вред здоровью людей, наступает административная ответственность с штрафом в 2000 — 25 000 рублей, также виновнику может грозить лишение прав на срок до 2 лет. Если пострадавшему причинен тяжкий вред, или он умер, наступает уголовная ответственность с реальным лишением свободы.

Сколько платит виновник ДТП?

Если нет полиса ОСАГО, виновник возмещает ущерб в полном объеме. Если полис есть, то он оплачивает только убытки свыше сумм 400 000 по ремонту авто и от 500 000 за причинение вреда здоровью.

Если я — виновник ДТП, меня лишат водительского удостоверения?

Лишение возможно при причинении легкого и среднего вреда здоровью. За тяжкий вред и смерть — лишение прав на 3 года.

Комментарии: 124

Спустя несколько месяцев после аварии виновник может получить от страховщика претензию с регрессным требованием по ОСАГО или повестку в суд. У страховщика есть право взыскать с виновного лица сумму компенсации, выплаченную потерпевшему. Рассмотрим, что говорит закон: в каких случаях СК имеет право предъявить регрессное требование, когда это невозможно и что делать виновнику ДТП, чтобы избежать регресса или заплатить меньше, чем требует страховщик.

Регресс по ОСАГО — что это такое

Регресс по ОСАГО — это право страховой компании потребовать от виновника аварии или СТО возмещения средства, выплаченных потерпевшему в качестве компенсации. В большинстве случаев требование адресовано виновному водителю, с которым заключен договор автострахования ОСАГО, и только в одной ситуации СК может предъявить регрессивное требование станции техобслуживания.

Многие водители ошибочно полагают, что страховка ОСАГО избавляет их от необходимости выплачивать сумму ущерба, если ДТП произошло по их вине. На практике страховщик действительно покрывает ущерб, причинённый владельцем полиса обязательного автострахования ОСАГО. После этого у страховой компании возникает право предъявить регрессное требование своему клиенту, если он нанёс ущерб чужому транспортному средству и участникам дорожного движения.

Если говорить простыми словами, СК сначала покрывает ущерб, причинённый потерпевшей стороне, а затем требует от своего клиента возмещения уплаченной суммы на правах регресса. Для водителя, виновного в ДТП, наступают и другие неприятные последствия:

  • повышается коэффициент бонус-малус (КБМ);
  • применяется коэффициент нарушений;
  • возрастает цена полиса ОСАГО при следующем оформлении.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО», регресс предъявляется только при наличии оснований, перечисленных в законе.

Что написано в законодательстве

Право на регресс от страховой компании по ОСАГО закреплено законом № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. В соответствии со ст. 14, к страховой компании переходит право требовать выплату компенсации ущерба с виновника в размере суммы, выплаченной потерпевшему.

Кроме того, правомерность регрессных требований по ОСАГО устанавливается Гражданским кодексом РФ (ст. 1081, п. 1). В ГК РФ сказано, что лицо, которое возместило ущерб, нанесённый другим лицом, имеет право предъявить регрессное требования в размере уплаченной суммы. В случаях, предусмотренных ФЗ «Об ОСАГО», сумма регресса может быть больше, чем компенсация, выплаченная потерпевшему.

Право страховщика предъявить регресс по договору ОСАГО виновнику аварии закреплено в законе.

В каких случаях страховая имеет право регресса по ОСАГО

В ст. 14 Федерального закона РФ «Об ОСАГО» перечислены все случаи, когда у страховщика возникает право потребовать регресс по ОСАГО с виновника ДТП. Основанием для предъявления претензии к лицу, по вине которого произошло ДТП, служат такие факторы:

  • Виновник находился за рулём, не имея права управлять автомобилем. Например, он был лишён водительских прав или изначально не имел их.
  • В дорожно-транспортном происшествии был причинён ущерб имуществу или здоровью потерпевшего. ДТП произошло по причине умышленных действий виновного, и это доказано. В момент аварии виновный водитель был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и это подтверждается медицинским заключением.
  • Водитель, по вине которого произошло ДТП, не был вписан в страховой полис ОСАГО. Это имеет значение в ситуации, когда у владельца авто оформлена ограниченная (закрытая) страховка ОСАГО.
  • Водитель не имел автостраховки ОСАГО или у его полиса истёк срок действия.
  • Владелец авто, ставший виновником ДТП, не имел диагностической карты, или она была недействительной. Норма закона распространяется только на автобусы, такси и специализированные ТС, предназначенные для перевозок опасных грузов.
  • В страховом полисе ОСАГО указана неверная информация о ТС (такое возможно, если полис оформлялся в электронном виде).
  • Водитель, которому предъявляется регресс по ОСАГО, скрылся с места ДТП. Это отражено в протоколе о дорожно-транспортном происшествии.
  • Владелец автомобиля, участвовавшего в ДТП, не предоставил ТС на экспертизу в течение 15 дней. За это время он выполнил ремонт своими силами или утилизировал автомобиль.

По закону «Об ОСАГО» регресс к СТО предъявляется в таком случае: оператор, проводивший техосмотр и выдавший диагностическую карту, указал недостоверные сведения о состоянии автомобиля. Регрессное требование направляется в том случае, если неисправности, не внесённые в карту и ставшие причиной ДТП, могли быть обнаружены во время техосмотра.

Ситуации, когда регрессное требование невозможно

Предъявление регресса по ОСАГО к виновнику ДТП невозможно, если повреждения были нанесены автомобилю в результате наезда на пешехода или столкновения с ним, и если пешеходу при этом был нанесён вред. В случае смерти пешехода, из-за которого пострадал автомобиль, регрессное требование не предъявляется наследникам или родственникам.

Порядок выставления претензии

Порядок выставления претензии до предъявления регрессных требований определён Федеральным законом № 40-ФЗ. Страховая компания должна действовать в таком порядке:

  1. Изучить предоставленные материалы о ДТП.
  2. Оценить причинённый ущерб, проведя одну или несколько экспертиз.
  3. Рассчитать сумму, которую необходимо выплатить пострадавшему в качестве компенсации ущерба.
  4. Выплатить потерпевшему причитающуюся сумму страхового возмещения.

После этих действий у страховой появляется право предъявлять регрессное требование виновнику аварии. Сначала страховщик должен направить своему клиенту претензию в письменном виде, чтобы соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Согласно положениям Гражданского кодекса РФ, у адресата есть 30 дней на рассмотрение претензионного письма. За это время он может оспорить регресс:

  • предъявить страховщику доказательства невиновности;
  • доказать, что для выплаты регресса нет оснований;
  • привести аргументы для уменьшения размера выплаты.

Если не удалось решить вопрос без суда после истечения указанного срока, страховщик вправе подать регрессный иск.

Как избежать регресса по ОСАГО

На 100% исключить вероятность попадания в ДТП невозможно, но можно свести риски к минимуму. Как не платить регресс по ОСАГО на законных основаниях или свести к минимуму вероятность предъявления регрессного требования:

  • вовремя оформлять полис обязательного автострахования ОСАГО;
  • регулярно проходить техосмотр;
  • в случае попадания в ДТП оставаться на месте происшествия и соблюдать порядок оформления ДТП, предписанный законом;
  • не доверять управление автомобилем лицам, не вписанным в страховой полис ОСАГО;
  • не управлять ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • после аварии не утилизировать и не ремонтировать авто с целью скрытия своей вины и обстоятельств ДТП;
  • принимать участие в проведении экспертизы с целью оценки ущерба, причинённого пострадавшему;
  • во время оформления выражать несогласие, если есть возражения, и требовать, чтобы уточнения были внесены в протокол.

После ДТП нужно стараться не пропустить претензионное письмо от страховщика или судебную повестку, и с этой целью следует регулярно проверять почту.

Если страховая выставила регресс по ОСАГО, но виновник ДТП не согласен с требованиями, он вправе подать встречный судебный иск. Отменить требование можно одним из способов:

  • доказать, что истёк срок исковой давности;
  • доказать невиновность в случившемся ДТП;
  • опровергнуть факт, ставший основанием для регресса по ОСАГО.

Рассмотрим подробнее каждый способ. Чтобы доказать невиновность, водитель может сделать следующее:

  • привлечь свидетелей;
  • предоставить фото- и видеоматериалы, доказывающие невиновность;
  • указать, какие нормы закона нарушила СК (если она их нарушила);
  • приложить к судебному иску другие документы, которые могут подтвердить факт невиновности.

Опровержение факта, послужившего основанием для предъявления регрессного требования, позволяет добиться его отмены. Пример: требование основано на том, что в момент ДТП виновник был в нетрезвом состоянии. Водитель должен предъявить доказательство, что во время ДТП он был трезв.

Срок исковой давности по регрессу составляет 2 года, если был причинён только материальный вред, и 3 — если был нанесён ущерб здоровью или жизни. Срок отсчитывается с того дня, когда страховщик перечислил пострадавшему компенсационную выплату. Если прошло больше времени, виновник аварии вправе потребовать прекратить дело и отказать компании в удовлетворении иска.

Если суд удовлетворил иск страховщика, у ответчика есть 30 дней на то, чтобы подать апелляцию. Если суд следующей инстанции оставит в силе решение суда предыдущей инстанции, можно в судебном порядке добиться отсрочки или рассрочки платежа, например, в связи с финансовыми затруднениями.

Как уменьшить сумму взыскания

Обычно страховая требует регресс по ОСАГО в размере выплаты, произведённой пострадавшему. Иногда страховщики увеличивают размер требования на сумму дополнительных расходов, например, понесённых в связи с экспертизой, но это неправомерно. Чтобы снизить размер регрессной выплаты, можно сделать следующее:

  • Проверить результаты экспертизы с помощью независимой экспертной проверки. Дополнительная экспертиза позволяет выявить нарушения и ошибки, допущенные во время основной. Это могут быть ошибки в расчётах, определение суммы ущерба без учёта износа авто, нарушение порядка экспертной оценки.
  • Проверить объём и стоимость работ, выполненных автосервисом. Независимый перерасчёт поможет определить, во сколько на самом деле обошёлся ремонт. Нередко СТО обходятся минимальными работами и используют дешёвые запчасти, а сумма регрессных требований завышается.
  • Проверить, какая сумма была компенсирована пострадавшей стороне. Для выяснения суммы, выплаченной страховщиком, нужно сделать запрос на стадии досудебного урегулирования или в суде. Страховщик должен предоставить документы, подтверждающие размер выплаты, в противном случае пострадавшего могут вызывать в суд.

Если в действиях и расчётах страховой компании не было нарушений и ошибок, снизить размер требований не удастся.

Судебная практика по регрессу ОСАГО

Судебная практика указывает на то, что исход дела может быть решён в пользу водителя, по вине которого произошло ДТП. Но так бывает не всегда, и вот несколько примеров:

  • Водитель не сообщил о ДТП и покинул место происшествия. СК выплатила компенсацию ущерба пострадавшей стороне и предъявила виновнику регрессное требование. Ответчик указал на истечение срока исковой давности: ДТП произошло в октябре 2018 г., а СК подала иск в декабре 2021 г. Суд отклонил доводы ответчика, поскольку срок отсчитывается с момента выплаты пострадавшему, а она была произведена в декабре 2018 года, и с этого дня ещё не прошло 3 года.
  • Водитель, по вине которого случилось ДТП, не передал вовремя документы СК. Страховщик в порядке регресса потребовал выплатить 50 тыс. рублей, и суд удовлетворил иск.
  • Водитель совершил ДТП и был признан виновным. СК выплатила потерпевшему сумму ущерба и потребовала от виновника возместить компенсацию. Суд отказал в удовлетворении иска. Поскольку ДТП было оформлено по всем правилам, водитель лично отнёс в страховую европротокол, направил в СК запрос о возмещении ущерба и получил письменный ответ. Страховщик проиграл судебное разбирательство.

Страховщики часто не учитывают все нюансы законодательства, рассчитывая на то, что водитель постарается обойтись без судебного разбирательства и вернёт деньги. На практике есть возможность отстоять свою правоту и избежать регрессной выплаты или снизить её размер.

Популярные вопросы 

Что будет, если не платить регресс страховой компании?

Если не платить регресс, страховая компания подаст иск в суд. Каким будет судебное решение, зависит от того, сумеет ли ответчик грамотно выстроить защиту и предоставить документы, на основании которых суд откажет в удовлетворении иска или удовлетворит его частично.

Что такое регрессные обязательства?

Регрессное обязательство — обязательство, возникающее при взаимодействии не мене трёх сторон и связывающее регредиента (страховщика), регрессата (виновника ДТП) и потерпевшего. Обязательство направлено на регрессата, по вине которого регредиент компенсировал ущерб пострадавшему.

Возможен ли регресс по ОСАГО за отсутствие техосмотра?

Регресс при ДТП по ОСАГО невозможен, если речь идёт о легковом авто. Норма закона об ОСАГО, по которой к водителю легкового автомобиля могло быть применено регрессное требование за отсутствие диагностической карты, отменено с 12 апреля 2022 года. Нововведение не коснулось только спецтранспорта, такси и автобусов.

3.2

Рейтинг статьи 3.2 из 5

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ Фонд «Так-Так-Так» либо касается деятельности иностранного агента РФ Фонд «Так-Так-Так»
18+

Консультация № 13 029

№ 13 029

РЕШЕНО

Страховая компания прислала письмо по регрессу после ДТП. Если я начну платить долг небольшими суммами, то имеют ли они право обратиться в суд?

Здравствуйте! Меня зовут Вадим. Страховая прислала письмо по регрессу (дтп). В суд с ее стороны пока обращений не было. Если я сейчас начну платить долг небольшими суммами (1000р/в месяц), то будут ли они обращаться в суд? Т.е. страховая естественно хочет чтобы я уплатил как можно скорее, но у меня нет такой возможности. Я читал, что если платить хоть по 100р/мес. то они не имеют права подавать в суд, или все-таки имеют?

Заранее спасибо за ответ!

4 ответа

Так-так-так, поддерживаю!

Вы получили совет эксперта, который помог решить вашу проблему. Вы тоже можете помочь другому человеку защитить свои права, сделав посильное пожертвование на развитие нашей сети. Сделаем право доступным для всех!


ОСАГО, это не только обязаловка и пустые траты. Сколько бы тонн желчи не выливали на автогражданку, она имеет один жирный плюс – она возмещает ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП водителям и пешеходам. Но для виновника не все так просто. Во всей этой истории он легко может стать “козлом отпущения”, даже если согласиться со своей виной и пойдет на оформление ДТП без сотрудников полиции.

Одна из схем “развода” водителей – предъявление регрессного требования. Мол, нарушили закон – возмещайте расходы на выплату компенсации пострадавшим! И вся прелесть в том, что СК будет использовать регресс, даже когда основания для его применения “притянуты за уши”! Как быть? Вооружаемся законом, сосредотачиваем внимание и крушим надежды страховщика предъявить регресс виновнику по европротоколу.

Право на регресс

Статья 14 ФЗ № 40 от 25.04.2002 “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее — ФЗ “Об ОСАГО”, ФЗ № 40) исчерпывающим образом объясняет, в каких случаях страховая компания имеет право на регресс. Из описанных оснований выделим только те, которые дают право на страховой регресс по европротоколу (оформления ДТП без сотрудников полиции). А именно:

  • причинение ущерба автомобилю пострадавшего, в том числе в целях получения страховки;
  • самостоятельное проведение ремонта либо утилизация автомобиля виновником ДТП до истечения 15-дневного срока с момента аварии;
  • непредоставление автомобиля страховщику для осмотра по его требованию;
  • предоставление страховщику недостоверных сведений об автомобиле при заключении договора страхования в электронном виде;
  • истечение срока действия диагностической карты на момент столкновения, если причиной ДТП стала неисправность автомобиля (действует с 08.06.2020).

До 01.05.2019 самым распространенным основанием для регрессного требования было нарушение водителем-виновником сроков направления европротокола в свою страховую – сделать это нужно в 5-дневный срок. Начиная с мая 2019 года нарушение такого требования основанием для регресса не является, хотя само требование направить извещение о ДТП в течение 5 дней сохранилось. Отмена этого основания не касается ДТП, произошедших до 01.05.2019 – в этих случаях право на регресс сохраняется.

Находчивости страховщикам не занимать, они найдут такие основания даже там, где ими и не пахло. СК обязательно пришлет вам претензию с требованием возместить расходы и угрозами в противном случае подать в суд. Задача водителя – не паниковать. Правильный правовой анализ сложившейся ситуации поможет построить достойную линию защиты, и это единственный способ, как избежать регресса по европротоколу.

Без достаточных оснований: что предпринять водителю?

Практика регрессных споров включает львиную долю случаев, когда требования о компенсации возмещения в пользу страховщика очевидно необоснованные. Если и вам пришло такое “письмо счастья” – не платите сразу, даже если сумма по вашим меркам незначительная. Шаг за шагом мы и наши юристы найдем оптимальный выход из любой ситуации.

Шаг 1. Есть ли право на регресс?

Определите, действительно ли СК обоснованно предъявило требование о регрессе по европротоколу ОСАГО. Основания, которыми мотивировано требование, должны быть указаны в претензии. Например, ненаправление извещения о ДТП в срок, непредставление автомобиля для осмотра по требованию СК, самостоятельный ремонт ТС до истечения 15 дней и так далее. Если суть претензии – ложь, подготовьте доказательства своей правоты. Например, почтовую квитанцию об отправке документов страховщику в срок.

Шаг 2. А была ли оплата?

Право на регресс возникает у страховщика, только если он произвел выплату страхового возмещения и может это подтвердить. Ссылаясь на это, запросите в страховой компании документы, подтверждающие такое перечисление. Если документальные доказательства этого не будут предоставлены, вы вполне законно можете усомниться в переходе права регрессного требования к страховщику. И пока он не докажет обратного, можно не платить.

Шаг 3. Проверить ущерб

Размер регрессного требования обоснованно может вызывать у водителя сомнения. И правда, а откуда вам знать, что сумма была объективной?! Если правильность оценки ущерба сомнительна и кажется вам завышенной – направьте отзыв, не согласившись с претензией в части размера причиненного вреда и потребуйте проведения независимой экспертизы.

Образец отзыва на претензию

Образец отзыва на претензию.docx ≈ 9 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

Шаг 4. Не истек ли срок давности?

В отношении регрессных требований действует общий 3-летний срок исковой давности. Но его течение, в отличие от общих случаев, начинается с момента погашения страховщиком основного обязательства (ч. 3 ст. 200 ГК). То есть только после того, как он перечислил деньги страховщику пострадавшего. Если с этой даты прошло 3 года, но СК так и не подала на вас в суд – “сушите вёсла”, согласно ст. 199 ГК, это является основанием для отказа страховщику в иске и отмены регресса по европротоколу (Апелляционное определение Мосгорсуда от 08.07.2015 по делу 3323195/15).

Если дело дошло до суда

Как только вы откажетесь платить добровольно, страховая не будет медлить и вскоре точно подаст на вас в суд. Решительные действия – залог вашего успеха. По сути, стратегия поведения не будет отличаться от шагов при досудебном урегулировании в претензионном порядке. Получив копию искового заявления, вам необходимо:

  1. Изучить иск и найти его обоснование – чем СК аргументирует необходимость взыскания убытков в порядке регресса.
  2. Определить, действительно ли такое требование обоснованно. Были ли у страховщика законные основания предъявлять регресс? Проверить сроки исковой давности. Если они истекли – заявить в суде об их применении и необходимости отказа в иске.
  3. До первого заседания составить возражение на иск в свободной форме и направить его в суд. Укажите, что все требования закона с вашей стороны были исполнены – извещение направлено или лично передано в СК вовремя, ремонт автомобиля не проводился, запросов на осмотр ТС не поступало. Если европротокол не был направлен вовремя, сошлитесь на уважительные причины – болезнь близкого родственника, срочная командировка, потеря своей копии извещения, иные не зависящие от водителя причины.
  4. Если вы не согласны с суммой – направить ходатайство о назначении судебной экспертизы размера причиненного ущерба.
  5. Если вынесено решение не в вашу пользу, но вы настаиваете на своей правоте – попробуйте оспорить регресс по европротоколу, как в апелляции, так и в кассации. Если справедливости не удалось добиться самостоятельно, для успешного разрешения дела рекомендуем привлечь профессиональных юристов.

Шансы на успех

В регрессных спорах исход дела всегда зависит от конкретных обстоятельств и позиции суда. Чаще других основанием для регресса выступает пп. ж п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО”, то есть ненаправление извещения о ДТП страховщику в срок. При таких обстоятельствах судебная практика по регрессу по европротоколу ОСАГО однозначна – суды принимают сторону страховщиков. В качестве примеров:

  • решение мирового судьи судебного участка № 27 городского округа «город Южно-Сахалинск» по делу № 2- 9/2016 от 12.01.2016;
  • решение мирового судьи судебного участка №1 Когалымского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по делу № 2-434-1701/2018 от 29.03.2018;
  • решение мирового судьи судебного участка № 99 Санкт-Петербурга Забурко Е.Н. по делу № *****/2018-99.

Впрочем, есть и примеры положительных для водителей решений. Например, Бутырский районный суд в своем апелляционном определении от 23.08.2017 по делу № 11-0156/2017 признал, что ненаправление извещения может и не быть основанием для регресса, если оба водителя, составивших европротокол, застрахованы у одного страховщика.

По остальным основаниям для регресса все не так однозначно, а судебная практика незначительна. А потому, всё еще больше зависит от стремления и упорства конкретного водителя.

Вот пример: казалось бы, непредоставление виновником ДТП автомобиля для осмотра, делает регрессные требования априори законными? Ан-нет, только если требования о предоставлении ТС были направлены водителю в письменном виде в течение первых 15 дней, и страховщик может это доказать (решение мирового судьи судебного участка № 20 Ефремовского судебного района Тульской области по делу №2-178/17).

Резюме

Успешный исход в спорах со страховщиками нельзя гарантировать никогда. Многообразие судебной практики имеется лишь по делам, где основанием для регресса является пп. ж) п. 1 ст. 14 ФЗ “Об ОСАГО” . Но так как он отменен, актуальность вопроса постепенно утрачивается. Остальные же основания фигурируют многократно реже, а потому успех тяжбы будет зависеть от конкретных обстоятельств дела и упорства страхователей. А потому, резюмируя все сказанное, нам остается только пожелать вам удачи, она вам потребуется!

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд. 

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

КАСКО и ОСАГО Два миллиона за ДТП: пять крупных исков к страховой

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС. 

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС. 

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из



Федеральный рейтинг.


. Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой. 

Если бы страховая соблюдала закон 

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из



Федеральный рейтинг.

группа
Банкротство (споры mid market)


группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)


группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции


группа
Уголовное право



видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она. 

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

* Имена и фамилии изменены редакцией.

Итак, авария произошла 9 января прошлого года. Некто Кириков врезался в машину гражданки Козявиной. Участники, так как оба были застрахованы по ОСАГО, быстро оформили ДТП по Европротоколу, то есть без вызова сотрудников ГИБДД.

Серьезный момент: они на месте происшествия заполнили бланки извещения о ДТП. Иными словами, не воспользовались ни приложением страховщиков «Помощник ОСАГО» или собственной страховой компании, ни приложением «Госуслуги Авто», которые позволяют делать фотофиксацию ДТП.

Дело в том, что если по Европротоколу авария оформлена с применением фотофиксации, то максимальная сумма выплаты по ОСАГО за повреждения автомобиля составит 400 тысяч рублей. А без фотофиксации — только 100 тысяч рублей.

Страховщики разобрались в ситуации и выплатили пострадавшей максимально возможную при таких условиях сумму — 100 тысяч рублей. Но вот беда, стоимость восстановительного ремонта без учета износа составила 175 тысяч рублей. Плюс еще утрата товарной стоимости, а также расходы на эксперта для оценки повреждений.

Если авария оформлена по Европротоколу с фотофиксацией, то максимальная сумма выплаты по ОСАГО — 400 тысяч рублей. Без нее — 100 тысяч

В общем, пострадавшая обратилась в суд о взыскании с виновника еще 86 тысяч рублей. И суд, признав ее доводы убедительными, взыскал с виновника эту сумму. Однако тот с таким решением не согласился, предполагая, что страховщик за него должен заплатить в полном объеме весь ущерб.

Однако еще в суде первой инстанции было указано, что оформление документов о ДТП в упрощенном порядке и выплата страхового возмещения прекращают обязательство страховщика перед потерпевшим по конкретному страховому случаю, но не лишают его права предъявить к причинителю вреда требование о возмещении вреда в размере, превышающем страховую выплату. Это подтвердили и все вышестоящие суды.

Как напомнил Верховный суд, согласно Гражданскому кодексу применение правил ОСАГО не может приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда.

С учетом изложенного, положения закона об ОСАГО не отменяют право потерпевшего на возмещение вреда с его причинителя и не предусматривают возможность возмещения убытков в меньшем размере.

Грубо говоря, если бы ДТП оформлялось Госавтоинспекцией, но ущерб превысил бы 400 тысяч, компенсировать его все равно пришлось виновнику. Но не за счет страховой компании, а из своего кошелька по решению суда.

С Европротоколом все сложнее. Полный размер выплаты возможен только при оформлении ДТП с фотофиксацией через приложения либо страховой компании, либо Российского союза автостраховщиков, либо через приложение «Госуслуги Авто». И только в случае, если оба участника ДТП согласны с обстоятельствами, которые к нему привели. Если фотофиксации нет или один из участников не поставил свою подпись в соответствующей графе электронного извещения о ДТП, то максимально возможная выплата составит 100 тысяч рублей. Если участники заполнили на дороге бумажные извещения — выплаты также не превысят 100 тысяч рублей. А все остальное пострадавший вправе взыскать с виновника через суд.

В данной истории Верховный суд оставил в силе решения нижестоящих судов. А жалобу виновника ДТП — без удовлетворения. Но всем остальным водителям стоит помнить, что аварию по Европротоколу надо либо оформлять с условием, что второй участник согласен с обстоятельствами ДТП, либо четко понимать, что больше 100 тысяч рублей не придет, либо просто вызывать ГИБДД на место происшествия.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 14

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Действие данного требования может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

(в ред. Федеральных законов от 06.06.2019 N 122-ФЗ, от 01.04.2022 N 81-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

(пп. «к» введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 214-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

(пп. «л» введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, оформившему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 06.06.2019 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

(п. 5 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

(п. 6 введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что будет если немного проехать на ручнике на автомате
  • Что будет если немного проехать на ручнике на механике
  • Что будет если проехать на ручнике на автомате недолго
  • Что будет если проехать на спущенном колесе безкамерки
  • Что будет если проехать против одностороннего движения