Что будет если допустить ошибку в реквизитах

Ошибки в первичке: данные о компании и контрагенте

Иллюстрация: Борис Мальцев / Клерк

В серии статей мы рассмотрим, на что стоит обратить внимание при оформлении первичных документов, чтобы не столкнуться с вопросами от налоговой инспекции.

Ошибка № 1. Ошибка в названии организации, составившей документ

Наименование организации согласно ч. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ относится к обязательным реквизитам. Искаженное название (например, «Транс-экстерн» вместо «Транс-Экспресс») лучше исправить.

При этом в документе допустимо как полное, так и сокращенное название организации (п. 3 ст. 1473 ГК), и даже опечатка не должна стать помехой для налоговой, чтобы идентифицировать налогоплательщика: главное, чтобы верно был указан ИНН (Письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547).

Ошибка № 2. Ошибка в названии организации контрагента

Ошибку лучше исправить, если опечатка мешает идентифицировать контрагента (особенно, если в документе не указан ИНН контрагента — письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547 и ФНС от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104).

Ошибка № 3. Организация сменила название, но контрагенты указывают в документах старое

У налоговой могут возникнуть вопросы, если в документах первичного учета расходятся наименование (и особенно ИНН, так как в первую очередь по нему идентифицируется компания). Об этом предупреждает Минфин РФ в Письмах от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104.

Чтобы этого избежать, при смене реквизитов лучше выслать контрагентам отдельное уведомление и подписывать дополнительные соглашения к действующим договорам.

Ошибка № 4. Неверно указаны реквизиты контрагента

Если ошибка в банковских реквизитах в накладной — есть риск, что тогда будут проблемы при оплате (постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2017 № Ф05-8584/2017).

При этом сама по себе ошибка в реквизитах документа не помешает учесть расходы по нему, если она не помешает идентифицировать продавца, покупателя, название товаров, работ или услуг, а также их стоимость. Особенно если можно подтвердить сделку другими документами.

Ошибка № 5. Ошибка в адресе

Ошибка-опечатка не страшна — если не мешает идентифицировать контрагента, а значит, это не помешает учесть расходы и вычеты (письмо Минфина РФ от 04.02.2015 № 03-03-10/4547 и ФНС от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104).

Другое дело, если в первичных документах указан один адрес, а контрагент на самом деле располагается по другому адресу. Это может стать причиной для более тщательной проверки, обоснованы ли расходы. И если реальность сделки доказать не получится, расходы снимут (подобная ситуация описана в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2017 № А63-2140/2016).

Ошибка № 6. Неверные ИНН или КПП контрагента

ИНН — тот реквизит, верность которого стоит наиболее тщательно проверять. В «1С» есть инструменты, которые помогают делать это автоматически, или же можно вручную проверить ИНН на сайте ФНС nalog.ru. В случае если указанный в первичном документе ИНН не существует или в нем ошибка, инспектор может признать сделку нереальной, а компанию обвинить в недостаточной осмотрительности при выборе контрагента.

Если вы обнаружили опечатку в ИНН, лучше исправить документа или запросить у контрагента исправленные. Шанс отстоять расходы с ошибочными документами все же при этом есть: если подтвердить реальность затрат (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.08.2015 № Ф09-5678/15).

При верном ИНН, но неверно указанном КПП ошибка не критична. Но документ все равно лучше исправить, чтобы не вызывать вопросов налоговой.

Ошибка № 7. Не указан ОГРН в путевом листе

С 2017 г. в типовую форму путевых листов добавлены новые реквизиты (Приказ Минтранса РФ от 07.11.2017 № 476). Теперь в путевом листе нужно указывать ОГРН компании или ОГРНИП индивидуального предпринимателя.

Если этих данных не будет в бланке путевого листа, это может навести инспектора на мысль более тщательно проверить расходы и вычеты.

Ошибки в документах при работе с «1С»

Что касается учетных систем фирмы «1С», то прикладные решения работают только в соответствии с действующим законодательством, поэтому любые изменения в требованиях к документам оперативно реализовываются в последующих релизах программ. Сроки поддержки этих изменений в программах «1С», номера и даты выходов релизов пользователь может просмотреть на сайте: http://v8.1c.ru/lawmonitor. Помимо этого «1С» поддерживает сервисы по корректному заполнению реквизитов контрагентов (данные из ЕГРЮЛ, ЕГРИП), актуальные адресные сведения.

Так, при возникновении ошибок, например, в реквизитах контрагента, «1С:Бухгалтерия 8» указывает на некорректность заполненных данных, выделяя красным цветом реквизит или выдавая сообщение о несоответствии заполненных сведений базам ФНС. Поэтому пользователь сразу заметит ошибку и сможет ее поправить.

Если при заполнении, например, адреса, пользователь вносит некорректные данные, то программа выдает сообщение об ошибке.

Таким образом пользователям рекомендуется своевременно обновляться, чтобы учетная система всегда поддерживала действующее законодательство и заполнение актуальными данными справочников и документов.

Если у пользователя возникают вопросы касаемо реализованного функционала и правильности отражения в программе законодательных норм, он может обратиться к разработчикам, направив свой вопрос на электронную почту v8@1c.ru. «1С» дает разъяснения и, при необходимости, приводит ссылки на законодательные нормы, тем самым обосновывая механизм работы программы.

К каким последствиям приводят ошибки в платежках

8 июля 2021

Ошибки в платежных поручениях приводят к разным последствиям: от незначительных исправлений документов до штрафов и пени за неуплату налогов и взносов. Причем внимательно надо проверять не только исходящие, но и входящие платежи.

Приведем примеры распространенных ошибок. Масштаб последствий показывает насколько важно внимательно заполнять платежные документы, чтобы потом не тратить время на поиск дополнительных денег, объяснения с банком и налоговой инспекцией.

Входящие платежи

Примеры ошибок Последствия
Ошибочные поступления денег на расчетный счет Налоговая может посчитать это доходом и пересчитать налоги, например на прибыль.
Покупатель неправильно заполнил поле «Назначение платежа» при оплате товаров, работ, услуг Может повлиять на базу для расчета налогов при совмещении налоговых режимов. 
Заемщик некорректно заполнил платежку при возврате долга и процентов Согласно НК РФ, проценты относятся к доходам кредитора, а возвращенный долг не учитывается при расчете налогооблагаемой базы. Если неправильно указано назначение платежа, инспекторы пересчитают налог на прибыль.

extern

Автоматическое заполнение платежного поручения. Сформируйте платежное поручение на основании полученного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Узнать больше

Исходящие платежи

Расчеты с налоговой

Примеры ошибок Последствия
Неправильно указаны платежные реквизиты налоговой инспекции Банк отклонит платеж. Это может привести к нарушению сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.
Некорректный КБК (код бюджетной классификации) Налоги (взносы) будут отнесены к нераспределенным платежам и будут считаться неуплаченными. Придется разбираться и писать заявление о зачете.
После налоговой проверки при уплате недоимок, штрафов и пени не заполнены или неправильно указаны дата и номер акта Налоговая инспекция посчитает, что вы не заплатили требуемые налоги, штрафы, пени.
Неполное заполнение назначения платежа, например, не указан период, за который организация или ИП платит налог Платеж может быть неправильно идентифицирован, и надо будет объясняться с банком и налоговой инспекцией.

Ответственность за неуплату части или всех налогов и взносов — штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

journal

Расчеты с контрагентами

Ошибки при заполнении платежных поручений бывают двух видов:

  1. Неправильно заполненные реквизиты, кроме «Назначения платежа». В этом случае банк, скорее всего, не пропустит платеж, что может привести к срыву контрактов, поставок, начала работ, к выплате неустоек.
  2. Некорректное «Назначение платежа». У поставщика (исполнителя, кредитора) могут быть проблемы с налоговой инспекцией. Скорее всего, он попросит переделать платежное поручение.

Юлия Стерхова, независимый налоговый консультант

Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше

Экстерн

Сдача любых видов отчетности во все контролирующие органы: ФНС, СФР, Росстат, РАР, РПН

Узнать больше

Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю

Дата публикации: 09.07.2013 09:00 (архив)

Любой налогоплательщик или бухгалтер, даже правильно исчислив налог, может допустить ошибку при заполнении платежного поручения на его перечисление. Некоторые из них безобидны, однако другие, несмотря на то, что деньги поступили в бюджет, влекут начисление пени. Поэтому важно знать, что делать, если в платежку закралась ошибка.

Выявить ошибку в платежном поручении можно не сразу, ведь оно принято и исполнено банком. Самый распространенный вариант, когда ошибку находит налоговый орган и присылает Вам уведомление об ошибочной информации, содержащейся в платежных документах при перечислении налогов и иных платежей, в котором указаны реквизиты платежного поручения, требующие уточнения.

Ошибку Вы можете увидеть и сами из карточки расчетов с бюджетом, которая ведется в налоговой инспекции, запросив Выписку операций по расчетам с бюджетом в электронном виде, а так же при сверке расчетов с налоговым органом, когда обнаружится задолженность по налогу, пене или штрафу, которые были Вами уплачены, или ,наоборот, наличие переплаты по какому-либо налогу, которой быть не должно. И наконец, самый неприятный вариант — получение требования об уплате налога (сбора), пени, штрафа, в котором указаны суммы, которые Вами уже уплачены.

Чтобы избежать этих неприятностей, в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право при обнаружении ошибки в оформлении платежного документа на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, подать в налоговый орган заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, а так же налоговый период или статус плательщика.

Заявление на уточнение составляется в произвольной форме с приложением документов, подтверждающих уплату налога и его перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства. В результате уточнения устраняются недоразумения по недоимке и пересчитываются пени.

Чтобы избежать различного рода ошибок, необходимо соблюдать следующие правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

Статус плательщика отражается в поле 101 платежного поручения. Данный показатель идентифицирует лицо или орган, оформивший расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Так, в поле 101 должно быть вписано одно из значений статуса плательщика, например:

— 01 — для налогоплательщика (плательщика сбора) — юридического лица;

— 02 — для налогового агента;

— 09 — для налогоплательщика (плательщика сборов), являющегося индивидуальным предпринимателем;

— 14 — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Основание платежа указывается в поле 106. В этом поле может значиться:

— ТП — платежи текущего года;

— ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам;

— ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);

— АП — погашение задолженности по акту проверки;

— АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

От значения основания платежа зависят показатели в поле 108 (номер документа) и 109 (дата документа).

Показатель налогового периода (поле 107) используется для обозначения периодичности или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, — «число.месяц.год».

Тип платежа (поле 110) – это то, что подлежит уплате: налог или сбор (НС), платеж (ПЛ), пошлина (ГП), взнос (ВЗ), аванс (АВ), пеня (ПЕ), проценты (ПЦ) и т.д.

Под принадлежностью платежа подразумеваются следующие реквизиты платежного поручения:

— ИНН получателя платежа (поле 61);

— КПП получателя платежа (поле 103);

— КБК (поле 104);

— код ОКАТО (поле 105).

В поле 105 платежного поручения отражается код ОКАТО налогового органа — получателя платежа.




Содержание страницы

  1. Основная информация
  2. Последствия допущенных ошибок
  3. Вероятные ошибки при платежах в адрес контрагента
  4. Особенности оформления заявления на уточнение налогового платежа
  5. Ошибки при направлении платежей в бюджет

Платежное поручение может оформляться или по налогам/бюджетным сборам, или по платежам в адрес контрагентов. Этот документ обязательно должен быть составлен правильно. Если будут допущены ошибки, существует риск того, что предполагаемый получатель не получит средств.

Основная информация

Рассмотрим базовые ошибки, которые допускаются при платежах:

  • Переплаты. В этом случае оформляется возврат части средств.
  • Недоплаты. В этом случае или вносится доплата, или производится зачет переплаты.

Если платеж пока обрабатывается банковским учреждением, плательщик может направить в операционный отдел уточняющий документ.

Последствия допущенных ошибок

Платежные поручения нужно составлять внимательно. Даже если ошибка не приведет к утрате средств, на исправление ее все равно придется тратить много времени. Рассмотрим последствия ошибки:

  • Не вовремя уплаченные налоги. Последствия: начисление пени, штрафов, риск повторной уплаты полной суммы налога.
  • Налог считается невыплаченным. Последствия: пени, штрафы.
  • Платеж поступил в другой фонд. Зачет сумм между разными фондами не осуществляется. Потому придется выплачивать налог в полной сумме вновь.

Ошибку придется исправлять. А это влечет за собой отрыв от деятельности работников, необходимость в составлении дополнительных документов, судебные разбирательства.

Вероятные ошибки при платежах в адрес контрагента

Значение перечня наиболее распространенных ошибок облегчает проверку и выявление недочетов в конкретных платежных поручениях. Очень часто допускаются эти ошибки:

  • Неверно указанный ИНН. Если во всем остальном поручение оформлено правильно, то контролирующие органы не имеют права требовать уточнения реквизитов.
  • Неверно указано основание платежа. Это также несущественная ошибка. Средства придут получателю. В этом случае имеет смысл связаться с получателем. Его ответ с уточнением основания платежа прилагается к поручению. Сделать это нужно обязательно, так как в обратном случае возможна путаница. Она может привести к затруднениям в работе бухгалтеров и представителей налоговой.
  • Выделение НДС, если поручение касается контрагентов, находящихся на специальном налоговом режиме. К примеру, контрагент может использовать УСН. В этом случае ему не нужно уплачивать НДС. Соответственно, в платежном поручении не нужно выделять НДС. Если это все-таки сделано, нужно отправить уточняющее письмо в адрес своего банка. Последний направляет уведомление банку, обслуживающему контрагента. Исправить ошибку обязательно нужно. В обратном случае контрагенту придется уплачивать налог по увеличенной ставке.
  • Неправильное обозначение целей платежа. К примеру, средства фактически были переведены в качестве аванса за услугу. Однако в поручении в качестве цели прописан заем. В этом случае также нужно уведомить об ошибке банк. Если этого не сделать, то компания не получит вычет по авансу.
  • Неверные сведения о контрагенте. Реквизиты контрагента могут быть изменены. Однако не всегда фирма рассылает уведомления об этом. То есть платеж отправляется по старым реквизитам. В этом случае перечисленные средства будут находиться в банковском учреждении до уточнения информации. На шестой день средства возвращаются их отправителю. У компании при совершении такой ошибки есть два направления действий: подача уточненной информации в банк или получение средств обратно на шестой день с последующим переоформлением поручения.

Даже если ошибка кажется несущественной, все равно ее в большинстве случаев нужно исправлять.

Ошибки, которые можно исправить

Рассмотрим исправимые ошибки и порядок их ликвидации:

  • Неправильно указано назначение средств. Нужно выполнить сверку с ИФНС по налогу, а затем заполнить акт сверки. Он подписывается бухгалтером, а также представителем ИФНС.
  • Завышенный размер платежа. Можно действовать несколькими путями. Первый: направление средств повторно. Переплаченные деньги пойдут на оплату следующих платежей. Второй: оформление возврата платежа на расчетный счет компании.

Перечисленные ошибки считаются несущественными. Их относительно легко исправить.

Ошибки, которые нельзя исправить

Рассмотрим существенные ошибки, которые не подлежат исправлению:

  • Указание неправильного КБК. К примеру, неверно указаны цифры кода или же взят старый КБК. В этом случае платеж признается неклассифицированным. Налог будет считаться невыплаченным. То есть плательщику придется уплачивать пени и штрафы за просрочку. Для исправления ситуации нужно направить заявление в ИФНС. В нем указывается просьба о зачете переведенных средств. К заявлению прилагаются копия неправильного поручения и выписка из банка.
  • Занижение платежа. Налог также не считается уплаченным. Для исправления положения нужно внести в бюджет недостающую сумму.
  • Указание КБК, который относится к другому налогу. В этом случае можно действовать несколькими путями. Это, во-первых, возврат средств на расчетный счет плательщика. Во-вторых, это повторная уплата платежа. Что будет со старым платежом? Он зачисляется по другому налогу, к которому относится КБК. По этому налогу образуется переплата, которая зачтется при следующем платеже.
  • Неправильный счет получателя. Это самая сложная ошибка. Деньги придется отправлять повторно. За просрочку платежей начисляется пеня.
  • Неправильное название банковского учреждения. Также является необратимой ошибкой.
  • Указание несуществующего КБК. Оформляется возврат средств. Платеж направляется повторно.

Между существенной и несущественной ошибками есть большая разница. При исправимых ошибках плательщику достаточно отправить уточнение. В этом случае платеж будет считаться уплаченным. Ошибки, не подлежащие исправлению, предполагают, что налоги или платежи контрагентам не считаются выплаченными. То есть на плательщика будут накладываться штрафы, пени.

Особенности оформления заявления на уточнение налогового платежа

Если бухгалтером была допущена несущественная ошибка, реквизиты требуется уточнить. Для этого составляется заявление, содержащее информацию:

  • ФИО руководителя ИФНС.
  • Реквизиты компании: наименование, ИНН, КПП, ОГРН, адрес.
  • Дата.
  • Наименование заявления.
  • Просьба об уточнении платежа со ссылкой на нормативные акты (пункты 7-8 статьи 45 НК РФ).
  • Информация о платеже (размер, конкретизация совершенной ошибки, исправленный вариант).
  • Перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! К заявлению имеет смысл приложить копию поручения, а также копию банковской выписки.

Ошибки при направлении платежей в бюджет

Платежное поручение на платежи в бюджет отличается множеством полей, что располагает к допущению ошибок. Однако среди этих полей есть те, на которые контролирующие структуры обращают мало внимания. В частности, это следующие строки:

  • Налоговый период.
  • Статус плательщика налогов.
  • Номер и дата поручения.
  • Основание платежа и его тип.

Если ошибки будут допущены в этих строках, исправлять их не обязательно. Также несущественной является строка «очередность платежа». Исключение – поручение отправляют компании, деятельность которых сопряжена с финансовыми сложностями: ограничения по расходным операциям, недостаток средств на банковском счете. Если присутствуют эти обстоятельства, то строка «очередность» проверяется в первую очередь.

Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, неоднозначен и зависит от того, что это за ошибка, и какие последствия она повлекла.

По общему правилу (п. 7 ст. 45 НК РФ) плательщику, обнаружившему ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, сбора, страховых вносов, пеней, штрафа нужно уточнить платеж, обратившись с заявлением в налоговый орган. Сделать это можно при выполнении двух базовых условий, предусмотренных указанной нормой:

  • допущенная ошибка не повлекла неперечисление налога (сбора, страховых взносов) в бюджетную систему РФ;

  • с даты перечисления платежа прошло не более трех лет.

Пользуясь названной возможностью можно уточнить практически любой реквизит платежного поручения: основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, счет Федерального казначейства (п. 7 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 26.11.2019 № 03-02-08/91592).

Так, например, с 1 октября 2021 г. вступили в силу положения приказа Минфина от 14.09.2020 № 199н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» и произошли изменения в порядке заполнения реквизитов платежных поручений. Например, поле 106 «Основание платежа» больше не может принимать значения «ТР», «ПР», «АП» и «АР». В случае погашения задолженности по таким основаниям в поле 106 указывается значение «ЗД», а в поле 108 в номере документа первые два знака обозначают вид документа, например:

– «ТР0000000000000» – номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);

– «ПР0000000000000» – номер решения о приостановлении взыскания;

– «АП0000000000000» – номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– «АР0000000000000» – номер исполнительного документа (исполнительного производства).

Вместо нулей указывается номер соответствующего документа, причем, значение и количество знаков в нем должны четко соответствовать указанным в соответствующем требовании, решении или исполнительном документе (см. письмо ФНС России от 20.09.2021 № КЧ-4-8/13355@).

В случае добровольного погашения задолженности по налоговым платежам при отсутствии документа взыскания и указания в поле 106 значения основания платежа «ЗД», в поле 108 указывается значение «0».

Если налогоплательщик запутался в новых правилах и допустил ошибку, платеж можно беспрепятственно уточнить.

То же касается и ошибки, скажем, в КБК. Даже если указанный при платеже код бюджетной классификации соответствует иному виду платежа, но также администрируемому налоговым органами. Например, если при уплате пеней по налогу на имущество организаций ошибочно указали КБК, соответствующий взносам на обязательное пенсионное страхование, уточнение возможно. Как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8) указание КБК необходимо для правильного распределения уплаченных налогоплательщиками средств между бюджетами и соответствует критерию принадлежности платежа, при этом неверное указание налогоплательщиком КБК в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его не исполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания кода бюджетной классификации в платежном поручении.

Ошибка в реквизите «ОКТМО» также зачастую грозит неверным определением принадлежности платежа, но, по сути, значима она только, если платеж зачисляется в доходы регионального или местного бюджетов. Согласно разделу 1 Порядка организации работы налоговых органов с невыясненными платежами Приказа ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@ «Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами» (далее – порядок) коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения (абз. 15 разд. 1 порядка). Однако, если налогоплательщику так спокойнее, можно обратиться в налоговый орган с целью уточнения платежа и в этом случае. Отказа не последует.

С начала 2021 г. в общий ряд встали правила уточнения платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (см. новую редакцию п. 9 ст. 45 НК РФ) при том, что раньше уточнение такого платежа не производилось в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме уже были учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок взаимодействия с налоговым органом

Для решения вопроса об уточнении платежа налогоплательщику нужно обратиться с заявлением в налоговый орган.

Обратите внимание: даже если платеж за него внесло иное лицо, действия, связанные с уточнением платежа, предпринимает именно налогоплательщик, а не тот, кто произвел оплату, как следует из формулировок п. 7 ст. 45 НК РФ. Кстати, правила заполнения платежного поручения при внесении налогового платежа за иное лицо имеют особенности, и плательщики часто допускают ошибки, над исправлением которых впоследствии приходится немало потрудиться. Лучше заранее ознакомиться с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ за иное лицо и разъяснениями ФНС России, представленными на ее официальном сайте.

Заявление формируется в произвольной форме. Главное, четко обозначить, в чем была ошибка, и как именно необходимо ее исправить. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату соответствующего налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

Способов подать заявление три:

  • представить на бумажном носителе непосредственно в налоговый орган или по почте;

  • представить в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи;

  • разместить через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно положениям НК РФ (п. 7 ст. 45) адресоваться нужно в налоговый орган по месту учета, однако из информации ФНС России «Подать заявление на уточнение платежа можно в любом налоговом органе» следует, что со 2 августа 2021 года при обнаружении ошибки в оформлении платежного поручения налогоплательщики-граждане могут подать заявление об уточнении платежа в налоговый орган вне зависимости от места постановки на учет. Поиск и уточнение такого платежа осуществляется в режиме налогового автомата.

Организации нужно подать заявление в инспекцию, где она состоит на учете к моменту обращения. Этот порядок един, в том числе в случае, когда стоит вопрос об уточнении платежа уже закрывшегося до даты подачи заявления обособленного подразделения, а также, если с момента оформления платежа организация сменила налоговую инспекцию. Даже если с момента ошибки предприятие пережило реорганизацию, правопреемник имеет право на уточнение платежа правопредшественника путем подачи заявления в налоговый орган по месту своего учета (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).

На основании заявления налогоплательщика об уточнении платежа налоговый орган принимает соответствующее решение. При этом в НК РФ не обозначено, какой срок отводится на его принятие. Однако неясность устраняет раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@: решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней с даты поступления в налоговый орган указанного заявления.

Положительным оно будет лишь в случае, если уточнение платежа не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. Причем как поясняет ВС РФ (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020 № 88-КАД20-1-К8), поскольку решение об уточнение платежа принимается на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации, то и оценка вероятности возникновения у налогоплательщика недоимки должна проводиться не на день подачи заявления об уточнении платежа, а на день фактической уплаты налога в бюджетную систему.

Тот факт, что решение об уточнении платежа выносят на день фактической уплаты налога, влечет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. Если сам платеж был произведен без просрочки, пеня обнулится, если платежка с ошибкой была направлена в банк с опозданием, пеня уменьшится: уйдет ее начисление за время с момента платежа до дня принятия решения налоговым органом.

Пример

Налогоплательщик в платежном поручении на уплату НДС со сроком платежа до 25 октября 2021 года ошибочно указал КБК для налога на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет.

Само платежное поручение было направлено в банк 27 октября 2021 года.

Выявив ошибку, налогоплательщик обратился в налоговый орган с целью уточнения платежа. Было принято положительное решение.

Налоговый орган пересчитал пени, оставив их только за 2 дня просрочки (26 и 27 октября) согласно п. 3 ст. 75 НК РФ.

В данном случае при пересчете пеней налоговый орган ориентировался на сроки уплаты НДС, а не налога на прибыль, поскольку воля налогоплательщика была направлена на уплату именно НДС, а КБК для налога на прибыль был указан ошибочно. 

О принятом решении об уточнении платежа налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи, – по телекоммуникационным каналам связи; в иных случаях для юридических лиц, ИП и физических лиц – выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (п. 6 ст. 6.1, п. 7 ст. 45 НК РФ, раздел 1 порядка, утвержденного приказом ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@). 

Может ли налогоплательщик впоследствии передумать и попросить уточнить этот же платеж еще раз? Формально НК РФ запрета не содержит, однако добиться желаемого вряд ли удастся. В подобном обращении налоговый орган и суд, скорее всего, увидят попытку манипулирования. Так, налогоплательщик, не получив от инспекции положительного решения о повторном уточнении платежа, обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа, обязанного принять решение по заявлениям. Однако понимания у суда не нашел (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.04.2019 № Ф08-2909/2019 по делу № А32-18312/2018). Суд счел, что с учетом конституционно-правового принципа однократности налогообложения, решение об уточнении платежа или об отказе в уточнении платежей принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика (налогового агента) один раз. Реализовав правомочие на уточнение платежа в первоначальных заявлениях, общество не может неоднократно менять назначение платежа в счет исполнения налоговых обязательств с целью создания разных правовых последствий.

Когда уточнение платежа невозможно?

В силу прямого указания п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение платежа невозможно, если с момента уплаты прошло более трех лет или, если ошибка в платежке повлекла неперечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Как следует из ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Наряду с этим пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ предполагает, что в случае неправильного указания в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной.

Но в п. 7 ст. 45 НК РФ оговаривается, что можно уточнить платеж по реквизиту «счет Федерального казначейства».

Как же все это увязать?

Ответ прост: если ошибка в номере счета ФК, наименовании банка получателя привела к зачислению платежа не в тот бюджет бюджетной системы РФ (например, налогоплательщик ошибочно направил платеж в бюджет другого региона), уточнить платеж можно, но до момента уточнения налог (сбор, страховые взносы, пеня или штраф) будут числиться неуплаченными. Если же платеж вообще не попал ни в один бюджет бюджетной системы РФ, то уточнить платеж нельзя. В последнем случае необходимо произвести оплату повторно по верным реквизитам и просить о возврате ошибочно перечисленной суммы.

Еще одна загвоздка возникнет, если уточнить нужно не весь платеж, а лишь в части суммы. К сожалению, частичное уточнение суммы платежа, указанной в расчетном документе, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено (п. 7 ст. 45 НК РФ, Письмо ФНС России от 24.12.2019 № КЧ-4-8/26565).

В 2021 году многие налоговые агенты столкнулись именно с этой проблемой на фоне введения прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. Верно применив налоговую ставку, не все обратили должное внимание на то, что НДФЛ по ставке 13 % и НДФЛ по ставке 15 % подлежат перечислению с указанием разных КБК в платежных документах. Так, для 13-процентного НДФЛ КБК при уплате организацией – налоговым агентом – 182 1 01 02010 01 1000 110, у ИП – налогового агента – 182 1 01 02010 01 1000 110; для 15-процентного НДФЛ КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.

Можно ли уточнить платеж, если суммы НДФЛ по разным ставкам объединены в одной платежке и направлены на один КБК, в то время как их следовало разделить на два платежа с разными КБК? Нет! Именно потому, что уточнение платежа в части не практикуется.

В означенной ситуации придется доплатить налог по тому КБК, который был упущен из виду, а сумму, излишне направленную на КБК, указанный в платежном документе, нужно просить вернуть или зачесть в счет уплаты любого налога, плательщиком которого является организация или ИП, но не в счет обязательств налогового агента по уплате НДФЛ.

Такой подход обусловлен тем, что организация или ИП выступает в роли не налогоплательщика, а налогового агента, которому запрещено за свой счет уплачивать НДФЛ за физических лиц (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 9 ст. 226 НК РФ). Следовательно, перечисление в бюджет суммы, превышающей сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, в том числе и по ошибке, не является уплатой НДФЛ (письмо ФНС от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@, письмо УФНС России по г. Москве от 27.10.2020 № 19-19/164537@).

«Такском» — один из крупнейших разработчиков сервисов для бизнеса в России. Компания является первым оператором электронной отчетности и основоположником обмена электронными документами в стране.

20 лет «Такском» помогает организациям наладить взаимодействие с государством и контрагентами, а также упростить и ускорить внутренние бизнес-процессы:

— удаленная сдача отчетности в госорганы, в том числе решения 1С;

— оформление и получение электронных подписей;

— подключение и обслуживание онлайн-касс, а также услуги ОФД;

— надежный, выгодный и удобный переход на электронный документооборот;

— решения для маркировки и прослеживаемости товаров;

— проверка контрагентов.

Читайте больше в базе знаний «Такском»

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что будет если неправильно указать реквизиты
  • Что будет если проехать по рельсам на машине
  • Что будет если проехать под запрещающий знак
  • Что будет на работе в ближайшее время гадать
  • Что будет с акциями компании при банкротстве