Приложение
к приказу Минтранса России
от 16 октября 2020 г. N 424
ОСОБЕННОСТИ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
ОСОБЕННОСТИ
РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА
ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей автомобилей органа, осуществляющего специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее — работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.
3. В случаях, предусмотренных настоящими Особенностями, при принятии локальных нормативных актов работодателя, содержащих нормы трудового права (далее — локальный нормативный акт работодателя), утверждении графиков сменности, учитывается мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), а в случаях, предусмотренных коллективным договором и (или) соглашениями, принятие локального нормативного акта работодателя осуществляется по согласованию с представительным органом работников.
4. В случае введения работодателем сменной работы в соответствии со статьей 103 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878), графики сменности составляются с учетом настоящих Особенностей.
5. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Продолжительность учетного периода может быть увеличена работодателем до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Продолжительность рабочего времени водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
6. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 — 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим вахтовым методом, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
7. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен работодателем на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
(в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
для остальных водителей — 5 часов.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Разделение рабочего дня (смены) водителя автомобиля, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющего управление автомобилем самостоятельно, допускается по решению такого водителя.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
9. Рабочее время водителя включает:
время управления автомобилем;
время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
время работы, не связанной с управлением автомобилем.
10. Время управления автомобилем в течение каждого периода времени, не превышающего 24 часов, ограниченного началом рабочего времени водителя и временем применения ежедневного отдыха продолжительностью, установленной пунктом 18 настоящих Особенностей (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
(п. 10 в ред. Приказа Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.
12. Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.
13. Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.
Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.
14. Превышение времени управления автомобилем, указанного в пункте 13 настоящих Особенностей, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.
15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:
а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
г) время простоев не по вине водителя;
д) время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
е) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
16. Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:
перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный отдых);
еженедельный отдых.
Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены), требования к которому установлены в соответствии с пунктом 7 настоящих Особенностей.
17. Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более двух часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Время осуществления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) определяется водителем автомобиля, являющимся индивидуальным предпринимателем и осуществляющим управление автомобилем самостоятельно, в пределах значений, установленных настоящим пунктом.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
18. Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.
Допускается:
сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.
Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.
Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом.
Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.
19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.
В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.
Водителям, работающим вахтовым методом в районах Крайнего Севера и (или) в приравненных к ним местностях и осуществляющим эксплуатацию автомобиля вне границ населенных пунктов, допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учетного периода.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 5)
Добавить в «Нужное»
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 марта 2020 г.
Содержание журнала № 6 за 2020 г.
Сотрудникам необходимо предоставлять перерывы в работе, ведь без них она будет не только незаконной, но еще и вряд ли продуктивной. Несколько видов такого отдыха предусмотрено Трудовым кодексом. Что это за перерывы? Когда их предоставлять? Какой продолжительности они могут быть и всегда ли их оплачивать? Поищем ответы на эти вопросы.
Перерывы в работе: кому предоставлять и как оплачивать
Перерывы для отдыха и питания
Кто имеет право на перерывы. Все работники, кроме тех, кто трудится:
•неполное рабочее время. Им перерыв для отдыха и питания (или, как мы привычно называем его, обеденный перерыв) может не устанавливаться при условии, что продолжительность их ежедневной работы (смены) не превышает 4 часовст. 108 ТК РФ;
•на работах, где невозможно прервать процесс производства (работы). К примеру, это относится к работе охранника, продавца, сотрудника call-центра. В таком случае работодатель обязан обеспечить сотрудникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее времяст. 108 ТК РФ.
Продолжительность перерывов. В общем случае — не менее 30 минут и не более 2 часов. Именно в таких временны´х рамках должен быть установлен перерыв. Но иногда время перерыва следует предусматривать с учетом особенностей, имеющихся в отраслевых нормативно-правовых актах и санитарных правилах.
Они прописаны, к примеру, для водителей, работников обувных производств, сотрудников предприятий производства строительных материалов и конструкций. Минимальная продолжительность перерыва у всех разная, но укладывается в интервал от 30 до 60 минутп. 5.4 Санитарных правил, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.88 № 4616-88; п. 7.4.2 Санитарных правил, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 27.06.89 № 5047-89; пп. 1.3—1.5, 9.8 Санитарных правил, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.06.2003 № 142.
Порядок установления перерывов. Нужно учитывать следующие нюансы.
Нюанс 1. Основные положения о перерывах для отдыха и питания проще всего прописать в правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), хотя не возбраняется сделать это и в трудовых договорах с сотрудниками.
Пропишите в документе время предоставления перерыва и его конкретную продолжительность. Сделать это можно любым из следующих способов:
•либо установив в документе период, в течение которого сотрудник может пообедать.
Правила внутреннего трудового распорядка
…
5. Рабочее время и время отдыха
…
5.2. Перерыв для отдыха и питания продолжительностью 1 час предоставляется работникам в любое время в течение рабочего дня, но не ранее чем через 2 часа с момента его начала и не позднее чем за 3 часа до его окончания.
•либо указав конкретное время обеда.
5.2. Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет 1 час в период с 13.00 до 14.00, который не включается в рабочее время и не оплачивается.
Иной режим рабочего времени и времени отдыха может быть установлен трудовым договором с работником.
Обращаем ваше внимание, что время обеденного перерыва по договоренности между работником и работодателем можно разбивать на части, продолжительность хотя бы одной из них должна быть не менее 30 минутст. 108 ТК РФ.
Если у вас есть работники, которые трудятся неполное рабочее время, то, как уже отмечалось, обеденный перерыв им может не устанавливаться, при условии что время их работы максимум 4 часа в день. Отсутствие перерыва тоже должно быть зафиксировано в ПВТР или в трудовом договоре с работником, к примеру, вот в такой формулировке.
Трудовой договор
…
4.2. Работнику устанавливается неполный рабочий день продолжительностью 4 часа в период с 10.00 до 14.00. Перерыв для отдыха и питания по взаимной договоренности не предоставляется на основании ст. 108 Трудового кодекса.
Но имейте в виду, если работнику с сокращенным до 4 часов и меньше графиком работы будет решено перерыв на обед все-таки предоставлять, его продолжительность все равно должна быть не меньше 30 минут. Руководствоваться логикой «раз он меньше работает, значит, и меньше отдыхать должен» нельзя.
Нюанс 2. Если в связи с условиями вашего производства (работы) работник будет обедать в рабочее время, об этом также нужно упомянуть в ПВТР. Там же необходимо прописать перечень «безотрывных от производства» работ и места, где работник может отдохнуть и покушать в рабочее времяабз. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 57, ч. 1 ст. 91, ч. 3 ст. 108, ч. 1 ст. 129 ТК РФ. Сделать это можно, к примеру, так.
5.4. Работникам, выполняющим работы, указанные в приложении № 1 к Правилам внутреннего трудового распорядка ООО «Мозаика», в связи с тем, что невозможно по условиям производства (работы) предоставить перерыв для отдыха и питания, создаются условия для отдыха и приема пищи в рабочее время в местах, определенных приложением № 2 к Правилам внутреннего трудового распорядка ООО «Мозаика».
Нюанс 3. Нельзя сокращать рабочий день за счет обеда (то есть совсем не предоставлять для него время), равно как и переносить время перерыва на начало или конец рабочего дня. Поэтому, если работник хочет уходить домой пораньше и просит вас пойти ему навстречу, воспользовавшись одним из этих вариантов, не соглашайтесь.
Пойти на такие условия — значит ухудшить положение работника по сравнению с условиями, гарантируемыми ему трудовым законодательствомст. 9 ТК РФ. А за это вас легко может оштрафовать при проверке трудинспекция, и даже наличие письменного заявления работника с просьбой установить ему такие условия труда вас не спасетст. 5.27 КоАП РФ. Но выход есть.
Предложите работнику альтернативные варианты. К примеру, укоротить рабочий день можно, сократив время обеда до получаса (но не менее!), если у вас в компании обеденный перерыв длится дольшестатьи 93, 108 ТК РФ.
Внимание
Если сотрудник работает в ночную смену, ему предоставляется обеденный перерыв по тем же самым правилам.
Как работники вправе использовать время перерывов. Перерывы предоставляются работникам для отдыха, поэтому они могут использовать их по своему усмотрениюст. 106 ТК РФ. В частности, во время перерыва работники вправе не находиться на рабочем месте, покидать территорию работодателя, заниматься своими делами (к примеру, сходить к врачу, увидеться с друзьями и т. д.).
Но на работников, которые из-за особых условий производства (работы) обедают в рабочее время, это не распространяется. Они во время отдыха и перекуса покидать рабочее место и тем более территорию работодателя не вправе, хотя использовать это время они могут по своему усмотрению.
Нужно ли оплачивать перерывы. Это зависит от того, могут ли сотрудники свободно распоряжаться временем обеденного перерыва и проводить его за пределами территории работодателя.
Если могут, то такой перерыв в рабочее время не включается и оплате не подлежит. Если же такой возможности нет из-за особенностей условий производства (работы), то время обеда будет считаться рабочим, а значит, оно должно быть оплаченост. 108 ТК РФ.
Но это общие правила. Включить обеденный перерыв в рабочее время и оплачивать его работодатель вправе и по собственной инициативе, независимо от того, относится ли работа, выполняемая работниками, к «безотрывной от производства», ведь улучшать положение работников ему не запрещено. К примеру, можно вместо рабочего графика с 9.00 до 18.00 с перерывом на обед с 13.00 до 14.00 установить график с 9.00 до 17.00, включая перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 14.00, организуемый работниками на своем рабочем месте.
Но, устанавливая такие правила, следует помнить, что они не должны распространяться, к примеру, лишь на одного сотрудника, при условии что у вас работают и другие с такими же должностными обязанностями и с той же зарплатой. Иначе налицо трудовая дискриминация.
Перерывы для кормления ребенка
Кто имеет право на перерывы. Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, либо отцы, опекуны или попечители, воспитывающие детей без матери, при условии что продолжительность их работы составляет 3 часа в день и болеестатьи 258, 264 ТК РФ; п. 16 Постановления Пленума ВС от 28.01.2014 № 1. Перерывы предоставляются сверх перерыва для отдыха и питания.
Сотрудница, у которой есть ребенок в возрасте до 1,5 лет, имеет право не только на обычный обеденный перерыв, но и на перерыв для кормления малыша
Продолжительность перерывов. Зависит от количества детей в возрасте до полутора летст. 258 ТК РФ:
•если ребенок один, то предоставляется перерыв не менее 30 минут на каждые 3 часа работы;
•если детей двое и более, то не менее 1 часа на каждые 3 часа работы.
Это означает, к примеру, что сотруднице, имеющей одного ребенка в возрасте до полутора лет и работающей в отпуске по уходу за ним неполное рабочее время — 5 часов в день, предоставляется перерыв для кормления за первые 3 часа работы — 30 минут, а за оставшиеся 2 часа работы перерыв не положен (2 часа < 3 часов). Причем эти полчаса будут входить в рабочее время, поэтому фактически сотрудница отработает лишь 4 часа 30 минут.
Порядок установления (оформления) перерывов. Общие правила предоставления перерывов для кормления ребенка, в частности их продолжительность, пропишите в ПВТР. А вот конкретику придется оформить следующим образом.
Шаг 1. Попросите сотрудницу написать соответствующее заявление и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка. В этом же заявлении сотрудница может изъявить желание либо присоединить перерывы для кормления к обеденному перерыву, либо в суммированном виде перенести их на начало или окончание рабочего дняст. 258 ТК РФ.
Вот так, к примеру, может выглядеть заявление (скачать бланк).
Генеральному директору ООО «Мозаика»
Вороновскому А.П.
от юрисконсульта
Левченко Анны Алексеевны
Заявление о предоставлении перерывов для кормления ребенка в возрасте до полутора лет
Прошу в соответствии со ст. 258 Трудового кодекса Российской Федерации предоставить мне один дополнительный перерыв для кормления ребенка 2019 года рождения в течение рабочего дня продолжительностью 30 минут, присоединив его к перерыву для отдыха и питания, на период с 06.02.2020 до достижения ребенком полутора лет.
К заявлению прилагаю копию свидетельства о рождении ребенка III-МЮ № 659432, выданного Академическим отделом ЗАГС Управления ЗАГС г. Москвы 30.09.2019.
5 февраля 2020 г. |
А.А. Левченко |
Шаг 2. Внесите изменения в трудовой договор, подписав с работницей дополнительное соглашение к нему, так как в результате предоставления перерывов режим рабочего времени и времени отдыха меняетсяч. 2 ст. 57 ТК РФ. Укажите в нем количество, продолжительность перерывов и периоды их предоставления.
Дополнительное соглашение № 1 к трудовому договору № 52 от 10.07.2017
…
1. Работнице с 6 февраля 2020 г. до 11 марта 2021 г. устанавливается неполное рабочее время 20 часов в неделю по 5 часов в день (с 10.00 до 16.00) с понедельника по четверг с перерывом на обед с 12.00 до 13.00.
Пятница, суббота, воскресенье — выходные дни.
2. На указанный период, то есть до достижения ребенком возраста полутора лет, работнице предоставляются перерывы для кормления ребенка в рабочее время с 13.00 до 13.30.
Шаг 3. Издайте в произвольной форме приказ о предоставлении работнице перерывов.
Как работники вправе использовать время перерывов. По своему усмотрению, в частности не находиться на рабочем месте и не выполнять другую работу.
Нужно ли оплачивать перерывы. Как уже отмечалось, перерывы для кормления «сидят» в рабочем времени и их нужно оплачивать, но не по окладу, а исходя из среднего заработка. В связи с этим в табеле учета рабочего времени перерывы нужно выделять отдельно. Специального обозначения для них не предусмотрено, поэтому нужно издать приказ о дополнении табеля обозначением перерыва для кормления ребенка, например «КР», если у вас такой код не установлен.
Сам средний заработок для оплаты перерывов придется исчислять ежемесячно, так как каждый месяц меняется расчетный период — 12 месяцев, предшествующих месяцу, в котором работница использует перерывы.
Перерывы для обогревания и отдыха
Кто имеет право на перерывы. Сотрудники, работающие в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчики, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, и другие работники в необходимых случаях, предусмотренных законодательством (например, водители)ч. 2 ст. 109 ТК РФ; пп. 15, 19 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Перерывы предоставляются отдельно от обеденного перерыва.
Продолжительность перерывов. У всех разная.
Так, к примеру, для сотрудников, работающих в холодное время года, продолжительность перерывов определяется по допустимой степени охлаждения человека согласно Методическим рекомендациям МР 2.2.7.2129-06. 2.2.7, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006 (Информация Роструда от 26.01.2018).
Грузчикам продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в зависимости от специфики производства и организации труда у конкретного работодателя.
А водителям следует предоставлять перерывы продолжительностью не менее 15 минут в следующем порядке: первый перерыв должен быть сделан не позже чем через 4 часа после начала управления автомобилем, а все последующие — не более чем через каждые 2 часапп. 15, 19 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15.
Порядок установления перерывов. Виды работ, при которых предоставляются перерывы, их продолжительность, количество и порядок предоставления работодатель устанавливает самостоятельно в правилах внутреннего трудового распорядкаст. 109 ТК РФ. Причем предоставить эти перерывы работодатель вправе и категориям работников, не предусмотренным законодательством, внеся их в свои ПВТР.
При установлении перерывов рекомендуем учитывать действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, условия климата, результаты спецоценки, степень интенсивности выполняемых функций, их напряженности и другие условия трудастатьи 57, 109, 209, абз. 24 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.
И помните, что вы должны предоставить не только перерыв, но еще и место, где сотрудники могут согреться и отдохнуть. Перечень таких мест также стоит упомянуть в ПВТРч. 2 ст. 109 ТК РФ.
Как работники вправе использовать время перерывов. По своему усмотрению, в частности не находиться на рабочем месте и не выполнять другую работу.
Нужно ли оплачивать перерывы. Нужно, если необходимость их предоставления прописана в ПВТР, техническом условии, технологической документации, санитарных или других правилахст. 109 ТК РФ; Информация Роструда от 26.01.2018; Письмо Роструда от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1. Включите время перерывов в рабочее и оплачивайте как работу. Они не продлевают продолжительность рабочего дня сотрудника и в табеле учета рабочего времени никак отдельно не выделяются.
Перерывы при работе за компьютером
Кто имеет право на перерывы. Сотрудники, работающие за компьютеромп. 1.2 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
К слову, Трудовой кодекс прямо не содержит обязанности предоставлять перерывы при работе с использованием компьютера. Однако в нем есть норма, согласно которой на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и трудач. 1 ст. 109 ТК РФ. «Компьютерные» перерывы как раз к таким относятся. При их установлении рекомендуется учитывать нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Продолжительность перерывов. Жестких требований нет, однако рекомендуем следовать нормам СанПиН. Согласно им в зависимости от нагрузки работника суммарное время перерывов при 8-часовой рабочей смене должно составлять от 50 до 90 минут, а при 12-часовой — от 80 до 140 минутп. 1.2 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Это означает, к примеру, что если сотрудник работает за компьютером до 6 часов в течение 8-часового рабочего дня, то ему полагается суммарно 90 минут перерывов в день.
Внимание
Перерывы в работе для отдыха от компьютера предоставляются в дополнение к перерыву на обедстатьи 108, 109 ТК РФ.
Порядок установления перерывов. Непосредственно время начала и продолжительность каждого перерыва для различных категорий работников следует прописать в ПВТРабз. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 109 ТК РФ.
При установлении продолжительности каждого перерыва в работе придерживайтесь следующих требований СанПиН:
•сотрудникам, чья работа за ПК носит постоянный характер и не чередуется с другой работой (поездками, совещаниями, встречами и т. д.), следует предоставлять кратковременные перерывы (на 10—15 минут) через каждые 45—60 минут работы за компьютеромп. 1.4 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
•работать за ПК без перерыва можно не более 60 минутп. 1.5 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
•при работе за компьютером в ночное время (с 22 до 6 часов) продолжительность перерывов следует увеличить на 30%п. 1.6 приложения № 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
Как работники вправе использовать время перерывов. По своему усмотрению, в частности не находиться на рабочем месте и не выполнять другую работуст. 109 ТК РФ; Письмо Минтруда от 14.06.2017 № 14-2/ООГ-4765.
Нужно ли оплачивать перерывы. «Компьютерные» перерывы включаются в рабочее время и оплачиваются как работа. Они не продлевают продолжительность рабочего дня сотрудника и в табеле учета рабочего времени никак отдельно не выделяются.
* * *
Помимо вышеупомянутых перерывов, работодатели вправе по своему усмотрению устанавливать во внутренней нормативке и иные перерывы. Кому, сколько и когда их предоставлять, оплачивать или нет такие перерывы, работодатель вправе решать самостоятельно.
Что это могут быть за перерывы? Да, например, для курения. Если работодатель хочет восполнить «прокуренное» работником время, можно установить в ПВТР перерывы продолжительностью, допустим, по 5 минут в конце каждого часа, не включать их в рабочее время и не оплачивать.
Понравилась ли вам статья?
- Почему оценка снижена?
-
Есть ошибки
- Слишком теоретическая статья, в работе бесполезна
- Нет ответа по поставленные вопросы
- Аргументы неубедительны
- Ничего нового не нашел
- Нужно больше примеров
- Тема не актуальна
- Статья появилась слишком поздно
- Слишком много слов
- Другое
Поставить оценку
Комментарии (0)
Оценивать статьи могут только подписчики журнала «Главная книга» или по демодоступу.
-
я подписчик электронного журнала
-
я не подписчик, но хочу им стать
-
хочу читать статьи бесплатно и попробовать все возможности подписчика
Другие статьи журнала по теме:
Кадры / Оплата труда
2023 г.
2022 г.
2021 г.
Особенности рабочего времени и времени отдыха водителей должны быть закреплены в правилах внутреннего трудового распорядка, а если условия работы отличаются от общеустановленных – в трудовом договоре в качестве одного из его обязательных условий.
!
1. Рабочее время водителей
В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
Рабочее время водителя включает:
а) время управления автомобилем;
Важно! Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
Важно! На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
Важно! Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 %. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Важно! Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.
Продолжительность работы накануне выходных и нерабочих праздничных дней, а также в ночное время (с 22:00 до 06:00) сокращается на 1 час.
При работе во вредных или опасных условиях труда водителю устанавливается сокращенное рабочее время.
Важно! К работе в ночное время не допускаются:
— беременные женщины;
— работники, не достигшие возраста восемнадцати лет.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет, а также опекуны детей указанного возраста , родитель, имеющий ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в случае, если другой родитель работает вахтовым методом, а также работники, имеющие трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в период до достижения младшим из детей возраста четырнадцати лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов следующим категориям водителей:
- водителям, осуществляющим междугородние перевозки, – в случае необходимости дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
- водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, при суммированном учете рабочего времени — по согласованию с профсоюзом (при наличии);
- водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях — если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Важно! Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются двое и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
Важно! Суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один месяц устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Учет рабочего времени ведется на основании путевых листов и табелей учета рабочего времени, основанных, в т.ч. на показателях тахометра. При вахтовом методе учет рабочего времени ведется на основании графиков работы.
Важно! Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии).
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
Водители могут привлекаться к сверхурочным работам на общих основаниях (см. памятку «Сверхурочная работа»).
Важно! При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением следующих оснований привлечения к сверхурочной работе:
— при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Исключение составляют случаи, когда вводятся специальные меры в сфере экономики, а Правительство Российской Федерации установило особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах.
Важно! Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников (при наличии).
Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Важно! Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
Важно! Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.
В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Важно! Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
Важно! При разделении рабочего дня (смены) на две и более части рабочего дня один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.
Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.
!
2. Время отдыха водителей
Время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
Видами времени отдыха являются:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный (междусменный) отдых;
- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
Важно! Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при наличии) или по соглашению между работником и работодателем.
Важно! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Важно! При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии – иным представительным органом работников.
Важно! На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов.
Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха.
Важно! В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов.
Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Важно! Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 45 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в общем порядке (см. памятку «Привлечение к работе в выходные и праздничные дни»).
Важно! При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
Водители имеют право на ежегодные оплачиваемые (основные и дополнительные) и неоплачиваемые отпуска в случаях, предусмотренных законодательством (см. памятки «Порядок предоставления дополнительного отпуска», «Отпуск без сохранения заработной платы», «Время отдыха», «Предоставление ежегодного основного оплачиваемого отпуска»).
С 1 января действуют новые особенности труда и отдыха водителей автомобилей. Нормы утвердил Минтранс России Приказом № 424 от 16 октября 2020 г. Они обязательны для исполнения всеми юрлицами и ИП, которые самостоятельно управляют автомобильным транспортом.
Новые нормы труда и отдыха применяют для организации работ транспортного персонала. Обратите внимание на шесть ключевых положений.
- Обеденный перерыв может составлять не менее 30 минут, но не более 2-х часов. Рекомендовано предоставлять его в середине рабочего дня. Порядок и длительность обеденного перерыва устанавливают в правилах внутреннего трудового распорядка.
- Специальный перерыв при непрерывном вождении водитель обязан сделать не позднее, чем через 4 часа 30 минут управления автомобилем. Его продолжительность — не менее 45 минут. Специальный перерыв можно делить на части: 15 и 30 минут.
- Прочие перерывы. Если рабочий день больше 8 часов допустимо предоставление 2-х перерывов суммарной продолжительностью не более 2-х часов. Каждый из них не может быть менее 30 минут.
- Междусменный отдых не должен быть менее двойной продолжительности предшествующей ему смены (рабочего дня). При совокупном учете междусменный отдых не может быть менее 11 часов. Отклонения от нормы допустимы в следующих случаях:
- до 9 часов, но не более 3-х раз во временном отрезке между окончанием одного еженедельного отдыха и началом следующего;
- дробление времени отдыха на 2 и более части, первая из которых составляет не менее 3-х часов, а последняя не менее 9 часов.
- Водители, работающие в составе экипажей, часы отдыха дробить не могут. Они обязаны использовать его в количестве не менее 9 часов по окончании ежедневного периода.
- Разделение рабочего дня (смены) на части может осуществляться с согласия водителя. С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. В данном случае суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:
- для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
- для остальных водителей — 5 часов.
Что включает в себя рабочее время водителей
Помимо времени управления автомобилем, рабочее время водителя включает в себя:
- время ремонта автомобиля, выполняемое водителем самостоятельно;
- время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, ожидание посадки и высадки пассажиров;
- время специальных перерывов для отдыха;
- время подготовки автомобиля перед выездом и обслуживание после выезда;
- время предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
- время иных работ, не связанных с управлением автомобилем, и иное время, предусмотренное трудовым договором, локальным актом и законодательством РФ;
- время простоев не по вине водителя.
Обратите внимание, что время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, по новым нормам рабочим временем не считается.
На кого не распространяются новые нормы:
Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:
- Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
- Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
- Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
- Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
- Водители, занятые на международных перевозках.
- Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
- Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.
Как контролируется соблюдение норм водителями в 2021 году
Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:
- автобусы;
- грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.
За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:
- для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
- для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
- для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.
Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.
Смотрите также:
- Как построить эффективную систему контроллинга на предприятии?
- Как правильно учиться госзакупкам
- Начальная (максимальная) цена контракта в Москве: новые правила
Подпишитесь, чтобы не пропустить интересные мероприятия и получите подарок на почту!
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.
Ссылки на документы откроются в вашем комплекте СПС КонсультантПлюс.
Если нужного документа в комплекте нет — закажите его. Это бесплатно!
(сервис доступен для клиентов АПИ и компаний Нижегородской области)
С 1 января 2021 года действует Приказ Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424, которым утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (далее — Особенности). Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года. На кого распространяются требования этого документа? Чем новые правила отличаются от ранее действовавших (Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15)? Какие нормы времени нахождения в пути и отдыха предусмотрены для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т?
Приказом Минтранса РФ от 16.10.2020 N 424 установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда:
- для водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности;
- для водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.
Исключение составляют водители:
- осуществляющие перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- занятые на международных перевозках;
- осуществляющие перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
Кроме того, Особенности не распространяются на водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Рабочее время
К рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ).
По общему правилу суточное время (время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и перед началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (ежедневный период)) не должно превышать 9 часов. При этом допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.
К сведению. В ранее действовавшем документе увеличение суточного времени управления автомобилем было возможно только при суммированном учете рабочего времени. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не могла превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
Согласно п. 11 Особенностей водители вправе использовать дополнительные 2 часа, чтобы завершить перевозку и (или) доехать до стоянки.
Расширены категории водителей, которым работодатель может увеличить продолжительность ежедневной работы или смены до 12 часов. С учетом нововведений в перечень включены водители, осуществляющие перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водители, работающие в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Разделение рабочего дня (смены) на части
С согласия водителей рабочий день может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
К сведению. В ранее действовавшем документе разделение рабочего дня было предусмотрено при перевозках автобусами на регулярных городских и пригородных маршрутах, а также при перевозках должностных лиц госорганов на служебных машинах.
Время перерывов в сумме за день не должно превышать:
- 3 часов — для водителей, занятых регулярными перевозками пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении;
- 5 часов — для остальных водителей.
Первый перерыв должен быть не позже чем через 5 часов после начала работы.
Обратите внимание! Время между частями смены не включается в рабочее.
Время отдыха
Еженедельный отдых водителя должен составлять минимум 45, а не 42 часа, как было установлено ранее.
Предоставлять еженедельный отдых нужно не реже чем через каждые шесть рабочих смен.
К сведению. Период отдыха можно уменьшить до 24 часов, но максимум раз в две недели. При этом сэкономленные часы водитель должен использовать в течение следующих трех недель. Они присоединяются к ежедневному или еженедельному отдыху.
Пункт 13 Особенностей содержит требование, согласно которому не позднее 4 часов 30 минут нахождения в пути водитель должен прерваться минимум на 45 минут. Перерыв можно делить на части, при этом первая должна быть не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут.
Обратите внимание! При регулярных перевозках пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая часть перерыва должна быть не менее 10 минут. Ранее действовавшие правила содержали норму, согласно которой работник должен был отдыхать не менее 15 минут.
При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых должен составлять не менее 11 (п. 18 Особенностей), а не 12 часов (п. 25 Положения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15). Разрешено сокращать это время до 9 часов, но не более трех раз в период между еженедельными отдыхами. Также работодатели смогут разделять ежедневный отдых на части: первая должна быть не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов.
Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей
автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой
более 3,5 т
Нормы времени нахождения в пути и отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т были установлены Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1733 и действуют с 1 января 2020 года. Соблюдение норм отслеживается по тахографу.
Примечание. Тахограф — техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о времени управления транспортным средством и отдыха водителя транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности (ст. 2 Федерального закона N 196-ФЗ).
Время вождения для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Водители могут находиться в пути непрерывно не более 4 часов 30 минут. В сутки за рулем разрешено проводить не более 9 часов, при этом можно увеличивать это время до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
Чтобы добраться до ближайшей стоянки для отдыха, водители могут превысить нормы:
- для поиска места разрешено продлить время непрерывного вождения максимум на 1 час;
- в сутки затратить на поиск места можно не более 2 часов.
Примечание. Суммарно период вождения не должен превышать 56 часов в неделю и 90 часов в две недели. Таким образом, если одну неделю водитель работает по максимуму, то следующую — не более 34 часов.
Время отдыха для водителей автобусов и грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т. Не позднее 4 часов 30 минут после начала движения водителям положен перерыв не менее 45 минут. Его разрешено делить на части. Первая должна быть минимум 15 минут, а последняя — минимум 30 минут.
Ежедневно водители должны будут отдыхать не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более трех раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха.
Выходной должен длиться не менее 45 часов. Его можно будет сокращать до 24 часов один раз в две недели, компенсировав неиспользованное время в течение следующих трех недель.
Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс
Статья: Новые требования к режиму труда и отдыха водителей (Нестеров С.Е.) («Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение», 2021, N 1) {КонсультантПлюс}