Чем отличается государственная компания от государственной корпорации

Государственные корпорации и государственные компании в законодательстве Российской Федерации

Саркисов Андрей Константинович — доктор юридических наук, профессор кафедры международного частного права и гражданского процесса Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов РФ.

В статье рассматриваются понятие и правовой статус государственной корпорации и государственной компании в российском законодательстве, в том числе в сравнении с государственным унитарным предприятием и автономным учреждением, восприятие этих новых понятий в правоприменительной практике в аспекте целеполагания при образовании особых государственно-частных форм некоммерческих организаций.

Ключевые слова: государственная корпорация, государственная компания, государственное унитарное предприятие, автономное учреждение, некоммерческая организация, делегирование властных полномочий.

State-Owned Corporation and State-Owned Companies in Legislation of the Russian Federation

A.K. Sarkisov

The article describes the definition and the legal status of a state-owned corporation and a state-owned company in Russian legislation. The authors compared them to a state unitary enterprise and autonomous institution and described how these new terms are perceived in law enforcement practice in the sphere of target setting when establishing peculiar public private forms of non-proft organizations.

Key words: state-owned corporation, state-owned company, state unitary enterprise, autonomous institution, non-profit organization, delegation of power authorities.

Термин «государственная корпорация» обычно отражает понятие «корпорация, которой владеет государство». Англоязычные аналоги этого термина — «government-owned corporation», «state-owned enterprise», «federal government chartered corporation» и «federal government acquired corporation» (США), «government business enterprise» (Австралия), «crown corporation» (Канада) — обычно обозначают предприятие, находящееся в государственной собственности (либо учрежденное государством, либо перешедшее в его собственность), причем, как правило, подразумевается «корпорация», то есть акционерное общество, 100% акций (или контрольный пакет акций) которого принадлежат государству. Если государство владеет предприятием через холдинговую структуру, используют термин «government-linked company».

В международных документах упоминается, при необходимости, фраза «частные и государственные корпорации, в том числе транснациональные корпорации», как, например, в Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях, утвержденной Резолюцией 51/191 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. <1>.

<1> Официальный отчет Генеральной Ассамблеи, 51 сессия. — Дополнение N 49 (А/51/49). С. 173.

Особый правовой статус приобретают организации, осуществляющие в процессе децентрализации государственного управления государственные функции и именуемые иногда «полунеправительственными организациями» <2> (quango), или «quasigovernmental corporation (agency)». Эти организации, будучи формально независимыми от государственных институтов власти, наделяются, в соответствии с законодательными актами, правом выполнять некоторые управленческие функции (например, в Великобритании).

<2> См.: Административное право зарубежных стран / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 336.

Сочетание правового статуса самостоятельного субъекта гражданского оборота, в том числе и международного коммерческого оборота, и органа, выполняющего некоторые государственные функции, привело к появлению организационно-правовой формы российской государственной корпорации.

Практика использования термина «государственная корпорация» в названиях российских государственных унитарных предприятий (например, ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения (ОрВД) в Российской Федерации», «подведомственная организация» Федеральной аэронавигационной службы <3>) объясняется не только акцентом на статус имущества, передаваемого этим организациям, но и особыми финансовыми отношениями их с государством (так, Приказ Министерства транспорта РФ от 28 июля 2009 г. N 124 <4> утвердил Правила предоставления субсидий из федерального бюджета упомянутому ФГУП в 2009 г. для «возмещения затрат, связанных с функционированием Координационного центра системы сбора информации о воздушной обстановке Российской Федерации и взаимодействии с координационным центром НАТО»).

<3> См.: Административный регламент Федеральной аэронавигационной службы, утвержденный Приказом ФАНС от 14 декабря 2006 г. N 100 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 22.
<4> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 38.

Государственная корпорация по ныне действующему российскому законодательству — одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Она появилась в результате поправки в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <5>, введенной в 1999 году Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ <6>. Поправка была решением ad hoc <7>, принятым с целью придания особого статуса созданному тогда Агентству по реструктуризации кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» <8> (который утратил силу в 2004 г. по Федеральному закону от 28 июля 2004 г. N 87-ФЗ <9>) и ставшему первой государственной корпорацией в Российской Федерации.

<5> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.
<6> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3473.
<7> «Для этого» (лат.) — специально для этого случая.
<8> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3477.
<9> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3223.

Организационно-правовая форма государственной корпорации не упоминается в п. 3 ст. 50 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <10>, по которому юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться как в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, так и в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

<10> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

Естественно, эта новая форма стала объектом внимания исследователей юридической науки <11>. Различные аспекты их создания и деятельности нашли отражение в научных статьях, посвященных этой тематике <12>.

<11> См.: Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005; Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008; Кузьминов А.А. Гражданская правосубъектность государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
<12> См.: Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству РФ // Журнал российского права. 2009. N 9; Богданов Э. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5; Курбатов А.Я. Сферы деятельности государственных корпораций // Корпоративный юрист. 2009. N 6; Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1; Семенов А.В., Серегина Т.А. Государственная корпорация в системе некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4; Унгунова Д.Б.-Х., Хаменушко И.В. Государственные корпорации: финансово-правовые аспекты создания и деятельности // Законодательство. 2009. N 8; Целовальников А.Б. Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности государственных корпораций по российскому законодательству // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4; Цимерман Ю.С. Государственная корпорация — специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10.

Итак, в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не может отвечать по обязательствам РФ, а Российская Федерация соответственно не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если не предусмотрено иное законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов (п. 1).

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации, и может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации (п. 2). Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной корпорации, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации (п. 3).

На основании этой статьи выделяются следующие принципиально важные особенности правового статуса государственной корпорации.

Во-первых, ввиду расплывчатости формулировки целей создания государственных корпораций не существует принципиальных юридических ограничений на функции государственных корпораций, кроме ограничений, подразумеваемых Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Например, государственная корпорация не может выступать в качестве органа исполнительной власти (это противоречило бы ст. 110 Конституции РФ о том, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ), но может принимать на себя частные функции в сфере регулирования надзора и контроля.

Во-вторых, имущество и денежные средства, переданные государством как учредителем государственной корпорации, перестают быть объектом государственной собственности. То есть государство не имеет ни вещного права на имущество государственной корпорации (в отличие от унитарного предприятия), ни обязательственных прав в отношении этой государственной корпорации (в отличие от акционерного общества с участием государства в его капитале или некоммерческого партнерства).

В-третьих, отсутствуют общие механизмы влияния учредителя на деятельность государственной корпорации. В отношении каждой из них эти вопросы регулируются отдельным законом. Иными словами, нормативное регулирование государственных корпораций подменяется индивидуально-правовым. Минимальные же требования в отношении контроля учредителя за выполнением государственной корпорацией возложенных на нее функций установлены на низком уровне — требование ежегодной публикации отчетов об использовании своего имущества имеет силу в соответствии с законом, предусматривающим создание конкретной государственной корпорации, и такой закон может свести контроль до минимума, что может повлечь за собой различные злоупотребления <13>. Впрочем, априори возможность злоупотреблений, естественно, не может наличествовать в целеполагании при создании этих новых форм некоммерческих организаций.

<13> Такого мнения придерживаются, в частности, составители Экспертного доклада комитета Совета Федерации по промышленной политике «Государственные корпорации в современной экономике» (2008 г.). См.: Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.

В 2003 г. в России началась административная реформа, важной составляющей которой является повышение самостоятельности бюджетных учреждений, что подразумевает уменьшение контроля за статьями расходов в рамках бюджетной классификации, отказ от Единой тарифной сетки при регулировании оплаты труда и возможность переноса неизрасходованных денежных остатков на последующие отчетные периоды. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах» <14> в качестве одного из приоритетных направлений реформы определил «организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам» (п. 1). При создании государственных корпораций, которым делегируются функции государственных органов, принцип организационного разделения функций частично соблюдается, так как на эти новые структуры возлагаются в основном функции управления имуществом, передаваемым от государства.

<14> См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

В 2003 г. появилась вторая государственная корпорация — Агентство по страхованию вкладов, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» <15>. Ситуация продолжила свое развитие в сторону выполнения функций государственного регулирования, надзора и контроля негосударственной организацией, в значительной части финансируемой за счет своей коммерческой деятельности.

<15> См.: Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5029.

В 2006 г. в российское правовое поле вошла новая организационно-правовая форма — автономное учреждение в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» <16>.

<16> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

И государственная корпорация, и автономное учреждение являются некоммерческими организациями. В частности, они обязаны использовать прибыль от своей деятельности на цели, ради которых они были учреждены. Обе формы обладают достаточной самостоятельностью для решения задач повышения эффективности оказания услуг физическим и юридическим лицам. Принципиальное различие между ними состоит в том, что имущество, которым распоряжается автономное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества автономного учреждения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, за исключением передачи денежных средств и имущества другим юридическим лицам в качестве учредителя. Особому контролю со стороны учредителя подвергаются крупные сделки автономного учреждения. Учредитель устанавливает автономному учреждению задания в соответствии с уставной целью деятельности и обеспечивает их бюджетное финансирование, что создает возможности контроля за результатами его деятельности и стимулирования к выполнению возложенных на него функций. В законах же о создании государственных корпораций последним могут предоставляться широкие возможности для передачи их имущества и денежных средств другим юридическим лицам в качестве учредителя. Контроль за крупными сделками законами не предусмотрен; в отдельных случаях возможно утверждение Правительством РФ долгосрочных программ, в которых детализируется роль государственных корпораций.

Так или иначе форма государственной корпорации показалась более привлекательной российскому законодателю. В 2007 г. появляются сразу шесть государственных корпораций:

государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» <17>);

<17> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» («Роснанотех») (Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ <18>);

<18> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3753.

государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ <19>), срок деятельности которой определен до 1 января 2012 г.;

<19> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимпстрой») (Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ <20>);

<20> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 45. Ст. 5415.

государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции («Ростехнологии») (Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ <21>);

<21> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 48 (ч. II). Ст. 5814.

государственная корпорация по атомной энергии («Росатом») (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ <22>).

<22> См.: Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.

В 2009 г. возникла еще одна форма некоммерческой организации, введенная Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ <23>. Эта новая форма — государственная компания. В соответствии с ст. 7.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

<23> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление (п. 2).

Имущество, переданное государственной компании РФ в качестве имущественных взносов, имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом (п. 3).

Государственная компания не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по ее обязательствам, если федеральным законом не предусмотрено иное (п. 4).

Государственная компания использует имущество для тех целей, которые определены федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании (п. 5).

В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации (п. 6).

Таким образом, государственная компания не слишком отличается от государственной корпорации. «Управленческие функции» государственной корпорации для государственной компании не предусмотрены, зато акцент сделан на оказании «государственных услуг» и доверительном управлении государственным имуществом. Обе создаются Российской Федерацией на основе имущественных взносов и на основании федеральных законов.

Имущество, как переданное им, так и созданное либо приобретенное ими, является собственностью государственной корпорации (компании), за исключением доходов от доверительного управления. Для государственной компании предусмотрено «государственное финансирование», а вот порядок формирования органов управления может не быть прописан в федеральном законе, а устанавливаться в ее учредительных документах.

Принципиальная схожесть обеих форм подтверждается, в частности, поправкой в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <24>, внесенной Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 173-ФЗ <25>, о том, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество… государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям (ст. 17.1).

<24> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.
<25> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3610.

В 2009 г. была создана одна государственная компания — «Российские автомобильные дороги», но этот список, очевидно, будет пополняться.

Вообще восприятие российским законодателем государственных (в понятийном смысле) организаций можно проиллюстрировать на примере ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» <26>, в которой к «организациям с участием государства» отнесены юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации или субъекта РФ составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект РФ имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные унитарные предприятия, государственные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям.

<26> Текст Закона пока не опубликован.

По Указу Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 560 <27> граждане, которые претендуют на замещение руководящих должностей, или лица, замещающие руководящие должности в государственных корпорациях, предоставляют сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в обязательном порядке на себя, своего супруга и несовершеннолетних детей точно так же, как и граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральные государственные служащие. Вполне вероятно, что соответствующие поправки будут внесены и по отношению к руководству государственных компаний.

<27> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 21. Ст. 2545.

Важно отметить, на наш взгляд, особую составляющую правового статуса государственных корпораций и компаний. Франклин Делано Рузвельт, 32-й Президент США, инициатор создания государственных компаний в США, утверждал, что, как общее правило, развитие экономики есть функция частной инициативы и частного капитала, но из этого правила бывают жизненно важные исключения, требующие государственного вмешательства; именно для этого могут понадобиться государственные компании; так, по его мнению, их важное отличие от частных фирм — «корпорация, облеченная властью правительства, но гибкая и инициативная, как частное предприятие» <28>.

<28> См.: Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации // Экономика России: XXI век. 2007. N 20.

Цель делегирования определенных властных полномочий таким субъектам просматривается довольно ясно и в российском законодательстве. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» <29>, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», например, наряду с федеральными органами исполнительной власти обеспечивает исполнение указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля. Скорее всего, схожие функции будут возлагаться и на другие государственные корпорации в их «зоне ответственности».

<29> См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

Таким образом, в правовой оборот вошли формы некоммерческой организации, которые можно именовать государственно-частными: в плане целеполагания и функционального назначения государственные корпорации и компании исполняют роль государственных органов, в связи с чем наделяются некоторыми властными полномочиями; в плане хозяйственной деятельности они выступают как частные организации.

Библиографический список

Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003.

Алехин Б., Захаров А. Государственные корпорации // Экономика России: XXI век. 2007. N 20.

Бандурина Н.В. Правовые особенности отчетности и аудита государственных корпораций по законодательству Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 9.

Богданов Э. Правовой режим имущества государственной корпорации // Хозяйство и право. 2008. N 5.

Кузьминов А.А. Гражданская правосубъектность государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

Курбатов А.Я. Сферы деятельности государственных корпораций // Корпоративный юрист. 2009. N 6.

Лялин Д.Ю. Право собственности государственных корпораций: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

Макарова Ю.А. Правовое положение государственных корпораций в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008.

Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1.

Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 2.

Семенов А.В., Серегина Т.А. Государственная корпорация в системе некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4.

Унгунова Д.Б.-Х., Хаменушко И.В. Государственные корпорации: финансово-правовые аспекты создания и деятельности // Законодательство. 2009. N 8.

Целовальников А.Б. Гражданско-правовое регулирование создания и деятельности государственных корпораций по российскому законодательству // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 4.

Цимерман Ю.С. Государственная корпорация — специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10.

Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности правового регулирования

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 06.12.2018

Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности

правового регулирования

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы КонсультантП…

Дата сохранения: 06.12.2018

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ И КОРПОРАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 10 мая 2018 года

Правовая функция государства по участию в гражданских правоотношениях реализуется им как непосредственно (через органы власти), так и путем создания некоммерческих организаций, целью которых являются оказание государственных услуг и осуществление управленческих либо иных полномочий. Для этой цели государство наделяет указанные организации имуществом на праве собственности. Такими некоммерческими организациям являются государственные компании и корпорации. Между ними есть как сходства, так и существенные различия.

1. Понятие государственной компании

Государственная компания — это некоммерческая организация, не имеющая членства и создаваемая на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Примером такой компании является государственная компания «Российские автомобильные дороги». На сегодняшний день она является единственным представителем подобной формы юридических лиц. В отношении нее действует Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 4 которого установлены цели компании, в частности:

оказание государственных услуг и выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства;

поддержание в надлежащем состоянии и развитие сети автомобильных дорог;

развитие объектов дорожного сервиса;

иные определенные Правительством РФ цели.

Пунктом 4 ст. 2 указанного Федерального закона определено, что к имуществу компании относится имущество, находящееся в собственности компании, полученное в качестве имущественных взносов РФ или по иным основаниям и состоящее из денежных средств, объектов недвижимого и движимого имущества за отдельными исключениями.

2.Порядок создания, реорганизации

иликвидации государственной компании

Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения или реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Государственная компания создается государством путем издания отдельного федерального закона (п. 1 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).

В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации (п. 6 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).

На основании п. 2 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 1 из 3

надежная правовая поддержка

Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности

правового регулирования

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы КонсультантП…

Дата сохранения: 06.12.2018

осуществлять доверительное управление.

В соответствии с п. 3 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ имущество, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом. Цели использования имущества должны быть указаны в федеральном законе, а предпринимательская деятельность может осуществляться государственной компанией только в рамках достижения целей создания (п. 5 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).

Если федеральным законом не предусмотрено иное, то государственная компания и Российская Федерация не отвечают по обязательствам друг друга (п. 4 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ).

3. Понятие государственной корпорации

Согласно п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

В качестве примеров создания государственных корпораций можно привести:

Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

Федеральный закон от 23.11.2007 N 270-ФЗ «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»;

Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;

Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ «О банке развития» (Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВНЕШЭКОНОМБАНК)).

4.Порядок создания, реорганизации

иликвидации государственной корпорации

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов (п. 3 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться наименование, цели ее деятельности, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью, порядок реорганизации и ликвидации и порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущество, переданное государственной корпорации РФ, является собственностью государственной корпорации.

Согласно п. 2 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

5. Инвестирование временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 N 1080 утверждены Правила инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании.

Указанные Правила устанавливают перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании и порядок

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 2 из 3

надежная правовая поддержка

Статья: Государственные компании и корпорации. Особенности

правового регулирования

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Подготовлен для системы КонсультантП…

Дата сохранения: 06.12.2018

совершения сделок по инвестированию.

К числу таких объектов инвестирования при соблюдении определенных требований в том числе относятся:

государственные ценные бумаги РФ;

государственные ценные бумаги субъектов РФ;

облигации российских эмитентов, в том числе биржевые облигации;

ипотечные ценные бумаги и др.

6.Различия государственных компаний

игосударственных корпораций

Все признаки государственных компаний присущи и государственным корпорациям, за исключением одного — цели создания.

Как следует из п. 1 ст. 7.2 Закона N 7-ФЗ, государственная компания создается для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная корпорация создается для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ).

Кроме этого, отличия выражаются в том, что в государственной корпорации за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал, определяющий минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов (абз. 4 п. 1 ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ). В отношении государственной компании возможность формирования уставного капитала законодательством РФ не предусмотрена.

Так же, как и государственная компания, государственная корпорация и Российская Федерация не отвечают по обязательствам друг друга, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Подготовлено на основе материала П.С. Долгополова,

ООО «СевИнтелИнвест»

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 3 из 3

надежная правовая поддержка

Морозов Илья Дмитриевич
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
2 курс Магистратуры Высшей Школы Государственного Аудита

Аннотация
Статья посвящена изучению вопроса об особенностях правового статуса государственных корпораций и новой организационно-правовой формы некоммерческой организации – публично-правовых компаний. Выявляются сходства и различия государственных корпораций и публично-правовых компаний. Обосновывается необходимость дальнейшего реформирования законодательства о юридических лицах частного и публичного права.

Библиографическая ссылка на статью:
Морозов И.Д. Соотношение правового статуса государственной корпорации с правовым статусом публично-правовой компании: общее и особенное // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/01/85276 (дата обращения: 27.02.2023).

Научный руководитель: Рябова Е.В., кандидат юридических наук, доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Одна из тенденций современного развития мировой экономики проявляется в том, что, несмотря на тип экономики, во многих государствах важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, которые полностью или частично принадлежат государству. При этом в каждом из государств используется собственный подход к определению термина «государственная корпорация» («государственная компания») и формированию критериев для отнесения того либо иного юридического лица к категории «государственное».

В Российской Федерации в качестве полноправных субъектов гражданского оборота государственные корпорации получили свое легальное закрепление в 1999 г. путем принятия поправок в текст Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5; 6] (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). В Закон была введена специальная ст. 7.1, из которой следует, что: «государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных, управленческих либо иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом».

Однако, с момента появления в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность создания юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации, до 2007 г. законодателем она применялось только дважды – при учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Агентства по страхованию вкладов. Пик массового создания государственных корпораций пришелся на 2007 г. Государство образовало шесть таких структур – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Внешэкономбанк», «Роснанотех» («Роснано»), «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». В последующем ряд из них был упразднен либо реорганизован, в результате чего на конец 2017 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации.

Если проанализировать все озвученные в юридической литературе мнения, то мы можем выделить следующие специфические черты, присущие правовому статусу государственной корпорации, отличающие ее от корпорации, в ее обычном гражданско-правовом понимании:

— государственные корпорации наделены целым комплексом властных полномочий, в частности, правом нормативно-правового регулирования, что, как следует из общей теории права, является исключительной прерогативой государственных органов власти;

— у государственных корпораций отсутствуют учредительные документы (уставы), их функции выполняет федеральный закон. Как результат, появление парадоксальной с правовой точки зрения ситуации: юридические лица, имея одну организационно-правовую форму, осуществляют свою деятельность не на основании Гражданского кодекса РФ [1] (далее – ГК РФ), как обычные юридические лица, а в соответствии с положениями разных законов а, значит, не всегда по одинаковым правилам [11];

— реорганизация или ликвидация государственной корпорации возможна лишь на основании специального федерального закона. Правила, регламентированные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), в отношении госкорпораций не применяются;

— в отношении деятельности государственных корпораций действует целый ряд исключений из общих правил, которые применяются ко всем юридическим лицам. Например, на Агентство по страхованию вкладов, которое в системе обязательного страхования вкладов признается страховщиком, не распространяются общие требования о лицензировании страховой деятельности.

Если обратить внимание на представленный (далеко не полный) перечень особого правового статуса государственных, то наиболее важным элементом следует признать наделение их отдельными властными полномочиями, что никак не корреспондирует правовому статусу всех остальных юридических лиц.  Автор поддерживает точку зрения Д.В. Новака о том, что «государственные корпорации должны рассматриваться в качестве группы юридических лиц, цель создания которых – «решение общих дел». Для достижения указанной цели государство может их наделять отдельными властными полномочиями» [12].

Значение государственных корпораций в системе отечественной экономики экспертами оценивается неоднозначно. Одни их критикуют, предлагая «упразднить, преобразовать данную организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без наделения специальным статусом и привилегиями» [10]. Другими, напротив, озвучивается мнение об эффективности деятельности таких организаций [8]. При этом практически все из них сходятся во мнении о недостаточности правовой регламентации статуса государственных корпораций.

Мы полагаем, что растущая потребность в совершенствовании всего законодательного массива, регламентирующего правовой статус государственных корпораций, дала толчок для развития идеи о создании публично-правовых компаний и принятии специального закона, обобщающего их регулирование.

Новая организационно-правовая форма юридического лица – «публично-правовая компания» – в правовой оборот официально была введена в 2014 г. путем принятия поправок в ст. 50 ГК РФ [4], а Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» [3] (далее – Федеральный закон № 236-ФЗ) уже были определены правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 29 июля 2017 г. был принят Федеральных закон, предусматривающий создание первой публично-правовой компании, цель которой – осуществление защиты прав участников долевого строительства [2].

Как закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества. Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, ч. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ). Создается публично-правовая компания либо указом Президента РФ, либо на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации: акционерного общества со 100-процентным участием РФ; государственной компании; некоторых государственных корпораций.

По верному утверждению О.В. Романовской, анализ Федерального закона № 236-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что государство активно занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции с течением времени видоизменяются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации [13].

При этом, можем предположить, что основная цель, которую преследовал законодатель при разработке Федерального закона № 236-ФЗ, заключалась в унификации законодательного регулирования деятельности государственных корпораций, а также государственных компаний, разрозненного по специальным законам, узко направленным на регламентацию деятельности каждой государственной корпорации в отдельности [15]. Ввиду схожести конструкций, в научной среде высказывалось мнение о том, что публично-правовая компания является ни чем иным как новым названием государственной корпорации [14].

Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, следует, что публично-правовые компании должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании [7]. В том числе разработчиками законопроекта особо указывается, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Вместе с тем, согласно Плану-графику в форму публично-правовой компании предполагается преобразовать только государственные корпорации «Внешэкономбанк» и Агентство по страхованию вкладов. Но ведь этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается.

В самом Федеральном законе № 236-ФЗ какие-либо уточнения, касающиеся статуса государственных корпораций, отсутствуют. В ГК РФ, несмотря на внесение изменений, связанных с введением в законодательство новой организационно-правовой формы юридического лица – публично-правовой компании, положения, относящиеся к государственным корпорациям, изменены не были. Это означает, что правовой статус государственных корпораций по-прежнему определяют: статья 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ и федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций.

С учетом имеющегося к настоящему времени законодательного массива, возникает вполне закономерный вопрос о соотношении государственных корпораций и публично-правовых компаний.

Первое на что следует обратить внимание, это цели создания данных юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ целью создания государственных корпорация является осуществление управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Этим положением, по словам Ю.А. Тарасова и Г.С. Игнатенко, существенно ограничивается сфера их применения в качестве инструмента государственной экономической политики [16]. Из ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что публично-правовая компания может быть создана в случае необходимости «проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в конкретных сферах и отраслях экономики, для реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе социально-экономического развития регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера». Следовательно, публично-правовые компании нацелены на решение гораздо более широкого круга задач, чем государственные корпорации.

Для достижения поставленных целей на публично-правовые компании возлагается широкий круг правомочий. В частности, они наделяются правами по созданию филиалов и представительств, приобретению активов, созданию коммерческих и некоммерческих организаций, правом на принятие участия в российских и иностранных организациях и правом членства в ассоциациях и союзах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ). У государственных корпораций (равно как и государственных компаний) такие полномочия отсутствуют.

Признает различия между государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями и законодатель. Об этом свидетельствует отсутствие цели на преобразование существующих государственных корпораций в новую форму. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ закреплено положение о том, что уже существующие государственные корпорации не подлежат реорганизации в публично-правовые компании. При этом новые государственные корпорации не создаются.

Однако, несмотря на наличие указанных выше и иных особенностей, большинство юристов сходятся во мнении, что публично-правовые компании по своей сути представляют собой не что иное, как новую версию такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (с некоторым расширением их функций) [9]. Подтверждает этот вывод и факт разработки и принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», направленного непосредственно на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в публично-правовые компании, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Как верно подмечено О.В. Романовской, «при всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, публично-правовая компания – только определенный этап развития института государственного участия в экономике» [13].

Резюмируя вышеизложенное, можем предположить, что развитие законодательства о государственных корпорациях, равно как и публично-правовых компаний не закончено. При этом, неоспоримым следует признавать факт наличия специфики правового статуса таких юридических лиц, вытекающего из большого объема реализуемых ими публичных функций. В сущности, государственная корпорация (как и публично-правовая компания) должна быть отнесена к юридическим лицам публичного права, проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства такой категории не существует. К тому же, в условиях отсутствия единообразного понимания сути «юридического лица публичного права» крайне некорректным представляется определение сущности создаваемой организационно-правовой формы через указанное понятие. То есть, отнесение Федеральным законом № 236-ФЗ публично-правовой компании к юридическим лицам публичного права не решило проблему регулирования уже фактически существующих лиц данной категории. Автор придерживается мнения о том, что функционирование в правовой системе России юридических лиц, полноценное правовое регулирование которых не может осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, свидетельствует в пользу закрепления на законодательном уровне разделения юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права, с оговоркой, что статус и деятельность публичных юридических лиц должны регулироваться специальным законодательством.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4808.
  2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4767.
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4169; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4816.
  4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
  5. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2017. № 47. Ст. 6846.
  7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс.
  8. Абрамова М.Г. Государство и бизнес: возможно ли эффективное партнерство? (на примере системы страхования вкладов в Российской Федерации) // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 11-14.
  9. Аюшеева И.З. К вопросу об организационно-правовых формах некоммерческих организаций // Власть Закона. 2016. № 4. С. 68.
  10. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 563-567.
  11. Курбатов А. Реформа гражданского законодательства: чего ожидать юридическим лицам публичного права? // Legal insight. 2011. № 1. [Эл. ресурс]. URL: https://zakon.ru/publication/reforma (дата обращения: 28.12.2017).
  12. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. [Эл. ресурс]. URL: http://www.mvgp.ru/arhive/5/49/ (дата обращения: 28.12.2017).
  13. Романовская О.В. Публично-правовые компании: новеллы в системе юридических лиц // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2017. Т. 5. № 1(17). [Эл. ресурс]. URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_1_03.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
  14. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, 2014. [Эл. ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1626584/ (дата обращения: 28.12.2017).
  15. Серова О.А., Антропцева И.О., Иванов А.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс, 2016.
  16. Тарасов Ю.А., Игнатенко Г.С. Публично-правовая компания – новая организационно-правовая форма юридических лиц в Российском законодательстве // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6(69). С. 257.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Морозов Илья Дмитриевич»

From Wikipedia, the free encyclopedia

Russian government ownership of various companies and organizations, collectively known as state-owned enterprises (SOEs), still play an important role in the national economy. The approximately 4,100 enterprises that have some degree of state ownership accounted for 39% of all employment in 2007 (down from over 80% in 1990).[1][2] In 2007, SOEs controlled 64% of the banking sector, 47% of the oil and gas sector, and 37% of the utility sector.[2]

State corporations are established by the Russian government to boost industrial sectors.[3] Rosstat figures show that 529,300 enterprises are partly or wholly owned by the state, of which between 30,000 and 31,000 are commercial companies (generating revenue).[4] The 54 largest enterprises account for over two-thirds of the total revenues generated by state-owned organizations.[4] SOEs account for 40% of the capitalization on the Russian stock market, one of the highest shares in the world.[4]

Legal form[edit]

Russian state-owned companies are typically established under the legal form of joint stock companies (OAO or ZAO), unitary enterprises (federal, regional or municipal), or state corporations.[2]

Joint stock companies[edit]

OAO and PAO are forms of open joint-stock companies, while ZAO (and AO) are closed joint-stock companies.[5][6]

The Federal Agency for State Property Management (Rosimushchestvo) is authorized by the Russian government to exercise shareholder rights for federally-owned shares in companies and is responsible for the preparation and nomination of candidates at the annual meetings of shareholders. As a general rule, Rosimushchestvo nominates to a company’s board of directors representatives of the most relevant government body, based on the sectoral characteristics of the business. The sectoral state body thus participates in managing the company through its representatives.[7]

Non-profit organizations[edit]

State corporation[edit]

A state corporation (Russian: государственная корпорация) defined by Article 7.1 of NCO Law is a non-profit organization which manages its assets as described in its charter. State Corporations are not obliged to submit to public authorities documents accounting for activities (except for a number of documents submitted to the Russian government) and, as a rule, are subordinate not to the government, but to the Russian president, and act to accomplish some important goal. Control by the Government is implemented on the basis of annual corporation meetings, an annual report on the audit opinion of accounting and financial reporting (accounting), as well as the conclusion of the auditing commission on the results of verification of financial (accounting) statements and other corporation documents. Any other central government departments, organs of state power of subjects of the Russian Federation, and the local governments have no right to interfere in the activities of State corporations.

These state corporations (a non-profit) establishing under a Russian federal law are different from all the other organizations referred to in the mass media as «state corporations». According to the law, a state corporation is wholly owned by the Russian Federation directly, bypassing the Federal Agency for State Property Management.

State company[edit]

A state company (Russian: Государственная компания) defined by Article 7.2 of NCO Law is a non-membership non-profit organization. Each state company is created by a separate Russian federal law.

These state companies (a non-profit) establishing only under a federal law are different from all the other organizations referred to in the mass media as «state companies».

Unitary enterprise[edit]

A unitary enterprise (Russian: унитарное предприятие) is a commercial organization that have no ownership rights to the assets used in their operations. This form is possible only for state and municipal enterprises, operating with state or municipal property, respectively. The owners of the property of a unitary enterprise have no responsibility for its operation, and vice versa.

The assets of unitary enterprises belong to the central government (in which case they are known as federal state unitary enterprises), a Russian region, or a municipality. A unitary enterprise holds assets under the right of economic management (for both state and municipal unitary enterprises) or operative management (for state unitary enterprises only), and that such assets may not be distributed among the participants, nor otherwise divided. A unitary enterprise is independent in economic issues and obliged only to give its profits to the state. Unitary enterprises would have no right to set up subsidiaries, but, with the owner’s consent, can open branches and representation offices.

As of January 2017, there are 1,120 federal state unitary enterprises in Russia.[8]

Companies[edit]

Information on the legal form of companies is drawn from the open-data portal of the Federal Agency for State Property Management,[9] unless otherwise stated.

Company Type Industry State ownership
Aeroflot OAO Airline 51.173%[9]
All-Russia State Television and Radio Broadcasting Company Federal SUE Broadcasting
Almaz-Antey ZAO Aerospace & Defense 100%[9]
ALROSA PAO Mining 43.9256%[9]
Arkaim OOO Airline
Atomflot Federal SUE Shipping
AvtoVAZ State corporation Automotive 100%
Bazalt AO Defense
Channel One Russia AO Broadcasting 38.9%[9]
Deposit Insurance Agency of Russia State corporation Deposit insurance 100%
EZAN Federal SUE Telecommunication
FGC UES OAO Energy 75%
Gazprom PAO Oil and gas 50.23%
Gazprom Neft OAO Oil and gas
Inter RAO PAO Electricity
Kamaz AO Automotive
Krasnaya Zvezda State Enterprise AO Nuclear power
Krylov State Research Center Federal SUE Shipbuilding
Mayak Federal SUE Nuclear energy
Mining and Chemical Combine Federal SUE Mining
Moscow Metro Regional SUE Transport
Mosenergo OAO Electricity
Novorossiysk Commercial Sea Port OAO Shipping 20.0001%[9]
Oboronprom AO Aerospace
Research and Development Institute of Mechanical Engineering Federal SUE Rocket engines
RIA Novosti Federal SUE News agency disestablished in 2014
Rosatom State corporation Nuclear energy 100%
Roscosmos State corporation Space 100%
Rosenergoatom AO Nuclear power operation
Rosneft OAO Oil and gas 50%
Rosselkhozbank AO Banking 71.9873%[9]
Rosseti PAO Electric Power 88%
Rossiya Airlines AO Aviation
Rostec State corporation Mixed 100%
Rostelecom OAO Telecommunications 56.8%
Ruselectronics AO Microelectronics
RusHydro OAO Electric utility 60.4%
Rusnano OAO Nanotechnology 100%[9]
Russian Agricultural Bank AO Infrastructure 72.4%
Russian Highways State corporation Infrastructure 100%
Russian Post AO Letter post 100%
Russian Railways PAO Infrastructure 100%
Russian Satellite Communications Company Federal SUE Telecommunications
Russian Television and Radio Broadcasting Network (RTRS) Federal SUE Transmission towers
Sberbank of Russia PAO Banking 51% (owned by the Central Bank)
Sevmash AO Shipbuilding 48.4966%[9]
Sovcomflot PAO Shipping 100%[9]
Soyuzmultfilm Federal SUE Animation studio
TASS Federal SUE News agency
Tactical Missiles Corporation AO Defense 100%
Techsnabexport OAO Nuclear energy
Transneft OAO Oil and gas 100%
United Aircraft Corporation PAO Aerospace 91.11514696%[9]
United Engine Corporation AO Aerospace
United Grain Company AO Trading 50%
United Shipbuilding Corporation AO Shipbuilding 100%[9]
Uralvagonzavod AO Defense 100%[9]
Vnesheconombank State corporation Financial services 100%
VTB Bank PAO Banking 60.9%

Privatization[edit]

Since the first waves of privatization in the 1990s, the Russian government has sold stakes in several companies, often while continuing to hold a significant degree of ownership. In 2016 this included the sale 10.9% of Alrosa,[10] and 19.5% of Rosneft.[11] Privatization plans for the 2017-2019 period include selling stakes in VTB (10.9%), Sovcomflot (25% minus 1 share), and Novorossiysk Commercial Sea Port.[12]

See also[edit]

  • Federal Agency for State Property Management
  • List of strategic organizations of Russia
  • Media of Russia
  • Privatization in Russia

References[edit]

  1. ^ «Russia — Competition from State-Owned Enterprises». export.gov. Archived from the original on 6 February 2017. Retrieved 3 February 2017.
  2. ^ a b c «State-Owned Enterprises in Russia — Presentation at the OECD Roundtable on Corporate Governance of SOEs» (PDF). OECD.org. Retrieved 3 February 2017.
  3. ^ «Putin Backs Creation of Giant Russian Space Corporation». Moscow Times. Retrieved 5 April 2017.
  4. ^ a b c Abramov, Alexander; Radygin, Alexander; Chernova, Maria (March 2017). «State-owned enterprises in the Russian market: Ownership structure and their role in the economy». Russian Journal of Economics. 3 (1): 1–23. doi:10.1016/j.ruje.2017.02.001.
  5. ^ «B2B: New Classification of Legal Entities». The Moscow Times. Retrieved 5 February 2017.
  6. ^ «B2B: Revolution in Russian Corporate Legislation». The Moscow Times. 18 June 2014.
  7. ^ «2012 Investment Climate Statement — Russia». U.S. Department of State. June 2012. Retrieved 25 April 2022.
  8. ^ «64 Russian «elite» companies win a free pass from procurement rules». bne IntelliNews. Retrieved 12 February 2017.
  9. ^ a b c d e f g h i j k l m «Openinfo». mvpt.rosim.ru. Retrieved 5 February 2017.
  10. ^ Hannah Lilley; Emily Ferris (July 27, 2016). «Russian Privatization: A Fresh Start». Forbes. Retrieved 28 May 2017.
  11. ^ Katya Golubkova; Dmitry Zhdannikov; Stephen Jewkes (25 January 2017). «How Russia sold its oil jewel: without saying who bought it». Reuters. Retrieved 28 May 2017.
  12. ^ «Russian government enacts 2017-2019 state assets privatization plan». TASS. 2 February 2017. Retrieved 28 May 2017.

External links[edit]

  • Register of enterprises owned by the Russian Federation, state corporations and economic associations, the shares (stakes) of which are owned by the Russian Federation — Federal Agency for State Property Management

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чем развлечь гостей за столом для небольшой компании на день рождения
  • Через какое время после приема на работу может предоставляться отпуск
  • Через какое время работнику положен отпуск после устройства на работу
  • Через какое время страховая компания должна выплатить больничный лист
  • Через какое время управляющая компания должна дать ответ на заявление