Человек проводит на работе большую часть своего времени егэ

Русский язык (Вариант 24)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1 )Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы условия его работы были комфортными или хотя бы не создавали неудобств при осуществлении трудовых функций. (2)Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу работникам и в силу своих возможностей стараются обеспечить достойные условия труда. (З)Однако, <…>, не все руководители понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

таким образом

кроме того

к сожалению

наоборот

например

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1)      Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому
хочется, чтобы на рабочем месте был комфортный психологический микроклимат.
2)      Не все руководители, обеспечивая достойные условия труда для своих работников,
понимают важность создания в коллективе комфортного психологического
микроклимата.
3)      Все руководители бюджетных организаций стараются обеспечить своим
сотрудникам достойные условия труда, включая комфортный психологический
микроклимат в коллективе.
4)      Создание психологического микроклимата в коллективе является важнейшим
условием осуществления трудовой деятельности сотрудника, что не всегда
осознаётся руководителями.
5)      Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут
навстречу своим работникам и в силу своих возможностей стараются помочь им.

Вариант 1
Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы условия его работы были комфортными или хотя бы не создавали неудобств при осуществлении трудовых функций. (2)Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу работникам и в силу своих возможностей стараются обеспечить достойные условия труда. (З)Однако, , не все руководители понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация,содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Человек проводит на работе большую часть своего времени, и, конечно, каждому хочется, чтобы на рабочем месте был комфортный психологический микроклимат.

  2. Не все руководители, обеспечивая достойные условия труда для своих работников, понимают важность создания в коллективе комфортного психологического микроклимата.

  3. Все руководители бюджетных организаций стараются обеспечить своим сотрудникам достойные условия труда, включая комфортный психологический микроклимат в коллективе.

  4. Создание психологического микроклимата в коллективе является важнейшим условием осуществления трудовой деятельности сотрудника, что не всегда осознаётся руководителями.

  5. Многие работодатели, в том числе и руководители бюджетных организаций, идут навстречу своим работникам и в силу своих возможностей стараются помочь им.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

таким образом

кроме того

к сожалению наоборот

например

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сое.

  1. кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.

  2. что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.

  3. кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.

  4. кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О.своюселью. Обеспеченная старость.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

аэропорты

закУпорить

красИвее

взялА

перезвонИт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Грибники, пришедшие в лес после дождя, НАПОЛНИЛИ свои корзины грибами буквально за час.

Высокая ЭФФЕКТНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большой вероятностью возникновения побочных эффектов, что делает крайне нежелательным приём этих препаратов детьми до 12 лет.

ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляется с момента передачи товара покупателю.

Фабрикам легко было перейти на производство КОСТЯНОГО фарфора, потому что последовательность процессов производства, температура политого обжига и обжига глазури были такими же, как и для производства обычной керамики.

На горных склонах размещают ЛЕСНЫЕ насаждения, а при благоприятных условиях — плодовые и орехоплодные плантации, виноградники.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЁМСТАМИ учениками виноград СПЕЛ

ЛЯГТЕ на пол выглядел ЯРЧЕ

ПОПРОБУЕМ разобраться

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГР AM М АТИ Ч ЕСКИЕ
ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1)Логичность речи — это коммуникативное качество, которое предусматривает в первую очередь непротиворечивость и аргументированность речи.

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

2)В. И. Вернадский поднимал вопрос как о постепенном избавлении человека от его зависимости от природных условий, а также о создании искусственного хлорофилла.

  1. нарушение в построении предложения

с деепричастным оборотом

3)По прилёту пассажира в аэропорт работники пограничного контроля ставят в паспорт штамп о пересечении границы.

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4)Когда в сознании писателя рождается книга, он испытал чувство приближающегося неизвестного счастья.

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

5)Выражая свой взгляд на проблему одиночества в мировой литературе, мной был задан вопрос докладчику.

6) Невозможно без тяжёлого душевного волнения читать конец повести Куприна «Гранатового браслета».

7) Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

8) По приезде в Москву начинающий писатель позвонил редактору и договорился о встрече.

9)В своей статье В. Г. Белинский не только детально изучает форму произведения, но и формулирует вопросы, важные для понимания нравственных проблем своего времени.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Прик…снуться пл..вец

прор..стает пр..стиж

обог…щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

на..кусил, о…плывать и…подлобья, ра..бег

под…езд, в..южный

пр..помнить, пр..зыв

об..ск, сверх..дейный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фланел.. вый ключ.. вой

милост. .вый груш.. .вый

ослаб…вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

накле..вший гранич..щий

посе..нный вытерп..шь

нама..шься

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

По дну оврага, среди тёмной чащи, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает ещё (НЕ)ИССЯКШИЙ ручей.

Фюзеляж самолёта был (НЕ)ГЛАДКИЙ, а шероховатый, облицованный сосновой корой.

До двух часов занятия должны были идти (НЕ)ПРЕРЫВАЯСЬ, а в два часа — перемена и завтрак.

Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.

Разработчики, приученные к жёсткому производственному порядку, могли при (НЕ)ОБХОДИМОСТИ оценить свои возможности в подготовке той или иной аппаратуры, предназначенной для установки на космические корабли.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)МЕСТЕ впадения реки Нерли в Волгу, (В)БЛИЗИ города Калязина, образуется огромный залив.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.

По крутой лестнице мы поднялись (НА)ВЕРХ, миновали площадку и, БУД(ТО) из тоннеля, вырвались в огромный светлый простор.

Я поблагодарил Дерсу (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ столкнул меня с плота: этим он спас мне жизнь.

Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Медле(1)о вытащили из подвала кова(2)ый сундук. Прочные стари(3)ые обручи как будто въелись в деревя(4)ые части крышки.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Цапли взмахивают крыльями мягко и неторопливо и от других птиц отличаются в полёте особенным сложением шеи и вытянутыми вперёд ногами.

  2. В своих решениях жюри руководствовалось не столько эстетическими критериями сколько зрительской реакцией.

  3. В начале апреля уже шумели скворцы и кружили жёлтые бабочки.

  4. Вихрь свирепствовал около часа или полутора часов и затем неожиданно пропал.

  5. Иволги кричат да стонут да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Джипы и внедорожники (1) отличающиеся повышенной проходимостью (2) появились в годы войны, и ведущие фирмы (3) предвидя тенденции развития автомобилей на десятки лет вперёд (4) разработали в 1950-е годы кардинально новые конструкции машин.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,

По новым домам, по колхозным амбарам.

По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,

Наверно (4) вы песню тогда нам споёте.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бортовой компьютер (1) значение (2) которого (3) в ближайшем будущем сильно возрастёт (4) уже несколько лет является неотъемлемой частью управления автомобилем.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Очевидец рассказал туристке (1) что (2) когда она потеряла сознание и пошла ко дну (3) её вытолкнул из воды дельфин (4) благодаря чему она была спасена.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25

  1. Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка.

2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, не оправдывается. (З)Все они видят в детстве предисловие к взрослой жизни, подготовку. (4)На самом же деле детство — самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть главная часть жизни, она основной возраст человека. (5)Больше того, человек предназначен для детства, рождён для детства, к старости вспоминается более всего детство, поэтому можно сказать, что детство — это будущее взрослого человека…

(б)Детство было самой счастливой порой моей жизни. (7)Не потому, что дальше было хуже. (8)И за следующие годы благодарю судьбу, и там было много хорошего. (9)Но детство отличалось от всей остальной жизни тем, что тогда мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей. (10)Детство безответственно. (11)Это потом стали появляться обязанности по дому. (12)Сходи. (13)Принеси. (14)Помой…

  1. Появились школа, уроки, появились часы, время.

16)Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв. (17)Я мог лежать в поле, лететь среди облаков, бежать неизвестно куда, просто мчаться, быть конём, автомобилем, паровозом. (18)Мог заговорить с любым взрослым. (19)Это было царство свободы.

  1. Не только наружной, но и внутренней. (21)Я мог часами смотреть с моста в воду (что я там видел?) (22)Подолгу простаивал в тире. (23)Волшебным зрелищем была кузница.

  1. Любил в детстве лежать на тёплых брёвнах плота; не сводя глаз с воды, наблюдать, как играют там в рыжеватой глубине, поблёскивают уклейки.

  2. Повернёшься на спину, в небе плывут облака, а кажется, что плывёт мой плот. (26)Под брёвнами журчит вода, куда плывёт? — конечно, в дальние страны, там пальмы, пустыни, верблюды. (27)В детских странах не было небоскрёбов, автострад, была страна Фенимора Купера, иногда Джека Лондона — у него всё снежное, метельное, морозное.

  1. Детство — это чёрный хлеб, тёплый, пахучий, такого потом не было, он там остался, это зелёный горох, это трава под босыми ногами, это пироги с морковкой, ржаные, с картошкой, это домашний квас. (29)Куда исчезает еда нашего детства?

  1. И почему она обязательно исчезает? (31)Постный сахар, пшённая каша с тыквой…

32) Столько было разного счастливого, весёлого… (ЗЗ)Детство остаётся главным и с годами хорошеет. (34)Я ведь там тоже плакал, был несчастен. (35)К счастью, это начисто забылось, осталась только прелесть той жизни. (Зб)Именно жизни.

  1. Не было ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. (38)Ещё не осознана была ценность дружбы или счастье иметь родителей, всё это позже, позже, а там, на плоту, только я, небо, река, сладкие туманные грёзы…

(По Д. А. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин* (род. в 1919 г.) — русский советский писатель, общественный деятель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Детство — это подготовка к взрослой жизни, так как в детстве ребёнок только начинает постигать устройство мира.

  2. Попытки родителей понять, каким будет будущее их ребёнка, чаще всего безуспешны.

  3. С творчеством Ф. Купера и Дж. Лондона рассказчик познакомился во взрослой жизни, когда совершил путешествие в дальние страны.

  4. Рассказчика с детства приучили быть ответственным, выполнять обязанности по дому, работать в кузнице.

  5. Рассказчик считает детство самой счастливой порой, несмотря на то что потом в его жизни было ещё много хорошего.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. Предложения 3, 4 поясняют содержание предложения 2.

  2. В предложениях 6-9 содержится рассуждение.

  3. В предложениях 16-20 представлено повествование.

  4. В предложении 28 представлено повествование.

5). Предложение 31 содержит ответ на вопросы, сформулированные в предложениях 29, 30

22. Из предложений 24-27 выпишите один фразеологизм.

  1. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим

при помощи определительного и личного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

  1. I «Вспоминая своё детство, Д. А. Гранин использует различные приёмы, в частности

  1. („детство» в предложении 5), а также тропы: (Б) („волшебным

зрелищем» в предложении 23, „сладкие туманные грёзы» в предложении 38),

  1. („детство — самостоятельное царство» в предложении 4, „царство

Свободы» в предложении 19). Детство сменяется другой порой, которую лучше всего в тексте характеризует синтаксическое средство — (предложения 12-14) ———— (Г)

Список терминов:

  1. синонимы

  2. метафора

  3. эпитеты

  4. лексический повтор

  5. фразеологизм

  6. антонимы

  7. односоставные предложения

  8. вопросительные предложения

  9. обращение

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 1

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема ценности детства. (В чём заключается ценность детства?)

1. Детство — это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рождён для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего.

2. Проблема восприятия окружающего мира ребёнком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)

2. Ребёнок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом.

3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)

3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детство. Начисто забывается всё плохое, остаётся только прелесть детской жизни.

4. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)

4. Детство — самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга.

задания

Ответ

1

24 42

2

ксожалению

3

2

4

аэропорты

5

эффективность

6

тремястами

7

64532

8

обогащение

9

припомнитьпризыв призывприпомнить

10

милостивый

11

намаешься

12

необходимости

13

наверхбудто будтонаверх

14

134 любая другая последовательность этих цифр

15

25 52

16

1234 любая другая последовательность этих цифр

17

234 любая другая последовательность этих цифр

18

14 41

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

25 52

21

12 21

22

несводяглаз глазнесводя

23

3

24

4327

5

В чем проблема? При сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2023 году нужно учитывать изменения, которые были внесены в порядок заданий. Структура, даты и правила не изменились. Но вместе с тем выпускники с большой настороженностью относятся к этому экзамену, ведь легким он не кажется.

Какое решение? Готовиться к единому государственному экзамену по русскому языку нужно заранее. Конечно, те, у кого с предметом не было сложностей, могут не волноваться. Но в любом случае и ученикам, и учителям нужно знать, какие задания ожидают экзаменующихся, что нужно повторить и на что обратить внимание.

Оглавление:

  1. Даты и структура ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
  2. Таблица баллов и правил ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
  3. Основные изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
  4. Критерии оценки на ЕГЭ по русскому языку
  5. Как получить высокий балл на ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
  6. Основные трудности на ЕГЭ по русскому языку
  7. Как подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) с 2009 года является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Выпускникам предоставляется возможность сдать ЕГЭ по русскому языку 2023 во время основного этапа, досрочно или в резервный день.

Если человек оканчивает обучение экстерном, получает образование в вечерней школе или пытается пройти экзамен после неудачной попытки в прошлом году, то для него отведен день для досрочной сдачи – 23 марта. Тогда же могут сдавать экзамен учащиеся, которые отправляются на олимпиаду, соревнование или проходящие лечение в период основной сдачи.

ЕГЭ по русскому языку

Основной этап для сдачи ЕГЭ по русскому языку проходит в две даты: 29 мая для основного потока учеников и 22 июня для тех, кто не смог присутствовать на экзамене весной по уважительной причине. В качестве доказательства необходимо предоставить официальный документ, к примеру, справку от доктора. Некоторые сталкиваются с аннулированием результатов, и они тоже могут прийти на повторную сдачу 22 июня.

Резервная дата – 6 сентября. Если у ученика уважительная причина, по которой он не смог сдать экзамен раньше, то он может сделать это осенью. В любой из периодов тестирование начинает в 10 утра по местному времени и продолжается 210 минут.

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) состоят из 2 разделов. В первом представлены 26 заданий на проверку теории, требующие краткого ответа. За каждое из заданий данной части можно получить 1 балл, если ученик даст правильный ответ. Задания 8 и 26 могут принести максимально 3 балла.

Второй раздел – сочинение, за которое можно получить 24 первичных балла, если выпускник будет соблюдать все правила. Двадцать седьмое задание требует тщательной подготовки и ознакомления со специальным шаблоном. Без знания основных правил написания сочинения, выполнить это задание на высший балл очень сложно.

Таблица баллов и правил ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Все задания делятся на уровни сложности: базовый и повышенный. Кроме того, в каждом из них проверяется знание определенного правила, изученного в школе. Чтобы лучше подготовиться, желательно изучить таблицу ниже:

Порядковый номер задания Уровень сложности Правило для проверки Задание из демоверсии, указанное в качестве примера
1 Базовый Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Необходимо самостоятельно подобрать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в одном из предложений текста, а потом и записать его
2 Базовый Лексическое значение слова В тексте выделено пять слов. Нужно указать варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте, а затем записать выбранные номера ответов
3 Повышенный Стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка Требуется указать варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста, а потом записать их
4 Базовый Орфоэпические нормы (постановка ударения) Надо записать номера ответов, в которых правильно выделена буква, обозначающая ударный̆ гласный̆ звук.
5 Базовый Лексические нормы (употребление паронимов) В одном из приведённых в КИМе предложений неверно употреблено выделенное слово. Ученику необходимо исправить лексическую ошибку, подобрав к обозначенному слову пароним
6 Базовый Лексические нормы (употребление слов в лексической сочетаемости) Выпускнику необходимо отредактировать предложение: исправить лексическую ошибку, исключив лишнее слово
7 Базовый Морфологические нормы (образование форм слова) В одном из выделенных в этом задании слов допущена ошибка в образовании формы слова. Нужно исправить ошибку и записать слово верно
8 Повышенный Синтаксические нормы Надо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца ученик должен подобрать соответствующую позицию из второго столбца
9 Базовый Правописание гласных и согласных в корне слова Требуется указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква, а после записать выбранные номера ответов
10 Базовый Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь Выпускнику надо указать варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква, затем записать номера ответов
11 Базовый Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи (кроме суффиксов причастий, деепричастий) От выпускника требуется указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква
12 Базовый Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий Нужно выбрать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква, а потом и записать эти варианты
13 Базовый Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи Необходимо определить предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется слитно, раскрыть скобки и выписать нужное слово
14 Базовый Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи) Нужно определить то предложение, где выделенные слова пишутся слитно. Затем раскрыть скобки и записать эти два слова
15 Базовый Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Требуется указать все цифры, на месте которых пишется НН
16 Базовый Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Надо расставить знаки препинания, а потом указать предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. В итоге ученику нужно записать номера этих предложений
17 Базовый Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Следует правильно расставить знаки препинания: указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
18 Базовый Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Необходимо расставить все недостающие знаки препинания, указывая все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые
19 Базовый Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Нужно расставить знаки препинания. От учащегося требуется указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
20 Базовый Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Требуется расставить знаки препинания. Выпускнику надо указать все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
21 Повышенный Пунктуационный анализ Следует найти те предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
22 Базовый Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Необходимо указать все номера ответов, под которыми указаны высказывания, соответствующие содержанию текста
23 Базовый Функционально-смысловые типы речи Надо указать все номера ответов, под которыми значатся верные утверждения (в соответствии с текстом)
24 Базовый Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Следует из предложений 9–12 (в тексте) выписать один фразеологизм
25 Повышенный Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Выпускника просят среди предложений 15–22 найти такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренных слов. Затем надо записать выбранные номера
26 Повышенный Основные изобразительно-выразительные средства русского языка Необходимо указать, те средства выразительности, которые использует автор текста
27 Самый высокий Информационно-смысловая переработка текста. Сочинение Нужно написать сочинение, руководствуясь текстом

Основные изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Каких-то кардинальных изменений в заданиях ЕГЭ по русскому языку 2023 нет. Разработчики уменьшили количество первичных баллов: раньше их было 58, теперь – 54. Вот список плановых изменений, которые внесли в КИМы:

У заданий 1–3 изм​енился порядок следования

Многие указывали на нелогичную последовательность первых заданий. Теперь наблюдается градация «от легкого к сложному». Выпускник должен восстановить пропущенное слово/словосочетание, затем разобраться с лексическим значением слова, а потом провести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

ЕГЭ по русскому языку

Для решения этих заданий допустимо использовать изученные в учебном заведении функциональные разновидности языка. Речь о функциональных стилях:

  • научный
  • официально-деловой;
  • публицистический;

А также о функциональных разновидностях современного литературного русского языка:

  • разговорная речь;
  • язык художественной литературы.

У задания 2 поменялся формат

Раньше выпускнику необходимо было прочитать фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. От него требовалось определить значение, в котором это слово употреблено в тексте. В ЕГЭ 2023 по русскому языку нового формата учащемуся предлагается из пяти указанных слов выбрать те, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в приведенном тексте.

Нужно заметить, что правильный ответ в данном задании не всегда один. Их может быть и два, и три или четыре.

Для облегчения выполнения задания некоторые слова выделены курсивным шрифтом. Это ключевые подсказки, которые помогут при определении лексического значения.

План подготовки к ЕГЭ: когда начать и что учесть

У задания 4 тоже изменился формат

До 2023 года в данном задании была допущена ошибка в постановке ударения. Надо было найти неверно выделенную букву, обозначающую ударный гласный звук.

В нынешнем году нужно указать те варианты ответов, в которых верно выделена буква.

Опять же вариантов ответов предусмотрено несколько (2, 3 ,4).

ЕГЭ по русскому языку

Произошли изменения в орфоэпическом словаре

Обновления коснулись и орфоэпического словника, размещенного на сайте ФИПИ. Там стало меньше слов, чем в предыдущие годы.

У заданий 8 и 26 уменьшилось минимальное количество баллов

Относительно 8 задания:

  • тот, кто укажет правильно 5 возможных цифр из 5, получает 3 первичных балла, а не 5, как было раньше;
  • тот, кто допустит ошибку 1 или 2 раза, получит 2 первичных балла;
  • тот, кто ошибется 3 или 4 раза, сможет получить не больше 1 балла;
  • тот, кто не выберет ни одного правильного ответа, будет довольствоваться 0 баллами.

Относительно 26 задания:

  • тот, кто верно укажет 4 цифры, сможет получить 3 балла;
  • тот, кто ошибется один раз, получит 2 балла;
  • тот, кто допустит 2 или 3 ошибки, может рассчитывать только на 1 балл;
  • тот, кто неправильно укажет все цифры, получит 0 баллов.
  1. Теперь номера 21 и 26 стали заданиями повышенной сложности

Интересно то, что задания не стали труднее, просто к ним дается чуть больше объяснений и описаний. На их изучение нужно потратить больше времени.

ЕГЭ по русскому языку

У задания 9 стало чуть больше общего с номерами 10, 11, 12

Поменялся формат задания и расширен языковой материал. Итак, новое ЕГЭ по русскому языку 2023 предлагает ученикам, выполняя 9 упражнение, проверить свои знания следующих орфограмм в корне: безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне, а также правописание ы/и после ц в корне и букв о/ё/у/ю после шипящих в корне слова.

Получается, что работа связана исключительно с гласными буквами.

У задания 27 изменились критерии оценки.

Дело в смысловой связи между примерами. Ранее учащимся предлагали «указать» и «проанализировать» ее, а теперь требуется только проведение анализа. Но абсолютно понятно, что для грамотного анализа необходимо и указание на то, что конкретно рассматривается. Получается, что в самих сочинениях никаких изменений не будет.

ЕГЭ по русскому языку

Для того чтобы увидеть постановочную «проблему» от автора, нужно анализировать полностью текст, а не его отдельные абзацы.

Критерии оценки на ЕГЭ по русскому языку

На ЕГЭ по русскому языку 2023 баллы могут быть первичными и вторичными. Максимальное количество первичных баллов – 54, которые переводятся во вторичные и составляют 100. За задания 1–7 и 9–25 можно получить 1 балл максимум, а за задания 8 и 26 — максимально 3 балла. Итоговое сочинение проверяется специальной комиссией, состоящей из экспертов. Они могут оценить сочинение учащегося на 24 балла максимум.

Если школьник получил 22 балла, то это уже прекрасный результат. Но некоторые профильные вузы требуют исключительно высших оценок.

Поскольку некоторые задания оценивает машина, то наличие в бланке лишнего символа уже перечеркивает возможность получения балла, даже с учетом того, что ученик вписал правильную цифру.

Кроме того, ответов не может быть больше, чем предусмотрено. Те, что правильно указаны, автоматически не засчитываются.

ЕГЭ по русскому языку

Высший балл за сочинение ЕГЭ 2023 по русскому языку требует соблюдения определенных критериев оценки:

  • Для получения 1 балла нужно, чтобы одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) была сформулирована верно. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
  • Для получения 5 баллов, проблема должна быть прокомментирована с опорой на исходный текст. Также, ученику надо привести не меньше 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста и дать пояснение к каждому. 2 балла учащийся теряет, если пояснения не будет дано, а 1 балл снимут за неверный анализ связи между примерами иллюстраций (или его полное отсутствие).
  • Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно для получения 1 балла, в противном случает – только 0.
  • Ученику надо сформулировать грамотно и правильно обосновать свое отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста. За это также дается 1 балл. Если оно не сформулировано или не обосновано, то по данному критерию выпускнику не дают балов.
  • Если работа школьника характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, в ней нет нарушений абзацного членения текста, а также отсутствуют логические ошибки, то она претендует на 2 балла.
  • Работа должна характеризоваться точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи, тогда ученик получит также 2 балла. Если есть небольшие нарушения, то можно рассчитывать на 1 балл.
  • Соблюдение орфографических и пунктуационных норм оценивается одинаково: если из нет, то ученик получает 3 балла. Если допущена 1-2 ошибки, то получают 2 балла. Если обнаружено 3–4 ошибки, то ученики могут претендовать только на 1 балл, а если больше, то баллов будет 0.
  • Соблюдение грамматических норм в части оценивания отследить просто. Если ошибок нет, то это 3 балла, если допущены 1–2 ошибки, то это 1 балл.
  • За полное соблюдение речевых норм ученик получит 2 балла. При наличии 2–3 ошибок, всего 1 балл. Если больше, то ноль.
  • Соблюдение этических норм и фактологической точности также схоже: если ошибки отсутствуют, то выпускник получит 1 балл, а если допускается какая-то ошибка, то этот балл не учитывается.

Как получить высокий балл на ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

На сайте ФИПИ в разделе ЕГЭ по русскому языку 2023 перечислены главные темы, которые изучены школьниками за весь период обучения и которые обязательно необходимо повторить перед экзаменом:

  • Ударения (орфоэпия) и паронимы

Некоторые выпускники думают, что в варианте может попасться абсолютно любое слово русского языка. Это не так. На сайте опубликовано 2 словаря: орфоэпический и с словами-паронимами. Только содержащиеся в них слова попадутся в КИМах в 4 и 5-м заданиях.

  • Лексические нормы

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Для выполнения 6 задания нужно научиться распознавать тавтологию, плеоназмы, алогизмы, вычленять нарушение лексической сочетаемости и неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

  • Морфологические нормы

Задание 7 проверяет степени сравнения прилагательных, склонение всех разрядов числительных и местоимений по падежам, формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени), а также формы образования причастий и деепричастий. Ученику придется распознать допущенную ошибку в образовании формы слова, увидев «урожай ПОМИДОРОВ» и «нет ПОЛТОРАСТА рублей».

  • Синтаксические нормы

Речь о 8 задании. Сложность его заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего 5. Это значит, что 4 предложения могут относиться к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце или к предложениям без ошибки вовсе. Для правильного выполнения этого упражнения нужно научиться видеть слова-маркеры.

ЕГЭ по русскому языку

  • Орфографические нормы

Знания о них проверяются в заданиях с 9 по 15. Для грамотного выполнения и получения 7 баллов нужно повторить правила о чередующихся корнях, группы приставок, правописание суффиксов и многое другое. Сюда же относятся неправильные глаголы и правила написания одной или двух букв «Н» в словах.

  • Пунктуационные нормы

Задания с 16 по 21 проверят знания учеников о нормах пунктуации. Надо повторить постановку запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях. Трудности у многих возникают при выполнении 21 задания, но и с ним справится тот, кто внимательно слушал педагога на уроках русского языка, когда тот разбирал правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.

  • Типы речи

Статистика говорит о том, что задание 23 (на типы речи) вызывает особую сложность при выполнении детьми. Для того, чтобы выполнить его успешно, надо повторить классификацию типов речи и «прокачать» навыки анализа текста.

  • Языковые средства выразительности

В 26 задании речь пойдет о тропах (эпитете, гиперболе, литоте, метафоре, метонимии, олицетворении, синекдохе, сравнении, иронии, аллегории, символе). Для выполнения задания нужно обязательно выучить теорию. Если ученик не знает о значении того или иного термина, то методом исключения он не сможет решить данное задание.

  • Запоминание теории

Без понимания русского языка и его закономерностей невозможно написать сочинение на 24 балла. От учащегося требуется применить все изученное на практике, анализируя источник и создавая собственный текст. Очень важно успешно вычленить главную информацию, распознать позицию автора, выбрать разумные аргументы и четко знать структуру сочинения.

Основные трудности на ЕГЭ по русскому языку

Главные трудности, о которых выпускники говорят при обсуждении заданий ОГЭ по русскому языку:

  • нарушение орфоэпических норм русского языка;
  • незнание основных групп русской лексики;
  • трудности с синтаксическими и стилистическими нормами русского языка;
  • проблема с определением средств связи в словосочетании;
  • ошибки в понимании морфологии современного русского языка;
  • неверное определение типов сложных предложений и незнание их специфики;
  • плохие знания средств языковой выразительности;
  • неверное композиционное оформление сочинения;
  • ошибки, связанные с абзацным членением в сочинении;
  • проблема с аргументацией в сочинении (во многих работах их просто нет, а иногда выпускники пишут банальное «согласен / не согласен» с утверждением и не развивают мысль дальше).

ЕГЭ по русскому языку

Ученики сталкиваются и с другими проблемами, из-за которых испытывают проблемы с прохождением экзаменационных заданий:

  • Они практически не имеют навыка тестирования, а одного пробного ЕГЭ недостаточно.
  • Многие очень волнуются и неправильно читают формулировки заданий.
  • Некоторые часто допускают технические ошибки на этапе заполнении бланков ЕГЭ.
  • Школьники не могут грамотно распределить время на задания.

Как подготовить учеников к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году

Каждый педагог-словесник хочет передать своим воспитанникам максимум знаний, чтобы им было проще сдать ЕГЭ по русскому языку. В период обучения в средней школе закладываются не только главные научные знания, но и важные качества – целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету и тому подобное.

Существуют определенные принципы для безупречной подготовки к сдаче ЕГЭ:

Систематизация работы с 5-го класса

Для достижения успеха нужно изучать материал планомерно, без ускорений и излишней нагрузки. Навыки орфографии и пунктуации должны закладываться с 5-го класса, чтобы они были системными.

Педагог должен на каждом уроке русского языка учить пятиклассников распознавать орфограммы и различать части речи. Специалисты советуют приучать детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Такая работа успешно выполняется, к примеру, при письме контрольных диктантов и сочинений.

ЕГЭ по русскому языку

Дети гораздо лучше запоминают то, что несколько раз проговорено и подчеркнуто. Да, это растягивает процесс обучения, но делает его не столько количественным, сколько качественным. Не лишним будет чаще проводить анализ предложения.

Повторение и работа в комплексе

Каким бы ни было успешным изучение того или иного правила орфографии и пунктуации, результат не будет достигнут без глубокого погружения материала и повторения. Учителю нужно в обязательном порядке организовать систематическое повторение изученного материала. т. е. сделать акцент на организацию систематического повторения пройденного.

При этом повторять пройденное можно и во время изучения новой темы. В такой связке результаты значительно повышаются. При повторении надо анализировать ошибки, допущенные во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных и самостоятельных работах.

Наглядные материалы очень полезны. В классе можно оформить стенд, где будут показаны наиболее частые ошибки при сдаче ЕГЭ и примеры, как с ними справиться. Не лишним будет чаще знакомить ребят со словарями, устраивать рабочий процесс с привлечением лексических и орфоэпических сборников.

Частое использование контрольно-измерительных материалов

Задания для уроков русского языка можно сформулировать так, как они будут даны в КИМах. К примеру, учитель в силах провести тестирование с выбором правильного ответа, как и в материалах при проведении экзамена.

Подобную форму контроля можно вводить уже в пятом классе. Ошибочно может показаться, что это приводит задания к упрощению и мешает ребятам рассуждать. Это не так, ведь работе с тестами тоже нужно учиться. Регулярно проводимое тематическое тестирование поможет быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них.

При составлении тестовых заданий нужно опираться на одну из Программ общеобразовательных учреждений по русскому языку и, конечно, надо учитывать возрастные особенности учащихся.

Обучение анализу текста

Обучение комплексному анализу текста поможет набрать баллы в любом варианте ЕГЭ по русскому языку 2023. Ученики уже с младшего звена средней школы должны обучаться анализировать текст всесторонне.

В 5–6-м классе анализ будет несколько ограничен, поскольку нужная теория еще не доступна младшеклассникам, а потом объемы исследования будут постепенно наращиваться, формируя навыки анализа текста, успешно повторяя темы всех разделов лингвистики, обучая школьников грамотно высказываться на письме.

ЕГЭ по русскому языку

Важны упорные занятия еще и на уроках литературного чтения. Изученные художественные тексты могут стать прекрасной основой для размышлений учеников и вычленения необходимого материала для сдачи экзамена в будущем.

Полезны письменные работы по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение. Школьники обучаются интерпретации и анализу текста, что и надо продемонстрировать при написании сочинения на ЕГЭ.

Необходимо индивидуализировать обучение

Нет нужды объяснять, что в каждом классе есть по-разному мотивированные группы детей. Данный фактор очень важен при составлении плана урока. Для особо мотивированных школьников можно подбирать задания с наибольшей самостоятельностью при выполнении.

Это может быть работа со словарями или изучение карточек по той или иной теме. Именно для них уместно предлагать для занятий на дом олимпиадные задания. Со всеми остальными детьми нужно работать в группе, обращать особое внимание на отстающих учеников.

Нужно разделять контроль и самоконтроль, уделяя должное внимание и тому, и другому

Самопроверка или проверка заданий в парах приучает школьников к дисциплине. Но и учителю нельзя оставлять такое задание без контроля. На него плечи ложится систематическая проверка тетрадей, выполненные учащимися карточки и творческие работы школьников.

К переходу в старшую школу (в 10-м классе) ученики уже не боятся структуры ЕГЭ, ознакомлены с содержанием КИМов, успешно выполняют большинство заданий. В 10–11-м классе в основном происходит повторение изученного материала. Учитель должен организовывать работу на уроках так, чтобы можно было заниматься практической отработкой полученных умений и навыков и тщательной подготовкой к сочинению.

Метод исследования урока: пошаговый алгоритм проведения

Вся деятельность старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ делится на:

  • урочную;
  • внеурочную;
  • индивидуальную.

В рабочую программу в этот период нужно будет внести некоторые изменения, а именно:

  • увеличить часы на систематизацию знаний по лексике, орфографии, морфологии (10-й класс);
  • отвести больше времени на систематизацию знаний по синтаксису и пунктуации (11-й класс);
  • добавить блок «Проблемный анализ текста» (10–11-й классы).

Для того чтобы стимулировать внимание учеников, нужно внедрить в обучение больше мультимедийных уроков по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Речь о лекциях, семинарах, видеофильмах, анимационных слайдов и прочего материала по подготовке к ЕГЭ.

Педагог обязан разработать действенную систему уроков по подготовке к экзамену. Методика должна основываться на алгоритмах рассуждения. Учащимся вместе с учителем будет полезно восстановить и систематизировать изученную ранее теорию с помощью лекций, презентаций, семинаров.

Самостоятельная работа по поиску теоретических и практических данных только приветствуется. Тренироваться лучше на типовых тестовых заданиях. Только выполняя одно и то же из раза в раз, получится достичь успеха.

ЕГЭ по русскому языку

Каждый тематический блок необходимо завершать проверочным заданием. Отслеживать успехи и неудачи должен педагог. Все, что не получилось у школьников, должно быть собрано в тетрадь учета, а затем разобрано на следующем уроке. Промежуточные тесты помогут отследить прогресс. Внешний мониторинг показывает полную картину качества знаний учащихся и помогает скорректировать работу.

Не лишним будет проводить консультации с способными учениками, давать дополнительные задания по анализу написанных творческих текстов, а также выделять часы на внеурочные занятия с отстающими.

Такая систематическая работа на протяжении долгого времени поможет ученикам чувствовать себя уверенными на тестировании и давать максимальное количество правильных ответов на ЕГЭ по русскому языку 2023 года.

Недавно получила предложение. Представьте себе — на улице. Остановился мужчина средних лет и говорит: похоже, здороваться нам уже пора. Кивнула в ответ вполне дружелюбно, мол, понимаю, дорогой, о чем речь. И даже улыбнулась, не слишком весело, правда. На том и разошлись.

Фото gorod.ru


Встречаемся мы уже не раз и не два, а с полгода — не меньше. И дело вовсе не в стрелах амура или каких-то флюидах. Вообще ничего романтического. Просто пересекаемся практически ежедневно в одно и то же время, проходя через чужой двор, причем (ну не ужас ли?), как правило, в районе мусорных баков. Короче, примелькались.

Вот и в этот раз: будний день, 8.15, обычное рабочее утро. Я — к станции метро, он, судя по всему, оттуда.

Спустилась в подземку. В вагоне даже сесть удалось — повезло. Все вокруг, как обычно, в мобильниках копаются. А я глаза прикрыла и рассуждаю мысленно. Нет, вовсе не о лирическом, как можно было бы подумать. О работе: это ж сколько людей так же с утречка двигаются одним и тем же маршрутом изо дня в день, из года в год…

Принято считать, что работа занимает одну треть нашего дня. Как бы не так! Судите сами. В сутках 24 часа. На сон мы тратим в среднем часов 8. Выходит, для сознательной жизнедеятельности остается: 24-8=16 часов. Из них рабочих — 8. И это уже не 1/3, а вся половина.

Кроме того, чтобы собраться на работу и не опоздать к 9.00 — тратим часа два. Чтобы доехать туда и вернуться обратно — еще 1 час. И это, если повезет, как мне, когда не так уж далеко, на метро и без пересадок. Иначе больше часа, разумеется, уходит. Ну и время обеда. Свой заслуженный 1 час я смело к рабочему времени могу причислить, потому как обед обычно в его процессе. Иначе редко получается.

Что выходит? Из 16 часов где-то 12 занято работой и делами, с ней связанными. Больше 2/3 жизнедеятельного дня — вот как! И то в случае, если работать только «от» и «до», что бывает далеко не всегда. Достаточно тех, кому по разным причинам приходится задерживаться на рабочем месте дольше среднестатистических 8 часов, брать работу на дом или, как мне, «носить» ее в голове.

И где, скажите, одна треть? О второй рабочей смене, домашней, здесь не говорю. Магазин, готовка, стирка, посуда, дети и тому подобное. Женщины меня поймут. Но не о том сейчас.

На работе мы проводим большую часть своего времени и зачастую с коллегами общаемся чаще, чем с близкими. Но ведь и без нее, работы, как обойдешься?

Как-то разнылась, пожаловалась подруге, мол, не хочется что-то ни встреч, ни гостей, ни телефонных разговоров, ничего не радует, на работе сплошной цейтнот, надоели все и вся… Та говорит: эмоциональное выгорание. И масла в огонь подливает: слышала, дескать, представители коммуникативных профессий особенно подвержены. Тьфу на нее!

К слову, о состоянии эмоционального истощения известно уже давно. ЕС и США тревогу бьют. Во Франции с нового года даже закон ввели: служебные электронные письма в выходные можно игнорировать. Цель нововведения: улучшить баланс между работой и личной жизнью сотрудников, исключить преждевременное «выгорание», потому что не здорово это: постоянно находиться в режиме «всегда на связи» и, покидая офис физически, оставаться привязанным к нему электронным «поводком».

Вот же как интересно! Раньше говорили: человек на работе горит, в смысле с «огоньком» трудится, с задором. А тут — «выгорает». Страшное дело.

На всякий случай профилактикой поинтересовалась. Специалисты, кстати, призывают реагировать на первые звоночки и состояние не запускать. С профилактикой, в общем-то, ничего особенного. Почаще подпитываться положительными эмоциями, замедлить до разумного рабочий темп, разнообразить досуг, научиться заботиться о себе, помня, что здоровый эгоизм иногда полезен. Собственно, все то, что никому не повредит.

…А с тем встречным на днях мы все же познакомились. Сначала он, как уже договорились, поздоровался. А затем на мое ответное приветствие Георгием Ивановичем назвался. Не удержалась — хихикнула: ну, прямо кино. Помните: он же Гога, он же Гоша. Но эмоции-то положительные. Полезно.

Не вышло бы чего из-за этой дороги на работу?..

svirko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Работа — это важная часть жизни любого взрослого и самодостаточного человека. К сожалению, часто случается так, что работа почти полностью поглощает тебя и все твое свободное время. Ты начинаешь приезжать домой только для того, чтобы поесть и поспать, и понимаешь, что выгорание — не такая уж переоцененная проблема, как тебе казалось когда-то.

Так происходит потому, что в погоне за карьерным ростом, в постоянном решении рабочих проблем и в добровольных переработках ты не успеваешь сделать самое важное — найти время на то, чтобы просто жить. Тебе не хватает ресурсов на то, чтобы развлекаться, заниматься любимым хобби, оставаться социально-активным.

Мы собрали несколько советов по выживанию для того, чтобы ты смог организовать свою жизнь правильно.

Как расставлять приоритеты

Если ты не научишься правильно расставлять приоритеты — у тебя никогда не будет свободного времени на что-то кроме работы. Поэтому берись за изучение искусства планирования и постарайся начать менять свое восприятие и поведение уже сейчас.

1. Не делай то, что не можешь или не хочешь

Главное правило разумной расстановки приоритетов — это перестать тратить свои ресурсы на то, что ты можешь вычеркнуть из своего списка дел на день. Если у тебя есть дела, которые ты по каким-то причинам не можешь или не хочешь выполнять и это никак не отразится на твоем самочувствии, работе или качестве твоей жизни — просто оставь себя в покое. Не помыл посуду — сделаешь это завтра, нет желания принимать важное решение — отложи на потом, иначе пожалеешь о необдуманном поступке, не можешь закончить рабочий проект — переключись на что-то другое.

Прекрати пытаться соответствовать своим и чужим ожиданиям. Если большую часть твоего времени занимает работа, то вполне логично, что у тебя остается крайне мало времени и сил на что-то другое. И как раз поэтому тебе нужно учиться выделять приоритетные задачи и прислушиваться к себе и своему состоянию.

2. Воспринимай отдых как вложение в продуктивность

Одна из самых больших ошибок, которую ты можешь допустить — это начать ругать себя за время, потраченное на отдых. Когда ты постоянно работаешь, тебе просто жизненно необходимо выделять хотя бы несколько часов в день на то, чтобы просто полежать, заняться чем-то бесполезным, пообщаться с близкими. Если ты не будешь делать этого, ты просто не сможешь восстанавливать свои силы и вливаться в рабочий процесс.

Воспринимай отдых как вложение в свою продуктивность. Несколько часов потакания своей лени могут обеспечить тебе быстрое выполнение рабочих задач, бодрость и хорошее настроение. А это очень важно для того, чтобы не снижать производительность труда и не приближаться к состоянию выгорания.

3. Всегда выбирай себя

Окружающие люди часто требуют от тебя слишком многого. Им нужны твои советы, твое внимание, твоя поддержка и помощь, но часто у тебя нет на это ресурсов. В такие моменты ты должен понимать, что ты — не последняя надежда человека. В большинстве случаев у него есть еще варианты, к кому можно обратиться с просьбой. Так что ставь себя на первое место — оказывай помощь только тогда, когда у тебя есть для этого время и силы.

Что происходит с твоим телом, если ты недостаточно отдыхаешь

Как организовывать досуг

Лучший отдых — это не безделье, как почему-то продолжают думать многие люди, а смена деятельности. Потакание своей лени и пролистывание социальных сетей не дадут тебе ощущения, что ты перезагрузился и готов продолжать работать. Но как только ты всерьез займешься организацией своего досуга, ты заметишь позитивные изменения: начнешь реже утомляться, избавишься от чувства, что жизнь проходит мимо, будешь развиваться в хобби и т. д.

1. Уделяй минимум полчаса в день на свое хобби

Неважно, что заставляет тебя отвлечься от работы и решения насущных проблем — игра на гитаре, походы в тренажерный зал или процесс приготовления новых блюд. Если у тебя есть такое занятие, постарайся приложить все усилия к тому, чтобы находить на него хотя бы полчаса в день. Сначала может показаться, что этого времени слишком мало, но главное — это выработать привычку тратить ресурсы на что-то приятное.

Сколько бы дел у тебя ни было, приходя с работы, обязательно позволяй себе отдохнуть за любимым занятием. Вскоре ты заметишь, что постепенно избавляешься от рутины и начинаешь ставить перед собой новые цели, никак не связанные с работой.

2. Заставляй себя пробовать что-то новое

Может звучать жестоко, но ты должен заставлять себя пробовать что-то новое: ходить в новые места, изучать что-то, что тебя давно привлекало, менять что-то в себе. Если ты постоянно работаешь, скорее всего, твоя жизнь — это скучнейшая рутина и каждый следующий твой день ничем не отличается от предыдущего. Тебе нужно разорвать этот порочный круг, а сделать это можно только инициировав хоть какие-то изменения вокруг себя или в себе.

Необязательно полностью менять свои хобби, внешность или окружение. Достаточно просто зайти по пути на работу в другую кофейню, пойти прогуляться вечером в незнакомое место или заказать еду, которую ты никогда не пробовал вместо привычной пиццы или бургеров.

3. Трать деньги на впечатления

Ты живешь, чтобы работать, или все-таки работаешь, чтобы жить? Вот на какой вопрос ты должен честно ответить. Деньги, которые ты зарабатываешь, не должны идти только на полезные вещи. В таком случае у тебя не будет никакого морального удовлетворения от своей зарплаты и твоя мотивация работать будет снижаться.

Учись тратить деньги на впечатления — ходи на концерты любимых исполнителей, смотри долгожданные премьеры в кино на большом экране, планируй хотя бы небольшие поездки в другие города к друзьям или просто так. Именно такие моменты твоей жизни позволяют тебе почувствовать себя максимально живым и счастливым.

Как поддерживать общение с близкими

У каждого человека есть свой круг общения: семья, друзья и хорошие знакомые, встречи с которыми особенно ценны. Общение заряжает энергией, снижает стресс, избавляет от тревоги и просто дарит много позитивных эмоций. Поэтому тебе так важно понять, как оставаться на связи с близкими, несмотря на жесткий рабочий график.

1. Сделай встречи с друзьями регулярными

Когда вы были подростками, дружить было проще — у вас было много свободного времени на то, чтобы видеться вживую. Взрослые же слишком заняты для того, чтобы общаться, как раньше. Порой ты можешь не списываться со своими друзьями на протяжении нескольких месяцев. Конечно, из-за этого они не перестают быть важной частью твоей жизни. Но все же, живое общение с теми, кто тебе дорог, дарит лучшие впечатления, помогает пережить сложные периоды, избавляет от чувства одиночества.

Сделай встречи со своими друзьями регулярными. К примеру, если вы живете в одном городе, договоритесь каждую неделю или каждый месяц собираться в кафе или у кого-то дома за настолками. Если вас раскидало по разным городам, устраивайте регулярные созвоны по выходным и планируйте свой отпуск так, чтобы иметь возможность пересечься и пообщаться вживую.

2. Планируй праздники с близкими

Старайся не оставаться одиноким на праздники — всегда собирай вокруг себя семью и друзей. Пусть праздники будут для тебя особенным событием — причиной выехать к родителям, позвонить братьям и сестрам, навестить давнего друга. Это кажется такой мелочью, но дает так много положительных эмоций и создает воспоминания, которые будут греть твою душу в тяжелые моменты.

3. Не требуй от себя слишком многого

Когда ты постоянно работаешь, у тебя нет много времени и сил на общение. Но стоит по возможности продолжать быть социально активным. Просто не требуй от себя слишком многого: если ты устал и занят, полчаса-час на то, чтобы увидеться и поговорить о наболевшем — лучше, чем вообще ничего. Лучше ответить на звонок и сообщение, предупредив, что у тебя не так много времени, чем проигнорировать человека. И, конечно, ты можешь и даже должен говорить своим близким о том, что у тебя нет настроения, сил или желания для чего-либо, не испытывая чувства вины.

Сколько нужно отдыхать, чтобы избежать выгорания на работе

Где обычный человек проводит большую часть жизни? Конечно же, на работе. А что если сделать точные расчеты и посмотреть, сколько времени реально уходит на наш труд? Многие называю страшную цифру — треть времени нашей жизни мы проводим на работе… А вдруг это даже не треть, а гораздо больше? Давайте разбираться вместе.

Что считается рабочим временем?

Безусловно, есть люди, которые асболютно счастливы своей работе, не жалуются на большое количество рабочих обязанностей и им не приходится оставаться сверхурочно. На самом деле таких счастливчиков очень мало. Но почему же дела обстоят таким образом?

Итак, в затраченные часы входит:

  • Продолжительность обычного рабочего дня или смены;
  • Сверхурочная работа;
  • Различные подработки.

При этом нужно исключить все праздники, оплачиваемый отпуск, периоды больничного, отпуск по беременности, трудовые споры или забастовки, невозможность приехать на работу из-за плохой погоды.

Показатель по компании рассчитывается как общее количество часов, отработанных в год, разделенное на количество сотрудников.

А теперь посчитаем

Всем нам прекрасно известно, что в сутках 24 часа. Время на сон мы сразу не будем брать в расчет, так что остается всего 16 часов на нашу ежедневную деятельность. Рабочее время в большинстве случаев составляет 8 часов, то есть это половина от наших отведенных 16-ти. На общение с семьей, быт и хобби у нас остается около 8 часов.

На первый взгляд, этого не так уж и мало. Однако на то, чтобы собраться на работу, уходит еще примерно один час, к нему еще нужно добавить время в дороге (для больших городов это примерно 2 часа в день). Что же остается? Всего 5 часов в рабочий день…

Если разделть полученные 11 часов, необходимые для работы, на 16 часов (общее время нашей активности в течение дня), то получится, что на работу вместе со сборами и дорогой мы тратим 2/3 всего времени, а всего лишь треть нашего времени остается на все остальное.

Переходим к более глобальным расчетам: в неделю нам обычно приходится работать 55 часов, а все время без учета сна на протяжении недели составляет 112 часов. Что же получается? Работа занимает 55/112=0,5.

А это половина сознательной жизни! За оставшееся время нужно успеть все.

Интересные факты

В ряде развитых стран Европы рабочая неделя длится не более 40 часов. К слову, во Франции ее продолжительность составляет всего 35 часов, а в Голландии же и того меньше – 27 часов. Решение сократить продолжительность рабочего времени было принято в середине 2000-х годов.

За максимально короткую трудовую рабочую неделю (продолжительностью всего 4 часа) выступает Тимоти Феррисс, автор книги The 4-Hour Workweek, известный американский активист и писатель. Он считает, что долгий труд делает людей несчастливыми.

Что же на практике?

Конечно, можно долго говорить о том, как было бы хорошо работать поменьше. Но если подумать в эту сторону, то все мы уже давно живем во времена товаро-денежных отношений. И если мы будем трудиться сильно меньше, то пропорционально сократится и наш заработок. Готовы ли мы и наши непосредственные работодатели к такому? Думаю, ответ напрашивается сам собой.

У подавляющей части компаний остро стоит вопрос с поиском хороших сотрудников – кто-то не может выполнять свои рабочие задачи должным образом, кто-то решает свои личные дела на работе, кто-то не представляет своего рабочего дня без социальных сетей и интернет-серфинга. В большинстве случаев корень зла даже не в самих работниках, а в неверно выстроенных бизнес-процессах, недостаточном контроле персонала и прочих проблемах компании. Как же быстро обнаружить больное место бизнеса и залечить его наименее затратными методами? В этом случае на помощь руководителям приходят программы по учету рабочего времени и контролю эффективности сотрудников . Они помогают облегчить поиск проблем, связанных с работой персонала, и найти правильное решение для компании любого размера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Человек работающий в этой же отрасли или компании кроссворд
  • Чем же должны заниматься менеджеры железнодорожной компании
  • Чем занимается генеральный директор в строительной компании
  • Шоу бизнес новости на сегодня 2022 последние новости россии
  • Чем занимается директор по развитию в строительной компании