Успенский собор
Успенский собор — православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы — главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV — XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви — митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.
После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.
Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
Торжественное назначение Успенского собора определило особое внимание к убранству его интерьера. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. — росписи 1642—1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.
Стоимость билетов:
- Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади (без предоставления скидок) — 700 рублей.
- Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади для пенсионеров, студентов, детей не достигшим 16-ти лет, независимо от гражданства; лицам, не достигшим 18-ти лет (граждане РФ) — 500 рублей.
- Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади с аудиоэкскурсией (без предоставления скидок) — 1000 рублей.
Узнать подробности можно на официальном сайте: https://assumption-cathedral.kreml.ru/museum-assumption-cathedral/
Фотографии места
Отзывы про успенский собор
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про успенский собор. Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
- Описание
-
Успенский собор является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество разноплановых
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Москве.Посещение музеев — спокойный способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они представляют собой ожившую историю
и позволяют посетителям расширить кругозор.Более подробную информацию вы можете
получить по телефону 74956970349
или
найти на сайте kreml.ru.Успенский собор
находится по адресу:
р-н Тверской,
Кремль, 1Б, возле станции метро Библиотека имени Ленина.График работы: Пн-ср, пт-вс: 09:30 — 18:00; зимний период: пн-ср 10:00—17:00; пт-вс выходной.
Адрес
Метро:
На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться
- Время работы
-
Пн-ср, пт-вс: 09:30—18:00
зимний период: пн-ср 10:00-17:00; пт-вс выходной
- Компания в сети
Часто задаваемые вопросы
об Успенский собор
-
📍 По какому адресу находится Успенский собор?
Адрес организации: Россия, Москва, Кремль, 1Б.
-
☎️ Доступен ли номер телефона Успенский собор?
Организация принимает звонки
по номеру +7 (495) 697-03-49.
-
🕖 Какой график работы Успенский собор?
Рабочий график
организации: Пн-ср, пт-вс: 09:30 — 18:00; зимний период: пн-ср 10:00-17:00; пт-вс выходной.
-
⭐ Какова оценка этого заведения
на сайте Zoon.ru?
В среднем заведение оценивается клиентами на 3.
Вы можете оставить свои впечатления об Успенский собор!
-
🧾 Можно ли ознакомиться
с прайс-листом
в этом заведении?
Такую информацию можно найти
в разделе
услуг и цен Успенский собор.
-
📷 Сколько фотографий в анкете Успенский собор на Zoon.ru?
На данной странице
есть 50 фотографий.
-
✔️ Насколько точна информация, размещённая на данной странице?
Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
точную и свежую информацию о заведениях.
Если вы нашли ошибку и/или являетесь
представителем данного заведения,
то можете воспользоваться формой обратной связи.
улица Кремль, 1Б
Москва, Московская область, Россия
Часы работы
- ПН
- ВТ
- СР
- ЧТ
- ПТ
- СБ
- ВС
в Понедельник «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
во Вторник «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
в Среду «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
Закрыто
Сегодня в Пятницу «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
в Субботу «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
в Воскресенье «Успенский собор» работает с 10:00 до 17:00
Деятельность и услуги
О «Успенский собор»
На странице «Успенский собор» представлена основная информация о компании.
«Успенский собор в Москве» находится по адресу улица Кремль, 1Б, местоположение и схема проезда показана на карте.
Деятельность компании относится к музеям в Москве.
Узнать необходимую информацию о наших услугах и уточнить время работы можно по телефону +7 (495) 697-03-49, так же посмотреть дополнительную информацию можно на нашем сайте.
Подписывайтесь на нас в соцсетях в Вконтакте, Фейсбуке, Инстаграме.
Уважаемый клиент, оставьте свой отзыв о нашей компании в разделе ниже.
Отзывы про
«Успенский собор»
0
Напишите свой отзыв о «Успенский собор»
К сожалению, на данный момент у компании отсутствуют отзывы.
Оставьте свое мнение и опыт с компанией первым.
Похожие места в Москве
улица Кремль, 1Л
+7 (495) 697-03-49
31 м
улица Кремль, 1Ж
+7 (495) 697-03-49
51 м
улица Кремль, 1Я
+7 (495) 697-03-49
53 м
улица Кремль, 1П
+7 (495) 697-03-49
65 м
улица Кремль, 1Е
+7 (495) 697-03-49
73 м
улица Кремль, 1В
+7 (495) 697-03-49
81 м
улица Кремль, 1п
+7 (495) 695-41-46
153 м
улица Кремль, 1п
+7 (495) 697-03-49
153 м
Мiръ
Россия Москва Успенский собор Московского Кремля Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»u2026 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.7506819999999976289473124779760837554931640625,»lon»:37.61734799999999978581399773247539997100830078125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»u003Cbu003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_c%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F» title=»u0411u043bu0430u0433u043eu0432u0435u0449u0435u043du0441u043au0438u0439 cu043eu0431u043eu0440 u041cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u041au0440u0435u043cu043bu044f»u003Eu0411u043bu0430u0433u043eu0432u0435u0449u0435u043du0441u043au0438u0439 cu043eu0431u043eu0440 u041cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u041au0440u0435u043cu043bu044fu003C/au003Eu003C/bu003Eu003Chr /u003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F» title=»u0421u0432u043eu0439u0441u0442u0432u043e:u0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044f»u003Eu0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044fu003C/au003E: u041eu0434u0438u043d u0438u0437 u0434u0440u0435u0432u043du0435u0439u0448u0438u0445 u0432 u041cu043eu0441u043au0432u0435, u043eu043d u0431u044bu043b u043eu0441u043du043eu0432u0430u043d u0432 u043au043eu043du0446u0435 XIV u0432u0435u043au0430 u043au0430u043a u0434u043eu043cu043eu0432u044bu0439 u0445u0440u0430u043c u0432u0435u043bu0438u043au043eu043au043du044fu0436u0435u0441u043au043eu0439, u0430 u043fu043eu0442u043eu043c u0438 u0446u0430u0440u0441u043au043eu0439 u0441u0435u043cu044cu0438 u043fu0440u0438 u043au0440u0435u043cu043bu0435u0432u0441u043au043eu043c u0432u0435u043bu0438u043au043eu043au043du044fu0436u0435u0441u043au043eu043c u0434u0432u043eu0440u0446u0435.»,»title»:»u0411u043bu0430u0433u043eu0432u0435u0449u0435u043du0441u043au0438u0439 cu043eu0431u043eu0440 u041cu043eu0441u043au043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u041au0440u0435u043cu043bu044f»,»link»:»»,»lat»:55.7506819999999976289473124779760837554931640625,»lon»:37.61734799999999978581399773247539997100830078125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
55.750682; 37.617348
Россия, Москва, Соборная площадь
Москва
Россия
Телефон:
+7 495 695-37-76
Патриарший Успенский собор Московского Кремля
— одна из величайших святынь всей России. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
История[править]
История храма начинается в 1326 году, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.
Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). Митрополиту Петру Иван Калита посвятил церковь Поклонения веригам св. апостола Петра, ставшую приделом Успенского собора. С именем святителя связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская». По преданию, икону написал сам свт. Петр в бытность свою юным иноком на Волыни. Икона была подарена им митрополиту Максиму, позднее она хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь. Дошедший до нас список написан через несколько десятилетий после кончины святителя.
Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра
В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобран в 1472 году до самого основания, при этом были обретены мощи свт. Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул. Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
20 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Мощи святителя, находившиеся во время строительства в церкви святого Иоанна Богослова, были перенесены в собор.
Успенский собор — величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм. С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер с 6 тонкими высокими столпами. Они не стесняют пространство, но создают впечатление огромного дворцового зала. Успенский собор, бывший главным храмом Московского государства, до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Храм выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора.
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона.
Темы росписи определило посвящение храма празднику Успения Пресвятой Богородицы. Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста — гимна в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение Вселенских Соборов в нижних ярусах стен. На западной стене храма традиционно расположена композиция Страшного Суда.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель. Среди наиболее ценных икон собора — двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка Владимирской иконы Божией Матери, храмовый образ «Успение», «Предста Царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Особый интерес представляет так называемый «Мономахов трон» — моленное место, созданное в 1551 году для царя Ивана Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры — изображения фантастических хищных зверей. Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами. В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь из Византии царских регалий — шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
С 1326 года, когда в храме был погребен свт. Петр, и до 1700 года собор служил усыпальницей Предстоятелей Русской Церкви — митрополитов и патриархов. Всего в соборе 19 гробниц, расположенных вдоль стен собора. Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках — мощехранительницах.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
После Октябрьской революции Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей.
Богослужения в соборе были возобновлены в 1990 году.
Первый каменный Успенский собор
В 1317 году московский князь Юрий Данилович, сын Даниила Московского и внук Александра Невского, получил ханский великокняжеский ярлык. Так Москва стала главным городом феодальной Руси. После его кончины в 1325 году власть перешла к его брату- Ивану Даниловичу по прозвищу Калита.
Новый московский князь стремился сделать Москву духовным центром Руси. Поэтому в 1326 году митрополичий двор был перенесён из Владимира в Москву, а в августе 1326 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром было начато строительство в Кремле каменного Успенского собора.
Собор был возведён всего за год и освящён к празднику Успения в 1327 году. Однако митрополиту Петру не суждено было дожить до окончания строительства. Его захоронили в алтарной части нового собора.
Построенный из квадратного белого камня грубой обработки в стиле владимиро-суздальских храмов 13 века, первый Успенский собор был одноглавым, с тремя апсидами и украшен кокошниками. Расписали собор греческие мастера.
Предполагаемый вид первого Успенского собора
Собор стал главным храмом великих князей и митрополитов. Полтора столетия своего существования собор был свидетелем того, как росла и менялась Москва. За это время Кремль из соснового превратился в дубовый.
Описание[править]
Архитектура[править]
Архитектор Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний храм XII века, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
Своеобразие архитектуры Успенского собора сильнее ощущается в его интерьере: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством».
Интерьер[править]
Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – росписи 1642-1643 гг. и грандиозный иконостас 1653 года.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер для хранения священных реликвий.
В XIV – XVII вв. Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами.
После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения.
Усыпальница[править]
21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году.
Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках.
Закладка второго Успенского собора
А что же Успенский собор? Во время большого пожара в Кремле в 1470 году своды собора дали трещину, так что их пришлось подпирать брёвнами. Собор требовал обновления.
Великий князь Иван III и глава русской православной церкви митрополит Филипп I решили разобрать старый храм и на его месте возвести новый.
Строительство нового собора требовало огромных средств, поэтому был объявлен сбор средств на его строительство. Все монастыри обложили налогами. Бояре, купцы и другие миряне собирали пожертвования. Строительство нового собора стало главным делом последних лет жизни митрополита Филиппа.
Проект собора был выполнен мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым. За образец был взят Успенский собор во Владимире. До нас дошли имена руководителей строительных работ- Владимира и Ивана Ховриных, Василия Ермолина.
На месте разобранного собора построили временную деревянную церковь, куда были перенесены иконы и святыни собора. Церковь оказалась внутри строящегося собора, который по площади значительно превосходил старый собор. Именно в этой временной церкви великий князь Иван III сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога- Софьей, будущей бабушкой царя Ивана Грозного.
И вот, в апреле 1471 года состоялась торжественная служба с закладкой соборного храма. Митрополит Филипп сам заложил первый камень в его основу. Но ему не довелось увидеть своё любимое детище — 5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался, а 7 апреля был погребён в стенах строящегося собора.
Строительство и разрушение второго Успенского собора
Почти два года велось строительство. Уже возведены были стены нового Успенского собора, но непредвиденное событие воспрепятствовало исполнению замысла.
20 мая 1474 года в Москве случилось землетрясение. Оно стало причиной разрушения недостроенного здания собора: стена дала трещину, наклонилась и упала. Скорее всего, причиной разрушения храма были просчёты при проектировании стен и сводов собора, а также непрочность связующего раствора.
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы
— 28 августа
Димитрий Солунский, великомученик
— 8 ноября
Похвала Пресвятой Богородицы
— Cуббота пятой недели Великого поста (придельный)
Петр и Павел, первоверховные апостолы
— 12 июля (придельный)
Архитектура
Творение Аристотеля Фиораванти гармонично сочетает разные архитектурные стили:
- Романский
- Византийский
- Готический
- Русский
Для строительства использовались небольшие по величине каменные блоки. Благодаря чему, здание имеет вид монолитного сооружения. Фасад разделен на равные части. На поверхности стен выделяются узкие бойницы окон. По всему периметру сооружения тянется аркатурно-колончатый пояс, состоящий из декоративных маленьких арок, опирающихся на колонны. Внутреннее пространство отличается простором и освещенностью. Эффект открытости достигается за счет использования круглых столбов, поддерживающих купол и создания дополнительных арок за иконостасом. Кроме того, при сооружении здания были опробованы нововведения:
- Металлические крепежи внутри стен
- Однокирпичные крестообразные своды
Верхушку церкви покрывают купола. Их планировка несколько смещена в восточном направлении. По легенде, маковки храма впервые увенчали 8-ми конечными крестами.
Паломнику[править]
Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00.
Выходной день — четверг.
Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.
Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб.
Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб.
Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают:
Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.
Билеты можно приобрести:
— Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных;
— в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30.
В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг.
Дополнительные услуги:
— экскурсии в сопровождении экскурсовода музея.
Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена.
Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету.
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- Страница сайта Государственного историко-культурного музея заповедника Московский Кремль:
- «Успенский Патриарший собор в Кремле», страница сайта Русское Православие
: - Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.
[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2021,
[2] Сергиевская И. Г. «Пантеоны Кремля». Серия «Величайшие некрополи мира» М., Изд-во «Эксмо», 2013, С. 16.
[3] «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия
,
Интерьер
Первую роспись храма создавала артель живописцев, возглавляемая Дионисием. Однако во время грандиозного пожара фрески сильно пострадали. Повторно украсить внутреннее помещение пригласили художников со всей страны. Над росписью стен трудилось 150 мастеров. Ими руководили Сидором Поспеев, Борис и Иван Паисеины. Работы были выполнены в 1642-1644 гг.
Живописные композиции состоят из взаимосвязанных сюжетов:
- Под куполом – небесный свод
- Верхний ярус – картины по мотивам Евангелия
- Второй ярус – жизнеописание Богородицы
- Нижний ярус – 7 Вселенских соборов
Всего насчитывается 249 композиций. В соборе находится огромное собрание православных икон. К числу прославленных относятся – Владимирская Божья Матерь, Богоматерь Одигитрия, Успение, Спас Ярое Око, Святой Георгий, Троица. Общая высота иконостаса св.16 м. Он насчитывает 5 ярусов.
Перед иконостасом:
- С левой стороны – царское место
- С правой стороны – место патриарха
Еще одним украшением храма является паникадило, отлитое из серебра в ознаменование победы над наполеоновской армией. Громадный канделябр весит 328 кг.
Роль в истории
Успенский собор повидал на своем веку немало важных исторических событий. Именно здесь венчали на царство Ивана IV в 1547-м. Начиная с Петра II здесь также короновали всех российских императоров. Отдельно проводилась также коронация императорской жены — императрица вставала на колени, и муж возлагал ей на голову меньшую по размерам корону. Исключение составила Елизавета Алексеевна, жена Александра I, которая приняла корону стоя. В 1613 году в здании храма проходил Земский собор, на котором царем были избран Михаил Федорович Романов. Здесь же хранились несколько важных документов, например, Акт о престолонаследии, изданный Павлом I, а также манифест Александра I, согласно которому Николай Павлович мог стать императором в случае отказа от престола Константина Павловича. Кроме того, в храме были погребены некоторые главы Русской церкви.
Время работы и правила посещения
Музей принимает посетителей ежедневно (кроме четверга):
- с 10 до 18 ч. (15.05- 30.09)
- с 10 до 17 ч. (1.10-14.05)
Во время массовых мероприятий на Красной площади, музеи Кремля не работают. Особое расположение собора на территории Кремля диктует строгое выполнение правил для посетителей. Они регламентируют требования для экскурсантов:
- Обязательное наличие билета в музей.
- Для пропуска людей работают Боровицкие и Троицкие ворота.
- Фотосъемка внутри помещения музея запрещена.