Часы работы этнографического музея в улан удэ

Режим работы

Выходной день – понедельник, вторник. (ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ ЗАКРЫТЫ)

По понедельникам и вторникам – работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона

Бесплатный вход для многодетных семей в любой день при предъявлении документов.

В санитарный день каждый последний понедельник месяца «ЭТНОZOOСАД» не работает.

с 1 июня по 15 сентября (летний период):

Понедельник – вторник – с 10:00 до 18:30 РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПАРК И ЭТНОZOOСАД

Среда – пятница – с 10:00 до 18:30

Суббота – воскресенье – с 10:00 до 19:00

с 16 сентября по 30 октября (осенний период):

Понедельник-пятница
– с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье
– с 10:00 до 18:30

с 1 ноября по 31 марта (зимний период):

Понедельник-пятница
– с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье
– с 09:00 до 17:30

с 1 апреля по 31 мая (весенний период):

Понедельник-пятница
– с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье – с 10:00 до 18:30

Описание

Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество разноплановых
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Улан-Удэ.

Для туристов
храм
часовня
монастырь
будет представлять интерес как
образец архитектуры и традиционной
культуры, один из пунктов экскурсионной программы.
Это также центр религиозной
жизни Улан-Удэ, место собрания верующих и проведения богослужений.

А еще это
место создано для тех, кто любит читать,
но не имеет возможности часто покупать книги. Здесь вы можете
посидеть в читальном зале или
оформить абонемент.
Квалифицированные библиотекари
помогут при работе с каталогами.

Еще здесь открыт музей.
Посещение музеев — тихий способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они делают историю живой
и позволяют посетителям расширить кругозор.

А еще это место с прекрасным театром.
Театр — это всегда
впечатляющее зрелище и неподдельные эмоции.
К чему объяснения? Приходите и почувствуйте сами.
Ознакомиться с афишей на предстоящие выступления
вы можете в билетной кассе театра.

Более подробную информацию вы можете
получить по телефону 73012332510.

Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ
находится по адресу:
р-н Железнодорожный,
Республика Бурятия, посёлок Верхняя Берёзовка, 17Б.

График работы: Пн-вс: 09:00 — 17:30.

Адрес

Республика Бурятия, Улан-Удэ, посёлок Верхняя Берёзовка, 17Б, 2 этаж

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-вс: 09:00—17:30


50 фотографий
Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ

Специалисты Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ

Похожие культурные места

Часто задаваемые вопросы

об Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ




  • 📍 Какой адрес у Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ?



    Адрес заведения: Россия, Республика Бурятия, Улан-Удэ, посёлок Верхняя Берёзовка, 17Б.




  • ☎️ Как связаться с Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ?



    Телефон
    для связи: +7 (3012) 33-25-10.




  • 🕖 В каком режиме работает
    эта организация?



    Приём посетителей ведётся
    в следующем режиме: Пн-вс: 09:00 — 17:30.




  • ⭐ Какова средняя оценка этого места
    на Zoon.ru?



    Средняя оценка заведения от пользователей Zoon.ru – 2.2.
    Вы можете посетить раздел
    отзывов об Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ
    ,
    чтобы оставить свой отзыв!




  • 🧾 Можно ли посмотреть
    услуги и цены в
    данном заведении?



    Такую информацию можно найти
    в разделе
    с услугами и ценами Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ.




  • 📷 Сколько фотографий в анкете Этнографический музей народов Забайкалья, ГАУК РБ на Zoon.ru?



    В анкете этого места
    есть 50 изображений.




  • ✔️ Можно ли доверять информации, размещённой на этой странице?



    Zoon.ru старается размещать максимально
    точные и свежие данные о заведениях.
    Если вы видите неточность и/или являетесь представителем
    этого заведения, то можете воспользоваться
    формой обратной связи.

Средняя оценка — 2,2 на основании 39 отзывов и 5 оценок

Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ (Улан-Удэ, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Этнографический музей народов Забайкалья — музейный комплекс под открытым небом в ближнем пригороде Улан-Удэ — живописной местности микрорайона Верхняя Берёзовка. Один из крупнейших музеев под открытым небом в России, он был открыт в середине лета 1973 г. на территории 37 га. На этой площади в семи этнографических комплексах собрано более 40 архитектурных памятников и 11 тыс. экспонатов.

Территория Этнографического музея разделена на несколько постоянно действующих комплексов: археологический, эвенкийский, бурятский, Предбайкальский, Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. Экспозиция каждого из них состоит из усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и пр. предметами, характерными для поселений периода с начала 19 по начало 20 века.

Есть на территории музея и «живой уголок», где содержатся типичные представители животного мира Забайкалья: медведи, волки, олени, косули, сарлыки, верблюды.

Один из крупнейших музеев под открытым небом в России, Этнографический музей народов Забайкалья размещается на территории 37 га в пригороде Улан-Удэ

Этнографические комплексы музея

Археологический комплекс

Здесь на открытой площадке расположен могильник хуннской культуры: в средние века хунну над устраивали захоронениями круглые плоские каменные кладки. Здесь также помещены каменные столбы, «сторожевые» камни и т. д. В закрытом павильоне комплекса собраны археологические памятники Нижне-Иволгинского хуннского городища.

Эвенкийский комплекс

В Эвенкийском комплексе демонстрируются чумы, лабазы и эвенкийская утварь.

Бурятский комплекс

Этот комплекс представляет собой собрание войлочных и деревянных юрт и дугана — культового буддийского сооружения. Особенность представленного здесь дугана в том, что это образец не старинных культовых построек, но возрождённого байкальского культового строительства, заимствованного отчасти из русского зодчества, отчасти взятого от Деваджин-дугана, вывезенного из Гусиноозёрского дацана. Внутри находится знаменитое панно «Тунши», иллюстрирующее индийскую сказку о четырёх животных, достающих плоды с высокого дерева.

Предбайкальский комплекс

Здесь находится усадьба бурята-казака и дом-зимником богатого бурята С. Б. Сафронова постройки 1900 г. Строение было перевезено на территорию музея из села Хареты Нукутского района Иркутской области.

Забайкальский комплекс

Этот этнографический комплекс вмещает выставку «Из истории ссылки и каторги Забайкалья» и вмещает свидетельства ссыльной истории региона, положенной здесь ещё первым ссыльным украинским гетманом Демьяном Многогрешным в 1673 г. Из села Кульский Cтанок Хоринского района Бурятии сюда привезён трёхкамерный этапный амбар — каждые 25 вёрст на пути прохождения ссыльных и каторжан располагались подобные этапы и полуэтапы для ночлега.

Старожильческий комплекс

Самое старое строения комплекса — дом пашенного крестьянина 1880 г. постройки, привезённый из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Напротив него расположены строения 1919 г.: завозня, амбар, двухстенный сарай, перевезённые из села Клочнёво Прибайкальского района. Дополняет картину дом казачьего атамана.

Старообрядческий комплекс

Экспозиция состоит из домов старообрядцев-семейских, сосланных в Сибирь в 18 веке. Это типичная улица односторонней застройки конца 19 — начала 20 века: дом зажиточного крестьянина с надворными постройками, изба крестьянина-ремесленника, дом богатого старообрядца и старообрядческая часовня чуть поодаль. Все строения реальные, привезены из окрестных сёл, здесь же помещена выставка хозяйственного инвентаря, кузница, торговая лавка и даже богатые ворота, хранящие свидетельство о годе рождения одной из внучек владельца.

Этнографический музей Улан-Удэ

Городской комплекс

Здесь собраны дома старого Верхнеудинска: городской дом с мезонином 1900 г. постройки с улицы Почтамтская, 22, и дом коридорного типа 1909 г. постройки с улицы Ленина, 67. Дом с мезонином когда-то принадлежал чиновнику: сегодня здесь находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала 20 века. Двухэтажное здание коридорного дома даёт представление о строениях, предназначавшихся для сдачи в аренду меблированных комнат.

Деятельность музея

Этнографический музей в Улан-Удэ задуман не просто как музей, рассказывающий о жизни народов Забайкалья — это и площадка для активного отдыха молодёжи с интерактивными и спортивными играми; и пространство для семейного отдыха; и место проведения традиционных обрядов: сватовства, свадебных мероприятий; плюс тематические экскурсии и консультации по традиционной свадебной одежде и проведению подобных мероприятий. Кроме того, в музее регулярно проводятся народные праздники, выступления фольклорных ансамблей.

Где-то в конце 50-х — начале 60-х прошлого века в СССР был настоящий бум открытия этнографических музеев под открытым небом. Советские граждане начали больше путешествовать сами и иностранцы наконец-то тоже стали приезжать в нашу страну — туристам нужно было показать так много, что открытие новых музеев было неизбежно.

Как добраться

Адрес: Улан-Удэ, пос. Верхняя Березовка ул. Музейная, 17б. Веб-сайт.
Посёлок Верхняя Березовка находится в 8 км от Улан-Удэ. Добраться до него можно на микроавтобусе № 37 (поворот с трассы Р438 «Баргузин» на улицу Музейная, остановка «Дом отдыха Учитель»).

Режим работы: летом в будни с 10:00 до 18:30, выходные с 10:00 до 19:00; осенью и весной в будни с 9:00 до 17:30, выходные с 10:00 до 18:30; зимой в будни и выходные с 9:00 до 17:30.

Цена билета: взрослый 200 RUB, дети до 7 лет — бесплатно.

В понедельник и вторник входные билеты дешевле, но выставки и экспозиции закрыты, работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона.

Цены на странице указаны на апрель 2021 г.

Информация

  • Улан-Удэ, посёлок Верхняя Берёзовка, 17Б

  • Этнографический музей (по требованию) 380 м

Способы оплаты

  • Оплата картой
  • Наличный расчёт
  • Оплата через банк

Отзывы

7


  • Оценки



  • Tr_Flamp

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Всем доброго)

    Сам музей хороший, но живой уголок это ужас 😱 !!!!

    Животные замучены!!!! Волки ютятся в маленькой клетке, у них уже пол деревянный в тропинку превратился. Бегает без остановки туда сюда не на минуту не останавливаясь.

    Птицы тоже страдают, клетки для них маленькие элементарно не могут пролететь и пару метров. Зачем мучать их!? Что…


    Показать целиком

    Всем доброго)

    Сам музей хороший, но живой уголок это ужас 😱 !!!!

    Животные замучены!!!! Волки ютятся в маленькой клетке, у них уже пол деревянный в тропинку превратился. Бегает без остановки туда сюда не на минуту не останавливаясь.

    Птицы тоже страдают, клетки для них маленькие элементарно не могут пролететь и пару метров. Зачем мучать их!? Что бы мы смотрели как они погибают? Сделайте для них хорошие условия что бы ходить и не расстраиваться. Еще раз ужас!!!! Если кто не верит приедите сами в живой уголок и посмотрите на зверей.

  • Чианг

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Нет гида, нет указателей нормальных, в комплексах нет освещения, ничего не видно. Место реально вгоняет в депрессию. Фильмы ужасов пора там снимать. Из зоопарка воняет фекалиями , или трупами животных, которых содержат в неприемлимо узких вольерах. На входе будка с теткой как в совке. Народ бухает под соснами , недостаточно лавок.

  • niti

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Задумка неплохая. Но подача… Много интересного можно было бы узнать из истории, но… этого сделать невозможно: сопровождающие некоторых элементов музея заняты решением личных вопросов (звонки и длительные беседы помешали рассказу, вынуждены были уйти, чтобы не мешать) или вовсе прячутся от посетителей, чтобы, видимо, не задавали вопросов. И еще…


    Показать целиком

    Задумка неплохая. Но подача… Много интересного можно было бы узнать из истории, но… этого сделать невозможно: сопровождающие некоторых элементов музея заняты решением личных вопросов (звонки и длительные беседы помешали рассказу, вынуждены были уйти, чтобы не мешать) или вовсе прячутся от посетителей, чтобы, видимо, не задавали вопросов. И еще одна странность: дикая громкость (элементарно не слышно, что говорит билетер посетителям) и подборка репертуара у кассы, почему нельзя приветствие записать, музыку инструментов народов края,на крайний случай классику. Были лучшего мнения.

  • ruslana-vasilieva

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Очень любим бывать в этнографическом музее! Но в этот раз были разочарованы Уголком живой природы. Несчастные, голодные, животные! Вонючие клетки, отсутствие у животных воды (мы были в жаркую погоду), отсутствие табличек на клетках, зачастую не понятно какое это животное(особенно птицы)!!!

    Расхождение в цене: позвонила за день, чтобы узнать…


    Показать целиком

    Очень любим бывать в этнографическом музее! Но в этот раз были разочарованы Уголком живой природы. Несчастные, голодные, животные! Вонючие клетки, отсутствие у животных воды (мы были в жаркую погоду), отсутствие табличек на клетках, зачастую не понятно какое это животное(особенно птицы)!!!

    Расхождение в цене: позвонила за день, чтобы узнать стоимость билетов, мне сказали:»взрослые 150 рублей, школьники 90″, каково же было наше удивление, когда мы увидели совершенно другие цены! Звонила по номеру 360035.

  • Vanila

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    Решили съездить в этот музей погулять, зверушек посмотреть. Приехав туда оказалось, что в понедельник и вторник все дома закрыты и работает только живой уголок. Ну не ехать же обратно, тем более ребенок уже рвался погулять и побегать. Купив билеты ( взрослый стоит 120₽) спросили где продается еда, чтобы покормить животных ответ нас удивил купите…


    Показать целиком

    Решили съездить в этот музей погулять, зверушек посмотреть. Приехав туда оказалось, что в понедельник и вторник все дома закрыты и работает только живой уголок. Ну не ехать же обратно, тем более ребенок уже рвался погулять и побегать. Купив билеты ( взрослый стоит 120₽) спросили где продается еда, чтобы покормить животных ответ нас удивил купите козинаки и кормите ими😏. Купив один козинак мы пошли гулять. Достаточно большая территория, встретили стадо пасущихся баранов, которые были видимо голодные, потому что они все побежали на нас и пришлось даже ребенка взять на руки, так как это не маленькие барашки, а взрослые бараны с рогами. Очень было бы интересно зайти в дома и все посмотреть, но закрыто и мы идем в живой уголок. Маленькие клетки, неприятный запах и голодные животные, которые оборачиваются с надеждой на людей что им что-нибудь кинут из еды, вот такие неприятные ощущения у меня остались от посещения этого мини зоопарка. И еще под клетками живут крысы😖, уронив кусочек козинака рядом с клеткой медведя крысы полезли из под клетки за ним, это просто ужас и мерзость, схватив ребенка и запрыгнув на мужа (боюсь крыс ужасно) я долго не могла прийти в себя от этого мерзкого зрелища. Погуляв еще немного (подальше от клеток) мы поехали домой

улица Этнографический Музей, 1

Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия

Часы работы

  • ПН
  • ВТ
  • СР
  • ЧТ
  • ПТ
  • СБ
  • ВС

в Понедельник «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 09:00 до 18:30

во Вторник «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 09:00 до 18:30

в Среду «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 09:00 до 18:30

Сейчас открыто

Сегодня в Четверг «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 09:00 до 18:30

в Пятницу «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 09:00 до 18:30

в Субботу «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 10:00 до 18:30

в Воскресенье «Этнографический музей народов Забайкалья» работает с 10:00 до 18:30

Деятельность и услуги

О «Этнографический музей народов Забайкалья»

На странице «Этнографический музей народов Забайкалья» представлена основная информация о компании.
«Этнографический музей народов Забайкалья в Улан-Удэ» находится по адресу улица Этнографический Музей, 1, местоположение и схема проезда показана на карте.

Деятельность компании относится к музеям в Улан-Удэ.
Узнать необходимую информацию о наших услугах и уточнить время работы можно по телефону +7 (3012) 332-510 или +7 (3012) 360-035, так же посмотреть дополнительную информацию можно на нашем сайте.
Подписывайтесь на нас в соцсетях в Вконтакте, Инстаграме.

Уважаемый клиент, оставьте свой отзыв о нашей компании в разделе ниже.

Отзывы про
«Этнографический музей народов Забайкалья»

0

Напишите свой отзыв о «Этнографический музей народов Забайкалья»

К сожалению, на данный момент у компании отсутствуют отзывы.
Оставьте свое мнение и опыт с компанией первым.

Похожие места в Улан-Удэ

улица Лимонова, 2Б

+7 (3012) 282-640

5.5 км

улица Революции 1905 года, 76

+7 (3012) 282-082

6.6 км

улица Ленина, 57

+7 (3012) 218-264

7.3 км

улица Профсоюзная, 29

+7 (3012) 211-001

7.3 км

улица Советская, 27а

+7 (3012) 213-722

7.5 км

улица Ленина, 26А

+7 (3012) 214-149

7.5 км

улица Ленина, 42

+7 (902) 450-42-42

7.7 км

улица Куйбышева, 29

+7 (3012) 212-909

7.9 км

Этнографический музей народов Забайкалья

Улан-Удэ, посёлок Верхняя Берёзовка

По понедельникам и вторникам – работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона.

с 1 июня по 15 сентября (летний период):

Понедельник – вторник — с 10:00 до 18:30 РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПАРК И ЭТНОZOOСАД

Среда — пятница – с 10:00 до 18:30

Суббота – воскресенье – с 10:00 до 19:00

с 16 сентября по 30 октября (осенний период):

Понедельник-пятница – с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье – с 10:00 до 18:30

с 1 ноября по 31 марта (зимний период):

Понедельник-пятница – с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье – с 09:00 до 17:30

с 1 апреля по 31 мая (весенний период):

Понедельник-пятница – с 09:00 до 17:30

Суббота – Воскресенье – с 10:00 до 18:30

Сервис музея Интерактивные программы для детей

Интерактивные программы для детей

Сервис музея Интерактивные программы для взрослых

Интерактивные программы для взрослых

Сервис музея Точка общественного питания

Точка общественного питания

Сервис музея Сувенирный магазин

Сувенирный магазин

Сервис музея Туалет

Туалет

Этнографический музей народов Забайкалья является уникальным музеем под открытым небом, хранилищем богатейших этнографических коллекций, представляющих материальную культуру народов Байкальского региона, излюбленным местом посещения туристов и населения Бурятии.

Сегодня в ведении музея находятся 22 объекта культурного наследия — недвижимых памятника истории и культуры федерального значения.

Улан-Удэ. День 3

Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья.

Улан-Удэ. Этнографический музей народов Забайкалья.

Этнографический музей народов Забайкалья достоин отдельного внимания путешественников. Его осмотру мы уделили целый день. Один из крупнейших музеев под открытым небом в России. Открыт в 1973 г. на территории 37 га  в ближнем пригороде Улан-Удэ — живописной местности микрорайона Верхняя Берёзовка. Сюда перевезены памятники архитектуры с их прежних мест. Здесь можно познакомиться с бытом хунну, эвенков, бурят, забайкальских казаков и крестьян-старообрядцев. Настоящая краеведческая поездка, в которую интересно отправиться и с детьми, — здесь есть свой зоопарк с медведем, косулей, волками и совами.

Добрались мы автобусом №37, который отправляется от Площади Советов. Дорога заняла минут двадцать.

Ворота в Этнографический музей

Ворота в Этнографический музей.

Режим работы:

Летний периодс 1 июня по 15 сентября :

Понедельник – вторник — с 10:00 до 18:30 РАБОТАЕТ ТОЛЬКО ПАРК И ЭТНОZOOСАД

Среда — пятница – с 10:00 до 18:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 19:00

Осенний периодс 16 сентября по 30 октября :

Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 18:30

Зимний периодс 1 ноября по 31 марта :

Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 09:00 до 17:30

Весенний периодс 1 апреля по 31 мая :

Среда-пятница – с 09:00 до 17:30. Суббота – воскресенье – с 10:00 до 18:30

Выходной день – понедельник,вторник. (ВЫСТАВКИ И ЭКСПОЗИЦИИ ЗАКРЫТЫ)

По понедельникам и вторникам – работает только «ЭТНОZOOСАД» и парковая зона

Этнографический музей предоставляет Бесплатный вход для многодетных семей в последнее воскресенье месяца (смотрите календарь)

Стоимость билетов:

Цена входа в Этнографический музей зависит от возраста. При себе необходимо иметь подтверждающий документ, если вы рассчитываете на скидку по льготным условиям. Посмотреть цены.

Этнографический музей народов Забайкалья. Карта -план.

Большая обзорная экскурсия по Улан-Удэ: с древности до наших дней — включает посещение Этнографического музея.

Археологический комплекс

Начинается этнографический музей народов Забайкалья с археологического комплекса. Здесь мы увидели воссозданные и подлинные памятники глубокой древности — со времён этнической Бурятии.

Этнографический музей народов Забайкалья. Археологический комплекс. Оленный камень.

Первым нас встретил Оленный камень. Если внимательно присмотреться, то увидите рисунок трех оленей. Рисунок выполнен на сланце точечной выбивкой. Очень тонкая и трудоемкая работа для художника Бронзового века. Считается, что эти камни представляют собой фигуры воинов, охраняющих покой умерших вождей. При раскопках у подножий «оленных» камней находят остатки жертвенных животных, ритуальную посуду и другие свидетельства обрядов почитания умерших. 

За камнем расположена «Плиточная могила». В таких устраивали погребальные обряды древние кочевники-скотоводы.

  • Плиточная могила
  • Большой и малый сторожевые камни

А чуть дальше видны большой и малый сторожевые камни. Они служили кочевникам как ритуальные «сэргэ» — коновязами у могилы покойного. Изначально сэргэ ставились у жилья и использовали по их прямому назначению – для привязывания коня. Это означало, что у земли есть хозяин.

Еще дальше — груда камней — это «Керексур». Курган-могильник хуннской культуры II-I вв. до н. э. В средние века хунну над захоронениями устраивали плоские, круглые каменные кладки.

Этнографический музей народов Забайкалья. Археологический комплекс.
Петроглифы.

Еще нам попалась целая коллекция валунов с петроглифами — наскальными рисунками. Они протерты, нацарапаны или выбиты в песчанике в Железном веке. При определенном световом ракурсе можно разглядеть изображения косуль, козлов, символы Солнца и другие знаки.

В закрытом павильоне выставлены предметы, найденные при раскопках Иволгинского городища. Жилище, имело вид удлиненного шалаша, крыша из костей мамонта покрыта шкурами животных. Нижняя часть крыши, лежавшая на земле, была придавлена крупными камнями. Внутри жилища было раскопано три очага. Разглядывая находки, понимаешь — это как крупицы мозаики из которых складывается картина жизни и быта народа хунну.

Сойотский комплекс

Исследуя этнографический музей дальше, мы попали на импровизированную поляну-стоянку древних сойтов. В состав экспозиции входят жилища (урса), крытые лиственничной корой и  шкурами животных, культовые сооружения, хозяйственные навесы, а также отдельные бытовые предметы.

Этнографический музей. Сойотский комплекс

Сойотский комплекс.

Сойоты. Хозяйство и быт.

Сойоты — коренные жители горной Оки, сегодня это Окинский район Республики Бурятия. Они обитали в этих местах задолго до переселения туда бурят. Сами себя они называют сойонгами или соянами, и именно отсюда получили свое название Саянские горы.

Сойоты первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, из рога молодых оленей готовили лекарственные снадобья.

  • Сойотский комплекс
  • Сойотский комплекс

Еще одно древнейшее занятие сойтов — охота. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости. С охотой связано множество запретов и правил, основанных на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали. Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами.

Этнографический музей. Сойотский комплекс

Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон и делали перерывы в освоении охотничьих угодий.

Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами.

Этнографический музей. Сойотский комплекс

Традиционное жилище сойотов — уруса.

В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши.

Этнографический музей. Сойотский комплекс

Древняя религия сойтов основана на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево на котором вешали ленты. Шаманы проводили обряды над священными кострами, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин.

Эвенкийский комплекс

Далее мы отправились в экспозицию эвенкийского комплекса, которая состоит из реконструированных стойбищ Эвенков — охотников и оленеводов XIX – начала XX века.

Этнографический музей. Эвенкийский комплекс.

Эвенкийский комплекс.

 Эвенки — обитатели тайги. Вся культура эвенков была приспособлена к кочевой жизни. До революции эвенки занимались охотничьим промыслом, оленеводством, собирательством, рыболовством.

Стойбище эвенков.

Стойбище оленных эвенков называлось «урикит». Жилища эвенков – конусообразные чумы, покрывались ровдугой, лиственничной корой и берестой.

Конический чум из бересты – летнее жилище, остов которого делался из тонких жердей. Бересту для чума заготавливали в начале весны, парили, затем сшивали в полотнище сухожилиями.

Эвенкийский комплекс. Богатый чум

Зимнее жилище «тугэдэк»

Кожаный чум – зимнее жилище «тугэдэк» богатого оленевода. На летний период покрышка кожаного чума снималась и складывалась в свайный лабаз.

Чум из лиственничной коры бедного эвенка устраивался на постоянном стойбище, рядом конура для собаки, свайный лабаз, где хранятся лыжи, нарта-волокуша и долблённая лодка из тополя.

Если заглянуть в чум, то можно увидеть традиционный интерьер. В центре чума помещается очаг, над которым висит крюк «олдон» для котлов и чайников, деревянная решётка, где вялили мясо, рыбу, сушили орехи. На передвижных столиках находится берестяная посуда.

Справа от входа место хозяйки, где размещены игольницы «авса», детская люлька «эмкэ». На деревянных перекладинах висела одежда. Внутри чума по кругу лежат оленьи шкуры – постель, на шкурах разбросаны коврики «кумаланы».

В стойбище обязательно был загон с теневым навесом для оленей. Размеры загона зависели от количества оленей. На помосте в загоне хранились предметы: вьючные сумки «инмэк», правилки, седла, капканы, кожемялки, охотничья обувь.

А еще была такая штука. Называется лабаз — деревянный сруб с двускатной крышей. Бревно с зарубками, приставленное к отверстию в полу, служило лестницей. В эти сооружения эвенки хранили вещи и продукты, таким образом пряча их от лесных зверей.

Эвенкийский комплекс. Лабаз

Лабаз.

В центре стойбища был еще летний очаг, где вялили мясо, рыбу, готовили пищу.

Шаманский чум

Дополняет стойбище шаманский чум, который, как правило, строился по обычному типу. Остов чума покрыт оленьими шкурами. Входное отверстие чума обращено на восток. Посреди чума очаг. Через дымовое отверстие к очагу опущена молодая лиственница, символизирующая мировое дерево (туру). В чуме можно видеть предметы культа.

Этнографический музей. Эвенкийский комплекс. Чум Щамана

Чум шамана.

Подле чума ставились два «хомокэна», которые охраняли с земли вход в мир мёртвых.

Место, где жил шаман, состоит из трех частей. «Дарпэ» — верхний мир, мир добрых духов — деревянные изображения птиц, которые мыслились как духи-сторожа. Средний мир символизировал сам чум. «Онан» — нижний мир, мир злых духов. Зловредные духи изображались в виде горностаев, колонков, волков, росомах.

Этнографический музей. Эвенкийский комплекс. Идолы

Добрый дух «чичипкан».

Завершается осмотр комплекса добрым духом «чичипкан». Это один из идолов, охраняющий от дурного глаза и враждебных духов. Он изготавливался из бревна лиственницы или сосны длиной 3 м. На одном конце вырезали человеческое лицо, а с противоположной стороны его раскалывали надвое и расщеплённые концы разводили. Получался лаз, через который проходили при обрядах на защиту или удачу.

В настоящее время Этнографический музей является единственным местом в республике, где представлена традиционная материальная культура и быт этого народа. Здесь проходят эвенкийские праздники и встречи эвенков, проживающих не только в Бурятии, но и в других регионах страны.

Видео прогулка: Этнографический музей — Археологический, Сойотский и Этнографический комплексы.
Археологический, Сойотский и Этнографический комплексы

Бурятский комплекс 

Этнографический музей народов Забайкалья. Бурятский комплекс

Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В силу ряда причин в прошлом буряты условно делились на западных предбайкальских и восточных забайкальских, поэтому в Этнографическом музее организовано два комплекса.

Бурятский предбайкальский комплекс

Предбайкальские буряты издавна жили в лесостепях долины рек Ангары, Лены и их притоков. Главным их занятием было скотоводство, а с 18 века еще и земледелие. Наряду с этим развивалась охота, рыболовство и лесное собирательство. Комплекс включает в себя зимнюю усадьбу богатого бурята, а также зимнюю усадьбу бурята-середняка. Кроме того, в этом секторе представлены две традиционные восьмистенные деревянные юрты-летники.

Этнографический музей. Бурятский предбайкальский комплекс.

Зимние поселения предбайкальских бурят.

Зимние поселения предбайкальских бурят по большей части пред­ставляли собой группы компактно построенных жилых и хозяйственных по­строек, составляющих отдельные усадьбы. Дома-зимники были достаточно просторные, высокие и имели дополнительные архитектурные детали: балкончики, веранды, вторые полуэтажи и т.д.

Усадьба зажиточного бурята.

Этнографический музей воссоздает объемную кар­тину традиционного быта бурят. По зимней усадьбе зажи­точного предбайкальского бурята видно что он занимался не только скотоводством, а еще и товарным земледелием. Усадьба состоит из двух домов и широкого крестьянского подворья с многочисленными хозяйственными постройками. Весь комплекс вывезен из с. Хареты Нукутского района Иркут­ской области, он датируется 1900 г.

Жилой четырехстенный дом-зимник.

Жилой четырехстенный дом-зимник срублен «в лапу» из двенадцати крепких венцов, имеет прируб, образующий холодные сени с лестницей, ведущей на чердак.

Вы­сокое одномаршевое крыльцо, кровля, продолжаясь вдоль по фасаду дома, об­разует своеобразную открытую террасу с парадным выходом на улицу, имею­щим красочно оформленный резьбой козырек.

В интерьерах домов есть как традиционный бытовой уклад, так и значительные новшества, привнесенные русскими крестьянами: русская печь, самовары, посуда из фарфора и фаянса, образцы мебели – шкафы, стол из дуба, этажерки, «венские» стулья.

Дом гостевой.

Дом для приема гостей. Срублен «в лапу», имеет пристройку, где раз­местились холодные сени, чулан для хранения продуктов и крытое крыльцо с не­большой галереей — балконом или гульбищем.

Крестьянское подворье усадьбы

Крестьянское подворье вместило целый комплекс необходимых в большом хозяйстве построек. На широком просторном дворе вплоть до второго жилого дома одна за другой тянутся слева направо постройки, образуя «глаголь» (г-образную форму): восьмистенная деревянная юрта -кухня, навес, четырехстенная летняя юрта, амбар, завозня, большой сарай.

Это летняя юрта с верандой. С появлением домов русского типа буряты продолжали сохранять юрты как стационарные жилища на летниках и в зимних усадьбах.

  • Этнографический музей. Бурятский комплекс.
  • Этнографический музей. Бурятский комплекс.

Жили в них ранней весной, до перекочевки на летники, а после возвращения — до наступления холодов. Зимой ее использовали в качестве амбара и кладовки для хранения муки, мороженного мяса, молока.

В восьмистенной юрте-кухне занимались переработ­кой продуктов скотоводства, поэтому здесь над очагом установлен аппарат для получения (перегонки) молочной водки.

  • Этнографический музей. Восьмистенная летняя юрта-кухня
  • Восмистенная юрта-кухня

Справа от входа размещена деревянная и кожаная утварь, необходимая для переработки молока. Слева от входа по сте­нам и на полу находятся выделываемые уже начисто овечьи шкуры.

Под наве­сом — кожемялки и другие инструменты для выделки кожи и меха.

Усадьба бурята-середняка.

Этнографический музей. Усадьба  бурята-середняка.

Усадьба бурята-середняка.

У бурята-середняка усадьба поскромнее: состоит из зимнего дома, амбара.

Четырехстенной деревянной юрты и загонов для скота.

Восьмистенные деревянные юрты

Каждый бурят имел свой летник, а крупные — два-три. Они представляли собой в отличие от зимников довольно компактные поселения, где относи­тельно устойчиво сохранялся древний самобытный этнический колорит. Основным и даже единственным типом жилища на летниках были деревянные четырех-, шести-, восьмиугольные юрты (гэр) постоянного типа.

Представленные две юрты имеют необычные архитектурные решения. Так например, одна из юрт построена без традиционных опорных столбов, полог крыши поддерживается сложными решетчатыми переплетениями (слегами). Крыша снаружи покрыта корой лиственницы, а сверху еще дерном.

Этнографический музей. Восьмистенная летняя юрта.

Восьмистенная деревянная юрты из летника.

Юрта устанавливается только на солнечном месте. В своей хозяйственной деятельности ее обитатели ориентируются по Солнцу. В меру того, как светило выполняло свой круг, затенялись кончики разных жердей (их всего 60). Внутри юрты утром лучи солнца падают у изголовья кровати, а днем оставляют самую короткую тень. Точно определить текущее время не составляло особого труда.

Этнографический музей. Восьмистенная деревянная юрты из летника. Внутреннее убранство.

В каждой юрте воссоздан интерьер в соответствии со строгими правилами разделения внутреннего пространства юрты. В крыше юрты находится большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Дверь в юрту ориентирована на юг.

Очаг (гуламта) находился в центре, был символом благополучия и хранителем жизни рода — сакральным и организующим центром пространства. Например, злые духи, проникая через дверь, не могли перешагнуть через очаг, в котором обитал добрый хозяин жилища и огня – «эжен».

  • Этнографический музей. Бурятский забайкальский комплекс.
  • Этнографический музей. Бурятский забайкальский комплекс.

За очагом напротив входа самое почетное место, здесь располагается божница, а также сундуки с семейными реликвиями и ценностями. Слева от входа хранится седло, конская уп­ряжь, охотничье снаряжение (мужская половина), выше, побли­же к очагу места для почетных гостей. Справа от входа на низеньких шкафах посуда и другая утварь. Чуть выше располагается деревянная кровать. Здесь место хозяйки (женская половина).

Этнографический музей. Бурятский забайкальский комплекс.

Для выпечки хлеба в некоторых летниках сооружали глинобитную или кирпичную печь по русскому образцу

Бурятский забайкальский комплекс

Забайкальские буряты издавна населяют территорию нынешней Бурятии и ряда районов Читинской области. Они в большей степени, чем предбайкальские, занимались скотоводством, что в единстве с господство у них буддизма наложили отпечаток на их культуру.

Войлочные юрты

Круглая войлочная юрта — классическое жилище кочевников-скотоводов сухих степей — имела широкое распространение у забайкальских бу­рят. В мужской половине юрты находились сбруя, орудия труда и оружие, а в женской — домашняя утварь и продукты питания. Традиционный центр юрты – это очаг с таганом, приспособлением для котла. Вверху юрты оставлялось отверстие для выхода дыма. Эта юрта отражает быт бурята-бедняка.

Этнографический музей. Бурятский забайкальский комплекс. Войлочная юрта.

Войлочная юрта зажиточного бурята-скотовода

Рядом стоит войлочная юрта зажиточного скотовода, резко контрастируя с первой внешними размерами и внутренним убранством. Она имеет глинобитный пол и более красочное оформление.

Зимняя усадьба бурята-скотовода

С 18 века у восточных бурят появляются зимние усадьбы, построенные по типу русских изб. Одна из них, привезенная из с. Арбижил Заиграевского района. Датируется 1912 годом.

Этнографический музей. Зимняя усадьба бурята-скотовода

Дом-зимник зажиточного бурята-скотовода.

Дом-зимник зажиточного забайкальского бурята-скотовода. Дом бревенчатый, рублен «в лапу», имеет двойной пол. Двускатная крыша построена на гвоздях. Крытое высокое крыльцо с резными перилами и козырьком-на­весом украшают дом.

Этнографический музей. Зимняя усадьба бурята-скотовода. Внутреннее убранство.

Интерьер в доме-зимнике.

Внутреннее убранство мало чем отличается от убранства войлочной юрты. Новшеством является печь русского образца, условно делящая дом на две части: почетную и хозяйственную. Мы видим почетную: вдоль стен красуются расписанные сундуки.

К этому главному дому впритык пристроена другая изба хозяйственного назначения. Она ниже первого, поделена на три части: жилая камера, холодные сени, соединяющие оба дома в одно целое, в сенях от­горожен чулан.

В комплекс включен типичный однокамерный амбар, который позднее использовался как летник.

Деважин-дуган.

Завершают бурятский забайкальский комплекс два памятника, относящиеся к области религиозных верований забайкальских скотоводов — это ламаистский дуган и молитвенные камни.

Этнографический музей. Бурятский забайкальский комплекс. Деважин-дуган

Деважин-дуган.

Деважин-дуган, перевезен из Тамчинского дацана, где являлся одним из 17 малых храмов. Он был построен для размещения в нем модели чистой земли «Рая Сукхавати», места обитания Будды Амитабхи.  Дуган крашен искусной резьбой по дереву, традиционным приемом декоративного оформления буддийских храмов. Интересно, что краска, покрывающая детали, почти не подверглась влиянию времени. Она по-прежнему яркая.

Этнографический музей. Деважин-дуган. Панно "Тунши".

Деважин-дуган. Панно «Тунши».

Внутри центральное место занимает панно «Тунши», выполненное в технике плоскорельефной резьбы. Иллюстрирует сказку о четырех животных, разумно решивших спор о том, как достать плоды с высокого дерева.

Этнографический музей. Молитвенные камни (маани шулун).

Молитвенные камни .

Рядом с дуганом находится молитвенные камни (маани шулун) с надписями на санскрите.

Казачий (старожильческий) комплекс.

Казачий комплекс представляет материальную и духовную культуру самой многочисленной этнической группы населения Сибири – русских старожилов, а именно забайкальского казачества и пашенных крестьян.

Первые русские служивые появились в этом регионе в первой половине XVII века.
Казаки и военные управляли краем, охраняли границы, но чтобы как-то прокормиться среди кочевников сюда стали ссылать «крестьян на пашню». В основном, это были беглые крестьяне и рекруты.

Казачий или русский (старожильческий) комплекс этнографического музея состоит из деревни односторонней застройки, представляющей различные слои населения. Это усадьба станичного атамана, этапный пункт и дом пашенного крестьянина.

Усадьба станичного атамана

  • Этнографический музей. Старожильческий комплекс.
  • Этнографический музей. Казацкий комплекс.

Дом станичного атамана,  подлинный памятник конца XIX в. — дом казака Попова, перевезенный с улицы Производственной 42 (бывшая Вознесенская) из Заудинской станицы г. Верхнеудинск.

Этнографический музей. Усадьба станичного атамана.

Усадьба станичного атамана.

Усадьба состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота, колодца. Все это ограждено забором. 

Дом делится дощатыми перегородками на избу с кухней и парадные комнаты.

Этнографический музей. Усадьба станичного атамана. парадные комнаты.

В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный» большой обеденный стол, тут же стояли резные диванчики – конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.

Этнографический музей. Усадьба станичного атамана. Спальня.

В избе и кухне интерьер определяется традициями повседневного быта, здесь много места занимает русская печь.

  • Этнографический музей. Казацкий комплекс.
  • Этнографический музей. Казацкий комплекс.

Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, напротив входа —  стол с большим русским самоваром. Слева от входа стоит шкаф с посудой.

Усадьба пашенного крестьянина

Такая постройка была типична для первых русских переселенцев, она довольно приземистая с небольшими окнами.

Этнографический музей. Старожильческий комплекс.

Жилище отличает простота архитектуры, убогость внутренней планировки. Оно состоит из избы с печью посредине и пристроенных теплых сеней. Маленькие оконца не имели стекол, заделывались слюдой или бычьим пузырем.

Этапный пункт

Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар. Амбар, является частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение.  Во времена каторжников в 17-19 веках ссыльные в Сибирь каторжники преодолевали 25 верст (примерно 27 км), а затем останавливались на ночлег в этапе. Специальном месте вот с таким амбаром, здесь соблюдались условия для охраны, можно было подкрепиться и немного отдохнуть.

В амбаре экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд…». На выставке представлены предметы этапных ночлежных помещений: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды,  подсвечники и т.д.

Русский старообрядческий комплекс

Если вы думаете что этнографический музей уже ничем не удивит, то вы сильно ошибаетесь. Следующим идет самый большой комплекс — русский старообрядческий. Его мы изучали дольше всего и такого, вы точно нигде не увидите.

Старообрядцев, местное население называло «семейскими», потому что по сравнению с другими приезжали большими семьями. Они поселились в Забайкалье в XVIII веке после раскола РПЦ на два лагеря. Самых ярых раскольников Екатерина массово ссылала на отшиб государства, а кто-то, не выдержав притеснений бежал сам. Распахивая целину, выкорчевывая деревья в тайге, старообрядцы превратили Забайкалье в ведущий хлебородный район Восточной Сибири. Они сеяли коноплю, рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес. Сажали картофель, разводили огороды и даже выращивали арбузы и дыни. Вот что сообщалось о земледельческом таланте семейских в одном из официальных губернских источников за 1808 г.: «… неусыпное трудолюбие их и согласие сделали, так сказать, и камень плодородным. Ныне у них лучшие пашни и их хлебопашество составляет им не токмо изобильное содержание, но есть главнейшая опора Верхнеудинского и Нерчинского уездов».

Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс. Молельня.

Часовня безпоповцев

Комплекс начинается с показа небольшой избушки. Это часовня безпоповцев, построена в селе Ключи в 1910 г. на сельском кладбище для отпевания усопших. В планировочном решении представляет собой «клеть», рубленная в «лапу» из 9 венцов бруса. Крыша увенчана восьмиконечным старообрядческим крестом.

Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс.

Русский старообрядческий комплекс.

После Часовни начиналась типичная деревенская улица односторонней застройки рубежа XIX-XX веков.
Первым стоит 2-х этажный дом богатого старовера с лавкой, затем дом крестьянина-ремесленника и последней так называемый дом-«связь» (типичный сибирское жилище того времени) со всеми хоз. постройками.

Дом богатого старовера.

Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс. парадные ворота

Главное украшение комплекса — это уникальные ворота с прилегающими к ним полотнищами забора. Ворота, калитки и заборы сплошь покрыты рельефной резьбой и богато раскрашены. Украшению ворот старообрядцы придавали большое значение, так как по ним судили о достатке хозяина.

Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс. Дом богатого старовера

Двухэтажный дом богача вывезен из села Куйтун. Именуется как «Дом Борисова» — это дом-связь шестистенок с высоким крыльцом. На первом этаже в высоком подклете, по одну сторону сеней, находилось торговая лавка, по другую склад. В сенях также помещалась кладовая. Торговая лавка освещалась через окна и отапливалась печью. На втором этаже жила семья. Четыре жилых комнаты отапливались двумя печами. Здесь воссоздали быт богатого старовера.

Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс

Горница считалась праздничной частью дома, здесь принимали гостей, иногда жили в летнее время сами, совершали религиозные обряды, так как там стояло большое число старообрядческих икон.

Вторая часть «связи» — жилая изба. Здесь проводили большую часть времени, работали, готовили пищу, спали.

Русский старообрядческий комплекс

В избе и горнице стоит мебель простая, самодельная: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук, шкаф с посудой. Помимо глиняной и деревянной посуды здесь представлена стеклянная и фарфоровая, что было большой редкостью в крестьянских деревнях прошлого века и говорят о зажиточности хозяина.

Русский старообрядческий комплекс

Одна из характерных особенностей интерьера семейских — яркая роспись лавок, кадок для воды, наличников, посуды. Комнат у зажиточных в доме было много и каждая украшена массой красивых предметов.

Дом крестьянина-ремесленника.

К дому Борисова вплотную примыкает заплот, простые ворота и дом Красикова, перевезенные из села Барыкино-Ключи.

Эта часть комплекса состоит из жилого дома, однокамерного амбара с сусеками для хранения зерна и кузницы, а также орудий труда.

Дом состоит из прямоугольного, почти квадратного в плане, жилого помещения с печью, сенями, с чуланом – «казенкой» и прируба крытого крыльца.

В каждом старообрядческом селе ставились кузницы. В экспозиции семейского комплекса представлена простая традиционная кузница со всем набором инструментов.

Усадьба крестьянина-середняка.

Здесь имеются дома крестьян разного достатка: дом- «связь», вывезенный из села Надеино, в нем имеются все предметы быта и орудия труда, характеризующие образ жизни старообрядцев крестьян-середняков.

«Связь» — трехкамерное жилище, состоящее из горницы и избы, разделенных сенями. Двухскатная крыша покрыта драньем. Края крыши упираются в желоба.

Одностворчатые ставни с уличной стороны расписаны цветками, птицами и оленями.

Украшают избу и так называемые « карманы» — настенные подушечки — коврики, разделенные ленточками на несколько равных частей. Раньше они служили для хранения мелких предметов, например, иголок, ниток.

Усадьба зажиточного крестьянина-ремесленника делилась на три части: ограда, скотный двор и огород.

  • Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс
  • Этнографический музей. Русский старообрядческий комплекс

Во дворе, обнесенном глухим забором (заплотом), расположены амбар, сарай-завозня, зимовье, где зимой держали новорожденных телят, поросят и кур.

Под навесом собраны почти все основные предметы хозяйственного назначения: сохи, плуги, бороны, веялки, молотилки, и т.д.

А также средства передвижения: зимняя кошевка, предназначенная для поездок в гости, а также одноосная сидейка. Она носит название «бестужевка», потому что изобретателем этого типа сидеек на деревянных рессорах был декабрист М.А. Бестужев, живший на поселении в Новоселенгинске.

Городской комплекс.

Городской комплекс посвящен Верхнеудинску (ныне столице Бурятии городу Улан-Удэ). Возникший в 1666 году при впадении Уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и стал именоваться городом.

Городской комплекс.

Среди интересных памятников городского комплекса — рубленое деревянное здание с мезонином и наружной крытой лестницей, с очень богатой деревянной резьбой оконных наличников, ставней, карнизов.

Построен в 1900 году и принадлежал чиновнику.

В доме находится экспозиция традиционного интерьера дома зажиточного горожанина начала XX века.

Этнографический музей. Городской комплекс. Дом коридорного типа.

Дом коридорного типа.

 Дом коридорного типа (1909), получившего распространение в городе с прокладкой Транссибирской магистрали и притоком новых жителей. Предназначался для сдачи комнат в наём.

Этнографический музей. Городской комплекс. Дом Танских

Дом Танских

Дом Танских («дом врача»), в котором располагается администрация.

Административное здание.

Этот симпатичный двухэтажный дом — отведен под нужды сотрудников.

Старообрядческая Никольская церковь

Старообрядческая Никольская церковь — самое красивое строение музея. Церковь построена в начале XX века в селе Никольском Верхнеудинского уезда на средства прихожан.

Прихожанами церкви были только семейские старообрядцы-поповцы этого села.

ОТДЕЛ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Одной из достопримечательностей Улан-Удэнского этнографического музея под открытым небом является отдел живой природы, в котором представлены основные виды фауны и флоры Забайкалья.

Живые экспонаты дают посетителям наглядное представление о многообразии форм живой природы края.

Среди обитателей есть медведи, волки, изюбры косули, верблюды, яки, птицы и другие виды…

Появились и новые животные как коты-манулы, соболь, лисы, баклан, ушастая сова, серая цапля, и даже павлин.

Помимо исторических и этнических достопримечательностей Этнографический музей — это большая, красивая территория для пеших прогулок на свежем воздухе среди старинных домиков разных культур. Есть уютные места для интересных фотосессий.

Поесть или перекусить можно возле музея в кафе Нютаг, и на территории стоит юрта-позная возле зоопарка. Самый плюс — это просторный, бесплатный и чистый туалет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Часы работы южнопортового рынка автозапчастей
  • Часы работы юношеской библиотеки в сыктывкаре
  • Часы ремонтных работ в подмосковье в выходные
  • Чвк вагнер что это за компания кто там служит
  • Чебоксарский кооперативный техникум реквизиты