Часть рабочего времени это учебная работа которая измеряется в астрономических часах

Читайте также:

  • Нормируемая часть рабочего времени преподавателя
  • Имеют ли силу Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 Об утверждении …
  • Может ли данная формулировка трактоваться как » более половины»?То есть можно …
  • Понятие астрономический час для учителя.
  • Астрономический час в дополнительном образовании
  • Если я веду 15 часов в неделю, какова тогда моя нагрузка?
  • Академический или астрономический час.
  • Перерыв после школьных уроков и занятий в дополнительном образовании 1 час. Этот час считать академическим или астрономическим?

Понятие астрономический час для учителя.
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педа…

2.2. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее — занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Можно ли считать астрономическим часом продолжительность урока 40 минут и 10 минут перемена? Номер вопроса №13235697 Неужели за срок более чем 2 месяца не подошел срок ответа на мой вопрос.

Ответы на вопрос:

Здравствуйте. Астрономический час он един для всех и равен 60 минут. Астрономический час един для всех людей независимо работают они или нет.

Вам помог ответ?ДаНет

Похожие вопросы

Нормируемая часть рабочего времени преподавателя

Я работаю в ДМШ преподавателем.

Нормируемая часть рабочего времени определяется в астрономических часах. Продолжительность уроков 45 минут и перерывов между ними 5 минут. Администрация школы считает, что с каждого отработанного урока мы недорабатываем 10 минут и должны отрабатывать их на концертных и методических мероприятиях, которые назначаются в свободное время преподавателя, в том числе в его выходные дни без дополнительной оплаты и предоставления выходного в другой день. В то же время, произведя подсчёт фактически отработанных по расписанию уроков, к примеру, за сентябрь 2011 г. , и сравнив с количеством часов, проставленных в табеле, я выяснила, что при недельной нагрузке в 30 часов реально отработала на 19 часов за месяц больше, чем начислено. Это примерно соответствует количеству недоработанного времени (недоработала 20 часов). Как же в таком случае расценивать ссылки администрации и проверяющих инстанций на несоответствие реально отработанного времени (45 мин урок+5 мин перемена) астрономическому часу? Имею ли я право требовать компенсацию за работу в выходной?

Имеют ли силу Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 Об утверждении …

Имеют ли силу Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, если я работаю в доме ребенка педагогом-психологом, а он является подведомственным учреждением минисоцдема.

Может ли данная формулировка трактоваться как » более половины»?То есть можно …

В приказе Минобрнауки от 11.05.16 г. За номером 536 о рабочем времени психологов сказано следующее: рабочая неделя 36 часов, из них не менее половины недельной нагрузки — практическая работа. Может ли данная формулировка трактоваться как » более половины»?То есть можно ли школьного психолога обязать проводить не 18 практических занятий в неделю, а 20 или 22? При этом никаких локальных актов или договоренностей в трудовом договоре нет?

Понятие астрономический час для учителя.

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педа…

2.2. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее — занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Можно ли считать астрономическим часом продолжительность урока 40 минут и 10 минут перемена?

Академический или астрономический час.

Я работаю в доп. обр. в объединение « Будущий первоклассник» преподаю предмет «Рисовала» провожу 4 занятия, возраст с 6 лет. Прихожу на работу в 9-00, занятия начинаются 1 зан. с 9-30 по 10-00, 2 зан. с 10-05 по 10-35, 3 занятие с 10-45 по 11-15, 4 зан. 11-20 по 11-50. Что писать в журнале 4 часа (Занятия) или 3 часа (астрономических)?

Оплата идет за сколько часов в этом случае?

Какие часы — астрономические или академические — учитывать при расчете зарплаты педагогическим работникам?

Добрый вечер. Пожалуйста, помогите разобраться с начислением заработной платы педагогу детской музыкальной школы. Я начинающий кадровик, у нас проходит проверка подведомственных учреждений. В доп .соглашении с педагогом директор школы прописывает нагрузку 32 пед. часа. Согласно расписания уроков педагог в понедельник проводит занятия с 13:00 до 19:15. За это время он проводит 8 уроков. Как правильно считать ему нормо -часы, 8 часов или 6:15? В Приказе N1601 министерства образования и науки говорится что 18 часов это астрономические часы, в которые включаются и перемены и динамические паузы. Юрист профсоюза говорит, что мы должны заплатить за 8 часов, т.к. академический час приравнивается к астрономическому на основании п 2.2 Приказа министерства образования и науки N 536. Как правильно рассчитать оплату труда педагога, за 6:15 часов -фактическое время или 8 часов — по урокам?

г. Челябинск107 819 баллов

Здравствуйте.

Цитата (Марина ТСНИ):Как правильно рассчитать оплату труда педагога, за 6:15 часов -фактическое время или 8 часов — по урокам?

ТК РФ не оперирует понятием «академический час». Для расчёта зарплаты (в т.ч. и педработников) всегда учитываются астрономические часы.
Расчёт зарплаты педагогов отличается от обычного расчёта тем, что в нём, как правило, кроме рабочего времени по установленному графику, участвуют ещё и часы учебной нагрузки. Но и то и другое «измеряется» в астрономических часах.
О том, как вообще может рассчитываться зарплата учителя, читайте в темах:
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&m=2141846#2141846
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=339488
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&m=1160641#1160641
О том, как должна рассчитываться зарплата учителя конкретно в Вашей организации, должно быть сказано в одном из ЛНА Вашей организации.

Подайте уведомление об исчисленных суммах НДФЛ

Как рассчитывается рабочее время педагога дополнительного образования?

В каких часах (академических или астрономических) рассчитывается рабочее время педагога дополнительного образования, 24 часа?

08 сентября 2018, 19:22, Светлана, г. Саранск

Здравствуйте Светлана.

Согласно:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 мая 2016 года N 536

Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

2.2. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее — занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.

http://docs.cntd.ru/document/4…

08 сентября 2018, 19:27

Похожие вопросы

Проконсультируйте, пожалуйста: ставка 1, 28 — 23 часа в неделю, однако директор утверждает, что продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю

Проконсультируйте, пожалуйста: ставка 1,28 — 23 часа в неделю, однако директор утверждает, что продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Ссылая на то, что «учебная нагрузка» и «продолжительность рабочего времени» это разные вещи, помимо проведения уроков, к ним надо ещё готовиться тоже на работе.

Является ли это правомерным?

Вчера в 15:30, вопрос №3644406, Виктория, г. Псков

Добрый день.Несовершеннолетний ребенок (17 лет) работал в ООО неофициально, без заключения договора, без письменного согласия родителей

Добрый день.Несовершеннолетний ребенок (17 лет) работал в ООО неофициально, без заключения договора, без письменного согласия родителей. В результате работы упал с высоты в рабочее время, на рабочем объекте и получил разрыв селезенки, и незавершенный перелом ключицы. Работодатель попросил не обращаться в инспекцию, пообещав возместить компенсацию, полученную ребенком, но в итоге просто пропал. Можно ли, спустя 8 месяцев с момента происшествия предпринять что-то и что грозит работодателю?

19 марта, 14:13, вопрос №3643078, Татьяна, г. Москва

Содержание

  • 1 Академический час и астрономический час – в чем разница?
  • 2 Астрономический и академический час — в чем разница?
  • 3 Астрономический и академический час — в чем разница?
  • 4 Астрономические часы. Астрономический час — это сколько?
    • 4.1 Астрономический час — это сколько?
  • 5 Академический час это сколько по времени?
    • 5.1 Час астрономический и академический

Академический час и астрономический час – в чем разница?

Продолжительность наших курсов указана в астрономических часах:

1 астрономический час = 60 минут.

Некоторые учебные центры показывают продолжительность курса в академических часах. Обращайте на это внимание, когда сравниваете продолжительность курсов.

1 академический час = 45 минут.

Согласно нормативных документов:

  1. Академический час — это минимальная учетная единица учебного времени. Продолжительность академического часа составляет, как правило, 45 минут (Министерство образования Украины «Приказ об утверждении Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях (п.4.1 Положения) N161 от 02.06.93 г. Киев)
  2. Два академических часа образуют пару академических часов (далее — пара) (Министерство внутренних дел Украины «Приказ об утверждении Положения об организации учебного процесса в высших учебных заведениях МВД Украины» (Положение, п.1.2.9) 14.02.2008 N 69)

Нас находят: астрономический час, академический час, что такое астрономический час, астрономический час это сколько, академический и астрономический час, академический час и астрономический, астрономический час это сколько минут, астрономический час это, астрономический час -это, 1 астрономический час

Астрономический и академический час — в чем разница?

Астрономический и академический час — в чем разница?

Какой час больше, академический или астрономический?

Какие еще «часы» бывают?

Астрономический час — это внесистемная единица измерения времени, равная 3600 секундам (60 минутам). Она едина для всего земного шара. Еще в Древнем Египте люди делили сутки на различные отрезки. Современное деление на 12 (24) доли пришло к нам из Древнего Шумера (это часть Шестидесятери́чной систе́мы счисле́ния).

Академический (или его еще называют учебный) час — это единица измерения учебного процесса в образовательных учреждениях. Используется также для учета рабочего времени педагогического персонала и учебной нагрузки.

В Советском союзе академический час был един для всех, он был равен 45 минутам. В наше время каждое учебное заведение может само устанавливать длительность академического часа. Так для начальной школы (1 класс) и дошкольников максимальная длительность академического часа может быть равна 35 минутам (из них 5 минут — физкультпауза). В 2-11 классах длительность увеличивается до 45 минут. В вузах используется сдвоенный академический час (пара).

В принципе таких «часов» много.

Например, в дошкольном образовании выделяют понятие «тихий час», по стандарту он равен 120 минутам (2 академическим часам). Обычно он проходит между 13 (14) и 15 (16) часами.

В истории можно также найти интересные примеры. Например, Адмиральский час — время обеда в Адмиралтействе, то есть полдень. Час Быка, час волка — различные промежутки времени в темное время суток.

Астрономический и академический час — в чем разница?

Астрономический и академический час — в чем разница?

Астрономический и академический час — это не одно и то же.

Если брать по времени, то астрономический час продолжительнее/длиннее часа академического. Длиннее ровно на 15 минут. Академический час — это 45 минут. Еще в студенческие годы полупара заканчивалась ровно через 45 минут. Астрономический же час — это 60 минут, к которым мы все привыкли.

Получается, что разница в пятнадцати минутах.

Астрономический час — это привычные для нас 60 минут, время, которое мы узнаем, глядя на часы. Он составляет 124 часть суток.

Акакдемическими часами измеряется время в учебных заведенях: ВУЗах, колледжах, школах. 1 академический час — это 45 минут. А quot;параquot; — это 2х45 = 1,5 часа учебного времени.

Астрономический час величина постоянная, и равна шестидесяти минутам, или 1/24 суток.

Академический час величина непостоянная, и как правило меньшая по продолжительности, в сравнении с астрономическим часом. Академический час, в зависимости от условий Устава учебного заведения, может быть от 35 до 50 минут.

Астрономический час выступает в роли постоянной величины, равной шестидесяти минутам, то есть проще говоря как привычный для нас час. Если говорить об отношении к суткам, то он составляет соответственно 1/24 суток.

А вот говоря об академическом часе, стоит понимать, что величина эта не будет постоянной. На эту величину оказывает влияние непосредственно правила, установленные в конкретном учебном заведении. В большинстве случаев академический час равняется 45-ти минутам. Но вообще может варьироваться от 35-ти до 50-ти минут.

Астрономический час состоит из 60 минут и 360 секунд.

В сутках 24 астрономических часа .

Это факты общеизвестные.

А вот академический час отличатся по своей емкости.

В академическом часу 45 минут.

Обусловлено это время тем, что ученые пришли к выводу, изучив особенности работы мозга, что эффективность работы мозга ограничена 45 минутами, после чего новая информация усваиваться не будет.

Именно поэтому время учебных занятий в школах, институтах и других образовательных учреждениях так построено, что учебный процесс идет 45 минут. а на отдых дается 15 минут, после чего занятия вновь можно продолжить.

Итак, академический час — это 45 минут астрономического времени.

Астрономический час составляет ровно шестьдесят минут- то есть это — определенная часть суток.

а академический час- это сорок пять минут- то есть это- время одного урока.

два академических часа в вузах называются ПАРОЙ это полтора часа с переменой.

Астрономический час — это то, что мы определяем по нашим часам, то есть обычные 60 минут.

Академический час — время, определяемое для занятия, обычно в ВУЗе. Обычно составляет 45 или 50 минут, а вообще устав учебного заведения может установить любую продолжительность.

Астрономический час равен по продолжительности часу, к которому мы все привыкли в повседневной жизни, то есть он состоит из шестидесяти минут.

Академический час на пятнадцать минут короче, поскольку научным путм было установлено оптимальное эффективное время для непрерывного обучения, которое равно сорока пяти минутам.

Астрономический час — это внесистемная единица измерения времени, равная 3600 секундам (60 минутам). Она едина для всего земного шара. Еще в Древнем Египте люди делили сутки на различные отрезки. Современное деление на 12 (24) доли пришло к нам из Древнего Шумера (это часть Шестидесятеричной системы счисления).

Академический (или его еще называют учебный) час — это единица измерения учебного процесса в образовательных учреждениях. Используется также для учета рабочего времени педагогического персонала и учебной нагрузки.

В Советском союзе академический час был един для всех, он был равен 45 минутам. В наше время каждое учебное заведение может само устанавливать длительность академического часа. Так для начальной школы (1 класс) и дошкольников максимальная длительность академического часа может быть равна 35 минутам (из них 5 минут — физкультпауза). В 2-11 классах длительность увеличивается до 45 минут. В вузах используется сдвоенный академический час (пара).

В принципе таких quot;часовquot; много.

Например, в дошкольном образовании выделяют понятие quot;тихий часquot;, по стандарту он равен 120 минутам (2 академическим часам). Обычно он проходит между 13 (14) и 15 (16) часами.

В истории можно также найти интересные примеры. Например, Адмиральский час — время обеда в Адмиралтействе, то есть полдень. Час Быка, час волка — различные промежутки времени в темное время суток.

Час подразумевает какой либо промежуток. Например есть комендантский час, тихий час, обеденный час. Астрономический час равен 60 минутам или 3600 секундам, академический час предусматривает продолжительность занятий например в детсаду академ. час 20-30 минут, в школе 45 минут, в техникумах и институтах 90минут.

Астрономические часы. Астрономический час — это сколько?

Время — одна из самых сложных для понимания категорий в философии и физике. Проще всего его определить как необходимое условие для возможности любого изменения. Люди уже на заре своей истории осознали необходимость как-то определять ход времени. Сначала отмерялись лишь достаточно большие промежутки: год, месяц, сутки. По каплям убегающее время люди замечали по рассветам и закатам, смене времен года, собственному старению. Постепенно обнаружилась необходимость определения более коротких промежутков. Появляются часы, минуты, секунды. С усложнением человеческой деятельности совершенствовались и методы измерения времени. Каждый промежуток стал приобретать все более точное значение. Возникли атомная и эфемерная секунда, астрономический час («Это сколько?» — спросите вы. Ответ чуть ниже). Сегодня в центре нашего внимания именно час, наиболее часто используемая в обычной жизни единица времени, а также часы, без которых трудно представить себе современный мир.

Нетрудно заметить, что времяисчисление принципиально отлично от принятого сегодня способа счета. В его основе лежит двенадцатеричная система, которую использовали шумеры в глубокой древности. Деление часа на минуты также корнями уходит вглубь времен. Оно основано на шестидесятеричной системе счисления, также изобретенной в долине Тигра и Евфрата.

Первыми делить сутки на 24 часа стали египтяне. Час тогда имел разную продолжительность в зависимости от сезона и от того, принадлежал ли он ночи или дню. Египтяне и вавилоняне делили сутки на две равных части. День и ночь, то есть темное и светлое время, включали по 12 часов. Соответственно, продолжительность часа менялась в каждой половине в зависимости от сезона.

Похожие системы существовали в Греции и Риме. В Средние века на территории Европы сутки делились по церковным службам.

Термин «час» первыми стали использовать греки. Переменная продолжительность отрезков времени сохранялась во всем мире достаточно долго. В нашей стране в XVI—XVII веках длительность часа была постоянной, но менялось количество часов днем и ночью в зависимости от сезона. В России измерять время аналогично Европе стали после 1722 года.

Астрономический час — это сколько?

Слово «час» часто используется для обозначения различных по продолжительности промежутков времени, близких к 60 минутам. Все знают, что такое, например, тихий или комендантский час. Обозначаемые этими и схожими понятиями отрезки времени могут длиться привычные 60 минут, чуть меньше или же несколько больше или обозначать не промежуток, а конкретный момент дня, после которого должен завершиться один процесс и начаться новый.

А астрономический час — это сколько минут? Это понятие обозначает стандартный промежуток времени, фиксированной продолжительности. Именно астрономический час равен 60 минутам или 3600 секундам и чаще всего обозначается просто как «час». Эта единица времени не входит в современную метрическую систему СИ (Международная система единиц физических величин). Одна из причин — час не принадлежит привычному сегодня десятичному счислению. Однако он активно используется во всем мире наряду с принятыми единицами СИ.

Академический и астрономический час — разные понятия. Первый термин обозначает промежуток времени, в течение которого длится урок. Его величина неодинакова для разных по возрасту групп. При работе с детьми в садах воспитатели укорачивают длительность академического часа до 20—30 минут, в год перед выпуском она иногда увеличивается до 40 мин. В школах уроки идут по 40—45 мин, пары в университете — 90 мин. Причина таких различий — в способности к концентрации внимания. С возрастом она увеличивается. Если в детском саду ввести занятия по 45 минут, а в школе — по 90, ученики будут сильно утомляться и вряд ли запомнят и усвоят материал в необходимом объеме.

Время в нашем сознании неразрывно связано с механизмами, по которым мы замечаем его бег. Часы появились тогда же, когда люди впервые испытали потребность как-то измерить промежутки короче суток. Точную дату их возникновения теперь узнать невозможно — так давно это было. Первые экземпляры измеряли время, отмечая движение Солнца по небу, и при помощи бега воды. Также как основа часов использовались песок и огонь.
Что такое астрономический час в образовании

С усовершенствованием знаний и увеличением темпа жизни требовались все более точные конструкции. Песочные, огненные и водяные часы дорабатывались и усложнялись, затем им на смену пришли механические измерители времени.

Древнейшие механические часы были найдены на дне моря у острова Антикитера. Они датируются 100 годом до нашей эры. Антикитерские астрономические часы уникальны: они имеют довольно сложную конструкцию и не имеют аналогов в культуре эллинов. Механизм, согласно нескольким предпринятым реконструкциям, состоял из 32 шестерен. Часы показывали смену дней, движение Солнца и Луны. На циферблате изображались знаки зодиака. Возможно, что конструкция была способна моделировать и движение по небу Венеры, Марса, Меркурия и Юпитера.
Что такое астрономический час в образовании

Часы с анкерным механизмом впервые появились в Китае в 725 году. Чуть позже, в 1000 г., в Германии стал использоваться маятник. Башенные часы первыми в Западной Европе были построены в Вестминтере в 1288 году.

Механизмы, измеряющее время, становились все более точными. Их изготовление требовало немалых умений. В Средние века и в эпоху Возрождения в Европе создаются самые поразительные по красоте и тонкости работы астрономические часы, которыми и сегодня любуется весь мир.

Что такое астрономический час в образовании

Самые старые из работающих астрономических часов во Франции украшают собор в Сен-Жане (Лион). Их создали в XIV веке, разрушили, затем реставрировали с 1572 по 1600 г., украсили декором в стиле барокко в 1655 году. Первоначально, как и все часы этой эпохи, они были снабжены только часовой стрелкой. Минутный циферблат установили лишь в XVIII веке.

Помимо времени, посмотрев на астрономические часы Лиона, любой может узнать дату, положение на небе двух главных светил, Луны и Солнца. Механизм показывает также, когда над городом восходят самые яркие звезды. В течение дня часы бьют четыре раза (в 12, 14, 15, 16 ч.). В верхней части сооружения располагаются куколки, которые начинают двигаться во время звона.

Что такое астрономический час в образовании

Астрономические часы орлой, размещающиеся на башне ратуши в Праге, знамениты на весь мир. Их историю можно назвать драматичной. Создан Орлой был 600 с лишним лет назад, в 1402 году, заработал несколько позже — в 1410-м. «Отцами» часов считаются астроном Ян Шиндель и мастер Микулаш из Кадана.

Украшение городской ратуши несколько раз приходилось ремонтировать. В 1490 году Гануш из Руже внес изменения в механизм и по легенде был ослеплен по приказу пражских властей, чтобы не смог повторить созданное еще раз. Тогда же часы украсили аллегорическими фигурками и оснастили календарными дисками.
Что такое астрономический час в образовании

Новые значительные изменения конструкции произошли в 1865 году. Тогда Йозеф Манес дополнил орлой календарным циферблатом с медальонами, украшенными символическими изображениями месяцев, знаками зодиака. Золотой петушок, возникающий после завершения движения фигурок, появился на часах в 1882 году.
Что такое астрономический час в образовании

Пражские часы поражают не только своей красотой, но и виртуозностью работы создавших их мастеров. Орлой показывает старочешское, вавилонское, звездное, итальянское и, конечно, «настоящее» время. По часам можно узнать дату, положение Земли и знаков зодиака. Они отмечают восход и заход Солнца, Луны. Каждый час фигурки, украшающие орлой, начинают двигаться, они рассказывают о людских пороках, напоминают о вечном.

Что такое астрономический час в образовании

Астрономические часы Страсбургского собора окончательно были завершены в 1857 году. Их предшественники устанавливались в 1354 и 1574 годах. Уникальность часов — в их способности высчитывать даты переходящих церковных праздников, а также механизм, показывающий прецессию земной оси. Его полный оборот завершается более чем за 25 тысяч лет. Страсбургские часы показывают местное и солнечное время, орбиты Земли, Луны и планеты от Меркурия до Сатурна.

Это далеко не полный список шедевров, украшающих разные города во всем мире. Даже 1 астрономический час (тот самый, который равен 60 минутам) не вместит описание всех тонкостей механизмов и восхитительных украшений таких творений. Впрочем, этого и не нужно — такие шедевры, воплощающие сплав знаний, мастерства, математического расчета и творческого вдохновения, лучше видеть собственными глазами.

Академический час это сколько по времени?

«Академический час это сколько» — если вбить такой запрос в поисковую систему в Интернете, то ответ будет простым: 45 минут. Однако ответ на вопрос типа «3 обычных часа — сколько это академических часов?» будет зависеть от норм, установленных в конкретном учебном заведении. Разберемся, что же это вообще за единица измерения такая.

Час астрономический и академический

Что такое астрономический час в образованииСам термин «академический час» не так привычен, как «учебный час», однако употребляется он уже давно: его определение фиксируется еще в словарях, выпущенных до 70-х годов XX века.

Тем не менее это не столь определенная единица времени, как час астрономический (тот самый, который равен 60 минутам). Поэтому, если взять какой-то промежуток времени в привычном нам измерении, просто сказать, сколько это академических часов будет, не получится: ответ будет зависеть от того, какая именно продолжительность академического часа установлена в каждом конкретном случае.

Например, согласно СанПиН и постановлениям Правительства РФ, регламентирующим процесс обучения в общих и профессиональных учебных заведениях, продолжительность академического часа в них составляет в среднем 45 минут. При этом для общей школы такое правило действует практически всегда (лишь для младших классов допустимо сокращение до 35–40 минут), а в ПТУ и вузах продолжительность устанавливается уставом. Впрочем, и там, как правило, академический час равен 45–50 минутам. Именно на это число и надо ориентироваться при переводе астрономических часов в академические.

Что такое астрономический час в образовании

Так как термин «академический час» обозначает единицу учебного времени, понятно, что используется он в образовательных учреждениях: при составлении расписания, расчете нагрузки преподавателей и т. п. И если учащихся больше интересует продолжительность академ. часов, то преподавателям больше интересно их количество, т. к. именно этот параметр является основным при расчете заработной платы.

Академический час в общеобразовательных учреждениях составляет 40-45 минут (СанПиН 2.4.2.1178-02), астрономический час – 60 минут.

Специфику продолжительности рабочего времени устанавливает Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Приказом Минобрнауки России

от 27 марта 2006 г. N 69

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений

2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями , педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее – учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для

обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН),

Загрузка…

Расчет рабочего времени педагогического работника

конкурсы для педагогов

Объем учебной нагрузки — это нормируемая часть рабочего времени педагогического работника. По общим правилам количество часов соответствует количеству учебных занятий, продолжительность каждого не превышает 45 минут. Давайте рассмотрим все особенности регулирования рабочего времени (РВ) преподавателей и других педагогических работников. Что такое нормируемая часть рабочего времени педагогического работника К нормируемой части рабочего времени относится преподавательская работа, которую определяют в астрономических часах. В нее включают учебные, тренировочные занятия и короткие перемены между ними. К нормируемой части относится и «динамическая пауза» — большая перемена, которая предназначена для учеников первого класса (приказ Министерства образования и науки № 536 от 11.05.2016). К нормируемой части рабочего времени педагога относится учебная нагрузка, которую определяют конкретной продолжительностью учебных занятий, в том числе спаренных. Продолжительность таких занятий и перерывов, то есть перемен, предусматривают в Уставе или локальном нормативном акте учреждения. Во время разработки таких документов учитывают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, например, СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189). Непосредственно нормируемая часть рабочего времени, то есть учебная нагрузка, регулируется расписанием занятий. Должностная инструкция учителя, с учетом требований профстандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Режим РВ работников образовательных учреждений устанавливают с учетом режима работы организаций: — сменности занятий; — времени года (сезона); — круглосуточного пребывания и так далее.

Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника устанавливается: Правилами трудового распорядка. Графиком работы. Расписание занятий. Коллективным договором. Трудовым договором. Работника нужно ознакомить с документами, которые регламентируют режим рабочего времени и времени отдыха, под роспись (ст. 68 ТК РФ). Эксперты «Системы Кадры» расскажут обо всех нюансах режима РВ преподавателей, о регулировании труда педработников.

Как регламентируется ненормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую деятельность К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится установленный объем учебной нагрузки. Другую часть его работы определяют с учетом должностных обязанностей, которые предусмотрены квалификационными характеристиками. Дополнительная работа выполняется с письменного согласия преподавателя, регулируется действующим законодательством, нормативными актами. Такую работу не конкретизируют по количеству часов, а регламентируют планами, графиками, в том числе личными планами педагога. Например, преподаватель может использовать это время для самообразования, повышения квалификации, подготовки к занятиям и т.д. Периоды каникул, отмены занятий по разным основаниям считаются для педагогического состава рабочим временем. Скачать должностную инструкцию преподавателя здесь. Как устанавливается нормируемая часть рабочего времени педагогического работника Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника определяется объемом учебной нагрузки. Ее устанавливают локальными актами образовательного учреждения, которые разрабатывают и изменяют с учетом мнения профсоюзов или других представительных органов работников. Объем учебной нагрузки закрепляют в трудовом договоре с каждым сотрудником. Если необходимо временно или постоянно изменить объем учебной нагрузки, например, увеличить или уменьшить, сделать это можно только по письменному соглашению сторон. Обратите внимание! Образовательное учреждение не вправе по собственной инициативе менять объем учебной нагрузки, установленный на начало учебного года. Менять объем учебной нагрузки можно в отдельных случаях. Это допускается, если нагрузка педработников уменьшается по причине сокращения количества учебных часов по планам или графикам, сокращения классов, учебных групп. Во всех случаях от работодателя должно поступить письменное уведомление сотрудникам за два месяца до предполагаемых изменений. Уведомление не потребуется, если достигнуто обоюдное согласие сторон.

Как нормируемая часть рабочего времени педагогического работника определяется законодательством Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника и общая продолжительность рабочего времени – их регулируют: Статьи 92, 333 ТК РФ. Статья 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536. Педработникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочей недели, которая не превышает 36 часов в неделю. В зависимости от должности и специальности, учитывая индивидуальные особенности труда, педагогам могут устанавливать другую продолжительность сокращенной рабочей недели — менее 36 часов. Так, учителям-дефектологам и логопедам устанавливают 20-часовую рабочую неделю. Скачать должностную инструкцию учителя-логопеда здесь. Нормируемая часть рабочего времени педагогического работника, составляющая 18 часов в неделю, определяют преподавателям, которые реализуют основные или адаптированные программы общего образования. Норму определяют в астрономических часах с учетом коротких перерывов и динамических пауз. Вывод Объем учебной нагрузки — это нормируемая часть рабочего времени педагогического работника. Педработникам устанавливают сокращенную продолжительность рабочего времени. Общая его продолжительность регулируется трудовым законодательством, федеральными законами, приказами Монобрнауки.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/385329-normiruemaya-chast-rabochego-vremeni-18-m9?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Содержание

  1. Академический час — что это?
  2. Астрономический или академический?
  3. Использование термина
  4. Высшие учебные заведения
  5. Среднее специальное образование
  6. Школа
  7. Дошкольные учреждения
  8. Еще несколько нюансов
  9. Что значит астрономические часы для педагогов
  10. Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах и включает в себя занятие и перемену (динамическую паузу). Преподавателями дополнительного образования (индивидуальные занятия по фортепиано, скрипке и т.д.) график занятий составляется самостоятельно. Будет ли нарушением утвердить в коллективном договоре учебную (преподавательскую) нагрузку и график занятий для данной категории работников исходя из продолжительности занятий 45 минут и исключить при этом перемены (динамические паузы)?
  11. Можно ли считать астрономическим часом продолжительность урока 40 минут и 10 минут .
  12. Ответы на вопрос:

Академический час — что это?

Все слышали термин «академический час», но не все знают, что именно входит в это понятие и почему нельзя отождествлять его с астрономическим шестидесятиминутным часом. Все дело в том, что это понятие гораздо шире и зависит от регламента конкретного образовательного учреждения. Но обо всем по порядку.

Астрономический или академический?

Еще со второй половины двадцатого века словосочетание «академический час» вошло в повседневных обиход школьников, студентов и преподавателей. Одним из его особенностей является то, что нет фиксированного значения времени, за которое проходит этот самый час. Он может быть от 15 до 60 минут и более. Поэтому ответить, сколько таких вот своеобразных единиц измерения содержится в астрономическом часе, довольно сложно.

Использование термина

Обычно понятие «академический час» используется при составлении расписаний и планов работы высших учебных учреждений. Именно в них высчитывается нагрузка учителей и учащихся, необходимое количество должностей в школе или университете и даже зарплата преподавателей.

Высшие учебные заведения

Еще совсем недавно размер академического часа устанавливался внутренним уставом вуза, но должен был вписываться в 50 минут. На сегодняшний день это ограничение сняли, и теперь академический час занятий может быть тождественен астрономическому часу, а то и превышать его. Такие вольности допускаются в программах обучений специалитета, магистратуры, докторантуры и других направлений последипломного образования. Это значительно облегчило студентам посещение занятий, так как «плавающий» час позволил совмещать основную профессию с повышением квалификации.

Среднее специальное образование

Здесь все строго регламентировано: 45 минут, не больше и не меньше. «Как в школе», — скажете вы и будете правы. Но существуют дополнительные ограничения на общее количество академических часов, оно не должно превышать тридцать шесть часов. Это учитывается при составлении плана теоретических и практических занятий, нагрузки преподавателей, а также корреляции этих планов с установленными государством каникулами для учащихся.

Школа

Тут все несколько запутанней, чем может показаться на первый неискушенный взгляд. Во-первых, академический час равен уже знакомым 45 минутам, но только для учащихся вторых-одиннадцатых классов. Первоклассники же на особом положении. Их расписание зависит не только от учебной нагрузки, но и от времени года за окном. Считается, что в первые два месяца учебного года академический час равен тридцати пяти минутам, а всего в день может быть не более трех занятий. Затем еще два месяца величина часа не изменяется, но увеличивается их количество до четырех. И вот уже после зимних каникул малыши, как и взрослые, переходят на сорокапятиминутный формат, по четыре занятия в день.

Дошкольные учреждения

В детских садах все зависит от возрастной группы учащихся. На общенациональном уровне регламентировано, что у детей до четырех лет длительность непрерывного обучения должна быть не больше пятнадцати минут в день. Это то время, которое отводится воспитателям на непосредственную работу со своими подопечными.

Для детей от четырех до пяти лет длительность увеличивают на пять минут, и получается, что академический час становится уже двадцатиминутным. А непосредственно перед школой, в шесть лет, разрешается проводить занятия с детьми продолжительностью до двадцати пяти минут включительно.

Еще несколько нюансов

Различают также понятия «учебная пара», которая составляет два академических часа, разделенных перерывом в пять минут. Но не каждое образовательное учреждение придерживается этого правила, так как оно нигде не закреплено юридически. Обычно оно чаще встречается в школах. В вузах же делают занятия по три-четыре академических часа, разделенных двумя неравномерными перерывами.

Еще один термин — «академическое опоздание» — тоже употребляется в ученической среде. Он равен пятнадцати минутам, по истечении которых учащиеся и преподаватель обязаны «найти» друг друга, либо студенты имеют право покинуть аудиторию без объяснений. Однако обычно это правило игнорируется из-за страха получить административное наказание за непосещение занятий.

Мы разобрались, чем отличается обычный час и академический. Часы работы обсчитываются в зависимости от того, в какой сфере образования рассматривается данное понятие. Если это дошкольники, то основной упор делается на игры и поддержание здоровья, а обучение переносится на второй план, а в школах и университетах другая политика. Поэтому при расчете учебной нагрузки и количества необходимых часов преподаватели, воспитатели, учителя бывают крайне щепетильны, ведь от этого зависит их доход. Иногда еще в это уравнение вписывают общее количество студентов, присутствующее на занятиях, и тогда начинается борьба за посещаемость. Но это уже частности, регламентируемые внутренними нормами вуза.

Источник

Что значит астрономические часы для педагогов

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Норма часов учебной (преподавательской) работы устанавливается в астрономических часах и включает в себя занятие и перемену (динамическую паузу). Преподавателями дополнительного образования (индивидуальные занятия по фортепиано, скрипке и т.д.) график занятий составляется самостоятельно. Будет ли нарушением утвердить в коллективном договоре учебную (преподавательскую) нагрузку и график занятий для данной категории работников исходя из продолжительности занятий 45 минут и исключить при этом перемены (динамические паузы)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, указанное в вопросе условие включить в коллективный договор нельзя, а если оно будет включено, то применяться не должно.

Обоснование позиции:
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 333 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, а также Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 (далее — Приказ N 1601).
Педагогам дополнительного образования устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы). Нормы часов учебной (преподавательской) работы устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу (п.п. 2, 2.1, 2.8, 2.8.1 Приказ N 1601).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливают правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 (п. 1.1 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 11.05.2016 N 536 (далее — Приказ N 536)). Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, Приказ N 536 (п. 1.2 Приказа N 536).
Нормируемая часть педагогической работы включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену)*(1). Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа N 536).
Требования к организации образовательного процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей приведены в СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41. Однако в указанном документе продолжительность перерыва (не менее 10 мин) рекомендована только после 30-45 минутных теоретических занятий (смотрите п. 8.5). Положений, прямо устанавливающих порядок чередования индивидуальных занятий и перерывов между ними, а также продолжительность последних в СанПиНе 2.4.4.3172-14 не содержится. Однако это, по нашему мнению, не означает, что расписание педагогов может не предусматривать перерывы между занятиями.
В силу п. 2.2 нормированная часть работы педагога включает как сами занятия независимо от их продолжительности, так и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся. Из Приказа 1601 и Приказа 536 следует, что норма часов учебной нагрузки (18 ч.) устанавливается именно в астрономических часах, а перемены входят в рабочее время педагогов. Полагаем, что перерывы должны чередоваться с учебными занятиями и не могут быть объединены и перенесены на конец рабочего дня, также невозможно увеличение на продолжительность перемен количества учебных занятий на ставку.
В силу ст. 50 ТК РФ условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, недействительны и не подлежат применению. Полагаем, что условие о том, что учебная (преподавательская) нагрузка и график занятий для данной категории работников устанавливаются исходя из продолжительности занятий 45 минут и в это время не будут включены перемены, может трактоваться как ухудшающее положение работников, потому что лишает их права на время, которое хоть и включается в рабочее, может проводиться ими по своему усмотрению. Кроме того, это прямо противоречит понятию нормированной части рабочего времени педагогического работника.
Обращаем внимание на то, что указанная позиция по вопросу является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. К сожалению, нам не удалось обнаружить примеров из судебной практики или разъяснений компетентных органов по рассматриваемому вопросу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

18 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся (п. 3.1 Приказа N 536).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Можно ли считать астрономическим часом продолжительность урока 40 минут и 10 минут .

Понятие астрономический час для учителя.

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педа.

2.2. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее — занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Можно ли считать астрономическим часом продолжительность урока 40 минут и 10 минут перемена? Номер вопроса №13235697 Неужели за срок более чем 2 месяца не подошел срок ответа на мой вопрос.

Ответы на вопрос:

Астрономический час он един для всех и равен 60 минут. Астрономический час един для всех людей независимо работают они или нет.

Источник

В статье, подготовленной юристами профсоюза «Учитель», рассмотрены следующие вопросы: 1) нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка), 2) ненормируемая часть (другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками), 3) дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату, а также даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу рабочего времени.

1. Нормируемая часть педагогической работы (учебная нагрузка)

  • Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • Как оформляется учебная нагрузка?
  • Правомерно ли установление учителю продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю (сверх фактического объема учебной нагрузки)?
  • Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?
  • Обязан ли учитель отработать уроки, пропущенные из-за временной нетрудоспособности?

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ). Нормируемая часть педагогической работы определяется в астрономических часах (60 минут). Она включает проводимые учебные занятия и короткие перерывы (перемены) между занятиями, в том числе «динамическую паузу» (п. 2.2 Особенностей), то есть, 45 (40 или 35) минут урока и остальное — перемена.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда на федеральном уровне определяются (ч. 3 ст. 333 ТК РФ):

— продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) (установлено Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— порядок определения учебной нагрузки и основания ее изменения (установлено Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601);

— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

Учебная нагрузка учителя прописывается в трудовом договоре. Ее объем определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации (тарификационным списком) (п.п. 1.3, 1.4 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Объем учебной нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, может быть с письменного согласия педагогического работника составлять менее или более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. К примеру, если учитель проводит, 9, 18, 27 учебных занятий в неделю, то нормируемая часть его рабочего времени будет составлять соответственно 9, 18, 27 часов в неделю. В трудовой договор вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).

Отметим, что продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю — не единая категория для всех педагогических работников. 36 часов в неделю устанавливается только для педагогических работников, наименования должностей которых предусмотрены в пункте 2.1 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу, педагогам-психологам, социальным педагогам и т.д.). Поэтому неправомерно устанавливать учителю (то есть, приказом по школе вводить 36-часовую рабочую неделю) продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, если объем его учебной нагрузки меньше этого значения, например, 18 часов в неделю. (Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849).

Ставки заработной платы, установленные за 18 часов преподавательской работы в неделю, являющиеся нормируемой частью педагогической работы, выплачиваются педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой части педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками (п. 3.5 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минобрнауки России от 29.12.2017 N ВП-1992/02).


Вопрос: Есть ли верхний предел учебной нагрузки у учителя в школе?

Ответ: Верхний предел учебной нагрузки предусмотрен только для некоторых педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительным профессиональным программам. Для педагогических работников общеобразовательных организаций федеральным законодательством он не ограничен. Региональные, муниципальные власти, а также общеобразовательные организации самостоятельно устанавливать его не вправе, поскольку случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются исключительно федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 333 ТК РФ, разд. VII Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Однако следует отметить, что есть позиция, согласно которой верхний предел ограничен статьей 333 ТК РФ. Суть ее заключается в следующем.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК РФ).

Напомним, что не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников (пп. «з» п. 2 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41).

В соответствии с примечанием 4 Приложения № 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением отдельных случаев. Однако эта норма с учетом ч. 1 ст. 333 ТК РФ касается перераспределения рабочего времени в пределах 36 часов. А работа за пределами 36 часов уже требует заключения договора по внутреннему совместительству либо оформления сверхурочной работы.


Вопрос: Если учитель был на больничном, а в это время его никто не заменял, обязан ли он выйдя на работу отработать пропущенные уроки?

Ответ: В период временной нетрудоспособности работник освобождается от работы. Поскольку период временной нетрудоспособности не относится к рабочему времени, для временно нетрудоспособных работников норма рабочего времени уменьшается на время их отсутствия (ч. 1 ст. 91 ТК РФ, п. 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N 14-2-337). Следовательно, требовать от работника отработать часы, которые пришлись на период его отсутствия из-за временной нетрудоспособности, работодатель не вправе.

1.1. Изменение учебной нагрузки

  • В каких случаях могут изменить учебную нагрузку без согласия учителя?
  • Какова процедура изменения учебной нагрузки по инициативе работодателя?
  • Есть ли смысл обращаться в суд, если уволили из-за неправомерного изменения учебной нагрузки?

Изменение учебной нагрузки вызывает много вопросов со стороны педагогических работников. По большей части с изменением нагрузки сталкиваются при ее определении на новый учебный год.

Согласно общему правилу в новом учебном году у учителя по основному месту работы сохраняется объем учебной нагрузки и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов в классах (п. 2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Изменить объем учебной нагрузки можно по соглашению сторон трудового договора в любое время. Соглашение заключается в письменной форме.

Снизить учителю учебную нагрузку (нормируемую часть) по своей инициативе работодатель может в случаях, когда уменьшается количество часов по учебным планам, учебным графикам, сокращается количество обучающихся или классов (классов-комплектов). При этом о снижении учебной нагрузки, а также о причинах, вызвавших такую необходимость, работодатель обязан письменно уведомить работника не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений (п.п. 1.5 — 1.8 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).

Если работник откажется работать с уменьшенной нагрузкой, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую работу в соответствии с ч. 3 ст. 74 ТК РФ (поскольку учебная нагрузка оговаривается в трудовом договоре, при ее изменении в одностороннем порядке должны также соблюдаться положения ст. 74 ТК РФ). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При увольнении выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).

Неправомерное увольнение работника в случае изменения учебной нагрузки за отсутствием законных оснований или с нарушением установленной процедуры можно оспорить в суде. Обратиться в этот орган нужно в течение одного месяца со дня увольнения.

Существует положительная для педагогических работников практика по этому вопросу. Например Люблинский районный суд г. Москвы в решении от 12.07.2017 по делу № 02-3021/2017 указал, что поскольку у работодателя не имелось предусмотренных Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 оснований для уменьшения учебной нагрузки, а именно: уменьшения количества часов по учебным планам, учебным графикам либо сокращения количества обучающихся, занимающихся, групп, либо сокращения количества классов (классов-комплектов), то действия работодателя по изменению нагрузки учителя являлись незаконными. При этом суд отметил, что перевод завуча на должность учителя с «передачей» ей части часов другого учителя не может являться законным основанием для изменения учебной нагрузки, поскольку такая причина изменения не поименована в Приложение № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. Решение поддержал Мосгорсуд.


2. Ненормируемая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками

• Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?
• Может ли директор заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?
• Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Другая часть педагогической работы (ненормируемая часть) также требует затрат рабочего времени. Однако это время не конкретизировано по количеству часов.

К этой части относится выполнение видов работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками по занимаемой должности, например (п. 2.1 Особенностей):

— подготовка к занятиям, изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся и выполнение с ними дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы;

— участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей);

— ведение журнала, дневников обучающихся и работа с родителями;

— участие в работе педагогических и методических советов;

— участие в мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации (например, участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности);

— периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса.

В п. 2.3 Особенностей описано каким образом регулируется тот или иной вид ненормируемой части работы. Например, ведение журнала и дневников обучающихся осуществляется в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, а участие в методической работе — планами и графиками организации.

Отметим важную проблему, которая до сих пор надлежащим образом не урегулирована на законодательном уровне: действующее законодательство, устанавливая рабочее время педагогического работника – не более 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени.

В частности это касается учета затрат времени на другую часть педагогической работы (ненормированную). Получается, что многое зависит от того, как именно будет определен круг большинства этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа (по вопросу: «Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?» см. ниже.). Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию»), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.
Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 50 до 75 часов в неделю.

Простого способа решения этой проблемы нет. Что мы можем предложить?

  • Вводится норма часов рабочего времени — например, 36 часов в неделю при учебной нагрузке 18 часов. Это время учитель должен быть в школе и работать: вести уроки, готовиться, проверять тетради, общаться с детьми и родителями и прочее. Тогда оплачиваются не уроки, а вся работа вместе. В этом случае учитель вообще не работает дома.

  • Как и в первом случае, мы отказываемся от понятия «ненормированная часть рабочего времени» и строго учитываем каждый отработанный час (помимо уроков). Стоимость такого часа может быть меньше или равна стоимости проведения урока. Тогда зарплата учителя может сильно колебаться в зависимости от того, что он делал в конкретный месяц. Недостаток этой схемой — необходимость строгого учета времени и, значит, бюрократического контроля.

  • Оставляем «ненормированную часть», но определяем список дополнительных работ, которые должны быть оплачены помимо уроков.


Вопрос: Существуют ли нормы соотношения нормируемой и ненормируемой части рабочего времени для учителей?

Ответ: Нет. Соотношение учебной нагрузки и другой деятельности предусмотрено только для педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (п. 6.5 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601).
Ранее Минобрнауки России отмечал, что для указанного преподавательского состава установлена фиксированная 36-часовая рабочая неделя, в пределах которой определяется такое соотношение. Оно имеет существенное значение, поскольку в отличие от учителей, педагогические работники из числа профессорско-преподавательского состава получают должностной оклад вне зависимости от большего или меньшего объема учебной нагрузки.

Более того, по мнению ведомства действия работодателя по нормированию локальными актами образовательных организаций в часах (минутах) времени выполнения иных обязанностей учителей неправомерны (Письмо от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849). То есть директор не имеет права прописать в правилах трудового распорядка или приказах точное количество времени, которое он должен потратить на выполнение своих обязанностей (например, на проверку тетрадей, общение с родителями, методическую работу).


Вопрос: Может ли директор образовательного учреждения заставить учителя «высиживать» 36 часов в неделю в школе, если объем педагогической учебной нагрузки учителя меньше 36 часов?

Ответ: В этой связи необходимо отметить, что в силу п. 2.3 Особенностей педагог самостоятельно определяет, когда он ведет подготовку к учебным занятиям и разрабатывает учебные программы, однако другие виды дополнительной работы могут также регламентироваться: правилами внутреннего трудового распорядка, локальными актами, планами и графиками образовательной организации (см. пункт 2.3 Особенностей).

К примеру, работодатель может потребовать от педагога принять участие в педагогическом совете, проходящем в школе, однако проведение этого педагогического совета должно быть предусмотрено планом или графиком организации, либо другими внутренними документами, как это следует из содержания абзаца 5 пункта 2.3 Особенностей.

В соответствии с Особенностями педагог должен присутствовать в образовательном учреждении в период ведения учебных занятий либо в период осуществления иных обязанностей, перечень которых дан в пункте 2.3 Особенностей и которые должны быть предусмотрены указанными в пункте 2.3 Особенностей внутренними документами.

При этом мы считаем, что в иных случаях педагог может покинуть образовательное учреждение, а приказы «о необходимости находиться в школе во время работы учреждения» без привязки к исполнению каких-либо конкретных обязанностей незаконны и не подлежат применению.
Однако отметим, что по этому вопросу не сложилось однозначной судебной практики, в связи с чем мы рекомендуем оспаривать подобные приказы руководства в судебном порядке, не покидая территорию образовательного учреждения.

Единственное, что четко закреплено в пункте 2.4 Особенностей — это правило о том, что в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. Но, к сожалению, в этом пункте идет речь только о днях недели, полностью свободных от учебных занятий, и напрямую не говорится о праве педагога уйти из школы после проведения уроков в те дни, когда уроки по расписанию есть.


Вопрос: Сколько часов в день должен работать учитель на летних каникулах?

Ответ: Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей. На каникулах учителя осуществляют педагогическую (в том числе методическую и организационную работу) в пределах нормируемой части их педагогической работы, определенной им до начала каникул, а также времени, необходимого для выполнения «ненормированной части педагогической работы» (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому (разд. IV Особенностей). Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.


3. Дополнительные виды работ, выполняемые за дополнительную оплату

• Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства методическим объединением?
• Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?

Дополнительные виды работ, непосредственно связанные с образовательной деятельностью, выполняются с письменного согласия учителя и за дополнительную оплату. Возложение на работника таких обязанностей, необходимо отразить в трудовом договоре (дополнительном соглашение к трудовому договору). К такой деятельности относятся (п. 2.3 Особенностей):

— классное руководство;

— проверка письменных работ;

— заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;

— руководство методическими объединениями;

— другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.

Выполнение дополнительной работы по времени также не конкретизировано.


Вопрос: Может ли директор объявить выговор за отказ от руководства школьным методическим объединением? В нашей школе этот вид деятельности не оплачивается. Обязанность вменяется на основании приказа.

Ответ: в данном случае директор не вправе объявить педагогическому работнику выговор за отказ от руководства методическим объединением.
Руководство методическими объединениями относится к дополнительным видам работ, непосредственно связанным с образовательной деятельностью. Такая работа выполняется на условиях дополнительной оплаты и регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) (абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).


Вопрос: Вправе ли руководство школы не оплачивать внеурочную деятельность, ссылаясь на оплату классного руководства?
Описание ситуации: Директор настаивает на том, что классные руководители обязаны вести внеурочную деятельность в количестве 3-5 часов в субботу (дети учатся по пятидневной неделе, у педагогов шестидневная рабочая неделя, но нагрузка распределена так, что все уроки укладываются в пятидневку). Оплаты за внеурочку нет и не будет. Директор считает, что эта оплата включена в те самые 5 тысяч классного руководства, а внеурочка по ФГОС обязательна. Помимо основной нагрузки, которую вырабатываем за пять дней, мы должны еще идти в субботу работать. Так должно быть или внеурочная деятельность не входит в оплату классного руководителя и должна оплачиваться отдельно?

Ответ: методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ приведены в Письме Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672, а Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие в том числе классные руководители. Однако это не означает, что классный руководитель обязан ее осуществлять. Функции у классного руководителя иные: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

Объем (часы) реализуемой рабочей программы внеурочной деятельности входит в учебную нагрузку педагогического работника. Следовательно, эти часы учитываются при тарификации и подлежат оплате.

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. А введенная с 1 сентября 2020 г. доплата за классное руководство в размере не менее пяти тысяч рублей осуществляется за счет средств федерального бюджета иным способом (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08). Указанное также свидетельствует о том, что внеурочная деятельность не может осуществляться за счет доплаты за классное руководство.

Режим занятий обучающихся определяется расписанием занятий, в том числе проводимых в рамках внеурочной деятельности, годовым календарным учебным графиком. Указанные документы разрабатываются образовательной организацией самостоятельно.

Таким образом, внеурочная деятельность подлежит оплате, причем ее нельзя подменить доплатой за классное руководство. Расписание занятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, устанавливается образовательной организацией. Требовать проведение занятий в дни, не предусмотренные расписанием занятий, директор организации не вправе.


4. Основные нарушения со стороны работодателей и способы отстаивания трудовых прав

Чаще всего встречаются следующие нарушений со стороны работодателей:

1) приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей, то есть, к 36 часам (18 часов — уроки + 18 часов — нерегулируемая часть рабочего времени) и требование присутствия на работе,

2) требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки во время каникул,

3) в предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня,

4) неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия),

5) неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

По степени сложности эти ситуации делятся на три группы.

В ситуациях №1 и №2 мы видим явный произвол со стороны работодателя, поэтому достаточно четко объяснить директору, что он не прав, например, подать заявление в письменном виде со ссылкой на законодательство («прошу устранить нарушения моих трудовых прав…» или принести разъяснение юриста профсоюза. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить проблему №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК РФ, в том числе ст. 95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий, но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу[1] с детьми вне обычного расписания занятий, необходимо многое проговорить с директором заранее. Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная инициатива учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы (поэтому в приказе должно быть сказано не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»). Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или «отгулы» (дополнительные выходные дни) (ст. 152 ТК РФ). Последнее проще для школы, поэтому обычно директор соглашается предоставить «отгулы» в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, только в этом случае учитель сможет обратиться в суд, если оговоренные условия не будут соблюдены.

Что касается ситуации №5, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы.

Педагоги и профсоюз могут добиваться внесения в коллективный договор, в локальные нормативные акты дополнительных положений и системы учета рабочего времени.

Например, администрация школы совместно с представителями педагогического коллектива проводит мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга можно рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами) и внести его в коллективный договор.

Можно определить: 1) перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений); общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю; 2) определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).


В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

1) разработать в школе должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности;

2) в соответствии с требованиями ст. 91 ТК РФ обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя;

3) предоставить профсоюзу или представителям педагогического коллектива возможность проверки этого учета;

4) расписание уроков составлять с учетом пожеланий учителей, с минимальным количеством окон (в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Приходится признать, что проблемы с рабочим временем педагогов будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление Министерства просвещения об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее существующее деление на нормированную и ненормированную части.

Сноски:

  • [1]  ТК РФ, ст. 99. Сверхурочная работа. «Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.»


Материалы по теме:

Комментарии к статье В.Н. Понкратовой «Рабочее время учителя. В чём проблема?» 

Рабочее время педагогических работников. Изменение работодателем учебной нагрузки

Как добиться защиты прав учителя с помощью коллективного договора

Если у Вас в школе единая 36-часовая рабочая неделя учителя

Что нужно знать об изменении учебной нагрузки?

Основные положения рекомендаций для педагогов, привлекаемых к проведению ГИА

Законотворчество на тему зарплат педагогов. Есть ли свет в конце тоннеля?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Через какое время можно вернуться на работу после увольнения по собственному желанию
  • Через какое время надо устроиться на работу после увольнения чтобы не прервался стаж
  • Через какое время неработающий пенсионер может устроиться на работу после индексации
  • Через какое время нужно устроиться на работу после увольнения чтобы не потерять стаж
  • Через нагревательный элемент электрической плитки за время работы в течении 15 минут