Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Богата Северная Пальмира своими праведниками. Особенно почитаемы благочестивыми христианами старицы. В списке имен этих подвижниц есть и своя Матрона, прозванная Босоножкой.
Матрона Босоножка
Краткое житие блаженной
Судил Бог Матрене появиться на свет в 1814 г. на костромской земле, в семье простых крестьян Щербининых, живущих от сохи и пашни. Ее отец и мать, а также три брата, занимались земледельем. О детстве Матрены ничего неизвестно. Когда пришло время замужества, ее избранником оказался человек небогатый, но хозяйственный, из мещан, Егор Мыльников. Супруги жили мирно, муж владел бакалейной лавкой.
Спокойное течение жизни нарушила грянувшая российско-турецкая война. Егора призвали в армию, Матрена не стала отсиживаться дома. «Где муж, там и жена, ему подмога» — так подумала Матрена и отправилась на фронт вслед за своим супругом. Она мужественно несла подвиг сестры милосердия, жертвуя солдатикам своим скромным жалованием.
Сразу после того, как она узнала о гибели Егора, Матрена вернулась домой. Она решила расстаться с прежним образом жизни, всецело предав себя Богу. Простившись с хозяйством, пожертвовав всё накопленное трудами имущество нуждающимся, Матрена вышла на дорогу и с молитвой в сердце отправилась куда глаза глядят.
С тех пор людская молва полнилась рассказами о босой страннице. Прозвали люди Матрену Босоножкой. Четыре раза ходила она в Палестину, побывала на Соловках, а последние три десятилетия прожила в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне. Потому и прославилась она именно здесь как местночтимая святая, усердно помогавшая страждущим.
К своему уходу Матрена начала готовиться за два года до случившегося: каждое воскресенье исправно причащалась, часто соборовалась. На исходе первого весеннего месяца 1911 г. поделилась она с приходящими к ней вестью: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». По слову ее и случилось. 30 марта тронулся лед на Неве. В этот день скончалась тайная схимонахиня Мария, давно принявшая постриг в святом городе Иерусалиме.
Церковь, рядом с которой находится ее могилка
На погребении присутствовало более 20 тысяч человек. Разношерстную толпу почитателей святой старицы еле сдерживала полиция. Каждый хотел прикоснуться ко гробу, в котором лежала Матронушка. В последний путь ее провожали простые работяги и купцы, чиновники и дворяне.
Тронутый народной любовью к блаженной, архимандрит Александр в надгробном слове воскликнул:
«Как знаменательно! Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея еще более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Босоножку похоронили во дворе часовни иконы «Всех скорбящих Радость», где проводила она свои последние дни. После революции 1917 г. намоленное место подверглось разорению, а могилка утрачена.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В 90-е на месте разрушенной часовни появился красавец храм, который по благословению высокого священноначалия стал подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря. В результате строительных работ там и обнаружили склеп с гробом Матроны.
Место погребения Блаженной Матроны Босоножки
Читайте также: Петербургская Матрона Босоножка
Адрес в Санкт-Петербурге
Монастырское подворье, куда приходят к блаженной юродивой, находится на пр. Обуховской обороны, 24.
Расписание
Двери обители открыты для богомольцев с 9 утра до 7 вечера.
Как доехать
Сперва необходимо дохать до станции метро «Площадь Александра Невского», далее на любом наземном транспорте до ул. Книпович.
Почитание старицы
Матрона Босоножка более всего известна жителям Северной столицы. Общероссийского прославления блаженной юродивой еще не было. Однако в народе она глубоко почитается как святая, которая продолжает подавать свою чудесную помощь всякому, притекающему на ее могилку с самыми сокровенными просьбами и желаниями.
В этом есть исполнение завещания Матронушки приходить к ней даже после ее смерти. Так сегодня люди и делают, обращаясь к старице у могилки с молитвами об исцелении, о наставлении в сложной ситуации, об избавлении от мучительных страстей.
Матрона Босоножка прожила 97 лет, из которых 33 года ходила босиком. Невозможно не заметить в последней цифре символическое соотношение с возрастом Спасителя, вышедшего на проповедь. Воистину, благословенны дела святых Божиих, в которых сполна проявляется жертвенная любовь Творца к каждому живущему на земле.
Серафим Пересветов
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Краткое житие блаженной
Судил Бог
Матрене появиться на свет в 1814 г. на костромской земле, в семье простых крестьян Щербининых, живущих от сохи и пашни. Ее отец и мать, а также три брата, занимались земледельем. О детстве Матрены ничего неизвестно. Когда пришло время замужества, ее избранником оказался человек небогатый, но хозяйственный, из мещан, Егор Мыльников. Супруги жили мирно, муж владел бакалейной лавкой.
Спокойное течение жизни нарушила грянувшая российско-турецкая война. Егора призвали в армию, Матрена не стала отсиживаться дома. «Где муж, там и жена, ему подмога» — так подумала Матрена и отправилась на фронт вслед за своим супругом. Она мужественно несла подвиг сестры милосердия, жертвуя солдатикам своим скромным жалованием.
Сразу после того, как она узнала о гибели Егора, Матрена вернулась домой. Она решила расстаться с прежним образом жизни, всецело предав себя Богу. Простившись с хозяйством, пожертвовав всё накопленное трудами имущество нуждающимся, Матрена вышла на дорогу и с молитвой в сердце отправилась куда глаза глядят.
С тех пор людская молва полнилась рассказами о босой страннице. Прозвали люди Матрену Босоножкой. Четыре раза ходила она в Палестину, побывала на Соловках, а последние три десятилетия прожила в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне. Потому и прославилась она именно здесь как местночтимая святая
, усердно помогавшая страждущим.
К своему уходу Матрена начала готовиться за два года до случившегося: каждое воскресенье исправно причащалась
, часто
соборовалась
. На исходе первого весеннего месяца 1911 г. поделилась она с приходящими к ней вестью: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». По слову ее и случилось. 30 марта тронулся лед на Неве. В этот день скончалась тайная
схимонахиня
Мария, давно принявшая постриг в святом городе
Иерусалиме
.
Прежняя жизнь
О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.
Церковь, рядом с которой находится ее могилка
3
Апрель
1911 года
На погребении
присутствовало более 20 тысяч человек. Разношерстную толпу почитателей святой старицы еле сдерживала полиция. Каждый хотел прикоснуться ко гробу, в котором лежала Матронушка. В последний путь ее провожали простые работяги и купцы, чиновники и дворяне.
Тронутый народной любовью к блаженной, архимандрит
Александр в надгробном слове воскликнул:
«Как знаменательно! Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея еще более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Босоножку похоронили во дворе часовни
иконы
«Всех скорбящих Радость», где проводила она свои последние дни. После революции 1917 г. намоленное место подверглось разорению, а могилка утрачена.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В 90-е на месте разрушенной часовни появился красавец храм
, который по благословению высокого священноначалия стал
подворьем
Зеленецкого Свято-Троицкого
монастыря
. В результате строительных работ там и обнаружили склеп с гробом Матроны.
Интересный факт
Удивительно, но близкое расположение к Неве не повлияло на содержимое склепа! Избежавший тления гроб был поднят и поставлен в храме для поклонения, после чего останки Матроны благоговейно захоронили на том же месте.
Место погребения Блаженной Матроны Босоножки
В Санкт-Петербурге наряду с Блаженной Ксеньюшкой и другими святыми верующие почитают также Матрёнушку Босоножку. Пока она за праведность считается местночтимой святой, то есть ещё неканонизированной всей нашей Православной Церковью. Однако православные люди, что признали её уже сегодня, с нетерпением ждут часа, когда её имя засияет в новых лучах Божественной славы.
В трёх дневниках я расскажу паломникам, как добраться до её могилки, а заодно по пути поведаю ещё много чего интересного и познавательного. В заключительном дневничке расскажу о самой Матрёнушке. Итак, братья и сёстры, в путь! С Богом! Ориентируйтесь на две станции метро Площади Александра Невского — по зелёной и оранжевой веткам. Они выходят на Александро-Невскую Лавру. Кстати, если вы уже здесь, благодаря случай заодно посмотрите на окна над воротами Лавры. Именно отсюда, с этой точки начинается всё то, о чём далее пойдёт речь. До 1882 года, до её переезда на новый адрес, здесь располагалась Надвратная приходская Скорбященская церковь. Сюда же она вернулась.
Далее нам нужно держать путь вверх по течению Невы, где на левом берегу по проспекту Обуховской Обороны, 24 вот уже более 110 лет стоит каменная (третья) Часовня Церкви Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Той самой Скорбященской церкви, что перебралась из Лавры сначала в Борисоглебскую церковь на Калашниковской пристани, а потом уже сюда.
Почему с грошиками? В июле 1888 года над Петербургом разразилась сильная гроза. Вторым мощным ударом молния расщепила купол часовни и столб, на котором тот держался. Внутри молния разметала всё, что было. Загорелись обои (я их неспроста выше упоминал), люди огонь увидели. Паника — да, была, ведь как же без неё? Некоторые свидетели вспоминают, что была там женщина, которая примчалась из дому да… Боженька святый, помоги! Ключи-то от часовни она дома забыла, вновь за ними побежала… Уж не была ли то наша Матрёнушка? Уж не промыслом ли Божьим объяснить её суету? Будь по другому, то как же чудо? Пока приехали пожарные, жители ближайших домов сами справились с огнём. Но вот беда — иконы были повреждены: какие огнём, какие грязью (выносили их и клали на землю), а иные водой. Сторож часовни сокрушался, что пострадала икона «всех скорбящих Радость»: стекло разбилось, куда-то пропал ящик, вделанный в низ киота, а к лику Богородицы пристали мелкие медные монетки-грошики, вывалившиеся при пожаре из кружки для пожертвований. Показал это сторож людям, и насчитали они 12 монет. Причём, они не прилипли к краске, не приклеились, а держались безо всякой объяснимой причины. Почему двенадцать? И почему 12-я монета вдруг на глазах у всех взяла да отпала? Да и вообще откуда эта икона появилась в часовне? И вспомнил кто-то, будто как-то ладожский купец Семён Иванович Матвеев вёз на Стеклянный завод товары да и затонул в Неве. А кто говорит, что наоборот — только он отплыл от берега по пути в Ладогу, а тут волна лодку перевернула. Спутники его утонули, а он, схватившись за какую-то доску, взывал к Богородице, просил спасения от неминуемой смерти да и выплыл на берег как раз у этой часовни. Каково же было его удивление, что обращался он к Божьей Матери, и возле Неё же спасся от гибели. В благодарность за чудесное спасение принёс купец в часовню семейную реликвию. А происходил он, как вспоминали, по матери от знаменитого рода Куракиных. В разных местах по-разному пишут, но больше всего мне повстречалось тех вариантов, что якобы список этой иконы был в 1711 году привезен в Питербурх княгиней Натальей Алексеевной, сестрой Петра I. Вот ссылочка
По иным версиям, наоборот — в Питер был привезён оригинал, а копия осталась в Москве на Ордынке. Как бы ни было, а прославились чудодействием и оригинал, и список… А возможно, что список со списка, потому что из жилища Натальи Алексеевны за Литейным двором на Шпалерной улице копии иконы довольно-таки быстро разошлись по строящемуся Петербургу.
Увидели богомольцы, что не просто так к Лику Богородицы прилипли монетки. Как стрелка компаса на север, так и монетки как бы указывали, в чём конкретно чудодействие обновлённой иконы.
Слух о чуде быстро разлетелся по столице и за её пределы. Потекли к чудодейственной иконе потоки паломников. Да так много, что Государь Император подарил храму участок земли, и там развернулось строительство большого храма, и через 10 лет уже был освящен его главный престол, а чуть позже и другие престолы. Вслед за величественным храмом настала очередь вместо деревянной выстроить каменную (третью) часовню, и это было сделано за три года с 1906-го по 1909-й под руководством того же архитектора А.И. фон Гогена на деньги купца Орлова.
Во время блокады многие верующие приходили и к часовне, и к Матрёнушке Босоножке. И хоть изображали из себя спешащих прохожих, а всё же мысленно молились. После войны весной 1946 года верующим был возвращен храм Святой Живоначальной Троицы неподалеку на этом же проспекте, именуемый «Кулич и Пасха» (даст Бог, и о нём хочу дневничок написать). Прочёл я в интернете, что сейчас там хранится чудотворная икона, а здесь — её список.
С 1991 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.
А о самом монастыре читайте в следующем дневнике.
Вот ещё ссылочка.
Если есть время, то посмотрите несколько фильмов.
Послание Матронушки всем людям
Однажды Матрона сказала очень важную фразу:
«Когда вы остаётесь один на один с судьбой, в которой есть много того, что неподвластно человеку, если вы хотите изменить её, повлиять на своё будущее, то вы сможете получить помощь или подсказку, которую пошлёт вам Бог. Вы также сможете получить исцеление души и тела, исполнить любое желание, если готовы к нему или достойны его исполнения. Но для этого мало просить у Бога, нужно искренне верить, что высшие силы вам помогут, что Бог услышит вас. И это единственное условие, без которого ни одна просьба не имеет смысла, а значит, исполнения».
Матрона Петербургская всегда без ошибки определяла в толпе людей, пришедших к ней за помощью, и тех, кто пришёл из праздного любопытства. Когда эти люди о чём-то просили её, она отвечала: «Без вашей веры ничего не получится».
По свидетельствам очевидцев, люди, которые действительно верили в Господа, в чудо, в силу молитвы, всегда получали то, за чем приходили. Немые начинали говорить, незрячие – видеть.
А ещё Матрона говорила, что смерти нет, жизнь никогда не заканчивается, просто меняет свою форму. Блаженная знала, что сможет помогать людям даже тогда, когда уйдёт в мир иной. И тысячи людей, которые посещают её могилу, подтверждают эти слова.
В нашем Telegram‑канале вы найдёте новости о непознанном, НЛО, мистике, научных открытиях, неизвестных исторических фактах.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
⏬
Поделитесь в вашей соцсети
Чтобы поклониться могилке Матроны Петербургской Босоножки, верующим нужно приехать в подворье Троицкого-зеленецкого монастыря. Здесь стоит небольшая, но очень уютная церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость».
Как добраться
Могилка Матроны расположена на проспекте Обуховской Обороны, 24. Ближайшая станция метро — площадь Александра Невского, так что верующие могут совместить эту поездку с посещением Александро-Невской лавры. От монастыря до могилки Матроны всего около 1,5 км.
Кроме того почти у самого подворье Троицкого-зеленецкого монастыря есть остановка общественного транспорта «Смоляная улица». От метро сюда ходят автобусы 8, К-8, 58 и трамваи 65, 7 и 7А.
Рекомендуем по теме
История старицы Матроны Босоножки
Матрона Босоножка жила в Санкт-Петербурге всего чуть более 100 лет назад. Как и другая почитаемая в этом городе святая Ксения Петербургская, она тоже приняла подвиг юродства.
В любое время года даже зимой в лютые морозы Матрона ходила босиком. Так она показывала силу своего духа над слабостью человеческого тела. За это её и прозвали босоножкой.
Матрона обладала даром прозорливости, исцеления и особой силой молитвы. Молва о новой петербургской блаженной быстро разлетелась далеко за пределы города. Ежедневно к ней за помощью обращались сотни человек и старица никому никогда в ней не отказывала.
Сегодня Матрона Босоножка считается местночтимой святой. Она не канонизирована Русской православной церковью и за пределами Петербурга о ней вообще мало кто знает. А всё потому, что все данные о святых после революции старательно уничтожались богоборцами.
Могилка Матроны Босоножки
Надгробие на могилке совсем новое, что неудивительно ведь мощи святой были перезахоронены не так давно. В советское время власти старались вычеркнуть из памяти людей имена всех святых. Поэтому надгробие был снесено, а могилу сравняли с землёй.
Лишь в 90-е годы, года церковь иконы «Божией Матери Всех Скорбящих Радость» вернули в ведение РПЦ, верующие организовали поиски могилки. И буквально чудом её нашли. Гроб с почестями перезахоронили, обустроив могилу на новом месте с крестом, мраморной плитой и оградой.
Подробности жизни старицы приходилось собирать по крупицам — буквально выгребать из остатков сгоревших архивов. В итоге удалось установить, что Матрона была схимонахиней. Причём очень уважаемой в городе, а её смерти написали все петербургские газеты.
Старица Матрона была лично знакома и даже состояла в духовном родстве с Иоанном Кронштадтским. Сохранилась архивная фотографии, где они вместе освещают новое здание. Участвовала она и в нескольких из знаменитых путешествий Иоанна Кронштадтского по России.
Несмотря на то что Матрона Петербургская Босоножка официально не канонизирована, к её могилке с первых же минут открытия храма и до самой темноты идут верующие. Люди приходят со своими просьбами и благодарностями, оставляют записки.
Икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость»
Ещё одна святыня этого места — икона «Божией Матери Всех Скорбящих Радость». Это особенный образ, о котором знают многие верующие. Его ещё называют «Богородица с грошиками».
Всё дело в том, что в XIX веке в храм, где она хранилась, ударила молния. Здание полностью сгорело, но сама икона чудом осталась невредимой. Но к ней припаялись мелкие монетки — грошики.
После того пожара у икона начались чудеса исцелений. С тех пор к ней нескончаемым потоком идут паломники.
Видео
Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1:21)
С духовной историей Скорбященской церкви начала второго десятилетия 20 века неразрывно связана судьба петербургской блаженной старицы Матренушки-Босоножки, могила которой находиться в ограде церкви.
В апреле 1911 года к Скорбященской церкви на рабочей окраине Петербурга шел нескончаемой поток народа. Шлиссельбургский тракт в районе поселения Императорского Стеклянного завода был заполнен толпами верующих, желающих проститься со старицей Матренушкой-Босоножкой. Это было свидетельством народного почитания и любви к блаженной старице, свидетельством ее святости.
Краткое житие блаженной
Судил Бог
Матрене появиться на свет в 1814 г. на костромской земле, в семье простых крестьян Щербининых, живущих от сохи и пашни. Ее отец и мать, а также три брата, занимались земледельем. О детстве Матрены ничего неизвестно. Когда пришло время замужества, ее избранником оказался человек небогатый, но хозяйственный, из мещан, Егор Мыльников. Супруги жили мирно, муж владел бакалейной лавкой.
Спокойное течение жизни нарушила грянувшая российско-турецкая война. Егора призвали в армию, Матрена не стала отсиживаться дома. «Где муж, там и жена, ему подмога» — так подумала Матрена и отправилась на фронт вслед за своим супругом. Она мужественно несла подвиг сестры милосердия, жертвуя солдатикам своим скромным жалованием.
Сразу после того, как она узнала о гибели Егора, Матрена вернулась домой. Она решила расстаться с прежним образом жизни, всецело предав себя Богу. Простившись с хозяйством, пожертвовав всё накопленное трудами имущество нуждающимся, Матрена вышла на дорогу и с молитвой в сердце отправилась куда глаза глядят.
С тех пор людская молва полнилась рассказами о босой страннице. Прозвали люди Матрену Босоножкой. Четыре раза ходила она в Палестину, побывала на Соловках, а последние три десятилетия прожила в Санкт-Петербурге, на Петроградской стороне. Потому и прославилась она именно здесь как местночтимая святая
, усердно помогавшая страждущим.
К своему уходу Матрена начала готовиться за два года до случившегося: каждое воскресенье исправно причащалась
, часто
соборовалась
. На исходе первого весеннего месяца 1911 г. поделилась она с приходящими к ней вестью: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». По слову ее и случилось. 30 марта тронулся лед на Неве. В этот день скончалась тайная
схимонахиня
Мария, давно принявшая постриг в святом городе
Иерусалиме
.
Прежняя жизнь
О детских годах Матроны известно немного: родители ее происходили из местных крестьян-земледельцев, воспитывали четверых детей. Кроме Матроны, у Петра и Агафьи Щербининых было трое сыновей: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием и были, как и сама Матрона, неграмотны. Замуж Матрона Петровна вышла за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. В Костроме семья имела свой домик и бакалейную лавочку. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. муж ее был призван в армию, Матронушка отправилась вместе с ним на фронт сестрой милосердия. Уже тогда ее смиренная душа, которая получила от Бога великий дар сострадания, проявилась в полной мере. Она помогала всем, как могла, и все свое сестринское жалование (25 рублей) раздавала нуждающимся солдатам.
Церковь, рядом с которой находится ее могилка
3
Апрель
1911 года
На погребении
присутствовало более 20 тысяч человек. Разношерстную толпу почитателей святой старицы еле сдерживала полиция. Каждый хотел прикоснуться ко гробу, в котором лежала Матронушка. В последний путь ее провожали простые работяги и купцы, чиновники и дворяне.
Тронутый народной любовью к блаженной, архимандрит
Александр в надгробном слове воскликнул:
«Как знаменательно! Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея еще более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Босоножку похоронили во дворе часовни
иконы
«Всех скорбящих Радость», где проводила она свои последние дни. После революции 1917 г. намоленное место подверглось разорению, а могилка утрачена.
Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
В 90-е на месте разрушенной часовни появился красавец храм
, который по благословению высокого священноначалия стал
подворьем
Зеленецкого Свято-Троицкого
монастыря
. В результате строительных работ там и обнаружили склеп с гробом Матроны.
Интересный факт
Удивительно, но близкое расположение к Неве не повлияло на содержимое склепа! Избежавший тления гроб был поднят и поставлен в храме для поклонения, после чего останки Матроны благоговейно захоронили на том же месте.
Место погребения Блаженной Матроны Босоножки
Блаженная Матронушка Босоножка (Петербургская)
Около часа дня 30 марта (12 апреля) 1911 года в Санкт-Петербурге тихо почила старица схимонахиня Мария, известная в народе под именем Матронушки-Босоножки.
Похороны состоялись 3 апреля. Утром церковь Скорбящей Божией Матери была заполнена пришедшим народом. Усиленный наряд полиции едва сдерживал огромную толпу. Вскоре не только ограда церкви, но и Шлиссельбургский проспект был заполнен странниками, фабричными работниками, купцами, чиновниками, богатыми дамами. Желая попрощаться с отошедшей в иной мир их общей утешительницей, они собрались возле её гроба.
«Как знаменательно! – сказал архимандрит Александр в своём прощальном слове. – Мы празднуем Вербное воскресенье, когда Христос входил в Иерусалим и Его торжественно встречали. И эта раба Божия, посетившая несколько раз Иерусалим, теперь идёт в Небесный Иерусалим… Вербное воскресенье – победа Христа над смертью. Погребение ея знаменует переход к новой жизни… С течением времени память ея ещё более окрепнет и привлечёт богомольцев, которые будут молиться о ней. Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту».
Послышались громкие рыдания. Гроб накрыли крышкой и подняли на руки, относя тело к месту упокоения.
Через столетие
В ограде церкви позади часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на скамейке сидела женщина. Её взгляд был затуманен слезами, губы беззвучно шевелились, а глаза неотрывно смотрели на могилу, покрытую белым мрамором. На могиле лежали свежие цветы, конфеты, шоколадки, яблоки. Дары людей, которые видимым образом выражали свою благодарность.
Женщина поднялась со скамейки и, перекрестившись, сделала поклон до земли. Обойдя могилку, поцеловала большой деревянный крест.
Мне стало жаль эту женщину, она была похожа на съёжившийся комочек боли, и я протянула ей ангелочка, вырезанного из бумаги племянницей. Она держала в руках ангелочка, рассматривая его, и улыбалась. «Она поможет!» – уверила я её.
Я зажгла свечу и поставила её на уличный подсвечник. Я тоже пришла просить о помощи. У меня очень сильно болел желудок, я не могла есть. К этому прибавилась общая слабость, и я практически не выходила из дома. Не было сил, и с работы пришлось уволиться. Ко всему прочему прибавились долги по квартплате. В притворе храма я увидела объявление о том, что требуется уборщица. «Что ж, – решила я, – если и помирать, то в церкви!»
Предупредила настоятеля о том, что больна, и никого не хочу подводить. К моему удивлению, отец Богдан согласился принять меня на работу со словами: «Вы же ещё не пробовали, вот и попробуйте».
Неделю меня штормило, тошнило, кружилась голова. Но я никому об этом не говорила и работала, стараясь выполнять всё добросовестно. Я не заметила, как за мытьём полов пролетел месяц, но самое удивительное – состояние моего здоровья заметно улучшилось. И что самое главное – я научилась мыть пол. Если вы улыбаетесь, то значит, не представляете, что такое мыть пол в храме.
Сон
– Где тут можно поставить свечку от избавления от страсти? – услышала я в один из дней моего дежурства. На меня смотрели измученные глаза мужчины очень высокого роста. Я подвела его к иконе «Неупиваемая Чаша».
– Я пришёл сюда, потому что она мне снится уже второй день! – взволнованно произнёс он.
От удивления я чуть не выронила на пол железную тарелку для сбора огарков от свечей.
– Матрёна снится! Я больше не могу!
– А Матрёнушка что-нибудь говорит вам? – спросила я.
– Ничего не говорит – стоит, молчит и так укоризненно смотрит и головой качает.
– Значит, поможет! – сказала я.
– Я надеюсь. Моя мать сюда ходит часто, а я в первый раз. Хочу бросить пить, но срываюсь.
– Наверное, страсть сразу не оставит, – предположила я.
– Да я знаю: нельзя, чтобы в одно мгновение произошло исцеление.
– Верю, что раз она вас сюда привела, значит, поможет.
– Я тоже верю, – сказал мужчина.
Он произнес эти слова с таким смирением и надеждой, что было понятно, что вместе с Богом можно всё победить и одолеть. Мы вышли на улицу, пахло весной, светило солнышко, и я вспомнила, как год назад мы с подругой шли вдоль Невы, направляясь на праздничную службу в храм. На Неве появились проталины. Глядя на взъерошенные льдины, мы увидели напротив храма две маленькие фигурки. Произошло это 15 февраля 2014 года.
Спасение на водах
Бригада МЧС вышла на хрупкий лёд со страховкой. Девочки уже были на середине реки. Переправиться по некрепкому льду было практически нереально, не говоря уже о том, что это было опасно, так как стояла оттепель. Сотрудники боялись спугнуть детей. Все стояли у могилки и молились Матрёнушке. Девочки перебрались на другой берег, пройдя этот опасный участок невредимыми.
– Семь лет назад, – сказал стоящий рядом с нами охранник, – чуть подальше от этого места по реке погибли два мальчика. Сначала один ушёл под лёд, потом другой.
Он с минуту стоял молча. Затем продолжил:
– Течение реки подо льдом в два раза сильнее, и если кто проваливается, то уже не может всплыть – его уносит под лед. То, что девочки спаслись, это чудо.
– Матерь Божия их спасла и Матрёнушка, – уверенно сказала подруга.
По вере чудо и даётся
Так говорит настоятель храма в честь иконы «Всех скорбящих Радость» иерей Богдан Полевой.
– Я священник, и неоднократно становился свидетелем того, как больные люди с последней стадией онкологии приходили с благодарностью через месяц-два, падали на колени совершенно здоровыми. По вере чудо и даётся.
…Матрёна Петровна Мыльникова родилась в семье крестьян-земледельцев. Отец Пётр Евстигнеевич Щербинин и жена его Агафия, урождённая Нестерова, кроме Матрёны имели трёх сыновей, которые занимались земледелием. Матрёнушка вышла замуж за мещанина Егора Тихоновича Мыльникова. Во время турецкой войны 1877–1878 гг. Матрёнушка последовала за мужем, которого призвали на фронт, в качестве сестры милосердия. На войне муж погиб, а Матрёнушка после окончания войны продала свой дом в Костроме, имущество раздала нищим, а сама пошла странствовать.
– Это удивительный человек, – продолжал рассказывать отец Богдан. – К Матрёне приезжали самые разные люди, она всех принимала, за всех молилась, всем помогала. Она приняла на себя подвиг юродства – особая форма служения. Босая и зимой, и летом, она ходила в белом одеянии, с посохом в руке.
– Даже в самый непогожий день, в мороз, дождь, жару приходят люди и ставят свечи, а потом через какое-то время возвращаются с благодарностью. Приходите к Матери Божией, приложитесь к иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приходите к Матрёнушке и дарите эту любовь и эту радость окружающим. Чтобы все видели, что вот православный христианин, от него идёт тепло и радость, – закончил этими словами настоятель.
Бабуля
Одним из таких примеров является для меня женщина, с которой познакомилась я на работе в храме.
Маленькой девочкой она пережила блокаду. Несколько раз, провожая меня домой после работы, она показывала мне места, где они ели траву в блокаду.
– Мы всю траву съели здесь, – говорила она.
Я налила ей горячего чая, она бережно развернула просфору.
– Я ещё не завтракала, – сказала она. – К Матрёнушке я, можно сказать, приползла. Меня в трамвай посадили, а чтобы выйти, я спускалась, держась за поручни, ноги меня не держали. Совсем не могла ходить. Легла на могилу и плачу: «Матрёнушка, помоги». И – чудо! Встала с могилки и пошла своими ногами. Вот теперь хожу и всем рассказываю про неё.
Мы не заметили, как с нами рядом сел Геннадий, прихожанин.
– У меня тоже ноги болят, – пожаловался он.
– Снимай обувь, – сказала бабуля и первая ловко скинула с ног свои ботинки. – И пойдём за мной.
Геннадий разулся и, тяжело ступая босыми ногами, пошёл вокруг могилки за бабулей.
– Ноги стали легкими, и усталость куда-то улетучилась, – сказал он, улыбаясь.
– Ангел мой! – услышала я обращение ко мне сотрудницы. – Крещение будет через полчаса, надо приготовить всё.
Мне пришлось снова сковать свои ноги обувью, а Геннадий и бабуля стояли босые, продолжая своё лечение.
– Теперь я знаю дорогу к здоровью, – сказал Геннадий.
– Ангел мой, надо ещё успеть пол помыть! – сказала сотрудница, увлекая меня за собой. Эта женщина своих собеседников часто называет именно так. Имя её я вам не назову, а то больше никогда от неё такого не услышу. Но именно она научила меня мыть пол. Она никогда не уйдёт из храма, если он не убран. Пол она моет так, как моряки драят палубу своего корабля. Под ногами у неё мыльная губка, а в руках скребочек, и ни одно пятнышко, ни один восковой ошмёточек на полу не минует этого трудолюбивого «мойдодыра».
Вчера мы подошли под благословение к о. Владимиру, а она ему и говорит:
– Простите меня, отец Владимир.
– Да за что тебя прощать-то? Ты ведь ангел Божий.
Вот, оказывается, как других называешь – таков ты и сам.
Приходите ко мне на могилку
«Приходите ко мне на могилку, как к живому», – завещал Вырицкий старец Серафим. Так говорили и Матрёнушка Московская, и святой Серафим Саровский. Ежедневно я вижу, как приходят люди к могилке, плачут, радуются, молятся, просят. И невидимо из неземного иного мира откликается на скорбящие мольбы Матерь Божия – по молитвам Матрёнушки.
Однажды к могилке пришёл ребёнок, шестилетний мальчик Игнат, страдающий сахарным диабетом, инсулинозависимый. Его привела сюда его родная тётя. А потом он привёл сюда и свою маму Марию. Показал дорогу!
Мария рассказывала: «Он приехал от Матрёнушки такой счастливый и сказал, что почувствовал себя так хорошо, «как у мамы», и сразу же захотел ко мне. Но самое главное, что я увидела в его глазах радость. Несмотря на больницы, уколы, строгую диету, его глаза светились счастьем!»
Приходите и вы, и обнимет вас благодать, и воскликнете вы: «Видящее токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, благая Богородительнице, яко Ты еси молящихся благая Помощница, обидимых Заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих Кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных Наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственнее вопием о Тебе Богу».
(Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Всех скорбящих Радость»).
Подвиг юродства Христа ради
После гибели на войне мужа, Матрона решила всю свою оставшуюся жизнь посвятить Богу. После того, как закончилась война, Матрона вернулась в Кострому, продала имущество, деньги раздала нищим и отправилась странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради. С того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Даже зимой Матрона носила легкую летнюю, обязательно белую одежду. Последние 30 лет своей жизни блаженная провела в Санкт-Петербурге, где жила сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет — у часовни во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этой часовне произошло прославление иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (чудо с грошиками), в этой часовне совершались исцеления по молитве к чудотворной иконе; и здесь же всегда можно было встретить Матренушку, единодушно всеми любимую прозорливую старицу. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала промысел Божий.
С просьбами о помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах обращались к Матренушке, как ласково называли ее в народе, тысячи человек. Многие, проходя мимо ее квартиры, заходили к ней запросто. Она принимала всех, утешала, давая советы и оставляя человека помолиться вместе с ней. По ее молитвам избавлялись от тяжкого недуга алкоголики, сохранилось много описаний случаев чудесных исцелений. Люди, которые долго не могли получить работу, повышение жалования или имели какую-либо серьезную нужду, получали необходимое, помолившись вместе с ней Господу Богу. Многих людей Матренушка предупреждала о грозящей опасности. К ее словам внимательно прислушивались, но если им не следовали, то с человеком могло случиться несчастье. Так, один ее знакомый, стрелочник Николаевской железной дороги, несколько раз спрашивал совета, когда ему предложили перейти на новое место, где платили на 7 рублей больше. Блаженная старица каждый раз не рекомендовала ему это делать, но желание получать больше денег взяло верх. Вскоре после перехода на новую должность стрелочник попал под поезд и получил серьезные травмы, оставшись инвалидом. Потом он покаялся в том, что не послушался ее совета.
Известность Матренушки была очень велика, почти такая же, как в свое время слава блаженной Ксении Петербургской. Почитателями ее были люди самых разных сословий: и простолюдины и интеллигенция; приглашали ее и в дома высокопоставленных особ. Всем находила она слова утешения, поддержки, всем пыталась помочь по мере своих возможностей. Высокопоставленные государственные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
Многие люди жертвовали ей деньги, иногда очень значительные. Все эти средства Матренушка употребляла на дела благотворительные, богоугодные — раздавала милостыню, помогала тем, кто попадал в тяжелые житейские ситуации, посылала пожертвования в бедные приходы и монастыри, покупала и дарила Святые Евангелия и иконы, которыми благословляла посетителей. Одного только лампадного масла она рассылала по приходским церквам и монастырям ежегодно более 50 пудов.
Так, в трудах и молитвах, проходила жизнь блаженной старицы. Господь дал ей знать время своего ухода. С начала 1909 года Матренушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Христовых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание и стала слабеть на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». 97-летняя блаженная старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход. День похорон ее пришелся на Вербное воскресенье.
Текст и фото: Антонина Кябелева
Когда заходит речь о Санкт-Петербурге в религиозном контексте, то первая ассоциация, непроизвольно возникающая у многих россиян, связана с покровительницей Северной столицы Ксенией Петербургской.
Не случайно завершающий четвертый день пресс-тура по религиозным местам Санкт-Петербурга начался с посещения часовни святой Ксении Петербургской. Мы подробно рассказывали о том, что удалось увидеть журналистам в течение удивительного путешествия по святым местам города на Неве и монастырям Ленинградской области. В конце поездки нас тоже ждали сюрпризы. Если о Ксении Петербургской знают далеко за пределами Питера, то о петербургской праведнице Матроне-Босоножке известно немногим.
Покровительница Северной столицы
Согласно преданию, Ксения Блаженная Петербургская в 26 лет внезапно потеряла мужа и после этой трагедии полностью изменилась. Она раздала все свое имущество и следующие 45 лет скиталась по городу, помогая людям, предупреждая их о грозящей опасности. Она была погребена на Смоленском кладбище, расположенном на Васильевском острове.
Рассказывают, что холмик над могилой разобрали верующие: кто камешек уносил домой, кто немного земли. Тогда было решено на месте ее захоронения построить часовню, к которой теперь устремляются верующие.
Обычно там многолюдно даже в будние дни. Мы тоже застали множество людей, которые нескончаемым потоком шли помолиться у могилы покровительницы Санкт-Петербурга.
Как гласит предание, Ксению часто видели на Смоленском кладбище, где был похоронен ее муж. В то время там началось строительство Смоленской церкви. Но работы затянулись. Ксения Петербургская по ночам носила кирпичи на леса, помогая рабочим возводить храм.
Главная святыня храма – Смоленская икона Божией Матери, которая считается чудотворной.
Смоленское кладбище представляет собой ухоженный комплекс с аккуратными аллеями, скамейками с навесами от дождя, туалетами, указателями, помогающими ориентироваться среди захоронений. Кладбище возникло одновременно со строительством города.
Здесь была похоронена няня Александра Пушкина – Арина Родионовна. Хотя точное место ее захоронения установить так и не удалось. Здесь был погребен украинский писатель и поэт Тарас Шевченко. Позже его перезахоронили на Украине, а на месте бывшей могилы установили гранитный валун с надписью. На Смоленском кладбище похоронены певец Эдуард Хиль, певица Людмила Сенчина, режиссер Алексей Балабанов.
Памятник «врагам» сохранился, а первостроителям уничтожен
Сампсониевский собор был воздвигнут в честь победы Петра I над шведами под Полтавой. Сначала была построена деревянная церковь, а каменный храм появился в конце 30-х годов восемнадцатого века.
Он является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга, а искусствоведы считают его архитектурным шедевром эпохи барокко. Особенно знаменит роскошный резной иконостас.
За Сампсониевским собором находилось кладбище, где были похоронены известные архитекторы Трезини, Растрелли, Гербель. Но кладбище не сохранилось, так как в XX веке на его месте решили разбить сквер. В 1995 году в сквере в память об архитекторах-первостроителях Санкт-Петербурга был открыт памятник, созданный Михаилом Шемякиным. Перед пятиметровой гранитной аркой находился бронзовый стол, на котором лежал первый план Северной столицы, стояли подсвечник и череп. Но в первозданном виде памятник простоял около пяти лет и был разрушен вандалами. Все бронзовые элементы памятника архитекторам-иноземцам были украдены.
Около собора были похоронены кабинет-министр Артемий Волынский и двое его сподвижников — Андрей Хрущев, архитектор Петр Еропкин.
Именно Еропкин придумал планировку Санкт-Петербурга в виде трех лучей, отходящих от Адмиралтейства. Всех троих обвинили в заговоре против фаворита царицы Анны Иоановны — Бирона — и казнили в 1740 году в один день. Сейчас около храма воздвигнут памятник «Врагам Бирона».
У Матроны-Босоножки
Самые яркие впечатления заключительного дня пресс-тура остались от посещения Храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», который расположен на проспекте Обуховской обороны. Как принято говорить, все сошлось в одной точке: удивительная история чудотворной иконы, уникальность самого храма, личность его настоятеля отца Богдана Полевого, перед обаянием, открытостью и чувством юмора которого невозможно устоять, и судьба похороненной на живописной набережной Матроны-Босоножки.
«Вплоть до 1888 года на этом месте не было ничего — ни большого храма, ни жилых построек. Город заканчивался Обводным каналом. При Императорском стекольном заводе здесь находилась маленькая деревянная часовня, в которой не было ничего интересного. 5 августа 1888 года здесь произошло чудо, которое очень круто изменило историю этого места.
В часовню попадает молния, и она полностью сгорает. Когда пришли разобрать пожарище, то обнаружили, что вся утварь погибла, кроме одной-единственной иконы, которая висела в уголочке. Это был список с чудотворной иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Она не только не пострадала от огня, но с ней произошло чудо — к ней прилипли монетки.
Видимо, рядом стоял ящик для пожертвований. К иконе прилипли раскалившиеся от огня грошики — самые мелкие монеты того времени», — рассказал отец Богдан Полевой.
После этого часовню быстро восстанавливают, а икону, получившую после пожара название «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)», помещают на видное место. Весть об уцелевшей иконе быстро распространяется по окрестностям. Естественно, сюда устремляются верующие, и начинают происходить чудесные исцеления. Отец Богдан Полевой рассказал, что удалось найти брошюру дореволюционного издания, где описываются случаи выздоровления от тяжелых недугов. После этого икону причисляют к списку чудотворных.
«Это первая и единственная до сих пор чудотворная икона, чудо с которой произошло именно в Петербурге»,
— отметил настоятель храма.
После этого рядом с часовней строится храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)».
В советские времена храм был полностью уничтожен, фактически стерт с лица земли. От него остался только фундамент. С 1990-х годов начинается его восстановление по сохранившимся рисункам и фотографиям. Сейчас завершается роспись стен. В часовне находится копия чудотворной иконы, а сама она последние 70 лет хранится в соседнем храме Святой Троицы «Кулич и Пасха» у метро Пролетарская. После освящения восстановленного храма икона должна вернуться на прежнее место.
В подвале храма создан современный музей, рассказывающий об истории храма и его святынях.
Вместе с восстановлением храма полностью преобразилось пространство вокруг него. Здесь появились удивительно красивая набережная с пешеходной дорожкой для прогулок, причал, детский городок, фонтан, небольшой парк.
«Храм преобразил микрорайон. Раньше люди проезжали мимо этого места и отворачивались. Сейчас это центр притяжения»,
— с гордостью сказал настоятель.
Рядом с храмом находится могила Матроны Петровны Мыльниковой, которую в народе прозвали Матроной-Босоножкой, так как она ходила босиком. Сейчас идет работа по ее канонизации. Она родилась в 1814 году в деревне Ваниной Костромской губернии в крестьянской семье. После гибели на войне мужа она полностью посвящает себя Богу. Последние 15 лет старица жила возле часовни. Рассказывают, что в день она принимала до 200 человек. Все, что ей дарили, она отдавала в монастыри и детские приюты.
О том, насколько почитали Матрону-Босоножку в Санкт-Петербурге, можно судить хотя бы по тому, что в день ее похорон в 1911 году проститься с ней, как рассказывали в газетах того времени, пришло от 20 до 25 тысяч человек.
Сохранилась переписка с царской семьей, которая преподносила Матроне подарки. Интересно, что возле храма не был похоронен ни один настоятель, так как земля принадлежала не церкви, а царскому двору. Для Матроны-Босоножки было сделано исключение: было получено согласие от императора.
Советская власть пыталась скрыть захоронение Матроны. На этой территории был устроен склад отходов производства.
«Могилу долго не могли найти. Экскаваторщик уже почти отказался, но бабушки взмолились, попросили попробовать последний раз. И тут послышался лязг. Оказалось, могила. По фотографиям было известно, как выглядел гроб, в котором была похоронена Матрона-Босоножка. Гроб был подарен царской семьей. Вскрывать его мы не стали, так как Матрона официально пока не прославлена в лике святых»,
— рассказал отец Богдан.
По его словам, с момента восстановления могилы Матроны-Босоножки у него накопилась целая папка свидетельств людей, которые уверены, что им помогла именно петербургская старица.
Когда мы приехали в храм, был мрачный питерский день, характерный для поздней осени. Настоятель храма рассказал, что были воссозданы пять украшенных горным хрусталем крестов. Он очень жалел, что мы не увидели храм в солнечный день, когда лучи отражаются в хрусталиках крестов и кажется, что весь храм светится разными огнями.
Я скептически отнеслась к этому замечанию, предполагая сильное преувеличение относительно свечения крестов. Когда наш визит подходил к концу и организаторы тура настойчиво просили журналистов пройти в автобус, из-за облаков несмело выглянул солнечный лучик. И я вдруг увидела, как над церковью, словно на новогодней елке, зажглись разноцветные огоньки. Увидев мой восторг, отец Богдан разочарованно заметил, что это все только слабое подобие того, что можно увидеть в солнечный день.
В лавру на дегустацию
Четырехдневный пресс-тур завершился посещением Александро-Невской лавры. В конце этого года планируется закрыть на реставрацию Троицкий собор. Нам показали те церкви, которые будут открыты во время реставрации главного храма.
Благовещенская церковь стала первом каменным храмом монастыря, вокруг которого формировалась Александро-Невская лавра. Именно сюда Петр I под звон колоколов и пушечные выстрелы лично перенес мощи Александра Невского, которые хранились во Владимире. Позднее, когда был построен Троицкий собор, мощи были перенесены в главный храм лавры. После закрытия Троицкого собора на реставрацию мощи Александра Невского планируется вернуть в Благовещенскую церковь.
В советское время на территории Александро-Невской лавры был создан Государственный музей городской скульптуры. Возвращение зданий церкви происходило постепенно. Только весной 2021 года в верхнем храме Благовещенской церкви впервые за последние 88 лет была совершена божественная литургия. В нижнем храме Благовещенской церкви находится могила Александра Суворова.
На территории лавры есть странное кладбище, где похоронены красноармейцы. После революции монастырь лишился своих земель и утратил контроль над захоронениями. Место было престижным, и здесь хоронили революционеров, красноармейцев. Я случайно наткнулась на могилу сандружинницы Маруси Мудрецовой.
В Александро-Невской лавре работает множество мастерских – иконописная, ювелирная, реставрационная, фарфоровая, швейная, столярная, есть свои гостиницы, центр по приему паломников, экскурсионное бюро. С 2019 года в монастыре производят свой сыр.
Для нас вкусным «гвоздем программы» стала дегустация местных сыров, которые продаются в монастырской лавке. Правда, цены на местную продукцию вполне сравнимы с ценами на хороший сыр из Европы — примерно 1,5 – 2 тысячи рублей за килограмм. В среднем каждый день сыроварня производит 50 килограммов сыра.
В монастыре можно заранее заказать дегустацию, на которой подробно расскажут о местной продукции и, естественно, дадут попробовать. Александр, который провел для нас презентацию монастырских сыров, утверждал, что сыр производят только из качественного молока. Сырье обязательно проверяют уже в монастыре.
«Если молоко нас не устраивает, мы его возвращаем. Мы не делаем из плохого молока плохой продукт»,
— заметил Александр.
Сыры оказались с широкой вкусовой палитрой, от классических до весьма оригинальных. Удивили несколько видов творожных сыров, сделанных по швейцарским рецептам. После дегустации мало кто остался равнодушным и не приобрел в лавке вкусную продукцию монастырского производства.
За четыре дня нам удалось столько увидеть, узнать, почувствовать, что поначалу я плохо представляла, как сжать несжимаемое до размера обычной статьи. Несмотря на крайне насыщенную программу нашей поездки, самым важным для меня стала даже не информационная и безусловно очень интересная составляющая тура, а какие-то иные, не всегда зримые пласты нашей культуры и истории, к которым можно прикоснуться только через судьбы людей. Судьбы удивительные, чаще трагичные, но всегда исполненные каким-то высшим смыслом, до конца постигнуть и разгадать который, как мне кажется, у нас никак не получается…
Храм чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)»
Храм открыт с 9:00-19:00 ежедневно. В дни вечерних богослужений закрывается по окончании богослужения в 20:00-20:30.
Адрес: 192019, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 24.
Тел. церковной лавки: 8 (812) 962-47-98
Тел. канцелярии: 8 (812) 418-35-50
E-mail: hramsgroshykamy@gmail.com
Реквизиты:
Православная местная религиозная организация Приход храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)» на пр. Обуховской Обороны г. Санкт-Петербурга
Юридический адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 24, лит. А.
Почтовый адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 24, лит. А.
Банковские реквизиты (реквизиты для пожертвований):
Наименование: ПМРО Приход храма иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость (с грошиками)»
ИНН: 7811714432 КПП: 781101001
Расчетный счет: 40703810404060000007
Наименование банка: Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) в г. Москве БИК: 044525411
Корреспондентский счет: 30101810145250000411
Настоятель храма иерей Богдан Юрьевич Полевой
телефон для связи: +7(999) 060-71-57