Бланки учреждений с угловым расположением реквизитов впервые появились

История бланка
в России

История бланка
насчитывает более двух столетий, что
говорит об устойчивости традиций в
оформлении документов. Еще в начале
XYIII века официальные документы писались
на гербовой бумаге. Впервые штемпелирование
бумаги государственным гербом для
составления официальных бумаг было
введено в Голландии в 1624 г. В России
появление гербовой бумаги относится к
концу XVII в. Проект «клеймения» бумаги
был подан Петру I дворецким Б.П. Шереметева
А.А. Курбатовым. Царь оценил финансовые
выгоды этого мероприятия, и указом от
1 марта 1699 г. гербовая бумага была введена
на территории всего государстваСуть
этого нововведения состояла в том, что
для составления практически любого
документа бумагу надо было покупать у
государства. Каждый лист гербовой бумаги
имел штамп с изображением государственного
герба. Петр I ввел три разновидности
гербовой бумаги:

  • ·с «большим
    клеймом» по 10 копеек (три алтына две
    деньги) за лист для оформления сделок
    на сумму 50 рублей и выше;

  • ·со «средним
    клеймом» по одной копейке (две деньги)
    за лист;

  • ·и с «меньшим
    клеймом» по полкопейки (одной деньге)
    за лист. Бумага со «средним» и «меньшим»
    клеймами использовалась для составления
    челобитных, в приказном делопроизводстве
    и пр. Было также утверждено три образца
    гербовой бумаги разной стоимости: в 20
    или 10 копеек, в 2 деньги или одну копейку
    и одну деньгу. И на столбцах — 25 и 50
    копеек.Указом от 7 декабря 1699 г. введено
    еще два вида гербовой бумаги: по 25 копеек
    за лист для оформления сделок на сумму
    до 1000 рублей и по 50 копеек — для сделок
    на сумму свыше 1000 рублей [1, с. 33].

Штамп имел круглую
форму с гербом и указанием цены листа.

Обязанность
производить гербовую бумагу, т. е. ставить
штампы, была возложена на Оружейную
палату. Позже, с 24 августа 1722 г., этим
начала заниматься Мануфактур-коллегия,
с 24 февраля 1727 г. — Коммерц-коллегия, а
затем — Экспедиция о государственных
доходах.

Первая партия
гербовой бумаги предназначалась для
разрезки на столбцы, поэтому штамп
ставился на каждом листе два раза, в
верхних правом и левом углах. Такая
расстановка штампов была нужна для
того, чтобы при разрезке листа на два
столбца на каждом столбце имелся штамп.
Это привело к путанице и спекуляциям —
в отдаленных от столицы местах стали
продавать столбец по цене листа, так
как в присутствующем на каждом столбце
штампе указана цена целого листа.
Трудности использования в справочных
целях столбцов, сложности, возникшие
при хранении, привели к их отмене.

Своим Указом 1699
г. Петр I ввел гербовую бумагу, на которой
стали составляться документы. В 1700 г. в
делопроизводстве перешли от столбцов
на тетради, Указом Петра I от 1700 г. было
предписано заменить их тетрадями:
«…всякие нашего великого государя и
челобитчиковы дела писать в лист и в
тетради дестевые, (т. е. в пол-листа,
вместо ранее существовавшего формата
«в четверть»), а не в столбцы».Тетрадь
— это лист бумаги, сложенный вдвое.

С 1702 г. на каждом
листе ставилось четыре штампа — на
каждой стороне по два в верхнем и нижнем
углах.Позже порядок штампования листов
утвердился окончательно — по одному
штампу на странице в правом верхнем
углу. С 1719 г. помимо цены на штампе стали
ставить год выпуска. Таким образом,
гербовую бумагу без даты следует относить
к периоду с 1699 по 1718 гг. Датировать более
точно внутри этого периода можно по
расположению штампов на листе.

С 1720 г. до 1723 г. на
штампах не ставили цены, а только дату.
Штамп, утвержденный в 1724 г., просуществовал
только до 1726 г., а штамп 1726 г. — до 1764 г.
С 1724 г. на гербовой бумаге появляется
специальная филигрань: вверху надпись
«Гербовая бумага», а под ней на каждой
половине листа — два орла .

В 1767 г. на филиграни
гербовой бумаги ценой в две копейки
стали указывать дату ее выпуска, что,
правда, соблюдалось не всегда. В 1798 г.
рисунок штампа опять изменили, а в 1800
г. в него ввели мальтийский крест, который
был изъят в 1801 г. Для датировки эти
изменения существенного значения не
имеют, так как на штампе с 1720 г. неизменно
стоит дата выпуска.В XIX веке в системе
управления и делопроизводства произошли
существенные изменения, что привело к
изменениям формы документов. Официальные
документы составлялись на бланках с
угловым расположением реквизитов.
Унификации формы документа способствовало
установление правил применения гербовой
бумаги. В XIX в. законами было установлено,
на какой бумаге какие документы писать.
Простая гербовая бумага имела пять
«разборов» — в 15, 30, 60, 90 коп. и 2 руб.
серебром. Чем выше было учреждение, куда
посылался документ, тем дороже должна
была быть стоимость («разбор») гербовой
бумаги. Так, первый «разбор» был установлен
для просительских документов, подаваемых
в низшие инстанции, а четвертый — для
прошений, подаваемых в высшие инстанции.

Унификации формы
документа способствовало установление
правил применения гербовой бумаги. На
гербовой бумаге писались «просительские»
документы и акты, все канцелярское
делопроизводство велось на простой
бумаге. Делопроизводственные документы
по характеру составления и исполнения
были разделены на четыре группы: 1)
внутренние документы, 2) переписка, 3)
«просительские» документы, 4) акты.

«Просительские
документы» — это жалобы, прошения,
отзывы. Для апелляционных жалоб было
установлено 5 видов гербовой бумаги —
от 2 руб. до 10 руб. серебром. Апелляционные
жалобы в Сенат писались на гербовой
бумаге стоимостью 10 руб., в гражданские
палаты — 6 руб.; для «верющих писем»
(доверенностей) употреблялась гербовая
бумага стоимостью 2 руб.

Акты составляли
большую группу документов. Об их видах,
порядке составления и засвидетельствования
подробно говорилось в «Законах
гражданских», опубликованных в Х томе
«Свода законов Российской империи» .
«Крепостная» и «контрольная» гербовая
бумага употреблялась для составления
актов, торговых свидетельств и т. п.
Стоимость этих видов бумаги зависела
еще и от суммы сделки, на которую
заключался акт. Такой порядок частично
сохранялся до 1917 года.

Появление в
делопроизводстве России бланков
относится к началу XIX века, когда широкое
распространение и законодательное
закрепление угловой формы расположения
сведений об учреждении — авторе документа
можно связать с появлением в начале XIX
века практической возможности часть
реквизитов документов писать на бумаге
заранее, то есть заготавливать бланки
заранее.

В 1830 году употребление
бланков было закреплено законодательно,
появляется требование обязательного
применения бланков» для ускорения хода
дел и уменьшения занятий канцелярских
служащих». С 30-х гг. XIX в. появляются
бланковые надписи. Они писались от руки,
изготавливались типографским способом
или проставлялись с помощью резинового
штемпеля. Предписывалось размещать
обозначение автора в левом верхнем
углу. Бланки были двух видов. Один
включал: наименование ведомства,
учреждения, структурной части, от которой
исходил документ, дату отправления
документа, номер его по реестру исходящих
документов, указание места составления.
Кроме того в состав бланка иногда входил
заголовок к документу. Другой вид бланка
состоял из обозначения штатного названия
должностного лица, от которого документ
исходил [1, с. 41—42].

Определялся и круг
документов, для которых могли
изготавливаться бланки. На бланках
писали обычно письма, иногда на бланках
писали и отпуски (черновики) писем.

Указы, журналы,
протоколы, записки и др. писались на
чистых листах бумаги, без бланков.

В XIX в. формуляр
документа выдерживается более строго.
В каждом документе имеются все его
реквизиты, они получают определенное
место. Выделение бланковой надписи с
обозначением в ней автора, даты и номера
документа ускоряло обработку документов.

Для ведения
делопроизводства в XIX в. применялись
как гербовая бумага, бланки, так и чистые
листы бумаги.

Таким образом,мы
можем сделать вывод, что, гербовая бумага
была введена Петром I и на протяжении
нескольких столетий постоянно
преобразовывалась, истоки современного
бланка относятся к XIX веку.

Бланки начали
широко использоваться в делопроизводстве
российских учреждений с XIX в. Первоначально
они были рукописные, их писали каллиграфы
и они заготовлялись впрок «для
ускорения хода дел и уменьшения занятий
канцелярских работников.

Затем бланки стали
изготовлять методом гравирования, а
вслед за этим получили распространение
бланки, набранные в типографии. В это
время бланки использовались только для
переписки, они включали наименование
учреждения, одного или нескольких
структурных подразделений, место для
даты и регистрационного индекса,
местонахождение учреждения.Адрес
учреждения – автора документа в бланке
не помещали. Внедрение в практику
делопроизводства бланков избавило
служащих от необходимости многократно
переписывать одни и те же сведения об
учреждении. В это же время начинают
создаваться бланки, содержащие обозначение
должности автора управленческого
документа, которые в настоящее время
принято называть должностными.

Бланки относятся
к тем элементам документирования,
которые в числе первых были упорядочены
в первые годы советской власти. Еще в
1918 г. специальное постановление
правительства определило состав
реквизитов бланка государственных
учреждений РСФСР – название ведомства,
учреждения, должностного лица, дата,
номер, адрес учреждения-автора.

Первые советские
стандарты, регламентирующие правила
составления и оформления управленческих
документов, были созданы в 1920-е годы. В
одном из них3 была закреплена форма
бланка письма, установлен состав
обязательных реквизитов, их расположение
на листе бумаги. Действовал стандарт
до начала Великой Отечественной войны.

Стандартизация
документов в нашей стране была возобновлена
как одно из направлений совершенствования
документов управления только в 1970-е
годы и в числе первых стандартов были
разработаны требования к составлению
и оформлению организационно-распорядительных
документов, в числе которых были и
требования к бланкам документов.

Согласно
терминологическому стандарту, бланк
документа – это «набор реквизитов,
идентифицирующих автора официального
письменного документа.Бланк даёт
сведения об авторе документа, позволяющие
его идентифицировать как создателя
официального письменного документа.

3. Требования к
изготовлению, учету и хранению гербовых
бланков

Гербовые бланки
документов, т.е. бланки с воспроизведением
Государственного герба Российской
Федерации, является полиграфической
продукцией, подлежащей учету.

Гербовые бланки
изготавливают только полиграфические
и штемпельно-граверные предприятия,
имеющие лицензии на соответствующий
вид деятельности и сертификаты о наличии
технических возможностей для изготовления
указанного вида продукции на должном
качественном уровне.

Изготовление
гербовых банков производят по заказам
органов государственной власти, иных
государственных органов и учреждений,
определенных Положением о Государственном
гербе Российской Федерации и
соответств4ующими правовыми актами
субъектов Российской Федерации.

Гербовые бланки
в организациях подлежат учету. На
гербовых бланках типографским способом
или нумератором проставляют порядковые
номера, а при необходимости – и серии
этих номеров.

Учет гербовых
бланков ведется раздельно по видам
бланков в регистрационно-учетной форме
(карточке, журнале).

Гербовые бланки
хранят в надежно запираемых и опечатываемых
шкафах.

Контроль за
изготовлением, использованием и хранением
гербовых бланков возлагают на подразделение
организации, ответственное за
делопроизводство.

Проверку наличия,
использования и хранения гербовых
бланков проводят не реже одного раза в
год комиссией, назначаемой распорядительным
документом руководителя организации.

В случае обнаружения
нарушений комиссия проводит служебное
расследование, результаты которого
оформляют актом и доводят до сведения
руководителя организации.

Государственный
герб Российской Федерации представляет
собой четырехугольный, с закругленными
нижними углами, заостренный в оконечности
красный геральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья.

Законом установлено
три варианта изображения Государственного
герба на бланках документов: многоцветный
вариант, одноцветный варианта
геральдическом щите и одноцветный без
геральдического щита. Воспроизведение
Государственного герба Российской
Федерации в одноцветном варианте, а
также его воспроизведение без
геральдического щита в виде главной
фигуры – двуглавого орла.

Государственный
герб Российской Федерации (многоцветный
вариант) помещается на бланках:

  • — федеральных
    конституционных законов и федеральных
    законов;

  • — указов и
    распоряжений Президента Российской
    Федерации;

  • — постановлений
    Совета Федерации Федерального Собрания
    Российской Федерации;

  • — постановлений
    Государственной Думы Федерального
    Собрания Российской Федерации;

  • — постановлений
    и распоряжений Правительства Российской
    Федерации;

  • — решений
    Конституционного Суда Российской
    Федерации;

  • — решений
    Верховного.Суда Российской Федерации

  • — решений Высшего
    Арбитражного суда Российской Федерации;

  • — Совета Федерации
    Федерального Собрания Российской
    Федерации;

  • — Государственной
    Думы Федерального Собрания Российской
    Федерации;

  • — Правительства
    Российской Федерации;

  • — Конституционного
    Суда Российской Федерации;

  • — Верховного Суда
    Российской Федерации;

  • — Высшего Арбитражного
    Суда Российской Федерации.

  • Государственный
    герб Российской Федерации; в одноцветном
    варианте помещается на бланках:

  • — Администрации
    Президента Российской Федерации;

  • — Полномочных
    представителей Президента Российской
    Федерации в федеральных округах;

  • — Федеральных
    органов исполнительной власти;

  • — Генеральной
    Прокуратуры Российской Федерации;

  • — Уполномоченного
    по правам человека в Российской
    Федерации;

  • — Счетной палаты
    Российской Федерации;

  • — Центральной
    избирательной комиссии Российской
    Федерации;

  • — Центрального
    банка Российской Федерации/

  • Одноцветный
    вариант Государственного герба
    Российской Федерации без геральдического
    щита помещают на бланках:

  • — Межведомственной
    комиссии по защите государственной
    тайны;

  • — органов, организаций
    и учреждений при Президенте Российской
    Федерации;

  • — органов, организаций
    и учреждений при Правительстве Российской
    Федерации;

  • — федеральных
    судов;

  • — органов прокуратуры
    Российской Федерации;;

  • — дипломатических
    представительств, консульских учреждений
    и иных официальных представительств
    Российской Федерации за пределами
    Российской Федерации.

Изображения герба
на бланках с угловым расположением
реквизитов помещают на верхнем поле
бланка над серединой строки с наименованием
организации, а на бланках с продольным
расположением реквизитов – в центре
верхнего поля. Изображение герба
рекомендуется делать диаметром не более
20 мм.

Заключение

При разработке
бланков документов и дальнейшем их
изготовлении необходимо помнить, что
основные требования к бланкам документов
устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов». Положения данного ГОСТа
необходимо соблюдать. Так, например, в
соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 бумага,
применяемая для изготовления бланков,
должна быть белого цвета или, в
исключительных случаях, слабо окрашена
в светлые тона.

Несмотря на то,
что при разработке бланков необходимо
соблюдать положения ГОСТа Р 6.30-2003,
требования к бланкам документов возможно
конкретизировать в распорядительных
документах организации, инструкции по
делопроизводству и правилах оформления
документов. Главное, чтобы эти требования
не противоречили стандарту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Слайд 1ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
АПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ДО_216
ЛАСКИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ АПОУ ВО «ВОЛОГОДСКИЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА ДО_216
 ЛАСКИНА


Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XI ВВ.) И

В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XI-XVВВ.)
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В IX-XI ВВ.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ
ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XV-XVIIВВ.)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
СИСТЕМА ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ
КОЛЛЕЖСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XVIIIВ.)
РОЛЬ ПЕТРА I В РАЗВИТИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПЕТРА I
ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ XVIII В
ПОЯВЛЕНИЕ ПОСТОЯННЫХ РЕКВИЗИТОВ
МИНИСТЕРСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XIX — НАЧАЛА XX)
ПОЯВЛЕНИЕ БЛАНКОВ
ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА С 1917 ПО 1941ГГ.
ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА С 1945 ПО 1990ГГ.
ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА (1991 – ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XI ВВ.) И В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ


Слайд 3Делопроизводство в древнерусском государстве (IX-XI вв.) и в период феодальной раздробленности

(XI-XVвв.)
Приказное делопроизводство (XVI — XVII в.);
Коллежское делопроизводство (XIII в.);
Исполнительное делопроизводство (XIX — начало XX в.);
Советское делопроизводство (октябрь 1917-1991)
Постсоветский период (1991 — по настоящее время);

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Делопроизводство в древнерусском государстве (IX-XI вв.) и в период феодальной раздробленности (XI-XVвв.) Приказное делопроизводство (XVI — XVII


Слайд 4 Основной материал для письма – пергамент. Для менее важных документов используют

бересту.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XI ВВ.) И В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XI-XVВВ.)

Основной материал для письма – пергамент. Для менее важных документов используют бересту. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX-XI


Слайд 5Чернила, которыми писались древние рукописи, были плотными, густыми бурого оттенка. Они

глубоко проникали в пергамент и с трудом размывались. Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки документов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Чернила, которыми писались древние рукописи, были плотными, густыми бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамент и с


Слайд 6Самой древней формой документа на Руси была грамота — отдельный лист

пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см).
Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В IX-XI ВВ.

Самой древней формой документа на Руси была грамота - отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17


Слайд 7Грамоты уставные;
Вкладные;
Жалованные;
Челобитные;
Купчие;
Заемные;
Закладные
Житийные записи;
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

Грамоты уставные; Вкладные; Жалованные; Челобитные; Купчие; Заемные; Закладные Житийные записи; ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ


Слайд 8Центрами ведения документации и хранения были монастыри, гостиные дворы, являвшиеся крупными

экономическими предприятиями.
До наших дней дошло не более полутора сотен документов, сохранившихся со времен Киевской Руси.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В КИЕВСКОЙ РУСИ

Центрами ведения документации и хранения были монастыри, гостиные дворы, являвшиеся крупными экономическими предприятиями. До наших дней дошло


Слайд 9Получило название по наименованию первых государственных учреждений – приказов.
ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XV-XVIIВВ.)

Получило название по наименованию первых государственных учреждений – приказов. ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XV-XVIIВВ.)


Слайд 10Грамоты (царские указы или указные грамоты);
Приговоры;
Наказы;
Доклады;
Памятки;
Отписки;
Челобитные;
ОСНОВНЫЕ

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Грамоты (царские указы или указные грамоты);  Приговоры;  Наказы;  Доклады;  Памятки;  Отписки; Челобитные;


Слайд 11Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов.

В его ведении состояли дьяки — от одного до трех, а к концу XVII в. в крупных приказах — от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие.
Ни царь, ни бояре свои подписи на них не ставили. Официальные документы могли удостоверяться печатью.

Вислая печать с изображением зверя.
XV в.

СИСТЕМА ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки -


Слайд 12Текст документов писался на узких полосках бумаги (шириной 15-17 см) на

одной стороне.
Соборное уложение 1649 г. имело длину около 309 м), которая скатывалась в свиток, получивший название «столбец». Поэтому и система делопроизводства этого периода называется «столбцовой».

Фрагмент документа Соборное уложение 1649 г.

ОСОБЕННОСТИ ПРИКАЗНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Текст документов писался на узких полосках бумаги (шириной 15-17 см) на одной стороне. Соборное уложение 1649 г.


Слайд 13Наряду со столбцовой формой документа в приказах начала применяться тетрадная форма.

Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. Дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран. Со второй половины XVII в. стали изготавливать отечественную бумагу из тряпья и чернила из солей железа и дубильных веществ.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ

Наряду со столбцовой формой документа в приказах начала применяться тетрадная форма. Тетради собирались вместе, переплетались по мере


Слайд 14Петр I в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы

документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной), вводит в обращение гербовую бумагу.

КОЛЛЕЖСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XVIIIВ.)

Петр I в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной


Слайд 1528 февраля 1720 г. изданный Петром I Генеральный регламент ввел систему

делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий.

РОЛЬ ПЕТРА I В РАЗВИТИИ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

28 февраля 1720 г. изданный Петром I Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название


Слайд 16В Генеральном регламенте подробно проработаны и вопросы документирования и движения дел

(документооборота). Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПЕТРА I

В Генеральном регламенте подробно проработаны и вопросы документирования и движения дел (документооборота). Серьезным новшеством было введение подписи


Слайд 17Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и

регламентировал технологию их ведения, ввел понятие об архивах.

Пример документа XVIII века

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ XVIII В.

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения, ввел понятие


Слайд 18Из текста выделяются реквизиты: адресат, автор, вид документа, подпись, дата составления

(подписания), дата получения документа, скрепы, регистрационные номера (исходящий и входящий).

ПОЯВЛЕНИЕ ПОСТОЯННЫХ РЕКВИЗИТОВ

Из текста выделяются реквизиты: адресат, автор, вид документа, подпись, дата составления (подписания), дата получения документа, скрепы, регистрационные


Слайд 19Новая система управления – министерская основана на принципе единоначалия.
«Общим учреждением министерств»

вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения.

МИНИСТЕРСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (XIX — НАЧАЛА XX)

Новая система управления – министерская основана на принципе единоначалия.


Слайд 20От императора шли указы и повеления;
От министра — доклады (или

записки) и представления;
От Государственного совета — высочайше утвержденные мнения, представления;
От Сената — сенатские указы,
В Сенат поступали представления, рапорты, доношения;
От Комитета министров — выписки из журналов заседаний;
В министерства поступали записки и представления;

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

От императора шли указы и повеления;  От министра - доклады (или записки) и представления; От Государственного


Слайд 21В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки

печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений. Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка. Появляется и ссылка на поступивший документ.

ПОЯВЛЕНИЕ БЛАНКОВ

В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от


Слайд 22Первые годы советской власти ознаменованы поисками правил организации делопроизводства, отвечавших задачам,

которые ставила новая власть. 1920-1930-е годы особый период в развитии советского делопроизводства, так как это время массового движения, названного научной организацией труда (НОТ) и научной организацией управленческого труда (НОУТ). Движение за НОУТ оказало значительное влияние на формирование и развитие делопроизводства.

ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА С 1917 ПО 1941ГГ.

Первые годы советской власти ознаменованы поисками правил организации делопроизводства, отвечавших задачам, которые ставила новая власть. 1920-1930-е годы


Слайд 23Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после

окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения Управления. Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести к началу 60-х гг.

ИСТОРИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА С 1945 ПО 1990ГГ.

Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план


Слайд 24В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам

механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Решено создать специализированный институт с возложением на него задачи разработки Единой системы делопроизводства, сформулировано понятие НОТ и обозначены основные направления исследований.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников


Слайд 25В 1973 г. была одобрена Комитетом по науке и технике СССР

Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД). Ее главная цель — усовершенствовать на единой основе организацию делопроизводства путем внедрения единых форм и методов работы с документами. Основные положения ЕГСД установили правила документирования управленческой деятельности (которые распространялись только на организационно-распорядительные документы).

ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

В 1973 г. была одобрена Комитетом по науке и технике СССР Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД). Ее


Слайд 26Первые ГОСТы на организационно-распорядительную документацию (ОРД) были введены в действие в

1972 г. — ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец».

ВВЕДЕНИЕ ГОССТАНДАРТОВ

Первые ГОСТы на организационно-распорядительную документацию (ОРД) были введены в действие в 1972 г. — ГОСТ 6.38-72 «Система


Слайд 27В 1990 г. документы были переработаны и объединены в ГОСТ 6.38-90

«Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Стандарты на ОРД установили состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к текстам документов и документам, изготавливаемым с помощью печатающих устройств.

УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

В 1990 г. документы были переработаны и объединены в ГОСТ 6.38-90 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации.


Слайд 28С 1990-х годов в России началось активное создание негосударственных организаций. В

большей части этих организаций делопроизводство создавалось заново. С начала 1990-х годов в Российской Федерации стала развиваться законодательная и нормативная правовая база, которая установила требования как к документам, так и к работе с ними.

ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА (1991 – ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

С 1990-х годов в России началось активное создание негосударственных организаций. В большей части этих организаций делопроизводство создавалось


Слайд 29ВВЕДЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В 1993 г. был издан Общероссийский классификатор

управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям и Основные положения по ведению системы классификаторов и УСД.

ВВЕДЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В 1993 г. был издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены


Слайд 30Основополагающими документами для современного делопроизводства являются:
ГОСТ Рб.30-97 Унифицированная система организационно-распорядительной

документации. Требования к оформлению документов;
Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20.02.95 № 24 ФЗ.
Помимо стандартов и федеральных законов, существует еще и Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Госкомстатом России.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Основополагающими документами для современного делопроизводства являются:  ГОСТ Рб.30-97 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;


Слайд 31http://works.doklad.ru/view/c67I8rjUa7g.html-делопроизводство в России
http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/istoriya-deloproizvodstva.html — История делопроизводства
http://studopedia.ru/13_162926_seminar-.html — История развития делопроизводства

в России
.Белов А.Н., Белов А.А. Делопроизводство и документооборот. — М.: ЭКСМО, 2006.
Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М.:ВНИИДАД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

http://works.doklad.ru/view/c67I8rjUa7g.html-делопроизводство в России  http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/istoriya-deloproizvodstva.html - История делопроизводства http://studopedia.ru/13_162926_seminar-.html - История развития делопроизводства в России  .Белов


1.1. Делопроизводство в Древнерусском государстве

На ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности (до конца XV в.) государственных учреждений еще не существовало. Их функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществлявшие свою деятельность либо с очень ограниченным штатом чиновников, либо вообще без него. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления.

Письменные документы того периода, дошедшие до нас, данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в Х в. в Древнерусском государстве существовала культура написания документов. Примером могут служить договоры с Византией 911 и 945 гг. Примечательно, что в обоих договорах упоминается о практике составления документов: в первом случае — письменных завещаний, во втором — подорожных грамот для купеческих кораблей.

В период правления князя Владимира Святославича в Киеве — столице Древнерусского государства (978—1015) — существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» — хранителей княжеской печати, «металников» — судейских секретарей, писцов и дьяков при князьях и крупных феодалах.

В этот период в основном документировались правовые отношения, создавались жалованные и вкладные грамоты, завещания. Возникли и достаточно крупные собрания письменных материалов, еще не разделенных на архивы и книжные библиотеки. С развитием законодательных основ государства наряду с объемными многостраничными актами создавались документы, фиксировавшие конкретные частные правоотношения.

С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. В городах это были, как правило, центральные храмы во имя святых — покровителей конкретных городов. В крупных городах существовали хранилища документов.

Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы и монастыри, т. к. церковь обладала широкой юридической компетенцией. Сами монастыри — достаточно крупные экономические предприятия — документировали свою судебную и хозяйственную деятельность, иногда используя для этого и свободное место в духовных книгах.

Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав пополнялся за счет псаломщиков и дьяков.

Параллельно стали вырабатываться устойчивые образцы обращений и завершений в документах, формуляры, т. е. типовые устойчивые формы документов, из которых составлялись своеобразные пособия по делопроизводству — «формулярники». Устанавливались приемы засвидетельствования документов, их составления и такие элементы, как скрепы, печати, мосты (подписи на склейках).

Появились также элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии хранения и использования. Зафиксированы и первые случаи подделки документов в политических и лично-корыстных целях.

В Древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались «ларником» и уничтожались в присутствии свидетелей.

Несмотря на постоянное расширение практики документирования управленческих действий и юридических фактов, говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил еще нельзя. Это был период постепенного складывания традиций русской системы делопроизводства, накопления опыта документирования, обработки и хранения документов, обеспечения их сохранности.

1.2. Приказное делопроизводство в XV—XVII вв.

Система государственного делопроизводства начинает складываться в период формирования русского централизованного государства,— с середины XV в. Московское государство сложилось из удельного княжества, а последнее было не столько государством, сколько хозяйством князя, в котором различные части управления поручались отдельным боярам (прообраз будущих административных ведомств).

По мере превращения Московского княжества в великорусское государство в нем усложнялись административные задачи; отдель­ные части управления, находившиеся в ведении того или иного лица по приказу князя, трансформировались в сложные и постоянные присутственные места — избы или приказы. Происхождение при­казов связано с практикой личных поручений (приказов) велико­го князя ближайшему окружению — князьям и боярам — по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Их деятельность объединялась высшим правительственным учреждением — Боярской думой. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления, в которой все важнейшие функции административного управления выполняли Боярская дума и приказы. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом — по названию первых государственных учреждений — приказов.

В целом система органов государственного управления в XV—XVII вв. выглядит следующим образом:

Рис. 1.1. Система органов государственного управления в XV—XVII вв.

Однако в этот период управление не составляло стройной системы и основывалось на принципе «поручений»: круг дел передавался в ведение определенного лица по степени близости и доверия к нему великого князя. В отдельных случаях в ведении одного лица оказывалось несколько ведомств. С другой стороны, нередко в управлении одного ведомства одновременно участвовало несколько разных учреждений, что приводило к смешению их функций и неразберихе.

Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным. Все существовавшие в тот период документы можно сгруппировать по следующим основным видам: указные грамоты (царские указы), приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные.

Отписки — документы, поступившие в приказы с мест от воевод. Грамоты — царские указы, посылаемые из приказов на места — боярам, воеводам, приказным людям. Приказы представляли царю отписки или доклады. Воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы. Приказы между собой общались посред­ством памятей. Обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.

Важнейшим признаком официального документа является его формуляр — совокупность устойчивых информационных элементов (реквизитов, языковых формул), расположенных в определенной последовательности, специфичной для каждого вида документа. Формуляр — результат повторяемости управленческих ситуаций и управленческих действий.

В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделялось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание документа составляли один сплошной текст.

Как правило, документ начинался с обращения, даты или обо­значения автора и адресата документа. Например, царские грамоты начинались с указания автора и адресата (от кого — кому): «От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой России самодержца, боярину нашему и воеводам князю Якову Куденетовичу Черкасскому…» Челобитные и отписки начинались с обращения: «Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси бьет челом холоп твой…»

В заключительной части указной грамоты обозначались дата ее составления и место, где она была написана: «Писан в царствующем граде Москве в наших царских палатах. Лета 1766 года, марта в 16 день». Челобитная заканчивалась заверительной надписью («К сей челобитной Демьянко Блисов руку приложил.»); указывались также имена послухов (свидетелей), место и время составления челобитной.

В целом в приказной период постепенно формировалась система делопроизводства центральных и местных учреждений, складывались кадры делопроизводственных служащих, создавались устойчивые формы документов и приемы их составления. Однако государ­ство, пользуясь отрывочными и частными мерами и не сознавая общих административных правил, не могло еще ввести систематического порядка в организацию учреждений и их дело­производство.

Только с середины XVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления частных актов.

1.3. Система коллежского делопроизводства

Административный хаос, вызванный отсутствием в учреждениях установленного законом порядка, общих письменных форм документов, постоянных сроков для производства дел, побудил правительство искать новые формы государственного устройства.

Появляются новые учреждения бюрократического типа и регламенты, точно определяющие их состав, организацию, компетенцию и делопроизводство.

Первым новым учреждением стал Сенат — первоначально законосовещательный орган и орган надзора за правительственными учреждениями.

Много внимания царь Петр I уделил устройству сенатской канцелярии. Для работы в новых условиях правительство не сочло возможным ограничиться существующим кадровым составом (дьяками и подьячими) из боязни перенесения старых приказных порядков в новые учреждения и стало приглашать иностранных специали­стов для занятия канцелярских должностей.

С целью изменения старых порядков при Сенате была учреждена новая должность экзекутора — для записи всех исходящих указов в особые книги, контроля за их отправкой и получения ответных рапортов об исполнении указов. При малейшей задержке выполнения указа экзекутор обязан был доносить об этом генерал-прокурору. Все пакеты, адресованные в Сенат, принимал обер-секретарь, который распечатывал их и докладывал членам присутствия. Исключение составляли пакеты с надписью «Секретно»: они передавались лично генерал-прокурору Сената. Все бумаги вносились в реестр и передавались в столы для производства.

По завершении подготовки дела к докладу обер-секретарь скреплял его по листам и докладывал на заседании присутствия сенаторам. Прочтя дело, обер-секретарь давал сенаторам на размышление и обсуждение полчаса (для измерения времени он имел песочные часы). В сложных случаях обер-секретарь по просьбе сенаторов мог прибавить им полчаса и более, но так чтобы на обсуждение дела ушло не более трех часов.

После обсуждения сенаторы записывали свое мнение, затем формулировалось и принималось решение.

По приговорам Сената канцелярия составляла указы, которые подписывались обер-секретарем. После регистрации они, скрепленные государственной печатью, отсылались по назначению.

Все присутственные места и лица должны были направлять в Сенат рапорты о получении указов, а по их исполнении — рапорты об исполнении.

За неприсылку в Сенат рапорта налагались штрафы: за один месяц промедления 100 рублей, за два — вдвое больше и т. д.; пятимесячное промедление влекло лишение имущества и ссылку на галеры.

В результате петровских реформ в области управления сложилась следующая система учреждений: Сенат, Синод, Кабинет и коллегии — в центре, губернатор, воевода, комиссары и другие органы — на местах.

Всего за 1718—1720 гг. вместо упраздненных указов было создано 12 коллегий: Коллегия иностранных дел, Военная колле-гия, Адмиралтейств-коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия, Ревизион-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

Первоначально каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, затем законодательной основой стал «Генеральный регламент», утвержденный царем Петром I. 28 февраля 1720 г. Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» (по именованию учреждений нового типа — коллегий).

Доминирующее значение в этих учреждениях имел коллегиальный способ принятия решений присутствием коллегии, в состав которого, как правило, входили президент, вице-президент, два-три советника и асессоры.

В коллежском делопроизводстве возникло большое количество новых видов документов, а документы приказного делопроизводства получили новые названия, что явилось результатом массированного проникновения в русский язык заимствованных слов.

Существенное изменение в петровское время претерпела и форма документов. Для многих из них разрабатывались «генеральные формуляры» — образцы, по которым следовало составлять документы. Указом 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной предписывалось излагать по пунктам, т. е. была сделана попытка формализовать текст документа, сделать его максимально удобным для чтения.

В коллежском делопроизводстве была выделена из текста и стала самостоятельным элементом формуляра дата документа: во многих документах она писалась под текстом с левой стороны листа: «Октября 17 дня 1723 года». Самостоятельным элементом стало и наименование документа.

Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появился ряд реквизитов, отражающих различные стадии процесса документирования или обработки документов: подписи, отметки о согласовании, регистрационные индексы, отметки о контроле, о направлении в дело и др.

В целом делопроизводство коллегий характеризовалось значительным увеличением письменной работы и формальностей.

Даже значительно увеличенные по сравнению с приказами штаты канцелярских чиновников не справлялись с обилием дел, что приводило к медлительности органов делопроизводства и волоките.

1.4. Система министерского делопроизводства в XIX — начале XX в.

Начало XIX в. ознаменовалось новой реформой государственного управления и делопроизводства, которая затронула главным образом верхний эшелон — высшие и центральные учреждения, и вме­сте с реформами императрицы Екатерины II в последней четверти XVIII в. завершила формирование системы центральных и местных учреждений.

Новая система управления — министерская, основанная на прин­ципе единоначалия,— зародилась в недрах старой коллежской системы — в коллегиях конца XVIII в. Президенты получили более широкие права, чем ранее. Создание министерств с единолично управляющими министрами было необходимо для более гибкой и оперативной системы управления.

Коллегиальный принцип принятия решений не был исключен вовсе из новой системы: сначала коллегии ввели в состав созданных министерств; позже при министрах образованы советы, имевшие статус коллегиального совещательного органа. Тем не менее, отношение к министрам как единоличным исполнителям воли царя и определило делопроизводство министерств как «исполнительное».

Каждому министру предписывалось создать канцелярию и иметь товарища (помощника).

Одновременно с министерствами в 1802 г. был учрежден Комитет министров — высшее административное учреждение, действовавшее на коллегиальных началах и рассматривавшее дела, выходившие за рамки компетенции отдельного министра и требовавшие совместного согласованного решения.

1 января 1810 г. создан Государственный совет — высшее законосовещательное учреждение. Одновременно с этим проведена реформа Сената, который стал высшей судебной инстанцией, выполняя также функцию надзора за правительственным аппаратом.

Окончательно единоличное министерское начало победило лишь с изданием 28 января 1811 г. «Общего учреждения министерств» — законодательного акта, определившего всю систему министерского устройства, включая их делопроизводство и порядок взаимоотношений с другими учреждениями и лицами. Министры назначались самим императором и были ответственны только перед ним. В основу всей организации министров был положен принцип единоначалия: директора, возглавлявшие департаменты, подчинялись не­посредственно министру, начальники отделений — директорам департаментов, столоначальники — начальникам отделений (см. рис. 1.2).

Рис. 1.2. Структура министерств XIX — начала XX в.

«Общим учреждением министров» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств от создания документов и до их архивного хранения.

Само понятие «делопроизводство» (этот термин появился во второй половине XVIII в.) обозначало деятельность, которой занималась не только и не столько канцелярия, сколько весь аппарат учреждения в целом.

Термин «делопроизводство» происходит от сочетания слов «производство дела», а под «делом» в то время понималась не папка с документами, как в современном делопроизводстве, а рассматриваемый и решаемый вопрос: производство дела — это не что иное, как решение дела.

Поскольку всякое решение предполагало его письменную фиксацию на всех стадиях, делопроизводство понималось и как «правила, коими канцелярия руководствуется в составлении докладных записок, журналов, определений и актов вообще и исполнительных бумаг».

В канцелярию министра поступали указы и повеления верховной власти, переписка министра. Представления от подчиненных органов направлялись министру в случае их крайней важности или срочности. На его имя поступали отзывы и жалобы на решения департаментов, а также секретные дела.

Непосредственно в департаменты поступали переписка с другими учреждениями и мирами равной степени подчинения, представления от подчиненных учреждений, предписания министра и дела из канцелярии министра с его резолюцией.

Все поступающие в министерства дела делились на три категории:

— текущие (поступавшие на общих основаниях — донесения, ведомости, представления, переписка);

— чрезвычайные (для их решения требовалось принятие новых постановлений), или дела по обнаруженным злоупотреблениям;

— срочные, «не терпящие времени».

Чрезвычайные и срочные дела рассматривались в первую очередь.

Документы, создававшиеся в процессе «производства дела», можно разделить на две группы:

1) документы, составляющие внутреннее делопроизводство учреждения (записки, справки, выписки, журналы и т. д.);

2) документы, поступавшие из других учреждений и отправлявшиеся в другие учреждения, в том числе «исполнительные бумаги».

Самостоятельную стадию «производства дела» составляла «отправка дел», включавшая регистрацию отправляемых документов в журналах и непосредственную отправку.

Для регистрации документов, направляемых в вышестоящие учреждения, подчиненным местам и мирам, существовали отдельные журналы. Они предусматривали запись сведений, используемых для контроля исполнения документов, т. к. дело не считалось завершенным, пока не было получено рапорта об исполнении или о невозможности исполнить решение по каким-либо причинам.

Ревизия дел — проверка их ведения — составляла самостоятельный участок делопроизводства. Она являлась функцией начальников отделений, директоров департаментов; в губерниях — начальников присутственных мест и самого губернатора. Ревизия дел предусматривала проверку порядка хранения документов и дел, правильности составления заголовков дел, сроков рассмотрения дел, причин задержки в их рассмотрении.

Последняя стадия «производства дел» по «Общему учреждению министерств» — отчеты. Законом устанавливалось три вида отчетов: отчеты в суммах, отчеты в делах и отчеты в «видах и пред­ложениях» (т. е. финансовые отчеты, отчеты о деятельности, планы работ на следующий год).

Серьезные изменения в системе управления, соответствующая перестройка системы документирования деятельности новых учреждений привели к созданию различных форм документов.

В делопроизводстве появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав их реквизитов включались название учреждения, наименование структурного подразделения учреждения (департамент, отделение, стол), дата составления документа, регистрационный индекс документа.

Обособленное место занимал заголовок к тексту документа: он располагался непосредственно под реквизитами бланка.

Появилась и ссылка на поступивший документ (прототип современного реквизита «Ссылка на дату и номер входящего документа»), которая не имела пока унифицированного вида и могла выглядеть по-разному: «Ответ на №…» или «От такого-то» и т. п.

Приобрел устойчивый вид и реквизит «Адресат», появившийся еще в XVIII в. в коллежском делопроизводстве,— это указание должности лица (в дательном падеже) или наименование присутственного места.

Была установлена определенная форма удостоверения документа: подписи и скрепы на документе включали наименование должности лица, подписавшего или скрепившего документ, и его личную подпись.

Развитию делопроизводства способствовало появление пишущих машинок, телеграфа (телеграммы), телефона (телефонограммы).

Большая работа по упрощению делопроизводства велась в от­дель­ных ведомствах, в частности в военном. Однако из-за на­чавшейся Первой мировой войны опыт совершенствования делопроизводства в военном ведомстве не был заимствован другими мини­стерствами и ведомствами царской России, а произошедшие в 1917 г. революции — вначале Февральская, затем Октябрьская — привели к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил многие старые традиции, но строился на принципиально новых основах.

1.5. Управление и делопроизводство в 1917—1941 гг.

Октябрьский переворот 1917 г. кардинально изменил форму государственного аппарата. Высшим органом государственной вла­сти стал Всероссийский съезд Советов. В период между съездами избирался Всероссийский Исполнительный Центральный Комитет (ВЦИК), наделенный функцией исполнительной власти. Для непо­средственного управления страной было образовано первое совет­ское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК, или Совнарком), для руководства отдельными отраслями государственного управления — 13 народных комиссариатов (наркоматов).

В штаты советских учреждений привлекались рабочие, солдаты, представители других социальных групп, не имеющие специального образования. Уровень документационного обеспечения снизился.

Необходимо было законодательно оформить деятельность вла­ст­ных структур, упорядочить процессы документирования. Для унификации оформления административных документов принято постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государ­ственных учреждений», в котором перечислялись обязательные реквизиты бланков документов.

В период становления советского государственного аппарата много внимания уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

Классовая битва не способствовала стабилизации и упорядочению деятельности аппарата, а долгая и упорная борьба с бюрократизмом не приводила к положительным результатам. Тем не менее, период 1920-х гг. можно считать наиболее благотворным с точки зрения организации исследования в области управления, научной организации труда и делопроизводства; вышедших наиболее важных нормативно-методических документов в сфере документационного обеспечения управления; практики работы ведомств, учреждений, организаций по документированию управленческой деятельности «общего делопроизводства» и специальных систем документации.

При Народном комиссариате Рабоче-крестьянской инспекции СССР был создан Институт техники управления (ИТУ). Наиболее интересные и перспективные разработки проблем делопроизводства велись в ИТУ по следующим основным направлениям:

— документооборот учреждений и методы его оптимизации;

— способы регистрации документов, выбор рациональных методов учета документации;

— контроль за исполнением документов;

— хранение документов.

Исследовалось движение основных документопотоков учреждений с использованием графических методов, предлагались оптимальные варианты работ с документацией, сокращалось количество инстанций прохождения документов и операций, выполняемых с ними, разрабатывались маршруты курьерской связи.

По результатам детального обследования учреждений был создан проект реорганизации общего делопроизводства, состоявший из двух основных частей. Первая содержала краткую характеристику существующего положения дел; во второй намечались конкретные пути реорганизации и улучшения делопроизводства.

Описание делопроизводства велось в соответствии со стадиями обработки документов: прием, регистрация, разметка корреспонденции, курьерская связь, порядок исполнения и контроль, отправка документации.

Заметным явлением в истории делопроизводства 1970—1980 гг. стало издание ГОСТов на управленческие документы (ГОСТ 6.38-72, ГОСТ 6.39-72 и др.), общесоюзных классификаторов технико-экономической информации (ОКУД, ОКПО, ОКОНХ и др.).

Внедрение указанных материалов в практику управления зна­чительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения разнообразной информации, подготовило почву для автоматизации управленческих функций.

Контрольные вопросы и задания

1. Когда появились первые документы в Древнерусском государстве?

2. Расскажите об особенностях становления делопроизводства в Древнерусском государстве.

3. Как шло развитие системы государственного делопроизводства в XV в.?

4. Опишите видовой состав документов приказного делопроизводства.

5. Какой была система коллежского делопроизводства во времена правления Петра I?

6. Каковы особенности делопроизводства министерской системы управления XIX — начала ХХ в.?

7. Назовите основные особенности делопроизводства периода 1917—1941 гг.

Делопроизводство дореволюционной России в своем развитии прошло три основных этапа:

1) приказное;

2) коллежское;

3) министерское.

Приказное делопроизводство

Приказное делопроизводство в XVI – XVII вв. оформляется в организационную систему. Приказы выступали в качестве ведомственных учреждений. Были такие приказы, как

· Посольский, ведавший вопросами внешних сношений;

· Поместный, занимавшийся земельными делами;

· Разрядный, осуществлявший руководство военными делами государства.

В сословных учреждениях были: Холопий приказ, Казачий. Приказы также делились по территориальному признаку – Сибирский приказ, Малороссийский и другие. Хозяйством царского двора ведали: Приказ большого двора, Конюшенный и другие.

Несмотря на широкий круг вопросов, решаемых в приказах, в них установился единообразный процесс создания и прохождения документов. Государственные документы XYI – XYII вв. делились на законодательные, издаваемые органами государственной власти, и документы, составляемые органами государственного управления. К первой категории документов относятся указы и приговоры Боярской думы, ко второй – грамоты и отписки. Между собой приказы переписывались памятями. От простых людей в приказы поступали челобитные.

Реформами Петра I был обусловлен переход от приказного делопроизводства к коллежскому. Он упразднил Боярскую думу и создал коллегии

Коллежское делопроизводство

Коллежское делопроизводство отличается от приказного обилием видов документов. Законодательные и распорядительные акты государственной власти оформлялись повелениями, указами, инструкциями, протоколами. Появилось множество форм переписки: письма, доношения, отписки, известия, требования, ведомости и др. Для некоторых документов, таких как дипломы, патенты, были созданы генеральные формуляры – образцы, по которым они должны были составляться.

В 1810 г. были проведены реформы центрального государственного аппарата, утвержден законодательный орган – государственный совет, а в 1811 г. были созданы центральные органы государственного управления – министерства.

Министерская система управления

Новая система управления – министерская, основанная на принципах единоначалия, зародилась в недрах старой коллежской системы. Сам термин делопроизводство появился в XYIII в. и обозначал в это время деятельность, которой занималась не только канцелярия, а весь аппарат учреждения в целом.

Делом тогда называлась не папка с документами, а решаемый вопрос, процесс рассмотрения которого письменно фиксировался на всех стадиях; формы документов, по которым совершается делопроизводство – письмоводство; движение документов и дел, то есть процесс принятия управленческих решений – порядок течения дел.

Все поступающие в учреждение дела делились на три категории: текущие, чрезвычайные и срочные.

Появились новые стадии делопроизводства – ревизия дел, представляющая собой проверку ведения дел начальниками и директорами департаментов, а также отчеты. Законом устанавливались три вида отчетов: отчеты в суммах (финансовые), отчеты в делах (о деятельности), отчеты в «видах и предположениях» (план работы на следующий год.

Серьезные изменения в системе управления привели к трансформации формы документа. В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов.

В XIX и начале XX вв. происходит активное формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы делопроизводства.

С 1832 г. начинают издаваться Своды законов. Особенностью организации делопроизводства в этот период являлась не только ее четкая законодательная регламентация, но и появление делопроизводственной литературы, в том числе и работ теоретического характера. Большое значение в этот период имели письмовики – сборники образцов документов. Первые такие сборники появляются уже во второй половине XVIII в., а с конца XVIII – начала XIX вв. начинают издаваться регулярно. Известно более 100 таких сборников, изданных до 1917 г.

Для быстро меняющихся общественных отношений система министерского делопроизводства продолжала оставаться громоздкой. Жизнь требовала более гибких форм делопроизводства и его ускорения, поэтому сначала в делопроизводстве военного ведомства, а затем и в гражданских министерствах и учреждениях начинают использоваться пишущие машинки. Их появление стало поистине революционным шагом в документировании деятельности учреждений. Оно ускорило все письменные работы канцелярии, позволило изготавливать несколько копий документов, существенно сократив объем рукописных работ.

В 1911 году вышло «Положение о письмоводстве и делопроизводстве в военном ведомстве», что способствовало упрощению системы делопроизводства. Однако эта практика не была заимствована другими министерствами из-за начавшейся первой мировой войны. Затем октябрьская революция 1917 г. привела к полному слому государственного аппарата и созданию нового, который хотя и усвоил многие старые традиции, но зарождался на принципиально новых основах.

Интенсивное развитие народного хозяйства вызвало увеличение потоков управленческой информации. В учреждениях России в настоящее время ежегодно образуется более 40 млрд. листов документов, до 80 % рабочего времени управленческого персонала затрачивается на составление, исполнение и обработку этой документации. Для законодательного закрепления деятельности новых властных структур 30 октября 1917 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) издает декрет «О порядке утверждения и опубликования законов». Для оформления административных документов принято постановление СНК от 2 марта 1918 г. «О форме бланков государственных учреждений». Много внимания в этот период уделялось упрощению и рационализации делопроизводства.

8 декабря 1918 г. Совет рабочей и крестьянской обороны издал постановление «О точном и быстром исполнении распоряжений центральной власти и устранении канцелярской волокиты». При внешнем отрицании всего старого опыт предыдущих лет все же учитывался. При всех сложностях 20-х годов, этот период можно считать очень плодотворным по результатам в области:

· организации в области управления, научной организации труда (НОТ) и делопроизводства;

· вышедших наиболее важных нормативно-методических документов в сфере документационного обеспечения:

Создается целый ряд научно-исследовательских организаций, занимающихся вопросами делопроизводства. В 30-е годы был составлен и опубликован проект Общих правил документации и документооборота для учреждений. Для некоторых категорий учреждений введены в действие типовые номенклатуры дел и другие руководящие пособия по вопросам работы с документами. В 1970 г. утверждена Примерная инструкция о делопроизводстве.

Далее заметным явление в истории делопроизводства 70 – 80 гг. стало издание стандартов на управленческие документы и общесоюзных классификаторов технико-экономической информации, унифицированных систем документации. Значение некоторых стандартов проявилось в полной мере позднее, в 90-х годах. Внедрение указанных материалов в практику управления значительно улучшило оформление документации, рационализировало процедуры поиска, учета и хранения различной информации, подготовило почву для автоматизации управленческих функций.

Слайд 1

История развития делопроизводства в России 1 СПб. ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный» Преподаватель Лычаная О.Ю.

Слайд 2

Делопроизводство в древнерусском государстве (IX-XI вв. ) и в период феодальной раздробленности ( XI-XV вв.) Приказное делопроизводство (XVI — XVII в.); Коллежское делопроизводство (XIII в.); Исполнительное делопроизводство (XIX — начало XX в.); Советское делопроизводство (октябрь 1917-1991) Постсоветский период (1991 — по настоящее время); Этапы развития делопроизводства в России 2

Слайд 3

Делопроизводство в древнерусском государстве (IX-XI вв. ) и в период феодальной раздробленности ( XI-XV вв.) Основной материал для письма – пергамент. Для менее важных документов используют бересту. 3

Слайд 4

Чернила, которыми писались древние рукописи, были плотными, густыми бурого оттенка. Они глубоко проникали в пергамент и с трудом размывались. Кроме чернил использовались краски, которыми писались заголовки документов. Технические средства, используемые в делопроизводстве древнерусского государства 4

Слайд 5

Самой древней формой документа на Руси была грамота — отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения. Особенности делопроизводства в IX-XI вв. 5

Слайд 6

Основные виды документов Грамоты уставные; Вкладные; Жалованные; Челобитные; Купчие; Заемные; Закладные Житийные записи; Писало. Кость, резьба. Середина XIV в. Писало. Бронза, резьба. Середина XIV в. 6

Слайд 7

Центрами ведения документации и хранения были монастыри, гостиные дворы, являвшиеся крупными экономическими предприятиями. До наших дней дошло не более полутора сотен документов, сохранившихся со времен Киевской Руси. Делопроизводство в Киевской Руси 7

Слайд 8

Приказное делопроизводство ( XV-XVII вв.) Получило название по наименованию первых государственных учреждений – приказов . 8

Слайд 9

Основные виды документов приказного делопроизводства Грамоты (царские указы или указные грамоты); Приговоры; Наказы; Доклады; Памятки; Отписки; Челобитные; 9

Слайд 10

Во главе отдельного приказа стоял приказной судья, назначаемый из думных чинов. В его ведении состояли дьяки — от одного до трех, а к концу XVII в. в крупных приказах — от 6 до 10 человек. В ведении дьяков находились подьячие. Ни царь, ни бояре свои подписи на них не ставили. Официальные документы могли удостоверяться печатью. Вислая печать Великого Новгорода с изображением эмблемы — орла. XV в. Вислая печать с изображением зверя. XV в. Система приказного делопроизводства 10

Слайд 11

Текст документов писался на узких полосках бумаги (шириной 15-17 см) на одной стороне. Соборное уложение 1649 г. имело длину около 309 м), которая скатывалась в свиток, получивший название «столбец». Поэтому и система делопроизводства этого периода называется «столбцовой» . Фрагмент документа Соборное уложение 1649 г. Особенности приказного делопроизводства 11

Слайд 12

Наряду со столбцовой формой документа в приказах начала применяться тетрадная форма. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. Дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран. Со второй половины XVII в. стали изготавливать отечественную бумагу из тряпья и чернила из солей железа и дубильных веществ. Изменения в делопроизводстве 12

Слайд 13

Коллежское делопроизводство ( XVIII в.) Петр I в 1700 г. издает указы об отмене столбцовой формы документа и всеобщем переходе к тетрадной форме (листовой и книжной), вводит в обращение гербовую бумагу. 13

Слайд 14

28 февраля 1720 г. изданный Петром I Генеральный регламент ввел систему делопроизводства, получившую название «коллежской» по названию учреждений нового типа — коллегий. Роль Петра I в развитии делопроизводства 14

Слайд 15

В Генеральном регламенте подробно проработаны и вопросы документирования и движения дел (документооборота). Серьезным новшеством было введение подписи руководителя присутственного места на документе. Впервые Петр I стал лично подписывать издаваемые им указы . Генеральный регламент Петра I 15

Слайд 16

Генеральный регламент узаконил необходимость регистрации и контроля за исполнением документов и регламентировал технологию их ведения, ввел понятие об архивах. Пример документа XVIII века Изменения в делопроизводстве XVIII в. 16

Слайд 17

Протокол; Прошение; Рескрипты; Реляции; Рапорты; Доношения; Приказы; Ордера; Предписания; Возникли новые виды документо в 17

Слайд 18

Из текста выделяются реквизиты : адресат, автор, вид документа, подпись, дата составления (подписания), дата получения документа, скрепы, регистрационные номера (исходящий и входящий). Появление постоянных реквизитов 18

Слайд 19

Министерское делопроизводство (XIX — начала XX) Новая система управления – министерская основана на принципе единоначалия. «Общим учреждением министерств» вводилось единообразие в систему делопроизводства министерств: от создания документов и до их архивного хранения. 19

Слайд 20

Виды документов исполнительного делопроизводства От императора шли указы и повеления ; От министра — доклады (или записки) и представления ; От Государственного совета — высочайше утвержденные мнения , представления ; От Сената — сенатские указы , В Сенат поступали представления, рапорты, доношения ; От Комитета министров — выписки из журналов заседаний; В министерства поступали записки и представления ; 20

Слайд 21

В делопроизводстве министерств появляются бланки учреждений с угловым расположением реквизитов. Бланки печатались типографским способом или писались от руки. В состав реквизитов бланка включается наименование учреждения, наименования структурных подразделений. Дата документа также включается в состав реквизитов бланка, как и регистрационный индекс документа занимает свое обособленное место заголовок к тексту документа, располагаясь непосредственно под реквизитами бланка. Появляется и ссылка на поступивший документ. Появление бланков 21

Слайд 22

На всем протяжении XIX в. издавались сборники образцов документов, называемых «письмовники», с целью помочь чиновникам и частным лицам составить документ в соответствии с существующими правилами. Пример оформления документа на бланке в XIX в. Появление формуляров (шаблонов) документов 22

Слайд 23

История делопроизводства с 1917по 1941гг. Первые годы советской власти ознаменованы поисками правил организации делопроизводства, отвечавших задачам, которые ставила новая власть. 1920-1930-е годы особый период в развитии советского делопроизводства, так как это время массового движения, названного научной организацией труда (НОТ) и научной организацией управленческого труда (НОУТ). Движение за НОУТ оказало значительное влияние на формирование и развитие делопроизводства. 23

Слайд 24

Значительное влияние на процессы документирования оказала Конституция 1936 г., впервые за годы советской власти законодательно закрепившая иерархию управленческих документов, четко определив, какие виды распорядительных документов должен издавать конкретный орган власти и управления, а также учреждения, организации и предприятия. Изменения в делопроизводстве в довоенное время 24

Слайд 25

История делопроизводства с 1945по 1990гг. Тяжелое состояние разрушенной войной экономики и проблемы восстановления народного хозяйства после окончания войны оттеснили на второй план вопросы документационного обеспечения Управления. Повышение интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления можно отнести к началу 60-х гг. 25

Слайд 26

В июне 1960 г. в Москве состоялось Всесоюзное совещание по вопросам механизации труда инженерно-технических работников и работников административно-управленческого аппарата. Решено создать специализированный институт с возложением на него задачи разработки Единой системы делопроизводства, сформулировано понятие НОТ и обозначены основные направления исследований. Изменения в делопроизводстве в послевоенное время 26

Слайд 27

В 1973 г. была одобрена Комитетом по науке и технике СССР Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД). Ее главная цель — усовершенствовать на единой основе организацию делопроизводства путем внедрения единых форм и методов работы с документами. Основные положения ЕГСД установили правила документирования управленческой деятельности (которые распространялись только на организационно-распорядительные документы ). Введение Единой государственной системы делопроизводства 27

Слайд 28

Первые ГОСТы на организационно-распорядительную документацию (ОРД) были введены в действие в 1972 г. — ГОСТ 6.38-72 «Система организационно-распорядительной документации. Основные положения» и ГОСТ 6.39-72 «Система организационно-распорядительной документации. Формуляр-образец». Введение Госстандартов 28

Слайд 29

В 1990 г. документы были переработаны и объединены в ГОСТ 6.38-90 «Унифицированная система документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Стандарты на ОРД установили состав реквизитов, правила их оформления и расположения, требования к бланкам, к текстам документов и документам, изготавливаемым с помощью печатающих устройств. Унификация и стандартизация 29

Слайд 30

Постсоветский период делопроизводства (1991 – по настоящее время) С 1990-х годов в России началось активное создание негосударственных организаций. В большей части этих организаций делопроизводство создавалось заново. С начала 1990-х годов в Российской Федерации стала развиваться законодательная и нормативная правовая база, которая установила требования как к документам, так и к работе с ними. 30

Слайд 31

В 1993 г. был издан Общероссийский классификатор управленческой документации, в который включены наименования форм документов унифицированных систем, адаптированных к современным условиям и Основные положения по ведению системы классификаторов и УСД. Введение Общероссийского классификатора управленческой документации 31

Слайд 32

Основополагающими документами для современного делопроизводства являются: ГОСТ Рб.30-97 Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов; Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20.02.95 № 24 ФЗ. Помимо стандартов и федеральных законов, существует еще и Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Госкомстатом России. Нормативно-правовая база современного делопроизводства 32

Слайд 33

Используемые источники Басаков М.И.Современное делопроизводство (документационное обеспечение управления):учебное пособие. — Ростов — на — Дону: издательство «Феникс», 2009. Пшенко А.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение работы офиса: учебное пособие. – Москва.: издательство «Мастерство», 2000. images.yandex.ru›делопроизводство в картинках images.yandex. ru › архивоведение рисунки www.consultant.ru pseudoloqy .ord. › Делопроизводство www.Grandars.ru »Правоведение» Делопроизводство» 33

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Большинство предпринимателей изначально стремятся войти в чужой бизнес
  • Брединский районный суд челябинской области официальный сайт реквизиты
  • Будет ли страховая компания взыскивать деньги с виновника дтп по каско
  • Будет ли страховая компания взыскивать деньги с виновника дтп по осаго
  • Бурное развитие аутсорсинговых компаний в 90 х гг xx века связано тест