Бизнес план школы программирования для детей

Каким должен быть идеальный класс?

По мнению основателя школы «Алгоритмика» нужно правильно организовать место для проведения занятий в группах до 12 человек, закупить необходимую техника, установить санузел, зону ожидания для родителей и обеспечить комфорт для занятий детей.

Кстати, совсем не обязательно сразу же брать помещение для проведения занятий в собственность, а можно воспользоваться рекомендациями крупной сети, например заключив договор франчайзи. Это существенно упростит процесс открытия собственной школы.

Можно начать с:

  • аренды площадки на территории ТЦ или БЦ

  • почасовой аренды в действующих детских центрах: как правило, они не загружены в выходные дни и вечернее время

  • почасовой аренды в частных школах: им выгодно, что вы приведете новых клиентов + это повысит их позиционирование

  • почасовой аренды библиотек: многие библиотеки трансформировались в современные классы – в них уже есть техника, к тому же, вы приведете в библиотеку новых посетителей, а они могут поделиться с вами своими, у которых уже есть абонемент

  • почасовой аренды коворкингов, в них уже чаще всего тоже есть необходимая для вас техника

Пробуйте разные варианты и выбирайте тот, который окажется наиболее комфортным именно для вас.

Какое оборудование потребуется?

Для проведения занятий необходимы компьютеры по числу учеников (до 12 человек в группе) + проектор с экраном или интерактивная доска.

Большим плюсом для вас будет аренда помещения, в котором уже есть техника (подробнее об этом – выше).

Кстати, совет, если вы будете проводить занятия в помещении без техники: купите Б/У компьютеры (например, на Авито), – это поможет вам значительно сэкономить при стартовых инвестициях!

Какой персонал потребуется для школы?

  • Преподаватели

  • Менеджеры по продажам

  • Администратор/управляющий

Где искать преподавателей и как их обучить?

Предлагаем вам список каналов для поиска преподавателей. Выберите из них подходящий для вас вариант:

1. Сайты по подбору вакансий: hh.ru, superjob.ru и др.

2. Сайты-доски объявлений: Avito, «Из рук в руки» и другие популярные.

3. Специализированные сервисы и приложения: profi.ru, you.do и др.

4. Региональные и городские информационные порталы. Например www.e1.ru. На таких порталах есть раздел «работа», куда вы добавляете своё объявление.

5. Социальные сети. Там можно использовать следующие варианты:

— искать группы по поиску работы и размещать в них объявления о вакансии;

— выложить вакансию на личной странице и попросить друзей сделать репост.

6. Школы:

  • ищем школы в районе, где открываемся;

  • переходим на сайт школы, ищем раздел с преподавателями;

  • ищем учителя информатики;

  • если контакты преподавателей не указаны на сайте, то заходим в группу школы ВКонтакте и вводим фамилию преподавателя в поиске.

7. Стажировка и практика для студентов. Главное не пропустить время, когда студенты в поисках места для практики.

8. Реклама в печатных газетах и журналах. Бесплатные и платные издания, отраслевые журналы.

9. ТВ и радио. Объявление в бегущей строке на местном или рекламном блоке новостей.

Управляющая компания возьмет на себя обучение и дальнейшее сопровождение преподавателей, которых вы наймете: будет проводить тестирование, проф.подготовку, аттестацию и предоставит все необходимые методички и рекомендации для проведения занятий. Вам остается только найти и набрать классных людей в свою будущую команду.

Чему именно мне учить детей и как разработать методологию?

Все уже давно придумано до вас, так что изобретать велосипед здесь точно не придется, потому что у вас уже будет готовая линейка курсов. 11 курсов по программированию для детей от 6 до 18 лет и 4 курса по математике для детей от 8 до 13 лет на любой вкус и пожелания.
В разработке курсов участвует больше 40 человек: методистов, педагогов, психологов, а сам продукт обновляется ежегодно и дополняется новыми курсами.

Все занятия проходят на собственной обучающей платформе, на которой тоже есть все и для преподавателей, и для учеников:

  • Индивидуальный подход к образовательному процессу

  • Статистика успеваемости для преподавателей

  • Сообщество для вдохновения и общения детей

  • Лаборатория для создания проектов

Кстати, вот, что говорят о такой возможности те предприниматели, которые уже попробовали открыть детскую школу программирования в своем городе:

«Я считаю, что качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, и открывать такие детские центры в малых городах — очень важная и полезная инициатива. Если вы живете в небольшом городе и думаете, куда бы вложиться, то я на 100% рекомендую именно школу программирования»

Где искать учеников?

1. Обратите внимание на рекламу конкурентов, если они есть, и других детских центров.

2. Подумайте как именно вы будете заниматься онлайн и оффлайн маркетингом, ведь это можно делать самостоятельно, а можно нанять маркетолога или воспользоваться услугами агентства.

3. Определите, кто будет заниматься обработкой входящих заявок: вы самостоятельно, управляющий, администратор или менеджер по продажам.

Как я буду управлять бизнесом и отслеживать количество учеников?

Для этого у вас будут готовые IT-решения для обучения и управления образовательным процессом – LMS (Learning management system) и CRM.

Финансовые показатели

Запуск: 6 недель

Окупаемость: 6 месяцев

Чистая прибыль: от 150 000 руб/мес с одной площадки

«За очень короткий срок можно взлететь от обычного жителя города до владельца школы программирования в своем городе. А еще посмотреть на себя в роли предпринимателя, запустить крутой продукт и понять, как должна функционировать успешная школа, какие процессы в ней протекают и как успевать контролировать все важные детали».

Сергей и Олег начали учить школьников программированию.

Они вложили в проект 6500 Р. Сегодня студия программирования «Фокс» приносит по 250 000 Р в месяц. При этом ребята совмещают преподавание с основной работой.

Идея

В 2016 году Олег работал инженером-технологом, а его друг Сергей — материаловедом на заводе в подмосковном Фрязино. Еще Сергей развивал свой проект по гранту для молодых ученых «Умник» от Фонда содействия инновациям.

Олег посчитал, что на нынешней должности он заработает на загородный дом и машину только к 56 годам. Он задумался о своем бизнесе. В свободное время Олег разрабатывал компьютерные игры и предложил Сергею учить школьников программированию. Вакансий в сфере полно, зарплаты высокие — многие родители хотят, чтобы дети стали программистами. Но в вузах часто отбивают интерес к предмету.

Дети любят компьютерные игры, и друзья решили учить их эти игры разрабатывать.

Запуск

Знакомая Олега преподавала робототехнику в детском центре дополнительного образования. В выходные нашлись свободные слоты. Олег и Сергей поставили в них 6 открытых уроков по программированию.

На аренду помещения ушло 3500 Р. На рекламу в социальных сетях — 3000 Р. Для занятий нужно было найти 10 ноутбуков. Часть принесли из дома, часть бесплатно заняли у друзей и родственников.

На уроках ребята сделали кусок простой игры, в которой мяч катается по лабиринту. В конце Олег и Сергей предложили записаться на постоянные занятия по выходным. Согласились почти все: получилось 5 групп по 8—10 человек.

Запуск, 2016 год — 6500 Р

Трата Стоимость
Аренда помещения для открытых уроков 3500 Р
Реклама в социальных сетях 3000 Р

Аренда помещения для открытых уроков

3500 Р

Реклама в социальных сетях

3000 Р

Программа

Олег и Сергей разделили школьников на несколько возрастных групп.

Детям 7—10 лет преподают «Скретч». Начальные классы только научились читать и считать — им сложно искать буквы и цифры на клавиатуре. В «Скретче» код не нужно писать руками: программа складывает цветные блоки по принципу конструктора «Лего». Каждый блок отвечает за разные категории — например, за движение или звук. Ребенок соединяет блоки, получается игра.

Готовый проект с реализованным программным блоком в «Скретче»

В «Скретче» дети экранизируют басни и стихотворения, программируют мультик «Энгри бердз», игры с Соником и Марио. Для «Энгри бердз» достаточно 40—50 кубиков с командами. На более сложных проектах их число перескакивает за 100.

В 10—11 лет ребята пробуют язык программирования «Констракт». Олег и Сергей заметили, что десятилетним становится скучно на «Скретче». Через год после запуска друзья добавили тестовую группу по «Констракту».

Ученик делает игру в «Скретче»

В отличие от «Скретча», в «Констракте» игры запускаются и работают в браузере, поэтому их можно делать коммерческими. Вспомните динозавра, который появляется, когда не грузится «Хром». Если нажать на него, начнется игра. На «Констракте» ребята делают такую за несколько занятий.

Подростки 11—17 лет изучают программирование на движке «Юнити». Это профессиональная платформа, где ребята создают клоны популярных игр.

Постоянные занятия

За занятия «Скретчем» ученики платили по 2000 Р в месяц. За «Юнити» — по 4000 Р.

Первый коммерческий урок Олег и Сергей провели в октябре 2016 года в том же помещении, где проходили открытые уроки. Через несколько месяцев предприниматели поняли, что курсы могут стать хорошим источником дохода. Олег открыл ИП.

Число учеников росло, перестало хватать места. В декабре Олег и Сергей переехали в помещение 20 м² в бизнес-центре во Фрязино. На первом этаже был «Детский мир», поэтому друзья рассчитывали на родительский трафик. Ежемесячная аренда стоила 20 400 Р.

Еще 36 000 Р потратили на покупку шести старых компьютеров и ноутбуков на «Авито».

Открытый урок

Расходы на первый месяц занятий — 20 800 Р

Трата Стоимость
Аренда площадки 18 000 Р
Связь, такси, визитки и другие мелкие расходы 2000 Р
Открытие ИП 800 Р

Связь, такси, визитки и другие мелкие расходы

2000 Р

Доходы за первый месяц — 146 000 Р

Оборот Сумма
«Юнити» 112 000 Р
«Скретч» 34 000 Р

Курсы в других городах

В сентябре 2017 года Олег и Сергей переехали в новое помещение во Фрязине, а потом открыли вторую точку в соседнем Щелкове. Они арендовали классы в школах, это было дешевле аренды в бизнес-центрах. Аренда во Фрязине стоит 7000 Р в месяц, в Щелкове — 2000 Р.

На новых площадках запускались по старой схеме. На бесплатные открытые уроки пришли 150 человек: 40 стали клиентами во Фрязине, 80 — в Щелкове. Количество групп выросло до 15. Олег и Сергей оставили себе те группы, что уже вели, а на новые нашли двух преподавателей.

В январе 2018 предприниматели запустили 3 группы в Королеве и 3 — в Мытищах. Города расположены по Ярославскому направлению — преподавателям удобно ездить от одного к другому на электричке. В сентябре к ним добавились Пушкино и Балашиха.

Учеников привлекают через сарафанное радио и таргетированную рекламу во Вконтакте. На нее уходит 100 000 Р в год.

Олег показывает, сколько получают издатели игры «Роллинг скай» за видеорекламу
Ученики сдают экзамен по «Юнити» в городе Фрязино

Команда

Олег и Сергей продолжают работать на основных работах. Олег ушел с завода в ИТ, а Сергей по-прежнему работает на заводе и параллельно занимается своим предприятием. Курсы не отнимают много времени — удалось расширить штат, автоматизировать процессы и снять с себя нагрузку.

Сейчас в команде двенадцать преподавателей. Это бывшие коллеги Олега с завода, которые занимаются со школьниками в свободное от работы время, преподаватели и программисты. Олег оставил себе две группы, Сергей — одну.

Преподаватели получают от 1000 Р за занятие. В месяц на зарплаты уходит около 80 000 Р.

Еще на удаленке работает администратор. В зависимости от нагрузки ему платят 5—10 тысяч рублей в месяц. Предприниматели пользуются услугами бухгалтерии Тинькофф-банка — для ИП на упрощенке 6% это бесплатно.

Олег и Сергей проверяют каждого потенциального преподавателя: приглашают на открытые уроки и смотрят, как он взаимодействует с детьми. На фото справа — Никита, он прошёл отбор и присоединился к команде осенью 2018 года

Результаты и планы

К началу лета 2018 года в студии занимались 102 ученика — это 20 групп. Средняя ежемесячная прибыль студии — 200—250 тысяч рублей.

На лето школьников распустили на каникулы. В середине августа Олег и Сергей начали новую рекламную кампанию, а до середины сентября провели открытые уроки.

Осенью 2017 года Олег и Сергей запустили франшизу. Уже продали ее в Москву, Калининград и городам в Беларуси и Казахстане. В новом сезоне друзья планируют войти в образовательные сети в регионах. Экспансию по Московской области оставят за собой и расширят географию до двух новых городов.

Начало каждого сезона ребята начинают с открытых уроков. На фото — занятие в городе Щелково

Советы и выводы

Для проверки идеи не нужно тратить бешеные деньги и прописывать бизнес-планы. Нужно выйти на своего потенциального клиента и спросить, нужно ему ваше предложение или нет. Для этого Олег и Сергей с минимальными для себя затратами провели открытые уроки.

Важно думать наперед и рассматривать разные сценарии развития событий. Расширяясь, друзья взяли кредит на 500 000 Р на новые ноутбуки. Чтобы он не висел, Олег и Сергей провели акцию — продавали 4 месяца занятий со скидкой. За месяц предприниматели заработали 600 000 Р. Но погашать кредит досрочно передумали — вдруг случатся непредвиденные расходы.

Через полтора месяца из класса во Фрязино украли ноутбуки — воры перерезали и отогнули железные решетки на окнах. Олег и Сергей потеряли технику на 300 000 Р, но у них были деньги, чтобы оперативно купить замену и сейф.

Нужно внимательно выбирать время для рекламных кампаний. В январе Олег и Сергей хотели добрать новые группы. Они договорились с торгово-промышленной палатой и развесили рекламу курсов перед жилыми подъездами в городе Фрязино. С рекламы было всего три звонка — на праздниках людям не до нее, а световой день в январе короткий. Взрослые уходят на работу утром, а приходят вечером — на улице темно, доски не подсвечиваются.

Многие уверены, что ради бизнеса нужно обязательно уходить с работы. Но логичнее начинать параллельно. Когда дело начнет развиваться, можно решать, уходить или нет. Олегу и Сергею нравится их основная работа, поэтому они совмещают и то, и другое.

Запуск, 2016 год — 6500 Р

Аренда помещения для открытых уроков 3500 Р
Реклама в социальных сетях 3000 Р

Аренда помещения для открытых уроков

3500 Р

Реклама в социальных сетях

3000 Р

Операционные расходы в месяц в 2018 году — 184 000 Р

Зарплатный фонд 90 000 Р
Аренда и уборка помещений 60 000 Р
Выплата кредита за ноутбуки 12 000 Р
Налоги 15 000 Р
Реклама в социальных сетях 8000 Р

Аренда и уборка помещений

60 000 Р

Выплата кредита за ноутбуки

12 000 Р

Реклама в социальных сетях

8000 Р

Прибыль в месяц

Чистая прибыль до 250 000 Р

Чистая прибыль

до 250 000 Р

Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Многим кажется, что открывать бизнес в малом городе – гиблое дело. Про малые города всегда было принято думать, что там все движется намного медленнее, на ваши услуги не будет спроса, а бизнес прогорит, не успев даже толком запуститься.

А что, если есть, как минимум, одна очень дельная идея, которая зайдет в любом городе? Откройте школу программирования и математики для детей от 6 до 18 лет!

Образование в сфере IT с каждым днем становится всё популярнее среди школьников и их родителей. По данным «Известий» – 86% российских подростков считают профессию разработчика крутой, а 74% видят считают, что если ты умеешь программировать – твоя жизнь удалась.

Школа программирования и сотни вдохновленных детей, которые готовятся завоевывать мир будущего с помощью крутых навыков – это то, что точно нужно вашему городу. Открытие бизнеса в малом городе точно имеет свои преимущества, главное — хорошо присмотреться к ним.

Школа программирования

Каким должен быть идеальный класс?

Место для проведения занятий в группах до 12 человек, необходимая техника, санузел, зона ожидания для родителей – убедитесь, чтобы все это обязательно было в вашем помещении.

Кстати, совсем не обязательно сразу же брать помещение для проведения занятий в собственность.

Можно начать с:

  • аренды площадки на территории ТЦ или БЦ.
  • почасовой аренды в действующих детских центрах: как правило, они не загружены в выходные дни и вечернее время.
  • почасовой аренды в частных школах: им выгодно, что вы приведете новых клиентов + это повысит их позиционирование.
  • почасовой аренды библиотек: многие библиотеки трансформировались в современные классы – в них уже есть техника, к тому же, вы приведете в библиотеку новых посетителей, а они могут поделиться с вами своими, у которых уже есть абонемент.
  • почасовой аренды коворкингов, в них уже чаще всего тоже есть необходимая для вас техника.

Пробуйте разные варианты и выбирайте тот, который окажется наиболее комфортным именно для вас.

Какое оборудование потребуется?

Для проведения занятий необходимы компьютеры по числу учеников (до 12 человек в группе) + проектор с экраном или интерактивная доска.

Большим плюсом для вас будет аренда помещения, в котором уже есть техника (подробнее об этом – выше).

Кстати, совет, если вы будете проводить занятия в помещении без техники: купите Б/У компьютеры (например, на Авито) – это поможет вам значительно сэкономить при стартовых инвестициях!

Классы программирования

Какой персонал потребуется для школы?

  1. Преподаватели.
  2. Менеджеры по продажам.
  3. Администратор/управляющий.

Где искать преподавателей и как их обучить?

Предлагаем вам список каналов для поиска преподавателей. Выберите из них подходящий для вас вариант:

  1. Сайты по подбору вакансий: hh.ru, superjob.ru и др.
  2. Сайты-доски объявлений: Avito, «Из рук в руки» и другие популярные.
  3. Специализированные сервисы и приложения: profi.ru, you.do и др.
  4. Региональные и городские информационные порталы. Например, e1.ru. На таких порталах есть раздел «работа», куда вы добавляете своё объявление.
  5. Социальные сети. Там можно использовать следующие варианты:
    — искать группы по поиску работы и размещать в них объявления о вакансии;
    — выложить вакансию на личной странице и попросить друзей сделать репост.
  6. Школы:
    — ищем школы в районе, где открываемся;
    — переходим на сайт школы, ищем раздел с преподавателями;
    — ищем учителя информатики; 
    — если контакты преподавателей не указаны на сайте, то заходим в группу школы ВКонтакте и вводим фамилию преподавателя в поиске.
  7. Стажировка и практика для студентов. Главное не пропустить время, когда студенты в поисках места для практики.
  8. Реклама в печатных газетах и журналах. Бесплатные и платные издания, отраслевые журналы.
  9. ТВ и радио. Объявление в бегущей строке на местном или рекламном блоке новостей.

Учителя и ученики школы программирования

Где искать учеников?

  1. Обратите внимание на рекламу конкурентов, если они есть, и других детских центров.
  2. Подумайте как именно вы будете заниматься онлайн и оффлайн маркетингом, ведь это можно делать самостоятельно, а можно нанять маркетолога или воспользоваться услугами агентства.
  3. Определите, кто будет заниматься обработкой входящих заявок: вы самостоятельно, управляющий, администратор или менеджер по продажам.

Как я буду управлять бизнесом и отслеживать количество учеников?

Для этого есть IT-решения для обучения и управления образовательным процессом – LMS (Learning management system) и CRM.

Финансовые показатели

Запуск: в среднем занимает 6 недель.

Окупаемость: 6 месяцев.

Чистая прибыль: от 150 000 руб/мес с одной площадки.

За очень короткий срок можно взлететь от обычного жителя города до владельца школы программирования в своем городе. А еще посмотреть на себя в роли предпринимателя, запустить крутой продукт и понять, как должна функционировать успешная школа, какие процессы в ней протекают и как успевать контролировать все важные детали.

Пять лет назад Александр открыл «Прогвартс» — школу программирования и робототехники в Перми. Мы узнали, как всё начиналось и с какими трудностями пришлось столкнуться. А ещё Александр дал несколько советов, которые помогут начинающим предпринимателям делать меньше ошибок.

Как появилась школа

Александр по образованию программист. На последних курсах университета в 2012 году он устроился в одну из крупных пермских IT-компаний и успешно строил карьеру. Но кризис 2014 года пошатнул финансовое состояние компании, и Александр стал искать варианты дополнительного заработка. Так он начал совмещать работу и репетиторство, которое затем стало его основным занятием.

В основном он готовил к экзаменам учеников старших классов. Но среди клиентов начали появляться и дети младшего возраста, а к их обучению нужен особый подход. 

В поисках подходящего варианта он наткнулся на Scratch — язык программирования, который создан для детей и подростков. Занятия понравились и ученикам, и ему самому. Тогда родилась идея сделать школу программирования для детей. Название «Прогвартс» появилось сразу же — соединилось программирование и Хогвартс. Но два следующих года школа оставалась лишь идеей.

В 2017 году, когда прошла основная волна экзаменов, Александр спросил себя, хочет ли он быть репетитором всю жизнь. Преподавание нравилось ему и приносило хороший доход, но все же ответ был отрицательным. Тогда будущий предприниматель вернулся к идее создать школу программирования для детей. 

Запуск, запланированный на сентябрь, случился в середине октября. 

Вложения и окупаемость

Для открытия школы Александр продал свою машину и привлек инвестиции за долю в бизнесе — будущий партнёр сначала работал как ассистент, а потом решил вложиться в проект. Итоговая сумма для старта составила 550 000 ₽. 

Александр продолжает привлекать инвесторов, вкладывается в развитие. Его стратегия — капитализация, то есть  расширение бизнеса и увеличение стоимости компании, поэтому деньги выводят только на заработную плату. По последней оценке вложенные на старте 550 000 ₽ уже превратились в 15 млн ₽. Цели окупить вложения за счёт дивидендов не было.

К запуску готовится франчайзинговая компания. Срок окупаемости того бизнеса, который Александр будет предлагать будущим франчайзи, составляет по его подсчетам от 18 до 24 месяцев.

Подбор помещений

У школы два филиала в Перми. Вот правила, которыми руководствуется Александр при выборе помещений:

  • Не выше второго этажа, даже если это офисное здание — ради пожарной безопасности.
  • Средняя площадь учебного класса 30 м2. Группа до десяти человек, комфортно работает в таком классе. 
  • Пешеходный трафик неважен, школа может находиться на второй линии или даже в спальном районе, потому что клиенты узнают о школе из интернета. 
  • В радиусе километра есть 2-3 школы — так родителям удобнее выстраивать маршрут из школы на занятия и домой.

Есть отдельные требования к помещениям и при получении лицензии. Рассказали, когда она нужна, в статье «Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?»

Сотрудники и команда

Оглядываясь назад, Александр понимает, что первым делом стоило найти профессионалов в платной рекламе. На старте партнёры занимались рекламой сами, и на это ушло очень много денег.

Также важно организовать процессы и выстроить команду, которая бы давала результат, и при этом каждый находился на своём месте. Александр уверен, что на старте нужны всего три человека:

  • Таргетолог — привлекает клиентов, создает заявки;
  • Специалист по продажам — обрабатывает заявки и доводит клиентов до продажи;
  • Преподаватель — проводит занятия. 

На старте все эти три задачи выполнял Александр.

«

«Когда ты делаешь абсолютно всё, ты ничего не делаешь качественно».

Бухгалтерией Александр тоже занимается самостоятельно. Сначала он зарегистрировался как ИП и устно договорился с партнёром о разделении долей, а через год они открыли ООО. Вести учёт в ИП и организации помогает Эльба. 

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

При поиске преподавателей для младших школьников в «Прогвартсе» в первую очередь смотрят на софт-скиллы и на умение общаться с детьми. Этому очень тяжело научить. Куда проще объяснить, как собрать модель и запрограммировать её. Поэтому вести уроки может и школьный учитель географии.

Для обучения ребят постарше нужно, чтобы у преподавателя были навыки и знания в айти. А найти таких преподавателей непросто — откликов с hh.ru практически нет. Поэтому стараются искать сотрудников через университеты, приглашают студентов старших курсов. 

Все соискатели проходят интервью. Важно, чтобы подход к работе у сотрудника и школы совпадал. Поэтому нужно правильно ответить на вопрос «Зачем ходить на работу?» — работа должна приносить удовольствие. Сотрудникам должно нравиться ходить на работу, а ребятам — заниматься. И эти процессы взаимосвязаны. 

Все новые сотрудники проходят обучение, чтобы понимать философию компании и оказывать одинаково высокое качество услуг на каждом этапе взаимодействия с клиентами. 

Ценообразование

Один-два раза в год Александр пересчитывает финансовую модель. Закладывает туда новые издержки, учитывает инфляцию и корректирует стоимость услуг. Скоро стоимость обучения увеличится на 10%, но это не самое большое повышение стоимости. 

На старте занятия стоили очень дешево. Они не позволяли покрыть даже постоянные расходы. Часто случались кассовые разрывы, были убытки. Приходилось искать дополнительные средства. В итоге цены повысили на 25%. 

За счёт низкой стоимости ожидали привлечь больше клиентов, но это от неопытности. Цену на занятие назначали опираясь только на свои внутренние ощущения и опыт репетитора, не учитывая расходы на рекламу, аренду и прочее. 

Александр смотрел на цены конкурентов и думал, что к нему за такую же цену никто не придёт. Сейчас он считает такую позицию ошибочной. 

«

«Проанализируйте конкурентов и сделайте цену на 10% выше, чем у них».

Тем, кто только запускает бизнес Александр советует, наоборот, сделать цену выше, чем у конкурентов. Потому что у начинающего предпринимателя много ошибок, а ошибка в бизнесе всегда стоит денег. Вы всё равно сможете кому-то продать свои услуги, а более высокая цена сгладит лишние расходы, которых уже нет у более опытных предпринимателей.

Продвижение

На старте «Прогвартс» много работал с общеобразовательными школами: преподаватели проводили мастер-классы, участвовали в мероприятиях и рассказывали о школе. Но на продажи напрямую эта практика не влияла. С приходом пандемии её прекратили. 

Последний год школа активно сотрудничает с крупным технопарком: вместе проводят хакатоны, мастер-классы и экскурсии. А по выходным устраивают занятия на территории технопарка. Но эти мероприятия тоже скорее для пиара, чем для увеличения продаж. 

Основной приток клиентов приносит интернет-продвижение. Эффективными каналами оказались — Вконтакте и Инстаграм*. 

Продажи онлайн-занятий очень хорошо шли в Инстаграме*, а вот заявки на очные занятия он не приносил, поэтому для них работал только Вконтакте. 

Из-за запрета таргетированной рекламы и блокировки Инстаграма* пришлось переключиться на другие каналы. Заявки стали дороже. 

Для школы сейчас самое время набирать учеников на летний период, а один из каналов перекрыт. Поэтому переключили бюджет на Вконтакте и Яндекс, который до этого только тестировали. 

Конкуренция

Конкурировать за внимание родителей и ребенка приходится не только с другими школами программирования. На самом деле среди конкурентов и школы английского,  и бассейны, и другие детские организации. 

«

«Ниша дополнительного образования для детей высококонкурентна».

«Прогвартс» делает ставку на клиентский сервис. Каждого потенциального клиента школа старается довести до продажи и подобрать максимально комфортные условия по расписанию, стоимости и местоположению занятий. 

Главное для школы — подавать знания так, чтобы детям было интересно, а занятия приносили удовольствие. И это действительно дает результат. 

Работа в пандемию

Это был непростой период, но «Прогвартс» вложился в развитие и даже вырос. 

Абонементы в школу продаются на учебный год, поэтому, когда в марте 2020 года случился локдаун, нужно было придумывать, как сделать так, чтобы ребята всё же закончили занятия. 

«

«В апреле и мае доходов практически не было, мы отрабатывали деньги, которые люди заплатили до этого».

Школа постаралась перевести клиентов в онлайн, но занятия по робототехнике невозможно проводить удалённо — каждому нужны конструкторы. Поэтому такие абонементы замораживали или делали возвраты. 

Пандемия переломила мышление, и помогла понять, что нельзя ориентироваться только на офлайн-бизнес. 

«

«Это было тяжело принять, но в тот момент мы подумали, что надо делать онлайн».

Тогда запустилась реклама онлайн-занятий, и у «Прогвартса» появились первые клиенты со всей России, а не только из Перми. Но с очными занятиями ситуация оставалась сложной.  

Обычно летом в школе проходит городской лагерь. В тот период лагерь не запустился. Но нужно было занять команду, чтобы они продолжали работать, даже если нет продаж. 

Александр привлёк дополнительные инвестиции:

  • на развитие онлайн-проекта, чтобы подготовить занятия для учеников по единому стандарту и обучение для новых преподавателей. 
  • на создание нового филиала, чтобы сотрудники занимались его открытием. 

Так в «Прогвартсе» появились адаптированные к онлайну бизнес-процессы, чёткие регламенты работы и занятия, готовые к масштабированию на всю Россию. 

Рассказываем о сложных вещах незанудно, понятно и с юмором на ютуб-канале

Подписаться →

Влияние нового кризиса

Школе пришлось закрыть все проекты, связанные с инфраструктурным развитием и вложением денег. В мае должен был появиться третий филиал, но теперь его запуск отложен.

«

«Взгляд на стратегическое развитие изменился. Планы пришлось корректировать».

Сфокусировались только на том, что будет приносить деньги в ближайшие месяц-два: маркетинг, продажи и максимальная загрузка действующих филиалов. 

Есть отток клиентов, которого не было в этот период в прошлые годы. Но за счёт вложения денег в маркетинг есть и приток. Это помогает бизнесу оставаться на том же уровне. 

«

«Прикладываем больше усилий, но не растём».

Цены на «Лего» выросли вдвое, поэтому сейчас для открытия нового класса нужно было бы закупать китайские аналоги. Пока школа использует свои небольшие запасы конструкторов и ищет альтернативы сервисам, которые ушли с рынка. 

Как делать меньше ошибок

Александр считает, что на старте бизнеса очень важно иметь наставника, который проходил похожий путь. Даже одна консультация в месяц убережёт от многих ошибок, а значит сэкономит деньги и время. 

«

«Пять лет назад я захотел стать олимпийским чемпионом, у которого нет тренера. Вот и в бизнесе точно так же».

Наставником может быть один предприниматель или несколько специалистов с опытом и экспертизой в разных сферах, с которыми можно советоваться по мере необходимости. 

Сейчас Александр так и поступает. Например, если в компании что-то не так с финансами, то ищет специалиста, который будет пару раз в месяц консультировать его только по финансам. Это обходится намного дешевле, чем финансовый директор в штате. Так же строится работа со специалистами в маркетинге. 

«

«Все ошибки — от отсутствия опыта. Нельзя сразу прийти и начать заниматься бизнесом, чтобы всё полетело».

Опыт важен, но дешевле учиться на чужом, чем зарабатывать свой, потому что ошибка предпринимателя — это всегда потеря денег. 

С этой точки зрения франшизы — хороший выбор. Ответственный франчайзер подскажет, как делать правильно. 

Сейчас «Прогвартс» готовится к открытию франшизы, а Александр записывает курс по обучению партнёров, где делится своим опытом и рассказывает, как правильно запускаться. Часть процессов школа возьмёт на себя, поэтому предпринимателю не нужно будет думать о том, где взять заявки. Его задача будет довести их до продажи и качественно оказать услугу.

Франшизу важно выбрать правильно. Как это сделать, и что будет, если связаться с недобросовестным франчайзером, мы рассказывали в статье «Как открыть бизнес по франшизе с нуля: непростой опыт предпринимателя».

?

Хотите стать героем следующей статьи? Заполните анкету. Мы прочтем ваши истории и пригласим на интервью.

*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.

Статья актуальна на 

20.05.2022

Три года назад Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский решили запустить свой некоммерческий образовательный проект по обучению детей программированию игр. Никаких вложений не требовалось, компьютеры были в обычных школах, деньги нужны были только на зарплату педагогам.

Какое-то время партнеры надеялись получить спонсорство от крупных IT-компаний, ориентируясь на опыт западных аналогов. Этого сделать не удалось, зато уже на второй год работы школа получила крупный грант. Денег хватило на то, чтобы закупить 15 компьютеров и выйти на рынок с новым форматом обучения — воркшопами, мастер-классами и курсами для школьников с 1-го по 7-ой классы. Сейчас на шести московских и двух петербургских площадках учатся почти тысяча детей.

В интервью Контур.Журналу Дарья Абрамова рассказала, как развивалась школа и какие факторы повлияли на успех. 

Запуск

Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский познакомились, когда вместе работали в IT-интеграторе Softline. Дмитрий когда-то давно преподавал в университете и теперь задумывался о том, чтобы обучать программированию детей. Сам он стал программистом после того, как начал создавать свои игры, поэтому решил сосредоточиться именно на этой области. Дмитрий поделился идеей с Дарьей, ей она понравилась, и коллеги стали изучать готовые визуальные языки, которые позволяют быстро обучать детей кодингу, и опыт американских некоммерческих образовательных проектов, спонсируемых IT-компаниями.

Самой привлекательной была модель, когда волонтеры приходят в школу преподавать, и партнеры сами пошли в ближайшую к офису школу. Ничего не вышло. Договориться с руководством помогли друзья и по совместительству родители школьников, в итоге Абрамова и Лоханский провели первый урок создания игр для маленьких детей. «Детям очень понравилось, мы были впечатлены количеством эмоций, в конце занятия они кричали: “Даша, Дима, не уходите, давайте еще программировать игры!”», – вспоминает Дарья Абрамова.

После занятий партнеры стали вести свой блог на портале «Хабрахабр», который вызвал отклик у множества людей, — они вызвались вести уроки сами, приходило по 15-20 запросов в день. Для них писались методички о том, как договариваться со школами, как общаться с детьми, как строить учебное занятие.  

Примерами для подражания для «Кодабры» еще на этапе запуска стали CodaClub.org, всемирная волонтерская сеть, спонсируемая европейскими IT-компаниям, и IDTech, платные онлайн- и офлайн-программы для разного возраста. «Мы смотрели, какие инструменты они запускают, что продают, чему учат, какие у них программы и подходы, — объясняет Дарья. – Они помогли нам выбрать, чему стоит обучать и на каких платформах».

Волонтерское движение быстро росло, к середине 2014 года в нем участвовали около 40 человек, занятия проводились в четырех городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Волгограде. Возвращаться в офис не хотелось, решено было заниматься проектом дальше, дело оставалось за малым — найти спонсора.

Монетизация

К концу 2014 года Дарья и Дмитрий решили превратить волонтерский проект в бизнес и, пытаясь найти спонсоров, обращались в крупные российские IT-компании, но везде получали отказ. В то время в «Яндексе», «Связном» и Mail.ru работали только с выпускниками школ или студентами, а 1-7 классы, целевая аудитория «Кодабры», их не интересовали. «Российские компании в основном думают о привлечении кадров, — говорит Абрамова. – “Яндекс” тратит деньги на преподавателей, чтобы обучать конкретных детей, Google действует шире — он вкладывает в компании, которые обучают детей, потому что так можно в разы увеличить свой охват». 

В прошлом году «Яндекс» запустил проект «Яндекс.Лицей» для 8-9 классов по обучению одному языку программирования. В проекте участвовало около ста человек. «Google думает на 20-30 лет вперед, поэтому спонсирует компании, которые занимаются обучением детей чуть ли не с трех лет, — добавляет Абрамова. – Программирование меняет мышление, и неважно, войдет ребенок в IT-компанию или нет».

В 2014 году партнеры прошли курсы социального предпринимательства фонда «Наше будущее», где строили финансовую модель «Кодабры», продумывали варианты заработка и продуктов, которые можно запустить, делали презентации, выступали перед экспертами. После завершения обучения бизнес не стартовал, ребята пока не думали об инвестициях и ничего не продавали, все еще надеясь найти спонсорские деньги. Заниматься курсами не хотелось — согласно расчетам выходило, что они будут отнимать очень много сил и не принесут доход. «Все знакомые, которые слышали о «Кодабре» и видели, как мы работаем с детьми, говорили, что мы уже готовы брать деньги за обучение, — вспоминает Дарья Абрамова. – Но мы все время откладывали этот момент».

В начале 2015 года «Кодабра» выиграла грант на $30 000 в премии Google RISE, которая присуждается лучшим некоммерческим компаниям в области компьютерного образования для детей. Основатели отправились на саммит в США, в котором участвовали 37 компаний-победителей. Обсуждались варианты монетизации и проблемы в сфере цифрового детского образования. «Это не помогло нам понять, как продавать или строить продукт, но вдохновило на развитие проекта и желание зарабатывать по примеру множества мировых аналогов», — говорит Абрамова.  

Продажи внезапно запустились благодаря акселератору Высшей школы экономики, где Дарье и Дмитрию сразу дали задачу получить прибыль. Чтобы протестировать продукт, были запущены квесты, мастер-классы и воркшопы. На первый воркшоп удалось продать 40 билетов и заработать 52 000 руб. – больше, чем планировали. С этим форматом экспериментировали до конца лета, сделав воркшопы постоянной частью программы, позже запустили городской лагерь в библиотеке у станции метро «Спортивная» и в конце октября запустили курсы. Появилось три преподавателя, полуторачасовые уроки стоимостью 6 000 руб. проходили в той же библиотеке.

Команда

В команде «Кодабры» 55 человек. Так как бизнес будет масштабироваться в России и в Европе, преподавателей отбирают так, чтобы они могли самостоятельно работать, переезжать в другой город и открывать там школу.

Для преподавателей проводится стажировка, их обучают основным навыкам преподавания, но в первую очередь в кандидатах ценится любовь к IT-технологиям. Если они хорошо ориентируются в предмете, они будут отзывчиво относиться к вопросам и ответственно подходить к подготовке, уверена Дарья Абрамова. «Опыт работы с детьми не требуется, это бы сильно затормозило процесс, — объясняет она. – Нам нужны гики, которые хорошо ориентируются в языках программирования и довольно коммуникабельны. Это не значит, что они экстраверты, они могут быть интровертами, но хорошо взаимодействовать с детьми».

После выхода публикаций о «Кодабре» в «Популярной механике» и «РБК» на компанию нахлынули запросы на франшизу. Сейчас на стадии подписания несколько договоров, 150 запросов на франшизу еще даже не обработаны. «Мы несколько замедлили процесс, выбрали нескольких потенциально надежных партнеров, будем пробовать запуститься, — говорит Абрамова. – Запрос от региональных партнеров — это не запрос от конкретных родителей, которые готовы за это платить. Я вижу, что возникнут такие сложности, и запрос нужно будет формировать. чтобы бизнес развивался, а не существовал на ста клиентах. В Москве сейчас не все клиенты созрели для подобных продуктов».

Обучение

По словам Абрамовой, любому ребенку можно помочь запрограммировать его первую игру. И хотя одним проще дается графика, другим написание кода, а кто-то лучше разбирается в логических связях, дети все равно доводят задачу до конца. Соотношение мальчиков и девочек на курсах составляет в среднем 70% на 30%, в некоторых группах — 80% на 20%.

Для обучения используются визуальные языки программирования, которые позволяют получить быстрый результат благодаря готовой библиотеке персонажей и фонов. Для обучения детей младшего возраста используются Scratch, который содержит понятные, переведенные на русский язык команды. Для тех, кто еще не умеет читать, обучение ведется в Minecraft. В эту платформу встроено много модулей для обучения детей разным школьным предметам. Minecraft позволяет учить детей логике, математике, технике и креативности, не погружая их в новую среду, как Scratch.

Старшие дети учатся программировать на профессиональных игровых платформах, например, Unity, которые позволяют использовать куски кода, готовые библиотеки и разработанных героев.

«Дети могут быстро получить результат, потому что возьмут половину готового, но научатся работать в профессиональной программе, — говорит Абрамова. – Их очень впечатляет, что, когда мы идем на конференцию или фестиваль для профессиональных разработчиков, они могут поддержать разговор, посмотреть исходный код игры и разобраться в нем».  

Все дети подключаются к группе во «ВКонтакте» Codabra Coding Club. Общение продолжается и после того, как они заканчивают курсы: дети делятся наработками, иногда совместными, команда приглашает их на фестивали, конкурсы, гейм-джемы.

Курсы обновляются ежемесячно, каждую неделю обсуждаются занятия. Но основательно программа меняется раз в год.

Результаты

«Навык компьютерной грамотности стоит давать всем, чтобы дети быстро и просто решали разные задачи с помощью цифровых технологий, -– уверена Дарья Абрамова, — и чтобы создатели iPhone не казались им нереальными — это обычные люди, обладающие знаниями в технической сфере».  

«У родителей есть некое понимание IT, которое передается детям, — считает она. – Этот паттерн нужно менять и рассказывать, почему круто уметь хотя бы немножко программировать. Я стараюсь бороться с предвзятостью, исходя из того, что детям нравится делать. Любое их занятие можно совместить с программированием, чтобы они создали свой цифровой продукт. Это могут быть не только игры, но и анимация и дизайн».  

При создании своей игры нужно держать в голове до ста элементов и понимать, как они взаимодействуют, — в результате у учеников подтягиваются логика, математика, программирование и простейшие навыки компьютерной грамотности, такие как работа с программами, перемещение из папки в папку, использование flash-накопителя.

«Minecraft развивает навыки информатики, математики и физики и позже выводит их за рамки игры, Scratch позволяет детям экспериментировать, а Unity поднимает школьников 11-12 лет на уровень настоящих программистов», — описывает результаты Абрамова.

Рынок

За последние три года IT-компании гораздо чаще выдают интересные школьные проекты. Например, есть такие, которые учат отслеживать и прогнозировать погоду, свою школу IT развивает Samsung, оживляют ситуацию и различные конкурирующие платформы. Несмотря на это, рынок пока далек от насыщения. «Раньше существовали локальные проекты, в домах детского творчества обучались в Turbo Pascal, — сравнивает Абрамова. – Никто не обучал детей массово, как начали делать это мы, и поэтому, когда мы стали об этом писать на Habrahabr, люди впечатлились этой идеей».

Курсы «Кодабры» не сильно изменились с момента запуска. Новых продуктов в виде системных мастер-классов, квестов или уникального онлайн-формата за это время не появилось, признается Абрамова.

Рынок обучения детей программированию долгое время был занят локальными компаниями, и «Кодабра» тоже выросла из этого формата. Теперь основатели школы надеются масштабироваться внутри страны и в Европе.

Волонтерское движение «Кодабры» развивается: в нескольких городах проводятся бесплатные занятия, популяризирующие технологии. У волонтеров стандартная программа в разных городах, но она зависит от возраста.

В ближайшее время «Кодабра» планирует запустить курсы в Екатеринбурге, в 2018 году предприниматели примутся за тестирование мастер-классов в Европе. Также есть идея заняться организацией семейных лагерей за границей с посещением IT-компаний.

В конце декабря стартуют продажи видеокурса для детей по созданию компьютерной игры-шутера.

Продвижение

Популяризирующие занятия в школах косвенно влияют на продажи, но меняют отношение к бренду. Основные каналы привлечения клиентов — реклама в соцсетях, контекстная реклама, паблики и сарафанное радио, которое дает почти треть органического трафика.

Основная проблема сопряжена с поиском преподавателей. Важно, чтобы они обладали целым набором компетенций: были близки компании по духу, серьезно относились к работе, хорошо разбирались в IT, понимали суть программы и подстраивали ее под детей.

Детей водят на экскурсии в IT-компании, устраивают им гейм-джемы, фестивали, они представляют собственные игры на конференциях. «Получается сложный и дорогой продукт, с которым можно выйти не во все регионы, к тому же нужно работать с негативным отношением родителей, которые далеки от ресурсов, которые мы используем, — объясняет Абрамова. – Мы не можем масштабироваться быстрее из-за специфичности продукта, длительного поиска подходящих людей и площадок».

Осенью 2016 года «Кодабра» начала проводить занятия по программированию в офисе Mail.ru. Помещение им предоставили безвозмездно, но при условии, что дети сотрудников смогут учиться в школе бесплатно.  

Часть заработанных за счет курсов и лагерей денег была вложена в проведение Digital Fest for Kids and Teens — цифрового фестиваля для детей и их родителей. На аренду площадки в Digital October ушло 300 000 руб., еще 700 000 руб. было потрачено на организацию, покупку оборудования и продвижение. Мероприятие посетили 800 человек при стоимости входного билета 1 200 руб.

Сразу после Digital Fest компания провела фестиваль для детей сотрудников Сбербанка. «Мы хотели показать детям, как много всего можно делать в юном возрасте, не дожидаясь, пока тебя чему-то научат в университете, — говорит Абрамова. – Сейчас есть технологии, которые позволяют делать интересные проекты. Здесь ты можешь познакомиться с теми, кто делает что-то сам, изучает VR, пишет свои игры».

На фестивале за один день можно попробовать создать сайт, игру, приложение, робота, задать вопрос разработчикам, надеть VR-очки. Более взрослые дети могут познакомиться со сверстниками, узнать, какие стажировки можно посещать в 14-16 лет, какой вуз лучше выбрать и какой язык изучать, получить контакты разработчиков Mail.ru, «ВКонтакте», «Яндекса». «Для родителей это повышение их грамотности, потому что они слышат слова «блокчейн» и VR, но ничего не понимают, не могут объяснить детям и сами боятся, — добавляет Абрамова. – Наша задача — объяснить им, как можно обучать детей с помощью технологий».

По словам предпринимательницы, часть преподавателей школы сама изучила программирование и хочет пойти в разработку игр. Для них «Кодабра» — один из этапов, возможность организовывать для детей экскурсии в IT-компании и получать экспертность с точки зрения программ. Такую возможность дают компании-разработчики игр Crazy Panda и «Иннова», которые поддерживают связь с «Кодаброй».

Среди других партнеров школы — Сбербанк, QIWI, Mail.ru, Высшая школа экономики, ЭТМО, технический университет в Санкт-Петербурге, также планируется партнерство с IBM.

Итак, все практически готово и осталось только дождаться клиентов. В современном мире мало вложить душу в свой проект. Даже если вы все сделаете на высоком уровне, ваша клиентская база будет расти очень медленно ввиду того, что мало кто знает о том, что вы открыли школу программирования для детей. Поэтому нужна грамотная маркетинговая кампания.

Проводить ее можно как онлайн, так и офлайн. Рассмотрим оба варианта. Маркетинговая офлайн кампания включает в себя подготовку бумажных объявлений, проведение бесплатных уроков в близлежащих школах, флайеры, реклама на радио и ТВ. Иногда представители детских школ и кружков посещают родительские собрания 1 сентября с целью охвата как можно большей аудитории. Здесь можно кратко рассказать о программе и раздать флайеры.

Маркетинговая кампания в интернете заключается в первую очередь в создании своего собственного сайта, который будет рассказывать посетителям обо всех преимуществах школы, а также давать подробную информацию о формах и форматах обучения, программе подготовки, преподавателях.

Большой сайт для рекламы школы не нужен. Зачастую достаточно сайта-визитки. После создания собственной страницы в интернете, необходимо задуматься о том, как ее продвигать. И здесь есть два варианта – SEO и покупка рекламы в поисковых системах. Причем оба подхода не противоречат друг другу, то есть вы сможете одновременно продвигать сайт в поисковых системах и покупать рекламные места в Яндекс и Гугл.

Для SEO продвижения сайта обычной визитки недостаточно. Вам потребуется написание контента под определенные запросы пользователей, чтобы они могли узнать о вашем сайте и школе. Поэтому можно дополнительно создать блог, на котором размещать полезные и интересные материалы о детском программировании.

И еще один важный момент – SEO вряд ли даст быстрый результат (если только в вашем регионе по всем запросам пользователей низка конкуренция). Поэтому рекомендуется комбинировать рекламу и продвижение в поисковых системах хотя бы первое время, пока блог не станет популярным.

Большую роль сегодня играют и социальные сети. Школа обязательно должна быть представлена в тех из них, где может потенциально находиться целевая аудитория. Например, это Instagram, Facebook или YouTube. Ведение социальных сетей – важный этап маркетинговой кампании. Для этого часто нанимают SMM специалиста, который будет раскручивать профиль или канал на YouTube для охвата большей аудитории.

Сегодня родители понимают, насколько же важно подготовить ребёнка к взрослой жизни, за счёт формирования у него нужных жизненных навыков. Традиционная система образования в этом плане оказывается недостаточно эффективной.

Если представить себе, каким должен быть ребёнок, реализовав себя к 25 годам, то становится понятно, какие качества нужно развивать в нём уже сейчас, пока ему ещё 7-16 лет

Причём отечественный менталитет приучает нас не экономить на детях, отдавая им самое лучшее из того, что они могли бы получить. Создание центра по обучению детей полезным навыкам могло бы быть крайне востребованным и приносить неплохую прибыль.

Для начала стоит понять, что все навыки условно разделяются учёными на soft skills («гибкие») и hard skills («жёсткие»).  

Soft skills – те социальные навыки, которые помогают решать повседневные задачи: лидерство, уровень коммуникации, эмоциональный интеллект и т.п. Их нельзя освоить сразу на курсе тренингов. Такие навыки формируются всю жизнь, поэтому закладывать основу для них важно с самого детства.

Они нужны каждому ребёнку, ведь помогают ему стать успешным независимо от профессии, выбираемой в будущем.

Детские психологи советуют обратить внимание на развитие вот этих навыков:

  1. желание и умение учиться;
  2. внимательность и умение концентрироваться;
  3. логика;
  4. критическое мышление;
  5. пространственное мышление;
  6. коммуникативные навыки и умение работать в команде;
  7. творческий подход к решению задач;
  8. эмоциональный интеллект;
  9. тайм-менеджмент и самоорганизация;
  10. лидерство, упорство в достижении цели, сила воли;
  11. умение обрабатывать разные источники информации;
  12. межкультурная открытость.

Hard skills – это узкоспециализированные навыки. Они нужны для определённой работы, чтобы закрывать конкретные задачи. Например, умение писать код на Java Script или анализировать финансовый потенциал определённого бизнеса.

Обучение ребёнка подобным навыкам может быть обоюдовыгодным для всех участников процесса: родители увеличивают шансы, что их ребёнок добьётся успеха, ребёнок получает полезные знания, а владелец учебного заведения неплохую прибыль

О том, кто уже предоставляет подобные услуги в России

Разумеется, предприниматели отлично это понимают. Разберём конкретные примеры заработка на обучении детей:

1) Kinder MBA

Возраст детей: от 5 до 17 лет. Стоимость обучения: 12 тыс. рублей за месяц. Школа для развития бизнес-мышления и навыков предпринимательства. В основе обучения система Бенджамина Блума: деловые игры и реальные кейсы для инвестирования. Программа включает в себя 24 модуля и 4 ступени: Kids, Start, Pro и Foundation.  

Заканчивая очередную ступень, ребёнок защищает свой проект перед экспертной комиссией, в которую могут входить преподаватели МГУ. Старшеклассникам даже позволено создавать полноценные стартапы. Их погружают в углублённое изучение digital-маркетинга и управления финансами.

2) Kids MBA

Возраст детей: от 6 до 17 лет. Стоимость зависит от возраста. К примеру, дети 6-10 лет: от 6000 рублей в месяц.

Бизнес-школа, которая расставляет акценты обучения на 3 направления:

  • финансовая грамотность;
  • структура любого бизнеса;
  • soft skills.

Есть основные курсы: «Инвестиции», «Как сделать бизнес», «Всё о деньгах» и рад дополнительных, например, «Ораторское искусство». Также есть возможность записаться на пробный урок.

3) Junior LIVE, проект бизнес-школы «Сколково»

Возраст детей: от 14 до 17 лет. Стоимость зависит от программы: частным ученикам – 150 000 рублей в месяц, «дипломникам» «Сколково» — 127 000 рублей в месяц.

Это трёхмесячный курс, который позволяет ученикам запланировать своё развитие на ближайшие 10 лет. Им помогают определиться с вузом, установить вектор профессионального развития, научат обрабатывать информацию и разовьют коммуникативные навыки.

Здесь ученикам дают понимание, какие профессии будущего возникают на рынке труда, рассказывают о построении успешной карьеры в современном мире.

4) Школа «Основатель»

Возраст детей: от 6 до 14 лет. Стоимость зависит от программы и её сложности. В среднем примерно от 20 000 рублей в месяц.

Детей обучают основам экономики и предпринимательства. Рассказывают о стратегиях достижения успеха, лидерских качествах и основах управления коллективом. Школа усиленно социализирует детей, а также прививает им основы актёрского мастерства.

5) Boss Kids

Возраст детей: от 7 до 18 лет. Стоимость: 9800 рублей в месяц.

Школа финансовой грамотности от выпускников МГУ и НИУ ВШЭ. Здесь дети зарабатывают «местную» валюту, правильно выполняя задания. Занятия организовываются в группах по 4-6 человек и проходят в игровой форме. Здесь также есть работа с кейсами и защита проектов.

6) CODDY, школа программирования

Возраст детей: от 10 до 15 лет. Стоимость: 6000 рублей в месяц.

В школе рассказывают, как выбрать и проверить гипотезу прибыльного стартапа, как найти инвесторов, клиентов, отработать возражения и собирать команды. Также здесь учат программированию на самых популярных языках. Обучение проходит через наставничество от успешных предпринимателей, некоторые из которых широко известны в медиа.

7) Startup Academy Junior 

Возраст детей: от 14 до 17 лет. Стоимость: от 30 000 рублей в месяц.

Ещё один проект «Сколково», который ведут преподаватели оттуда. Он также развивает у детей навыки предпринимательства, маркетинга, понимание цифровых технологий и построения карьеры в современном мире. Участники управляют проектами и проводят хакатон. По итогам обучения «Сколково» выдаёт гранты на развитие самых интересных проектов.

О том, как заработать на обучении детей профессиональным навыкам на примере детских школ программирования «КодКласс» Игоря Закоморного и Ксении Котельниковой.  

Первым бизнесом Игоря Закоморного был интернет-магазин детских игрушек с оборотом более 1 млн рублей в месяц. На волне успеха предприниматель пошёл изучать программирование в МГТУ им. Баумана и осознал, насколько же его школьные знания далеки от прикладных навыков.

В школах до сих пор изучали Basic и писали коды, практического применения которым, просто не было. Даже обучаясь самостоятельно по видео из интернета, можно было получить больше пользы, чем от школьного образования.

Однако, где есть проблемы, там есть и бизнес-возможности. Глядя на растущий рынок в США, Игорь решил создать свою школу программирования для детей. За основу взял западную «проектную» систему. Не просто обучение, но и работа над конкретным проектом, приносящим пользу.

Как признаётся Игорь, «любому ребёнку в 12 лет хочется написать свою игру и похвастаться ей перед друзьями».

Осенью 2016 года Игорь познакомился с Ксенией Котельниковой, которая стала его бизнес-партнёром. У Ксении был богатый опыт в проведении детских мероприятий.

Партнёры приняли решение стартовать максимально быстро. За месяц было собрано 130 учеников, которых распределили на три группы. Чтобы найти детей, были привлечены специалисты по онлайн-маркетингу с фриланса. Сумма рекламных отчислений составила 80 000 рублей.

В ноябре под брендом «КодКласс» появилось сразу 2 точки. Их взяли в почасовую аренду. На их оформление, аренду и открытие ушло ещё 70 000 рублей.

Остальные расходы, например, зарплата преподавателя покрывались суммами с каждого мероприятия.

Первые 2 месяца Игорь называет «тестом аудитории и рынка». Продукт отлично зарекомендовал себя и показал, что он востребован. Родители оставляли положительные отзывы. Дети с восхищением ходили на занятия. Всем было ясно, для чего это нужно, и все были счастливы.

В январе 2017 года проект было решено масштабировать. В него было вложено ещё 500 000 рублей из той суммы, которую Игорь заработал с интернет-магазина. Теперь общее количество учеников уже достигло 150 человек в 5 школах по разным районам столицы.

К весне предприниматели уже задумались о создании 20 школ. Однако, для этого нужны были инвестиции, и Игорь с Ксенией стали устраивать по 2-3 встречи в день с инвесторами, которых находили через Facebook.

Иногда они просматривали данные о свежих сделках и о покупке бизнесов. Это помогало выходить на компании или на частных инвесторов, которых мог бы заинтересовать их проект.  

За 2 месяца определилось 3 итоговых инвестора, из которых Игорь и Ксения выбрали одного, который и получил долю в проекте.

Игорь признаётся, что на встречах обычно показывал презентацию проекта и объяснял бизнес-модель. В большинстве инвесторы были открыто настроены на личную встречу и оставались довольны проектом, однако, выгодные условия удалось получить лишь от нескольких.

Уже к сентябрю 2017 года «КодКласс» набирал учеников в 25 школ, из которых 20 стартовали впервые. Всего было набрано около 750 детей.

Впервые основатели столкнулись с негативом. Первая причина была в трудностях управления, например, своевременных уведомлениях о переносе занятия. А вторая – в недостаточном количестве квалифицированного персонала. Оказалось, что найти хороших педагогов для 25 школ крайне непросто.

Следствием так и не разрешённых проблем стал массовый отказ от продления абонементов. Если раньше школа могла похвастаться, что 95% учеников продолжают обучение здесь, то теперь таких насчитывалось только 70-75%. 

Игорь раскрывает один из секретов данного бизнеса. Он говорит, что привлекать учеников в Москве – дорогое занятие, проще стараться удержать тех, кто уже пошёл на курсы. Так выходит значительно дешевле.  

Чтобы исправить ситуацию с оттоком учеников, руководители школы взялись за разработку единого регламента и инструкций, а также донаняли административных сотрудников, следящих за расписанием вверенных им школ.

Появился рейтинг оценки преподавателей с точки зрения «возвратности клиентов». Тех, кого покидало большее количество учеников ждало увольнение и замена. Суровая мера принесла результат, и проблема стала исправляться.

Игорь и Ксения поняли ошибку и начали выстраивать систему массового рекрутинга, а заодно и обучения персонала. Теперь, работая по выходным, преподаватели могли зарабатывать до 30 000 рублей в месяц, что привлекало многих и позволяло отбирать лучших. На пути к заветной должности кандидаты проходили трёхэтапный отбор.  

Обучение было построено по принципу симуляции. В качестве детей играла группа взрослых (15 человек), которым выдавались индивидуальные роли: «непоседа», «задающий вопросы» и т.п. В таком формате вести «урок» даже сложнее, чем с реальными детьми.

Занятия в «КодКлассе» рассчитаны на детей от 5 до 15 лет. По большей части это мальчишки. В плане обучаемости разницы по полу нет, считает Игорь, это скорее вопрос мотивации ребёнка.

Программа обучения состоит из годового курса на 32 занятия, которые проходят по выходным с сентября по май. В курсе 4 блока, посвящённых одной теме.

В конце курса, дети создают какой-либо прикладной проект и презентуют его родителям. Например, школьники 8 лет пишут программу для робота в Minecraft или анимируют объекты в Scratch. Ребята постарше уже делают flash-игры на игровом движке Stencyl.

В 12-14 лет юные программисты уже создают приложения для Android в среде Android Studio и пишут собственный сайты.

За успехи талантливых программистов награждают «кодкойнами», местной валютой. В конце учебного года их можно обменять на призы, среди которых гироскутеры и нетбуки.

Основной поток клиентов в проекте приходится на август – октябрь. В этот период рекламные расходы проекта превышают 1 000 000 рублей.

Учебные пособия разрабатывает и актуализирует штат методистов из 7 человек разного профиля. Их средний оклад – 60 000 рублей. Все учебные материалы расписано буквально поминутно. Преподаватель всегда знает какой слайд показать или какую тему объяснить. Уроки записываются на видео. Потом их в случайном порядке анализирует контроль качества.  

Один месяц занятий в «КодКлассе» стоит от 6000 рублей. Если оплачивать сразу весь годовой курс занятий (8 месяцев), то 4 400 рублей.

Сегодня у «КодКласса» 140 школ по всей России. Примерный объём выручки – 21 000 000 рублей в месяц.

Основными конкурентами Игорь считает школы «Алгоритмика» и «Кадабра». Правда, последние работают с более премиальным сегментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бизнес план по соц контракту образец скачать
  • Бизнес план школы танцев готовый с расчетами
  • Бизнес план по строительству каркасных домов
  • Бизнес план шоурума одежды скачать бесплатно
  • Бизнес план по строительству модульных домов