Бизнес план производство керамической посуды

Производство посуды из керамики – одна из тех отраслей бизнеса, где не стоит стремиться к всероссийским масштабам и тотальному завоеванию рынка, поскольку это просто нерентабельно. Организация крупного завода потребует серьезных финансовых вложений и труда. При этом даже существующие предприятия не загружены на полную мощность, соответственно, новичку придется еще тяжелее. Между тем небольшая мастерская, например, по изготовлению дизайнерской посуды при грамотном позиционировании сможет приносить достойную прибыль, а риски при этом будут минимальными. Главное – попасть в струю модных тенденций и обеспечить высокое качество продукции.

Особенности российского рынка 

Несмотря на обилие новых решений, керамика остается основным материалом для изготовления посуды в России. Потребитель привык доверять качеству и экологичности продукции родом из СССР, что наложилось на мнение о современных товарах. Но если 20-30 лет назад основная масса керамической посуды изготавливалась на отечественных заводах, то сегодня существенный объем приходится на экспорт из Китая. Это не удивительно, поскольку имеющееся в стране оборудование устаревает, не получая должной модернизации, и владельцы бизнеса уже не в состоянии удерживать требуемое потребителем соотношение цены, внешнего вида и потребительских свойств. «Отягощающим» обстоятельством является подорожание и проблемы с поставками сырья, которое ранее по большей части ввозилось из Украины.

Китай же, напротив, имеет все необходимые ресурсы для выпуска больших партий посуды практически любого качества: от самых бюджетных вариантов до товаров элитного сегмента. Также популярностью пользуются изделия из Великобритании, Японии, Германии, Чехии, Польши. Как правило, в этом случае речь идет о высокой и средней ценовых категориях.

Что касается отечественной керамической посуды, ситуация двоякая. С одной стороны, потребитель с удовольствием приобретает продукцию российских марок, руководствуясь уже упомянутым мнением о ее высоком качестве и безопасности. С другой – сами действующие производители способствуют падению имиджа выпускаемых товаров. Таким образом, только степень ответственности предпринимателя будет определять успех нового бизнеса. В этом свете важно подобрать качественную рецептуру керамической смеси, глазури, технологию обжига, а также постоянно держать руку на пульсе модных тенденций. Только так можно обепечить постоянный приток покупателей.

Виды керамической посуды

Существует три основных материала для производства керамической посуды – собственно керамика, фарфор и фаянс. Все три представляют собой разновидности керамики, но имеют различия в рецептуре и технологии изготовления.

Керамические изделия получают при помощи спекания глин с минеральными добавками и другими соединениями неорганического происхождения. Это самое простое решение. Для изготовления фаянса и фарфора используются более сложные технологии.

Фарфор – тонкостенная керамика из смеси коалина, кварца, полевого шпата или других алюмосиликатов, способная пропускать сквозь себя свет. Для достижения этого эффекта сырье подвергают сверхтонкому помолу (его пропускают сквозь сито с 10 000 отверстий на квадратный сантиметр). Фарфоровая поверхность лишена пор, характеризуется прочностью, белизной, термической стойкостью и способностью чисто звучать при прикосновении.

Различают твердый и мягкий фарфор. Благодаря высокому содержанию каолина и относительно небольшому полевого шпата, изделия из твердого фарфора отличают однородность и белизна поверхности, а также характерный звон. Получают их путем двукратного обжига. Сначала при относительно невысокой температуре (порядка 1350°С), затем, после нанесения глазури, при более высокой (1450°С). Именно таким образом изготавливается дорогостоящая столовая посуда высокого качества, статуэтки, вазы и прочий декор, изоляторы и лабораторная тара.

К твердым относят также неглазурованный или бисквитный (его используют, например, для изготовления головок фарфоровых куколок) и костяной фарфор. Второй материал содержит золу костей крупного рогатого скота, благодаря чему обладает великолепной белизной и просвечиваемостью. Однако этот же компонент делает изделия чрезвычайно хрупкими, поэтому костяной фарфор чаще применяют для производства декора, а не посуды. То же относится к мягким сортам фарфора. По цвету и белизне он ничем не отличается от твердого, но при этом чувствителен к перепадам температур и механическому воздействию, поэтому не подходит для изготовления посуды.

В отличие от фарфора фаянс содержит до 85% глины в составе и обжигается при более низкой температуре – 1050-1280°С. В результате получается недорогая, средней прочности посуда, как правило, белого цвета. Поверхность изделий содержит поры и, соответственно, впитывает влагу, что приводит к необходимости покрывать поверхность достаточно толстым слоем глазури. Примером таких товаров могут служить цветные кружки и чашки, которые есть в каждом доме.

В зависимости от состава и характеристик выделяют глиноземный, шамотный, известковый и полевошпатовый фаянс. Последний используется для производства посуды чаще всего, благодаря однородности и высокому содержанию в смеси каолина и глины.

Ассортимент предприятия

Определяться с ассортиментом предприятия нужно как можно раньше. Не стоит делать его слишком большим – достаточно 20-30 позиций. Изделия должны быть высокого качества и гармонично сочетаться между собой, чтобы клиенту проще было составить комплект.

Лучше всего продается керамическая посуда средней ценовой категории – чашки, тарелки, блюда, сахарницы и т. д. Предпринимателю рекомендуется постоянно работать над обновлением ассортимента – с учетом пожеланий клиентов и модных тенденций.

Также необходимо определиться с основной категорией потребителей. Ориентироваться можно как на работу с маркетами и магазинами посуды, основными клиентами которых являются розничные покупатели, так и на оптовую реализацию, например, заведениям общественного питания. В последние годы в стране стабильно растет число открывающихся ресторанов и кафе, которым необходимы большие объемы качественной и красивой посуды, внешне и по характеристикам соответствующей европейским требованиям.

Еще один фактор, который нужно учесть владельцу бизнеса по производству керамической посуды, — сезонность. Сама отрасль формально не относится к сезонным, но существуют некоторые нюансы. Так, в жаркое время года продажи могут пойти на спад. Причина – период отпусков и нежелание потребителей стоять у плиты. С другой стороны, по этой же причине рестораны будут покупать больше посуды. Кроме этого, производителю керамики нужно помнить о высоком влагопоглощении материала. Соответственно, в очень сырую погоду может возникнуть необходимость приостановить работу цеха, чтобы избежать увеличения количества брака.

Сырье

Для производства керамической посуды используют глинистые и непластичные материалы. К первым относят каолины, огнеупорные, туго- и легкоплавкие глины, а также бентониты (пластификаторы). В группу непластичных материалов входят шамот (отощающая добавка, необходимая для снижения температуры обжига и повышения прочности черепка), полевой шпат, тальк, мел, доломит и прочие плавни.

Для декорирования и защиты изделий от механических повреждений потребуется глазурь. Она представляет собой полевошпатное, борносвинцовое, циркониевое или другое силикатное стекло, которое наносится слоем 80-260 мкм в зависимости от вида продукции. Глазури могут быть прозрачными или глухими (полностью перекрывают первоначальный цвет изделия). Во втором случае их называют «эмалями». По цвету различают глазури окрашенные и бесцветные. Для придания того или иного оттенка в состав вводят молекулярные (оксиды и соли) либо коллоидные пигменты.

Приступая к организации производства керамической посуды, следует помнить о высокой материалоемкости отрасли. Для обеспечения относительно небольшого предприятия потребуется порядка 3-4 млн. тонн глинистых материалов и 130-150 тыс. тонн плавней ежегодно. Это означает, что наряду с финансовыми вложениями, необходимо позаботиться о местах складирования сырья, транспортных расходах и эффективном графике поставок. К слову снизить затраты на сырьевое обеспечение производства можно за счет применения обогащенных материалов, закупки глин на региональных месторождениях. Также экономии материалов будет способствовать грамотная организация складских площадей. Она предусматривает:

  • обустройство зданий или крытых площадок, поднятых выше уровня грунта и оборудованных стоками для отвода вод;
  • закупку ларей и отсеков для раздельного (по видам, сортам, маркам) хранения материалов;
  • приобретение эффективного грузоподъемного оборудования – автокаров, весовых тележек, мостовых кранов;
  • разработка формы складских карточек учета, где фиксируются максимальный и минимальный запас сырья, движение материалов внутри производства.

Все материалы, поступающие на склад, должны проходить контроль качества с фиксацией в журналах учета.

Если предприятие планирует работать с сырьем, поставляемым из-за рубежа, дополнительно следует заложить расходы на оформление документов и растаможивание грузов, а также учесть в производственном графике время доставки. Впрочем, на той же Украине имеет смысл закупать именно глинистые материалы в больших объемах. Стоимость тонны глины в России составляет порядка 500-600 руб. У соседа материалы аналогичного и выше качества можно приобрести почти в 2 раза дешевле. Что касается глазурей и других компонентов, то они широко представлены на территории РФ. Ознакомиться с ассортиментом отечественных поставщиков можно в сети Интернет, например, здесь (керамистика.рф, гончарныймир.рф, ceramgzhel.ru, breezecolour.ru).

Технология производства керамической посуды + Видео как делают

Алгоритм производства керамической посуды будет зависеть от вида изделий, что прописывается в технологических картах. Обобщенно процесс можно представить в виде ряда последовательных этапов:

  1. Подготовка сырья. Практически все глинистые материалы (кроме специальных пакетированных смесей) при поставке содержат примеси. Соответственно, сначала нужно очистить сырье от ненужных минеральных включений. Затем оно размалывается, пропускается через сито и только затем смешивается с остальными компонентами согласно рецептуре.
  2. Приготовление рабочей массы. В зависимости от способа дальнейшей обработки в сухую смесь компонентов вводится определенное количество воды. Например, при использовании для отливки сложных изделий требуется шликер влажностью 35%, простая посуда (блюдца, тарелки) формуется при помощи гипсовых форм и стальных шаблонов из пластической массы, влажность которой составляет около 25%.
  3. Первичное затвердевание. Оно может происходить естественным образом или в конвекторной печи (70-90°С). Стоимость такого оборудования достаточно высока, поэтому в условиях малых производств оно применяется достаточно редко.
  4. Глазирование, нанесение рисунка и обжиг. Очередность и кратность этих операций отличается для разных видов керамики. Так, в случае с гончарной продукцией достаточно однократного обжига, а фарфору потребуется двукратный при высоких температурах. Окрашиванеи может быть надглазурным (чаще применяется для фарфора) и подглазурным, а сама глазурь – разных видов.

Таким образом, технология изготовления керамической посуды должна подбираться индивидуально. Для этого сначала определяется номенклатура товаров, а затем нанимается технолог, который разработает производственный алгоритм.

Оборудование для производства керамической посуды

Минимальный комплект оборудования для небольшой мастерской, рассчитанной на выпуск порядка 1000 наименований продукции за один цикл, может включать:

  • шаровую мельницу для изготовления глазури (около 300 тыс. руб.);
  • формовочную установку для производства керамической посуды при помощи гипсовых форм (160-300 тыс. руб.);
  • бокс для напыления глазури (130-160 тыс. руб.);
  • глиномялку для проминки (экструзии) керамической массы и восстановления отходов (300-450 тыс. руб.);
  • заливочные столы для получения керамической посуды по технологии шликерного литья (порядка 130 тыс. руб. за единицу);
  • компрессорное оборудование для глазуровальной установки (9-12 тыс. руб.);
  • магнитный сепаратор для удаления примесей из воды, шликера, глазури (порядка 60 тыс. руб.);
  • лабораторная мельница для смешивания материалов и моделирования процессов помола в промышленных агрегатах (90-120 тыс. руб.);
  • мешалки для смешивания материалов (пигментов, красителей, глазурей и т. д.) в различных технологических процессах (около 40 тыс. руб.);
  • модельный станок для производства гипсовых и керамических моделей (150-200 тыс. руб.);
  • сепараторы-отстойники для очистки отработанной воды от глины перед сбросом в канализацию (20-35 тыс. руб. за единицу);
  • ручной или автоматический раскатчик глины для изготовления однородных по толщине заготовок в виде пластов (30-150 тыс. руб.);
  • скульптурные станки со вращающимся рабочим столом для вспомогательных операций при проектировании изделий (15-40 тыс. руб. за единицу);
  • терморегуляторы для печей обжига (30-60 тыс. руб.);
  • тернетки для удобства при росписи и обводке керамических изделий (10-15 тыс. руб.);
  • сушильные шкафы (30-100 тыс. руб.).

Также для оснащения производства потребуется мебель (стеллажи, столы, стулья), компьютерная техника и ПО для создания моделей.

Располагать производственный цех желательно в промзоне города. При этом стоит позаботиться о наличии удобной транспортной развязки, оборудованных подъездных путей и достаточно просторных складских площадях. Само здание должно быть подключено ко всем коммуникациям, соответствовать требованиям СЭС, Пожарной инспекции и нормам охраня труда.

Обслуживать небольшое производство смогут 3-4 работника за одну смену. Также потребуются опытный технолог, грузчик, уборщик, водитель. Ведение бухгалтерского учета рационально передать на аутсорсинг, а функции менеджера по продажам и директора на первом этапе сможет выполнять владелец бизнеса. 

Сертификация посуды

Керамическая посуда соприкасается с продуктами питания, поэтому относится к товарам, подлежащим обязательному подтверждению соответствия, для чего потребуется оформить обязательный сертификат соответствия государственному стандарту либо декларацию о соответствии (в зависимости от вида продукции). Для некоторых типов товаров (детская, лабораторная посуда) дополнительно необходимо получить свидетельство о государственной регистрации. Оформляется декларация согласно п. 5 ст. 24 ФЗ «О техническом регулировании». Качество керамической посуды регламентируется ГОСТ 28390-89 и ГОСТ 28391-89. Порядок маркировки и упаковки – ГОСТ 28389-89. 

Регистрация предприятия

Форма организации бизнеса зависит от масштабов. Небольшому предприятию или дизайнерской мастерской достаточно статуса ИП. Однако если планируется сотрудничество со специализированными магазинами, заведениями общественного питания, гостиницами и другими юридическими лицами, потребуется ООО.

В зависимости от специфики ассортимента, следует указать подходящие коды ОКВЭД-2:

  • 23.41 — «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий»;
  • 23.41.1 — «Производство столовой и кухонной керамической посуды»;
  • 47.59.2 — «Торговля розничная различной домашней утварью, ножевыми изделиями, посудой, изделиями из стекла и керамики, в том числе фарфора и фаянса в специализированных магазинах»;
  • 47.19 Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах;
  • 46.19 Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;
  • 46.44 Торговля оптовая изделиями из керамики и стекла и чистящими средствами;
  • 46.49 Торговля оптовая прочими бытовыми товарами;
  • 46.90 Торговля оптовая неспециализированная;
  • 47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах;
  • 47.89 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами;
  • 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет;
  • 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта;
  • 82.92 Деятельность по упаковыванию товаров.

Размер вложений

Для комплектации небольшого цеха современным оборудованием потребуется порядка 2.5 млн. руб. Объем и состав необходимых запасов сырья определяется на основании технологических карт. Также закладываются средства на регистрацию предприятия, сертификацию товаров, аренду и ремонт помещения, оплату коммунальных платежей и выплату заработной платы, а также непредвиденные расходы. Реальные цифры по перечисленным пунктам могут существенно отличаться в зависимости от региона, планируемых масштабов деятельности и других факторов, но, как правило, колеблются в районе 1-1.5 млн. руб. Прогнозируемые сроки окупаемости вложений – от 3 лет при условии наличия стабильных рынков сбыта.

Несмотря на широкое распространение современных материалов, которые отличаются долгим сроком службы и хорошими потребительскими качествами, изделия из керамики , по-прежнему, актуальны. Керамическая посуда хрупкая и стоит довольно дорого, по сравнению, к примеру, с пластиковой. Однако хорошая теплопроводность и, главное, экологическая безопасность этого материала компенсирует все его недостатки.

Конкуренция на рынке керамической посуды высокая, в том числе и среди российских производителей. Ситуация осложняется тем, что емкость этого сегмента российского рынка можно определить лишь приблизительно, так как он входит в состав рынка товаров для дома и оценивается в совокупности с другими сегментами. Известно, что посуда составляет около трети от общего объема рынка всех товаров для дома. На него приходится около $700 млн.

Несмотря на то, что здесь представлены изделия из различных материалов – от стекла до металла, тем не менее, до последнего времени лидировала керамическая и фарфоровая посуда (около 70% в общем объеме производства посуды).

Главные тенденции, которые наблюдались на российском рынке керамической посуды на протяжении последних нескольких лет, заключаются в ежегодном снижении объемов производства (особенно значительный спад произошел в 2009-2010-х годах) и в одновременном росте цен за единицу продукции.С другой стороны в начале 2009 года произошло резкое снижение импорта посуды из-за падения курса рубля и проблем с кредитованием импорта. Сейчас объем производства керамической продукции в нашей стране составляет около 250 миллионов изделий и 2,6 млрд. рублей в стоимостном выражении в год, а ежегодные темпы роста объемов импорта керамики из других стран составляют 20-30%.

В целом, темпы роста рынка постепенно снижаются. Эксперты говорят о том, что для производств керамической и фарфорово-фаянсовой посуды наступили не лучшие времени. Новых компаний за последний год практически не появилось, не считая мелких полукустарных предприятий. Большинство заводов закрывается или перепрофилируется, так как загруженность производства составляет всего лишь 10%.

Стоит отметить, что по сравнению с западными странами, соотношение объемов продукции отечественного производства и импортируемой из других стран (преимущественно Китая) долгое время было в пользу российских компаний, в то время как за рубежом местные производители давно уступили позиции китайским предприятиям. Специалисты объясняют это тем, что еще с советских времен отечественная продукция пользуется большим спросом среди потребителей благодаря ее высокому качеству. Определенную роль играет и ностальгия, и уверенность в безопасности российской керамики. Сейчас ситуация несколько изменилась.

Основная доля продаж на российском рынке посуды приходится на продукцию импортного производства (особенно в сегменте фарфора). По данным аналитиков, объем производства фарфора в нашей стране снижается более чем на 2 тысячи тонны в год. Специалисты объясняют это устареванием оборудования и, как следствие, низким качеством и высокой себестоимостью готовых изделий. Среди стран, которые поставляют свою продукцию в Россию, лидирует Китай (около 40% от общего объема импорта). А в сегменте продукции из керамики и фарфора стоимостью выше среднего преобладают европейские производители. Основные страны-импортеры керамики: Германия, Чехия, Польша, Япония, Великобритания. Доля импортной продукции из фарфора на российском рынке составляет 80%, но с каждым годом она понемногу уменьшается, что не может не радовать отечественных производителей.

При этом потребление посуды из этих материалов в нашей стране постоянно растет (прирост составляет примерно 7% в год). Специалисты уверены, что этот показатель будет увеличиваться по мере роста доходов населения. Во многом это связано с бурным развитием сегмента профессиональной посуды HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), который составляет около 20% от объемов рынка.

Рост цен на керамическую посуду связан, в основном, с увеличением стоимости сырья (темпы этого роста составляют около 30% в год). Около 10% сырья, которое используется отечественными производителями керамики, импортируется из-за рубежа (в основном, с Украины). Отпускная цена за тонну глины в нашей стране составляет около $100. Стоимость глины, импортируемой с Украины, почти в два раза ниже. Кроме того, сырье с отечественных месторождений нередко уступает по качеству глинам украинских месторождений. В нашей стране керамическую и фарфоровую продукцию производят несколько десятков предприятий. Большая ее часть экспортируется в страны ближнего зарубежья, а также в США и Германию.

Эксперты отмечают следующие тенденции развития отечественного рынка керамической и фарфоровой продукции : потребители отдают предпочтение стеклянной посуде, спрос смещается в сторону низкого и среднего ценового сегмента, растет спрос на продукцию повседневного использования и профессиональную посуду для заведений общественного питания.

Существует несколько классификаций изделий из керамики. Самое широкое разделение – в зависимости от назначения. Так, выделяют промышленно-строительную керамику, техническую, художественно-декоративную и хозяйственно-бытовую. К первым категориям относится кирпич, облицовочная и напольная плитка, черепицы, изразцы. А ко вторым двум – гончарная продукция, посуда (тарелки, салатники, чашки, блюда, горшочки, сковородки, кокотницы, формы для выпечки и пр.) и декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики (аромалампы, керамические скульптуры, декоративные статуэтки, шкатулки, аквариумная керамика, вазы, светильники и т. д.).

Керамическая продукция , как и стеклянная, относится к разряду силикатных товаров. Эти изделия изготавливаются из пластичных глинистых материалов, которые обжигаются для придания им прочности. В зависимости от компонентов, которые входят в состав массы, и температуры обжига керамика может быть как сплошной, так и пористой. Перед обжигом часть изделий покрывается глазурью, которая представляет собой тонкий слой стеклообразной массы. Это необходимо не только для эстетического эффекта: глазурь противостоит впитыванию керамикой грязи и влаги.

Гончарные изделия производятся из простых окрашенных глин. Они тоже могут быть глазурованными и неглазурованными. Изделия из фарфора и фаянса производятся из белой глины и отличаются по структуре: у фаянса она пористая, а у фарфора спекшаяся (сплошная). Майолика – это продукция из белых или слабоокрашенных глин с рельефными узорами на корпусе, покрытая цветной глазурью. Специалисты подразделяют керамику на грубую и тонкую. К первой относятся гончарные изделия, а ко вторым – продукция из фарфора, фаянса и майолики.

Для производства керамических изделий используются пластичные и отощающие материалы, а также плавни (другое название – флюсы). К пластичным веществам относятся различные виды глин и каолина. Строго говоря, каолин – это тоже глинистое вещество обычно белого цвета, которое состоит из каолинита. В зависимости от примесей, которые входят в состав смеси, глины могут иметь различные температуры плавления и разнообразную окраску.

Если окраска связана с наличием в сырье примесей органического происхождения, то, как правило, во время обжига такое изделие приобретает белый цвет (такие виды глин называются беложгущимися). Эти материалы очень пластичны, но после обжига они отвердевают и превращаются в черепок. Отощающие материалы используются для снижения усадки керамической продукции. Глина при сушке и обжиге дает усадку, что, в свою очередь, может привести к деформации и растрескиванию изделия. Отощающие материалы, к которым относятся кварц, кварцевый песок, битые черепки и пр., препятствуют этой деформации, сохраняя форму изделия практически в первозданном виде. Плавни, или флюсы используются для более быстрого и надежного спекания компонентов керамической массы (особенно при производстве изделий из сплошной керамики). Для этого, как правило, используется мел, известняк или полевой шпат.

Открывать собственное крупное производство нерентабельно. Небольшим компаниям, которые работают на определенный узкий сегмент или региональный рынок, выжить намного проще. Для такого производства не требуется больших площадей и дорогостоящего оборудования. Главное требование: производственные помещения должны находиться на окраине города или за его пределами. Кроме того, здесь должна быть вода, отопление и электричество. Помимо производственных площадей, понадобится помещения под склад, санузел, душевые кабины.

Необходимое оборудование цеха включает в себя: муфельные печи, станок для прокатки, «карусель», шаровую мельницу для производства глазури. Для работы в цехах потребуется минимум 3-4 рабочих на одну смену. Кроме того, не обойтись без бухгалтера (можно обратиться к услугам бухгалтерской фирмы). Обязанности менеджера по закупкам и сбыту можно взять в первое время на себя.

Сырье (белую глину), как уже упоминалось выше, обычно покупают в Украине. Поэтому сразу закладывайте расходы на оформление всех документов и растаможивание груза. По времени эта процедура займет около одной недели.

Сырье должно пройти специальную обработку: сначала оно очищается от вредных минеральных включений, затем дробится, размалывается, просеивается через сито, смешивается с другими компонентами. На основе глины делается шликер – жидкая глиняная масса влажностью около 35%. Она заливается вручную или с помощью специального оборудования в формы и оставляется там до полного застывания. Изделия простых форм (например, тарелки) формуются из пластической массы влажностью около 25% в гипсовых формах при помощи стальных шаблонов.

После этого изделия извлекаются из форм, сушатся и промываются. Сушка проходит либо естественным образом (печи довольно дорогие, и мелкие производства обходятся без них), либо в конвекционных печах при температуре от 70 до 90 градусов Цельсия. Обжиг в печах проводится в два приема.

Затем керамические изделия покрываются глазурью и обжигаются. Полный цикл производства занимает от трех до пяти дней. Использование специальных печей для сушки сокращает эти сроки минимум в два раза. Одна небольшая мастерская изготавливает около 1000 наименований продукции за один цикл.

Безупречное качество вашей продукции – это главное условие ее популярности среди потребителей. При оценке качества керамических товаров основное значение имеют три основных характеристики: качество черепка, глазури и декорирования. Большинство производителей руководствуется так называемым «технологическим регламентом производства керамической продукции».

Заранее определитесь с ассортиментом продукции, которую будете производить. Пусть он будет лучше небольшим (20-30 наименований), что позволит избежать больших складских остатков. Наибольшим спросом пользуется керамическая посуда (горшки, чашки, супницы и пр.). Старайтесь регулярно обновлять свой ассортимент, убирая устаревшие модели и предлагая новые, ориентируясь на пожелания потребителей и спрос.

Бизнес, связанный с производством керамических изделий не считается сезонным, хотя этот фактор все же оказывает на него определенное влияние. Например, в южных регионах нашей страны посуда пользуется особенно высоким спросом с сентября-октября по апрель. В жаркое время года люди готовят намного реже, соответственно, объем продаж посуды резко снижается. Также работа самого производства может приостанавливаться при повышенной влажности, так как керамика хорошо впитывает влагу, что приводит к увеличению количества брака. Следовательно, объемы производства дождливой осенью или слишком теплой зимой будут ниже, чем в другие месяцы.

Для открытия собственного производства керамической продукции потребуется минимум 3,5 млн. рублей. Рентабельность такого проекта составляет около 25-30%, а срок окупаемости – от 3 лет. Можно приобрести уже существующий бизнес (благо предложений на рынке хватает). Он обойдется в 6-7 млн. рублей (с учетом аренды производственных площадей).

Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств

Актуальность бизнес-идеи

Результаты недавнего исследования HR-Lab показали, что половина работающих россиян помимо основного рабочего места имеют еще и дополнительный заработок, при этом треть из них скрывает свою подработку от основного работодателя. Источники дополнительного дохода разнятся от сдачи свободной комнаты в аренду и таксования после работы до занятий репетиторством и продажи хэнд-мэйд изделий. Последний вариант особенно примечателен за счет своего разнообразия.

Затраты и прибыль

Затраты на запуск производств авторской керамики напрямую зависят от возможности арендовать подходящую мастерскую, либо необходимости обустроить ее самостоятельно. В первом случае вы сэкономите на оборудовании внушительную сумму, во втором — сможете организовать процесс по удобному вам графику.

С учетом закупки оборудования вложения составят 218’000 рублей. Выйти на постоянную прибыль получится не сразу, но окупить затраты возможно за 7 месяцев при средней прибыли в 30’000 рублей.

Затраты на старте: примерный расчет для Краснодара

Статья расходов Сумма, ₽
Регистрация бизнеса 1’000
Оборудование 200’000
Материалы 8’000
Реклама 9’000
Итого 218’000

Ежемесячные затраты

Статья расходов Сумма, ₽
Аренда 10’000
Закупка материалов 8’000
Почтовые расходы 2’000
Реклама 5’000
Итого 25’000

Рассмотрите идею покупки франшизы

Франшиза Умная SREDA — производство экологичной мебели

5 900 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 8 мес.

Франшиза biovat — сеть экозаводов по переработке макулатуры и производству технического целлюлозного волокна

16 000 000 ₽

Рейтинг

Прибыль
По запросу

Окупаемость 13 мес.

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Нет необходимости в быстром оформлении ИП. Для начала сделайте несколько изделий и протестируйте спрос на них. Будут ли они интересны потенциальным покупателям? Если не интересны, то продумайте, как заинтересовать, а если интересны — то как расширить свою целевую аудиторию.

Свидетельство о регистрации ИП понадобится вам в том случае, если вы планируете выходить на магазины и заключать с ними договора о продаже своей продукции. Регистрация представляет собой стандартную процедуру — просто заполните соответствующее заявление, приложите копию паспорта и оплатите госпошлину в Сбербанке.

Выбор помещения

Если вы заинтересовались этим проектом, то, наверняка, уже владеете мастерством авторской керамики или знаете, где этому можно научиться. Вы можете арендовать уже готовую мастерскую для изготовления собственных изделий, а также проведения мастер-классов. В данном случае ежемесячные затраты на аренду зависят от условий собственника и проведенного в мастерской времени. Заложите на эти расходы порядка 10’000 рублей в месяц.

В случае, если в вашем городе нет подходящей мастерской, либо ее условия вам не пододит, вы можете обустроит собственную в условиях частного дома. Однако это потребует гораздо больших затрат, чем аренда уже готовой мастерской.

Оборудование

Стоимость оборудования зависит от характеристик и производителя. Например, современные гончарные печи бывают дровяными, газовыми и электрическими. Дровяная печь стоит дорого и требует больших трудозатрат в обслуживании. Для работы в домашних условиях подойдет электропечь, для работы с большим объемом изделий потребуется газовая. Основные производители печей для обжига керамики — TempRa, Nabertherm, Rohde, Welte, Агни.

Аналогично и с выбором гончарного круга. Обратите внимание на тип двигателя — коллекторный, асинхронный или бесщеточный двигатель постоянного тока — от него зависит скорость и шум гончарного круга. Основные производители гончарного круга — Nidec, HSL, iMold, Whisper. Ориентировочные расходы на оборудование:

  • Печь для обжига керамики — от 160’000 рублей
  • Гончарный круг — от 40’000 рублей
  • Итого — от 200’00 рублей

Как выбрать поставщика

Природная глина — основной рабочий материал. Это полностью натуральный материал, в отличие от керамической глины. Для изготовления керамических изделий подойдет жирная глина без сторонних примесей. Выделяют несколько видов глины:

  • Белая. Сероватая глина белеет после термической обработки
  • Красная. Глина имеет зеленоватый оттенок в сыром виде, но после обжига краснеет
  • Черная. Самая твердая из типов глины

Также материал выбирают по типу обработки — от легкоплавкого до тугоплавкого. При выборе глины ориентируйтесь на ее цвет после обжига и температуру плавки. Стоимость зависит от производителя, типа фасовки и фактуры. Заложите на эти расходы не менее 5’000 рублей ежемесячно. С учетом брака вы будете тратить на сырье больше, чем планировали.

Кроме глины вам потребуется глазурь и эмаль для покрытия изделий, пигменты для придания нужного оттенка, а также шликерная масса для склейки деталей Заложите на эти расходы еще порядка 3’000 рублей ежемесячно.

Персонал

Справиться с производством авторской керамики можно самостоятельно. Экспериментируйте с изделиями, их обжигом и декором, а после выходите на покупателей.

Как рекламировать бизнес

Реализовать продукцию можно онлайн через странички в соцсетях и онлайн-магазины на специализированных площадках. Последние берут определенную комиссию, но собирают целевую аудиторию.

Проводите мастер-классы для рекламы и дополнительного заработка. Также предлагайте керамику на заказ в качестве подарка на юбилеи и другие праздники. Отличной рекламой станет участие на ярмарках и выставках.

Отличной рекламой станет участие на ярмарках и выставках. Спустя время можно выходить на магазины товаров ручной работы и сувенирной продукции с предложением о сотрудничестве.

Плюсы и минусы бизнес-идеи

Плюсы проекта:

  • Простые и понятные процессы
  • Возможность вырасти до полноценного бизнеса
  • Возможность сэкономить на старте

Минусы проекта:

  • Конкурентные риски
  • Долгий поиск целевой аудитории
  • Риски некачественного производства

Авторская керамика — проект, который можно организовать с минимальными вложениями на старте. Выход на окупаемость зависит от ряда обстоятельств, пожелаем вам удачи!

Человек, который стремится содержать себя и свою семью, всячески старается заработать. Многие просиживают время в офисах, работая с огромным количеством документации, кто-то работает на предприятии, выкладывая все силы для получения небольшой зарплаты, некоторые работают в торговых центрах или стоят на рынках в любую погоду. Однако не многие довольны собственной работой. Именно поэтому люди часто пытаются заработать на собственном . Существует превосходный вид семейного бизнеса – производство и реализация керамической посуды и горшков для цветов.

Керамическая посуда имеет самобытный, оригинальный вид и с легкостью украсят любой интерьер. Такие изделия изготавливают из разноцветной глины с разными стилями обжига, при этом посуда получается разных цветов: белого, оранжевого, бежевого и даже черного.

Еще одной разновидностью такого бизнеса может быть продажа необычных керамических горшков. Для реализации такой необходимо закупить готовые горшочки, которые в дальнейшем будут декорироваться и реализовываться. Для этого нужно заняться поиском поставщиков либо конкретной компании, которые продают материалы по низким ценам. Идеальным вариантом будет налаживание торговых отношений с учреждением, которое займется производством горшков именно для вас. Это могут быть различные предприятия, заводы или частные компании.

Другой способ – производство горшков своими силами. Изготовление подобного рода продукции требует определенных навыков, но несколько уроков у опытного гончара позволит заниматься этим вполне профессионально.

Бизнес на производстве и реализации керамической посуды и декоративных горшков потребует регистрации. Лучше оформить этот бизнес как частное предпринимательство.

Методика производства посуды из глины

Вся процедура производства заключается в нескольких этапах. Сначала необходимо приобрести гончарный круг. С целью экономии подойдут и подержанные установки, их стоимость намного ниже.

Подготовка материала. Глина должна быть жирной и без каких-либо примесей. Ее нужно залить водой и оставить на 2-3 суток. За этот период все крупные частицы останутся на дне посуды. Вода, которая поднялась наверх, сливается, а глину достают без нижнего слоя. Рабочий материал необходимо немного подсушить, чтоб он стал нужной консистенции. Важно хранить глину в полиэтиленовых пакетах, так она дольше сохраняется в «рабочем» состоянии.

Лепка посуды

Сначала делается основа горшка, для этого из глины раскатывают блин необходимого размера. Потом вырезают, придавая ему формы. Для создания стенок нужно приготовить жгуты, диаметр которых составляет в среднем 0,5 см. Их должно быть несколько. Рабочий материал не должен высыхать, чтобы предотвратить это, необходимо смачивать изделие водой. По периметру дна горшочка по очереди укладываются все жгуты, до тех пор, пока не дойдет до нужной высоты. Каждый жгут разглаживается, затем сверху накладывается следующий. Чтобы стенки изделия сделать шире или уже жгуты добавляются наружу либо вовнутрь соответственно.

Сушка и обжиг готовых изделий

Когда процесс лепки закончился, изделие переворачивают верх дном и заматывают полотенцем или бумагой. В таком положении горшок должен пробыть не менее 2 суток. Только после этого изделие можно обжигать. Обжиг делается в несколько этапов. Сначала обжигают, чтобы испарилась излишняя влажность. После этого горшочки делаются более крепкими и устойчивыми. Далее изделие прогревают до температуры 300 градусов на протяжении 2-3 часов. Важно, чтобы температура в это время не менялась. По истечению 3 часов ее можно повысить до 580 градусов и прогревать изделия в течение 15 минут. Столько же времени обжигают и при 900 градусах, после чего, не доставая горшочек, дают ему полностью остыть.

Завершающим этапом остается роспись и декор готовой продукции. Для этого применяются различные краски, используют материю, а также всевозможные украшающие компоненты. Вид готового горшочка напрямую зависит от вашего воображения.

Чтобы привлечь внимание покупателя, продукт должен быть особенным и уникальным. Для этого можно применять различные типы окраски, необычные формы, предметы декора (бусы, стразы). Сейчас для оформления керамических изделий нередко используют яичную скорлупу.

Поиск и подбор дизайнеров

Оптимальным вариантом для создания уникальных керамических горшочков или посуды станет подбор профессиональных дизайнеров посуды. Это может быть один или несколько работников, в зависимости от вашего капитала. Нанимать дизайнеров на постоянной основе нет особой надобности, а вот заказать несколько эскизов у талантливых фрилансеров вполне возможно. Дизайнер должен иметь развитую фантазию, а также постоянно повышать свой опыт, посещая различные курсы. На первых порах можно поискать вдохновение для создания эскизов оригинальной продукции на просторах интернета.

Реализация продукции

После всех проделанных подготовительных работ можно начать поиск мест и помещений для выгодной реализации продукции. В соответствии с направлением продаж, наиболее подходящим станет место рядом с , либо аренда торговых точек в крупных супермаркетах. Чтобы расширить ассортимент, можно организовать реализацию небольших комнатных растений и цветов. Неплохо такой товара будет продаваться в магазинах, занимающихся реализацией подарков.

Также можно продавать свою продукцию в интернете.

Экономическая политика

В зависимости от метода осуществлении бизнеса первоначальные капиталовложения могут существенно меняться, но в среднем вам понадобится:

Для покупки готовых изделий, самостоятельного декорирования и реализации посредством группы понадобится около 30 тысяч рублей. Эта сумма покроет исключительно расходные материалы.

Для изготовления горшочков с помощью одного мастера – около 70 тысяч рублей. Этого будет достаточно для приобретения гончарного круга и обустройства печи для обжига.

Для расширенного производства (несколько специалистов, приобретение спецоборудования, сотрудничество с маркетинговыми компаниями) – более 150 тысяч рублей.

Цену на готовую продукцию выбирайте сами. В среднем она составляет около 300 рублей за штуку. Качество и внешний вид продукции должны быть высокого качества, что повлечет за собой успех и принесет значительный доход. Данный бизнес при должном упорстве и старании окупается в среднем за полгода.

Рекламная компания

Важное место в формировании бизнеса занимает рекламирование товара. Это необходимо для того, чтобы как можно больше людей узнало о вашей продукции и, конечно, захотело ее купить. Периодически стоит устраивать различные рекламные акции, что положительно влияет на успех бизнеса. Также можно обратиться в маркетинговую компанию, которая поможет в создании рекламы.

Необходимо ввести постоянную базу покупателей, чтобы сообщать им обо всех рекламных акциях и скидках. Также стоит создать бонусную систему для оптовых покупателей. Удачной идеей станет изготовление горшком и посуды на заказ, ведь стоимость такой работы оценивается выше.

Фото из личного архива Гатальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

На аккаунт в Instagram мастера по керамике Натальи Бердниковой подписаны почти 26 тысяч человек. Их с мужем семейное дело – изготовление керамических изделий, выросло из хобби. Как увлечение переросло в бизнес, который окупился уже через 5 месяцев, Наталья рассказала нам.

Как увлечение переросло в бизнес

Я училась керамике с 6 лет – при художественной школе Бреста. Очень любила лепить с самого детства, это было настоящим хобби.

Когда поступила на геофак БГУ, уехала в Минск и на 3 года забросила увлечение. Но лепить все равно хотелось постоянно. Тогда я нашла в Минске студию, где можно было иногда приходить и заниматься для себя. Там же я встретила своего будущего мужа Витю. Мы поженились и решили связать свою жизнь с керамикой – хотелось заниматься тем, что нас сблизило и что очень нравится обоим.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Было понимание, что хороших керамистов у нас немного – мы можем легко занять эту нишу. Поэтому решили рискнуть. Первое, что сделали: купили печь для обжига, гончарный круг и сняли небольшую студию. И начали работать.

С того момента, когда мы начали вкладывать в свое увлечение деньги, оно стало для нас бизнесом.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

С какими сложностями мы столкнулись

1. Аренда. Одной из главных сложностей было снять студию. В 5 или 6 местах нам отказали в аренде по технике пожарной безопасности – из-за нашей печи. И вообще все боялись слова керамика… Но потом нам очень повезло: нас приняли в здание Института физики НАН. Там мы и начали свою работу. Это была наша первая студия.

Нужно было получить кучу разрешений это, наверное, было самым сложным!

2. Оборудование. Мы для себя определились сразу – пусть оно будет дорогим, но качественным, т.к. от это зависит и качество наших работ. Прочитав множество отзывов, я остановились на немецком оборудовании. Но с его доставкой пришлось понервничать…

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Главный наш «инструмент», немецкую печь, нам доставляли через Финский залив сразу несколькими транспортными службами. Вес ее около 100 кг. Без проблем не обошлось. Когда везли уже через Россию, печь немного повредили. Мы долго разбирались со страховкой, но деньги по итогу нам так и не выплатили – не смогли выяснить, какая из транспортных служб была виновата. 

Было неприятно и обидно, что долгожданная печь пришла в таком побитом виде… На качество работы это не повлияло, но эстетически было не очень красиво. Первая печь обошлась нам в $2 500 плюс $500 доставка до Минска.

Сейчас их у нас уже три. Но каждую доставляли с проблемами.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

3. Юридическое оформление. Муж оформлен как ИП – для проведения мастер-классов и работы магазина. А я работаю как ремесленник – чтобы было проще участвовать во всех выставках. Но для нас первое время было большой сложностью правильно оформиться. В налоговой нормальной информации не давали, пришлось прибегнуть к консультации юриста. Они помогли оформить все правильно. Поэтому теперь мы с уверенностью советуем всем: если сомневаетесь в своих силах, лучше сразу обращаться к юридической помощи.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Наши затраты

Главным пунктом затрат стало именно оборудование. Кроме печи, которая обошлась по итогу в $3 000, нужно было:

  • Купить множество материалов и глазурей
  • Сделать ремонт в студии
  • Учесть другие мелкие расходы

В общем для старта нам потребовалось около $10 000. Это тот минимум, который позволил довольно быстро и качественно начать работу.Окупаться мы начали примерно через полгода, в плюс вышли через год. Мы даже не ожидали, что это будет так быстро. Это, конечно, радовало и позволяло развиваться быстрее. 

Наша команда

Начинали работу мы вдвоем с мужем. Затем в нашей команде появился еще один человек – продавец. Он отвечает за работу нашего магазина. Сейчас наняли еще работника в студию, пока он проходит обучение.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Продвижение

Основной наш покупатель – девушки и женщины. Совершенно разных возрастов. Есть и мужчины, но их, конечно, меньше. В процентном соотношении это примерно 80/20.

1. Соцсети. Мы работаем под брендом Moonceramic. И в соцсетях это имя уже довольно известно. Поэтому и продвигаемся там наиболее активно. И основные заказы идут оттуда.

Иногда мы даем рекламу ВКонтакте, но она не очень эффективна. Сейчас нацелены на развитие страниц в Instagram – там наша основная аудитория. На страницу Moonceramic подписано более 5 тыс. человек, на мою страницу – почти 26 тысяч.

Группы в соцсетях стараемся развивать самостоятельно. Поэтому учитываем правила этих каналов. Например, для Instagram стараемся делать хорошие и качественные фото, красивые композиции. Для раскрутки в этой сети это очень важно. Планируем также давать платную рекламу там.

Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram

Скриншот со страницы Натальи Бердниковой в Instagram

2. Сарафанное радио. Этот канал всегда отлично работает. Люди, которые приходят к нам на занятия или покупают у нас посуду, очень часто делают фото и выкладывают их потом у себя на страницах, дают на нас ссылки. Именно так менее чем за два года у нас «накопилась» 31 тысяча подписчиков в Instagram, больше 17 тысяч ВКонтакте в группе керамики и больше 15 тысяч в группе нашего магазина.3. Выставки. Мы участвуем почти во всех крупных профильных выставках Беларуси, ездим с нашей посудой по разным городам. У нас есть свой стиль, и люди уже хорошо узнают именно нашу посуду. 

4. Магазин посуды. Он расположен в Минске в ТЦ «Силуэт». Визитки магазина мы всегда раздаем на выставках, привлекая тем самым покупателей.

5. Сайт. Пока он не готов. Но в скором времени мы планируем его запустить. Надеемся, сайт станет еще одним каналом продвижения и возможностью для развития.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Как формируется наша цена

У нас есть посуда разных категорий и рассчитана она на совершенно разного покупателя. Себестоимость у керамики не очень большая. Основная составляющая цены – это ручной труд и время. Производство керамической посуды – длительный процесс. Иногда на роспись одно чайника уходит от 3 до 5 часов.Цена также зависит от вида глины: белорусская дешевле, полуфарфор или белая глина – дороже, т.к. эти материалы везем из-за границы и покупаем за валюту.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Но мы всегда в первую очередь ориентируемся на спрос и делаем посуду, которую лучше всего покупают и ждут. Кроме того, работаем под заказ – по индивидуальным эскизам. И нам это очень интересно.

Средние цены на наши чашки колеблются от 180 до 300 тыс. рублей – в зависимости от размера и сложности. Тарелки – 100-400 тыс., блюда и подносы – 400-500 тыс., чайники – 400-450 тыс. Средний чек – подарок или комплект посуды на одного человека – около 450-500 тыс.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Конкуренция

В тех техниках и стилистике лепки, в которых работаем мы, в Минске мы никого не знаем. Керамисты, конечно, есть, но у каждого свой стиль. Поэтому о конкуренции говорить сложно.

Мы очень много работаем с глазурью и росписью, а эти техники сложные – нужен не один год, чтобы их освоить. В этом, наверное, наше преимущество.Работаем мы в основном под заказ. Но всегда стремимся к новому, придумываем новую посуду, разрабатываем новые цвета и формы, дизайн. Не останавливаемся и постоянно совершенствуем свое мастерство. И это тоже считаем своим преимуществом.

Как мы развиваем направление обучения

Об обучении мы начали задумываться давно. Мы очень хотели учить людей лепке из глины, показывать этот волшебный, на наш взгляд, и податливый материал. И это стало вторым направлением нашего развития.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

С момента открытия первой студии, 2 года назад, мы начали проводить мастер-классы по лепке и росписи. Мы даже не думали, что в Минске будет столько желающих научиться лепить и просто проводить время с глиной в руках. Первое время бывали даже очереди – люди ждали неделями, чтобы попасть к нам на мастер-класс.Старая студия вмещала только 4-5 человек, сейчас мы проводим занятия для 10 человек одновременно. За 2 года мы научили лепке из глины около 300 человек.

Мы обучаем принципам росписи и обжигов. При желании после наших мастер-классов люди могут сами осваивать дальше это ремесло.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Наши планы

Совсем недавно мы переехали в новую студию – из 17 м2 в 50 м2! Это очень большой шаг для нас. Мы давно поняли, что выросли из старой студии.

Купили уже третью печь и два хороших гончарных круга. Сейчас обучаем помощника. Хотим делать еще больше красивой посуды и пробовать продавать ее в Россию и Европу.В направлении обучения тоже есть планы – хотим делать детские мастер-классы.

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Фото из личного архива Натальи Бердниковой

Мы очень любим свое дело, поэтому стараемся вложить в каждую свою работу эту любовь. Наверное, поэтому наши покупатели отмечают, что наша посуда – это посуда с душой и индивидуальностью.

Читайте также: Из тестировщика – в кондитеры. Эта девушка уволилась из ИТ-компании и запустила с мужем онлайн-школу

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бизнес план производство мебели в стиле лофт
  • Бизнес план по выполнению строительных работ
  • Бизнес план производство пластиковых изделий
  • Бизнес план по выращиванию болгарского перца
  • Бизнес план птицефабрики по производству яиц