Современное бизнес-образование и его роль
РЕФЕРАТ
Предмет: «Основы коммерческой деятельности» Тема: Современное бизнес-образование и его роль
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
.Современное бизнес-образование
2.Роль бизнес — образования
3. Перспективы развитие рынка услуг бизнес-образования
Заключение
Литература
Введение
Интенсивное развитие предпринимательской деятельности, выход на российский рынок большинства крупнейших международных корпораций, рост спроса на высококвалифицированных специалистов в области управления, финансов, маркетинга обусловили необходимость расширения образовательной инфраструктуры, в которой выделился рынок услуг бизнес-образования. Причинами выделения бизнес-образования в вид предпринимательской деятельности явились следующие факторы:
.необходимость быстрой адаптации к изменению внешних условий,
2.краткие сроков подготовки, преобладание практических знаний,
.более интенсивные образовательные технологий и многообразие используемых форм обучения, а также большая заинтересованность предприятий-заказчиков в получении профессиональных знаний персоналом.
Высокую значимость бизнес-образованию придает его специфическое положение на стыке рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, что особенно важно для подъема региональной экономики и определяет необходимость его постоянного развития, формирование новой эффективной вертикальной структуры управления обучением, основанной на тесной координации федеральной, региональной и муниципальной политики с учетом дальнейшего повышения роли и самостоятельности образовательных организаций и учреждений.
бизнес образование предпринимательский
.Современное бизнес-образование
В последние годы можно наблюдать всплеск популярности образования среди молодых людей, многие из них понимают, что это своего рода путевка в жизнь. И начинают учиться и получать высшее, второе, трете высшее образование, но, получив базовое образование, и некоторый практический опыт, начинают осознавать потребность перемен в своей жизни, дальнейшему личностному развитию.
Что же такое бизнес образование? Бизнес образование, в первую очередь отличается от традиционного уровнем практического применения, т.е. оно рассчитано на людей, которые имеют базовое высшее образование и некоторый опыт практической деятельности. Придя в университет получать высшее образование, Вам в обязательном порядке предложат изучать ряд дисциплин, не столь необходимых в практической деятельности, таких как история, философия, математика. Да это нужно, но это нужно для повышения уровня интеллектуального развития личности, а зачастую современному деловому человеку на это просто не хватает времени. В бизнес же образовании идет все достаточно динамично и практические выкладки ложатся на теоретическую базу. Такая форма преподнесения материала достаточно эффективна и не дает «заснуть» ее слушателям. Постоянно мотивирует к умственному процессу. Если типичный студент живет «от сессии до сессии», то слушатель бизнес курсов находится в постоянном мыслительном процессе. Он сам видит ошибки, недочеты и сам вырабатывает правильное решение, а преподаватель (тренер) лишь направляет его в нужное русло. Если в математике есть верный и не верный ответ, то в бизнесе нет неправильных решений, просто эти решения отражаются на Вашем доходе.
Сегодня можно наблюдать резкий всплеск популярности образования для руководящих сотрудников. Видимо, это отражает общее «укрепление» экономики и изменение отношения крупных компаний к бизнес-образованию. Можно отметить и еще одну тенденцию: компании хотят понять, что они получат, инвестировав достаточно крупные суммы денег в свой человеческий капитал.
Российский рынок бизнес-образования находится в стадии роста. Для того чтобы этот процесс был более динамичным, компаниям, предоставляющим услуги такого рода, необходимо решать целый комплекс проблем — от создания системы стандартизации деятельности до разработки методик оценки эффективности бизнес-тренингов.
Что касается методик выбора тренинговой компаний, то основная сложность заключается в том, что эти методики пишутся самими тренинговыми компаниями, то есть «под себя».
Основные потребители образовательных услуг бизнес-школ — это люди, которые хотят добиться больших успехов в карьере путем получения дополнительных профессиональных навыков. 80-90% — это частные лица, которые платят из своего кармана, а 10-15% учатся за счет средств компаний. Причем, эти компании, как правило, относятся к числу крупных.
Большинство аргументов в пользу образования у потребителей связаны с карьерными ожиданиями, а именно:
Преимущество при поиске работы
Соответствие требованию работодателей
Карьерный рост в своей компании
Переход в более крупную компанию
Развитие международной карьеры
В целом слушатели потребители довольны обучением в бизнес-школах. При этом:
Нравится в обучении
Приобретение практических навыков
Удобная форма обучения
Учебные материалы
Высококвалифицированные преподаватели
Индивидуальный подход
Получение новых знаний
Приобретение полезных связей
Повышение собственного статуса
Общение с единомышленниками
Емкость и лаконичность программы
Не нравится в обучении
Формализм
Недостаточность очных занятий
Недостаточность практических занятий
Неприменимость западных кейсов к российской специфике
Внесение корректив в расписание и программу по ходу обучения
Расхождение теории с практикой
Жесткий график, трудности совмещения с работой
Бизнес-обучение сейчас принято считать одним из многочисленных секторов бизнес-образования, имея в виду краткосрочное образование или бизнес-тренинги.
При этом неопределенность понятия, акцент на его краткосрочности порождают необоснованные толкования и мифы.
Так, например, всем известно, что бизнес-тренинг — это 2-3 дня интенсивной работы и выход участников обучения в свободное самостоятельное плавание.
Однако ж работа тренеров, тренинговых компаний с заказчиком не ограничивается 2-3 днями. Эта работа длится неделями, иногда месяцами, причем чем больше потребностей у заказчика, чем больше численность работающих у него сотрудников; чем выше запросы — тем больше времени требуется на составление программ, согласование и организацию обучения.
Кроме того, все чаще появляются запросы на создание программ длительного поэтапного обучения, с возможностью комбинаций различных учебных модулей, с различными уровнями сложности учебных программ.
И, конечно же, ни один заказчик не откажется от сопровождения после тренинга.
Посттренинговое сопровождение не только позволяет оценить результаты обучения, скорректировать применяемые сотрудниками модели поведения и навыки, но и заложить основы для будущего обучения.
Вот поэтому, несмотря на то, что обучение в тренинговом формате проводится 2-3 дня, краткосрочным такое обучение уж точно не назовешь.
Согласно своему назначению, бизнес-обучение позволяет не только отрабатывать и закреплять необходимые для эффективной работы навыки, но и готовить персонал к изменениям, внедрению новых технологий, стандартов обслуживания и так далее.
Однако современная реальность говорит нам о том, что мы не умеем бегать впереди паровоза, обучение во многих российских компаниях едва поспевает за отстающими обозами.
Те, кто сверху, уже давно все придумали, спустили вниз к исполнению: кто-то из исполнителей рьяно начал преобразования, кто-то решил обождать — и тут разошлись ценности в компании, взгляды на нормы и стандарты обслуживания перестали совпадать. Тут уже и конфликты грянули, да и клиенты недовольны.
И спохватились преобразователи-руководители, что персонал-то не обучен, что не доведены до него новые правила…
Тут и созываются сотрудники на бизнес-тренинг, чтобы заложить новые знания, унифицировать, уточнить, отработать.
.Роль бизнес — образования
На сегодняшний день рынок бизнес-образования в России является относительно сформировавшимся. Отечественные школы получили общественное признание и успешно работают. Многие имеют возможность повысить квалификацию и получить диплом в России, не оставляя работу ни на один день. Существенно улучшилось и качество образовательных услуг в этой сфере. Правда, пространство для развития, безусловно, еще есть.
Бизнес-образование — это целое направление в отрасли экономического образования, носящее специфический характер прямого обучения. Сегодня это направление — одно из самых перспективных. Многие руководители предприятий понимают, что без постоянного усовершенствования навыков персонала никакого будущего у компании нет. Поэтому они охотно идут на траты, связанные с обучением персонала. Ведь, в конечном счете, это не траты, а вложения, которые окупаются в краткосрочной перспективе. Отправить нескольких сотрудников на бизнес-тренинг это все равно, что приобрести новую технику. Одна выгода. Это — выгода — и есть главная цель любой программы бизнес-образования .
Начавшееся с западного бизнес-образования, в нашей стране оно претерпело некоторые изменения. Это вполне логично, поскольку рынок — гибкая система, предусматривающая способность приспосабливаться к окружающей среде. Западные специалисты не всегда в состоянии адекватно оценить условия ведения бизнеса в России. Не потому, что эти специалисты плохие. Просто условия на Западе совсем другие. Поэтому местные преподаватели, ведущие курсы и программы, намного предпочтительнее. Ведь они используют западную теорию, помноженную на богатый опыт работы на местном рынке. При этом, конечно же, никто не отказывается от использования передовых методик США и стран Западной Европы.
Если раньше преобладал спрос на методики, дающие преимущественно теоретическую подготовку, то сейчас все изменилось. Клиенты хотят все больше знать об умении вести дела в реальных условиях российской экономики, примеры которых можно легко почерпнуть в повседневности бизнеса. Моделирование таких ситуаций, обучение персонала справляться с ними, видеть ситуацию со стороны, и выравнивать положение в пользу предприятия, — и есть первоочередная задача бизнес-образования в России. Как правило, такие методики и программы рассчитаны на несколько недель обучения, и предполагают весьма интенсивное обучение.
Бизнес-образование залог конкурентоспособности. Бизнес образование как явление появилось в нашей стране относительно недавно. Сегодня приобрело особую популярность.
Люди, имеющие бизнес-образование имеют больше преимуществ на рынке труда. Соответственно, все больше людей целенаправленно повышают свой профессиональный уровень. Растет количество тех, кто занимается изучением языков.
.Перспективы развитиЯ рынка услуг бизнес-образования
Знание — сегодня не только сила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточая требования к персоналу, мотивируют его к росту профессионального уровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряется чувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда. Так рождается спрос на услуги в сфере бизнес-образования.
Среди прочих сегментов рынка образования ударение в термине «бизнес-образование» следует ставить на слово «бизнес». Критерий здесь — практика применения знаний и навыков в предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отбору преподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретические знания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт создания и ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалии бизнеса.
Наибольшим спросом пользуются предложения в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом. Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция. Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес-процесс. Поскольку продажи — основной бизнес-процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок.
Всегда будет востребовано и обучение в области управления персоналом. Успех предприятия — это результат работы его сотрудников. Задача руководителя построить работу своих подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной.
Центры бизнес-обучения сканируют рынок, подстраиваются под изменяющиеся запросы и предлагают все новые и новые продукты. Часто бывает, что потребность очевидна, а спрос еще не сформирован. Этот рынок скоро проснется. На рынке труда непрерывно идут заявки на директоров по маркетингу, а их нет.
Уровень конкуренции на рынке дополнительного образования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5 — 10 новых компаний, в основном небольших. Увеличение числа игроков заставляет крупных операторов рынка корректировать ценовую политику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенных потребителей низкой стоимостью обучения.
В условиях конкуренции участники рынка повышают качество образования, улучшают сервис, вводят различные инновации.
А у клиентов появляется выбор — где пройти обучение, по какой программе. На наш взгляд, рынок находится в фазе бурного роста и еще не достиг стабилизации.
Рост объемов сопровождается расширением преподавательского состава.
Эксперты отмечают также тенденцию перераспределения внутри рынка. Силу набирают крупные, хорошо зарекомендовавшие себя клиентоориентированные компании, предлагающие эксклюзивные программы. Интересны не формат привычного семинара или тренинга, а событие, например, тематическая конференция.
Участники рынка ожидают изменений в отраслевой структуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственных и сервисных компаний. Потенциальными клиентами центров бизнес-обучения станут развивающиеся отрасли промышленности — приборостроение, машиностроение, добыча природных ресурсов, производство стройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции. Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появление потребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается рост спроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисов, логистики, перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ, активно развивающихся гостиничного, ресторанного и игорного бизнеса.
Появляется тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятся быть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, что за свой счет будут учиться больше.
Все большим спросом будут пользоваться программы в области маркетинга, управления в промышленности, налогового консультирования, будут развиваться коучинг и тренинги личностного роста.
Уровень цен устремится к мировому. Этому способствует увеличение издержек, связанное со стремлением компаний к созданию более качественных обучающих продуктов, и возрастающий спрос на бизнес-образование. Хитами следующего года будут классические тренинги по продажам и по управлению, наиболее дальновидные компании будут организовывать программы по управлению проектами и организационным изменениям. Снова начнется вечная работа по составлению долгосрочных программ развития персонала и/или кадрового резерва. Чем-то эта работа (в части компаний она уже началась) напоминает восстановление города после стихийного бедствия — здесь должен быть магазин, здесь — аптека, а вот здесь восстанавливать старое здание не будем, лучше разобьем парк.
Но будут и отличия: к корпоративному обучению будут предъявлять новые требования по экономии и эффективности, зачастую слишком строгие. Первой реакцией на такое «управление» будет стремление сократить затраты.
Второй тенденцией будет увеличение экспериментов с новыми, альтернативными или мало распространенными видами обучения с целью снижения его стоимости.
Дистанционное обучение в виде вебинаров и видеоконференций, индивидуальное обучение, обучающие компьютерные программы, и — несбыточная мечта — полноценное обучение силами собственных сотрудников.
Эксперименты в этой области полезны, они развивают отрасль, а в будущем, например, дистанционному обучению нет альтернативы.
Однако, что касается дистанционного обучения. Во-первых, на мой взгляд, дистанционное обучение не заменит очное, а дополнит его. То есть со временем, все будут учиться в разы больше, частично дистанционно, частично — на привычных сейчас тренингах и семинарах.
Во-вторых, и это немного грустно, существующие сегодня технические средства имеют весьма ограниченные обучающие возможности. Они обязательно появятся, но не так быстро, как хотелось бы. То есть, в следующем году ожидать большого эффекта от дистанционного обучения не приходится, а эксперименты с обучением своими силами приведут к известным уже науке открытиям: такое обучение бывает либо неэффективным, либо недешевым.
Третья тенденция — рост проектного обучения. Компании, которые осознали необходимость создания новых или принципиального развития существующих компетенций, будут создавать проекты, в которых привлеченные эксперты будут передавать свои технологии сотрудникам компании. Такое обучение принципиально отличается от классического обучения по долгосрочной программе. Во-первых, его целью является создание новых компетенций на уровне компании, во-вторых, его сложно предусмотреть заранее, запланировать — чаще оно требуется неожиданно и срочно. В-третьих, это в полном смысле слова проект — временное предприятие для создания уникальной ценности.
Продолжая тенденцию в далекое будущее, открывается интересная картина: компания, в которой нет программы обучения сотрудников или карьерного планирования, модели компетенций, точных должностей и даже границы компании весьма размыты и условны. Поскольку бизнес стал живым, меняющимся очень быстро, люди постоянно вовлечены в поток обучающих проектов, слабо связанных друг с другом, зато стопроцентно ориентированных на задачи бизнеса. Работая, люди учатся, учась — работают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые российские бизнес-школы появились в середине 90-х гг., а на сегодняшний день только в Москве их насчитывается около 30.
Главным преимуществом российских бизнес-школ по сравнению с западными является их относительная дешевизна. Конечно, престижно стать обладателем диплома Гарвардского университета или Лондонской бизнес-школы, но год обучения там обойдется в $30000, а в Москве для получения бизнес-образования достаточно суммы в $5000-10000. Кроме этого, учась в российской бизнес-школе, не нужно тратиться на проживание в чужой стране, более того — можно учиться «без отрыва от производства». Еще одно достоинство отечественного бизнес-образования по сравнению с западным — обучение на родном языке и местные программы учитывают специфику российской экономики.
Российские бизнес-школы по примеру западных начали заботиться о будущем месте работы своих выпускников.
Тем не менее загадывать, когда российские бизнес-школы будут котироваться наравне с ведущими западными, еще рано, главным недостатком российского бизнес-образования является то, что оно не дает студенту необходимых связей и гарантии трудоустройства в престижную западную компанию, не говоря уже о том, что даже в западном университете средней руки бизнес-программы обкатывались десятилетиями, что гарантирует хорошее качество образования. По оценкам экспертов, в рамках действующих ныне программ кредитования обучения в западных бизнес-школах реально могут уехать учиться за границу максимум 50 человек в год.
Сориентироваться в западных бизнес-школах помогают рейтинги — их на протяжении многих лет составляют и публикуют различные деловые издания. Ранжировать каким-то образом российские программы пока не взялся никто. Первым свою лепту в этот процесс решило внести Министерство образования: в скором времени российскую систему бизнес-образования ждут крупные перемены, и она перестанет быть «самой демократичной в мире».
По мнению экспертов, государственная аккредитация программ сократит количество школ-однодневок, поможет потенциальным студентам лучше сориентироваться на российском рынке бизнес-образования и повысит уровень самих программ.
По оценкам специалистов, на сегодняшний день в «элиту» российского бизнес-образования входят Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ, Высшая школа международного бизнеса AНX при Правительстве РФ, Высшая школа экономики, Московская международная высшая школа «МИРБИС» при Академии им. Плеханова, Высшая коммерческая школа (BKШ) Министерства торговли РФ, Институт бизнеса и экономики AНX при Правительстве РФ (California State University — Hayward) и др. Особняком стоит Высшая школа бизнеса МГУ, которая не входит в основные российские профессиональные ассоциации. Из школ за пределами Москвы многие эксперты выделяют Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.
Чтобы избежать образовательных подделок, достаточно следовать нескольким простым советам. Во-первых, не стоит доверять таким гарантиям качества, как членство во всевозможных ассоциациях или «государственный диплом». Что касается российских ассоциаций, то они довольно часто строятся по принципу «рука руку моет». Государственный диплом — тоже фикция. Напомним, что самые престижные западные школы не предоставляют никаких «государственных дипломов», а в США это понятие отсутствует в принципе. Какие механизмы существуют в России для получения различных справок и сертификатов от государственных чиновников, вряд ли кому-то надо объяснять. Партнерство с иностранным учебным заведением само по себе так же ничего обещать не может, поскольку часто в качестве «партнера» выступают малоизвестные учебные заведения или даже просто частные лица, присвоившие себе право выступать от имени какой-либо бизнес-школы.
Самый надежный способ выявить подделку — это проанализировать соотношение между числом поданных заявлений на поступление, числом поступивших и числом закончивших. В «настоящей» бизнес-школе на этапе приема и на этапе обучения осуществляется серьезный отсев. Например, принимают только 50% от числа подавших заявления, а заканчивают школу 70% от числа поступивших. Хороший признак — это существование четкого лимита приема и заранее заявленных вступительных экзаменов (а не собеседования!). Если все эти критерии соблюдены, есть надежда, что вам не будет «мучительно больно» за потраченные время и деньги.
ЛИТЕРАТУРА
1.Авдеев В. Управление персоналом: технология формирования команды. М.: Финансы и статистика. 2008г
2.Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. М.: Инфра-М. 2007.
3.Варламова Е. Как и зачем обучают персонал //Кадровое дело, февраль 2009 г. № 2.
4.Звонцов А.Я. Система непрерывного обучения кадров на производстве. — К.:ВЗУУП, 2008
.Исаев В.В. Организация работы команды проекта: Психология, стратегия, тактика. — М. 2007.
.Коробцев В.В. Проблемы профессионализма консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений. Сб. Трудов, вып. № 4, 2009.
.Магура М.И. Обучение персонала как конкурентное преимущество. М.И. Магура, М.Б. Курбатова: Москва Интел-Синтез, 2007.
.Перачев В.П. Руководство персоналом организации. — М., 2008
.Пятенко С.В. Работа аудитора и консультанта. М.: 2009.
.Румянцева З.П. Основы управленческого консультирования. В 2-ух книгах. М.: 2008.
.Сенченко И.Т. Повышение квалификации рабочих на производстве. — М.: Педагогика, 2007
.Сидоров В.А. Образование и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. — М.: Высш. шк., 2007.
.Солдатова И.Ю., Чернышев М.А. Основы менеджмента. — М., 2008.
.Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. — М., 2007
.Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. — М.: Дело, 2007.
16.Форсиф П. <http://mneknigu.ru/author/forsif_p_1.html> Развитие и обучение персонала. — СПб., 2009.
.Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2007
.Щёкин Г.В. Организация и психология управления персоналом: К.: МАУП, 2009
disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года
- Корзина пуста
Вход
|
Регистрация
Вы робот?
Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.
Подтвердите, что вы не робот
В
современных условиях социально-экономического
кризиса профессионализм менеджера
является фактором решения многих
проблем. Дефицит квалифицированных
менеджеров привел к появлению разнообразных
школ бизнеса, многочисленных факультетов
не только в структуре государственного
и частного высшего образования, но и в
структуре дополнительного профессионального
образования. Анализируя современную
российскую практику бизнес-образования
и сопоставляя ее с практикой зарубежной,
можно выделить несколько моделей
российского бизнес-образования и
определяет пути его становления и
развития. Это приходит к выводу о том,
что бизнес-образование должно быть
наиболее динамичным сектором в
консервативной образовательной сфере,
т.к. оно ближе всего сотрудничает с
организациями, играющими огромную роль
в социально-экономическом развитии
страны.
Под бизнес-образованием понимается
образовательная деятельность, нацеленная
на формирование и развитие у
слушателей управленческих
компетенций (практически значимых
знаний и профессиональных навыков),
необходимых им для эффективного
управления деловыми организациями,
функционирующими в условиях рыночной
конкуренции и глобализации экономики.
Бизнес-образование
кроме экономической проблематики,
включает в себя вопросы, которые с
научной точки зрения являются предметом
социологии, психологии, информатики и
других наук, положения которых плодотворно
применяются в управлении предприятиями
и деловыми организациями. По этой причине
бизнес-образование определяют как
междисциплинарную область образовательной
деятельности. Важной особенностью
является также прагматическая
направленность бизнес-образования,
подразумевающая, что достижение целей,
которые в принципе стоят перед
бизнес-образованием, реализуются не
только с помощью образовательных
программ и силами образовательных
институтов, но и на основе практической
деятельности людей, которые занимают
управленческие должности или выполняют
управленческие функции.
В
этой связи, содержание концепции
современного бизнес-образования
отражает ее три главных цели:
во-первых,
передача знаний фундаментальных наук
и научных дисциплин, относящихся к
осуществлению различных функций
управления;
во-вторых,
выработка управленческих навыков и
умений принимать решения, вести
переговоры, управлять персоналом и др.;
в-третьих,
формирование личностных качеств,
жизненной позиции и мировоззрения
менеджера.
Для
успешного функционирования любого
образовательного учреждения необходимо
определить, кто является потребителем
образовательных услуг, какие образовательные
услуги необходимы этому потребителю,
в какие сроки, каким способом, в каком
количестве и качестве они должны быть
представлены, т.е. как формируется
контингент слушателей.
Следует
отметить такие качества, как:
-
наличие
значительного опыта работы в бизнесе
и навыков управления в
нестабильных условиях; -
знание
национальных особенностей и проблем
российского бизнеса; -
высокая
адаптированность к современным условиям
деловой деятельности; -
профессиональная
перспективность (установка на дальнейшее
расширение знаний и навыков и их
практическое применение в бизнесе).
В
целом организационные формы
бизнес-образования реализуются
посредством двух основных моделей
бизнес-школ:
во-первых,
это, прежде всего, академические
(или классические) бизнес-школы,
существующие, как правило, при
университетах;
во-вторых,
школы предпринимательского типа,
функционирующие как бизнес-единицы
и готовящие предпринимателей и
менеджеров.
Практика
показывает, что бизнес-школы на современном
этапе испытывают в виде осознания
решение следующих задач:
-
возвышение
миссии отечественного бизнес-образования; -
выращивание
национальной парадигмы профессионального
образования; -
порождение
собственных образцов современного
партнерства и конкуренции.
Кроме
того, жизнеспособность бизнес-школы в
конечном счете определяется ее
инновационностью — систематическим
поиском происходящих вокруг нее перемен
и внедрением соответствующих нововведений.
Фундаментальной проблемой такого
подхода является невозможность в его
рамках найти наиболее эффективные
решения с точки зрения вызовов будущего,
обеспечить реальный прорыв к институтам
и организационным формам, наиболее
эффективным не сегодня, а завтра.
Возможно
решение всех этих проблем через:
-
становление
и развитие бизнес-школ (для развития
не только технологий и методик
обучения, но и парадигмы
бизнес-образования в целом); -
расширение
зон влияния прогрессивной идеологии
бизнес-образования путем распространения
и освоения конструктивного опыта
преодоления международной конкуренции
в бизнес-образовании, международном
признании стандартов качества российского
бизнес-образования; -
совершенствование
законодательной и нормативной базы
деятельности современных бизнес-школ.
Таким
образом, глубокие и динамичные изменения,
характеризующие развитие экономической
ситуации в России на современном этапе,
предъявляют новые серьезные требования
к специалистам в сфере экономики и
бизнеса.
Одним
из важнейших элементов развитой
инновационной инфраструктуры выступает
сфера образования, в том числе и
бизнес-образование. При этом
бизнес-образование занимает особое
место, так как, с одной стороны,
конкурентоспособность бизнеса и
экономики в целом зависит от подготовки
и квалификации управленческих кадров,
а с другой, получение бизнес-образования
является одной из главных инвестиций
в человеческий капитал, которую может
позволить себе человек в течение своей
жизни.
Как
в настоящее время представлено
бизнес-образование в России? Будет
правильнее показать, каким образом
сегодня предоставляется ряд образовательных
услуг для предпринимателей, представителей
бизнеса.
Что
же такое бизнес-образование? Бизнес
образование, в первую очередь отличается
от традиционного уровнем практического
применения, т.е. оно рассчитано на людей,
которые имеют базовое высшее образование
и некоторый опыт практической деятельности.
Придя в университет получать высшее
образование, Вам в обязательном порядке
предложат изучать ряд дисциплин, не
столь необходимых в практической
деятельности, таких как история,
философия, математика. Да это нужно, но
это нужно для повышения уровня
интеллектуального развития личности,
а зачастую современному деловому
человеку на это просто не хватает
времени. В бизнес -образовании идет все
достаточно динамично и практические
выкладки ложатся на теоретическую базу.
Сегодня
можно наблюдать резкий всплеск
популярности образования для руководящих
сотрудников. Видимо, это отражает общее
«укрепление» экономики и изменение
отношения крупных компаний к
бизнес-образованию. Можно отметить и
еще одну тенденцию: представители
бизнеса хотят понять, что они получат,
инвестировав достаточно крупные суммы
денег в свой человеческий капитал.
Российский
рынок бизнес-образования находится в
стадии роста. Для того чтобы этот процесс
был более динамичным, компаниям,
предоставляющим услуги такого рода,
необходимо решать целый комплекс проблем
— от создания системы стандартизации
деятельности до разработки методик
оценки эффективности бизнес-тренингов.
Что
касается методик выбора тренинговой
компаний, то основная сложность
заключается в том, что эти методики
пишутся самими тренинговыми компаниями,
то есть «под себя».
Основные
потребители образовательных услуг
бизнес-школ — это люди, которые хотят
добиться больших успехов в карьере
путем получения дополнительных
профессиональных навыков. 80-90% — это
частные лица, которые платят из своего
кармана, а 10-15% учатся за счет средств
компаний.
Бизнес-обучение
сейчас принято считать одним из
многочисленных секторов бизнес-образования,
имея в виду краткосрочное образование
или бизнес-тренинги.
С
каждым годом все большее количество
организаций предоставляют возможность
стать обладателем степени MBA, посетить
бизнес — тренинги, пройти профпереподготовку
и получить другие виды бизнес — образования.
В
Российской Федерации сегодня действует
около 200 объектов инфраструктуры
поддержки малого и среднего
предпринимательства (бизнес-инкубаторы,
технопарки, региональные агентства
поддержки малого и среднего бизнеса).
С их участием осуществляется обучение
по предпринимательским дисциплинам и
создаются новые рабочие места,
разрабатываются бизнес-планы и т.п. В
каждом регионе функционируют десятки
объединений предпринимателей и
торгово-промышленные палаты.
Практика
ряда регионов России по предоставлению
услуг по бизнес-образованию
В
последние годы в России начали
реализовываться подходы, более адекватные
современным мировым представлениям о
способах формирования частно-государственного
партнерства в образовательной
сфере. Частно-государственное
партнерство определяется
как среднесрочный и долгосрочный альянс
между государством, бизнесом и
бизнес-школами в целях реализации
общественно значимых проектов в
социально-экономической сфере при
полном использовании возможностей
каждого из участников.
Интересы
«заинтересованных групп» в
частно-государственном партнерстве в
области бизнес-образования:
а)
школы бизнеса:
1.
получение дохода;
2.
удовлетворенность слушателей;
3.
обеспечение удобства;
4.
функционирование и развитие ШБ на
современной технологической и методической
основе;
5.
повышение статуса и бренда ШБ;
6.
интересы ППС и работников ШБ;
б)
государство:
1.
соответствие развития образования
государственной политике;
2.
включение MBА в правовое пространство
сферы образования;
3.
защита интересов потребителя;
4.
выполнение международных обязательств;
5.
интересы бюрократии;
в)
практика бизнеса:
1.
потребности корпораций (образование
ради результата);
2.
потребности индивидуумов (образование
ради карьеры);
3.
потребности высших менеджеров (новое
видение);
4.
потребности предпринимателей (личный
успех в бизнесе);
5.
потребности бизнес-сообщества (развитие
профессиональных бизнесменов и
менеджеров).
Главными
формами партнерства государства в сфере
бизнес-образования должно являться
создание общеэкономических условий,
обеспечивающих развитие системы
бизнес-образования как ключевого
элемента инновационной инфраструктуры
страны. Крупнейшим вкладом государства
в развитие бизнес-образования — и
одновременно решением проблемы ресурсов
— стала бы система государственных
гарантий образовательных кредитов,
введение благоприятных режимов
налогообложения, которые предоставили
бы возможности компаниям и филантропам
делать безналоговые пожертвования
бизнес-школам.
Эффективное
решение проблем развития современного
бизнес-образования в России не может
быть достигнуто без привлечения к
активному и долговременному сотрудничеству
частного бизнеса. Для успешного развития
частно-государственного партнерства
в сфере бизнес-образования:
·
стороны партнерства должны быть
представлены, как государственным, так
и частным сектором экономики;
·
взаимоотношения сторон государственно-частного
партнерства должны быть зафиксированы
в официальных документах (договорах,
программах и др.);
·
взаимоотношения сторон государственно-частного
партнерства должны носить партнерский,
то есть равноправный характер;
·
стороны государственно-частного
партнерства должны иметь общие цели и
четко определенный государственный
интерес;
·
стороны государственно-частного
партнерства должны объединить свои
вклады для достижения общих целей;
·
стороны государственно-частного
партнерства должны распределять между
собой расходы и риски, а также участвовать
в использовании полученных результатов.
В
ряде регионов Российской Федерации
предоставление услуг по бизнес-образованию
имеет свои особенности. К примеру отметим
ниже несколько из них.
Департамент
малого и среднего предпринимательства
Кировской области практикует проведение
обучающего курса «Начинающий
предприниматель». Цель этого курса —
обучение лиц, желающих заниматься
предпринимательской деятельностью, а
также начинающих предпринимателей
практическим вопросам ведения бизнеса
и оказание им комплексной государственной
поддержки в части реализации их
предпринимательских инициатив.
Региональный
центр управления Пермского края регулярно
проводит семинары, где принимают участие
ведущие специалисты в своих областях,
преподаватели-практики с большим опытом
работы в управленческой сфере, руководители
собственных направлений бизнеса.
Международная
школа бизнеса совместно с Торгово-промышленной
палатой Московской области в рамках
поддержки малого и среднего
предпринимательства проводит обучение
молодых начинающих предпринимателей
по ряду программ.
Следует
принять во внимание, что данных примеров
по Российской Федерации можно привести
множество.
Сегодняшняя
Россия с ее «юной», двадцатицатилетней,
рыночной экономикой нуждается в сильных
руководителях, тонких стратегах, хороших
менеджерах, которые направят развитие
в нужном направлении.
Еще
раз подчеркнем, что в быстро изменяющемся
мире стратегические преимущества будут
у тех субъектов Российской Федерации,
которые смогут эффективно развивать и
продуктивно использовать инновационный
потенциал развития, основным носителем
которого является молодежь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
12.03.2015402.95 Кб34Курсовик Оргсинтез.docx
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Сочетание двух таких слов как «Бизнес и Образование» уже давно вошло в обиход и стало привычным и понятным практически каждому. Такое образование сегодня является чрезвычайно нужным и важным для более правильного понимания любого бизнес процесса, любое бизнес-образование очень ценится и является в настоящее время буквально жизненной необходимостью.
По определению такое образование представляет собой теоретические знания и практические навыки, которые необходимы и важны для работы в любой сфере бизнеса. Необходимость такого образования было понято в Европе и в Америке уже давно, однако и на территории стран СНГ уровень делового обучения находится сегодня на довольно таки хорошем уровне. Открываются все новые бизнес — курсы, бизнес — школы, университеты, проводятся тренинги и семинары, к которым предъявляются достаточно высокие требования по содержанию и форме преподавания. Наибольшей популярностью у нас пользуются сегодня виды обучения, построенные не на западном материале, а исключительно на российской деловой практике.
То есть в первую очередь изучаются бизнес темы с практической немедленной пользой при повседневной деятельности предприятий на территории бывшего СССР. Именно наше практическое образование обеспечит развитие и выживание предприятий в наших сложных экономических условиях. Потребность и актуальность образования для российского слушателя растет с каждым днем, ведь на современном местном и зарубежном рынке, без определенных знаний просто не выжить. Для молодых специалистов сегодня наиболее предпочтительным является для практических целей именно краткосрочные, строго практические курсы, которые помогут быстро и качественно решить данную бизнес проблему. Это, конечно же, не обозначает что фундаментальное долгосрочное учебное образование не нужно, оно важно, хотя и имеет обычно слишком большую программу, которая зачастую не будет использоваться в практической современной деятельности. Основным спросом пользуется сегодня изложение учебного материала при применении полученной теоретической информации на практике.
Такое обучение приводит к появлению такого варианта бизнес — образования как коучинг, то есть имеет место факт необходимости не только получения чисто практических навыков, но и также индивидуальных тренировок и строго личного обучения. Действительно когда преподаватель работает и обучает клиента индивидуально, то качество такого обучения будет больше, чем при групповом тренинге.
Необходимость и важность образования в сфере бизнеса очевидна, ведь одним из главных тормозов в развитии стран СНГ является не неумение вести торговлю, а именно дефицит знания мирового бизнеса и отсутствие кадров с профессиональным знанием аспектов бизнеса. Для качественного такого образования сегодня существует три направления образовательных систем:
1. Универсальные глобальные образовательные программы, такие как менеджмент, управление на предприятии, управление антикризисное, муниципальное и государственное управление и другие.
2. Программы по дополнительному образованию, такие как МВА (Магистр Делового Администрирования), среднесрочная профессиональная подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификация и другие.
3. Бизнес-тренинг краткосрочный.
При получении «бизнес образования» следует учитывать такой печальный и распространенный факт обучения как — «обучение всему сразу — обучение ничему». Поэтому, зачастую предпочтительнее глобальному обучению, — образование узконаправленное, ультра практичное и краткосрочное. В любом случае, бизнес-образование в любом своем виде набирает сегодня в СНГ солидные обороты. Такое обучение очень важно и очень нужно как управленческому персоналу, так и каждому современному человеку. Простой интуиции и обычных знаний сейчас уже недостаточно, ведь для организации любого дела у бизнесмена должны быть четкие профессиональные знания.
Этапы развития бизнес — образования в России
NovaInfo 103, с.118-120, скачать PDF
Опубликовано 8 мая 2019
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC
Аннотация
Данная статья раскрывает основные этапы становления и развития бизнес – об- разования в России. Автор статьи дает понятие бизнес – образованию, выделяет основные этапы развития, выявляет основные тенденции развития бизнес – образования в России.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЯ, БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЕ, КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС – ШКОЛА
Текст научной работы
Введение
Постоянное развитие научно — технического прогресса оказывает воздействие на рыночную среду и обуславливает необходимость находить новые формы обучения субъектов, связанных с предпринимательской деятельностью, прогрессивными приемами ведения бизнеса.
В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономики содержание бизнес — образования раскрывается через передачу научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области к персоналу.
Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет потребителей на двух уровнях: — деловые предприятия и организации (корпорации) — менеджеров (высшего и среднего звена).
Бизнес — образование действует по трем направлениям: 1) передача знаний; 2) выработка умений (навыков); 3) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения у обучающегося [1].
Если проследить линию развития бизнес — образования в России, то заметно, что периоды его формирования сопоставимы с периодами формирования похожих процессов в Европе, однако, в России система бизнес — образования формировалась по своей траектории, а опыт, взятый из зарубежных стран в области обучения менеджменту, составлял очень малую долю. Главным минусом обучения бизнесу того периода являлось то, что выпускалось в три раза больше инженеров, чем сейчас, однако, малая доля ориентировалась на передачу знаний, нежели не применение практических методов [1].
При сопоставлении ситуации с сегодняшним днем, можно заметить, что инженеров подготавливается во много раз меньше, чем экономистов. Рынок труда переполнен экономистами, а от этого страдает как бизнес — образование, так и образование в целом.
В университеты и институты на экономические специальности ежегодно поступают более 1,5 млн. молодых людей в России. Как показывает практика, большая часть из них не работает по специальности, рынок переполнен экономистами, а это отрицательно сказывается на экономическом развитии страны в целом. И на данный момент возникает острая потребность в качественно подготовленных кадрах новых специализаций: менеджмента, маркетинга, брокерского и биржевого дела, экономической безопасности и др. Для этого сегодня важно развивать бизнес — образование в России.
Основная часть
Впервые в России определение бизнес — образованию как деятельности по профессиональному обучению людей было дано президентом Российской ассоциации бизнес — образования Л. И. Евенко. Однако в настоящее время термин бизнес — образование не имеет единого и общепринятого определения в науке и практике. Это связано с тем, что каждый автор по — разному подходит к толкованию данного термина. А также с тем, что бизнес — образование явление, которое стремительно эволюционирует и поэтому, научная рефлексия не успевает за ходом его эволюции.
В современном мире бизнес — образование выступает как инновационный способ подготовки специалистов в области управления предприятием. В условиях рыночной экономике содержание бизнес — образования раскрывается в передаче научных знаний в области управления от ученых — теоретиков и специалистов — практиков в данной области персоналу. Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет двух потребителей: деловые предприятия и организации (корпорации) и менеджеры (высшего и среднего звена).
В начале XX века в России на фоне быстро развивающейся капиталистической экономики обостряется потребность в кадрах, владеющих знаниями об организации промышленного дела, торговли, банковского и кооперативного сектора.
Следует отметить, что в период с 1906 по 1912 года были открыты 14 коммерческих учебных заведений, которые имели свои отличительные особенности. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, особенности коммерческих заведений того времени. Итак, данные учебные заведения имели частный статус и по ведомственной принадлежности относились к Министерству торговли и промышленности; обучение студентов проходило только лишь по двум направлениям: экономики и коммерции; в состав попечительских советов коммерческих заведений входили биржевые комитеты, купеческие общества, общества распространения коммерческих знаний, а также отдельные меценаты. Термин « коммерческое образование» в дореволюционном периоде следует рассматривать не как частное, негосударственное образование в современном понимании, а как образование, направленное на удовлетворение потребностей коммерческих структур. Коммерческие заведения того времени получили свое название по названию, которое породило социально — экономическую потребность в них, образование — для ведения коммерции [2].
Однако процесс становления коммерческого образования в России резко меняет свой вектор развития после событий октября 1917 года. В этот период произошло известное отрицание первого этапа. Ведь, по сути, уничтожение крупной частной собственности означало конец эпохи коммерции. Процессы усиления административно — командной системы и политической власти в 30-е годы негативно повлияли на последующие этапы развития науки управления. Этот процесс отражался в ликвидации научно — рационализаторских органах, опытных станций, институтов и лабораторий, прекращения дискуссий в Академии наук, а также проведения научно — практических конференций. Функция управления предприятием становилась все более сложной.
Сложившаяся ситуация начинает меняться только к концу 50-х годов, начинают возобновляться исследования по проблемам организации и управления предприятием. В свою очередь происходит процесс переоценки научных методик 20 — х годов. Новым мощным стимулом развития управленческого образования становится экономическая реформа 1965 года. На смену устаревших, на тот момент промышленных академий, стали создаваться институты повышения квалификации. Основным направлением деятельности, которых стало обучение руководящего состава, а также переподготовка кадров для руководящих должностей. По статистическим данным, в период с 1969 по 1984 года число подобных учебных заведений возросло с 28 до 79, а филиалов с 47 до 134. Также в высших учебных заведениях возросли и факультеты, обучающие руководящие кадры, с 65 до 150.
Если проследить линейку развития бизнес — школ в России, то мы можем заметить, что периоды развития сопоставимы с периодами развития в Европе. Однако траектория развития различна. В системе бизнес — школ России значительное место занимали пережитки советского общества, а также технократический наклон обучения (выпускалась в три раза больше инженеров), а уклон в экономику делал из них своего рода мутированных специалистов: инженеров — экономистов. Акцент в обучении делали на научные знания, а не на применение практических методов. В сравнении с сегодняшним днем, где инженеров существенно меньше, чем экономистов, а экономическое образование превратилось своего рода в конвейер по производству экономистов, что не может, не отразиться на бизнес — образовании и на образовании в целом. Однако вернемся в наш временной промежуток.
В период советской власти были созданы своего рода бизнес — школы при ЦК КПСС — «партийные школы». Образование в данных школах было рамочным, что естественным образом привело к выпуску мало профессиональных специалистов в области экономики и управления. Естественно, были проблемы в сфере управления в период становления рыночной экономики, который начался в 1990-е годы. Этому свидетельствует достаточно интересная статистика, в 1989 году из всех лиц, которые занимали управленческие должности, лишь 43% из них имели высшее образование, а каждый седьмой не имел даже среднего полного образования. Рассуждать о качестве управленческих решений того времени не имеет смысла все итак очевидно и наглядно. Управленческий кризис, который возник, отразился как на экономической, так и на политической обстановке в целом [3].
Середина 1990-х годов — это расцвет переходной экономики во всех областях, включая образование. В период с 1993 по 1995 года престижность экономического образования начала возрастать. Эти годы зародили получение высшего экономического образования, как карьерной лестницы на руководящие должности. Тем не менее, проблема отсутствия высокопрофессиональных кадров в сфере управления продолжает существовать. По статистическим данным, в 1995 году около 40% управленцев имели среднее профессиональное образование, слабо согласованным с бизнес — образованием, каково оно должно быть. Следует отметить, что принципы бизнес — образования были отражены в рамках государственной системы высшего профессионального образования. В 1996 году из 548 вузов страны 548 ВУЗов 356 осуществляли обучение по управленческим программам и программам менеджмента. Большое внимание отводили науке и технологиям в области образования, математическим, научным и аэрокосмическим исследованиям.
Важно отметить, что за последние 10 — 15 лет российское бизнес — образование все же накопило позитивный опыт. Первые школы и институты бизнеса возникли еще в конце 80 — начале 90-х годов в системе высшего профессионального образования. Эти бизнес — школы получили распространение, как в России, так и за рубежом. В это же время возникла школа бизнеса при МГИМО. Данная бизнес — школа заявила о себе как о новом учебном заведении, которое ориентировано на потребности реформируемой экономики. В начале 90-х годов бизнес — школа получила широкое распространение по России и была признана за рубежом. Школа бизнеса при МГИМО также была одним из инициаторов создания в 1990 г. Российской ассоциации бизнес — образования. Заслуживает внимание и Международный институт топливо — энергетического комплекса в структуре МИД РФ. Именно этот институт впервые начал осуществлять подготовку специалистов — международников для энергетического сектора экономики и таким образом заложил соответствующую мировым стандартам учебную базу для развития энергетической дипломатии. На базе многих Вузов открыты бизнес — школы, которые имеют международное признание [4].
Отметим некоторые тенденции современного этапа развития бизнес — образования. Непрерывное образование сдвигает акцент на получение новых знаний и компетенций, отдавая приоритет им, нежели формальному получению диплома или степени. Заметна тенденция в сторону более сконцентрированных и менее продолжительных программ во времени. Особое внимание стали уделять формату обучению, используя формат part — time (без отрыва от основной деятельности). Стало популярным сегментирование потребителей бизнес — образования, так как неэффективно на одной программе MBA обучать людей с разным должностным положением, опытом, уровнем решаемых задач. Программы MBA становятся интернациональными.
Бизнес — школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов, но по мере их развития, выдаваемые ими сертификаты, могут стать весьма привлекательными для компаний (на рынке труда).
Выводы
В современном мире под бизнес — образованием подразумевают формирование глобального рыночного кругозора.
НОУ «Университет «Синергия» провел заслуживающий внимания опрос, в котором 100% опрошенных бизнесменов уверенно ответили, что современному предпринимателю, а тем более управленцу необходимо бизнес — образование.
В мировой практике модель бизнес — образования сформировалась, определив и развивая обязательные для её эффективного функционирования элементы. Это требования к слушателям и преподавателям (бизнес — тренерам), структура учебных программ и их содержание, корпоративная поддержка, аккредитационная и рейтинговая системы.
На основании рассмотренной истории развития бизнес — образования в России можно сделать вывод, что в 2000 –х годах практически сформировалась и закрепилась система российского бизнес — образования. В настоящее время наблюдается процесс развития бизнес — образования, а также усиления его востребованности на рынке.
Читайте также
-
Социальные факторы защиты от употребления алкоголя
- Смирнова А.В.
-
Уровень и качество жизни жителей региона
- Елисеев Д.С.
- Тикунов А.А.
-
Участие бизнеса в программах социальной поддержки населения
- Тикунов А.А.
- Елисеев Д.С.
-
Система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на примере Рязанской области)
- Суркова Н.А.
- Бычкова Н.А.
-
Вовлечённость персонала
- Гулинян А.Р.
Список литературы
- Викеев С.В. Перспективы развития рынка бизнес — образования / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки — Москва 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/perspektivy-razvitiya-rynka-biznes-obrazovaniya (дата обращения 07.05.2019)
- Гордеева Д.С., Рябчук П.Г., «Российское бизнес-образование: от мифов к реальности» / Балтийский гуманитарный журнал — Южно- Уральск — 2018 — том 7 — №2- с.213 — 216.
- Коваль В.А. «Региональные рынки бизнес — образования: тенденции и перспективы»/ Проблемы современной экономики — Омск — 2018 — с.402 — 404
- Кузнецова Л.В. Бизнес — образование как звено непрерывного образования/ Креативная экономика — 2017 — Том 11 — номер 12 — с. 1329 — 1338
Цитировать
Герасимова, М.М. Этапы развития бизнес — образования в России / М.М. Герасимова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 103. — С. 118-120. — URL: https://novainfo.ru/article/16633 (дата обращения: 24.03.2023).