Бизнес как субъект социальной политики должник благодетель партнер

БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
ДОЛЖНИК, БЛАГОДЕТЕЛЬ, ПАРТНЕР?
/ А.Е.
Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В.
Шишкин (отв. ред.); Независимый институт
социальной политики. М.: ГУ–ВШЭ, 2005.http://www.socpol.ru/publications/book17.shtml

1

рубежом:
концептуальный анализ

1.1. Этапы становления бизнеса как социального субъекта в

современной
России

В последнее
десятилетие тема социальной ответственности
бизнеса

устойчиво
присутствует в общественных дискуссиях
как в нашей стране, так и

за рубежом.
Однако до сих пор можно говорить о том,
что конвенционального

подхода
к пониманию социальной ответственности
не выработано.

Внимание
к этой теме обусловлено поиском путей
гармонизации

отношений
между бизнесом, государством и обществом,
но причины,

вызвавшие
ее актуализацию на Западе и в России,
были разными.

В западных
странах тема социальной ответственности
бизнеса стала

ответом
на обострившиеся социальные противоречия,
которые значительной

частью
мирового сообщества связываются с
деятельностью транснациональных

корпораций.
Социальное направление в деятельности
бизнеса было призвано

смягчить
возникшие противоречия и поднять
общественный престиж бизнеса

(Epstein,
1978; Responding to the Leadership Challenge, 2003
).

В нашей
стране обсуждение социальной
ответственности бизнеса стало

реакцией
на особенности переходного периода от
социалистической к

рыночной
экономике. Если обратиться к истории,
то в России социальное

направление
в деятельности бизнеса вполне сложилось
уже в конце XIX

столетия.
В дореволюционный период эта деятельность
осуществлялась в

форме
филантропических и благотворительных
проектов: строительство школ,

больниц,
жилья для рабочих и т.д. В послереволюционные
годы

филантропические
традиции были утеряны. Но позднее в
Советском Союзе

утвердилась
идея предприятия – социального гаранта,
выполняющего широкий

круг
социальных функций и обладающего
собственной социальной

инфраструктурой.
Объем и качество предоставляемых
работникам социальных

услуг
находились в прямой зависимости от
величины предприятия и его места в

ведомственной
иерархии. В 1980-е гг. 32 млн. советских
граждан проживали в

квартирах,
находившихся на балансе предприятий;
30 млн. – пользовались

принадлежащими
предприятиям медицинскими учреждениями

(поликлиниками,
профилакториями, медицинскими пунктами);
1,5 млн. детей

ежегодно
отдыхали в принадлежащих предприятиям
детских оздоровительных

учреждениях
(Lefèvre,
2001: 131
).
В 1993 г. только учтенные статистикой

социальные
расходы предприятий составляли 3,3% ВНП,
предприятия на одну

четверть
покрывали расходы жилищно-коммунальной
системы, образования,

культуры
и спорта (Freinkman,
Starodubrovskaia, 1996: 438
).
Общая стоимость

обеспечиваемых
российским предприятием «социальных
льгот» составляла, по

оценкам
аналитиков, в среднем от 18 до 25% фонда
заработной платы

(Commander,
Lee, Tolstopiatenko, 1995: 7
).

С началом
рыночных реформ социальная политика
предприятий

подверглась
радикальному пересмотру. Основные
изменения затронули их

социальную
инфраструктуру. Можно выделить три
этапа изменений:

сокращение
социальной инфраструктуры, ее стабилизация
и оптимизация.

На первом
этапе (начало – середина 1990-х гг.)
произошло резкое

сокращение
социальной инфраструктуры
предприятий.
В эти годы

руководители
предприятий всех форм собственности
активно сбрасывали

2

«социалку»,
стремясь избавиться от непрофильных
активов (Лапина,
1995: 17
).

Подавляющее
большинство предприятий вынуждены были
для своего

выживания
всемерно сокращать любые виды расходов,
которые не приносили

доходов
в краткосрочной перспективе. В результате
за десятилетие реформ две

трети
социальных объектов, принадлежавших
предприятиям, были переданы

муниципалитетам,
процесс этот шел стихийно, никем не
просчитывался и не

контролировался
(Lefèvre,
2001: 137
).

С выходом
из кризиса и улучшением финансового
положения

предприятий
избавление от социальной сферы перестало
рассматриваться их

руководителями
как условие выживания в рыночном
хозяйстве. На втором

этапе
(1997/1998–2000 гг.) произошла стабилизация
социальной

инфраструктуры
предприятий.
Подход к социальным объектам стал иным:

предприятия
начали принимать во внимание помимо
текущих доходов другие

выгоды
от их содержания и уже с учетом этих
выгод принимать решения об их

«сбросе»
или сохранении. В итоге процесс сокращения
социальной

инфраструктуры
приостановился.

С началом
экономического подъема (2000-е гг.) и
переходом

предприятий
от выживания к развитию часть из них
приступила к

реструктуризации
социальной инфраструктуры и оптимизации
ее профильной

деятельности.
Использование
социальных объектов стало рассматриваться

предприятиями
в рамках реализации осознанной социальной
политики.

Актуализацию
проблем социальной ответственности
руководители российских

бизнес-структур
объясняют вступлением страны в новый
этап общественного

развития
и естественным «взрослением» российского
капитализма (Горшков,

Лебедев,
2005: 49).

Безусловно,
описанную этапность не следует
абсолютизировать. Ряд

российских
компаний и сегодня продолжают сокращать
социальную сферу,

другие
только переходят к этапу ее стабилизации
и, возможно, еще долго не

придут к
оптимизации. Эти этапы отражают различия
в типах результатов,

принимаемых
во внимание, и в масштабе времени, в
котором сопоставляются

издержки
и выгоды, связанные с деятельностью
социальной инфраструктуры.

Переход
от одного этапа к другому зависит как
от экономического положения

компаний,
так и от уровня осознания экономическими
субъектами социальных

проблем,
с которыми они сталкиваются сегодня
или столкнутся в будущем.

На
сегодняшний день уже многие российские
компании, как показывает

эмпирический
анализ (Литовченко,
2004
),
осознали необходимость проведения

системной
социальной политики. Это стимулирует
их руководителей к

созданию
управленческих структур, отвечающих
за реализацию социальной

политики,
внедрению на своих предприятиях новых
социальных технологий, а

также
выстраиванию партнерских отношений с
властями разного уровня на

поле
социальной политики.

Начинает
осваивать социальное направление
деятельности средний

динамично
развивающийся российский бизнес. В
благотворительные акции все

последовательнее
втягивается малый бизнес, особенно в
муниципальных

образованиях,
где он нередко определяет экономический
потенциал территории.

Вместе с
тем участие российского бизнеса в
социальной политике

остается
весьма неравномерным. Это вызвано, по
меньшей мере, двумя

обстоятельствами.
Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют
единые ориентиры,

каждая
компания самостоятельно, исходя из
собственных интересов, определяет

параметры
своей социальной деятельности. Во-вторых,
социальная

3

ответственность
по своей форме и содержанию во многом
зависит от того, кем

и как эти
требования сформулированы, и является
ответом российского бизнеса

на публичные
или латентные требования властей.

Соседние файлы в папке SGU

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?

Карточка



Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / [А. Е. Чирикова и др.; отв. ред. С. В. Шишкин]; Независимый ин-т соц. политики. — Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 231, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-7598-0369-7 : 1000

Предпринимательство — Социальный аспект — Российская Федерация

Социальная политика — Российская Федерация

Экономика — Российская Федерация — Благосостояние населения — Социальная политика

Шифр хранения:

FB 1 06-6/41

FB 1 06-6/42

Описание

Заглавие Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?
Коллекции ЭБ Универсальная коллекция
Дата поступления в ЭК 01.03.2006
Дата поступления в ЭБ 25.10.2016
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности [А. Е. Чирикова и др.; отв. ред. С. В. Шишкин]; Независимый ин-т соц. политики
Выходные данные Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005
Физическое описание 231, [1] с.; 21 см
ISBN ISBN 5-7598-0369-7 : 1000
Тема Предпринимательство — Социальный аспект — Российская Федерация
Социальная политика — Российская Федерация
Экономика — Российская Федерация — Благосостояние населения — Социальная политика
BBK-код У9(2)0-94-18,0
Язык Русский
Места хранения FB 1 06-6/41
FB 1 06-6/42
Электронный адрес Электронный ресурс
  • Corpus ID: 173117737
@inproceedings{2007,
  title={Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 232 с. ISBN 5-7598-0369-7.},
  author={Виктория Викторовна Яковлева},
  year={2007}
}
  • Виктория Викторовна Яковлева
  • Published 2007

No Paper Link Available

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бизнес коржов получил в 2000 году прибыль в размере 1400000 рублей
  • Бизнес который открывается на инновационной основе 7 букв сканворд
  • Бизнес мебельщик 9 скачать бесплатно полную рабочую версию торрент
  • Бизнес моделирование как концептуальная основа бизнес планирования
  • Бизнес модель компании успешно реализующей инновационную стратегию