БИЗНЕС КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ:
ДОЛЖНИК, БЛАГОДЕТЕЛЬ, ПАРТНЕР?
/ А.Е.
Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В.
Шишкин (отв. ред.); Независимый институт
социальной политики. М.: ГУ–ВШЭ, 2005.http://www.socpol.ru/publications/book17.shtml
1
рубежом:
концептуальный анализ
1.1. Этапы становления бизнеса как социального субъекта в
современной
России
В последнее
десятилетие тема социальной ответственности
бизнеса
устойчиво
присутствует в общественных дискуссиях
как в нашей стране, так и
за рубежом.
Однако до сих пор можно говорить о том,
что конвенционального
подхода
к пониманию социальной ответственности
не выработано.
Внимание
к этой теме обусловлено поиском путей
гармонизации
отношений
между бизнесом, государством и обществом,
но причины,
вызвавшие
ее актуализацию на Западе и в России,
были разными.
В западных
странах тема социальной ответственности
бизнеса стала
ответом
на обострившиеся социальные противоречия,
которые значительной
частью
мирового сообщества связываются с
деятельностью транснациональных
корпораций.
Социальное направление в деятельности
бизнеса было призвано
смягчить
возникшие противоречия и поднять
общественный престиж бизнеса
(Epstein,
1978; Responding to the Leadership Challenge, 2003).
В нашей
стране обсуждение социальной
ответственности бизнеса стало
реакцией
на особенности переходного периода от
социалистической к
рыночной
экономике. Если обратиться к истории,
то в России социальное
направление
в деятельности бизнеса вполне сложилось
уже в конце XIX
столетия.
В дореволюционный период эта деятельность
осуществлялась в
форме
филантропических и благотворительных
проектов: строительство школ,
больниц,
жилья для рабочих и т.д. В послереволюционные
годы
филантропические
традиции были утеряны. Но позднее в
Советском Союзе
утвердилась
идея предприятия – социального гаранта,
выполняющего широкий
круг
социальных функций и обладающего
собственной социальной
инфраструктурой.
Объем и качество предоставляемых
работникам социальных
услуг
находились в прямой зависимости от
величины предприятия и его места в
ведомственной
иерархии. В 1980-е гг. 32 млн. советских
граждан проживали в
квартирах,
находившихся на балансе предприятий;
30 млн. – пользовались
принадлежащими
предприятиям медицинскими учреждениями
(поликлиниками,
профилакториями, медицинскими пунктами);
1,5 млн. детей
ежегодно
отдыхали в принадлежащих предприятиям
детских оздоровительных
учреждениях
(Lefèvre,
2001: 131).
В 1993 г. только учтенные статистикой
социальные
расходы предприятий составляли 3,3% ВНП,
предприятия на одну
четверть
покрывали расходы жилищно-коммунальной
системы, образования,
культуры
и спорта (Freinkman,
Starodubrovskaia, 1996: 438).
Общая стоимость
обеспечиваемых
российским предприятием «социальных
льгот» составляла, по
оценкам
аналитиков, в среднем от 18 до 25% фонда
заработной платы
(Commander,
Lee, Tolstopiatenko, 1995: 7).
С началом
рыночных реформ социальная политика
предприятий
подверглась
радикальному пересмотру. Основные
изменения затронули их
социальную
инфраструктуру. Можно выделить три
этапа изменений:
сокращение
социальной инфраструктуры, ее стабилизация
и оптимизация.
На первом
этапе (начало – середина 1990-х гг.)
произошло резкое
сокращение
социальной инфраструктуры предприятий.
В эти годы
руководители
предприятий всех форм собственности
активно сбрасывали
2
«социалку»,
стремясь избавиться от непрофильных
активов (Лапина,
1995: 17).
Подавляющее
большинство предприятий вынуждены были
для своего
выживания
всемерно сокращать любые виды расходов,
которые не приносили
доходов
в краткосрочной перспективе. В результате
за десятилетие реформ две
трети
социальных объектов, принадлежавших
предприятиям, были переданы
муниципалитетам,
процесс этот шел стихийно, никем не
просчитывался и не
контролировался
(Lefèvre,
2001: 137).
С выходом
из кризиса и улучшением финансового
положения
предприятий
избавление от социальной сферы перестало
рассматриваться их
руководителями
как условие выживания в рыночном
хозяйстве. На втором
этапе
(1997/1998–2000 гг.) произошла стабилизация
социальной
инфраструктуры
предприятий.
Подход к социальным объектам стал иным:
предприятия
начали принимать во внимание помимо
текущих доходов другие
выгоды
от их содержания и уже с учетом этих
выгод принимать решения об их
«сбросе»
или сохранении. В итоге процесс сокращения
социальной
инфраструктуры
приостановился.
С началом
экономического подъема (2000-е гг.) и
переходом
предприятий
от выживания к развитию часть из них
приступила к
реструктуризации
социальной инфраструктуры и оптимизации
ее профильной
деятельности.
Использование
социальных объектов стало рассматриваться
предприятиями
в рамках реализации осознанной социальной
политики.
Актуализацию
проблем социальной ответственности
руководители российских
бизнес-структур
объясняют вступлением страны в новый
этап общественного
развития
и естественным «взрослением» российского
капитализма (Горшков,
Лебедев,
2005: 49).
Безусловно,
описанную этапность не следует
абсолютизировать. Ряд
российских
компаний и сегодня продолжают сокращать
социальную сферу,
другие
только переходят к этапу ее стабилизации
и, возможно, еще долго не
придут к
оптимизации. Эти этапы отражают различия
в типах результатов,
принимаемых
во внимание, и в масштабе времени, в
котором сопоставляются
издержки
и выгоды, связанные с деятельностью
социальной инфраструктуры.
Переход
от одного этапа к другому зависит как
от экономического положения
компаний,
так и от уровня осознания экономическими
субъектами социальных
проблем,
с которыми они сталкиваются сегодня
или столкнутся в будущем.
На
сегодняшний день уже многие российские
компании, как показывает
эмпирический
анализ (Литовченко,
2004),
осознали необходимость проведения
системной
социальной политики. Это стимулирует
их руководителей к
созданию
управленческих структур, отвечающих
за реализацию социальной
политики,
внедрению на своих предприятиях новых
социальных технологий, а
также
выстраиванию партнерских отношений с
властями разного уровня на
поле
социальной политики.
Начинает
осваивать социальное направление
деятельности средний
динамично
развивающийся российский бизнес. В
благотворительные акции все
последовательнее
втягивается малый бизнес, особенно в
муниципальных
образованиях,
где он нередко определяет экономический
потенциал территории.
Вместе с
тем участие российского бизнеса в
социальной политике
остается
весьма неравномерным. Это вызвано, по
меньшей мере, двумя
обстоятельствами.
Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют
единые ориентиры,
каждая
компания самостоятельно, исходя из
собственных интересов, определяет
параметры
своей социальной деятельности. Во-вторых,
социальная
3
ответственность
по своей форме и содержанию во многом
зависит от того, кем
и как эти
требования сформулированы, и является
ответом российского бизнеса
на публичные
или латентные требования властей.
Соседние файлы в папке SGU
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер?
Карточка
Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / [А. Е. Чирикова и др.; отв. ред. С. В. Шишкин]; Независимый ин-т соц. политики. — Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. — 231, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-7598-0369-7 : 1000
Предпринимательство — Социальный аспект — Российская Федерация
Социальная политика — Российская Федерация
Экономика — Российская Федерация — Благосостояние населения — Социальная политика
Шифр хранения:
FB 1 06-6/41
FB 1 06-6/42
Описание
Заглавие | Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? |
---|---|
Коллекции ЭБ | Универсальная коллекция |
Дата поступления в ЭК | 01.03.2006 |
Дата поступления в ЭБ | 25.10.2016 |
Каталоги | Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время) |
Сведения об ответственности | [А. Е. Чирикова и др.; отв. ред. С. В. Шишкин]; Независимый ин-т соц. политики |
Выходные данные | Москва : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005 |
Физическое описание | 231, [1] с.; 21 см |
ISBN | ISBN 5-7598-0369-7 : 1000 |
Тема | Предпринимательство — Социальный аспект — Российская Федерация |
Социальная политика — Российская Федерация | |
Экономика — Российская Федерация — Благосостояние населения — Социальная политика | |
BBK-код | У9(2)0-94-18,0 |
Язык | Русский |
Места хранения | FB 1 06-6/41 |
FB 1 06-6/42 | |
Электронный адрес | Электронный ресурс |
- Corpus ID: 173117737
@inproceedings{2007, title={Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.) Независимый институт социальной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. 232 с. ISBN 5-7598-0369-7.}, author={Виктория Викторовна Яковлева}, year={2007} }
- Виктория Викторовна Яковлева
- Published 2007
No Paper Link Available