Бизнес инструменты в управлении образованием

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»

Направление:
38.04.04. Государственное и муниципальное управление

Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Формат изучения:
без онлайн-курса

Охват аудитории:
для своего кампуса

Прогр. обучения:
Управление образованием

Язык:
русский

Кредиты:
6

Контактные часы:
40

Программа дисциплины

Аннотация

Передовые управленческие технологии чаще всего начинают применяться в бизнес-среде. Идея учебной дисциплины связана с тем, чтобы изучить современные бизнес-подходы к управлению организацией, провести анализ применимости этих подходов к управлению образовательными организациями. Курс является практически применимым, так как позволит применять бизнес-подходы к управлению организацией к управлению в образовании, оценивать степень возможности применения бизнес-подходов к управлению образовательной организацией, выделять аспекты применения бизнес-подходов к управлению образовательной организацией.

Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Бизнес-инструменты в управлении образованием» являются овладение студентами основными подходами к управлению образовательными организациями в контексте применения современным бизнес-технологий.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть навыками использования управленческих бизнес-инструментов;

  • владеть навыками корректировки бизнес-подходов для использования в управлении образовательной организацией;

  • знать изучаемые теории бизнес-подходов к управлению организацией;

  • знать особенности использования бизнес-подходов к управлению организацией;

  • уметь определять аспекты применения бизнес-подходов к управлению образовательной организацией;

  • уметь оценивать степень возможности применения бизнес-подходов к управлению образовательной организацией;

  • уметь применять бизнес-подходы к управлению организацией к управлению образовательной организацией;

Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Управляемость организации

  • Управленческая команда в образовании.

  • Маркетинговые технологии в бизнесе и образовании.

Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий

    письменная работа №1

    Применение инструмента обследования состояния управленческой команды

  • неблокирующий

    письменная работа №2

    Разработка маркетинговой политики образовательной организации (О2)

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль

    0.5 * письменная работа №1 + 0.5 * письменная работа №2

Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Захарова И.В. — Маркетинг образовательных организаций — КноРус — 2018 — ISBN: 978-5-406-06390-3 — Текст электронный // ЭБС BOOKRU — URL: https://book.ru/book/929076

  • Стили менеджмента — эффективные и неэффективные: Учебное пособие / Адизес И.К., Гутман Т., — 5-е изд. — М.:Альпина Пабл., 2017. — 198 с.: 70×100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-5339-3 — Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924619

  • Общее
  • Программа
  • Учебный план
  • Наши преимущества
  • Отзывы
  • О лицензиате


Курс повышения квалификации



«Методики и инструменты бизнес-технологий в образовании»

Образец удостоверения


Начало обучения новой группы


24 марта (Набор групп каждый день)


Форма
обучения


Заочная. В процессе обучения применяются исключительно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.


Выдается


Удостоверение о повышении квалификации установленного образца

Трудоемкость программы

36 — 144 академических часов


РАСЧЁТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СКИДКИ

Базовая скидка для всех: 40%

Дополнительная скидка: 10% (только до 25 марта)

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
56.396 образовательным учреждениям.
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет «Инфоурок».

От 1 месяца
обучения

2350 руб.


СКИДКА -50%


1170 руб.

доступна оплата в рассрочку

?

Также Вы можете оформить
подписку за 249 руб. в месяц и получить доступ сразу
ко всем 1507 курсам.

Новинка!

Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе:
146
дней (минимальное время обучения:
14 дней)

Обращаем Ваше внимание, что в период действия подписки Вы одновременно можете проходить 3
курса (2 ПК и 1 ПП).

Автор курса

  • Шимина Татьяна Евгеньевна

    Шимина Татьяна Евгеньевна

    преподаватель психологии, CEO digital-агентства «Unicorn Consulting», куратор проектов, эксперт по игропрактикам, разработке продуктов и сервисов, коуч-практик


Предусмотрена возможность ускоренного обучения по индивидуальному графику.

Срок обучения по программе

  • 36 часов — от 2 недель
  • 72 часа — от 2 недель
  • 108 часов — от 3 недель
  • 144 часа — от 1 месяца

Выдаваемый документ

По окончании обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Образец удостоверения


Преимущества обучения в ООО «Инфоурок»

  • Невероятно низкая стоимость обучения при высоком качестве учебных
    программ

  • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации

  • Доступна оплата обучения в рассрочку
    (принимаем оплату картой Халва)

  • Итоговая аттестация в дистанционном режиме

  • Совмещение учёбы и работы, так как обучение проходит в дистанционном режиме

  • Пройти обучение возможно по индивидуальному ускоренному графику

  • Частые формирования новых учебных групп. Группы формируются
    каждый день

  • Возможность получения социального налогового вычета в размере 13%
    от уплаченной суммы обучения

  • 100-процентный возврат средств,
    если Вас не устроило качество обучения

Совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области знаний и навыков из сферы бизнес-технологий в организации учебной деятельности в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования, а также применения практикоориентированных методик и инструментов из сферы бизнес-технологий для формирования новых компетенций у учащихся

1) Определить актуальность вопроса применения методов и инструментов из сферы бизнес-технологий в образовании на основании текущих глобальных и экономических трендов, а также трендов в образовании;
2) Определить актуальные навыки и проиллюстрировать модель 6С;
3) Сформировать знания и навыки применения методик и практических инструментов для формирования новых компетенций;
4) Проиллюстрировать подходы к применению знаний и навыков из сферы бизнес-технологий в организации учебных мероприятий.

Администрация, методисты, руководители методических объединений, педагоги общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, среднего профессионального образования

Промежуточная аттестация в форме тестов, отчетов в форме презентаций, контрольных работ и проекта конспекта развивающей деятельности; итоговое тестирование

Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Информация о форме обучения в удостоверение не вносится.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
Знания:
— Основных понятий из сферы бизнес-технологий;
— Понимание трендов и агентов изменений, которые влияют на образовательный процесс;
— Теоретических и практических применений методик и инструментов из сферы бизнес-технологий.
Умения:
— Применять и адаптировать модель компетенций в образовательном процессе;
— Разрабатывать и внедрять учебные мероприятия для формирования будущих компетенций на базе изученных методик и инструментов.

По окончании курса слушатель получает печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца. Удостоверение высылается Почтой России.

Скидка 50%
только до 31 августа

Новая группа 24 марта
(набор групп каждый день)

2350 1170 руб.
(доступна оплата в рассрочку)

Текущие мировые тенденции в сфере экономики, цифровизации и инноваций диктуют образовательный тренд на необходимость формирования специальных знаний для приобретения навыков, которые будут универсальны не зависимо от выбранной специальности и будущей профессии учащихся. На разных уровнях звучит запрос на формирование компетенций будущего у учащихся с целью создания будущего кадрового резерва и реализации Национальных проектов Правительства РФ:
— Национальный проект «Образование»: выявление талантов среди учащихся и социальные лифты;
— Национальный проект «Культура»: развитие цифровой культуры;
— Национальный проект «Наука и университеты»: кадры;
— «Цифровая экономика»: цифровые кадры.
Также есть большие запросы со стороны крупных корпораций РФ и международных компаний. Подобная проблематика необходимости формирования компетенций будущего у подрастающего поколения озвучивается на крупных мероприятиях, таких как Всемирный экономический форм, конференции ВШЭ, конференции компании Яндекс и компании Сбербанк.
Сформулированная модель компетенций 6С прямо не озвучена, но может быть соотнесена с требованиями ФГОС.
Исходя из этих тенденций и знаний разработано содержание курса. Особенностью этой программы является то, что в ней в достаточном объеме раскрываются методики и инструменты по формированию новых компетенций, которые могут быть внедрены в учебный процесс или переданы учащимся для практического использования.

  • 36 часов

  • 72 часа

  • 108 часов

  • 144 часа

Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Теория Самостоятельная работа Практическая работа Кол-во часов контроля Тип контроля
Модуль 1. Теоретические аспекты бизнес-технологий и формирование модели новых компетенций 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 2. Методики и инструменты формирования компетенции кооперации и командности. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 3. Компетенции креативного мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 4. Компетенции критического мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 5. Компетенции построения коммуникаций. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 6. Компетенции самоактуализации и саморазвития. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Модуль 7. Компетенции способности обучаться и адаптироваться под изменения. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 5 1 1.5 1.5 1 Тест
Итоговая аттестация 1 1 Тест
Итого часов 36 7 14 14 8  
Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Теория Самостоятельная работа Практическая работа Кол-во часов контроля Тип контроля
Модуль 1. Теоретические аспекты бизнес-технологий и формирование модели новых компетенций 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 2. Методики и инструменты формирования компетенции кооперации и командности. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 3. Компетенции креативного мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 4. Компетенции критического мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 5. Компетенции построения коммуникаций. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 6. Компетенции самоактуализации и саморазвития. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 7. Компетенции способности обучаться и адаптироваться под изменения. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Итоговая аттестация 2 2 Тест
Итого часов 72 14 21 21 16  
Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Теория Самостоятельная работа Практическая работа Кол-во часов контроля Тип контроля
Модуль 1. Теоретические аспекты бизнес-технологий и формирование модели новых компетенций 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 2. Методики и инструменты формирования компетенции кооперации и командности. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 3. Компетенции креативного мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 4. Компетенции критического мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 5. Компетенции построения коммуникаций. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 6. Компетенции самоактуализации и саморазвития. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 7. Компетенции способности обучаться и адаптироваться под изменения. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 8. Средовое развитие комплексной безопасности образовательной организации 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 9. Управление средовым развитием образовательной организации 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 10. Цифровая образовательная среда 12 2 4 4 2 Тест
Итоговая аттестация 2 2 Тест
Итого часов 108 20 33 33 22  
Наименование разделов, модулей, тем Всего часов Теория Самостоятельная работа Практическая работа Кол-во часов контроля Тип контроля
Модуль 1. Теоретические аспекты бизнес-технологий и формирование модели новых компетенций 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 2. Методики и инструменты формирования компетенции кооперации и командности. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 3. Компетенции креативного мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 4. Компетенции критического мышления. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 5. Компетенции построения коммуникаций. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 6. Компетенции самоактуализации и саморазвития. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 7. Компетенции способности обучаться и адаптироваться под изменения. Методики и инструменты их формирования. Внедрение в образовательную деятельность 10 2 3 3 2 Тест
Модуль 8. Средовое развитие комплексной безопасности образовательной организации 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 9. Управление средовым развитием образовательной организации 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 10. Цифровая образовательная среда 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 11. Теоретические основы управления человеческими ресурсами 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 12. Формирование структуры управления как этап, определяющий состав и численность персонала организации 12 2 4 4 2 Тест
Модуль 13. Кадровый аудит как фактор контроля кадровых показателей 12 2 4 4 2 Тест
Итоговая аттестация 2 2 Тест
Итого часов 144 26 45 45 28  


РАСЧЁТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СКИДКИ

Базовая скидка для всех: 40%

Дополнительная скидка: 10% (только до 25 марта)

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
56.396 образовательным учреждениям.
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет «Инфоурок».

От 1 месяца
обучения

2350 руб.


СКИДКА -50%


1170 руб.

доступна оплата в рассрочку

?

Также Вы можете оформить
подписку за 249 руб. в месяц и получить доступ сразу
ко всем 1507 курсам.

Новинка!


Отзывы слушателей курсов

Дзюрич Елена Алексеевна
Учитель МОУ «СОШ» с. Агафоновка Питерского района Саратовской области

Общее впечатление от курсов очень хорошее. Познала много нового для
себя. При подготовке к итоговому экзамену пришлось изучить много литературы, за что
благодарна создателям и координаторам курсов. Порекомендовала своим коллегам. Также
рассказала о данных курсах на районном методическом объединении учителей математики
и физики. Выражаю огромную благодарность всем создателям курсов.

Платова Елена Александровна
Учитель химии МБОУ «СОШ №3»

Все учебные материалы изложены очень доступно. Рассмотрены многие
ситуации, которые возникают в реальности в процессе управления учебно-воспитательным
процессом. Очень удобно, что обучение проходит дистанционно и не надо никуда ездить.
Цены вполне доступные и полностью оправдывают качество. Мне очень понравилось.

Лысечко Ирина Анатольевна
Преподаватель ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж»

Большое спасибо создателям, руководителям и модераторам курсов.
Почерпнула в период обучения много необходимой информации. Задания курсов
разработаны с учётом профессиональной направленности и необходимости теоретических
знаний и практических навыков. В дальнейшей работе буду использовать материал,
полученный на курсах в качестве методических рекомендаций.

Снеткова Людмила Александровна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» г.Воскресенска

Я прошла курсы повышения квалификации, сначала мне было очень страшно,
я по 10-15 раз пересматривала уроки и даже написала письмо, чтобы данный курс
остался доступным для меня лично, но позднее я поняла, что могу посмотреть уроки в
интернете в любое время. Мало того во время последнего занятия у меня вышел из строя
ноутбук, я не успела пройти итоговый тест. Расстроилась, хоть вой. Но благодаря,
организаторам, всё закончилось хорошо. Огромное всем спасибо!

Заремба Ольга Геннадьевна
Учитель

С Вашим сайтом я давно работаю, в данный момент прохожу уже третью
переподготовку, имею личный кабинет, провожу в своей школе Ваши олимпиады. Огромное
вам спасибо за такое интересно обучение, это огромная помощь в нашей работе.

Ярилова Галина Яковлевна
Учитель биологии С(К)ОШИ

Пишу, чтоб сказать слова восхищения работой сайта! Вашей работой! Как
всё удобно! Доступно! Просто! Легко! Так комфортно пользоваться сайтом. Всё просто
волшебно! Вы первые! Единственные такие! Спасибо! Удачи! И так держать!

Зубкова Ирина Николаевна
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» г. Магнитогорска

Я никогда раньше не думала, что когда-нибудь смогу сама создавать
видеоуроки для своих учеников. Насколько это оказалось увлекательно! Но научилась я
этому только благодаря вашим курсам. Обучающие видеоролики помогли разобраться в
материале. Доступным языком рассказали о новых способах создания презентаций.
Коллегам своим я уже посоветовала записаться на курсы.

Шитова Ирина Леонидовна
Учитель географии МБОУ «СОШ №2»

Курсы всегда прохожу только дистанционно, удовлетворена полностью.
Во-первых, могу выбрать именно то, что мне нужно, то, что меня интересует, а не то,
что предлагает Институт развития образования. Во-вторых, не нужно никуда ездить —
всё без отрыва от производства, в своё свободное время, главное — укладываться в
установленные сроки. В — третьих, получаю удостоверения установленного образца. А
также новые идеи, новые знания, новые подходы и дополнительные ресурсы для
преподавателей.

Фурманова Валентина Ивановна
Учитель географии МБОУ Бехтеевская СОШ Корочанского района Белгородской области

Спасибо за организацию прохождения курсов. Я получила большую
методическую помощь в подготовке к урокам географии. Особенно хочется отметить
практическую направленность занятий, способствующая развитию творческого потенциала
учащихся. Впечатлениями о прохождении курсов я делилась с коллегами по работе.
Большое спасибо!

Герасимова Марина Валериевна
Учитель

Впечатления от курса самые положительные и это, конечно, заслуга
преподавателя. Подача материала наталкивает на самостоятельную работу и поиск своих
решений, развивает интерес и стремление к учёбе. Задания, предлагаемые в курсе,
интересны и требуют логического мышления. Можно понять, насколько тесно связана
информатика с другими науками.

Чекрякова Надежда Петровна
Учитель

Впечатления положительные. Люблю учиться, особенно дома. Модули
интересные, нужные не только для работы, но и для расширения собственного кругозора.
Спасибо за Ваше внимание и быстрые ответы на мои письма по различным вопросам.

Лебедева Светлана Александровна
Преподаватель математики ГБПОУ СО «Аткарский политехнический лицей»

Очень довольна пройденными курсами. Во-первых, получила документ с
присвоенной квалификацией (чего не смогла найти на других курсах), во-вторых, очень
понравилась тематика — конкретно по дисциплине. В-третьих, компактные сроки обучения
и возможность заниматься в любое время. Спасибо!

Оценка качества обучения на курсах
данные на основе опроса 1971 слушателя курсов

Остались довольны прохождением курсов в ООО «Инфоурок»

76,7% хотели бы
пройти еще один курс
23,3% возможно
пройдут

Считают, что курсы можно рекомендовать коллегам

Наши уникальные преимущества

  • Большой выбор курсов
  • Низкие цены
  • Быстрая и качественная техподдержка
  • Дистанционное обучение
  • Реальные знания, а не только документы

Лицензия

Лицензия № 5201

Лицензия № 5201 выдана 02 апреля 2018 г. Департаментом Cмоленской области по образованию и
науке бессрочно

Контакты службы поддержки
8 (800) 600-21-01
info@infourok.ru

Звонок бесплатный

Лицензия

Лицензия № 038767

выдана 26 сентября 2017 г. Департаментом образования города Москвы

Контакты службы поддержки
8 (800) 7777-300
info@kursy.org

Звонок бесплатный

Лицензия

Лицензия № 038767

выдана 17 марта 2016 г. Департаментом образования города
Москвы бессрочно

Контакты службы поддержки
8 (800) 600-21-01
info@infourok.ru

Звонок бесплатный


РАСЧЁТ ПЕРСОНАЛЬНОЙ СКИДКИ

Базовая скидка для всех: 40%

Дополнительная скидка: 10% (только до 25 марта)

К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того,
сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)

В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются
56.396 образовательным учреждениям.
Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в
свой
личный кабинет «Инфоурок».

От 1 месяца
обучения

2350 руб.


СКИДКА -50%


1170 руб.

доступна оплата в рассрочку

?

Также Вы можете оформить
подписку за 249 руб. в месяц и получить доступ сразу
ко всем 1507 курсам.

Новинка!

Управление образованием

Магистратура помогает увидеть современное образование как систему и освоить управление в этой области с учетом новейших практик и технологий.

Очно-заочная магистерская программа «Управление образованием» реализуется в рамках сетевого договора между Тюменским государственным университетом и Высшей школой экономики.

Программа рассчитана на руководителей государственных и частных образовательных организаций всех уровней, сотрудников органов исполнительной власти, педагогов, планирующих управлять образованием, предпринимателей в сфере образования.

Обучение строится в формате проектных мастерских: студент работает над проектами и исследованиями под наблюдением опытных наставников – ведущих российских ученых, экспертов и практиков. Через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии происходит погружение в проблематику современного частного и государственного образования.

Практика предполагает включение магистрантов в проекты и групповые исследования, проводимые Институтом образования НИУ ВШЭ, лабораториями и центрами ФГАОУ ВО ТюмГУ и организациями-партнерами.

Интервью
с руководителем

2 года 6 месяцев

срок обучения

20.06.2022 – 01.10.2022

срок приема заявок

Федина
Людмила Викторовна

Образование: филолог (1995), практический психолог (2001), арт-терапевт (2018), специалист в области психосинтеза (2021), переподготовка по направлению «Государственное и муниципальное управление» (2015).

Ученая степень, звание: кандидат педагогических наук, доцент.

Стаж научно-педагогической работы составляет 22 года.
Результатами исследовательской деятельности за период с 2019 года являются 10 научных статей, опубликованные в изданиях, индексируемых Scopus & WoS, соавторство в 3 коллективных монографиях, участие в реализации 4 научных грантов. В настоящий момент продолжается работа в проекте, поддержанном РФФИ «Человеческое измерение инклюзивной трансформации школы: субъективное благополучие в условиях гетерогенности».
Научные интересы: развитие личности в образовании, работа с командой в системе образования, инклюзивное образование.

Кобцева Анна Александровна

Академический руководитель программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ, координатор работы Центра лидерства в образовании с ГБОУ СОШ №2095 «Покровский квартал» и деятельности «Консорциума школ-лабораторий» Института образования НИУ ВШЭ

Теплякова Ольга Андреевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теоретических и публично-правовых дисциплин, доцент


Практики

  • Научно-исследовательская практика
  • Преддипломная практика
  • Проектная практика


Элективы (предполагают свободный выбор)

  • Коммуникация в управленческом дискурсе
  • Умная аналитика в управлении образованием
  • Авторские школы
  • Организационные практики и инструменты в работе лидера образовательной организации
  • Дизайн образовательных программ
  • Управление рисками в образовании


Дисциплины учебного плана

  • Теория и механизмы современного государственного управления системой общего образования
  • Экономика общественного сектора
  • Методы социально-педагогических исследований
  • Реформы образования в контексте педагогических теорий
  • Психологические теории в проектировании образовательных систем
  • Бизнес-инструменты в управлении образованием
  • Образовательное право и образовательная политика: глобальный и национальный контекст
  • Предпринимательство в образовании
  • Эффективная школа: управление проектами в образовании
  • Семинар наставника
  • Научно-исследовательский семинар

Прием осуществляется на основании конкурса портфолио.

Суммарная оценка портфолио (максимум 100 баллов), являющаяся основанием для рейтинга, складывается из баллов, накопленных по отдельным критериям оценки (наличие образования, опыта работы, профессиональных достижений, видеовизитка и описание управленческого проекта/идеи).

3 победителя в конкурсе портфолио обучаются бесплатно.

Программа вступительных испытаний (157.7 Кб)

Стоимость обучения: 200 тысяч рублей в год.

Действуют скидки и возможность оплаты частями. 

  • Очно-заочный формат позволяет совмещать обучение с работой: очные сессии дают возможность взглянуть на собственный опыт с профессиональной позиции управленца, заочный период – перенести, применить и оценить эффективность новых практик.

  • Программа открывает большие возможности для предпринимателей: в период обучения вы получаете экспертную оценку своего бизнес-проекта и применяете реальные практики для его продвижения.

  • Поступая на программу, управленец значительно расширяет сеть своих профессиональных контактов, становится частью профессионального сообщества, объединенного целями и ценностями, открывающего широкие возможности для коллаборации и новых проектов.

  • Выпускники программы смогут продолжить сотрудничество с Тюменским университетом и НИУ ВШЭ в качестве экспертов, партнеров, исследователей.

  • Практика в авторских школах и известных образовательных учреждениях Тюмени и Москвы, позволит слушателям получить доступ к лучшим образцам современного управления школой. На программе у обучающихся появится возможность поработать с экспертами.

  • Успешно завершившие курс магистратуры получают два диплома: ТюмГУ и НИУ ВШЭ.

  • НИУ Высшая школа экономики
  • Правительство Тюменской области
  • Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Департамент образования и науки Тюменской области
  • МАОУ ДО «Центр внешкольной работы „Дзержинец“»
  • АУСОН ТО и ДПО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья»
  • Ассоциация организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе»
  • Сеть детских садов и центр речевой направленности «KIDODO» и «Ступеньки», частная школа «Своя школа»
  • ГАУ ТО ДО «ДТиС» Пионер».
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Тюмени.
  • Тюменский молодежный социально-деловой центр
  • ГАУ ТО Областной центр профилактики и реабилитации
  • Областной геронтологический центр.
  • ГАОУ ТО ДПО «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»
  • Сообщество молодых педагогов Тюменской области «Учитель будущего — будущий учитель»
  • Тюменский научно-образовательный центр РАО

Институт психологии и педагогики

Создан приказом ректора ТюмГУ 05.06.2002 г. на базе Высшей педагогической школы. В структуре института 6 кафедр, 4 лаборатории, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Миссией Института является подготовка лидеров, способных работать в условиях неопределенности и разнообразия, развивать науки об образовании и человеке, содействовать развитию инклюзивной культуры и социальному прогрессу.

Институт образования (НИУ ВШЭ)

Институт входит в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» — российского лидера рейтинга QS по образованию. В структуре института 6 магистерских программ, аспирантская школа, 15 центров компетенций и лабораторий. Через исследования, через развитие междисциплинарного знания и подготовку современных ученых, действуя совместно с профессиональным сообществом, институт помогает сформировать новый взгляд на образование, который не ограничен педагогикой.

Подать заявку на консультацию с помощью
формы обратной связи можно здесь

Сначала новые технологии появляются на рынках с максимальной конкуренцией и максимальными инвестициями. Это западный рынок, причём не EdTech и HR Tech, а прежде всего FinTech и MarTech, потому что они крупнее и в них выгоднее стартовать. Простой пример: маркетплейсы онлайн-курсов от разных провайдеров появились только вслед за маркетплейсами товаров.

Потом, когда новая технология становится понятной и более доступной по цене, она проникает на рынок технологий для корпоративного обучения. Сначала — на Западе, и уже оттуда приходит на наш локальный российский рынок.

Не секрет, что есть факторы, которые иногда мешают быстрому проникновению технологий на наш рынок, будь то появление у нас западных продуктов или разработка собственных:

Политические особенности

Противостояние западного и нашего рынка, нежелательность использования западных продуктов в государственном секторе не позволяет иностранным провайдерам легко приходить на наш рынок.

Конъюнктурные особенности

Российский рынок меньше западного, тут небольшое количество потенциальных покупателей технологий (в основном это крупный бизнес, а таких компаний у нас не так много). Поэтому нашим российским стартапам тяжело привлечь достаточный объём инвестиций, чтобы создать хороший продукт. Ещё одна особенность: в тех компаниях, которые не имеют запрета на использование иностранного ПО, внедрению зачастую мешает языковой барьер — наши пользователи не любят англоязычный интерфейс.

Малая ёмкость рынка делает его непривлекательным для западных игроков, которые не имеют официальных представительств, официально не ведут продажи и не русифицируют продукт. Кроме того, эта же особенность рынка лишает местные стартапы привлекательности для зарубежных инвестфондов.

Законодательные особенности

Они связаны с политическими — у нас есть законодательство об импортозамещении и строгие требования к охране персональных данных.

Ментальные особенности

У корпоративных потребителей есть боязнь облачных систем, их считают опасными и поэтому зачастую предпочитают создавать собственные внутрикорпоративные разработки, чем приобретать внешний продукт.

Тем не менее некоторым провайдерам удаётся работать с этими факторами, и к нам на рынок всё-таки приходят новые решения, но с некоторой задержкой. Наши разработчики тоже находят инвестиции и преодолевают трудности. Поэтому массового внедрения технологий, которые перечислены ниже, стоит ожидать сначала на Западе и чуть позднее — у нас.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Это платформы, на которых любой пользователь может создавать собственные анимированные видео, элементы дизайна и полноценные онлайн-курсы. Соответственно, это удобный инструмент, с помощью которого внутренние эксперты компании, не будучи специалистами по обучению, могут разрабатывать свои образовательные продукты для коллег. Это удешевляет и ускоряет разработку обучающего контента, к тому же отлично вписывается в тренд создания обучающего контента на базе внутренних экспертных знаний.

Конструкторы курсов уже существуют — например, Articulate, Leenda, но первое время на них мало кто из EdTech-аналитиков обращал серьёзное внимание. Считалось, что это маленький нишевый рынок. Однако, когда компания Articulate Global, ведущий SaaS-поставщик инструментов онлайн-обучения и приложений для создания корпоративного обучения, привлекла финансирование на 1,5 млрд долларов, аналитики пересмотрели свои оценки. Оказалось, что за 2020 год рынок платформ пользовательского контента вырос больше, чем в два раза. На недавней конференции по HR Tech в Лас-Вегасе один из самых авторитетных в этой сфере аналитиков мира Джош Берсин выделил эту категорию продуктов как одну из самых перспективных.

В продвинутых российских компаниях сейчас задумываются, как масштабировать создание образовательного контента и оцифровывать наиболее ценные знания, которыми обладают сотрудники. Для этого нужен EdTech-продукт, который объединил бы в себе удобное накопление и тегирование экспертных знаний, создание образовательного контента, управление коммуникациями по его разработке и пересборку этого контента под разные задачи.

Когда ожидать массового продукта. У платформ пользовательского контента хорошие перспективы для развития в такой продукт. Появление на рынке массового решения — перспектива ближайшего года, максимум трёх, в том числе и в России. Мы уже сейчас видим эксперименты по созданию единых центров управления образовательным контентом, и это направление явно будет развиваться.

Это системы, которые позволяют организовать всестороннюю оценку компетенций и результативности сотрудников, проконтролировать, насколько эффективно они выполняют рабочие задачи после обучения. Иногда заодно и выстроить индивидуальный путь развития сотрудников — в частности, включить рекомендации внутренних вакансий, для которых важны полученные в результате обучения навыки.

С помощью таких систем можно связать обучение конкретным компетенциям с определёнными KPI и их оценкой. То есть можно запланировать, как должна вырасти производительность и эффективность труда сотрудника в результате его обучения, и затем посмотреть, достигнут этот результат или нет. Это позволяет считать отдачу от расходов на обучение в бизнес-метриках.

Когда ожидать массового продукта. Уже сейчас на рынке есть несколько успешных примеров (Lattice, Culture Amp), а в ближайшие два-три года, скорее всего, либо системы Performance Management станут частью систем дистанционного обучения, либо появятся самостоятельные продукты такого рода для массового применения. В том числе и в России.

Фото: Open FIlms / Shutterstock

Вообще, Voice of the Employee — инструмент не столько для обучения, сколько для управления персоналом в целом, но он может быть полезен в том числе для образовательных целей.

Это система обратной связи (регулярных точечных опросов), которая отслеживает уровень вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. Применение таких систем позволяет принять превентивные меры в случае риска увольнения сотрудников из-за их недовольства, а также учесть их пожелания и предложения. Наиболее популярный лидер в этом сегменте на Западе — Glint.

В сегменте обучения с помощью таких систем тоже можно измерять уровень удовлетворённости. Вовремя заметив недовольство обучением, можно, например, поменять провайдера образовательного контента или откорректировать собственный контент.

Когда ожидать массового продукта. В ближайшие год-три подобные сервисы точно начнут массово появляться на мировом рынке, либо крупный бизнес будет делать их для своих целей самостоятельно. На российском рынке стоит ожидать появления массовых продуктов в течение трёх-пяти лет, но отдельные примеры их внедрения в некоторых компаниях есть уже сейчас.

LXP — система, которая использует внешние источники контента вместе с рекомендательной моделью. То есть это может быть дополнительная надстройка к LMS (по сути — API), позволяющая агрегировать для пользователя образовательный контент из разных источников — из той же LMS и из внешних ресурсов.

Благодаря LXP сотрудник, находясь в корпоративной LMS, может одновременно взаимодействовать и с другими обучающими платформами — например, Skillbox — и на основе своей истории обучения получать рекомендации, какое ещё обучение ему стоило бы пройти.

Почему это важно? У каждого сотрудника, кроме корпоративного обучения, обычно есть курсы, которые он проходит где-то на других платформах по собственной инициативе. И если он может видеть всё, что ему нужно для обучения (сами курсы, тесты, вебинары и прочие образовательные ивенты, а также общие рекомендации по развитию его навыков) в одном современном интерфейсе, это удобно. Всё это в совокупности даёт человеку цельный приятный пользовательский опыт и больше вовлекает его в обучение, чем применение разрозненных платформ.

Для работодателя LXP тоже несёт пользу: не секрет, что практически каждая крупная компания, кроме основной системы дистанционного обучения, использует ещё и дополнительные для локальных внешних задач — например, чтобы проводить вебинары и тематические конференции как для сотрудников, так и для широкой внешней аудитории. В интересах компании сделать так, чтобы все обучающие мероприятия и образовательный контент были доступны сотрудникам в одном интерфейсе.

Подобные продукты уже появляются на Западе — Degreed, Valamis, Microsoft Viva. Однако в России создать такую универсальную LXP труднее, чем на Западе. Там корпорации в основном используют для обучения сотрудников универсальные LMS, к которым не так сложно разработать универсальное API, а у нас бизнес зачастую предпочитает делать собственные уникальные LMS, и создать единый продукт, который интегрировался бы со всем имеющимся сейчас разнообразием корпоративных LMS, очень трудно. Кроме того, на Западе существует множество библиотек контента, к которым легко подключиться. В России таких продуктов почти нет, а если есть, то по количеству контента они сильно уступают западным. К тому же создание рекомендательной модели — довольно сложный и дорогой процесс, и тут мы упираемся в отсутствие на рынке больших денег для развития такой технологии.

Когда ожидать массового продукта. Поскольку у корпоративных университетов есть запрос на такой продукт, в течение двух-четырёх лет он, скорее всего, появится. В России — в течение пяти-семи лет.

Фото: Studio Republic / Unsplash

Не спешите скептически улыбаться. Да, про технологии виртуальной и дополненной реальности для целей обучения говорят давно, но кейсов по их массовому применению — такому, чтобы это было экономически выгодно, легко и быстро, — мы пока так и не увидели. До сих пор это были сложные, долгие и дорогие в разработке продукты, к тому же для их использования нужна специальная гарнитура.

Однако сейчас стали появляться первые цифровые решения, которые позволяют относительно просто разрабатывать обучающий контент в дополненной реальности. Например, Strivr — инструмент для иммерсивного обучения. С его помощью легко превратить видео 360° в иммерсивный VR-курс, наложив цифровые метки. Не нужно большого бюджета и привлечения внешних подрядчиков, достаточно подписки на Strivr и камеры для съёмки.

Когда ожидать массового продукта. В течение четырёх-шести лет — на западном рынке, в течение шести-восьми лет — на российском. Бизнес в них заинтересован, потому что VR/AR-технологии очень хороши для:

  • отработки и закрепления механических навыков (при условии, что риски, сложность или стоимость классического обучения превосходят стоимость разработки VR-курса);
  • создания «вау-эффекта» в обучении.

Таксономия вообще — это учение о принципах и практике классификации. Соответственно, таксономия навыков — это классификация навыков.

Что тут имеется в виду? Последние несколько лет активно развиваются платформы массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Таких платформ становится всё больше, при этом в курсах одного профессионального направления, но от разных провайдеров может различаться содержание навыков, которые в итоге получает учащийся. Либо, наоборот, это могут быть одни и те же навыки, но названные в каждом курсе по-своему. Какой-то общей системы тегирования и унификации этих навыков сейчас нет. Особенно остро такая проблема стоит в курсах по digital-профессиям.

Если из всего многообразия провайдеров и курсов надо подобрать для сотрудников один наиболее подходящий курс по какой-то конкретной компетенции, сделать это быстро у T&D-менеджера не получится.

Аналогичная проблема возникает и во время оценки сотрудников при найме: нужен специалист с определёнными знаниями и навыками, при этом у каждого кандидата набор сертификатов различных курсов — как разобраться, кто получил именно те навыки и знания, которые требуются под задачи компании?

Технология таксономии навыков позволяет создать единые правила наименования и тегирования навыков для их унификации в сквозной системе управления персоналом — при найме, адаптации и обучении.

Это позволяет:

  • унифицировать образовательный контент от разных провайдеров;
  • автоматизировать поиск кандидатов с нужными навыками.

Одна из первых компаний, применивших подобное решение для дистанционного обучения, — EdCast. Она создала систему дистанционного обучения нового поколения — SkillsDNA. В системе есть своя большая классификация с умными алгоритмами, которые позволяют создавать модели компетенций и связывать с ними задачи по подбору, обучению и работой с внешним обучающим контентом.

Когда ожидать массового продукта. Появлению массового решения для таксономии навыков мешает сложность разработки единой классификации, а также необходимость внедрять эту технологию в LMS-, TMS- и LXP-системы от разных провайдеров обучения. Однако потребность в таком решении назревает, поэтому в течение ближайших семи-девяти лет разработчики, скорее всего, предложат такие варианты. Соответственно, в России это произойдёт не раньше чем через десять лет.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ясницкая Я.С.

1


1 Казанский (Приволжский) федеральный университет

В статье рассмотрены возможности применения ряда инструментов стратегического анализа и управления в практике деятельности образовательной организации для повышения эффективности принятия управленческих решений. В последнее время стратегическое управление стало неотъемлемой частью процесса управления практически в любой организации, однако спектр применяемых инструментов анализа остается достаточно узким. Образовательные организации широко используют в основном лишь SWOT-анализ и анализ внешнего окружения и на основе этого разрабатывают свои дорожные карты. Однако существуют довольно интересные инструменты стратегического анализа, ранее традиционно применяемые лишь в сфере бизнеса, которые могут быть использованы в образовательной организации для того, чтобы наглядно показать уникальность предлагаемого продукта и увидеть свои конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг. Особенно это актуально для организаций сферы высшего образования, вынужденных функционировать в жесткой конкурентной среде. В статье показано, как некоторые инструменты стратегического анализа могут быть применены для разработки моделей деятельности образовательной организации и как на основе этого определить ее конкурентные преимущества. Исследование осуществлено на примере одного из институтов Казанского федерального университета.

стратегический анализ

стратегическое управление

образовательная организация

бизнес-модель

анализ микроокружения

конкурентные преимущества

1. Рыжиков С.Н. Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации // Образовательная политика. 2016. № 4. С. 89–95.

2. Патрахина Т.Н. Swot-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 2. C. 151.

3. Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 3. С. 27.

4. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. М.: Альпина Паблишер, 2020, 288 с.

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2019. 454 с.

В настоящее время стратегическое управление прочно вошло в деятельность организаций практически любой формы собственности. Если изначально инструменты стратегического управления использовались преимущественно в сфере бизнеса, то сегодня нет ни одной государственной, муниципальной или негосударственной некоммерческой структуры, в которой в той или иной степени не присутствуют элементы стратегического анализа или стратегического планирования. Образовательные организации также уже давно включили в свою деятельность стратегическое управление, позволяющее им увидеть перспективы своего развития и на основе этого принимать эффективные управленческие решения. Однако если обратиться к практике стратегического управления высших учебных заведений, то зачастую стратегическое управление сводится к составлению дорожной карты, определяющей перспективные направления развития и ключевые показатели эффективности, выраженные, например, в повышении публикационной активности или доходов от внебюджетной деятельности. До сих пор наиболее часто встречающимися инструментами стратегического анализа являются SWOT-анализ и анализ внешнего окружения [1, 2]. Не уменьшая значимости перечисленных инструментов, необходимо отметить, что существуют другие инструменты стратегического анализа и управления, которые можно и нужно применять в образовательной организации. Особенно это актуально для сферы высшего профессионального образования, представляющей собой довольно жесткую конкурентную среду. На дефицит управленческих технологий как один из проблемных вопросов при разработке стратегии управления вузом, указывают, в частности, Г.М. Сундукова, Н.В. Бобылева, Л.Н. Деревягина в своей работе «Стратегическое управление вузом в условиях цифровой экономики» [3].

Цель исследования – показать возможности расширения спектра инструментов стратегического анализа, используемых в образовательных организациях, для повышения эффективности принятия управленческих решений.

Материалы и методы исследования

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, касающиеся вопросов стратегического управления организаций различных форм собственности.

Исследование возможностей и перспектив применения инструментов стратегического анализа было осуществлено на примере одного из институтов Казанского федерального университета, а именно Института управления, экономики и финансов. В рамках исследования были созданы модели деятельности Института как образовательной структуры на основе применения инструментов стратегического анализа, используемых преимущественно в сфере бизнеса.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым инструментом, представляющим, на наш взгляд, интерес в рамках стратегического управления, является построение бизнес-модели, позволяющей на входе проанализировать существующее положение организации. Так, Александр Остервальдер и Ив Пинье в своей работе «Построение бизнес-моделей» предлагают оригинальную концепцию анализа, которой пользуются крупнейшие компании мира [4]. Это концепция позволяет визуализировать основные факторы, влияющие на успех любой компании. Применив принципы этой концепции к анализируемому Институту, мы получили следующую модель (рис. 1), которую сознательно не называем бизнес-моделью, поскольку образовательная организация не является коммерческой и ее основная деятельность не направлена на получение прибыли.

Рассмотрим каждый элемент представленной модели.

Потребительские сегменты. К основным потребителям образовательной услуги Института можно отнести:

− абитуриентов – выпускников школ и средних профессиональных учреждений, которые поступают на программы бакалавриата;

− выпускников вузов, поступающих на программы магистратуры;

Ключевые партнеры

• Министерство науки и высшего образования РФ

• Работодатели

• Другие Институты КФУ

• Другие вузы ПФО, России, стран СНГ и зарубежных стран

Ключевые виды деятельности

• Оказание образовательных услуг

Ценностные предложения

• Полный цикл обучения бакалавриат – магистратура – аспирантура

• Широкий спектр программ и направлений подготовки

• Высокое качество образовательных услуг

Взаимоотношения с клиентами

• Карьерные консультанты

• Сообщества (студентов и выпускников)

• Индивидуальные траектории развития

Потребительские сегменты

• Абитуриенты (выпускники школ и ссузов)

• Обучающиеся

• Выпускники вузов (бакалавры)

• Родители

• Работодатели

Ключевые ресурсы

• Людские (ППС)

• Интеллектуальные (разработанные образовательные программы и УММ)

Каналы сбыта

• Интернет (сайт, социальные сети)

• День открытых дверей

• Образовательные выставки

Структура издержек

• Оплата труда ППС, АУП и УВП

• Оплата сопутствующих расходов (канцтовары, интернет, издательские расходы и т.д.)

Потоки поступления доходов

• Федеральный бюджет (бюджетные студенты)

• Плата за обучение контрактных студентов

• Гранты, хоздоговоры, целевое финансирование

Рис. 1. Модель деятельности Института (разработано автором)

− родителей, которые зачастую влияют на принятие решения о том, где учиться, и оплачивают обучение;

− работодателей, которые являются потребителями готового продукта – выпускников;

− обучающихся, которым необходимо предоставить качественную услугу и удержать их в Институте на все время обучения, не допустить их перехода в другие вузы.

Ценностное предложение. Основное ценностное предложение – это наличие всего полного цикла обучения «бакалавриат – магистратура – аспирантура», есть все необходимые лицензии и свидетельства об аккредитации программ. Также нужно обратить внимание на широкий спектр программ, как бакалавриата, так и магистратуры. Каждый желающий может найти себе программу по вкусу, от традиционного бухгалтерского учета до новой цифровой экономики. Высокое качество образования также составляет ценностное предложение услуги.

Каналы сбыта. С абитуриентами организуется работа посредством сети Интернет (есть сайт, официальная группа Вконтакте, Инстаграм). Есть практика онлайн-ответов на вопросы абитуриентов. Регулярно проводятся дни открытых дверей (не менее двух раз в год). Институт участвует в образовательных выставках, как в России, так и за рубежом (Китай, Узбекистан, Казахстан, например). Также есть практика выездов в школы и ссузы с презентацией программ обучения.

Взаимоотношения с клиентами. Во время дней открытых дверей и образовательных выставок работают карьерные консультанты, которые рассказывают об особенностях и перспективах разных образовательных программ. Студенческие сообщества и сообщества выпускников также способствуют привлечению абитуриентов. Несмотря на то, что в основном оказание образовательных услуг носит массовый характер, есть практика создания индивидуальных траекторий обучения в зависимости от конкретных потребностей студентов.

Потоки поступления доходов. Доходы поступают из федерального бюджета для оплаты обучения студентов-бюджетников, студенты-контрактники оплачивают свое обучение самостоятельно в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг. Институт и отдельные преподаватели и студенты участвуют в конкурсах, выигрывают гранты, реализуют хоздоговорную деятельность. Институт оказывает дополнительные образовательные услуги по повышению квалификации и переподготовки кадров.

Структура издержек. Основная статья расходов – оплата труда профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала, отчисления с ФОТ. Оплачиваются текущие расходы – содержание помещения, канцтовары, оргтехника и комплектующие и т.д.

Ключевые ресурсы. В Институте присутствуют все виды ресурсов – материальные, финансовые, людские, интеллектуальные. Ключевыми можно назвать людские ресурсы – профессорско-преподавательский состав с высоким уровнем квалификации (кандидаты и доктора наук) и интеллектуальные (разработаны уникальные образовательные программы, электронные образовательные ресурсы, учебно-методические материалы).

Ключевые виды деятельности. Основной вид деятельности – оказание образовательных услуг, как в рамках основных образовательных программ, так и по дополнительному образованию. Научная деятельность гармонично дополняет образовательную, являясь для студентов элементом обучения, а для преподавателей – основой для совершенствования учебных курсов.

Ключевые партнеры. Институт работает в рамках КФУ, другие институты могут являться партнерами в реализации совместных программ и проектов. Также есть партнерские отношения с другими вузами России и зарубежья, в том числе в рамках академической мобильности и программ двойных дипломов.

Есть компании-работодатели, с которыми налажены прочные партнерские связи. Они принимают студентов на практику, участвуют в итоговой аттестации, проводят конкурсы и совместные мероприятия.

Контролирующий орган и орган, определяющий политику КФУ в целом и Института в частности, – Министерство науки и высшего образования РФ.

Проведенный анализ позволяет увидеть стартовую позицию, которая может указать на перспективные направления развития. Кроме того, построение подобной модели позволяет наглядно представить уникальный продукт, который предлагает конкретная образовательная организация.

Стратегический анализ внешней среды организации предполагает, как правило, проведение следующих видов работ: анализ макроокружения организации, отраслевой конкурентный анализ, анализ оперативного окружения организации.

Анализ макроокружения организации чаще всего проводится в виде PEST-анализа, который показал свою эффективность при оценке внешней среды образовательного учреждения, при самооценке вуза и определении своего положения среди однопрофильных образовательных учреждений. Но кроме этого возможно применение и других инструментов. Например, важно проводить отраслевой анализ, который предполагает исследование какой-то специфической отрасли с точки зрения того, кто действует в этой сфере и каковы отличительные признаки этих организаций. Так, на рынке образовательных услуг в сфере экономики и управления, которые интересуют нас с точки зрения направленности Института, действуют различные вузы Республики Татарстан, как государственные, так и негосударственные. Факторы конкуренции – наличие бюджетных мест, стоимость платного образования, ассортимент предлагаемых образовательных услуг, качество оказания образовательной услуги. Практически по всем параметрам выигрывает КФУ, за исключением стоимости образовательной услуги, которая здесь выше, чем у конкурентов. Однако КФУ позиционирует себя с точки зрения того, что «качественное образование не может стоить дешево», что постоянно транслируется через различные источники. Кроме того, можно отметить, что в последнее время казанские выпускники школ все чаще выбирают между Казанским (Приволжским) федеральным университетом и столичными вузами, и если рассматривать вузы Москвы и Санкт-Петербурга в качестве конкурентов, то стоимость обучения в КФУ значительно ниже.

В настоящее время наблюдается приток абитуриентов из других субъектов ПФО и России в целом, из стран ближнего зарубежья. Казань считается стабильным регионом с развитой инфраструктурой, в том числе и образовательной, что делает обучение в вузах Казани привлекательным. Еще один дополнительный фактор, который учитывают многие студенты из стран ближнего зарубежья и других регионов России, это тот факт, что Татарстан – мусульманский регион, что делает его привлекательным для Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и для татар, проживающих в других субъектах.

Следующий инструмент, который можно и нужно применять, – это анализ оперативного окружения Института, или микроокружения, он направлен на изучение покупателей, поставщиков, конкурентов, посредников, рынок рабочей силы и др.

В соответствии с теорией М. Портера, состояние конкуренции в отрасли зависит от следующих конкурентных сил [5]:

1. Соперничество существующих в отрасли фирм (отраслевых конкурентов).

2. Угроза появления в отрасли новых конкурентов.

3. Рыночная власть покупателей.

4. Рыночная власть поставщиков.

5. Угроза появления товаров-заменителей (субститутов).

Проведем анализ конкурентных сил, действующих на Институт управления, экономики и финансов, согласно этому подходу.

Схематично действие этих сил представлено на рис. 2.

Отраслевыми конкурентами Института являются вузы, осуществляющие подготовку по экономическим направлениям. Их можно разделить на три группы. Первую группу составят вузы Татарстана, которые в основном сконцентрированы в Казани. Во вторую группу входят вузы Приволжского федерального округа, поскольку Университет имеет статус федерального и привлекает абитуриентов со всего ПФО. Есть обучающиеся из Республик Марий Эл, Башкортостана, Чувашии, Нижегородской, Ульяновской, Самарской, Саратовской областей и т.д. Третья группа отраслевых конкурентов – вузы других регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. С одной стороны, в Университет приезжают студенты из многих других регионов – от Владивостока до Ханты-Мансийска. С другой стороны, наблюдается отток абитуриентов из Казани в вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

Угроза появления в отрасли новых конкурентов. Эта угроза связана в первую очередь с развитием дистанционных форм обучения. Многие вузы предлагают дистанционный формат получения образования, что, с одной стороны, является очень привлекательным. Оставаясь проживать в своем городе, можно получить высшее образование по привлекательной цене и к тому же московского или петербургского вуза. Преимущества для студента очевидны, однако, на наш взгляд, при таком формате может страдать качество образования, особенно на направлениях подготовки бакалавров. Для получения квалификации магистра этот вариант считается особенно приемлемым, и это, конечно, может повлиять на снижение спроса на очные образовательные услуги.

Рыночная власть покупателей. Основными покупателями образовательных услуг являются абитуриенты и обучающиеся. Задача любого вуза – привлечь абитуриентов, то есть «продать» свои образовательные услуги и удержать студентов, чтобы в процессе обучения они не перешли в другой вуз или на другое направление подготовки. Рыночная власть покупателей велика, поскольку от количества студентов напрямую зависит нагрузка преподавателей, зарплата, доходы Института и Университета, возможность обновлять материально-техническую базу и развиваться в разных направлениях.

Yasnitskaya.pdf

Рис. 2. Силы, определяющие отраслевую конкуренцию (разработано автором)

Проведем анализ потребителей и для начала составим портрет потребителя образовательных услуг. Абитуриентами, которые приходят в Институт и становятся студентами первого курса бакалавриата или специалитета, являются молодые люди в возрасте 18–19 лет, окончившие школу или среднее профессиональное учреждение, проживающие преимущественно на территории РФ (примерное распределение: Республика Татарстан – 50 %, другие регионы России – 30 %, иностранные граждане – 20 %) со средним уровнем дохода.

К потребителям «готовой продукции» можно также отнести рынок труда. Спрос на выпускников той или иной профессии определяет спрос на образовательные программы. В последнее время много говорят об изменении рынка труда, отмирании ряда традиционных ранее профессий, появления новых, в связи с чем образовательная организация вынуждена менять структуру образовательных программ, работать на перспективу.

Рыночная власть поставщиков. Поставщиком для вуза является рынок труда, поставляющий кадры для работы – преподавателей, административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный персонал, сотрудников инженерно-технических служб и т.д. Также поставщиками являются фирмы и организации, обеспечивающие непрерывное функционирование образовательного учреждения. К ним можно отнести фирмы, поставляющие оргтехнику, оборудование, расходные материалы, мебель и другие необходимые товары. Инфраструктурное обеспечение требует наличия и бесперебойной работы пунктов питания, медицинских центров, общежития, соответственно, нужны поставки продуктов питания, медикаментов и т.п.

Угроза появления товаров-заменителей. Субститутом для образовательной услуги вуза является получение среднего профессионального образования в колледже, училище, техникуме. Получение среднего профессионального образования позволяет выпускникам после окончания колледжа или техникума приступить к профессиональной деятельности. Также субститутами являются программы повышения квалификации и программы переподготовки, которые позволяют получить диплом или сертификат в короткие сроки. Лица, имеющие высшее образование, выбирают такие формы дополнительной подготовки вместо программ магистратуры или второго высшего образования.

Основные конкурентные преимущества Института

Категория

Содержание

Ассортимент образовательных услуг

Предлагается полный цикл образовательной услуги – бакалавриат – магистратура – аспирантура.

Более 35 программ бакалавриата, более 20 программ магистратуры, 4 программы аспирантуры.

Дополнительное образование

Организация образовательного процесса

Очная и очно-заочная форма, образовательные программы с применением дистанционных технологий.

Наличие управленческой структуры, позволяющей более эффективно организовывать образовательный процесс – Центр бакалавриата, Центр магистратуры, Центр дистанционного образования, Центр сопровождения учебного процесса

Персонал

Высококвалифицированный профессорско-педагогический состав, высокая доля кандидатов и докторов наук, регулярное повышение квалификации

Финансы

Институт является одним из бюджетообразующих в КФУ

Маркетинг

Бренд Института известен в Татарстане и в ПФО. Проходят регулярные мероприятия, привлекающие большое количество участников, деятельность Института освещается в СМИ, социальных сетях

Менеджмент

Опытная взаимодополняющая управленческая команда. Клиентоориентированный стиль работы. Способность управленцев быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия

Из пяти конкурентных сил наибольшее влияние на деятельность Института оказывают рыночная власть покупателей и отраслевые конкуренты. На основе проведенного анализа можно сформулировать конкурентные преимущества Института, которые позволяют Институту выделиться из общего ряда конкурентов (таблица).

Как видно из таблицы, ассортимент образовательных услуг, организация образовательного процесса и маркетинг являются стратегическими силами, то есть конкурентными преимуществами, которые позволяют Институту выделиться из общего ряда конкурентов. Персонал, финансы и менеджмент – это факторы стратегических необходимостей: сами по себе они не дают Институту заметных конкурентных преимуществ, но их отсутствие может ослабить позицию Института.

Заключение

Проведенный анализ показал, что многие инструменты стратегического анализа и управления, которые традиционно считаются инструментами для бизнес-среды, очень хорошо работают и в организациях других форм собственности и другой направленности. Они позволяют перенести фокус анализа на новый уровень и благоприятно сказываются на повышении качества принятия управленческих решений.

Любая образовательная организация существует в настоящее время в условиях конкурентной борьбы, успех в которой определяется в первую очередь грамотной управленческой политикой. Стратегическое управление позволяет на основе анализа существующего положения организации определить цели и задачи на перспективу и разработать план по достижению намеченных результатов. И эта деятельность становится более эффективной в процессе расширения спектра используемых стратегических инструментов.


Библиографическая ссылка

Ясницкая Я.С. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 2.
– С. 73-78;

URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=43205 (дата обращения: 24.03.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бизнес парк на цветочной 18 официальный сайт
  • Голые звезды российского шоу бизнеса мужчины
  • Втулка переднего стабилизатора газель бизнес
  • Госуслуги реестр аккредитованных ит компаний
  • Бизнес план по выращиванию пекинской капусты