Прогуливаясь по Невскому проспекту, невозможно не заметить большой розовый Дворец князей Белосельских-Белозерских, украшающий набережную Фонтанки и главную улицу Санкт-Петербурга. Он был построен в 1848 году и стал ярким образцом «русского барокко» — модного стиля в те времена. Современники часто сравнивали сооружение с произведениями легендарного зодчего Б. Ф. Растрелли, отмечая особенное сходство со Строгановским дворцом.
Дворец на панораме Санкт-Петербурга:
Архитектор Дворца — А. И. Штакеншнейдер — также известный мастер, построивший для царской семьи и дворян несколько резиденций и павильонов в Северной столице и Петергофе. Андрей Иванович разработал не только внешний облик и план здания, но и лично трудился над его интерьерами.
Посетить Дворец князей Белосельских-Белозерских может любой желающий. Для этого даже необязательно записываться на экскурсию, ведь в бывшей резиденции сегодня работает культурный центр, который регулярно организует театральные, музыкальные, танцевальные и другие мероприятия.
Афиша Дворца Белосельских-Белозерских на Март 2023
На сайте Санкт-Петербургского культурного центра «Дворец Белосельских-Белозерских» вы найдете подробную афишу спектаклей, концертов и расписание экскурсий на ближайшие месяцы.
Репертуар включает театральные постановки для детей и взрослых. На сцене Концертного зала часто ставят спектакли по произведениям классиков от театра «Пушкинская школа». Среди них — «Ревизор», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Гамлет», «Укрощение строптивой».
Купить билеты
Билеты на спектакли и концерты можно приобрести в театральных кассах города или через интернет. Культурный центр сотрудничает с двумя популярными операторами — Кассир.ру и Билетер.ру.
Касса работает со вторника по субботу с 11:00 до 19:00, в воскресенье до 17:00 с перерывом с 14:30 до 14:30. Телефон: +7 (812) 315-52-36.
Купить онлайн-билеты без комиссии получится, если зайти на официальный сайт Дворца Белосельских-Белозерских и, выбрав мероприятие в разделе «Афиша», оформить покупку билета. Если покупать напрямую через сайты операторов, то комиссия составит от 10%.
Также на официальном сайте имеется форма для бронирования билетов во Дворец Белосельских-Белозерских. После создания заявки билеты нужно выкупить за день до мероприятия.
Залы Дворца Белосельских-Белозерских
Залы особняка привлекают любителей старинной архитектуры и исторических интерьеров. К счастью, после революции и национализации комнаты сохранились практически в первозданном виде. Конечно, в некоторых помещениях поменяли цвет стен, а роскошная отделка с годами потускнела, но в ходе последней реконструкции, проводимой в 2015 году, эти недочеты исправили. Залам Дворца Белосельских-Белозерских вернули былое великолепие: провели реставрацию живописных панно, восстановили оригинальное цветовое решение, задуманное Штакеншнейдером, и подлинные интерьеры.
Гости могут посетить Дубовый зал (бывшая библиотека), Картинную галерею (фойе), Парадную столовую, Бежевую гостиную, Зеркальный (Концертный зал), Золотую (Малиновую) гостиную и Парадную лестницу.
Панорама парадной лестницы:
Зеркальный или Концертный зал имеет прекрасную акустику и изначально задумывался как площадка для балов, театральных выступлений и концертов. Сегодня он по-прежнему выполняет эту функцию.
Экскурсии
Экскурсии по Дворцу Белосельских-Белозерских проводятся для лиц от 12 лет и только в составе группы с сопровождением гида. Программа рассчитана на 1 час, в маршрут входит посещение Зеркального и Дубового залов, Картинной галереи, Парадной столовой, Золотой (Малиновой) и Бежевой гостиных, осмотр Парадной лестницы.
Стоимость экскурсии:
- взрослые (граждане РФ) — 350 руб.;
- школьники, льготные группы — 350 руб.
Все вопросы уточняйте по телефону экскурсионного отдела: +7 (812) 315-52-36. Кроме того, информация об экскурсиях Дворца Белосельских-Белозерских публикуется на официальном сайте.
История
История Дворца Белосельских-Белозерских началась в 1797 году, когда княгиня А. Г. Белосельская купила дом с видом на Невский проспект и Фонтанку. Старое строение снесли и построили на этом месте дворец в три этажа. До 1847-го это здание имело классический облик, но затем хозяин дома — князь Э. А. Белосельский-Белозерский — решил его перестроить и обратился к востребованному мастеру — А. И. Штакеншнейдеру. Всего за год архитектор полностью преобразил внешний и внутренний облик дворца, превратив его в один из лучших в городе.
После обновления Дворец Белосельских-Белозерских стал местом, где собирались сливки светского общества Петербурга. Этому способствовала и близость к Аничкову дворцу.
В начале 1880-х здание перешло в государственную казну. Последний частный владелец А. В. Кочубей рассчитался им за долги. Новым хозяином стал младший брат Александра III — великий князь Сергей Александрович, в связи с чем Дворец Белосельских-Белозерских переименовали в «Сергиевский».
После смерти князя имуществом распоряжалась его жена Елисавета Федоровна, передавшая имение племяннику Дмитрию. Когда Дмитрия Павловича сослали в Персию за участие в покушении на Григория Распутина, Сергиевский дворец несколько лет пустовал, а в годы Первой мировой войны в нем разместили военный госпиталь.
С 1917 года Дворец Белосельских-Белозерских превратился в площадку для заседания районного комитета партии, а в начале 1990-х его передали Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга. В настоящее время в особняке, кроме культурного центра, работают еще несколько организаций: Музей становления демократии в современной России имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и др.
Как добраться
Величественный Дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте, 41. Добраться до него легко — от станции метро «Маяковская» (зеленая линия/М3) нужно пройти примерно 500 метров в сторону Аничкова моста.
Общественный транспорт довезет еще ближе. Остановка «Литейный проспект» располагается в 70 метрах от главного входа (возле поворота на улицу Рубинштейна). Тут ходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Припарковать машину можно вдоль Набережной реки Фонтанки или на улице Рубинштейна, однако в вечернее время свободные места бывают крайне редко.
Собираясь на концерт или вечерний спектакль, воспользуйтесь услугами такси от проверенных компаний — Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.
Дворец Белосельских-Белозерских: видео
Отзывы с FOURSQUARE
Ed
январь 2019
Невского проспекта. Лучшие фото на фоне река Фонтанка. Аничков мост. Дворец Белосельских Белозерских.
Alex
ноябрь 2018
Экскурсия вполне себе интересная. Интерьеры в отличном состоянии. Экскурсию лучше бронировать заранее, билеты кончаются быстро.
Смотреть отзывы на
Куда сходить и что посмотреть в Санкт-Петербурге
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
- Описание
-
Дворец Белосельских-Белозерских является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество разноплановых
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Санкт-Петербурге.Это учреждение культуры, в стенах которого
ведется работа с молодежью,
рождаются и развиваются творческие
коллективы, организуются события городского масштаба.Еще это
одно из мест, созданных для того, чтобы
сохранять уровень музыкальной культуры города. Для посетителей
это шанс приобщиться к миру
академической музыки во всем ее богатстве.Более подробную информацию вы можете
получить по телефону 78123155236
или
найти на сайте beloselskiy-palace.ru.Дворец Белосельских-Белозерских
находится по адресу:
р-н Центральный,
Невский проспект, 41, возле станции метро Достоевская.График работы: Пн-вс: 11:00 — 19:00; обед с 14:30 до 15:00.
до м. Достоевская — 0.5 км
На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться
- Время работы
-
Пн-вс: 11:00—19:00
обед с 14:30 до 15:00
- Компания в сети
- Сертификаты и документы
-
-
Часто задаваемые вопросы
о Дворец Белосельских-Белозерских
-
📍 По какому адресу располагается Дворец Белосельских-Белозерских?
Адрес организации: Россия, Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.
-
☎️ Доступен ли номер телефона Дворец Белосельских-Белозерских?
Номер
для принятия ваших звонков: +7 (812) 315-52-36.
-
🕖 По какому графику работает
данное заведение?
Двери организации открыты
в следующем режиме: Пн-вс: 11:00 — 19:00; обед с 14:30 до 15:00.
-
⭐ Как посетители этого места
оценивают его уровень сервиса?
В среднем компания оценивается клиентами на 5.
Вы можете посетить раздел
с отзывами о Дворец Белосельских-Белозерских
,
чтобы оставить свои впечатления!
-
📷 Сколько фото и изображений в анкете Дворец Белосельских-Белозерских на Zoon.ru?
В анкете Дворец Белосельских-Белозерских 51 фотография, среди них фото
официальных документов.
-
✔️ Насколько достоверна информация на этой странице?
Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
точную и свежую информацию о заведениях.
Если вы видите неточность и/или являетесь
владельцем этого заведения,
то можете воспользоваться формой обратной связи.
Дворец Белосельских-Белозерских уступает в популярности и масштабности Эрмитажу или Исаакиевскому собору. Однако аристократический особняк XIX века был предметом восхищения современников и центром светской жизни дореволюционного города.
Дворец и сегодня заслуживает внимания не только с архитектурной точки зрения – помимо экскурсий по прекрасно сохранившимся залам гостей ждут концертно-зрелищные мероприятия.
Где находится
Дворец Белосельских-Белозерских располагается в Центральном районе Санкт-Петербурга, в месте, где Невский проспект пересекает набережную реки Фонтанки. Адрес дворца – Невский проспект, 41/Набережная реки Фонтанки, 42. Перейдя реку по Аничкову мосту, можно увидеть еще одну знаменитую достопримечательность – Аничков дворец (Невский пр-т, 39).
История
В начале XVIII века участки вдоль набережной Фонтанки активно передавались представителям приближенных ко двору знатных фамилий.
Тогда первым владельцем участка, где сегодня располагается дворец Белосельских, стал сенатор, князь Алексей Иванович Шаховской – земля была пожалована ему Анной Иоанновной. В период правления Екатерины II участок принадлежал сенатору Мятлеву, а затем – сенатору И.А. Нарышкину. Последний выстроил там небольшой дом.
В 1797 г. дом с участком у Нарышкина приобрела княгиня Анна Белосельская-Белозерская, точнее – дом был приобретен ее мужем Александром Михайловичем на приданое Анны Григорьевны.
В 1799 г. Белосельские-Белозерские снесли дом Нарышкина и построили здесь 3-этажный особняк в духе классицизма (по проекту Ф.И. Демерцова) с титульным фасадом, выходящим на Невский проспект. К 1840-м годам границы престижного петербургского центра изменились, и скромный княжеский особняк оказался практически в центре города.
Тогда сын Анны Григорьевны, Эспер Белосельский-Белозерский решил, что скоромное здание не соответствует социальном статусу семьи и в 1840 году поручил архитектору Штакеншнейдеру разработать проект нового масштабного дворца.
А в 1846–1848 гг. замысел Штакеншнейдера был претворен в жизнь – были перестроены оба фасада (на проспект и набережную), а также добавлены два флигеля во дворе. Все интерьеры были полностью переделаны в соответствии с новым стилевым решением здания.
Для выполнения внешней и внутренней отделки был привлечен датчанин Йенсен – он создал модели скульптур атлантов и кариатид (статуй женщин), выполнявшие роль поддерживающих колонн.
Князь Эспер умер от тифа в 1846 году, когда дом был на стадии фундамента, всеми последующими работами занималась его жена. Сама она стала женой князя Кочубея и переехала к мужу, дворец же продолжала использовать для балов и светских приемов.
Затем хозяевами дворца становились:
- Константин Белосельский-Белозерский – сын князя Эспера Белоселького-Белозерского. Константин Эсперович поселился во дворце с женой в 1865 г. Это было время расцвета дворца – он считался самым светским местом города, а балы по размаху немного уступали императорским в Зимнем дворце. На приемах нередко появлялся Александр III и его супруга, на музыкальных вечерах выступали П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Ф. Лист. Однако позже финансовое положение семьи Кочубей резко ухудшилось, и приемный отец князя Константина был вынужден расплатиться дворцом с государственной казной;
- великий князь Сергей Александрович – в 1884 г. младший брат императора Александра III получил дворец в качестве подарка на свадьбу с Елисаветой Федоровной (до крещения принцессой Гессен-Дармштадтской). Тогда дворец обзавелся вторым названием «Сергиевский». В 1894 году здесь жила младшая сестра Елисаветы Федоровны – Алиса Гессен-Дармштадтская – будущая императрица, супруга Николая II. В 1905 году Сергей Александрович погиб в результате теракта эсера И. Каляева;
- княгиня Елисавета Федоровна – после убийства великого князя в 1905 году. Однако она практически сразу покинула дворец, став игуменьей Марфо-Мариинской обители в Москве;
- племянник великого князя Дмитрий Павлович – любимец императорской фамилии получил дворец от тети в 1911 года. После убийства Распутина в 1916 году (в котором Дмитрий Павлович участвовал) князь некоторое время находился во дворце под арестом, а затем был выслан из страны. Существует информация (не подтвержденная документами), что, пребывая в ссылке, Дмитрий Павлович продал дворец крупному промышленному монополисту Ивану Стахееву.
Начиная с 1916 года, во Дворце размещались:
- Англо-русский госпиталь, открытый обществом Красного Креста Британии под покровительством Императрицы. Во время Первой мировой войны (с 1916 по 1918 г.) через госпиталь прошли около 6 тыс. русских военных;
- Районный Комитет Комсомола и Коммунистической партии – с 1920 года. При этом национализация дворца произошла раньше – в 1917 году, тогда же была утрачена часть интерьеров, а княжеская коллекция картин была передана в Эрмитаж. Помимо райкомов, помещения во дворце сдавались различным организациям – здесь размещались Автопарк, Трест отделочных работ, бюро противопожарной автоматики. Во время блокады здание сильно пострадало, после войны здесь велись реставрация, в частности в 1949–1954 годах активно велись наружные восстановительные работы. Интерьеры реставрировались вплоть до 1988 г., причем до 1980 г. работами руководила И.Н. Бенуа – одна из корифеев петербургской школы реставраторов;
- государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр» – с 1992 года, после распада СССР в 1991 г. Во дворце впервые организуется экскурсионная деятельность, в помещениях размещается Комитет по туризму и Городской туристско-информационный центр. Во дворце вновь начинает выступать симфонический оркестр. В 2001–2002 гг. была осуществлена реставрация дворцовых фасадов;
- Исторический музей восковых фигур – с 1995 по 2004 г.;
- Управление делами президента – с 2003 года. Этот период ознаменовался повышенным вниманием к сохранности объекта – к 2015 году был завершен цикл масштабных восстановительных работ. В 2012 г. во дворце вспыхнул пожар, однако обстановка и экспонаты повреждены не были. В помещении дворца также разместились Государственный симфонический оркестр Петербурга, городской филиал ЗАО «Первый канал», музей демократии им. Собчака.
Дворец сегодня – это роскошные интерьеры и богатая культурно-общественная жизнь: концерты, спектакли, конференции.
Как добраться
Самый простой способ – воспользоваться петербургским метро. Потребуется 5 мин., чтобы от станции «Гостиный двор» прогуляться вдоль Невского пр-та, мимо площади Островского и Аничкова дворца. Затем останется лишь перейти через Аничков мост к дворцу Белосельских-Белозерских.
От следующей станции «Маяковская» путь вдоль Невского пр-та займет столько же времени – разница лишь в том, что нужно двигаться не вперед, а возвращаться назад. От станции «Владимирская» придется пройти чуть дольше – сначала по ул. Большой Московской, затем вдоль Владимирского пр-та и далее – по Невскому пр-ту. Путь от станции «Достоевская» лежит по Владимирскому и Невскому проспекту.
Ближайшие остановки общественного транспорта – «Литейный проспект» и «Дом творчества юных», добраться до них можно:
- автобусом №3, 7, 22, 24, 27;
- троллейбусом №1, 5, 7, 10, 11, 22.
Архитектура здания
Дворец Белосельских-Белозерских в своем первом варианте был построен в 1800 г., однако свой теперешний облик он приобрел лишь 50 годами позже.
Архитектор дворца Андрей Иванович Штакеншнейдер, профессор Академии Художеств к 1846 г. уже мог называть себя «одним из придворных архитекторов», являясь автором ряда зданий, спроектированных для представителей императорской фамилии, среди его знаменитых работ:
- пригородная резиденция Лейхтенбергских;
- Мариинский дворец;
- Фермерский дворец.
Штакеншнейдер любил и умел работать в эклектичной манере, мастерски сочетая несколько разных архитектурных стилей.
Существует мнение, что прототипом дворца был Строгановский дворец архитектора Ф.Б. Растрелли – образец русского барокко XVIII века. Именно это «растреллиевское» барокко в те времена прочно ассоциировалось с дворцами. В то же время дворец Белосельских-Белозерских – это первая в Петербурге стилизация под барокко, так называемое нео-барокко XIX века или «второе барокко».
В его облике можно заметить типичные черты барокко:
- арочные окна второго этажа с фигурным лепным обрамлением;
- скульптуры атлантов, держащие на своих руках колонны и балконы с ажурными коваными решетками. Фасад здания украшают 16 атлантов, из них 6 смотрят на Фонтанку, 8 – на Невский пр-т, а 2 (на углу здания) – на Аничков мост;
- необычное с точки зрения ритма расположение трехчетвертных (выступающих из плоскости стены на ¾ диаметра) колонн коринфского ордера;
- циркульные фронтоны – части фасада, ограниченные скатами крыши по бокам и карнизом снизу, имеют форму не полукруга, а дуги большего радиуса;
- рустованный первый ярус – создание при помощи облицовки иллюзии разбивки стен на горизонтальные полосы;
- декоративное двухцветное цветовое решение фасадов – розовая основа оттеняет белоснежный декор.
Однако дворцу не свойственна типичная для итальянского барокко живописность, его линии, скорее, графичны, а детали более дробны (что является чертой стиля эклектики).
Среди основных отличий дворца от классического «строгановского» барокко:
- сложный план внутренних помещений и внутренних дворов – дворец Белосельских с архитектурной точки зрения напоминает доходный дом, комнаты которого сгруппированы вокруг коридоров. Для удобства сообщения архитектор предусмотрел замысловатую систему добавочных лестниц;
- фасады, выходящие во внутренний двор, лишены каких-либо украшений – это скромная отделка стен и деревянные наличники (у Строгановского дворца парадная отделка присутствует везде). Сами дворы – «чистый» и «черный» – сравнительно невелики;
- различие в этажности – со стороны внутреннего двора у здания 3 этажа, а со стороны Невского пр-та – только 2.
После возведения дворца современники утверждали, что архитектор совершил «художественный подвиг», и характеризовали Штакеншнейдера как продолжателя традиций Растрелли.
В середине XIX века, после постройки дворца Белосельских-Белозерских нео-барокко становится модным стилем в Петербурге. Заказчики требуют от архитекторов атлантов и колонн, не скупясь на расходы, однако после дворца зданий аналогичного масштаба в городе на Неве так и не появилось.
Интерьеры и внутреннее убранство
Дворец Белосельских-Белозерских называли одним из великолепнейших частных домов Петербурга – с точки зрения красоты архитектуры и интерьеров. По богатству внутренней отделки здание могло составить конкуренцию некоторым императорским дворцам.
Преимущество дворца на фоне многих тогдашних построек – единство стилевого решения архитектуры и интерьеров. Во внутреннем убранстве господствует барокко и рококо – элементы последнего стиля особенно заметны в оформлении парадных комнат, лестницы и концертного (Зеркального) зала.
Лишь войдя во дворец, гости могут увидеть красивейшую парадную лестницу, украшенную ажурными коваными перилами с вензелями первых владельцев дома и канделябрами.
Также в декоре здания использованы:
- разнообразные виды лепнины – стенной и потолочной;
- встроенные скульптуры-кариатиды – фигуры женщин, «поддерживающих» потолок;
- узорные паркетные полы и резные деревянные панели;
- зеркала и витражи;
- отделка мрамором;
- текстиль;
- живописные украшения интерьеров – во дворце можно увидеть французские полотна XVIII века.
Прекрасно сохранившиеся по сей день интерьеры представляют художественную ценность и интерес для посетителей.
Залы дворца Белосельских-Белозерских
Неповторимый облик дворца складывается из уникальных черт оформления его разных по назначению залов. Краткий обзор помещений дворца можно представить в виде таблицы:
Зал | Отличительные черты |
Парадная столовая и парадная гостиная (с фойе) | Открывает галерею парадных залов на втором этаже здания вдоль Невского пр-та (после подъема по лестнице). Серо-зеленые стены столовой оттеняют белую лепнину и картины на стенах. |
Зеркальный зал | Его по праву можно назвать «сердцем» дворца. Помещение в стиле рококо разделено на сцену и места для зрителей (около 400 мест). Названием зал обязан трем зеркалам, расположенным на левой (со стороны входа) стене. Зеркала изготовлены из цельных пластин серебра. 3 окна по правой стороне выходят на Невский пр-т и формой точно повторяют зеркала. Именно здесь проводятся концерты и спектакли. |
Картинная галерея | Следует за парадной столовой, сообщаясь с Дубовым и Зеркальным залом. До 1917 г. здесь размещалась коллекция картин князей Белосельских, сегодня стены украшают лишь несколько живописных полотен, а сама галерея преобразована в театральное фойе, примыкающее к концертному (Зеркальному залу). |
Дубовый зал (библиотека) | Главное украшение этой комнаты – панели из массива дерева со встроенными книжными шкафами. Зал имеет второй ярус с резными перилами и маленьким балконом. Зал выделяется потолочной отделкой – это гипсовое «кружево» в виде сетки. «Изюминка» помещения – резной мраморный камин, над которым установлено зеркало в позолоченной раме с живописным фрагментом в центре. Сегодня здесь можно увидеть фото владельцев здания, а также познакомиться с историей дворца. |
Бежевая (Белая) и Малиновая гостиная | Открывают черед комнат с окнами на Фонтанку. Здесь гости могут полюбоваться интерьерами в стиле рококо с роскошными люстрами, декоративной обивкой стен и мебелью. Сейчас оба помещения принадлежат петербургскому филиалу ЗАО «Первый канал», поэтому фотографировать и снимать здесь нельзя. |
Зеленая гостиная с фойе | Здесь кроме роскошных интерьеров можно увидеть панно «Праздник Венеры» и мебель фабрики Ф. Мельцера. |
Среди комнат первого этажа особого внимания заслуживают приемная, кабинет и столовая.
Экскурсии
Заказать билеты на обзорную экскурсию можно на официальном сайте дворца или по телефону 315-52-36.
Стоимость билетов:
- 300 руб. – для взрослых;
- 200 руб. – для студентов, пенсионеров, граждан, имеющих льготы;
- 150 руб. – для учащихся школ.
В ходе экскурсии гости дворца могут:
- пройтись по парадным залам;
- узнать об истории дворца и его владельцах;
- познакомиться с фотоэкспозицией, посвященной госпиталю Красного креста, располагавшемуся здесь в 1916 –1918 гг.
Также на сайте можно узнать о размещенных во дворце временных выставок.
Мероприятия
Дворец еще во времена первого владельца Константина Белосельского-Белозерского славился не только балами, но и музыкальными фестивалями. В Зеркальном зале выступал Ф. Лист и А. Рубинштейн, а в числе слушателей бывал П.И. Чайковский. 1991 год ознаменовался возрождением богатых музыкальных традиций дворца.
Удивительные по красоте интерьеры и атмосфера дворца способны усилить впечатление от музыки или театрального действа. Афишу проходящих во дворе мероприятий можно посмотреть на официальном сайте дворца.
Среди проходящих мероприятий:
- концерты – симфонические, камерные, джазовые;
- спектакли;
- мюзиклы.
Дворец нередко принимает фестивали и конференции. Стоимость билетов – от 400 до 2000 руб.
Музей становления демократии в современно России им. Анатолия Собчака
Музей занимает 5 дворцовых помещений по левую сторону от лестницы. Предмет экспозиции составляют образцы агитации, политические газеты и листовки. Также здесь можно увидеть фотохронику ключевых политических событий России 90-х годов XX века.
Посетить музей можно в будни, ежедневно до 15.00. Вход свободный.
Режим работы
Сделать заявку на обзорную экскурсию можно в любой день с 11.00 до 19.00, но экскурсии проводятся в 13.00 или 14.00, не каждый день. Это связано с тем, что во дворце часто проходят мероприятия или подготовка к ним. Мероприятия обычно начинаются в 16.00 или 19.00.
Легенды и мифы
Дворец Белосельских-Белозерских, несомненно, не овеян таким изобилием легенд, скандалов и суеверий, как ряд других знаковых достопримечательностей Петербурга.
В то же время:
- Район пересечения проспекта и Фонтанки, где расположился дворец, давно обрел таинственную репутацию «района двойников». Считается, что здесь можно увидеть свое второе «я», свидетельствующее о близкой смерти. В разное время с двойниками близ этого места столкнулись императрица Анна Иоанновна и поэт Петр Вяземский.
- Во времена Константина Белосельского-Белозерского на балах здесь часто бывал Александр III и его супруга. Мария Федоровна обожала танцевать во дворце. Рассказывают, что, пожелав завершить бал, император вызывал к себе по одному музыкантов из игравшего на балу оркестра. Вскоре оказывалось, что играть уже некому – тогда император мог убедить супругу покинуть дворец.
- Скульптор Йенсен, работавший над дворцовыми атлантами и кариатидами, весьма своеобразно представлял себе «тяжесть» их «ноши». Фигуры статуй – «мужчин» выражают удивительное напряжение, в то же время женские статуи (кариатиды) казалось бы, тяжести вовсе не чувствуют – их лица светлы и спокойны.
Дворец Белосельских-Белозерских – это место, где можно прикоснуться к роскоши и светской жизни Петербурга XIX века. Великолепные интерьеры, как и в XIX веке, вызывают восхищение у посетителей, а Зеркальный зал с превосходной акустикой вновь является местом проведения зрелищных мероприятий.
А удивительная атмосфера делает вдвойне запоминающимися, как обычную экскурсию, так и спектакль или концерт.
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о дворце Белосельских-Белозерских
Документальный фильм по дворце Белосельских-Белозерских:
Дворец Белосельских-Белозерских — одно из самых красивых и ярких зданий на Невском проспекте. Это не только замечательный памятник архитектуры, выполненный в стиле нового барокко известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером, но и престижное учреждение культуры, вмещающее в своих интерьерах большой концертный зал на 400 мест.
Построенный в 1848 г., дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.
Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.
В настоящее время в концертном зале дворца регулярно проводятся концерты самых разнообразных направлений: классика, джаз, этно, брасс, рок; музыкальные и драматические спектакли, представления для детей и другие значимые мероприятия сферы культуры и искусств.
Характеристики дворца Белосельских-Белозерских
Прежние названия: Сергиевский дворец
Статус: объект культурного наследия народов Российской Федерации
Координаты: 59.932927 северной широты, 30.344468 восточной долготы
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Невский пр., 41
Дата основания: 1747 год
Архитектурный стиль: необарокко
Архитектор: Андрей Штакеншнейдер
Основатель: Эспер Белосельский-Белозерский
Состояние: музейный комплекс
Местное время:
Погода:0 °CпасмурноОщущается как: -5 °C
Давление: 757 мм рт.ст.Влажность: 93%Ветер: 4 м/c
История дворца Белосельских-Белозерских
Территория, на которой расположился уникальный дворец, вместе с другими участками набережной Фонтанки была передана в собственность знатных вельмож. Первым его владельцем был князь А. И. Шаховской, после этого при Екатерине II участком владел сенатор Иван Нарышкин. В 1797 году заурядный особнячок, построенный на участке, приобрела княгиня Анна Белосельская, которая мечтала о собственном дворце.
Существующее строение снесли, вместо него был возведен скромный вариант дворца ‒ особняк в три этажа. Автором проекта был архитектор Федор Демерцов. Новое здание было построено в стиле классицизма, однако спустя годы особняк перестал нравиться его владельцам. Более чем скромный фасад, созданный в классическом стиле, не соответствовал положению княжеской семьи, поэтому решено было возвести новый дворец.
Уникальный проект было поручено разработать известному архитектору Андрею Штакеншнейдеру, автору красивейшего Мариинского дворца в Петербурге. Заказчик строительства, сын князя Белосельского-Белозерского, так и не смог переехать в новое здание. Он скончался от тифа во время строительства. Его вдова занималась вопросами перестройки парадных комнат и хозяйственных флигелей, тогда же во дворец провели водопровод.
Со временем дворец Белосельских-Белозерских снискал славу популярного места, где проводились балы и светские рауты. Удобное расположение дворца рядом с Аничковым мостом позволило царским особам довольно часто посещать здесь подобные мероприятия, которые иногда бывали закрытыми и устраивались исключительно для императорской семьи. Это особенно пришло по нраву Александру III, который не любил официальные балы.
Время пролетало незаметно. Супруга императора очень любила танцы, сам же государь играл в вист. Чтобы окончить бал, император вызывал по одному музыканту под всевозможными предлогами, пока веселить гостей уже было некому. После этого император с супругой покидали дворец. Однако здесь не только устраивались балы. Дворец получил широкую известность своими музыкальными вечерами.
На таких концертах, которые собирали огромное число слушателей, блистали Ференц Лист и Антон Рубинштейн, а слушателем часто бывал великий П. И. Чайковский. В конце XIX века дворец был продан князю Сергею Александровичу, деньги понадобились для выплаты накопившихся долгов. Покупка была приурочена к женитьбе князя на будущей княгине Елизавете Федоровне. С того момента дворец стали называть Сергиевским.
В начале XX века великий князь скончался после покушения на него, вдова подарила дворец воспитаннику князя Дмитрию Павловичу, который передал здание под лазарет в годы Первой мировой войны. В 1917 году последний спешно уезжает из России, опасаясь расправы за участие в убийстве Г. Распутина. Дворец вскоре обрел нового хозяина ‒ банкира и богатого промышленника И. И. Стахеева.
После Октябрьской революции здание было национализировано. Здесь начали свою работу курсы красной пропаганды. Чуть позже здесь обосновались районный комитет комсомола и комитет партии. Отдельные помещения сдавались в аренду. В годы Великой Отечественной войны здесь формировали отряды ополчения. В период блокады Ленинграда здание дворца серьезно пострадало. В послевоенные годы его начали реставрировать.
Практически до конца XX века шли восстановительные работы, которые возглавила Ирина Бенуа. Со временем во дворце начали проводиться экскурсии для всех желающих, стали устраиваться концерты классической музыки, на которые может попасть каждый истинный любитель подобного творчества. Уже в 1991 году восстановленный дворец Белосельских-Белозерских обрел статус объекта культурного наследия народов РФ.
Особенности архитектуры дворца Белосельских-Белозерских
Поскольку изменять облик центральной части Северной столицы можно было лишь с высочайшего разрешения императора, архитектору А. Штакеншнейдеру нужно было утвердить проект будущего дворца у государя Николая I. Здание было задумано в стиле русского барокко, отличающегося своей причудливостью, сложными и изящными формами, усиливающими величие дворца. Главный его фасад смотрел окнами на Невский проспект.
После получения соответствующего разрешения началась активная перестройка, в результате которой были целиком переделаны фасады, построены новые флигели, проведена полная перепланировка внутреннего интерьера. Архитектор использовал практически весь арсенал, соответствующий стилю барокко. С помощью сочетания разных форм и линий ему удалось сделать запоминающимся весь облик сооружения.
Фасады нового дворца выполнены в стиле популярного в то время пышного барокко. Большое число колонн, красивые овальные окна, украшенные богатыми наличниками и уникальной лепниной, нарядная окраска из трех цветов, шикарные полукруглые фронтоны ‒ все это элементы барочного стиля архитектуры, использованные для украшения центрального входа в здание. Его нижний ярус рустован, здесь же устроены ажурные балкончики.
Фасад и комнаты уникального дворца украшены большим количеством атлантов и кариатид. При внимательном осмотре статуй бросается в глаза заметная ирония автора Д. Йенсена: фигуры атлантов, держащих на плечах своды, физически напряжены, лица хмуры, а женские статуи кариатид легко держат такую тяжелую ношу, при этом на лицах скульптур отображен сплошной позитив.
Здание дворца гармонично вписалось в архитектурный ансамбль, расположенный возле Аничкова моста. Полностью завершенное сооружение сразу же пришлось по душе горожанам, о нем было много заметок в прессе. Дворец сравнили с итальянским палаццо, называли настоящим совершенством. Многие считали, что талантливый зодчий, воздвигнувший замечательный шедевр, совершил настоящий подвиг в архитектуре.
Своим внешним видом княжеский особняк очень похож на знаменитый Строгановский дворец, возведенный в XVIII веке знаменитым в то время архитектором Растрелли. Несомненно, небольшое сходство налицо, однако оно еще больше подчеркивает красоту и неповторимость уникального творения гениального Штакеншнейдера, которого по праву называли преемником знаменитого зодчего.
Залы и интерьеры дворца Белосельских-Белозерских
Внутреннее убранство уникального дворца сохранено практически в первозданном виде, богатый интерьер вызывает особый интерес у посетителей. Отделка внутренних помещений здания сможет смело конкурировать с богатейшим убранством императорского дворца. У входа посетителей встречает роскошная лестница с ажурными перилами и множеством скульптур, использованных в качестве украшения.
Стены украшены уникальными лепными узорами, в нишах установлены изящные женские скульптуры. Если хорошо присмотреться, то можно заметить в позолоченной арматуре лестницы затейливый княжеский вензель, что свидетельствовало о высоком статусе хозяев дворца. Ошеломительных результатов получилось добиться отделкой интерьеров, совмещавшей в себе смешение стилей рококо и барокко.
В каждом помещении дворца сделаны мраморные камины, установлена изящная мебель, огромные зеркала. Стены комнат украшены великолепной лепниной, множество картин, многочисленные витражи, деревянные резные панели и изящные узоры, украшающие камин, создают ощущение роскоши и атмосферы праздника. Каждый из существующих залов имеет отдельное предназначение.
Помещение парадной столовой использовалось для проведения торжественных ужинов и праздничных застолий. Потолок столовой украшен тонким кружевом из гипса, уложенным в виде ажурной белоснежной сетки. На стенах висят портреты бывших владельцев дворца. Сочетание нежно-голубых стен с белоснежным потолком создает ощущение, будто комната укрыта облаком.
Уникальный дубовый зал использовался для проведения небольших концертов, поскольку не мог вмещать большое число слушателей. Его первый ярус составляют панели, выполненные из массива дерева, со встроенными в них шкафчиками. На втором ярусе находятся небольшие балкончики, выполнены они из резного дерева. Зал оформлен витражами с приемами техники лунного света, довольно редкой в то время.
Зеркальный зал представляет собой огромный танцпол с уникальной акустикой, здесь же оборудована театральная сцена и подготовлено 400 мест для зрителей. По левую сторону от входа установлены большие зеркала, изготовленные из пластин серебра. С противоположной стороны находятся три окна, формой своей они повторяют зеркала. Огромную люстру, изготовленную из хрусталя, венчает царский двуглавый орел.
Уникальная картинная галерея была предназначена для размещения европейских шедевров. В княжеской коллекции было столько произведений живописи, что картины размещали не только в галерее, но и в других помещениях дворца. В самом углу расположилась Малиновая гостиная, интерьер которой выполнен в стиле рококо. В зеленой гостиной стены обтянуты штофом, здесь же находится панно «Праздник Венеры».
Режим работы дворца Белосельских-Белозерских
В 1991 году руководство города принимает решение организовать во дворце культурный центр. В его залах устраиваются выставки, концерты классической музыки, ставятся спектакли. Здесь же проводятся всевозможные фестивали, международные конкурсы и различные викторины. Свою работу ведет экскурсионное бюро, организующее экскурсии по залам и помещениям дворца.
Расположен дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте, д. 41. Посещение дворца возможно в любой день кроме понедельника, с 11.00 до 19.00, в воскресный день — с 11.00 до 17.00. Билеты и экскурсии можно заказать заранее по телефону, указанному на официальном сайте. Добраться до него можно на метро, ближайшие станции — «Гостиный двор», «Достоевская» и «Маяковская».
Дворец Белосельских-Белозерских (Санкт-Петербург, Россия) — история, экскурсии, экспозиции. Точный адрес, телефон, стоимость входных билетов. Местные легенды и привидения.
- Туры на майские в Санкт-Петербург
- Горящие туры в Санкт-Петербург
Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него. Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом.
Жена Александра III готова была танцевать на балах во дворце Белосельских-Белозерских без остановки, и императору приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом и играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.
Величественное здание было построено по проекту Андрея Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в 19 веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец.
Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца.
Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его. Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства. Вдова Елена Павловна вскоре вышла замуж за князя Василия Кочубея. Супруги устраивали во дворце Белосельских-Белозерских пышные балы, а сами жили в другом доме. К слову, балы и светские вечера во дворце считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы. Мария Федоровна обожала танцевать, а Александр III — играть в вист. Жена императора готова была танцевать без остановки, и ему приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом, а играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.
Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы. Частым гостем таких мероприятий был Петр Чайковский.
Однако дела Василия Кочубея шли все хуже и хуже, и в 1884 году он вынужден был продать дворец князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III. Именно поэтому дворец впоследствии получил название Сергиевского. Но в 1905 году на князя было совершено покушение. Особняк передали во владение его племяннику Дмитрию Павловичу. В 1917 году он принял участие в убийстве Григория Распутина и затем был сослан в Персию. Владельцем дворца Белосельских-Белозерских стал крупный промышленник Иван Стахеев.
После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.
Практическая информация
Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, станции метро «Маяковская», «Гостиный двор». Экскурсия по парадным залам дворца будет стоить 350 RUB.
Веб-сайт: beloselskiy-palace.ru.
Цены на странице указаны на апрель 2021 г.