Белорусская компания оказывает транспортные услуги российской ндс

Должно ли ООО на ОСНО уплачивать НДС при оказании услуг по перевозке груза из России в Белоруссию и обратно?

Здравствуйте, подскажите какие нюансы налогообложения присутствуют при оказании транспортных услуг в республику Беларусь и из Беларуссии в Россию?
ООО на осно по договору транспортной экспедиции оказывает контрагенту услуги по перевозке груза. Контрагент заключил договор на поставку своего сырья с республикой Беларусь. 

Вопрос удалён модератором и перенесен в старую тему…

2 ситуация:
Наша компания для оказания перевозки груза из Минска в Москву привлекла белорусского перевозчика. Счёт-фактуру и акт мы выставили контрагенту с 0% ставкой ндс. Эту ставку в течении 180 дней мы должны будем подтвердить документами.
Белорусский перевозчик за оказанные нам транспортные услуги прислал в наш адрес документы на оплату тоже с 0% ставкой ндс. При оплате белорусскому перевозчику мы должны будем уплатить в бюджет ндс или нет?

Добрый день!

Вы уже задавали этот вопрос на нашем форуме:
https://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=599326

И текущий вопрос фактически — ответы на уточняющие вопросы…
В следующий раз, когда затянете с ответом на уточняющие вопрос более, чем на 5 дней, и тема будет автоматически закрыта, пишите личное сообщение любому модератору и мы Вам откроем старую тему для продолжения обсуждения. А плодить много разорванных тем по одному вопросы запрещают правила форума.

Кроме того, в одной теме рассматривается одна ситуация. Это тоже требования правил форума. Вы же спросили сразу о двух ситуациях. Это должно быть две разные темы.

Давайте поступим так.
Первую ситуацию я перенесу в старую тему, которую открою снова.
Вот эту:

Цитата (Mirakl-64):1 ситуация:
Наша компания для оказания перевозки груза из Москвы в Минск привлекла российского перевозчика. В этом случае мы выставили счёт-фактуру и акт контрагенту с 0% ставкой ндс. Эту ставку в течении 180 дней мы должны будем подтвердить документами.

А здесь будем продолжать обсуждать вторую ситуацию:

Цитата (Mirakl-64):2 ситуация:
Наша компания для оказания перевозки груза из Минска в Москву привлекла белорусского перевозчика. Счёт-фактуру и акт мы выставили контрагенту с 0% ставкой ндс. Эту ставку в течении 180 дней мы должны будем подтвердить документами.
Белорусский перевозчик за оказанные нам транспортные услуги прислал в наш адрес документы на оплату тоже с 0% ставкой ндс. 

0% у белорусского перевозчика относится к белорусскому НДС.
Для российского получателя этих услуг это равнозначно «НДС не облагается».

У Вас — договор транспортной экспедиции. Надеюсь, как у большинства подобных договоров, там есть «посредническая функция», т.е. примерно такие слова: «Экспедитор от своего имени, но за счет Заказчика, привлекает в качестве перевозчика третье лицо«… (если таких слов нет, напишите, мы обсудим другой вариант развития событий).
В части привлечения стороннего перевозчика договор транспортной экспедиции является посредническим договором. Поэтому экспедитор перевыставляет стоимость перевозки Заказчику в режиме «как есть». С одной оговоркой: у белорусского перевозчика в счете будет НДС 0%, а Вы перевыставите этот счет с указанием «НДС не облагается».
А вот свои услуги — посредническое вознаграждение плюс оплата того, что делаете сами — облагаете НДС по российским нормам и правилам.
Часть экспедиторских услуг облагается по ставке 0%.
Эти услуги перечислены в статьи 164 НК РФ.
Читаем первоисточник:

Цитата (НК РФ, часть 2, глава 21 «НДС, статья 164 «Налоговые ставки»):1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

2.1) услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Посмотрите внимательно, какие именно из перечисленных в статье 164 транспортно-экспедиторских услуг есть у Вас, выделите их и облагайте по ставке 0%. С соответствующим подтверждением этой ставки в установленном порядке.
А то, что не подпадает под этот перечень, облагайте по ставке 20%.

В Итоге Вы должны предъявить своему заказчику Отчет экспедитора и счет-фактуру, вы которой будут три составляющие:
— услуги белорусского перевозчика — НДС не облагается;
— транспортно-экспедиторские услуги (из перечня) — НДС 0%;
— остальные услуги — НДС 20%.

Цитата (Mirakl-64):При оплате белорусскому перевозчику мы должны будем уплатить в бюджет ндс или нет?

Нет, перевозка белорусским перевозчикам будет считаться реализованной на территории  Белоруссии и облагаться белорусским НДС. Российским НДС такая перевозка облагаться не будет.
Ваши услуги считаюся реализованными на территории России, поэтому облагаются российским НДС.

Успехов!

Александр Погребс, спасибо учту все замечания.
в нашем договоре нет такой формулировки. У нас написано : «экспедитор обязуется за счёт клиента по его поручению выполнять услуги, связанные с перевозкой грузов клиента автомобильным транспортом». Мы оказываем услуги своим и привлеченным транспортом и выставляем все счета -фактуры на полную ставку. По агентскому вознаграждению мы с ними не работаем. Как тогда поступить в нашем случае?

Добрый день!

Цитата (Mirakl-64):в нашем договоре нет такой формулировки.

Почему нет. Я вот, нашел:

Цитата (Mirakl-64):У нас написано : «экспедитор обязуется за счёт клиента по его поручению выполнять услуги, связанные с перевозкой грузов клиента автомобильным транспортом».

Именно слова «за счет клиента» и делает договор посредническим.

Цитата (Mirakl-64):Мы оказываем услуги своим и привлеченным транспортом и выставляем все счета -фактуры на полную ставку. По агентскому вознаграждению мы с ними не работаем.

Это неправильно. Вы рискуете в один прекрасный день получить отказ в признании подтверждения ставки 0%, поскольку товар вели не Вы, а сторонний перевозчик, да еще и белорусский… Это первое.
А во-вторых, если у Вас не посреднический договор, то российский перевозчик должен Вам выставлять ставку 20%, а не 0%. Но это относится ко второй теме…

Успехов!

Цитата (Александр Погребс):Поэтому экспедитор перевыставляет стоимость перевозки Заказчику в режиме «как есть». С одной оговоркой: у белорусского перевозчика в счете будет НДС 0%, а Вы перевыставите этот счет с указанием «НДС не облагается».

Белорусский перевозчик нам прислал только счет и акт с формулировкой:
НДС-0% за пределы РБ(согласно р.1 гл.12 ст.102 Особенной части НК РБ)
Я так полагаю он вообще работает без ндс тогда.

Цитата (Александр Погребс):В Итоге Вы должны предъявить своему заказчику Отчет экспедитора и счет-фактуру, вы которой будут три составляющие:
— услуги белорусского перевозчика — НДС не облагается;
— транспортно-экспедиторские услуги (из перечня) — НДС 0%;
— остальные услуги — НДС 20%.

Вот тут вообще не поняла как и что отдельно выделить нужно. 
белорусский перевозчик нам выставил счет на 30 000,00 с ндс 0%
мы выставили счет своему заказчику на 43 000,00 с ндс 0%-получается не правильно?
наше вознаграждение -13000,00
что здесь и по какой ставке должно облагаться помогите мне пожалуйста?

Цитата (Mirakl-64):Белорусский перевозчик нам прислал только счет и акт с формулировкой:
НДС-0% за пределы РБ(согласно р.1 гл.12 ст.102 Особенной части НК РБ)
Я так полагаю он вообще работает без ндс тогда.

Возможно, это нюансы белорусского закронодательства.
Для Вас это означает «Без НДС», имея в виду российский НДС, а не белорусский.

Цитата (Mirakl-64):белорусский перевозчик нам выставил счет на 30 000,00 с ндс 0%
мы выставили счет своему заказчику на 43 000,00 с ндс 0%-получается не правильно?
наше вознаграждение -13000,00
что здесь и по какой ставке должно облагаться

— оплата белорусскому перевозчику — 30 000 руб., НДС не облагается;
— экспедиторское вознаграждение — 13 000 руб., в том числе НДС = 20%.

Успехов!

Министерство финансов Российской Федерации

Герб

Письмо

Вопрос: Нужно ли уплачивать НДС в бюджет РФ с суммы платежа за транспортные услуги, оказанные российской организацией, при ввозе продукции из Республики Беларусь, учитывая, что в счете на транспортные услуги НДС указан по ставке 0%? Нужно ли уплачивать НДС в бюджет РФ с суммы платежа за транспортные услуги, если та же самая продукция из Республики Беларусь будет ввозиться транспортной организацией, зарегистрированной в Республике Беларусь?

Ответ: В связи с письмом, зарегистрированным в Минфине России 11.01.2023, о применении налога на добавленную стоимость при оказании российскими и белорусскими перевозчиками услуг по перевозке товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) услуги по международной перевозке, оказываемые российскими организациями, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом в целях статьи 164 Кодекса под международными перевозками товаров понимаются перевозки, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории Российской Федерации.

В связи с этим услуги по перевозке товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, оказываемые российской организацией, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом указанная ставка налога на добавленную стоимость применяется при условии представления в налоговые органы документов, установленных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Что касается услуг по перевозке товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, оказываемых белорусскими перевозчиками, то на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, местом реализации таких услуг в целях применения налога на добавленную стоимость территория Российской Федерации не признается.

Таким образом, услуги по перевозке товаров из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, оказываемые белорусским перевозчиком, налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не подлежат.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

Вопрос 

Российская организация, применяющая УСН, заключила договор транспортной экспедиции с белорусским перевозчиком (не имеющем представительства в РФ) в отношении грузов, транспортируемых из Польши в город Москву. Обязана ли российская организация при оказании таких услуг исчислять и уплачивать НДС как налоговый агент?          

Ответ 

Российская организация не будет являться налоговым агентом по НДС и, соответственно, не должна исчислять и уплачивать НДС с вознаграждения перевозчика.          

Обоснование 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, если местом реализации услуг по перевозке признается территория Российской Федерации, у российской организации возникает объект налогообложения по НДС.

Местом реализации услуг по перевозке, оказываемых иностранным лицом, когда пункт назначения находится на территории РФ, а пункт отправления — за ее пределами, территория РФ не признается (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС). В соответствии с пп. 5 п. 29 разд. IV Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства-члена, если иное не предусмотрено пп. 1 — 4 п. 29 Протокола.

Поскольку пп. 1 — 4 п. 29 Протокола не предусмотрено определение места реализации услуг по перевозке, соответственно, при оказании таких услуг налогоплательщиком Республики Белоруссия местом их реализации признается территория Республики Белоруссии и у российской организации не возникает обязанности налогового агента по НДС.

Таким образом, российская организация не будет являться налоговым агентом по НДС и, соответственно, не должна исчислять и уплачивать НДС с вознаграждения перевозчика.

Кузнецова

На вопрос отвечала:

Ю.И. Кузнецова,  

ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Доходы российской организации от оказания услуг по перевозке (транспортировке)
облагаются НДС и налогом на прибыль на общих основаниях.

Обоснование вывода

В соответствии с п. 1 ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при его заключении
или в последующем выбрать по соглашению между собой право (российское или
иностранное), которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому
договору. По общему правилу при отсутствии соглашения сторон о подлежащем
применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения
договора находится место жительства или основное место деятельности стороны,
которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания
договора (п. 1 ст. 1211 ГК РФ).

В частности, стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее
значение для содержания договора, в договоре перевозки признается перевозчик
(пп. 6 п. 2 ст. 1211 ГК РФ).

Исчисление НДС

Территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ
составляют единую таможенную территорию таможенного союза (п. 1 ст. 2
Таможенного кодекса Таможенного союза). С 01. 01. 2015 вступил в силу Договор о
Евразийском экономическом союзе (далее – Договор), сторонами которого являются,
в том числе Республика Беларусь и РФ.

Со дня вступления в силу Договора прекращает действовать, в частности,
Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании
услуг в Таможенном союзе от 11. 12. 2009 (ст. 113 Договора, Приложение N 33 к
Договору).

В настоящее время исчисление НДС во взаимной торговле должно осуществляться с
учетом положений раздела XVII Договора, нормы которого имеют приоритет над
нормами главы 21 НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Так, согласно п. 2 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов при выполнении
работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого
признается местом реализации работ, услуг. Взимание косвенных налогов при
выполнении работ, оказании услуг осуществляется в порядке, предусмотренном
приложением N 18 к Договору.

В свою очередь, место реализации работ, услуг определяется на основании п. 29
Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их
уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг
(приложение N 18 к Договору, далее – Протокол).

В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола местом реализации работ (услуг), не
предусмотренных пп. пп. 1-4 п. 29 Протокола, признается территория
государства-члена, если работы выполняются, услуги оказываются
налогоплательщиком этого государства-члена. Поскольку в пп. пп. 1-4 п. 29
Протокола услуги по транспортировке (перевозке) товаров не поименованы, мы
придерживаемся позиции, что местом реализации таких услуг, оказываемых
российской организацией, признается территория РФ.

Таким образом, взимание НДС при оказании российской организацией белорусской
компании услуг по перевозке (транспортировке) осуществляется в РФ.

На сегодняшний день разъяснений уполномоченных органов по применению Протокола
нами не обнаружено. Вместе с тем подобная логика прослеживалась в письмах
финансового ведомства, разъясняющих аналогичные нормы Протокола о порядке
взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном
союзе от 11 декабря 2009 года.
В рассматриваемом случае налоговая база и ставка НДС определяются в
соответствии с законодательством РФ (п. 28 Протокола).

Пункт 1 ст. 154 НК РФ устанавливает, что налоговая база при реализации
налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих
товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии
со ст. 105. 3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения
в них налога.

Из положений пп. 2. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ следует, что нулевая ставка НДС
применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе
автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения, один из
которых расположен на территории РФ, а другой – за пределами территории РФ.

Если указанное условие выполняется, то доход, полученный российской
организацией, облагается НДС по ставке 0%. В случае, если, например, оба пункта
расположены за пределами территории РФ, то услуги подлежат обложению НДС по
ставке 18%.

Для подтверждения нулевой ставки российская организация представляет в
налоговый орган по месту учета документы, перечисленные в п. 3. 1 ст. 165 НК РФ.

Исчисление налога на прибыль

Доходы от оказания контрагенту из Республики Беларусь услуг по перевозке
(транспортировке) грузов учитываются в составе доходов от реализации в
общеустановленном порядке (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В то же время при получении доходов от источников за пределами РФ необходимо
принимать во внимание положения ст. 311 НК РФ.

Пункт 1 ст. 311 НК РФ предусматривает, что доходы, полученные российской
организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении ее
налоговой базы. Указанные доходы отражаются в полном объеме с учетом расходов,
произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Как уже было указано нами выше, если международным договором РФ, содержащим
положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и
нормы, чем предусмотренныеНК <> РФ и принятыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила
и нормы международных договоров РФ.

Между Республикой Беларусь и РФ действует Соглашение между Правительством РФ и
Республики Беларусь об избежание двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от
21. 04. 1995 (далее – Соглашение).

Так, п. 1 ст. 8 Соглашения указывает, что прибыль предприятия
Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках
транспортных средств, указанных в пп. «ж» п. 1 ст. 3 Соглашения, облагается
налогом только в этом Государстве.

В свою очередь, пп. «ж» п. 1 ст. 3 Соглашения устанавливает, что термин
«международная перевозка» означает любую перевозку морским, речным или
воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом,
осуществляемую предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда
перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же
Договаривающемся Государстве.

Из п. 2 ст. 8 Соглашения следует, что для целей Соглашения прибыль от
международных перевозок включает прибыль, полученную от прямого использования,
сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, а
также использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров и относящегося к
ним оборудования.

Выводы

1. При перевозке грузов между пунктами, расположенными в РФ и Республике
Беларусь, доходы российской организации от оказания услуг облагаются налогом на
прибыль только в РФ.

2. В случае, когда российской организацией осуществляется перевозка, например,
между пунктами, находящимися в Республике Беларусь, то из дохода российского
перевозчика белорусским контрагентом может быть удержан налог, исчисленный в
соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3. Если налоговый резидент РФ получает доход в Республике Беларусь, который в
соответствии с положениями Соглашения может облагаться налогом в Республике
Беларусь (ст. 20 соглашения).

4. Сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в Республике Беларусь, может
быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом
в России. Тем самым устраняется двойное налогообложение (письмо ФНС России от
30. 04. 2013 N ЕД-4-3/8000).

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (п.4 ст.173 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

По общему правилу, для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):

Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;

Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:

  • нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
  • с открытием счета в банке.

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

Таким образом, российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.

Но электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ и приобретаемые у иностранных компаний, составляют исключение из этого правила (п.2 ст.161 НК РФ).

Напомним, что до 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги, должны были встать на учет в ФНС через «Личный кабинет» в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ и уплачивать НДС по электронным услугам самостоятельно в российский бюджет. Но с 1 октября 2022 года такая обязанность для иностранных компаний, реализующих услуги в электронной форме, в т.ч. для иностранных посредников с участием в расчетах, предусмотрена только, если они оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).

ФНС и Минфин разъясняют, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, даже если иностранная компания зарегистрирована в ФНС, как компания, оказывающая услуги в электронной форме (Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422). И только при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08. 2022 г. N СД-4-3/10308@).

Иными словами, при приобретении электронных услуг у иностранных компаний для возникновения обязанностей налогового агента по НДС должно выполняться условие № 2 или иностранная компания должна стоять на учете в соответствии с пп.4.6 ст.83 НК РФ.

Аналогичные выводы следуют из обновленного порядка заполнения декларации по НДС (п.37.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в ред. Приказа ФНС от 12.12.2022 г. N ЕД-73/1191@).

Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.

Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится.

Также хотим обратить особое внимание, что российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ).

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Услуги, связанные с недвижимостью

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Услуги, связанные с движимым имуществом

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Услуги иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС)

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Услуги иностранных посредников (агентов, комиссионеров)

Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), также определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.

Но при работе с партнерами из ЕАЭС для определения места реализации услуг, оказываемых через Интернет, нужно определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.

Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола) и такие услуги в соответствии с п.1 ст.174.2 НК РФ относятся к услугам в электронной форме.

Если местом реализации услуг является территория РФ и компания, зарегистрированная в государстве-ЕАЭС, стоит на учете в ФНС, например, как плательщик НДС по электронным услугам, оказываемым физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст.83 НК РФ), то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский покупатель (организация или ИП) должна выполнить обязанности налогового агента по НДС. А если НЕ названы, то обязанность по уплате НДС лежит на самой иностранной компании, но, как уже говорилось, российский покупатель может выполнить обязанности налогового агента добровольно.

Если местом реализации услуг (работ), оказываемых компанией или ИП из ЕАЭС, является территория РФ и они НЕ зарегистрированы в налоговых органах РФ, то покупатели таких услуг (работ) должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от того, относятся ли оказываемые услуги (работы) к электронным услугам.

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты или
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).

До 1 января 2023 года исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен был перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе был переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ в ред. До 01.01.2023 г.).

Но с 1 января 2023 года сроки перечисления «агентского» НДС изменены. Он перечисляется в общеустановленном порядке в составе единого налогового платежа: по 1/3 от исчисленной суммы НДС не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за прошедшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ).

Как исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422, от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

  • в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры);
  • в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
  • в строке 5, по мнению автора, с 1 января 2023 года следует указывать номер и дату «платежки» на перечисление оплаты «иностранцу». Ранее указывали реквизиты «платежки» на перечисление НДС в бюджет. Но как уже говорилось, сроки перечисления удержанного налога для «иностранных агентов», приобретающих работы и услуги изменены и формально данное требование утратило силу (пп. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно). Вероятно, в ближайшее время в Правила заполнения счетов-фактур тоже внесут уточнения.

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и  8) (см. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в квартале перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, исчисленный налоговым агентом можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023 г., Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).

До 1 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет. Но с 1 января 2023 года из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) «агентский» НДС уплачивается в его составе. По общему правилу ЕНП засчитывается в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов в день наступления срока уплаты. Поэтому законодатели решили, что налоговые агенты сразу смогут «зачесть» (принять к вычету) агентский НДС, как только его удержат и начислят. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023 г.). Т.е. если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2023 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.

Но, обратите внимание! Вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Пример. 15.02.2023 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.04.2023 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.04.2023 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.

Предположим, что курс евро составляет:

  • на 15.02.2023 г. — 86 руб.
  • на 04.04.2023 г.- 87 руб.

При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500 + (500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.02.2023 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть начислена в декларации по НДС за 1-й квартал 2023 года и перечислена в бюджет в составе ЕНП по 1/3 от суммы: не позднее 28.04, 28.05 и 28.06.2023 г.

Поскольку во 1-м квартале 2023 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.

При оказании услуг (01.04.2023 г.) НДС не начисляется. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.04.2023. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен начислить в бюджет с оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).

Поскольку услуги оказаны во 2-м квартале 2023 г., НДС, начисленный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету во 2-м квартале 2023 г. Т.е. в декларации по НДС за 2-й квартал 2023 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, начисленный при перечислении аванса в 1-м квартале) и 8700 руб. (НДС, начисленный при перечислении окончательной оплаты услуг).

По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.

При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).

Отчетность налогового агента

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в п. 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС

Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.

При приобретении электронных услуг у иностранных компаний следует указывать код 1011720 — операции, указанные в пункте 10.1 статьи 174.2 НК РФ (Письмо ФНС от 28 сентября 2022 г. N СД-4-3/12845@).

Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.

***

Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.

При проведении комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета (по НДС и др. налогам), предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч. о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.

Skip to content

Вопрос

image_pdfimage_print

В соответствии со статьей 148 НК РФ, услуги по транспортировке груза в случае, когда пункт отправления и назначения находится в ЕС, считаются оказанными за пределами России. Это общее правило, однако в данном случае оно не действует. Дело в том, что договор о перевозке груза будет заключаться между компаниями из России и страны ЕАЭС. А в этом случае порядок взимания НДС определяется не по российским правилам, а в соответствии с разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов (далее — Протокол), который является приложением к договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Такова точка зрения Минфина (письмо от 14.07.2015 № 03-07-13/1/40343). Приоритет правил международных договоров России, которые содержат нормы налогообложения, над правилами отечественного законодательства, установлен статьей 7 НК РФ.

Раздел IV Протокола содержит положение о том, что местом реализации услуг является территория того государства, к которому относится оказывающая их сторона. Таким образом, в указанном случае местом реализации услуг по перевозке будет считаться Россия, даже несмотря на то, что пункты отправления и назначения находятся за ее пределами. А в России такая деятельность является объектом обложения НДС.

Более того, в соответствии с российским законодательством, указанная перевозка не будет считаться международной. Под международной понимается такая перевозка, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ. То есть международная перевозка связана с пересечением границы России. В указанном же случае пересечения границы при перевозке не будет, поскольку оба пункта находятся за пределами страны. Поэтому положения подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в данном случае не применяются.

Таким образом, операция будет облагаться НДС по ставке 18%.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Библиотека пушкина каменск уральский официальный сайт часы работы
  • Бизнес анализ для специалистов практиков практическое руководство
  • Бизнес в период руководства коммунистической партии доклад кратко
  • Бизнес зал ленинградского вокзала в москве кто может пользоваться
  • Бизнес зал на московском вокзале в санкт петербурге где находится