Чтобы привлечь инвесторов, каждому начинающему бизнесмену приходится составлять с нуля бизнес план автосервиса.
В кратком описании проекта нужно дать определение услугам технического обслуживания автомобилей, как перспективному бизнесу.
Большинство владельцев иномарок проходят техническое обслуживание и ремонт автомобиля в частных мастерских, а не у официального дилера. Причиной служит завышенная цена на услуги в сервисных центрах.
Важно! Будущему владельцу при написании собственного проекта необходимо изучить конъюнктуру рынка, определиться с целевой аудиторией.
При планировании автомастерской особое внимание следует уделить финансовой части с расчетами, чтобы минимизировать риски.
Резюме проекта
Данный раздел составляется после досконального изучения всех тонкостей открытия бизнеса. При составлении резюме черпайте информацию из предыдущих разделов. В общих чертах, должно быть дано описание цели проекта, видов оказываемых услуг.
Предприниматель должен определить сумму финансовых вложений (единовременные, ежемесячные расходы). Рассчитать главные экономические показатели — точку безубыточности и показатель рентабельности бизнеса.
Регистрация бизнеса
При написании этого раздела особое внимание следует уделить процессу регистрации бизнеса. Актуальный перечень необходимых документов можно получить в регистрирующих органах. Как правило, порядок открытия автосервиса следующий:
- Пройти регистрацию в качестве ИП или ООО в налоговых органах.
- Определить код ОКВЭД на ведение деятельности. Подходят следующие коды: 50.2, 50.3, 52.1, 50.20.3.
- Выбрать систему налогообложения (рекомендуется УСНО).
- Оформить разрешение на ведение деятельности в пожарной службе.
- Заключение договоров:
-
вывоз мусора и аренду контейнеров для твердых бытовых отходов;
-
коммунальные услуги: отопление, водоснабжение, электричество;
-
аренду помещения.
Составление регламента на тему кассового обслуживания, закупка ККМ, журнал кассира-операциониста. При необходимости составление договора с банком на инкассовое обслуживание.
Оформление в торговом зале уголка потребителя. Он должен включать Книгу отзывов и предложений, Закон о защите прав потребителя, телефоны служб экстренной помощи.
Важно! Индивидуальный предприниматель отвечает по долгам и обязательствам своим личным имуществом. При создании ООО учредителей может быть несколько, личную ответственность перед кредиторами они не несут.
Ассортимент услуг автосервиса
Ориентируясь на потенциальных клиентов, предприниматель может проявить гибкость в планировании сферы услуг. Существуют следующие разновидности организации работы ремонта автомобилей:
-
Сетевая станция техобслуживания. Представляет из себя стационарный сервис автомастерской с профессиональным оборудованием. Требует дополнительных затрат на техническое оснащение. В последнее время наиболее распростаренный вид формы открытия бизнеса.
-
Мобильный автосервис. Услуги сервиса предоставляются по месту нахождения автомобиля клиента в любой точке города. Высокий спрос на услугу наблюдается в крупных городах, где доехать до сервиса в час пик проблематично.
-
Автосервис самообслуживания. Такой вид организации СТО интересен для автолюбителей без гаража или нужного инструмента. При открытии автосервиса снижаются затраты в бизнес плане на оплату труда мастерам. Открываем данный шиномонтаж в местах проживания потенциальных клиентов. Включаем в стоимость услуги расходные материалы, цену запчастей.
-
Мастерская на дому. Обслуживание происходит в гараже небольшого частного дома. Выгодно отличается низкими ценами, но качество услуг может страдать. Загрузка клиентской базой зависит от профессионализма специалиста.
Основные и дополнительные услуги автосервиса
Открытие автосервиса при написании бизнес плана включает следующие виды оказания услуг:
-
уход за авто: мойка, покраска, полировка, тюнинг;
-
диагностика и ремонт;
- Купить бизнес-план автосервиса
заправочные и смазочные работы;
-
установка охранных сигнализаций, музыкальных систем, камер видеонаблюдения;
-
монтаж и демонтажсоставляющих автомобиля;
-
балансировка, шиномонтаж и развал-схождения колес.
На заметку! Ассортимент услуг зависит от масштаба организации бизнеса. Для начала можно предложить 5-6 основных услуг, постепенно расширять предложения.
Подбор и аренда помещения для открытия автосервиса
При написании данного раздела, стоит внимательно изучить местность города. При выборе подходящего варианта аренды, нужно обратить внимание на наличие:
-
систем водоснабжения и канализации, электрических систем;
-
удаленность от жилых зданий;
-
наличие подъездных путей и парковки;
-
отсутствие конкурентов поблизости;
-
расположение в местах высокой проходимости (центр города, развилки дорог);
-
возможность обустройства смотровой ямы.
Совет! Купить помещение довольно дорого, поэтому на первых порах следует арендовать готовое здание, примерной площадью около 700-1000 кв. м.
Стоит организовать бесплатно стоянку для транспорта клиентов. Если в собственность оформлен земельный участок, можно рассмотреть вариант строительства здания.
Обустройство здания СТО
При планировании затрат на оборудование, стоит определиться с помещение и ассортиментом оказываемых услуг. При организации рабочего пространства, нужно учитывать, что помещение должно включать зоны:
-
комната приема клиентов;
-
санузел для клиентов;
-
офисное помещение (администрация, бухгалтерия);
-
зона ремонта и технического обслуживания;
-
автомойка;
-
склад инструментов и запчастей;
-
комнаты для персонала (душевая, санузел, комната отдыха).
Покупка необходимого оборудования и мебели
Это раздел бизнес-плана содержит финансовые расчеты на покупку и монтаж необходимого оборудования. Можно сэкономить, купив бывшее в употребление оснащение, взять в лизинг или аренду.
Стандартным набором оснащения автосервиса является:
-
подъемники;
-
стенд «сход-развал»;
-
набор инструментов;
-
оборудование для шиномонтажа;
-
система автомойки;
-
оборудование для замены масла;
-
сварочное оборудование;
-
окрасочные камеры;
-
система диагностики авто;
-
установка системы видеонаблюдения и сигнализации;
Внимание! В целях безопасности и контроля, необходимо установить в здании систему видеонаблюдения, оборудовать кнопку экстренного вызова.
Поиск сотрудников и их обучение
Обычно в этом разделе бизнес-плана, составляется перечень должностей сотрудников, планируемый фонд оплаты труда.
Для автомастерской необходимо нанять следующие категории сотрудников:
-
менеджер по работе с клиентами;
-
бухгалтер;
- Стоимость бизнес-плана автосервиса
главный мастер;
-
автомеханик;
-
уборщик помещения
Следует определить основные требования к сотрудникам: наличие опыта оказания услуг, образование техническое или высшее грамотная речь, приятный внешний вид.
Стоит упомянуть в данном разделе о затратах на обучение сотрудников по мере необходимости.
Финансовое планирование
Финансовое планирование — один из самых важных разделов бизнес-плана. Грамотно составленный, экономически обоснованный план, привлечет инвесторов и поможет открыть бизнес.
Для наглядности, можно оформить презентацию к этому разделу. Построить таблицы и диаграммы.
Основные вопросы, которые раскрываются — это калькуляция расходов и доходов. Определение выручки от продаж и чистой прибыли.
Реклама услуг автосервиса
Чтобы достичь устойчивых показателей окупаемости бизнес-проекта, необходимо грамотно рассчитать план коммерческих расходов.
Запомните! К открытию автосервиса следует подготовиться заранее и привлечь потенциальных клиентов. Они будут позднее приводить друзей, давать хорошую рекламу. По мере продвижения деятельности, будет расти доходность, увеличиваться рентабельность финансовых вложений.
Рекламировать автосервис можно одним из выбранных способов:
-
Услуги типографии по изготовлению листовок и визиток.
-
Услуги промоутера на раздачу листовок.
-
Заказ выносных стендов и указателей.
-
Проведение акций и розыгрышей. Вручение подарков.
-
Реклама на телевидении, газетах.
Для привлечения и удержания клиентов следует описать в разделе маркетинговую стратегию предприятия. Она может состоять из мер:
-
система скидок на повторный ремонт;
-
скидки в день рождения;
-
бонусные программы, допустим, каждая третья мойка бесплатно;
-
внимательное отношение к клиентам;
-
оперативный и качественный ремонт;
-
при покупке двух карбюраторов – новый комплект чехлов в подарок.
Возможные риски
Автосервис — услуга повседневного спроса, пользующаяся популярностью. Однако, ни один начинающий бизнесмен не застрахован от рисков:
-
появление конкурентов поблизости;
-
наем на работу низкоквалифицированных сотрудников
-
уход персонала к конкурентам;
-
снижение спроса на оказываемые услуги;
-
рост текущих расходов в связи с повышением цен на топливо, аренду.
Пример бизнес-плана автосервиса
Универсального бизнес-плана открытия автосервиса не существует. Основные затраты зависят от формата ведения работы, наличия оборудования, помещения для работы. Готовый бизнес план автосервиса с расчетами и пример его оформления можно скачать ниже.
Бизнес-план автосервиса.
Пример презентации бизнес-плана автосервиса
Для привлечения инвесторов, следует составить презентацию к бизнес-плану открытия автосервиса. В качестве шаблона можно использовать готовый образец.
Число автовладельцев ежедневно растет, точно так же, как и количество приобретаемых автомобилей.
Но ремонтировать транспортное средство (даже при незначительных поломках) многие не умеют, поэтому можно открыть свой автосервис на дому, предлагающий услуги ремонта автомашин.
Для такого варианта бизнеса понадобится частное домовладение, гараж, сарай или дача, то есть помещение, в котором можно оказывать подобные услуги.
Также потребуются специальные слесарные инструменты и инвентарь для техобслуживания авто, ухода за транспортными средствами, расходные материалы и соответственно механик.
Для небольшого бизнеса достаточно одного человека, но при большом наплыве клиентов ему понадобятся помощники.
В идеале должен быть главный мастер и несколько механиков, а также кассир, выписывающий чеки за обслуживание.
Если в собственности нет подходящего помещения, то его придется арендовать. Аренда нежилого помещения технического значения обойдется от 3000 рублей в месяц.
Необходимое оборудование вместе с ремонтом помещения выйдет в минимальной комплектации примерно в 200-250 тысяч рублей. Конкретный перечень закупаемого оборудования зависит от оказываемых услуг. Их примерная номенклатура такова:
- контрольно-диагностические, электротехнические,
- смазочно-заправочные,
- ремонт тормозной системы,
- ремонт рулевого управления,
- проверка и регулировка тормозов,
- регулировка топливной аппаратуры,
- ремонт двигателей,
- монтажно-демонтажные работы,
- шиномонтажные и балансировочные,
- малярные работы,
- жестяно-сварочные,
- ремонт и зарядка аккумуляторов.
Объем производимых работ будет зависеть также от выбранного направления автосервиса.
Схема работы автосервиса на дому состоит из следующих этапов:
- приемка транспорта, обсуждение, согласование необходимого объема работ с клиентом, выписывание заказ-наряда;
- передача авто в ремонтную зону механику, производящему непосредственные ремонтные работы;
- выходной контроль (осуществляемый главным мастером), возврат машины клиенту.
Оплата труда механиков сдельная – от 20% от стоимости выполненных работ. А у мастера и бухгалтера – фиксированная (от 10.000 рублей в месяц).
Стоит также упомянуть, что например, в России для открытия автосервиса предприниматели часто прибегают к такому конкурентному преимуществу как добровольная сертификация услуг.
Поэтому следует сразу приготовиться к высокой конкуренции в этой сфере предпринимательства.
А значит, придется раскошелиться на рекламу. Причем, не только на обычную – в СМИ и наружную (вывески, рекламные щиты), но и на ее современные виды.
То есть, на баннерную рекламу в Интернете, также на распространение рекламных листовок адресно – по близлежащим жилым районам. На улице – раздача флаеров на парковках, автостоянках и близ магазинов автозапчастей.
Стоимость листовок от 75 копеек за штуку (минимальный заказ – 100 штук). Стоимость баннера от 350 рублей за квадратный метр. Аренда бигборда – примерно 15.000 рублей в месяц.
Таким образом, на открытие автосервиса на дому понадобится минимум 250 тысяч рублей.
Что касается варианта без помещения, то можно организовать другую разновидность предпринимательства в этом же бизнес-направлении: автосервис на дому, но с выездом на дом или иное место (например, офис, или место поломки транспорта). Здесь понадобится грузовой автомобиль для перевозки всего необходимого ремонтного оборудования.
Особенно актуален данный бизнес для экстренных поломок или иных случаев, когда человек не может привезти свое транспортное средство в сервис.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Содержание:
- Распространенные виды автосервисов
- Как выбрать место для будущего автосервиса
- Варианты оборудования
- Регистрация
- Перечень предоставляемых услуг
- Какое оборудование понадобится
- Подбор персонала
- Расширение бизнеса
- Первоначальные затраты и окупаемость
В любом транспортном средстве в процессе эксплуатации возникают различные технические неисправности. Владельцы автомобилей вынуждены искать качественный автосервис, в котором будут проведены диагностика и ремонт. Это всегда актуальная и востребованная сфера, поэтому открытие собственного автосервиса – выгодное предприятие с высоким потенциалом.
Распространенные виды автосервисов
Если вы рассматриваете идею открытия собственного сервиса по ремонту авто, для начала нужно узнать, какие существуют виды подобных организаций.
На сегодняшний день на рынке обслуживания транспортных средств наиболее востребованы:
- Авторизованные сервисы – предприятия узкой специализации, которые занимаются обслуживанием и ремонтом конкретной марки автомобилей. Как правило, они имеют официальный контракт с дилерами.
- Одиночные СТО – сервисы без аккредитации, отличающиеся многопрофильной направленностью и пользующиеся высоким спросом среди владельцев автомобилей.
- Сетевые варианты – фирменные автосервисы с развитой сетью СТО на территории какого-либо одного или даже нескольких регионов.
- Сервисы, оказывающие услуги в индивидуальном порядке. Такие сервисы могут не существовать как таковые. Это один человек или группа лиц, которые проводят ремонтные работы у себя на дому или с выездом на объект (обусловлено сложностью требуемых работ).
На данном этапе перед вами стоит самая главная задача – выбор вида автосервиса. Оптимальным вариантом считается одиночный автосервис. При правильном подходе у вас есть все шансы перевести бизнес в сетевой вариант.
Как выбрать место для будущего автосервиса
После того, как был определен вариант будущего сервиса по ремонту авто, нужно найти подходящее место расположения и подобрать помещение. Оптимальным вариантом может быть как спальный район населенного пункта, так и место рядом с автомагистралью.
При выборе места учитывают не только экономическую целесообразность и собственные предпочтения. Необходимо знать требования, предъявляемые СЭС:
- Помещение для автосервиса не должно относиться к категории жилого объекта недвижимости.
- Открытие автомастерских в общественных зданиях строго запрещено.
- Подключение инженерных сетей (канализация, водоснабжение, отопительная система, проточно-вытяжная вентиляция) – обязательное условие.
- Соблюдение расстояний (не менее 15 м от жилых домов и 50 метров от общественных объектов, например, детских школ, площадок, больниц).
- Наличие смотровой ямы.
- Нормированный уровень естественного освещения.
Для открытия собственного автосервиса рекомендуется использовать гараж, бывший производственный цех или ангар. Площадь помещения – около 250-300 кв. м, с учетом того, что штат сотрудников состоит из 4 человек. Для удобства размещения автомобилей заказчиков следует предусмотреть место парковки рядом с СТО.
Найденное помещение можно купить или взять в аренду. В последнем случае рекомендуется заключить долгосрочный контракт.
Варианты оборудования
Перед получением разрешения на ведение бизнеса следует провести тщательную подготовку помещения, убедиться в том, что все соответствует санитарным нормам.
Чтобы получить разрешение от санитарной службы, нужно выполнить следующие работы:
- Позаботиться о создании надлежащего уровня освещения (приобрести безопасные осветительные приборы).
- Выполнить отделочные работы для смотровой ямы и внутренних стен (рекомендуется использовать керамическую плитку, как оптимальный вариант).
- Выполнить напольное покрытие (предпочтительный вариант – метлахская плитка).
- Оборудовать санузел, установить душевые кабинки, чтобы работники могли следить за собственной гигиеной.
- Оборудовать рабочую зону (установить шкафы для рабочей и верхней одежды).
Дополнительное условие – разделение помещение на отдельные зоны:
- Комната для работников (чтобы обеспечить возможность для отдыха, переодевания).
- Зал для клиентов со всеми удобствами (мебель, телевизор, автомат с кофе).
- Рабочая зона, которую можно также разделить на несколько частей: для проведения диагностики, для крупных работ, для сварки, для рихтовки и т. д.
Минимальная площадь пространства для одного работника должна составлять на менее 5 кв. м.
Регистрация
После завершения подготовительных работ и обустройства помещений, можно приступать к процессу регистрации бизнеса. Выполните следующие действия:
- Выберите подходящую форму (ООО, ИП или другую);
- Обратитесь в орган пожарного надзора для получения специального разрешения;
- Обратитесь в СЭС для проведения проверки, получите разрешение на введение помещений в эксплуатацию с учетом их назначения;
- Заключите контракты с арендодателями, поставщиками услуг;
- Позаботьтесь об утилизации отходов.
Перечень предоставляемых услуг
После оформления всей документации следует задуматься о перечне услуг, которые будет предоставлять автосервис. Вначале рекомендуется выбрать лишь несколько наиболее приоритетных направлений. В дальнейшем список будет пополняться.
Самыми востребованными услугами сегодня являются:
- Автотюнинг;
- Подготовка транспортного средства к продаже;
- Шиномонтаж;
- Работы по ремонту кузова;
- Ремонт силового агрегата и его составных частей;
- Ремонтные работы ходовой;
- Ремонт и установка новых узлов и деталей;
- Диагностика с использованием компьютерного оборудования.
Какое оборудование понадобится
Чтобы сразу приступить к полноценной работе, нужно приобрести оборудование из списка:
- Домкраты и воздушный компрессор;
- Наборы специализированных инструментов (с пневмоприводом, ручные);
- Шиномонтажное оборудование;
- Установка для балансировки;
- Сварочное оборудование;
- Устройства для промывки ТС;
- Стенд для развал-схождения;
- Оборудование для нанесения лакокрасочных изделий;
- Сканер для диагностики;
- Маслозаливочная установка;
- Рихтовочные станки и прочее.
Даже при недостаточном начальном бюджете не стоит отдавать предпочтение оборудованию с низкой стоимостью. Лучше производить закупку качественных систем поэтапно. Закупка дешевого оборудование – серьезные финансовые потери в ближайшем будущем.
Кроме оборудования вы нуждаетесь в различных запчастях и деталях. Потребуется заключить контракты с надежными поставщиками. На первых этапах можно работать по предзаказу. Спустя время вы будете иметь представление о потребностях клиентах, сезонных изменениях в спросе, осуществлять закупку основываясь на этих знаниях.
Подбор персонала
Успех сервиса по ремонту автомобилей напрямую зависит от квалификации автомехаников. Рекомендуется брать на работу специалистов, которые имеют положительные отзывы. Опытные механики быстро и качественно выполняют работу, имеют постоянных клиентов, которых смогут привести к вам.
Если вы планируете иметь довольно большой штат сотрудников, можно взять на работу нескольких студентов, учащихся по данной специальности. Поначалу их можно загрузить подсобной работой, в будущем они смогут выполнять задачи автослесарей, ушедших по тем или иным причинам.
Перечень сотрудников по специализации:
- Подсобники (2-3 человека);
- Механик;
- Специалист по двигателям;
- Электрик;
- Специалист по кузовному ремонту;
- Менеджер (если вы не возложите задачи этого сотрудника на себя).
Также вам требуется инженер по технике безопасности, поскольку с определенной периодичностью могут проводиться проверки. Для ведения счетов также нужен бухгалтер (можно использовать аутсорсинговые услуги или нанять человека на постоянную работу).
Оплата труда является фиксированной и не может быть менее минимальной согласно действующего законодательства. Рабочим следует выплачивать надбавку (30-50%) за успешную работу.
Ваши работники смогут выполнять внеплановые работы («шабашки») в нерабочее время. Предоставьте им помещение, чтобы они смогли обеспечить себя дополнительным заработком. Но делать это можно только в неотведенные для основной работы часы.
Расширение бизнеса
Грамотная рекламная кампания поспособствует повышению узнаваемости вашего автосервиса. Не рассчитывайте на то, что сразу после открытия СТО, к вам рекой потекут клиенты. Нужно подумать над грамотным рекламированием своих услуг.
Рекомендуемые варианты:
- Поработать над фирменным стилем, заказать специальную рабочую форму;
- Разместить рекламу в интернете, местных СМИ;
- Создать веб-сайт автосервиса;
- Сделать визитки с основной информацией о сервисе и раздавать их клиентам.
Первоначальные затраты и окупаемость
Предлагаем ознакомиться с перечнем предполагаемых затрат, который поможет составить грамотный бизнес-план. В основу перечня положены средние расценки:
- Стоимость оборудования: 1 млн рублей;
- Затраты на оформление: 50 тыс. рублей;
- Стоимость аренды помещений: от 50 тыс. до 200 тыс. рублей в месяц;
- Подготовка помещений: около 100 тыс. – 200 тыс. рублей;
- Затраты на расходные материалы в месяц: 80 тыс. рублей;
- Рекламная кампания: около 200 тыс. рублей.
Реальные цены могут отличаться от указанных выше в зависимости от региона расположения автосервиса, выбранных оборудования и поставщиков, а также с учетом прочих нюансов.
В целом начальные затраты составят немного более 1,7 млн рублей.
Для открытия небольшого автосервиса с минимальным перечнем предоставляемых услуг можно ограничиться затратами в 1-1,5 млн рублей. Полнофункциональный автосервис сможет открыть только инвестор, имеющий бюджет в не менее чем 4 млн рублей.
Основные характеристики окупаемости/доходности:
- Средняя прибыль в месяц: от 60 до 350 тыс. рублей (на начальных этапах);
- Срок окупаемости: от 24 до 72 месяцев;
- Рентабельность: от 20 до 40%.
Всем привет!
После того, как я решил рассказать немного о себе, многие люди начали стучаться ко мне в «личку» с просьбой рассказать о том, как лучше открыть свой сервис, что для этого нужно и на что стоит обратить внимание.
Я хочу поделиться с вами своим опытом, это, конечно, не инструкция к успеху, а моя личная история, которая, надеюсь, многим поможет, а кого-то и отпугнет от идеи заниматься этим нелегким делом. Это была долгая дорога, которая в конечном итоге привела к тому, что на прошлой неделе мой кузовной цех отпраздновал 5-летний юбилей.
Свой рассказ я начну с причины, которая меня сподвигла на этот рискованный шаг, — это необходимость. Слесарка на тот момент переживала лучшие времена, но полного перечня услуг мы предоставить просто не могли и часто теряли клиентов, которые из-за отсутствия кузовного ремонта уходили в другие сервисы. Идея открыть автосервис исключительно по направлению «жестянки», родилась сама собой в 2010 году и заставила меня искать помещение для этого проекта.
Найти помещение? Открой доску объявлений и найди? Все просто на словах. Сколько я колесил по Москве и сколько я пересмотрел помещений — одному Богу известно… К сожалению, закончилось всё это печально. Нашел я помещение в идеальном месте недалеко от метро проспект Вернадского. Площадь его составляла около 600 квадратов и уже имелась организованная мойка. Однако хозяин этого помещения оказался не совсем порядочным человеком, взял задаток, продал помещение и слил фирму, оформив её на бомжа в Оренбургской области. Далее последовал суд, который отнесся к ситуации с пониманием и обязал ответчика выплатить мне потерянные 700 000р. Как вы догадываетесь, деньги я так и не получил, а владелец помещения официально объявил себя банкротом.
Такой неудачный опыт меня не остановил. Я продолжал искать другое помещение даже во время судебных заседаний и нашел его между метро Университет и Проспект Вернадского. В этой находке был небольшой подвох — это отопление, которое не было подключено к зданию и, к сожалению, не подключено до сих пор (несмотря на все клятвенные обещания владельца). Как следствие, пришлось устанавливать дизельное отопление, которое съедает достаточно большую часть доходов в зимнее время.
Еще одна моя ошибка — это большая площадь (почти 950 квадратных метров), как следствие, приличная стоимость аренды, коммуналки и её обслуживания. Это одна из главных проблем, которая значительно отсрочила момент окупаемости. Чтобы выйти в плюс, понадобилось порядка двух лет, а кризисы еще больше усугубляли этот процесс. Однако в большой площади есть и большой плюс — это возможность развиваться, а также расширять количество услуг. Например, через пять лет была открыта мойка, а в процессе работы было добавлено еще три полноценных поста для слесарных работ.
Что это я всё о грустном да о грустном? В процессе подготовки к открытию многое пришлось изучить. Не только составить бизнес-план, но и суммировать всевозможные ежемесячные расходы, составить список оборудования и инструментов, организовать штат сотрудников, ремонт помещения, начиная с пола до строительства стен. Стоимость всего этого удовольствия «вылилась» в сумму около 10 000 000р., и это не считая дальнейшие расходы на развитие автосервиса, а также вложения для формирования склада.
Первого марта 2012 года мой автосервис был торжественно открыт! Первое время приходилось заниматься всем: снабжение запчастями, доставка соляры, работа с документацией и бухгалтерией, прием клиентов… и что уж там скрывать… уборка помещений. Именно с этого времени я начал просыпаться всё раньше и раньше, чтобы к открытию сервиса всё было готово к полноценной его работе. Одновременно я стал автобусником, т.к. в семье на тот момент уже было трое детей, да и для перевозки кузовных запчастей обычной легковушки было недостаточно.
Немного о важном. Подбор персонала, особенно управляющих (мастеров-приемщиков), оказался очень сложным процессом. Я склонен доверять людями настолько, что порой эти люди доводят сервис до грани отсутствия окупаемости. Кражи, халатная работа, отсутствие понимания того, откуда берутся клиенты и как с ними нужно общаться. Вот с этими всеми факторами приходилось работать первые три года. Эта работа гораздо тяжелее, нежели взять швабру и помыть полы, притащить двести литров соляры в один заход или завезти запчастей на триста тысяч рублей. Благо на сегодняшний момент коллектив практически сложился и все мелкие проблемы не требуют такого большого внимания.
Время идет, эти пять лет пролетели незаметно, кажется, что вся эта суета была только вчера. Сказать, что все ожидания оправдались — это обмануть самого себя. Если всё будет получаться сразу и легко, будет неинтересно жить. Так что впереди еще много всего интересного и познавательного.
Всем добра и удачи во всех начинаниях!
Я руковожу небольшой станцией техобслуживания автомобилей в подмосковной Лобне уже шесть лет.
В 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, прибыль нашей СТО просела на 80%. Чтобы пережить кризис, пришлось снижать расходы и пересматривать рабочие графики сотрудников. После того как локдаун закончился, я серьезно оптимизировал экономику предприятия и смог увеличить прибыль на 20% даже по сравнению с той, что была до пандемии.
Расскажу, как все было и что я сделал, чтобы пережить трудные времена.
Что за автосервис
В авторемонте я работаю уже более 20 лет, в роли руководителя СТО — шесть. Я не собственник, а наемный менеджер. У нас небольшой автосервис на четыре поста. Постом называют специально подготовленное место для автомобиля, где есть все необходимое оборудование для ремонта — от подъемника до инструментов.
Наш автосервис расположен в подмосковной Лобне. Поток клиентов всегда был небольшой, но стабильный. Приезжают водители как из самой Лобни, так и из Москвы, потому что цены у нас в среднем ниже, чем в столице.
СТО — сезонный бизнес. Меньше всего работы обычно в январе-феврале, когда автовладельцы стараются лишний раз сэкономить на ремонте. В марте-апреле начинается высокий сезон: водители меняют зимнюю резину на летнюю, просят подлатать что-нибудь на кузове, так как зимой аварийность на дорогах выше. Летом снова наступает спад — это время отпусков. А осенью снова много заказчиков: люди приезжают, чтобы заменить резину, подготовить автомобиль к морозам.
Мы выполняем практически все виды работ, которые можно встретить на типичной станции техобслуживания: шиномонтаж, слесарные работы, ремонт кузова и его покраску, диагностику, ремонт двигателя. Последнее — это, как правило, самые дорогие и сложные работы. Кроме машин занимаемся и мотоциклами.
На сервисе работают три мастера-консультанта и шесть механиков. Консультанты принимают заказы, общаются с клиентами, заказывают запчасти и делают бумажную работу. Механики занимаются только ремонтом. Двое из них — сотрудники с высокой квалификацией, которые могут выполнять сложные задачи, связанные с двигателями. Остальные механики специализируются на более простых вещах — например, замене тормозных дисков и колодок, шиномонтаже и так далее, а таких работ примерно 80% от общего объема.
Помимо консультантов и мастеров, у нас есть бухгалтер на аутсорсе. О зарплатах сотрудников я расскажу дальше в статье, но в целом наш фонд оплаты труда до пандемии составлял 980 000 Р, из них 100 000 Р — моя зарплата.
В среднем до коронавируса оборот сервиса составлял чуть больше 3 млн рублей в месяц. До конца 2020 года мы работали по ЕНВД, а после его отмены перешли на УСН по ставке 6% от доходов. Чистая прибыль, которую получали собственники, — около 200 000 Р, в хорошие месяцы могло доходить и до 300 000 Р.
Среднемесячные финансовые показатели автосервиса до пандемии
Оборот | 3 250 000 Р |
Операционные расходы | 3 030 000 Р |
Запчасти и расходники | 1 200 000 Р |
Зарплаты | 980 000 Р |
Аренда | 500 000 Р |
Налоги и страховые взносы | 350 000 Р |
Операционные расходы
3 030 000 Р
Запчасти и расходники
1 200 000 Р
Налоги и страховые взносы
350 000 Р
Как на наш бизнес повлияла пандемия
Снизилось количество клиентов. Меня, как и всех, пандемия застала врасплох. Я до последнего надеялся, что пронесет и нас не закроют. Но не пронесло: 29 марта 2020 года ввели режим самоизоляции.
В Москве и области автосервисам уже через неделю разрешили открыться с соблюдением определенных требований. Фактически мы должны были обеспечить бесконтактную работу: например, владелец авто оставлял машину возле СТО, мастер-консультант сам ее загонял в бокс и затем вывозил уже отремонтированную.
Но нам-то работать разрешили, а вот большинству клиентов выезжать без пропусков было нельзя. Поэтому какой-то период мы обслуживали только корпоративных заказчиков. Электронные пропуска в Московской области отменили лишь 23 мая, а в Москве — 9 июня. При этом отмечу, что клиентов-юрлиц у нас всегда было немного — 10—15% от общего числа, а работы мы для них выполняем те же самые, что и для физлиц. То есть поток заказов упал почти в десять раз.
Появился дефицит запчастей. Официальные дилеры и поставщики попали в список пострадавших отраслей, получили господдержку, много отсрочек по налогам, страховым платежам, аренде и фактически могли позволить себе какое-то время не работать. Это значит, что СТО остались без запчастей.
Ушла часть сотрудников. Два наших механика поддались панике — испугались, что заразятся коронавирусом, и отказались выходить на работу. Это немного меня удивило, потому что у консультантов, которые напрямую общались с клиентами, было больше шансов подхватить вирус.
Один из механиков и до пандемии был не лучшим работником, поэтому когда он уволился, мы не слишком расстроились. А вот что второй отказался выходить на работу, было обидно: парень был толковый. Он ушел и на связь потом больше не вышел.
В итоге в начале апреля 2020 года прибыль у нас упала на 80%, а за месяц мы заработали всего около 50 000 Р. В мае прибыли вообще не было.
Как я снижал расходы
Договорился с арендодателем о снижении платы. Раньше за аренду мы отдавали 500 000 Р в месяц. Во время локдауна многие предприниматели обращались к владельцам помещений с просьбой дать скидку или отсрочку. Мы тоже составили и отправили такое письмо.
Конечно, мы надеялись на полноценные арендные каникулы, но даже скидка была бы неплохим вариантом. Отношения с арендодателем позволяли: шесть лет мы вносили платежи вовремя. Поэтому нам одобрили скидку 50% на два месяца — май и июнь. В итоге платежи снизились до 250 000 Р.
Стало полегче, но этого было явно мало для кризиса, когда показатели падают на 80%. Плюс мы понимали, что и скидка — временное явление: через пару месяцев за аренду снова придется платить по полной ставке.
Оптимизировал графики работы сотрудников. Второй по величине статьей расходов в сервисе был фонд оплаты труда: как я писал выше, на зарплаты сотрудников, без учета налогов и страховых отчислений, мы тратили 980 000 Р с учетом моей зарплаты.
В среднем в авторемонтной отрасли в Москве и области зарплаты следующие:
- механик — 100 000 Р;
- мастер-консультант — 80 000—100 000 Р;
- менеджер по закупке запчастей — 60 000—80 000 Р;
- бухгалтер на аутсорсе — 40 000—50 000 Р.
В нашем автосервисе работали три мастера-консультанта и шесть механиков. Мастера-консультанты и механики получали оклад 30 000 Р плюс проценты от заказа. У одного человека — младшего механика — была фиксированная ставка 60 000 Р без процентов.
Я знаю, что с приходом кризиса многие предприниматели, которые работали в офлайне, пытаясь максимально урезать расходы, первым делом бросились сокращать штат. В нашей сфере это плохая идея. Хороших сотрудников найти потом сложно: почему-то молодежь не особенно рвется в механики. Поэтому приходилось искать альтернативные решения.
Прежде всего я перевел людей с прежнего графика 3/3 на 4/2 и сократил часы работы. Так как количество клиентов уменьшилось, сотрудникам не было смысла находиться в сервисе все время. Если раньше механики и мастера-консультанты были загружены с 09:00 до 21:00, то теперь не имело смысла оставаться позже 17:00. До пандемии каждый работал в среднем по 150—160 часов в месяц, а с началом пандемии стал работать около 128 часов. Пропорционально этому сократились и оклады. Плюс, напомню, мы остались без двух механиков.
В целом ребята отнеслись к ситуации с пониманием: у нас слаженная команда, многие дружат и знают друг друга много лет. Да и люди понимали, что такая ситуация сейчас на рынке везде.
Себе я снизил зарплату со 100 000 Р до 80 000 Р. Еще один сотрудник, напомню, уволился. В результате расходы на оплату труда уменьшились где-то на треть — примерно до 600 000 Р.
Нашел замену ушедшим сотрудникам. В конце мая — начале июня первая волна пандемии спала, и мы постепенно стали восстанавливать объемы. Те двое механиков так к нам и не вышли: ребята стали курьерами по доставке еды, которые в то время зарабатывали хорошие деньги.
Если при небольшой загрузке без этих двух механиков у нас получалось обслуживать всех клиентов, то теперь нет. Тем более что после отмены всех ограничений люди, которые так и не успели поменять зимнюю резину на летнюю, поехали за этим в сервисы.
Мне требовались два новых механика, но с кадрами на рынке была просто беда. Устраиваться на работу приходили совсем желторотые новички, которые сразу хотели оклад минимум 80 000 Р. Но они толком ничего не умели, кроме самых простых вещей вроде замены масла.
Я начал искать сотрудников в регионах, где и зарплатные ожидания ниже, и люди часто адекватнее. Хотя даже там было сложно найти кого-то квалифицированного, да еще и уговорить его в пандемию приехать работать в Москву. Я решил схитрить: дал объявления и на «Авито», и на «Хедхантере», написал, что ищу сотрудников на вахту с режимом 30 дней через 30. Так нашел двух человек, которые согласились приехать в Москву. Один — из Санкт-Петербурга, другой — из Нижнего Новгорода.
Рядом с нашим автосервисом располагался хостел, я предложил снять для вахтовиков в нем комнату за счет фирмы. В итоге получилось немного дороже, чем хотелось бы. При полной загрузке доход у них был бы такой же, как и у коллег, — 80 000—100 000 Р, но еще в 20 000 Р мне обходилось жилье для этих сотрудников. Зато механики оказались опытными ребятами с прямыми руками. Хотя в другой ситуации я, конечно, предпочел бы не устраивать такой нервотрепки и сохранить весь докризисный штат механиков.
В итоге фонд заработной платы вырос, но и штат был укомплектован. Отмечу, что в июне количество заказов только начало восстанавливаться, — все сотрудники работали по минимальной загрузке, соответственно, и получали меньше. В среднем на зарплаты уходило около 750 000 Р без учета налогов и страховых взносов.
Решал проблему с запчастями. С дефицитом запчастей я боролся как мог. Например, мы покупали китайские аналоги, тем более что и клиенты в кризис просили поставить то, что подешевле. Еще я договаривался со знакомыми сотрудниками автосервисов, у которых ситуация с запчастями была лучше: просил продать излишки. К счастью, ограничения стали снимать уже в мае, поставщики постепенно начали работать, и к июню проблема исчезла.
Благодаря всем этим шагам расходы на какое-то время удалось снизить на четверть.
Финансовые показатели автосервиса в июне 2020 года
Оборот | 2 300 000 Р |
Операционные расходы | 2 200 000 Р |
Запчасти и расходники | 250 000 Р |
Зарплаты | 350 000 Р |
Аренда | 750 000 Р |
Налоги и страховые взносы | 850 000 Р |
Операционные расходы
2 200 000 Р
Запчасти и расходники
250 000 Р
Налоги и страховые взносы
850 000 Р
Как помогло государство
В мае 2020 года я прочитал в интернете, что правительство Московской области выделяет субсидии для поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от коронавируса. Суммы солидные — до миллиона рублей. Я скептически относился к идее, что государство в кризис реально поможет маленьким компаниям, а не гигантам, но решил попробовать.
Выяснил, что можно получить безвозмездную субсидию из расчета по 12 130 Р на каждого сотрудника, если компания входит в список пострадавших отраслей. Нам повезло — по кодам ОКВЭД мы входили в категорию тех, кто торгует запчастями для автомобилей. Этот вид бизнеса тоже признали пострадавшим. Поэтому я подал заявку.
Я прикинул, что если отправлять заявку от имени собственников бизнеса, то за 10 сотрудников, включая меня как наемного руководителя, можно получить 121 130 Р за апрель 2020 года и еще столько же за май. Деньги разрешали использовать на любые нужды. Мы решили, что компенсируем часть расходов на зарплаты.
Получить субсидию было непросто. В реестр малых и средних предпринимателей мы попали еще в 2018 году, а вот то, что мы подходим под программу по своим кодам ОКВЭД, пришлось доказывать налоговикам. У них возникла путаница в документах, и на то, чтобы разрешить ситуацию, ушло около двух недель.
Кроме этого, требовалось закрыть небольшую задолженность по налогам — что-то около 800 Р, так как бизнесу с долгами субсидию не давали.
После мне предстояло удаленно подать заявку через личный кабинет налоговой, подписать ее надо было электронной подписью. Последнюю мне пришлось срочно делать — хорошо, помог знакомый программист.
Когда я начал отправлять заявку на субсидию, личный кабинет на сайте налоговой начал зависать. Все получилось, но на день позже. Пришлось немного понервничать, так как заявление необходимо было подать в течение двух месяцев с момента введения ограничительных мер. Я успел почти в последний день — 26 мая.
Забегая вперед, скажу, что ответ пришел почти через три месяца. В начале сентября 2020 года нам перевели первый транш — 80 000 Р. Еще через три месяца прислали оставшуюся сумму — всего мы получили 242 260 Р, как и планировали. Это не много, но все равно ощутимо.
Что я сделал после локдауна
После того как в середине июля 2020 года все ограничения сняли, оборот мы постепенно восстановили — до 3 000 000 Р в месяц. Но и аренда снова выросла до 500 000 Р. А еще получилось так, что все проблемы, с которыми мы сталкивались до пандемии, стали проявляться как под увеличительным стеклом. Например, несмотря на неплохие обороты, я понимал, что как руководитель получаю не так уж и много, да и у собственников были вопросы к доходам СТО.
Это наложилось на мою тревогу о том, что следующий такой кризис бизнес может и не выдержать. Я стал проводить в сервисе по 12—14 часов в сутки, что не очень хорошо сказалось на отношениях с родными. Потом понял: пока я не сошел с ума, надо что-то менять.
Проанализировал заказ-наряды. В конце 2020 года я решил проанализировать заказ-наряды за последние полгода. Заказ-наряд — это документ, в котором указана стоимость всех работ и запчастей на конкретную услугу. Фактически это договор с владельцем авто.
Получилось, что самыми популярными работами у нас были:
- замена фильтров: воздушного, салонного и топливного;
- замена свечей;
- замена масла;
- работы с тормозной системой: замена тормозной жидкости, дисков и колодок;
- ремонт подвески.
Средний чек по всем работам составлял около 9500 Р. Практически всегда механики использовали расходные материалы — очистители, смазки, шайбы, уплотнители, клипсы и так далее. Однако выяснилось, что в половине случаев их цена почему-то не входила в стоимость работ. Сервис терял на этом деньги.
Реальный пример: мастер-консультант оформляет заказ на ремонт бампера у Тойоты, вносит в наряд цену нового бампера и указывает стоимость работы механика. Сам же бампер фиксируется на автомобиле небольшими клипсами. Их цена невелика — 20—25 Р за штуку. Но для установки бампера конкретно на эту модель нужно сразу 15 клипс. Убыток сервиса — 300—375 Р.
Я начал разбираться в ситуации. Оказалось, что некоторые консультанты просто не добавляли подобные мелочи в заказ-наряд, так как стоят они дешево. Я долго возмущался, так как, по моим расчетам, эти расходники уменьшали нашу выручку примерно на 7%. Надо было думать, как решить проблему, чтобы ни мне не надо было контролировать ситуацию, ни у мастеров-консультантов это не отнимало много времени.
Я поспрашивал коллег из других СТО, кто и как решает подобную проблему, почитал обсуждения на форумах в интернете. Выяснилось, что многие руководители автосервисов часто сталкиваются с подобной ситуацией. Когда консультант вносит информацию о работе и расходных материалах вручную, это чревато ошибками. В результате средняя доходность в пересчете на один заказ-наряд снижается.
Например, по нормативам при ремонте детали надо провести диагностику — это обязательно, если ремонт проводят качественно. Но если мастер-консультант забудет включить эту дополнительную работу в наряд, то механик потратит на нее свое рабочее время, но ничего не заработает. И сервис тоже.
Поменял CRM-систему. Чтобы решить обе эти проблемы — недоучет расходных материалов и неоплачиваемая работа, я решил поменять на нашем автосервисе CRM-систему. Компьютерная программа должна была максимально автоматизировать эти процессы, чтобы избежать человеческого фактора.
Обычно такие программы ставят сетевые автосервисы, которые работают по франшизе: система входит в пакет для франчайзи. Но последние годы на рынке появлялись решения и для небольших СТО. Мы, например, пользовались программой «1С Альфа-Авто», но нужных функций там не было. Это ПО позволяет планировать загрузку сервиса, заказывать запчасти, установить систему мотивации для сотрудников. Но там, например, отсутствуют нормативы для разных видов работ и инструкции по ремонту.
Я проанализировал предложения от трех компаний. Все три CRM-системы различались набором функций. Но первые две нужно было обязательно сочетать с другими программами, например с базой по ремонту автомобилей «Автодата». А это дополнительные расходы и лишняя работа для мастеров-консультантов.
К третьей же я когда-то присматривался: это франшиза для автосервисов, но вкладываться в переход под бренд ни я, ни собственники были не готовы. А тут можно было купить главную фишку франшизы — программу, но не надо переходить под чужой бренд. Система понравилась тем, что все нужные функции были в наличии: CRM, программа по автоподбору запчастей и ремонтных работ, инструкции для механиков, система мотивации для сотрудников. У нас это были разные программы: приходилось постоянно переключаться, а еще платить за лицензию на каждое ПО. В итоге на этой третьей системе из списка я и остановился.
По стоимости получилось дороже, чем у конкурентов. За год пользования базовым тарифом наш автосервис заплатил почти 100 000 Р. И это с учетом пятипроцентной скидки, которую давали при оплате подписки сразу на 12 месяцев. Но результатом я был доволен. Например, наряд-заказы теперь заполнялись автоматически, я перестал контролировать многие процессы.
Еще в программу встроена система мотивации для сотрудников. От фиксированных процентов с заказа мы перешли к так называемой выработке. Она считается на основании нормочасов, и для каждого вида задач своя, зависит от их сложности. Например, стандартная ставка за простую работу вроде замены тормозных колодок — 300 Р за нормочас. Это значит, что механик получит 300 Р за час такого ремонта. Если же он занимается двигателем, то ставку можно поставить уже 500—600 Р за нормочас.
Поясню, в чем выгода. Представим, что мы платим механику 300 Р независимо от того, за час он поменял колодки или за 40—45 минут. Час — это, скорее, усредненная норма, но можно же работать и быстрее. То есть механик мог на 15—20 минут раньше включиться в работу над другим заказом. При большом потоке клиентов не приходилось отказывать или заставлять посетителей долго ждать. Клиенты не уходили, механики и сервис могли заработать больше. Выиграли все.
К самой программе, конечно, пришлось привыкать, но это было головной болью, скорее, для мастеров-консультантов, которые трудятся за компьютером. На то, чтобы разобраться в ПО, мы потратили пару месяцев, а новую систему мотивации внедрили примерно к декабрю.
В результате пропускная способность автосервиса выросла в среднем на 250 автомобилей в месяц: с 450 до 700 машин. В том числе и благодаря тому, что консультанты теперь работали в одной программе, а не в нескольких, могли быстрее обрабатывать заказы и, как следствие, принимать больше клиентов.
В результате прибыль бизнеса за шесть месяцев выросла на 12%, а если считать по году, с июля 2020 по июль 2021, то на 20%.
Финансовые показатели автосервиса в сентябре 2021 года
Оборот | 3 850 000 Р |
Операционные расходы | 3 500 000 Р |
Запчасти и расходники | 1 400 000 Р |
Зарплаты | 1 100 000 Р |
Аренда | 500 000 Р |
Налоги и страховые взносы | 500 000 Р |
Операционные расходы
3 500 000 Р
Запчасти и расходники
1 400 000 Р
Налоги и страховые взносы
500 000 Р
Какие выводы я сделал из всего этого
- Если платить аренду в срок и дружить с арендодателем, то во время кризиса это поможет договориться об отсрочке, арендных каникулах или скидке. Мы за счет этого смогли сэкономить полмиллиона рублей за два месяца. Все благодаря тому, что до этого платили вовремя и не имели конфликтов с владельцами помещения.
- Если основной ресурс бизнеса — это опытные кадры, стоит подумать, как сохранить штат в случае кризиса и как долго этот запасной план сможет действовать. Например, можно заранее прикинуть, получится ли договориться с сотрудниками, чтобы снизить на какое-то время зарплату за счет сокращения рабочего времени или изменения графика.
- Процессы, которые требуют постоянного контроля, стоит автоматизировать, если это возможно. Так, мне нужно было увеличить эффективность и скорость работы сотрудников, а также их мотивацию. А это, в свою очередь, помогало нарастить оборот. Тем более что расходы на запчасти тоже выросли, в том числе из-за изменения курса доллара. То есть нам было жизненно необходимо увеличить эффективность всей СТО. CRM-система была нужна еще и потому, что ценообразованием по тем же расходникам часто занимались рядовые сотрудники, которые не особо вникали в экономику всего бизнеса. Автоматизация же позволила повысить прибыль в среднем на 12%.
- Не надо стесняться обращаться за помощью к государству. В серьезный кризис власти часто реально помогают предпринимателям. Кажется, что небольшому бизнесу субсидии получить нереально, но, как показал наш опыт, система работает.
Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Источник
Полулегальная аренда и резина за хорошую работу
Дария владеет автомастерской в Бирюлево, это спальный район Москвы. А еще ей 28 лет и она собирает двигатели.
Автомастерская от 150 000 рублей
У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.
Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей. Есть три типа автомастерских:
Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Я рассказываю о таких мастерских.
Самое дешевое — открывать автомастерскую с мелким ремонтом, а дорогое — с мультибрендом. Расходы есть разовые, а есть регулярные. Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти. Примерно может получиться так:
Платить ежемесячно
Аренда 10 м 2
Мои расходы: 200 м 2
умещается одна машина и подъемник
умещается три машины и четыре подъемника, есть малярка
300 000 ₽ на пятерых
Орграсходы: мыло, бумага, пицца
Разовые расходы для открытия
Мелкий ремонт
Мультибренд
1 шт. — 100 000 рублей
4 шт. — 400 000 рублей
Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.
В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Обычно все получают процент от платежа клиента. Отремонтировал на двадцать тысяч рублей, у механика — процент с этих двадцати тысяч. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу.
Стоимость коммуналки зависит от сезона. Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.
Полулегальная аренда гаража
Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Это бред. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.
Мой выбор — гараж. На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование.
Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности. Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил.
Вот что надо знать о гаражах.
Внешний вид гаража не так важен. Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра место стульев, зато чинили без обмана. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская. Если чинят хорошо, клиенты придут.
Аренда гаража — всегда полулегальная. Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.
В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами.
В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.
Гараж сложно искать через Авито или ЦИАН — один развод. Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.
Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.
В помещении нужны туалет, душ, раковина. Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.
Нефраст, бензин, масло, отработка окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения. Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха.
Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Как-то у меня сгорела мастерская. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.
Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно. Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать.
Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.
Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.
Рабочий день с девяти утра до часа ночи
Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем. Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю.
Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю вотсап и фейсбук, отвечаю и записываю клиентов. В мастерской я в десять. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.
В среднем за час — девять обращений клиентов. Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.
Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам. Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом.
Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Почти все детали заказываю в «Авторуси». Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.
Некоторые штуки покупаем отдельно. Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.
Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Я их чередую. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность.
Постоянно ищу партнеров. Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что.
Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.
«Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить»
Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были жигули, и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Сначала работала в мастерской над подхвате: ключи принести, масло заменить. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту. Я вижу, сделано как надо или нет.
Клиент привез машину с убитым капотом Ауди-80 1983 года:
Шкурим и покрываем капот грунтом. Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать.
Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.
Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом. Он помогает материалам лучше сцепляться.
Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки. Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске.
На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки. Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили.
Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.
За обман — увольнение, пьянку можно простить
У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник. Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика.
Есть стажеры. Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.
«В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины»
Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Запой — это жесть. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.
У меня несколько способов борьбы. Могу выдать не всю зарплату, а только тысячу: добраться домой, поесть и вернуться. И так дня три. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. На тысячу особенно не выпьешь, и спорить со мной бесполезно, только увольняться.
Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же тысячу. Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, и куда переводить деньги, если что.
Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Никакого похмелья в мастерской. День дома — дорого, за день десятку, бывает, заработаешь, и ребята это знают.
За драками слежу. То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент?! Ты?!» — и давай, как дети. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать». Примерно так, только с матом.
Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — типа деньги нужны. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.
Нельзя на сто процентов быть уверенной, что ребята придут вовремя. Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.
Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Знаете, как бывает в автомастерских? Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем. Увижу — увольняю без оплаты за неделю».
К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Всё думают, что я прикидываюсь. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю. Старичкам не прощаю.
Ребята у меня не воруют. Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например свою и друга». Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы.
Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.
Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. В среднем механик зарабатывает по 100 000 в месяц, но я плачу выше рынка. Если прямо упахался, может 180 000 выбить.
Подарки и штрафы за работу
Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет мерседес, — значит, его берет Миша, а не Ваня.
Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.
Есть смешные разговоры:
— Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова? Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались?
— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.
Бывает, штрафую. У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Кто за ними будет убирать? Просила месяц, не убрали — отлично. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Вот и всё: каждый лишился по пятьсот рублей.
Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Обычно так: либо перевожу на оплату «по тысяче рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Можно весь день набегаться, а заработать восемьсот рублей.
Премии тоже есть. Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше тысячи с одного заказа.
У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Прошел день ударно — с меня пицца. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Бывает, какие-то мелочи, типа коврика в машину, например. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.
Полиция и драки
Любой бизнес в любой стране могут отнять. Захотели, нашли повод, отняли. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «о ужас-ужас, что происходит».
Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.
Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. Они дальше нажимают, типа: «Мы документы проверим». Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать». У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться.
Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой.
«Давили: ко мне придет одна проверка, вторая. И так — сквозь зубы, как с тряпкой»
Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Они уехали. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать, у кого с документами проблемы.
Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Подъехал полицейский, думаю: ну всё, штраф. Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.
Есть смешной случай. Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.
Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. В общем, не за нами пришли.
Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. Пока собираю вещи, думаю: как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, типа шкаф разобрала — и бегом к машине.
Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Желтая лента висела, а никого не было. Из этого гаража выехала, сняла другой.
Цветы и холодильник от клиентов
В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская. У клиентов есть диванчик и особые чашки.
К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.
В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.
С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё. Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент.
С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. Если нет, так нет. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.
Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.
«У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок»
Парень приехал доделывать мотор. Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень злится: оказывается, друг взял с него шестьдесят тысяч и обещал всё сделать. Механик разводит руками: нет ничего. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень стучал кулаком в диван.
Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.
Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.
Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.
Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в фейсбуке кинуть пост: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера. Обычно кто-то откликается.
Реклама — отзывы клиентов и СМИ
Я не плачу за рекламу. Вся реклама — моя страница в фейсбуке, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.
Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут. Могут записать аудиосообщение в вотсапе, но чаще выкладывают в фейсбук.
Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, и так по цепочке. Поэтому пока никакой дополнительной рекламы.
Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Это ценно.
РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе. По-прежнему много сердобольных комментариев типа «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд».
Нападки из-за пола
За шесть лет работы с машинами чего только не было. Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. Клиенты уезжали.
Был случай, который обошел полфейсбука. Парень приехать чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», и он потребовал снять машину с подъемника. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его этим оскорбила.
Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Вот приехал клиент, видит меня и механика. Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой». Механик ничего толком не говорит, кивает на меня и типа: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей».
«Его унижает разговор о машине с „бабой“»
Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, и всё вежливо и спокойным голосом.
Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Если клиент поверил, он уезжает довольным. У мастерской двадцать постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен.
Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Типа, они всё равно ничего не понимают. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.
Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Никаких шуточек и презрения. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь.
Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Источник