Рост интенсивности товарооборота стимулирует ритейлеров оперативно реагировать на ИТ-новации в логистике. Модели, которые сегодня кажутся российским ритейлерам еще необязательными к внедрению, через пару лет должны стать привычной рутиной, иначе трудно будет догнать западных и азиатских коллег.
Склады ритейлеров имеют довольно высокий уровень автоматизации как с точки зрения оборудования, так и с точки зрения систем управления. Это объясняется особенностями розницы, для которой характерны мелкоштучный и штучный отбор, высокая интенсивность хранения, ASN-приемка, штучный учет продукции из-за необходимости введения обязательной маркировки отдельных категорий товаров.
«Пример автоматизированных складов — распределительные центры ТД «Эра» (управляет сетью дрогери «Улыбка Радуги»), где применяются такие технологии, как отбор посредством автоматизированного конвейера-сортировщика, pick-to-cart, pick-to-light и pick-to-belt, — рассказывает руководитель отдела маркетинга «Солво» Даниил Першин. — Или ритейлера одежды премиум-класса Lady and Gentleman СITY, применяющего RFID-технологию для маркировки и учета шуб, автоматизированную стеллажную систему по организации хранения одежды на вешалках, оборудованную конвейерами и лифтами, управление маршрутизацией грузов».
Ритейлеры, как правило, автоматизируют все основные складские операции — приемку, размещение, внутренние перемещения, пересчет, планирование заказов, отбор, пополнение зоны отбора, упаковку, отгрузку, погрузку в автотранспорт.
Но на более глубокие уровни — применение математических методов для моделирования склада, внедрение систем мониторинга, полная роботизация — выходят пока немногие.
Логистические ИТ-системы и процесс автоматизации склада, по мнению директора продуктового офиса BIA Technologies Антона Рудашевского, можно разделить на несколько уровней:
- внедрение учетных систем (как правило, ритейлеры применяют ERP или WMS);
- применение математических методов для построения модели склада и складских процессов;
- системы мониторинга и трекинга;
- роботизация склада.
Рассмотрим все по порядку.
Эволюция учетных систем
Первая категория систем — простые учетные системы, отражающие бизнес-события или факты и работающие в полуручном режиме: человек заносит в систему информацию, которая распространяется по другим информационным системам согласно заложенным правилам и настроенным бизнес-процессам. «Эти системы есть почти у всех, — рассказывает Антон Рудашевский. — Сегодня трудно найти склад, не имеющий цифровой таблички, в которую вносятся категории, место их размещения, количество, время приемки и отгрузки».
Функционал и возможности учетных систем постоянно расширяются. Актуальная тенденция развития: интеграция WMS-систем с высокотехнологичным оборудованием, таким как системы оптимизации погрузки палет в автотранспорт, системы измерения ВГХ-груза, системы видеонаблюдения, склады-автоматы и сортировщики палет, AGV, дроны и т. д.
Отмечается еще одна тенденция — поставщики WMS создают единые платформы уровня «исполнение цепей поставок» (SCE — Supply Chain Execution) и шире — «управление цепями поставок (SCM — Supply chain management). На рынке отмечается появление модели продаж по технологии SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как услуга. В системы управления внедряются новые механизмы.
«В последнее время применяются облачные технологии для управления несколькими распределенными складскими комплексами, например, решение «Удаленный склад», — рассказывает Даниил Першин. — Практикуется управление коммерческой деятельностью склада (Billing), управление человеческими ресурсами (Labor management), включая мотивационные механизмы, интеграция с системами голосового управления складом, применение на складе мобильных устройств гражданского назначения на базе ОС Android, RFID. Появились многочисленные механизмы по автоматизации приемки на склад, как с использованием принтеров-аппликаторов, так и без, механизмы группового отбора, оптимизации хранения, инвентаризации склада с помощью дронов и самоходных штабелеров».
Система управления складом требует учета особенностей и потребностей конкретного ритейлера. Как правило, доработки WMS могут быть существенны в случае необходимости интегрировать систему с узкоспециализированным оборудованием склада — определенными моделями систем хранения или сортировщиками заказов, системами оптимизации погрузки или хранения, мобильными стеллажными системами, не имеющими стандартизированных интерфейсов для интеграции, и так далее. В остальных случаях требуется настройка уже существующего функционала.
Основные критерии выбора WMS: бюджетные ожидания, степень соответствия предлагаемого решения в рамках тендера требованиям RFP в плане функционала, производительности и опыта компании в конкретной области (например,
продуктовый ритейл
или ритейл одежды и обуви).
Даниил Першин, руководитель отдела маркетинга компании «Солво».
Важным параметром выбора WMS является возможность компании-вендора предоставить решение «под ключ», включающее оптимальный микс лицензий на ПО, оборудования и услуг .
В последнее время для ритейлеров становится очень важным опыт вендора WMS в области автоматизации складов e-commerce и fulfillment центров.
В оптимизации и автоматизации складских процессов помимо систем класса WMS могут использоваться системы или модули оптимизации отдельных процессов внутрискладской логистики: система укладки коробов на палете, укладки в автотранспорт с учетом нагрузки на ось, измерения масса-габаритных характеристик груза, низкоуровневые (уровень управления на уровне контроллеров оборудования) системы управления классов WCS и MES.
Методом математического моделирования
Следующий уровень автоматизации — применение математических методов для моделирования, оцифровка топологии и активов склада. Построение модели позволяет создавать идеальную картину склада, предиктивно смотреть на процессы, не только внутренние, но и внешние — складской двор, грузовые потоки между складами, перевозка из центрального хаба на локальные и так далее. «Методами моделирования в России пользуются 10—15% складов, — считает Антон Рудашевский. — Эта категория автоматизации у нас находится в зачатке, так как логисты на местах хотят ограничиться собственной экспертизой и идти по методу проб и ошибок, но практика показывает, что это ведет к рискам и негативным затратам».
Третья категория — системы мониторинга и трекинга. Это технологии, позволяющие оцифровать передвижение объектов (грузы, погрузчики, люди) внутри склада в режиме реального времени, сопоставить идеальную математическую модель с реальными процессами и оценить, насколько они реализуются в рамках составленной модели. Внедряются компаниями, осознавшими, что уровень ручной оптимизации уже не дает им возможности развиваться. Пока этими технологиями пользуются единицы.
Четвертый этап — роботизация склада. Отсутствие ручного труда, роботы-тележки, способные перемещать палеты по территории склада, системы, работающие с этажностью стеллажей, и так далее. Движение в сторону роботизации — мировая тенденция, вызванная необходимостью ускорения логистических процессов и повышения точности управления товарными запасами. Особенно актуальна для сегмента e-commerce. Известно, что гигант интернет-торговли — компания Amazon — роботизировала свои склады.
«Роботизация имеет технологические ограничения, — рассказывает Антон Рудашевский. — Робот не может возить сначала арматуру, потом айфоны, поэтому подходит только для работы с однотипными грузами. В этот сегмент попадают многие e-commerce-ритейлеры, продающие однотипные, мелкогабаритные товары, что дает им возможность полностью роботизировать склады. Думаю, пока в России найдется не больше одного десятка компаний, внедривших роботов на складе».
Обязательный этап
Почему не происходит массовое внедрение роботизации даже в компаниях, оперирующих однотипными и одноразмерными товарами? Одна из фундаментальных причин — отсутствие четкого построения бизнес-процессов.
«Во многих компаниях процессы неточно сформулированы, непонятны, поэтому между ними нельзя выстроить взаимосвязь, — поясняет Антон Рудашевский. — Плохо построенный процесс можно оцифровать, но он не будет работать. «Цифру» нельзя «подкрутить», «цифре» нельзя позвонить, с ней нельзя договориться, она работает по заданным правилам и нормам, и если что-то не стыкуется, автоматизация не получится. Я уверен, многие хотят переходить на более высокие уровни цифровизации, но не готовы к подобным внедрениям. Придется сначала заниматься процессами более низкого уровня. И если учетные системы есть у всех, то математическое моделирование и анализ движения объектов на складе применяет минимальное количество компаний».
Внедрение технологий, связанных с моделированием склада и процессов, тормозят отсутствие достаточного предложения и недоверие ритейлеров к сторонним разработчикам.
Система услуг построения модели склада в России довольно молодая. Хедлайнеры этого направления начинали с формирования внутри своей компании математических команд для решения конкретных локальных задач. Например, такова история компании «Деловые линии», которая сформировала департамент математиков и успешно решала свои задачи автоматизации. Через 3—4 года успешных решений компания стала выводить услуги на внешний рынок.
Проблема в том, что сами математики — производители решений — обычно люди некоммерческого склада, и из таких коллективов редко получаются предпринимательские команды, которые не только создают, но и упаковывают, и продвигают свое решение на рынок. Поэтому в России временной разрыв между успешным применением математического решения и выводом его на рынок в виде услуги составляет 3–4 года.
С короткими спринтами
Сегмент крупной заказной разработки на российском рынке постепенно сокращается. За годы крупных комплексных ИТ-внедрений у ритейлеров накопился немалый негативный опыт, ставший причиной снижения доверия к компаниям-разработчикам.
Нередко выяснялось, что компании не получили тех возможностей и опций, на которые рассчитывали, стоимость решения оказывалась более высокой, чем планировалось, а внедрение проходит так долго, что за это время успевал измениться сам бизнес.
Нарастает новый тренд — продуктовые разработки в короткие сроки. Компания-разработчик создает минимальный продукт — MVP (minimum viable product), с которым идет к клиенту. Клиент доводит этот продукт до ума силами либо собственных программистов, либо разработчиков продукта. В модели MVP используются гибкие методологии разработки, в том числе agile-подход, разработка части продукта силами выделенной команды (scrum-команда) с недельным сроком исполнения (спринтом) и приемкой работ. При таком подходе уменьшаются риски, имеется возможность сразу попробовать, как решение работает на практике, выявить ошибки и внести корректировки.
Таким образом, ИТ-услуги становятся более понятными и короткими в реализации: если раньше проекты внедрялись 8–14 месяцев, то сейчас 3, максимум 6 месяцев.
«Клиенты стали более требовательными к готовности продукта, — рассказывает Антон Рудашевский. — Разработчики должны предоставить качественную, короткую и приемлемую по деньгам услугу, которая будет объединена с бизнес-эффектом. Если раньше продукт разрабатывался по требованиям клиента, то сейчас — по потребностям: клиент формулирует проблемы и бизнес-потребности, а разработчики адаптируют эти потребности в ИТ-решения и несут ответственность не за выполненное ТЗ, а за конечный результат внедрения».
Обзор актуальных решений
С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Расскажем о нескольких самых известных, а также инновационных ИТ-решениях в логистике, которые будут представлены в рамках выставки.
Наиболее распространенные программные продукты, внедренные и работающие на многих РЦ, складах и в логистических компаниях сделаны на «1С». Их можно будет увидеть на стенде компании «1С-Рарус».
«1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом КОРП» — это комплексное решение для транспортной экспедиции, позволяющее управлять собственным автопарком, контролировать работу наемного транспорта, учитывать различные виды перевозок, в том числе сложные, мультимодальные, LTL- и FTL-перевозки.
Продукт актуален для транспортно-логистических компаний, для транспортных подразделений производственных, торговых и прочих организаций с собственной службой доставки, в том числе интернет-магазинов. В основе решения — опыт «1С-Рарус», полученный на проектах в компаниях ПАО «АВТОВАЗ», ГК WETT, «Еврологистик» и других.
Сейчас систему успешно используют сотни компаний-клиентов «1С-Рарус»: АО «Милитцер и Мюнх», ООО «ИксПиО Лоджистикс Фреш», ООО «Брозэкс», Star-Cargo Berlin GmbH, ООО «Очаковская логистическая компания» («О.Л.К.«), ООО «Карго траст», ООО «Агат-Транс», «АЛРОСА-ТЕРМИНАЛ», ООО «РАЙДКАР», ООО «Фреш Фрост Транс» и многие другие.
«1С:Управление Автотранспортом. Проф» — совместное решение фирмы «1С» и компании «1С-Рарус», предназначенное для автоматизации управленческого и оперативного учета работы автопарка: в автотранспортных предприятиях; в транспортных подразделениях торговых и производственных компаний; в прочих компаниях с различной отраслевой спецификой.
Программа широко известна в среде российских автотранспортных предприятий, ее успешно используют ПАО «АВТОВАЗ», ФГУП «Почта России», ПАО «РусГидро», ГК «Бавария», ООО «Дикси Транс», ООО «Каршеринг Руссия», УК «Татнефть-ТрансСервис», ООО «Компания Востсибуголь», ООО «ГазпромТрансгаз Югорск», ОАО «Региональные электрические сети» и другие компании, обладающие автопарками более чем из 100 транспортных единиц, и в том числе такие, размер автопарков которых превышает 10 000 транспортных единиц.
Компания «Солво» планирует представить новую концепцию управления логистическими объектами — Solvo. SCE. Эта концепция соответствует тренду создания единых платформ уровня SCE (Supply Chain Execution) и SCM (Supply chain management), когда конкретные решения формируют единую интегрированную платформу, в которую по мере развития бизнеса легко встраиваются новые модули и продукты посредством сервисно-ориентированной архитектуры (SOA).
Платформа объединяет флагманские решения Solvo. WMS для управления складом, Solvo. TOS для управления портами и контейнерными терминалами, Solvo. Yard для управления складским двором и Solvo. Billing и Solvo. WEB для управления взаиморасчетами с грузовладельцами / заявками от контрагентов.
BIA-Technologies представит на выставке несколько новых для рынка решений.
BIA-Экспертиза — комплекс услуг по адаптации работы систем «1С» к растущему бизнесу компании. BIA-Экспертиза осуществляется компанией BIA-Technologies в рамках проекта фирмы «1С» — Центры корпоративной технологической поддержки (ЦКТП).
Как правило, рост компании и увеличение нагрузки на систему влечет за собой ошибки, необходимость изменять настройки или срочно докупать «железо». BIA-Экспертиза решает задачи масштабирования системы, помогает справиться с большинством проблем при работе с системой автоматизации — от «помогите сделать работу быстрее» и до проведения масштабных мероприятий по эмуляции работы продуктовой среды.
В рамках экспертизы проводится нагрузочное тестирование, позволяющее определить поведение информационной системы в измененных условиях. Подобная работа была проведена для компании «Деловые линии».
«Тракт» — автомобильный навигатор с картографией, разработанный под нужды водителей грузового автотранспорта. Навигатор действует следующим образом: водитель вводит в приложение параметры своего грузовика, а система прокладывает путь, учитывая все особенности и ограничения для грузовиков (может ли данная фура проехать под мостом, разрешено ли по дороге ехать большегрузу, если можно, то в какое время и т. п.). Приложение запущено в середине 2018 года, к марту 2019 года у него уже свыше 30 000 постоянных пользователей.
BIA Proximity — высокоточное отслеживание объектов в режиме реального времени при помощи технологии iBeacon. Пилот реализован на российском заводе, производящем удобрения: сотрудников отслеживают при помощи Bluetooth-сигнала на мобильные устройства, а местоположение техники и продукции завода определяют по маякам. Такое отслеживание позволяет в реальном времени понять, где находятся активы, когда актив использовался в последний раз, кто или что вступали в контакт с активом и т. п. В итоге сокращается время на отслеживание, особенно на большой территории, предотвращается воровство, ускоряются сроки инвентаризации и т. п.
Антон Рудашевский, директор продуктового офиса BIA Technologies
Внедрение ИТ-решения обязательно должно иметь бизнес-эффект, снижать потери и приносить прибыль. Иначе это не инновация, а просто исследовательский опыт, R&D.
Выставка TransRussia — это концентрация компаний, связанных с логистикой, платформа, на которой разработчики могут показать свои возможности и получить от бизнеса обратную связь.
С 15 по 17 апреля в «Крокус Экспо» будет проходить крупнейшая Международная выставка транспортно-логистических услуг и технологий TransRussia. Все ИТ-решения транспортной отрасли — здесь. Получите бесплатный билет, используя промокод tr19iTALA.
Виктория Максимова, Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные
рассылки,
а также на каналы
Telegram
,
Vkontakte
,
Яндекс.Дзен
чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте «Retail.ru» в свои источники в
Яндекс.Новости
Автоматизация приобретает все большее значение в работе любого современного предприятия. Это в полной мере относится и к логистике. Автоматизация позволяет упорядочить и упростить многие сложные задачи, связанные с процессом управления цепочками поставок, хранения и доставки товара, что позволяет предприятиям снизить затраты, повышая эффективность и качество обслуживания клиентов.
В этой статье мы обсудим преимущества автоматизации логистических процессов, а также то, какие типы процессов могут быть автоматизированы. Кроме того, расскажем, как лучше всего оптимизировать транспортную логистику интернет-магазинов.
Преимущества автоматизации логистики
Преимущества автоматизации управления логистикой многочисленны.
- Помогает снизить затраты на рабочую силу предприятия за счет уменьшения количества ручного труда, необходимого для выполнения задач по управлению логистическими процессами
- Повышает точность и ускоряет время доставки за счет исключения человеческого фактора из рабочих процессов.
- Отслеживает отправления и обеспечивает своевременную доставку заказов и других процессов внутренней и внешней логистики
- Автоматизированные системы могут предоставлять клиентам информацию о заказах в режиме реального времени и облегчать отслеживание отправлений. Это способствует укреплению доверия и лояльности клиентов, поскольку они знают, что их заказы обрабатываются эффективно и точно.
- Автоматизация может быть использована для обеспечения лучшей видимости цепочки поставок для всех заинтересованных сторон, участвующих в процессе — от поставщиков до клиентов, что позволяет компаниям выявлять потенциальные узкие места до того, как они станут проблемой.
- Позволяет стандартизировать и унифицировать документооборот компании, избавив сотрудников от лишней бумажной волокиты
В целом, нет никаких сомнений в том, что автоматизация обладает огромным потенциалом, когда речь идет о современных логистических процессах — от снижения затрат до улучшения обслуживания клиентов, что делает ее эффективным инструментом для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными на своем рынке.
Какие логистические процессы можно автоматизировать
Современные технологии позволяют автоматизировать практически любой логистический процесс.
Планирование: инструменты планирования позволяют предприятию принимать более обоснованные решения на основе таких данных, как график поставок, структура спроса клиентов и уровень запасов
Отслеживание: автоматизированные системы отслеживания позволяют предприятию контролировать поставки в режиме реального времени
Управление запасами: компании могут использовать системы для отслеживания уровня запасов на нескольких складах или магазинах
Выполнение заказов: автоматизированные системы выполнения заказов позволяют клиентам быстро доставлять заказы с минимальными усилиями, даже если у них нет большого логистического отдела выставление счетов и счетов-фактур: системы
Выставления счетов и счетов-фактур: помогают упростить процесс быстрой генерации точных счетов-фактур
Обслуживание клиентов: автоматизация рутинных процессов предприятия позволяет быстрее реагировать на запросы клиентов через электронную почту или службу поддержки чатботов
Управление службами доставки: возможность организовать оптимальную систему распределения заказов по службам доставки, благодаря чему продавец сэкономить на логистике, товары будут приходить быстрее, а также увеличится выкуп заказов
Автоматизация управления логистикой — это дорого?
Пожалуй, большинство людей воспринимает автоматизацию логистических процессов на предприятиях как что-то связанное с роботами из фильмов о будущем. Например, складом, в котором всю работу, в том числе прием, сортировку и отгрузку товаров производят автоматизированные системы, а люди в этом процессе либо не участвуют вовсе, либо просто контролируют рабочие процессы. Также средством автоматизации основных процессов транспортной логистики могут служить беспилотные автомобили, дроны, роверы и прочие транспортные средства, управляемые предприятием дистанционно или вообще без участия людей.
Еще один вариант автоматизации транспортной логистики предприятия — это разнообразные телематические системы, которые интегрируются в автомобили и позволяют контролировать их передвижение, состояние водителей, расход топлива и т.д. Действительно, все эти устройства и сервисы стоят очень дорого, но они нужны только огромным компаниям со своим многочисленным автопарком, логистическими центрами и большим запасом денег. Обычным интернет-магазинам это не нужно, но тем не менее они тоже могут автоматизировать свои логистические процессы. Сделать это можно с помощью соответствующих сервисов по автоматизации бизнес-процессов.
Простой пример — программа excel позволяет автоматизировать многочисленные расчеты, экономит очень много времени и ресурсов, а пользоваться ей может практически любой. И подобный «excel» есть практически для любых процессов в логистике, нужно только знать, какое решение, в т.ч. логистическое, подойдет для нужд конкретного предприятия.
Автоматизация логистики с помощью агрегатора служб доставки MetaShip
Одним из главных направлений автоматизации логистики для интернет-магазинов является управление курьерскими службами. Если продавец работает с одной службой доставки, то он может интегрировать ее к себе на сайт и управлять доставкой из одного личного кабинета. Но с увеличением количества заказов интернет-магазины начинают сотрудничать сразу с несколькими логистическими компаниями, и здесь у них начинаются проблемы.
Сотрудники вынуждены переключаться между разными личными кабинетами, отслеживать направления, сравнивать тарифы и сроки доставки, анализировать эффективность каждой курьерской службы и т.д. А еще — подготовка огромной кипы документов, что тоже ложится на плечи логистического отдела. Для всей этой работы приходится нанимать множество сотрудников или работать только с одной службой доставки, переплачивая и лишая себя гибкости и вариативности. Решить проблему поможет автоматизация транспортной логистики с помощью агрегатора служб доставки.
Оптимальное решение для оптимизации процесса логистики — агрегатор доставки для интернет-магазинов MetaShip.
Как он работает.
- Подписывается единый договор на отправки по десяткам служб доставки. Договор заключается с агрегатором, ничего дополнительного с каждой курьерской службой подписывать не нужно. Можно начинать работу с десятками доставщиков.
- Запускается процесс интеграции MetaShip в систему интернет-магазина. Для этого достаточно подключить всего одно API, после чего доставка будет автоматизирована. Подключение происходит удаленно. У интернет-магазина появляется свой личный кабинет.
- Для сотрудников интернет-магазина проводится инструктаж по использованию агрегатора.
- Актуальные заказы с сайта магазина выгружаются в личный кабинет продавца. Сделать это можно с помощью API, CRM, а также экспортировав данные из таблиц excel. Если с каким-то из заказом возникнет проблема, агрегатор отследит это автоматически и сообщит об этом продавцу. Также по этому заказу автоматически начнется претензионная работа.
- Интернет-магазин начинает управлять заказами в своем личном кабинете.
Автоматизация логистических процессов с помощью агрегатора доставки MetaShip дает целый ряд дополнительных преимуществ для онлайн-продавцов:
- Единый тарификатор. Возможность сравнивать сроки и стоимость доставки одного и того же заказа разными курьерскими службами в одном окне
- Единый трекинг заказов. Возможность отслеживать заказы по всем службам в одном месте.
- Аналитика служб доставки. Возможность сравнивать эффективность работы разных курьерских служб в разных регионах.
- Выбор оптимального доставщика для конкретного заказа. На основании аналитики можно выбрать ту службу, у которой будет максимальная вероятность выкупа заказа.
- Геовиджет с выбором типа доставки для покупателей – удобный логистический сервис, повышающий конверсию при оформлении заказа. Как это работает, можно посмотреть здесь.
- Помощь в поиске утерянных посылок. Еще одно логистическое решение с автоматизацией бизнес-процессов. Агрегатор сам обнаруживает зависшие и утерянные посылки, сообщает о них продавцу и начинает вести по ним работу.
- Скидка на логистические услуги. Подключившись к агрегатору служб курьерской доставки MetaShip, интернет-магазины получают скидку в размере до 25% на услуги по доставке заказов.
Логистические процессы интернет-магазина |
С MetaShip |
Без MetaShip |
Единый договор на доставку со множеством курьерских служб |
✔ |
Χ |
Управление разными службами доставки из одного окна |
✔ |
Χ |
Автоматический трекинг заказов |
✔ |
Χ |
Единый тарификатор служб доставки |
✔ |
Χ |
Аналитика работы служб доставки |
✔ |
Χ |
Выбор оптимальной СД для конкретного заказа с учетом статистики по выкупу |
✔ |
Χ |
Геовиджет с доступными пунктами выдачи |
✔ |
Χ |
Помощь с поиском потерянных заказов |
✔ |
Χ |
Скидки на логистические услуги |
✔ |
Χ |
Какие программы для автоматизации логистики используют сами дистрибьюторы и рекомендуют другим? В результате опроса 200 руководителей сформировался шорт-лист IТ-решений, которые востребованы в 2021-ом и будут востребованы в 2022 году.
1) «1С:Предприятие». ERP система
Конечно же не обошлось без программы для бизнеса «1 С: Предприятие». Чаще всего «1 С» воспринимают как решение для бухгалтерского учета, однако, этим все не ограничивается.
Функционал программ:
«1С:Предприятие 8. TMS Логистика. Управление перевозками»
- предназначена для компаний, которым в процессе работы нужно решать транспортные задачи;
- помогает создать цепочки перевозок, которые включают разные виды транспорта (морской, железнодорожный, автомобильный);
- формирует логистические процессы совместно с различными подразделениями компании, выбор исполнителя перевозки.
2) SAP. ERP система
Так же респонденты назвали комплексное программное обеспечение SAP для всех бизнес-процессов в различных отраслях, поскольку оно помогает компаниям работать быстрее, проще и эффективнее.
Функционал решений:
- расширенное многоуровневое распределение данных для быстрого управления производительностью бизнеса;
- полностью управляемая мультиоблачная среда;
- учет командировочных расходов, бухгалтерский учет и данные платежных карт в единой облачной и мобильной системе;
- управление взаимодействием с поставщиками, начиная с их поиска и заканчивая заключением контрактов;
- формирует базу данных, которая используется для расширенной аналитики;
- улучшает управление расходами компании за счет автоматической обработки отчетов.
3) Relog. TMS система. Программа для маршрутизации
В шорт-лист попала и программа для оптимизации внутригородской и пригородной логистики Relog. Она подходит дистрибьюторским и производственным компаниям, фармдистрибьюторам и производителям хлеба (с автопарком от 5 машин), интернет-магазинам, компаниям по доставке воды и автозапчастей (с количеством доставок от 30 в день).
Функционал программы:
- формирует оптимальные маршруты для доставки товаров с учетом пробок и временных окон;
- эффективно распределяет заказы между водителями по принципу кучности и с учетом весо-габаритных характеристик груза;
- мониторит передвижение курьеров в реальном времени и показывает их местоположение на карте;
- показывает на карте, как система запланировала маршруты и как водитель проехал на самом деле, на каком этапе он отклонился от указанного ему маршрута;
- эксклюзивная Power BI аналитика.
- сокращает транспортные расходы;
- обеспечивает прозрачность всей цепочки поставок;
- удобный и простой интерфейс;
4) Axelot. WMS система
Комплексное программное обеспечение, которое позволяет компаниям управлять логистическими процессами и адаптироваться к конъюнктуре рынка.
Функционал программы:
- автоматизирует работу склада;
- увеличивает его пропускную способность;
- оптимизирует использование площадей;
- ускоряет проведение складских операций;
- повышает эффективность работы персонала;
- помогает управлять заявками и планировать рейсы;
- ведет учет собственного автопарка и ГСМ;
- помогает контролировать водителей в течение рабочего дня;
- анализирует отклонение от планового маршрута.
5) Wialon. Система для GPS-мониторнига
Платформа для GPS/ГЛОНАСС мониторинга и IoT, которая позволяет работать с IT-инфраструктурой. Те, кто ее использует могут подключать удаленные объекты, отслеживать их перемещение и состояние, а так же получать достоверные отчеты и уведомления для оперативного принятия решений.
Функционал программы:
- позволяет контролировать передвижения объектов по маршрутам, а так же их состояние и активность в режиме реального времени;
- обеспечивает мониторинг многочисленных параметров (скорость движения, уровень топлива, температура и др.);
- автоматизирует процессы управления объектом, назначение задач и контроль выполнения;
- помогает отслеживать активность сотрудников и оптимизировать их рабочее время;
- делает регулярный анализ данных на основе системы уведомлений;
- система мониторинга транспорта;
- интегрируется с другими сервисами;
- доступно как облачное, так и серверное решение;
- можно работать, как в веб-версии, так и в мобильном приложении.
6) TopLog. YMS система
Система для автоматизации управления автопарком компаний. Разработана на платформе «1С: Предприятие» 8.3, имеет открытый программный код.
Функционал программы:
- помогает избежать непроизводственных простоев транспорта благодаря технологии планирования тайм-слотов электронной очереди транспорта;
- способствует бесперебойности технологического процесса приема, размещения и отгрузки товаров;
- делает движения транспортных средств при подводе к предприятию, на территории самого объекта и отводе с него;
- сокращение затрат на логистику складского двора;
- диагностика и предупреждение возникновения внештатных ситуаций, быстрый разбор инцидентов;
- сокращает или или полностью исключает влияния человеческого фактора;
- легко интегрируется с корпоративными системами заказчика и IT-решениями, такими как WMS, TMS и другими;
- к работе в YMS можно подключить разное оборудование, которое используют компании (регистрирующие и идентифицирующие устройства, датчики замеров, шлагбаумы, светофоры, информационные табло и т.д.).
7) «Умная логистика». СRM система
«Умная логистика» – профессиональная платформа для управления транспортной логистикой. Помогает руководителям транспортных компаний отслеживать эффективность работы менеджеров.
Функционал программы:
- обеспечивает управление перевозками (принятие и обработка заказов, реестр машин на погрузку, отчет по машинам в пути, аналитика по заказам на перевозки и т.д.)
- анализирует CRM;
- формирует журнал договоров;
- помогает управлять персоналом (отчет по менеджерам, расчет и учет зарплаты, формирование KPI и др.)
- помогает управлять рисками при перевозках;
- позволяет усовершенствовать электронный документооборот;
- делает оценку ключевых показателей с помощью дашбордов;
- интегрируется с системами компаний при помощи API;
- обеспечивает сохранность данных.
В эпоху быстрого развития информационных технологий (ИТ)
автоматизация бизнес-процессов в логистике должна быть реализована в
каждой транспортной компании. В недалеком будущем мы узнаем о новых
технологиях, о которых и не предполагали ранее. Одна из них это
искусственный интеллект (AI), о котором уже сегодня идут фантастические
слухи. По данным Forbes, к таким примерам искусственного интеллекта уже
сегодня относят личных помощников Siri (Apple) и Alexa (Amazon), автомобили
последнего поколения Tesla без управления человеком, Pandora с ее
революционным подходом к потоковому воспроизведению музыки, умный термостат
Nest и другие. И это означает, что AI технологии могут успешно
использоваться в самых разных сферах. Плохо это или хорошо, оценим со
временем.
Спрос на инновационные технологии в автоматизации логистики
Сегодня мы рассмотрим так сказать мини-версию «искусственного интеллекта» —
автоматизация транспортной логистики с использованием программного
обеспечения под контролем человека. На рынке автоматизации логистики в
2017-2018 годах наблюдается все больше и больше запросов на ERP, TMS, FMS и
WMS системы, вырос спрос на роботизацию, технологии Data Science,
дополненную реальность и IoT. Рынок логистики становится прозрачнее, а
конкуренция — жестче. Мировые тренды в глобальном масштабе задают Amazon,
DHL, Alibaba, на российском – крупные логистические операторы и Почта
России. В 2019-2020 гг. инновационные технологии будут набирать обороты.
И если российские транспортные компании хотят остаться конкурентными, им уже
сейчас необходимо думать о том, как с помощью информационных технологий
организовать работу так, чтобы увеличить общую выручку и прибыль компании
при более низкой рентабельности сделок.
И для того, чтобы адаптироваться к новым и постоянно меняющимся условиям
(законодательство, потребительский спрос и поведение, внешнеэкономические
факторы), участники рынка логистики ищут способы повышения эффективности
цепочек поставок, эффективно управлять автотранспортом, тем самым снизить
затраты. Так как вследствие неэффективного построения процессов внутренней
логистики, большая протяженность страны и удаленность экспортных предприятий
от морских портов и стал острый вопрос к автоматизации всех этих цепочек
бизнеса.
Рекомендуем не отставать, а идти в ногу с мировыми трендами в планировании
логистики и уже сейчас приобрести
логистические программы для автоматизации управления транспортной
логистикой. Это позволит не только быть в тренде, но и стать конкурентными в своей
нише бизнеса.
Программы для автоматизации управления логистикой на базе 1С
1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление
автотранспортом КОРП
Предназначен для управления транспортными перевозками.
Функциональные возможности данного решения объединили в себе
функции WMS, TMS и FMS системы и позволяют осуществлять
управление заказами на перевозку как собственным, так и
привлеченным транспортом, учитывать мультимодальные перевозки,
управлять складом и собственным автопарком.
Интеграция с 1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS — с
картографическими сервисами Open Street Map и ИНГИТ (онлайн
отображение на карте текущего местоположения автомобилей,
заказов, построенных маршрутов), контроль событий и построение
трекинга за любой период.
Интеграция с мобильным приложением на базе Android «Водитель
УАТ». Предназначено для оперативных коммуникаций и
взаимодействия водителей с диспетчерским центром и разработано
для совместной работы с данным решением.
Интеграция с сервисами отправки SMS-сообщений. Отправка коротких
сообщений водителям или клиентам.
Разработаны дополнительные подсистемы: учет рекламации и
штрафов; учет собственного транспорта; учета шин, аккумуляторов
и прочей комплектации; учет ДТП и штрафов водителей;
взаимодействие с привлеченными перевозчиками и финансовый учет.
Подробнее
1С:Управление автотранспортом (версии: Стандарт и Проф)
Программный продукт создан для автоматизации управленческого и
оперативного учета в автотранспортных компаниях и подразделениях
производственных, торговых и других предприятий, использующих
автотранспорт для собственных нужд.
В версии Проф так же реализована подсистема спутникового
мониторинга транспортных средств —
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS, подсистема бюджетирования и планирования, подсистема движения
денежных средств и АРМ водителя.
Подробнее
1С:Управление автотранспортом. Модуль для 1С:ERP
Разработан для интеграции с продуктами, содержащими конфигурацию
«1С:ERP Управление предприятием 2», образуя единую
информационную систему. Продукт создан с целью расширения
функциональных возможностей «ERP Управление предприятием 2» в
области автоматизации управленческого и оперативного учета в
автотранспортных компаниях и подразделениях различных
предприятий, использующих автотранспорт для собственных нужд. В
решении также реализована подсистема спутникового мониторинга
транспорта —
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS.
Подробнее
1С:TMS Логистика. Управление перевозками
Решение для автоматизации бизнес-процессов транспортной
логистики в компаниях, занимающихся перевозкой грузов различными
видами транспорта. Предназначено для компаний занимающихся
мультимодальными перевозками, а также доставками по регионам и
городскими доставками.
Интеграция с программным продуктом «1С:ERP», «1С:Центр
спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» — расширит функциональные
возможности системы и позволит комплексно автоматизировать
транспортные компании с собственным автопарком.
Интеграция с «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» —
расширит функциональные возможности системы и позволит
дополнительно в режиме реального времени осуществлять мониторинг
и контроль подвижных объектов, транспорта или персонала.
Интеграция с мобильным приложением на базе Android —
автоматизированное рабочее место мобильного сотрудника
(водителя, экспедитора, сервисного специалиста, менеджера).
Интеграция с сервисами отправки SMS-сообщений. Отправка
сообщений водителям.
1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS
Решение предназначено для осуществления ГЛОНАСС/GPS мониторинга
подвижных объектов, транспорта и персонала. Функциональные
возможности программного продукта позволяют получать в реальном
времени информацию о перемещении объектов, на которых
установлены автомобильные и персональные трекеры, GPS-навигаторы
с модулем GSM, КПК и коммуникаторы на базе Windows Mobile 5.0 и
выше с GPS и GPRS модулями. Возможно получение информации с
различных датчиков (температурный, датчик уровня топлива,
тревожная кнопка SOS, CAN шина и др.).
Больше о спутниковом мониторинге в сравнении двух программных
продуктов узнайте в статье.
Сравнительная характеристика программ для автоматизации управления
логистикой
Узнайте стоимость программы под Ваши бизнес-процессы у консультанта. Также
закажите демонстрацию возможностей программы в онлайн-режиме.
Преимущества одной программы над другой конечно же отличается ее
функциональностью/опциями и стоимостью. Как видите, даже краткое описание
возможностей программ и их сравнение показывает, что
1С:Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом
КОРП
одно из самых прогрессивных решений в транспортной логистике, которое
объединило наиболее необходимые процессы
автоматизации транспортной логистики. При разработке программного
продукта учтен опыт внедрения на таких предприятиях как
Группа компаний WETT, ООО «Еврологистик»,
ООО «ТрансАгентЛоджистик» и многих других.
Планирование грузовых перевозок
То, что логистический бизнес должен стать цифровым и автоматизированным,
сейчас уже понимает каждый. Данные являются таким же ценным активом, как и
автопарк предприятия, современные складские площади и т.д. Сегодня рынок
требует углубляться в процессы планирования перевозок и искать пути
дополнительной оптимизации затрат. Важно работать не с интуицией
планировщика, а с фактическими данными и цифрами. Накопленные данные
позволят точнее строить планы по всем цепочкам поставок и таким образом
повысят гибкость бизнеса в быстро изменяющихся условиях внешней среды. Для
повышения эффективности бизнеса в сфере транспортной логистики необходимо
детальное изучение материальных (товары и грузы) и информационных потоков
(данные по заказам и поставкам, финансовые данные и т.п.). Очень важно,
чтобы специалисты могли распределять поездки так, чтобы товар был поставлен
вовремя (грамотно составили маршрут) и в целостности, чтобы компания
гарантировала транспортировку особо ценных предметов без лишних проблем.
По подсчетам аналитиков логистика может составлять
до 40% себестоимости продукции. Методы минимизации затрат на
логистику различны. Это может быть привлечение дополнительного персонала или
аутсорсинговой компании, выбор иных маршрутов для того, чтобы доставить груз
быстрее и дешевле при соблюдении условий клиентских договоров, особенно в
высокий сезон объема заказов. Снижение издержек и увеличение прибыли — вот
главная задача, стоящая перед любой компанией, работающей в сегодняшних
реалиях. В статье о
рентабельности автомобильных грузоперевозок
узнайте подробнее о методах оценки эффективности финансовой деятельности
транспортного предприятия.
Выбор специалистов и программного обеспечения для транспортных
предприятий
Быстрое развитие и распространение новых технологий предполагает
необходимость в новом качественном программном обеспечении. Сегодняшние
реалии развития программного обеспечения свидетельствует о возможности
доработать любую программу под бизнес-процессы компании. Поэтому очень важен
выбор команды, которая сможет реализовать идеи клиентов на практике.
Опытными специалистами компании Efsol постоянно улучшаются
программные продукты, исходя из запросов и бизнес-процессов клиента.
Таким образом, автоматизация логистических процессов с помощью
опытных IT специалистов позволит предприятию, занимающемуся
грузоперевозками, быть конкурентоспособным и предоставлять качественные
услуги за счет внедрения программного обеспечения.
Любые нововведения требуют вложения усилий и времени, но результат
внедрения окупит все Ваши ожидания. Чем качественнее будет заложен
фундамент, тем более надежной опорой он станет для Вашего успешного
бизнеса! Предлагаем строить вместе!
Автоматизируйте бизнес-процессы прямо сейчас!
Успех бизнеса за Вами!
Автоматизация логистики:
тенденции и возможности
Цифровизация существенно повлияла на логистику и другие связанные с ней отрасли, такие как розничная и онлайн-торговля. Проблемы с поставками по всему миру из-за Covid-19 ускорили темп нововведений и подчеркнули острую необходимость восстановления рентабельности отрасли.
Поскольку карантины во время ковида и другие геополитические факторы повлияли на мировую систему и каналы поставки многих товаров, программное обеспечение для управления логистикой играет все большую роль в индустрии. Технологии позволяют бизнесу повысить эффективность, увеличить доходы за счет снижения операционных угроз и значительно снизить расходы. Благодаря им можно легко и точно управлять поставками и отслеживать грузы, повышая качество обслуживания клиентов.
Многие компании уже используют системы управления складами для автоматизации работы с товарными запасами, растущими объемами товаров, оптимизации хранения и ускорения выполнения заказов. Однако в нестабильные периоды раздельные, автономные процессы не способны обеспечить стабильность каналов поставок, даже будучи автоматизированными. Компаниям нужна прозрачность всех процессов поставок от и до для того, чтобы быстро находить и устранять неполадки.
Что такое автоматизация логистики?
Автоматизация логистики позволяет отказаться от ручной обработки повторяющихся задач и эффективно управлять процессами, снижая негативное влияние человеческого фактора.
С точки зрения производства, автоматизация логистики включает в себя оптимизацию процессов, повышение прозрачности, точности и эффективности, что позволяет унифицировать управление качеством и повысить уровень обслуживания. Автоматизация может охватывать многие области технологий, например, беспилотный транспорт и умные транспортные центры (в том числе порты и склады).
Компании, которые стратегически подходят к автоматизации логистики, могут успешно интегрировать логистическое ПО в свою цифровую экосистему; именно такой бизнес, ориентированный на цифровые технологии, может не просто автоматизировать процессы, но вывести их на новый уровень.
6 преимуществ автоматизации логистики
для вашего бизнеса
Хотя оптимизация ресурсов и увеличение доходов часто являются основной целью внедрения системы автоматизации логистики, существует множество других преимуществ.
01
Автоматизация логистики
способствует снижению затрат
Автоматизация логистики позволяет снизить операционные расходы, оптимизируя решения на каждой стадии процесса — от эффективной маршрутизации курьеров до выбора наиболее экономичного перевозчика. Значительной экономии можно добиться за счет автоматизированного контроля расходов на фрахт/страховые выплаты и оптимизации загрузки товара. Автоматизированное управление товарами также позволяет сократить расходы на хранение и регистрировать пики спроса, чтобы обеспечить достаточный запас товаров для выполнения заказов.
02
Повышение производительности и эксплуатационных характеристик
Автоматизация рутинных процессов с помощью ПО для логистики позволяет компаниям максимально повысить эффективность сотрудников и высвободить время для более сложных и важных задач.
03
Снижение количества
человеческих ошибок
Автоматизация логистики сводит к минимуму человеческие ошибки, которые происходят при выполнении повторяющихся и срочных задач.
04
Повышение качества
обслуживания клиентов
Автоматизация поставок обеспечивает наибольшую прозрачность выполнения заказов, что повышает качество обслуживания.
05
Четкий, централизованный поток данных и их анализ
Когда рыночные условия нестабильны, оперативный доступ к данным необходим компаниям для поддержания конкурентоспособности. Доступ к данным в реальном времени позволяет улучшить планирование и быстро реагировать на сбои, повышая устойчивость к непредвиденным обстоятельствам.
06
Масштабируемость
и скорость
Онлайн-торговля произвела революцию в логистике и транспорте, ускорив перемещение товаров настолько, что стала возможной доставка день в день.
Поскольку ожидания клиентов возросли, компаниям нужно внедрять автоматизацию логистических процессов, чтобы обходиться без ручной обработки процессов, которая всегда сопряжена с ошибками и задержками.
Препятствия на пути к эффективным изменениям
Согласно исследованию McKinsey, 85% респондентов используют неэффективные цифровые технологии в своих цепочках поставок, и только 14% респондентов добились устойчивого повышения эффективности.
Несмотря на многочисленные преимущества автоматизации логистики, некоторые компании сталкиваются с препятствиями на пути к позитивным изменениям, например:
Отсутствие цифровой стратегии
Настоящая цифровая трансформация — это нечто большее, чем просто автоматизация нескольких бизнес-процессов. Успешная цифровизация охватывает различные отделы и учитывает целый ряд факторов, включая оптимизацию бизнес-процессов и реакцию на социокультурные изменения. Цифровая стратегия должна лечь в основу бизнес-стратегии, что требует координации в рамках всей компании. Сосредоточение внимания на одном аспекте и игнорирование других чревато потерей времени, денег и возможностей для действительно полезных изменений.
Сложность цепочки поставок
Сложность цепочки поставок остается серьезной проблемой для руководителей снабжения во всем мире, особенно когда речь идет об автоматизации. 46% руководителей поставок говорят, что им трудно интегрировать новые функции со всей цепочкой поставок — от производства до доставки продукции потребителю. С одной стороны, автоматизация — самый эффективный способ управления сложной цепочкой поставок, но в то же время внедрение новой технологии, даже эффективной и правильной, может вызвать еще большие трудности и стресс. Например, рабочие процессы могут разваливаться при переходе компании на новые технологии, поскольку не все можно изменить единовременно: бизнес должен работать непрерывно.
Долгая окупаемость инвестиций (ROI)
По оценкам PWC, прибыль в логистике относительно невысока, доходы до уплаты налогов обычно составляют от 1% до 8%. Продвинутая автоматизация логистики и транспорта зачастую требует больших бюджетов, порой исчисляемых тысячами долларов в виде ежегодных платежей за поддержку, обслуживание и модернизацию. После внедрения нового решения потребуется время, чтобы увидеть окупаемость инвестиций.
По-настоящему прибыльные компании начинают с очень четких, конкретных целей по окупаемости инвестиций, сравнивают с ними свои показатели и постоянно работают на эти цели. Это повышает экономию, эффективность, качество обслуживания клиентов и производительность.
Повышение качества обслуживания клиентов
Неправильный выбор технологии
Несовместимость существующего ПО и новых технологий также может вызвать проблемы и снизить эффективность автоматизации. Компании могут столкнуться с негативными последствиями внедрения новой технологии в технологический ландшафт, если не учтут совместимость технологической платформы и существующего окружения и не продумают долгосрочные стратегические цели внедрения.
Конечной целью приобретения приложения для логистики и транспорта должно быть повышение общей производительности и прибыльности бизнеса.
Прежде чем принять решение о внедрении любой новой технологии, ее следует оценить по нескольким важным критериям.
- Роль в повышении общей производительности и прибыльности бизнеса
- Легкость интеграции в существующий ИТ-ландшафт
- Независимость от поставщика технологии
- Масштабируемость и настраиваемость технологии
- Роль технологии в снижении расходов
5 лучших систем автоматизации логистики,
которые можно внедрить уже сегодня
Системы управления транспортом (TMS) являются основой автоматизации логистики. По данным Gartner, в TMS обрабатывают такие процессы как планирование грузоперевозок, оценка и покупка грузов на всех видах транспорта; выбор подходящего маршрута и перевозчика; управление счетами за перевозку и платежами.
Многие из этих процессов могут быть частично охвачены общими ERP-системами или более крупными системами управления поставками (SCM), однако эти системы громоздки и не справляются с постоянно растущими требованиями логистики. Им не хватает гибкости, чтобы интегрироваться в более масштабные рабочие системы и адаптироваться к изменениям достаточно быстро. В результате, согласно отраслевым исследованиям, 38% судоходных компаний и 67% 3PL (Third Party Logistics или компании по предоставлению логистических услуг) заявили, что вкладываются в систему управления перевозками.
Системы управления транспортом облегчают планирование благодаря автоматизации отправки товаров. Растет количество грузоперевозок с неполной загрузкой (LTL), поэтому очень важно иметь возможность сравнить тарифы грузоперевозчиков в рамках одной системы. Это помогает снизить стоимости перевозки в зависимости от веса или расстояния. При смешанных перевозках TMS автоматизируют процессы между участниками доставки грузов, а также все смежные административные процессы.
Еще одна ценность TMS, которую бизнес получает сразу, — это помощь в соблюдении нормативных требований. Таким образом бизнес не рискует попасть под юридическую ответственность и штрафы. Автоматизация процессов в бэк-офисе помогает убедиться, что каждая отправка надлежащим образом документирована и соответствует отраслевым требованиям.
В более широком контексте поставок, TMS обеспечивает прозрачность движения материалов, необходимых для производства по графику, улучшает обслуживание клиентов и обеспечивает лучшую видимость движения продукции.
Приложения для управления автопарком
В последние годы управление автопарком значительно изменилось. Поскольку компании все больше заботятся о своем влиянии на окружающую среду, многие ищут методы мониторинга и управления топливными отходами. Придорожные и бортовые датчики позволяют отслеживать автопарк в режиме реального времени и создают новые возможности для автоматизации процессов.
ПО для управления автопарком создано для повышения эффективности парка путем автоматизации основных процессов, включая отслеживание местоположения транспорта, планирование технического обслуживания, управление водителями и планирование маршрутов. Кроме того, оно может помочь контролировать вредные для атмосферы выбросы, отслеживать часы работы (HOS), чтобы соблюдать отраслевые требования и безопасность водителей. Приложения для управления автопарком также могут регулировать лизинг/финансирование транспорта и продление страховки.
Компании могут сэкономить на расходе топлива, стоимости технического обслуживания, оптимизации графиков и уменьшении задержек.
Кому выгодны решения по управлению автопарком?
Многие ошибочно полагают, что только крупным компаниям с сотнями машин выгодно внедрять приложения для управления автопарком. Размер парка не имеет значения. Если основные процессы зависят от транспорта, приложения для управления автопарком обеспечивают оптимальное использование всех средств и помогают решать административные задачи, отнимающие много времени. Это может повлиять на общую эффективность бизнеса и, в конечном итоге, на чистую прибыль.
Приложения для управления доставкой
Пандемия необратимо повлияла на покупателей и онлайн-торговлю, особенно на требования к доставке. Эта отрасль в значительной степени зависит от ручного труда. При беспрецедентном росте объемов работы все труднее нанимать и обучать достаточное количество работников и управлять большим штатом.
ПО, регулирующее процесс доставки, может использоваться для координации транспорта и оборудования и автоматизации обработки заказов и заявок. Оно также может автоматизировать управление сотрудниками, например, контроль водителей или техники на местах и назначение рабочих заказов.
Автоматизация доставок повышает качество обслуживания клиентов и эффективность логистики.
Приложения для мониторинга цепочки поставок
Программное обеспечение для мониторинга цепочки поставок представляет собой единый источник для отслеживания всего логистического цикла от сырья/компонентов до формирования заказа, распределения, транспортировки и доставки клиенту. В зависимости от типа бизнеса оно также может включать гарантийное обслуживание.
Приложения для мониторинга поставок используются для решения сложных задач в управлении цепями поставок, обеспечивая стратегическое сотрудничество между внутренними процессами и внешними партнерами.
По данным опроса E&Y более 60% руководителей поставок считают, что повышение прозрачности — их главный приоритет на ближайшие три года. Системы отслеживания и контроля являются основой прозрачности поставок. Они предоставляют информацию о местонахождении продукта на протяжении всей цепочки поставок в режиме реального времени. Кроме того, можно отследить, где и из каких материалов товар был произведен. Это особенно полезно в строго регулируемых отраслях, таких как фармацевтика.
Поскольку эффективные бизнес-процессы требуют большей прозрачности, решения по отслеживанию и трассировке становятся важными и в других отраслях.
С чего начать
автоматизацию бизнеса?
Автоматизация в транспортной сфере часто сосредоточена на объединении грузов и оптимизации маршрута доставки в соответствии с потребностями каждого клиента. Конечная цель — использовать максимум возможностей каждого транспортного средства и водителя при минимальной стоимости доставки в сложных условиях.
На рынке существует множество решений, которые решают эти задачи. Системы управления транспортом обычно поддерживают все способы транспортировки, включая перевозки с полной загрузкой (FTL), грузоперевозки с неполной загрузкой (LTL) и их сочетание. Однако в изменчивой обстановке возникают проблемы с TMS, и специалисты по планированию перевозок не могут полагаться на простые традиционные способы оптимизации грузоперевозок, которые жестко прописаны в типовых TMS. С ростом смешанных перевозок отрасли необходимы новые методы, которые позволят автоматизировать планирование и оптимизацию при всех сложностях этих задач.
Когда дело доходит до планирования, многие компании все еще полагаются на Excel-таблицы и опыт линейных руководителей. Эти ручные процессы весьма трудоемки и не позволяют автоматизировать другие процессы. По мере роста масштаба и сложности планов многие компании ищут альтернативу Excel: автоматизацию стоит начать именно в этот момент.
Часто задаваемые вопросы
по автоматизации логистики
Ручное заполнение таблиц чревато ошибками
По мере увеличения объема данных, хранящихся в Excel, возрастает вероятность ошибок в формулах; ошибку в одной ячейке трудно отследить и исправить до того, как она приведет к большим потерям.
Электронные таблицы замедляют развитие цифровизации
Электронные таблицы — это устаревший способ хранения данных, поскольку они плохо масштабируются и не слишком надежны (чем больше файл, тем выше вероятность его повреждения). При использовании нескольких таблиц данные в компании разрознены, и ими сложно обмениваться между командами, поэтому процессы на базе Excel невозможно интегрировать в рабочие процессы всей компании.
Трудности в соблюдении нормативов отрасли
При использовании электронных таблиц информационная безопасность данных находится под угрозой, поскольку нет надежных способов управления сущностями. Кроме того, трудно обеспечить соблюдение политик безопасности и отследить соответствие отраслевым требованиям.
Планирование загрузки обычно подразумевает несколько видов транспорта, срочные изменения груза и многие другие факторы, которые необходимо учитывать для своевременной и экономичной доставки. Современные тенденции показывают, что с растущей сложностью невозможно справиться без соответствующих цифровых инструментов. Смешанные перевозки — лучший пример того, что результат сильно зависит от системы, которая используется для решения проблемы. Это самая сложная задача, которая объединяет модели перевозок FTL и LTL. Самым эффективным способом управления такой логистикой является использование платформы с открытым исходным кодом, в которой каждый участник может зафиксировать способ доставки груза, время и цену. Затем алгоритмы могут обработать подходящие варианты и построить для клиента полный маршрут и коммерческое предложение от различных перевозчиков.
Платформа Jmix позволяет компаниям разрабатывать решения, отвечающие всем специфическим требованиям, включая предварительные условия доставки для клиента и данные для отслеживания груза. Это означает, что компании могут создавать гибкие решения без угрозы безопасности.
Комплексные рабочие процессы, подобные этому, можно моделировать с помощью платформ быстрой разработки и дополнений к ним. Эти дополнения предоставляют функции, такие как интуитивное управление пространственными данными и визуализацию данных в виде панели быстрого доступа (дашборда). Готовая система не может предусмотреть все требования, поэтому настраиваемые платформы лучше выполняют такие требования.
При выборе платформы для автоматизации процессов есть множество вариантов интеграции. Крупные внешние перевозчики предоставляют API-инструменты для интеграции, которые позволяют оперативно обмениваться информацией, сравнивать цены и выбирать лучшие предложения по грузоперевозкам.
Корпоративная лицензия предоставляет расширенную функциональность и стоит 10 500 рублей в месяц на одного разработчика. Она включает функции геоинформационной системы, визуальный BPMN&DMN-дизайнер, BPM для внутренней автоматизации и многие другие возможности, которые ускоряют разработку приложений. Поскольку Jmix имеет открытый исходный код, новые технологии внедряются быстро и без зависимости от поставщика.
Истории успеха
Виктор Фадеев
Коммерческий директор команды Jmix, с 2002 года в ИТ. Начал карьеру с запуска ИТ компании по интеграции решений для автоматизации процессов управления деятельностью промышленных предприятий. Работал в ролях разработчика, руководителя проектов, ИТ-консалтинг, руководство ИТ-департаментом. Получил бизнес-образование по программе MBA OU-Link. С 2020 года включился в международное продвижение платформы Jmix. Изучает осовремененные технологии ускорения разработки на базе цифровых платформ, и в частности Low-code и No-code концепции.
Логистическая система предприятия включает в себя целый список товаропроводящих функций. Проблема в том, что зачастую функции выполняются изолированно. Например, при планировании производства недостаточно учитываются ограничения закупочной и сбытовой деятельности. В итоге неучтенный фактор закупок влечет за собой сбои на производстве и конечный потребитель получает товар с задержкой и/или не в полном объеме.
Проверенный подход к решению проблем в логистике
Системным решением для эффективного управления логистикой является переход от управления товаропроводящими функциями к внедрению сквозных бизнес-процессов в рамках единой системы управления логистикой на предприятии. Проектирование и автоматизация сквозных бизнес-процессов в логистике — необходимое условие развития бизнеса в условиях быстро растущего производства и высокого темпа технологических изменений. Реинжиниринг бизнес-процессов в логистике обеспечивает:
- значительное сокращение запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте
- сокращение затрат на дистрибуцию
- ускорение оборачиваемости оборотного капитала
- повышение качества и удовлетворенности клиентов
Для достижения перечисленных целей бизнес-процессы отдела логистики необходимо проектировать их как сквозные и кросс-функциональные и автоматизировать их.
Подробнее о сквозных и кросс-функциональных процессах в логистике
Сквозными называются бизнес-процессы, рассматриваемые «от и до» — от самого начала до самого конца, например, от обращения клиента до отгрузки, оплаты и контрольного звонка менеджера по продажам с целью получить обратную связь от клиента и убедиться, что у него нет претензий (или принять претензию и начать над ней работать).
Сквозные бизнес-процессы, как правило, являются кросс-функциональными, т.е. выходят за границы одного структурного подразделения. Ключевые элементы методологии управления сквозными «от и до» бизнес-процессами:
- результат выполнения процесса увязан с целями компании и представляет ценность для клиента (клиентоориентированность)
- у процесса есть владелец из числа руководства компании, отвечающий за его оптимальность и имеющий в своем распоряжении необходимые ресурсы и властные рычаги
- менеджер процесса отвечает за прохождение экземпляров процесса — конкретных заявок клиента, заказов на доставку и т.д.
- управление процессов строится на основе измеряемых показателей
Выделение сквозных процессов обеспечивает понимание руководством работы компании как системы, помогает персоналу увидеть процессы целиком и понять собственную роль в удовлетворении потребностей клиента, улучшить взаимодействие сотрудников и достигнуть синергетического эффекта.
Когда сквозные бизнес-процессы компании определены, можно приступать к автоматизации бизнес-процессов в логистике. В современном мире оптимизация подразумевает автоматизацию — без компьютеров невозможно достичь требуемого уровня производительности труда, исполнительской дисциплины, качества сервиса, объективной и достоверной отчетности и мониторинга в реальном времени, необходимых для принятия точных управленческих решений.
Автоматизация бизнес-процессов логистики в действии
Организациям, взявшим курс на автоматизацию бизнес-процессов логистики и внедрение сквозных бизнес-процессов, мы рады предложить комплексное решение для управления логистикой на предприятии. Решение на базе Comindware Business Application Platform обеспечивает автоматизацию всего процесса поставки груза, начиная с получения заявки на доставку, заканчивая поступлением груза на склад клиента, а также помогает маршрутизировать заявки между отделами в рамках сквозных бизнес-процессов.
Поделитесь подробностями вашего проекта автоматизации управления логистикой, и мы будем рады продемонстрировать наше решение, дать предложения и рекомендации.
Заказать демо
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Учебник освещает актуальные проблемы автоматизации бизнес-процессов в логистике, в том числе знакомит с понятиями, содержанием и историей развития вопроса. Особое внимание уделяется бизнес-процессам в логистике и информационным системам, применяемым для их автоматизации на предприятиях различных отраслей экономики.
Учебник составлен в соответствии с учебным планом специальности «Логистика и управление цепями поставок» по дисциплине «Автоматизация бизнес-процессов в логистике». Предназначен для аспирантов, магистрантов и студентов, обучающихся по специальностям и направлениям «Логистика и управление цепями поставок», «Коммерция», «Торговое дело», «Менеджмент» (080506, 100700.62, 100700.68, 080200.62 и 080200.68) и другим экономическим специальностям, для слушателей системы бизнес-образования, в том числе MBA, а также бизнес-практиков, которые занимаются разработкой и реализацией логистических решений.
Учебник подготовлен в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» на 2014–2016 годы; проект 2.1.3 – «Научно-исследовательские и экспертно-консультационные разработки проблем региональной логистики на базе научно-образовательного центра „Логистика“.