Авария на тэц 3 норильско таймырской энергетической компании

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Крупнейшая катастрофа в Арктике: что известно о разливе топлива под Норильском

Катастрофа под Норильском может стать крупнейшим разливом нефтепродуктов в российской Арктике. Оценки ущерба достигают сотен миллиардов рублей. Что известно об аварии, которую сравнивают с севшим на риф танкером Exxon Valdez в 1989 году?

  • Авария на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочерняя компания ГМК «Норильский никель») произошла 29 мая. Из-за проседания свай фундамента произошла разгерметизация одного из резервуаров, и на проезжую часть технологической дороги вылилось дизельное топливо. Проезжавший мимо автомобиль загорелся.
  • Всего разлилось около 21 000 т нефтепродуктов, из них 6000 т попали в грунт, остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море.
  • Общая площадь загрязнения, по данным красноярской прокуратуры, составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках, куда попало дизельное топливо, превышены в десятки тысяч раз, сообщил Росприроднадзор.
  • По формальным признакам авария в Норильске может стать крупнейшим известным разливом нефтепродуктов в российской Арктике, пишет «Коммерсантъ». Экологи Greenpeace сравнили масштаб катастрофы с аварией танкера Exxon Valdez у берегов Аляски в 1989 году (тогда в море вылилось около 35 000 т нефти). По их оценке, ущерб может превысить 6 млрд рублей. Глава Росприроднадзора Светлана Радионова предварительно оценила ущерб в «не один десяток, возможно, сотни миллиардов рублей».
  • Власти вмешались в ситуацию лишь через два дня после аварии. Губернатор Александр Усс 3 июня доложил Владимиру Путину, что реальную картину происшествия чиновники узнали только после «после появления тревожащей информации в социальных сетях». До этого, по его словам, компания сообщила о сгоревшем автомобиле и возможной разгерметизации емкости с топливом, но заверила, что экологического ущерба нет.
  • Глава МЧС Евгений Зиничев на совещании у Путина также сообщил, что о чрезвычайной ситуации ведомство узнало только 31 мая — до этого, по его словам, НТЭК пытался справиться своими силами.
  • Путина это возмутило. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? — потребовал он ответа у гендиректора НТЭК Сергея Липина, участвовавшего в совещании. — Мы чего, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей, что ли? У вас там все в порядке со здоровьем?» 
  • Липин в ответ сообщил, что передал всю информацию по инструкции. Соответствующие органы разберутся, «что там от кого было передано, куда передано и какова была реакция», пообещал Путин.
  • В тот же день пресс-служба «Норникеля» сообщила, что НТЭК информировала о произошедшем «своевременно и должным образом». По данным компании, первое сообщение об утечке поступило 29 мая в 12:55 (08:55 мск) от диспетчера, в 13:08 информация была передана в Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Сибири, в 13:10 — в Единую дежурную диспетчерскую службу Управления по делам ГО и ЧС администрации Норильска. В Москве о ЧП узнали через полчаса — в 09:20 мск в Минэнерго и в 09:49 — в САЦ СО ЕЭС. В субботу 30 мая, по данным «Коммерсанта», официальных сообщений не отправлялось. 31 мая НТЭК отправила в Единую дежурно-диспетчерскую службу МЧС четыре отчета, в том числе справку о принятых мерах по ликвидации последствий аварии. 1 июня она отправила в Минэнерго и ЕДДС план ликвидации аварии. Копии этих сообщений компания направило в правоохранительные органы.
  • При этом на сайте «Норникеля» первая новость о ЧП датирована 31 мая. В местной группе «Типичный Норильск» (более 50 000 подписчиков) слухи об экологической катастрофе начали обсуждать 2 июня.
  • Причины аварии выясняются. «Норникель» сообщил, что до аварии опоры резервуара служили без нареканий более 30 лет, проверки проводились каждые два года. Вероятной причиной произошедшего компания считает потепление климата. «Мы можем предполагать, что в результате аномально мягких температур могло произойти растепление мерзлоты, что привело к частичному проседанию опор, на которых стоит цистерна», — заявил первый вице-президент, операционный директор компании Сергей Дяченко. 
  • Главный вопрос — что делать с разлившимся топливом. Река, в которую попало топливо, несудоходная, а в радиусе 20 км — бездорожье, рассказывал Усс Путину. Остается собирать топливо и сжигать, но в таких масштабах Красноярскому краю работать еще не приходилось, признал он. Глава Минприроды Дмитрий КобылкинЮ в свою очередьЮ призвал собирать топливо, в том числе с привлечением военных, использовать реагенты для утилизации и только в крайнем случае, «когда уже совсем будет тяжко, наверное, чего-то сжечь». Но «такой костер на такой площади» в Арктике, по его словам, станет «большой проблемой». 

Депутат «Единой России» попросил отстранить Потанина от руководства «Норникелем»

  • Глава Росприроднадзора Светлана Радионова на совещании в Норильске 4 июня пообещала, что при утилизации нефтепродуктов «никакого отжига не будет». «Норникель» сообщил, что нашел нужные емкости для сбора и консервации топлива и скоро доставил их в Норильск. 
  • 4 июня UC Rusal (один из крупнейших акционеров «Норникеля» с долей 27,8%) заявил, что инициировал внеочередное заседание совета директоров из-за ситуации в Норильске. «UC Rusal настаивает на серьезном расследовании причин произошедшего для предотвращения подобных ситуаций в будущем», — отметила компания.
  • Прокуратура возбудила уголовные дела по статьям «порча земли», «нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» и «загрязнение вод». Арестован начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» Вячеслав Старостин.

Владимир Потанин потерял за день $1,5 млрд после аварии на ТЭЦ в Норильске

  • Акции «Норникеля» на Московской бирже в четверг упали больше чем на 9%. На минимуме они падали до 19 738 рублей — это самая низкая цена с 23 апреля. 

Пожар у ТЭЦ-3 в Норильске

МЧС России·ТАСС

Пожар у ТЭЦ-3 в Норильске

Спасателям довольно быстро удалось справиться с пожаром, вспыхнувшим 29 мая на территории ТЭЦ-3 в Норильске. Но ущерб нанес не он, вытекшие из резервуара 21 000 т дизельного топлива.

Сбор загрязненного грунта в Норильске

Денис Кожевников·ТАСС

Сбор загрязненного грунта в Норильске

В грунт из поврежденного хранилища вылилось 6000 т дизельного топлива. Остальное — в реку Амбарную и ее приток Далдыкан, которые впадают в крупное озеро Пясино. Из этого озера вытекает река Пясина, впадающая в Карское море.

Красноярский губернатор Александр Усс признал, что у края нет возможности утилизировать собранные нефтепродукты. Основной метод утилизации — сжигание в емкостях.

Тушение пожара у ТЭЦ-3 в Норильске

МЧС России·ТАСС

Тушение пожара у ТЭЦ-3 в Норильске

Изначально сообщалось, что пожар на территории ТЭЦ-3 в Норильске произошел после того, как в хранилище с дизельным топливом врезался автомобиль. Позднее версию уточнили: автомобиль загорелся, заехав в вылившееся топливо.

Хранилище, из которого вылилось топливо

Денис Кожевников·ТАСС

Хранилище, из которого вылилось топливо

В 2018 году аварийный объект прошел проверку Ростехнадзора, отмечает Greenpeace России. По предварительной версии МЧС, хранилище дало течь в результате просевшего грунта.

Нефтяное пятно в реке ограничено буями

Денис Кожевников·ТАСС

Нефтяное пятно в реке ограничено буями

«Норникель» обещает выловить нефтепродукты из реки и законсервировать их в емкостях, которые 6 июня будут доставлены в Норильск. Позднее будут искать способ, как эту жидкость и емкости эвакуировать с площадки.

Спасатели на месте аварии

Денис Кожевников·ТАСС

Спасатели на месте аварии

Утром 4 июня в Норильск из Сибирского центра МЧС вылетела группа из 100 спасателей для ликвидации разлива дизельного топлива.

В реки вылилось 15 000 т дизельного топлива

Денис Кожевников·ТАСС

В реки вылилось 15 000 т дизельного топлива

По оценке главы Росприроднадзора Светланы Родионовой, в реки Таймыра попало 15 000 т  дизельного топлива. Российский Grennpeace, используя методику Минприроды, оценил ущерб водным ресурсам в более чем 6 млрд рублей.

Эксперты изучают место аварии

Денис Кожевников·ТАСС

Эксперты изучают место аварии

Площадь загрязнения территории в Норильске дизельным топливом составила 180 000 кв. м. Предельно допустимые концентрации загрязнителей в реках превышены в десятки тысяч раз, сообщил Росприроднадзор

Красноярский губернатор и глава МЧС на месте ЧП

Денис Кожевников·ТАСС

Красноярский губернатор и глава МЧС на месте ЧП

Глава МЧС Евгений Зиничев и губернатор Красноярского края Александр Усс с вертолета осмотрели пострадавшую территорию на следующий день после совещания у Путина

Авария на ТЭЦ-3 г. Норильск была вызвана совокупностью факторов, среди которых и технические, и организационные

Москва, 16 ноя — ИА Neftegaz.RU. Ростехнадзор завершил техническое расследование аварии на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, дочки Норникеля) в мае 2020 г.
Об этом говорится в сообщении Ростехнадзора.

Предварительные выводы по результатам технического расследования причин аварии Ростехнадзор объявил 10 ноября 2020 г.
13 ноября 2020 г. в ходе итогового заседания комиссии по техническому расследованию аварии на ТЭЦ-3 были подведены окончательные итоги техрасследования.
На основании изучения проектной и технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц, а также заключения экспертной группы комиссия установила причины аварии.

Авария на ТЭЦ-3 была вызвана совокупностью факторов, среди которых технические, организационные и др.
Технические:

  • причиной разгерметизации резервуара вертикального стального сварного РВС-30000 №5 с последующим истечением дизельного топлива в объеме 25324,567 м3 (21163,3 т при принятой плотности 812,5 кг/м3) явилась недостаточная несущая способность плитного ростверка основания и железобетонных свай, что вызвало превышение допустимых усилий с последующим цепным разрушением 33 свай-стоек, расположенных по контуру и внутри свайного пространства, а также разрушение монолитного железобетонного основания и его просадку до 1,5 м под днищем резервуара.

Организационные:

  • недостатки проектирования при конструировании железобетонного свайного основания, обусловленные низким уровнем проектных работ;
  • дефекты строительного производства, значительно ухудшившие напряженно-деформированное состояние железобетонного свайного основания:
    • непроектные эксцентриситеты передачи нагрузки с ростверков на сваи,
    • отсутствие поперечной арматуры в монолитных обоймах оголовков свай,
    • наличие сухого шлама на дне скважины под концом сваи,
    • опирание до 30% свай не на скальное основание;
  • наличие «слабых» грунтов под концом свай вызвало перераспределение усилий в конструкциях свайного основания, и на ряде свай-стоек нагрузка значительно превысила их несущую способность.

Прочие:

  • некачественный контроль за эксплуатацией сооружений (свайного основания резервуара № 5) со стороны ответственных лиц:
    • не проведена оценка фактического состояния основания с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов, обследование с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с учетом конкретных условий эксплуатации;
  • нарушения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности:
    • при проведении экспертизы промышленной безопасности № 1495/2018-ЭПБ, выполненной в 2018 г., экспертной организацией Безопасность в промышленности не проведена оценка фактического состояния основания резервуара РВС-30000 № 5 с определением соответствия строительных конструкций проектной документации и требованиям нормативных документов сооружений.

Результаты техрасследования занесены в акт, в котором указаны причины и обстоятельства случившегося, допущенные нарушения требований промышленной безопасности и лица, допустившие нарушения.
В акте отражены меры, принятые для локализации и ликвидации последствий, содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Акт подписан членами комиссии, передан им и направлен государственным органам 13 ноября 2020 г.

Разлив нефтепродуктов из топливного резервуара №5 на ТЭЦ-3 произошел в конце мая 2020 г.
Резервуар разрушился из-за проседания опор хранилища, из него вылилось более 21 тыс. т нефтепродуктов, которые попали в почву и водоемы.
В начале июля 2020 г. Росприроднадзор сообщил, что ущерб водным объектам оценен почти в 148 млрд руб., почвам — в 738 млн руб.
Норникель данную оценку считает завышенной, называя сумму в 21,4 млрд руб., идет судебное разбирательство.
В конце октября 2020 г. Норникель завершил 3 основных этапа ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, полностью локализовав разлив нефтепродуктов и завершив сбор основной массы топливно-водяной смеси.
Полностью завершить программу очистки и реабилитации загрязненных после аварии земель Норникель рассчитывает до конца 2023 г.

Автор: А. Игнатьева

Арбитражный суд Красноярского края утвердил мировое соглашение между Росрыболовством и дочерним предприятием «Норникеля» Норильско-Таймырской энергетической компанией (НТЭК). Иск на сумму 58,9 млрд руб. был подан в связи с разливом топлива на ТЭЦ-3 в Норильске, в результате которого был нанесен ущерб окружающей среде.

«Утвердить мировое соглашение»,— цитирует «РИА Новости» решение суда, оглашенное в ходе сегодняшнего заседания. Условия мирового соглашения предусматривают полное возмещение ущерба «Норникелем», строительство заводов по разведению рыбы и выпуск в пострадавшие водные объекты около 300 млн рыб с 2023 по 2050 год.

Иск Росрыболовства к «дочке» «Норникеля» был принят к рассмотрению судом в августе 2021 года. Запрошенная ведомством сумма включает затраты на восстановление водных биоресурсов (55 млрд руб.) и прямой ущерб из-за гибели рыбы (3,7 млрд руб.). «Норникель» ранее сообщал о намерении оспорить иск Росрыболовства из-за «необоснованной завышенности» указанного в иске размера ущерба.

Авария на ТЭЦ-3, принадлежащей НТЭК, произошла 29 мая 2020 года. Из-за просадки опор фундамента резервуара электростанции в акваторию реки Амбарной разлилось более 21 тыс. т дизельного топлива. В марте 2021 года по иску Росприроднадзора суд взыскал с «Норникеля» рекордные 146 млрд руб.


Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».

Спустя пять дней после разлива и попадания в реки дизеля в Норильске президент Владимир Путин объявил чрезвычайную ситуацию федерального уровня. РБК разбирался в причинах и возможных последствиях происшествия

Фото: пресс-служба «Норникеля» / РИА Новости

Что случилось

29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. Электростанция принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду.

Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.

Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев. По его данным, в реки попало около 18 тыс. т дизеля.

Генпрокуратура уже сообщила о возбуждении трех уголовных дел — из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. Задержан подозреваемый — начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 НТЭК (его имя не раскрывается). Гендиректору компании Сергею Липину объявлено предостережение.

В среду, 3 июня, президент Владимир Путин провел совещание по поводу аварии, раскритиковав губернатора Красноярского края Александра Усса и главу НТЭК. Президент объявил чрезвычайную ситуацию (ЧС) федерального масштаба.

Накануне экологи Greenpeace назвали происшествие первой аварией такого крупного масштаба в заполярной Арктике. Сопоставимая произошла в марте 1989 года у берегов Аляски, когда из-за крушения танкера Exxon Valdez разлилось 37 тыс. т нефтепродуктов. Тогда Exxon пришлось выплатить более $6 млрд — такова была стоимость нанесенного ущерба и работ по ликвидации последствий аварии.

Кто виноват

По версии «Норникеля» и властей Красноярского края, авария произошла из-за погодных условий. 29 мая «внезапно» просели фундамент и опоры, на которых стоял резервуар с дизелем на территории ТЭЦ-3, и у него «оторвалось днище». «Опоры служили более 30 лет без нареканий», — отметила пресс-служба «Норникеля». Компания использовала резервуары бережно, а опоры могли просесть из-за таяния мерзлого грунта в результате аномально мягких температур, заявил первый вице-президент «Норникеля» Сергей Дяченко.

При этом краевые власти и министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев обвинили «Норникель» в замалчивании информации. МЧС якобы узнало обо всем только спустя два дня, доложил глава МЧС Путину. «Норникель» это опроверг. В первой половине дня 29 мая, через 15 минут после того, как об инциденте стало известно диспетчеру самой ТЭЦ, НТЭК передала информацию в единую дежурную диспетчерскую службу управления по делам гражданской обороны и ЧС администрации Норильска. Затем в течение часа сведения были направлены в ситуационно-аналитические центры Минэнерго и «Системного оператора» (единый диспетчер энергосистемы России), утверждают в компании.

«Информация о возгорании поступила утром 29 мая (из-за вытекшего на дорогу дизеля вблизи ТЭЦ-3 загорелся автомобиль. — РБК), и, по имеющимся у нас сведениям, последствий для электроснабжения потребителей не было», — сказал РБК представитель «Системного оператора».

РБК направил запрос в Минэнерго.

Как устраняют последствия аварии

Во вторник, 2 июня, зампред правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, осмотрев место аварии, заявил, что «Норникель» сможет ликвидировать последствия самостоятельно: «У компании есть все необходимые для этого ресурсы». Липин сообщил, что ситуация «находится под контролем».

«Норникель» вызвал спасателей ФГБУ «Морская спасательная служба» («Морспасслужба») и развернул лагерь спасателей, на месте работали 90 человек. «Очень грамотные специалисты, привезли специализированное оборудование, установили боны — заграждения в реке Амбарная, которые локализовали облако дизельного топлива. Главная задача — не пустить его дальше в озеро Пясино», — передал РБК через представителя Дяченко.

Но руководитель программы WWF по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников сказал РБК, что «Морспасслужбу» в ночь с 31 мая на 1 июня вызвали сотрудники WWF. По его словам, боны — правильная технология. Спасатели перекрыли реку Амбарную заграждениями в 5 км от места впадения в озеро Пясино. Это значит, что худшее позади и нефтепродукты не попадут в море, утверждает эколог.

Сейчас под влиянием течения пятно дизеля смещается к одному из берегов, с берега можно с помощью насосов-скиннеров откачать топливо в емкости, говорит Книжников. «Спасатели привезли три специализированные системы по сбору нефти и девять резервуаров временного хранения. На данный момент все резервуары наполнены нефтепродуктом, их сепарируют с целью разделения воды и топлива и далее сжигают», — рассказывал Горлаев. Очаг разлива можно будет убрать за 8–10 дней, а очистить берега — за 30 дней, добавил он.

Но на совещании у Путина губернатор Усс сказал, что вытекшее топливо будет сжигаться, это единственный способ утилизации. Такое утверждение вызвало негодование министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина: «Я не представляю себе, как сжигать в арктической зоне такое количество топлива <…>. Такой костер на такой площади, такое количество [топлива] — это будет большая проблема».

На ликвидацию аварии направят и федеральные силы МЧС. Зиничев намерен приехать на место происшествия, чтобы лично проконтролировать ситуацию с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов. Спецборт МЧС вылетел из подмосковного аэропорта Жуковский в Новосибирск, где заберет группу из 100 человек Сибирского спасательного центра и доставит в Норильск, сообщила пресс-служба ведомства.

А министр энергетики Александр Новак обещал «переговорить» с нефтяными компаниями, которые ранее могли сталкиваться с подобными ситуациями, чтобы они оказали содействие и поддержку в реализации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий аварии. На следующий день, 4 июня, пресс-служба «Газпром нефти» заявила, что ее аварийно-спасательный отряд из 70 профессиональных спасателей вылетел в Норильск для участия в ликвидации ЧС. Компания перебрасывает транспортными самолетами специализированную технику, в том числе нефтесборочное и насосное оборудование, экскаваторы и боновые заграждения, а также палаточный городок и автономные системы обеспечения — в общей сложности более 85 т грузов.

Чем авария грозит экологии и «Норникелю»

Полностью дизель откачать не получится, сходятся во мнении эксперты. Боны не очень хорошо задерживают нефтепродукты на поверхности воды, считает глава программ Greenpeace Иван Блоков, дизтопливо токсичнее, чем нефть, и содержит химические соединения, которые не улавливаются бонами. По его словам, нужно откачивать топливо вместе с водой, но сейчас в Норильске для этого нет емкостей.

«Небольшой остаток дизеля растворится в воде и будет находиться там годы, — добавляет Книжников. — Это токсичные вещества, и они будут оказывать негативное воздействие на рыб и другие водные организмы. Еще часть топлива испарится с поверхности за несколько недель». Последствия аварии будут еще долго наблюдаться, особенно в условиях северной природы, это может поменять жизнь коренных народов и повлиять на здоровье людей, считают в Greenpeace.

Менеджеры НТЭК смогут избежать уголовной ответственности, если подтвердится, что причиной аварии стали климатические причины, а не действия сотрудников компании, говорит партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

На стоимости «Норникеля» авария и даже публичная критика со стороны Путина почти не отразились. «Сергей Валерьевич, по вашей оценке, что произошло и почему органы власти узнали об этом только через два дня? Мы что, будем узнавать о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей? У вас там все в порядке со здоровьем?» — возмутился президент, обращаясь к главе НТЭК Липину. После этих слов акции «Норникеля», головной компании НТЭК, упали на Московской бирже лишь на 1%, к концу дня снижение замедлилось до 0,7%. Капитализация компании составила около 3,5 трлн руб.

При этом, когда Путин в 2008 году интересовался здоровьем основного владельца «Мечела» Игоря Зюзина, указав ему на уход от уплаты налогов посредством трансфертного ценообразования, капитализация компании потеряла 30%, или около $5 млрд.

Однако на следующий день, в четверг, «Норникель» подешевел значительнее — его капитализация потеряла около 280 млрд руб. (упав до 3,2 трлн руб.), акции снижались на 7,3% утром, днем падение замедлилось до 6,5%.

Эксперты расходятся во мнении, во сколько «Норникелю» могут обойтись штрафы и расходы на ликвидацию последствий аварии. Цыкалов оценил ущерб в «миллиарды». Глава Росприроднадзора Светлана Радионова заявила, что ликвидация может стоить «не один десяток, а может быть, и сотни миллиардов рублей».

По расчетам Greenpeace, экологический ущерб только водным объектам может превышать 6 млрд руб., и это без учета ущерба почве и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

«Норникель» может потратить на ликвидацию около 1 млрд руб. и выплатить в качестве штрафа несколько десятков миллионов рублей, считает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов.

Обновлено: 14 октября 2020 в 11:52

13 963

29 мая в Норильске на ТЭЦ-3 произошла экологическая катастрофа, в результате которой в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн топлива. ТЭЦ-3 является одной частью «Норильско-Таймырской энергетической компании». Она обеспечивает энергоснабжение Норильского промышленного района, а также предприятия компании «Норникель». За последние годы данная авария может стать одной из самых опасных техногенных катастроф.

техногенная катастрофа в Норильске

Авария

На ТЭЦ-3 из разгерметизированной цистерны вылилось огромное количество топлива. На территории разлива солярки заехал автомобиль, в результате чего возник пожар. Тушение пожара заняло 2 часа. Дизельное топливо попало в реки Далдыкан и Амбарная. Порядка 6 тысяч тонн топлива проникли в почву, а около 15 тысяч тонн – в воду. Допустимая концентрация опасных веществ превышена в более, чем несколько десятков раз.

Авария на ТЭЦ-3 в Норильске

Экологические последствия

По данным красноярской прокуратуры, общая площадь загрязнения составила 180 тысяч квадратных километров. Сумму причиненного ущерба водным объектам оценивается в 86 миллионов долларов. До сих пор не была подсчитана сумма ущерба, нанесенная почве и атмосфере.

Есть предпосылки к тому, что компания «Норникель», для которой шло электричество с ТЭЦ, сможет отклониться от финансовой ответственности. Основная предпосылка заключается в том, что руководители компании уже заявили, что в разливе топлива виноват процесс глобального потепления. По их мнению, таяние ледников, в которые строители цистерны вбивали сваи, привело к их опущению вниз, ««а остальные в силу конструкции плиты не смогли воспринять оставшуюся нагрузку, и их просто сломило».

На сегодняшний день возбуждены уголовные дела по таким статьям, как: порча земли, загрязнение вод, нарушение правил охраны окружающей среды при производственных работах. Из-за несвоевременного информирования был арестован начальник цеха ТЭЦ-3 Вячеслав Старостин.

Генпрокуратура взяла ситуацию в Норильске под собственный контроль после поручения президента России. Сейчас первостепенной задачей является установление причины данной аварии. На месте розлива работают специалисты, которые осуществляют масштабные проверки ЧП.

Реакция правительства

Президент России, Владимир Владимирович Путин, принял предложение главы МЧС Евгения Зиничева, который относит данную аварию к чрезвычайной ситуации федерального уровня. Также стоит отметить, что реакция местных властей на произошедшую аварию была крайне запоздалая. Губернатор Красноярского края утверждает, что ситуация стала известной только через два дня. Масштаб аварии в первую очередь стали оценивать в социальных сетях.

Кто виноват в экологической катастрофе?

Познавательное видео от журналиста Алексея Пивоварова

Способы устранение последствий

На месте аварии всеми силами пытаются локализовать пятна нефтепродуктов. Если этого не осуществить в максимально сжатые сроки, то топливо распространится и на другие водоемы. Компания «Норникель» заверила, что в течение двух недели все водоемы будут очищены от нефтяных пятен. Однако, такие сроки были рассчитаны только при благоприятных погодных условиях. Для очищения почвы компания планирует перевозить загрязненный грунт на временные площадки, после чего заняться их рекультивацией.

Экологическая катастрофа в Норильске – видео

Норильск глазами эколога

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Администрация рыбинского района красноярского края реквизиты
  • Авито куплю готовый бизнес в москве недорого от собственника
  • Администрация сортавальского муниципального района реквизиты
  • Австрийские компании с представительством в санкт петербурге
  • Администрация сосковского района орловской области реквизиты