Аудиторская проверка управляющей компании по инициативе жильцов

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?


Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ  «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Для жителей, как правило не будет интересен бухгалтерский баланс УК или отчет о прибылях и убытках и т.п., поскольку такие отчеты являются  общими (учитывают всю деятельность УК, не отдельного дома). Для жителей важно выявить не правильность и достоверность бухгалтерской отчетности в целом, а выявить достоверность трат в отношении конкретного дома (были ли такие траты и в размере, который указан в отчете или часть сумм была каким-то способом списана безосновательно и т.д.). Также после вопроса о достоверности  отчетности может встать вопрос о выявлении фактов хищения, поскольку не всегда недостоверность отчетности может быть связана с фактами хищения или мошенничества. 

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке. При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой. Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

 Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения. Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры. Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Мой комментарий и вывод — потребители не вправе понудить УК представить документы для аудиторской проверки, если такую проверку хотят сделать жители дома, поскольку аудиторская проверка является одной из услуг, которая оказывается на основании договора об оказании аудиторских услуг. Наличие такого договора, где на стороне будет УК в качестве заказчика и возлагает на УК определенные обязанности, в том числе по представлению документов аудитору для проведения проверки (ст. 14 ФЗ Об аудиторской деятельности). В отсутствии такого договора между УК и аудиторской компанией, УК ничем не обязана последней.

Дмитрий Бурняшев

Юрист, автор статей на тему ЖКХ
e-mail: bur1505@yandex.ru

Аудит ТСЖ

Управляющие компании ЖКХ всегда ассоциируются с «нечистыми» на руку руководителями. Недоверие у собственников ТСЖ может вызвать председатель, который неэффективно расходует деньги собственников жилья. Обязательно ли проводить аудит ТСЖ? Что нужно учитывать при проведении аудита ТСЖ?

Обязанность проведения аудита прописана в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, ТСЖ не подпадают под случаи, когда аудит обязателен. Тем не менее, аудиторская проверка ТСЖ является все более востребованной услугой. Поскольку обязательный аудит – редкость в ТСЖ, в основном, собственниками проводится инициативный аудит. Как раз инициативный аудит направлен на выявление «узких» мест в деятельности ТСЖ и проводится точечно по заранее согласованным вопросам.

Почему ТСЖ необходим внешний аудит?

Казалось бы, аудит, тем более инициативный – это лишние расходы собственников ТСЖ, которые можно не осуществлять, тем более, что в ТСЖ есть ревизионная комиссия. И именно к ее функциям относится проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Однако самостоятельно провести проверку не только наличия документов, но и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета могут только профессионалы.

Профессионалы, имея накопленный опыт в области аудита ЖКХ, могут выявить нецелевое использование денег, проверить взаимоотношения ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями.

Ревизоры ТСЖ навряд ли смогут оценить состояние бухгалтерского учета и налоговые риски, которые могут возникнуть вследствие неправильного учета доходов и расходов.

Заключение, выданное независимым аудитором, может возвратить и утраченное доверие жильцов к председателю ТСЖ либо наоборот. Если выявляются факты растраты денег собственников жилья, заключение фиктивных договоров, некачественного оказания услуг, попустительство, то это является поводом для последующего обращения жильцов в правоохранительные органы.

Кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ?

Порядок проведения внешней проверки закрепляется в уставе ТСЖ. Как правило, инициируют проверку сами жильцы, проведя общее собрание членов ТСЖ.

Какие области охватывает аудит ТСЖ?

Все зависит от цели аудита. Если председателя ТСЖ и правление подозревают в растрате денег, то перед аудитором ставится задача отследить все денежные потоки ТСЖ за определенный период времени: сколько поступило денег и куда они были потрачены.

При проведении аудита в этом ключе аудитором анализируется соблюдение норм жилищного законодательства, выявляются случаи нецелевого использования денежных средств.

Например, председатель ТСЖ заключал фиктивные договоры с фирмами-однодневками на ремонт дома. Деньги обналичивались, а жители так и не увидели следов преобразования многоквартирного дома.

Аудит может вскрыть такие злоупотребления, как приписки для завышения объема выполненных работ, прием и подписание актов выполненных работ по завышенным расценкам, банальное хищение денег путем выплаты себе премий, не предусмотренных системой оплаты труда (определение ВС РФ от 22.07.2020 № 305-ЭС20-4513).

Такие проверки могут заканчиваться вполне реальными уголовными сроками.

В иных ситуациях возникает необходимость провести кадровый аудит: посмотреть, как документально оформлен наем работников, обслуживающих многоквартирный дом, как проводятся начисления заработной платы.

Инициативный аудит ТСЖ может быть направлен на поиск эффективной работы с дебиторской задолженностью. Ведь непоступление денег от должников влечет дефицит оборотных средств, невозможность оплачивать деньги подрядчикам за благоустройство территории и иные нужды.

Аудит деятельности ТСЖ включает в себя блок бухгалтерских и налоговых вопросов.

ТСЖ формируют бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность в установленном порядке. Инициативный аудит можно провести в отношении очерченного «узкого» круга вопросов.

Например, аудит документации, связанный с проведением текущего ремонта в ТСЖ.

Аудитор рассматривает вопросы: как принималось решение о проведении текущего ремонта, утвержден ли перечень работ и размер их финансирования, создан ли фонд для осуществления текущего ремонта (п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Немало ошибок выявляется и при проведении аудита налога на прибыль.

ТСЖ, являясь НКО, должно учитывать ряд особенностей, обусловленных характером поступивших денежных средств.

ТСЖ может применять ОСНО либо УСНО. При этом очень важно разграничить средства целевого финансирования от прочих доходов ТСЖ.

К целевому финансированию относятся: вступительные и членские взносы, различного рода пожертвования, отчисления на формирование резерва под предстоящий ремонт (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Эти средства выводятся из-под налогообложения налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. А поступившая оплата за жилищно-коммунальные услуги – это выручка, которая облагается налогами (ст. 249 НК РФ). Аудитор проверяет организацию раздельного учета поступивших средств.

Что получает заказчик в результате аудита ТСЖ?

На самом деле всесторонняя проверка деятельности ТСЖ выгодна обеим сторонам. В результате проверки, аудитор не выносит никаких предписаний, не штрафует ТСЖ. В отчете аудитор дает рекомендации по устранению выявленных нарушений, подтверждает правильность ведения учета и т. п.

Поэтому проведение аудита – это доверие и к председателю ТСЖ, и спокойствие за состояние учета.

Рассматриваются законопроекты, направленные на регулирование финансовых отношений между жильцами и поставщиками коммунальных услуг.

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика — ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Снижение стоимости ЖКХ – Законопроект № 1044454-7

Авторы законопроекты

Законопроект был подготовлен группой депутатов от ЛДПР: И.С.Пиляев, Е.В.Строкова, А.Ю.Морозов, А.Б.Курдюмов, Н.В.Березин, А.В.Андрейченко, С.В.Натаров, С.Г.Каргинов, М.С.Зайцев

Содержание изменений

Предлагается установить правило, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения указанная разница по решению собственников жилых помещений остается в распоряжении управляющей организации или подлежит возврату собственникам в виде пропорционально уменьшенной сумме на последующую оплату коммунальных услуг.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что в существующей редакции ст. 162 ЖК остаточный денежный фонд полностью остается у управляющей организации, без согласования с жильцами. Данным законопроектом предлагается оставить это решение на усмотрение собственников многоквартирного дома.

Отмена НДС в целях снижение коммунальных тарифов — Законопроект № 1046495-7

Автор изменений

Данный законопроект был подготовлен депутатом Государственной Думы Барышевым А.В. Это депутат от Единой России.

Содержание изменений

Поправки предполагают, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие физическому лицу коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений, а также для содержания общего имущества в многоквартирном доме, также имеют право на освобождение от НДС.

Обоснование

В пояснительной записке к законопроекту автор указывает на то, что данные поправки позволят снизить стоимость жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, автор обращает внимание, что, по его мнению, данный законопроект освободит от НДС только операции, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг физическим лицам в целях снабжения их жилых помещений. Что касается жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются иным пользователям, например, в части снабжения нежилых помещений, то освобождение не применяется.

Аудиторская проверка управляющей компании – Законопроект № 1044569-7

Авторы законопроекты

Законопроект был подготовлен группой депутатов от ЛДПР: И.С.Пиляев, Е.В.Строкова, А.Б.Курдюмов, А.Ю.Морозов, С.Г.Каргинов, Н.В.Березин, А.В.Андрейченко, С.В.Натаров, М.С.Зайцев

Содержание изменений

В Законопроекте указывается, что в случае сомнения собственников многоквартирного дома в добросовестном, надлежащем исполнении управляющей организацией оказанных услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по содержанию общего имущества, по решению собственников многоквартирного дома для проверки финансово — хозяйственной деятельности исполнения договора управления многоквартирным домом может быть инициирована аудиторская проверка договорной работы.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что Согласно действующего законодательства провести аудиторскую проверку возможно только с согласия самой управляющей организацией, что значительно затрудняет контроль и надзор со стороны собственников многоквартирных домов за работой управляющей организацией.

На этом все. Спасибо за внимание. До скорых встреч

Налоговые новости за сентябрь 2020 — ссылка

Пенсионные новости за сентябрь 2020 — ссылка

Правовые новости за сентябрь 2020 — ссылка

Я живу в Москве в пятиэтажном доме.

За последние четыре года я выстроил такие отношения с управляющей компанией, что любой вопрос в нашем доме решается по одному моему звонку.

Мы решили проблемы с начислениями и текущим ремонтом: никто больше не пытается взять с нас лишнее. А еще договорились присоединить участок к придомовой территории и собираемся за счет государства открыть там автомобильную парковку. Часть парковочных мест будем сдавать жильцам соседнего дома.

Вот как я этого добился.

Моя история

В начале 2014 года счета за отопление в нашем доме подскочили в четыре раза. Я пошел разбираться в МФЦ и выяснил, что наш общедомовой счетчик сломался и стал передавать данные некорректно. Тогда его просто сняли с учета, а оплату стали начислять по нормативу.

В течение полугода я добивался, чтобы счетчик починили и сделали поверку, — и добился. А потом мне предложили работать в ГБУ «Жилищник» — это государственное бюджетное учреждение, созданное на базе ДЕЗов и ЖСК в 2014 году.

Я согласился и два года работал начальником сектора по работе с населением. За это время в стране приняли много законов, защищающих права собственников. Например, сейчас управляющая компания обязана по первому запросу жильца выдать ему все отчеты о том, почему и за что были выставлены счета.

Получив этот опыт, я решил помогать людям разбираться в работе ЖКХ. Для этого в 2017 году я создал сайт «Собдома.рф», где вместе с единомышленниками делаю инструменты для самоуправления в многоквартирном доме.

Мы бесплатно собираем подробную информацию о доме из открытых источников, предварительно рассчитываем имущественный паспорт дома, открываем сбор средств на нужды дома.

Я хочу, чтобы все собственники в многоквартирных домах смогли наладить нормальное общение между собой и УК. Чтобы слова «общее собрание собственников» перестали быть абстракцией из нарисованного протокола, а стали понятными и простыми. Чтобы каждый мог обеспечить прозрачность и работоспособность ЖКХ в своем доме.

О том, как сделать имущественный паспорт дома и провести собрание собственников, я уже писал. А в этой статье я расскажу в целом о том, что вам должна управляющая компания и как этого добиться.

Чем занимается управляющая компания

Управляющая компания отвечает за то, чтобы в вашем доме все было в порядке: из крана текла холодная и горячая вода, батареи грели, лампочки в подъезде горели, двор зеленел, а капитальный ремонт был проведен вовремя.

УК управляет многоквартирным домом на основании договора. Его с УК заключают собственники квартир. По закону это делается на общем собрании собственников. Действует договор обычно 3—5 лет, после этого должны провести новое собрание и заново заключить договор с прежней УК либо выбрать другую. На практике обычно все не так: вспомните, когда вы ходили на общее собрание собственников вашего дома, чтобы определиться с выбором управляющей компании? Скорее всего, вообще никогда.

Управляющие компании бывают государственные и коммерческие. Большая часть УК в России — государственные. Например, ГБУ «Жилищник», которое сейчас управляет примерно 80% домов Москвы. «Жилищник» работает по строгим стандартам, утвержденным правительством Москвы, — и не может от них отступать. В других городах это могут быть ГУПы, МУПы, ЖЭКи и ЖКСы: в каждом регионе свои компании.

Любые расходы государственные УК обязаны утверждать в префектуре. Просто взять и потратить ваши деньги по своему усмотрению они не могут. Это и хорошо, и плохо: иногда УК и хочет что-то исправить в вашем доме, а префектура не позволяет.

В коммерческих УК такого единообразия нет, потому что это частные организации. Коммерческая УК может обслуживать сотни домов, а может — один или два. В договор управления она может включить что угодно, хоть переписать его целиком.

Из-за конкуренции и меньшего размаха коммерческие УК тщательнее следят за качеством услуг, чем государственные. Но нет гарантий, что конкретная коммерческая УК не закроется через пару месяцев, а вместо нее не придет все та же государственная машина.

Кто и как выбирает УК

Управляющую компанию многоквартирного дома выбирают жильцы. У новостроек немного другие правила: застройщик может выбрать временную УК для дома, постоянную УК в новостройке выбирают по открытому конкурсу. Если жильцы многоквартирного дома не могут договориться и сделать выбор, то выбор УК инициирует муниципальная власть через открытый конкурс. Если жильцам не понравится, как работает выбранная УК, потом ее можно поменять.

Выбирают УК общим собранием собственников. Это может быть внеочередное собрание или плановое ежегодное.

По закону УК обязана оповещать жильцов дома о проведении собрания. В реальности сотрудники УК обычно ограничиваются объявлением на двери подъезда. Это законно, но неэффективно. Далеко не все жильцы обращают внимание на такое оповещение. А даже если обращают, часто игнорируют.

В итоге выходит так, что собрание провели, УК выбрали, а большинство собственников об этом и не слышали.

Иногда недобросовестная УК всех обманывает, проводит фиктивное собрание и подделывает протокол. А иногда это не злой умысел, а просто никто из жильцов не хочет заморачиваться, хотя по закону собрание собственников — основной инструмент для решения практически любых проблем по управлению многоквартирным домом. Хотите открыть велопарковку, получить ключи от крыши, поставить датчики света в подъезде или сменить управляющую компанию — собирайте общее собрание собственников.

В идеале УК должна помогать собственникам организовывать общее собрание — это прописано в том же постановлении правительства № 416. Вам нужно собрать 10% подписей по дому за то, чтобы устроить собрание силами УК, и отправить в нее письменное обращение. Дальше они должны все сделать за вас. Но в случае с недобросовестными компаниями это не сработает: жильцов не оповестят, протокол составят неправильно, общее голосование признают недействительным.

Альтернатива — провести общее собрание самостоятельно. К сожалению, в первый раз сделать это очень, ужасно, невероятно сложно. Чтобы устроить собрание полностью по инициативе собственников, нужно сделать вот что:

  1. Найти перечень всего зарегистрированного имущества в вашем доме и актуальный реестр всех собственников.
  2. Составить повестку дня общего собрания так, чтобы ее не развернули государственные структуры.
  3. Собрать контакты всех владельцев квартир и уведомить всех без исключения о собрании не меньше чем за 10 дней до него.
  4. Подготовить бюллетени для голосования.
  5. Провести собрание и голосование.
  6. Избрать счетную комиссию и произвести подсчет голосов.
  7. Оформить протокол по итогам и в течение 10 дней сдать в управляющую организацию или напрямую в орган государственного жилищного надзора — ГЖН.

Проблема в том, что многие собственники в доме не живут, а сдают квартиры, а сами уехали в другую страну. А те, кто живут, считают общие собрания бессмысленной тратой времени. Люди не верят, что могут самостоятельно управлять своим домом, а активно действовать начинают только в экстренных ситуациях. Но не обязательно ждать беды, чтобы взять управление домом в свои руки.

Как проверить информацию о своем доме

Когда я только начал работать в сфере ЖКХ, открытой информации про дома нигде не было. Чтобы в 2014 году добиться разрешения посмотреть бумаги, на основании которых у меня так выросли платежи, мне пришлось заручиться поддержкой муниципального депутата.

Сейчас ситуация другая. Чем дальше, тем большей открытости требует государство от управляющих компаний. Можно собрать данные самостоятельно с официальных государственных сайтов. Есть три нормативных документа, которые обязывают УК предоставлять вам эту информацию:

  1. Постановление правительства РФ № 731.
  2. ФЗ № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  3. Постановление правительства Москвы № 541 — действует только для Москвы.

Эти документы обязывают управляющие компании размещать информацию об обслуживаемых домах на определенных сайтах. Теперь любой человек может в несколько кликов найти информацию о своей УК и поставщиках услуг, изучить договор на управление и проверить, соблюдаются ли в нем права собственников. Для РФ это сайты «Реформа ЖКХ» и ГИС ЖКХ; для москвичей дополнительно — сайт «Дома Москвы». Ниже я расскажу о каждом.

Сайт

Реформа ЖКХ

«Реформа ЖКХ» — это федеральный портал, который использовали как самый первый инструмент раскрытия информации управляющими компаниями. Сюда добавили многоквартирные жилые дома из базы Федеральной информационной адресной системы — ФИАС, для Москвы это 722 948 домов.

Сейчас сайт почти не развивают, новые дома не добавляют, как и информацию о них. Но на другие порталы все данные тоже пока не внесли. Чтобы собрать исчерпывающую информацию о своем доме, я советую комбинировать все доступные ресурсы.

Карточка дома на сайте «Реформа ЖКХ». Можно посмотреть, какая УК управляет домом, есть общие сведения о его площади и этажности
Паспорт многоквартирного дома — основная информация о нем
В разделе «Управление» можно скачать договор вашего дома с УК
Тут же можно посмотреть список поставщиков услуг, кому УК перечисляет платежи, и тарифы на эти услуги

Сайт

ГИС ЖКХ

ГИС ЖКХ сейчас активно развивают. Московских домов тут в два раза больше, чем на «Реформе ЖКХ», потому что в базе не только многоквартирные, но и частные жилые дома. В отличие от предыдущего сайта, здесь создают полноценную систему межведомственного взаимодействия. Через ГИС ЖКХ работают друг с другом управляющие компании, ресурсоснабжающие организации, органы исполнительной власти.

Информации здесь больше, чем на «Реформе ЖКХ», но и она не полная. Утверждается, что сейчас ГИС ЖКХ охватывает страну полностью, кроме трех субъектов федерального значения: Москвы, Петербурга и Севастополя. Исчерпывающие данные о домах этих городов на сайт должны внести к 1 июля 2019 года. Но уже сейчас можно найти многое.

Чтобы проверить дом, зайдите в раздел «Реестр объектов жилищного фонда» и введите свой адрес, управляющую компанию или ОМС — орган местного самоуправления.

Так выглядит анкета дома. Чтобы почитать подробнее об управляющей компании, нажмите «Информация об исполнителях услуг»

В ГИС ЖКХ пока нет возможности посмотреть договор управления, хотя вообще-то это незаконно: это главный документ, где прописаны права собственников. Но можно хотя бы узнать номер договора и дату его заключения.

Для этого откройте страницу с информацией об УК, пролистайте вниз и перейдите по ссылке «Список домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат». Затем введите нужный адрес дома. Внизу отобразятся номер и дата договора управления и период осуществления УК своих обязанностей.

Сайт

Дом-мос-ру

«Дом-мос-ру» еще называется «Дома Москвы». Он полезен жителям Москвы и Московской области. Сайт принадлежит жилищной инспекции и контролируется ею.

Это реестр домовладений, он же ГИС РД — Государственная информационная система «Реестр домовладений». Сейчас именно сюда первым делом попадают данные о жилом доме. Если в графе «Узнать о доме» нельзя найти дом по адресу, значит, это нежилое здание. Если дом-новостройка сюда не внесен, значит, он не сдан.

Анкета дома здесь самая удобная. Сразу видно, кто председатель совета дома и какой срок полномочий. Председатель уполномочен от имени всех собственников принимать работы и подписывать документы по дому. Если его имя вам незнакомо, а собрание не проводилось, это повод задуматься
В анкете дома можно скачать протокол, посмотреть, как исполняется договор, сличить подписи. Иногда УК загружают вместо протокола пустой шаблон, ссылаясь на закон о персональных данных. Это неправда — вы имеете право на доступ к информации. Жалуйтесь в госжилинспекцию

Во время подготовки статьи я случайно таким образом наткнулся на дом с истекшим договором управления. Никто этого просто не заметил. Но если в доме возникнут проблемы, то ответственность за них никто не будет нести. Поэтому я нашел в этом же разделе телефон председателя совета управления и связался с ним.

Для меня и моих коллег это типичный случай: мы часто сами замечаем, что с управлением домом что-то не так, и ставим жильцов в известность. Часто с этого и начинается сотрудничество: люди удивляются, начинают разбираться в ситуации и в итоге приходят к сознательной организации самоуправления в доме.

Что УК должна жильцам

УК отвечает за помещения и территорию, которые входят в состав общего имущества дома. К общему имуществу относятся лестничные площадки, лифты, чердаки, подвалы, крыши, фундамент, электрическое оборудование и земельный участок — квадрат газона до асфальта на тротуаре.

Двор — тоже общее имущество, если он поставлен на государственный кадастровый учет и на него оформлено право долевой собственности всех собственников квартир в доме. В новостройках участок автоматически ставится на учет вместе с домом, а право собственности на него возникает вместе с регистрацией права собственности первого жильца на квартиру после сдачи дома. А вот если вы живете в старом доме, то там обычно такого нет.

Узнать, как с этим обстоят дела у вашего дома, можно лично в УК, ТСЖ или органах кадастрового учета либо через интернет: для этого найдите ваш дом на публичной кадастровой карте.

Участок дома по адресу Москва, Каширское шоссе 72, к. 3 не находится в собственности жильцов. Оформить на него это право можно на сайте Росреестра — это стоит 2000 Р

По закону УК обязана обеспечивать безопасность, надежность, комфорт, чистоту и доступность общих пространств. Доплачивать за это ничего не нужно, эти услуги входят в вашу стандартную коммунальную плату. Например, УК должна:

  • убирать дворы и подъезды;
  • ремонтировать трубы;
  • менять лампочки;
  • следить за исправностью лифта;
  • косить газон во дворе;
  • травить тараканов;
  • вывозить мусор;
  • вносить предложения по капитальному ремонту;
  • заключать договоры с поставщиками услуг;
  • налаживать деятельность аварийно-диспетчерской службы.

Это всё обязательные услуги. Еще бывают дополнительные. Например, вы с другими собственниками устроили на крыше обсерваторию и хотите, чтобы УК за ней следила. Это нужно утвердить на собрании, отдельно указать в договоре и оплачивать как дополнительную услугу. Еще к таким дополнительным услугам относятся, например, охрана дома, видеонаблюдение, консьерж, домофон.

Если УК не соблюдает обязательства, прописанные в законе, ее могут оштрафовать на сумму до 200 000 Р. Такие штрафы органы ГЖНвыписывают десятками, но толку от этого нет: часто УК дешевле заплатить штраф, чем что-то менять. За справедливость придется бороться.

Свежий пример: мы с соседями хотим установить во дворе шлагбаум. Наметили место, решили, как будем собирать деньги, подали документы на согласование — и получили отказ от муниципалитета из-за того, что мы не приложили правила пользования шлагбаумом, пока несуществующим.

Конечно, за такое никого не оштрафуют, но если бы мы были менее настойчивыми, то могли решить просто не ввязываться. Но нас таким не остановить.

Как регулируется деятельность УК

Обязанности УК регулируют различные нормативные документы:

  1. Жилищный кодекс: ст. 154—157, 161—165.
  2. Гражданский кодекс: ст. 209—217, 288—293, 683—688.
  3. Постановление правительства РФ № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами».
  4. Постановление правительства РФ № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Но ваш главный документ — договор на управление многоквартирным домом. Он должен быть в открытом доступе как минимум на одном из указанных выше сайтов — «Реформа ЖКХ», ГИС ЖКХ или «Дома Москвы». Именно в нем перечисляются услуги по ремонту, эксплуатации и управлению домом, которые УК обязуется вам оказывать.

Бывает, что в договоре УК использует для собственной выгоды юридические хитрости или даже откровенно нарушает закон. Например, на каждом документе должна быть подпись представителя дома — члена или председателя совета. Вместо того чтобы попросить такую подпись, ее рисуют.

В бумажках, подписанных такими вымышленными персонажами, можно написать что угодно, и концов не найдешь. В нашем доме, например, нарисовали протокол о том, что дом не возражает против размещения на нем провайдерских конструкций сотовых операторов. Деньги за это клала в свой карман УК. Мою подпись подделали. Дело попало в прокуратуру, и после долгого разбирательства начальницу, которая была ответственна за эту историю, уволили. С новым руководством наше сотрудничество пока складывается более плодотворно.

Жильцы могут внести изменения в договор и переподписать его с УК. Для этого понадобится стандартная процедура — общее собрание жильцов и голосование.

Мы на нашем сайте сделали образец договора на управление многоквартирным домом. Важные формулировки в пользу жильцов, а не УК, выделены в нем красным цветом. Этот договор — шаблон, его условия можно поменять, если что-то покажется слишком обременительным для собственников.

В договоре 15 страниц. Важные для собственников формулировки выделены красным

В этом договоре все сформулировано так, чтобы защищать права жильцов. Например, в нем прописано, что договоры с поставщиками дополнительных ресурсов и исполнителями дополнительных услуг вроде предоставления интернета и домофона надо заключать отдельно в письменном виде. И что все собственники должны быть проинформированы об этих договорах.

По моему опыту, обычно уже после первого самостоятельного собрания собственников ситуация в доме, где были проблемы с УК, резко меняется. Управляющая компания понимает, что вы не собираетесь терпеть произвол и способны защищать свои права.

Мы с соседями практически никогда не устраиваем очные собрания, при этом все вопросы решаем сообща. Мы все научились общаться в чате Вотсапа: обсуждаем там повестку, а собрание организуем через интернет и голосуем в бесплатной системе «Сквер». Это удобно: занимает пять минут, обеспечивает прозрачное и честное голосование, а очное присутствие вообще не нужно — участвовать могут даже те, кто находится в другой стране. «Сквер» — единственный интернет-сервис с подобным функционалом. Я собираюсь написать о нем отдельную статью.

Как влиять на УК

Не всегда и вовсе не обязательно УК желает вам зла. Возможно, ее сотрудники просто упустили что-то из виду.

Ни у одной УК нет ресурсов на то, чтобы лично обходить дома и смотреть, всё ли везде в порядке. Это дорогой и низкоэффективный процесс. Поэтому первое, чему надо научиться собственникам, — в случае проблем звонить в диспетчерскую. В Москве телефон Единого диспетчерского центра — 495-539-53-53. В других регионах телефон диспетчерской и адрес УК должны висеть в подъезде на видном месте.

Часто уже на этапе звонка в диспетчерскую проблема решается.

Если информационного щита нет, посмотрите в интернете: информация об УК размещена на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестр поставщиков информации». Здесь указан телефон и адрес УК, которая обслуживает дом. Заодно можно предъявить им претензию об отсутствии информации в подъезде

Если телефон не указан или звонки не решают вопрос, подайте жалобу в письменном виде — лично в офисе УК или заказным письмом по почте. Срок рассмотрения жалобы прописан в договоре, обычно не больше недели. Спустя это время УК должна отреагировать, также письменно.

Не советую брать шаблоны жалоб в интернете и отправлять их: если по какой-то причине УК не захочет решать вашу проблему, они ответят такой же шаблонной отпиской. Лучше составить грамотный текст жалобы. Мы в «Собдома.рф» помогаем это сделать бесплатно.

Если обычная жалоба не подействовала, обращайтесь в вышестоящие инстанции: в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или даже в прокуратуру. В интернете это можно сделать через госуслуги либо на региональном сайте ГЖИ. В Москве можно также воспользоваться порталом «Наш город», в Московской области удобно регистрировать жалобы на сайте «Добродел».

Когда нужно сменить УК

Менять УК надо в том случае, если вас откровенно обманывают, воруют деньги, не реагируют на жалобы, подделывают подписи. С коммерческими УК обычно проще договориться, а вот государственные в силу своего размера часто просто не могут заботиться о каждом доме. Если вы чувствуете, что, несмотря на все попытки привлечь внимание УК, его недостаточно, — поищите другую компанию.

Для начала рекомендую просто посмотреть в интернете, какие УК есть в вашем районе. Это удобно сделать на «Реформе ЖКХ»: откройте «Мой управляющий» и выберите свой район.

В ГИС ЖКХ тоже есть такая функция, но работает она пока что плохо. Откройте «Реестры» → «Реестры поставщиков информации» → «Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами». Перейдите на вкладку «Поиск организации по адресам обслуживаемых домов».

В подмосковном Монине целых восемь управляющих компаний
На запрос по Монину ГИС ЖКХ предлагает УК из Архангельской области

Чтобы скорее найти коммерческие УК, которые управляют домами в шаговой доступности, откройте ГИС ЖКХ, «Реформу ЖКХ» или «Дома Москвы», вручную вбейте адреса соседних домов и посмотрите полный список УК.

В выбранные УК можно позвонить, а лучше сходить лично. Скорее всего, они не откажутся принять в управление еще один дом: ведь это их источник дохода, большую часть которого и так отняли государственные организации. А совсем счастливы коммерческие УК будут, если вам удастся самостоятельно скооперироваться с жильцами соседних домов и вы все вместе попроситесь под крыло.

Имейте в виду, что официально договариваться с новыми УК может не любой жилец, а только член или председатель совета дома.

Зато отдельно предупреждать прежнюю УК о том, что вы решили ее поменять, не нужно: договор с ней будет признан недействительным на основании решения общего собрания собственников.

Если вариантов нет совсем — можно создать свою УК. Это может сделать любой человек. В следующих статьях я планирую подробно рассказать о смене УК и создании своей.

Запомнить

  1. Управляющая компания отвечает за то, чтобы в вашем доме все было в порядке. Если что-то работает плохо — вы имеете право жаловаться или даже сменить УК.
  2. Управляющую компанию всегда выбирают жильцы общим собранием собственников. Никто не может назначить ее извне.
  3. Управляющие компании обязаны размещать на специальных сайтах информацию об обслуживаемых домах, в том числе договор на управление.
  4. Жильцы могут внести изменения в договор управления и переподписать его с УК. Для этого нужно общее собрание и голосование.
  5. Ни у одной УК нет ресурсов на то, чтобы лично обходить дома и смотреть, всё ли везде в порядке. Если есть проблемы, звоните в диспетчерскую. Телефон должен быть в подъезде на видном месте.
  6. Если УК обманывает, ворует деньги, не реагирует на жалобы, подделывает подписи — ее можно и нужно поменять.

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук.
сайт: pavelkuznetzov.ru



Источник фото: https://www.pexels.com/

Группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, который даст право владельцам квартир в многоквартирных домах инициировать аудиторскую проверку управляющей компании при появлении сомнений в качестве работы организации.

Специально для портала «Бурмистр.ру» Максим Тельтевский, эксперт в сфере ЖКХ, заместитель генерального директора по правовым вопросам СРО Межрегиональная ассоциация управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия «Содружество ЖКХ», отметил, что данная идея носит популистский характер.

«На сегодняшний день собственники и так обладают всем спектром необходимых мер по контролю деятельности управляющих организаций. Кроме того, количество контрольных и надзорных органов ни сколько не уменьшилось, — говорит эксперт. — Также абсолютно непонятно чем аудит бухгалтерской отчетности поможет собственникам отдельного дома? Ведь бухгалтерский учет организации ведется в целом по всей деятельности, а не в отношении отдельных домов.

Для собственника на самом деле важен вопрос о размере стоимости работ и услуг за содержание жилого помещения и факт оказания этих услуг в полном объеме и качественно. Аудит в данном случае никак это не отразит.

Актуальней всего на уровне каждого субъекта разработать перечень, в котором необходимо отразить работы и услуги по содержанию жилого помещения и их стоимость, как ориентир для всех собственников и управляющих организаций. Тогда и споров о стоимости услуг по договорам управления станет гораздо меньше.

Вся информация о факте исполнения управляющими организациями условий договора управления на сегодняшний день выкладывается в информационной системе ГИС ЖКХ, в том числе с приложением подтверждающих документов. Контроль за этим осуществляют как собственники, так и контролирующие и надзорные органы: служба государственного жилищного надзора, прокуратура и т.д.

Опять же инициатива носит какой-то однобокий характер: всем известно, что 2/3 общего размера платежа за жилищно-коммунальные услуги занимают именно коммунальные услуги. Так может нужно проводить аудит ресурсоснабжающих организаций? Что-то в отношении монстров, осуществляющих генерацию коммунальных ресурсов, таких инициатив не видно.

Также не исключаю, что такая мера, в случае одобрения ее Государственной думой, приведет лишь к появлению очередного рычага для шантажа управляющих организаций и повышению уровня «потребительского экстремизма».

Ну и главный вопрос: за чей счет банкет? Стоимость услуг профессиональных аудиторов отнюдь не маленькая. Так может сразу предусмотреть, что если аудит не выявил несоответствий, то оплачивает аудит тот, кто был его инициатором?».

Группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об аудиторских проверках управляющих организаций по инициативе собственников помещений в МКД. Авторы документа предлагают проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности УО по исполнению договора управления, а также законности и целевого расходования средств.

Законопроектом № 1044569-7 депутаты Госдумы РФ хотят дополнить ст. 162 ЖК РФ частью 13, разрешив собственникам помещений в МКД при сомнениях в добросовестной работе управляющей организации на общем собрании принять решение о проведении аудиторской проверки договорной работы компании. ОСС сможет выбирать аудиторскую организацию для этого, а оплачивать её деятельность будет УО.

В пояснительной записке авторы законопроекта говорят о том, что по действующему законодательству орган ГЖН не вправе проверять законность и целевое использование УО средств, полученных от собственников за ЖКУ. Организовать аудиторскую проверку же можно только с согласия самой управляющей организации, что затрудняет контроль её работы со стороны собственников.

Законопроект № 1044569-7 направлен на рассмотрение Комитетом Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ. В случае его одобрения и принятия, документ передаст инициативу проведения аудита в руки владельцев помещений в МКД. Управляющая организация после получения результатов аудиторской проверки должна будет в течение пяти дней ознакомить с ним собственников.

О том, какие ещё законопроекты, важные для управляющих многоквартирными домами, находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ, мы говорили на одном из онлайн-семинаров. Материалы вы найдёте здесь.

Присоединяйтесь к 75 896 подписчикам

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ашан в нижнем новгороде время работы мега федяково режим работы
  • Байкал сервис улан удэ транспортная компания отслеживание груза
  • Байкальская пригородная пассажирская компания отзывы работников
  • Байкальская фармацевтическая компания улан удэ официальный сайт
  • Балашиха ул карбышева 6 как проехать на общественном транспорте