Аудиторская компания должна иметь лицензию

Документы, необходимые для получения лицензии на аудиторскую деятельность:

1. Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение, свидетельство о внесении изменений в учредительные документы, зарегистрированных в установленном порядке).

2. Свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица с указанием кода по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

4. Коды Госкомстата.

5. Документы, подтверждающие наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.

6. Документы, содержащие сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов.

7. Документы, подтверждающие наличие принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений.

8. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии.

Примечание:

Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.

Более полную и подробную информацию Вы сможете получить, позвонив нам по телефону: (095) 741 65 12.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ,

от 28.12.2010 N 400-ФЗ, от 04.05.2011 N 99-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.03.2014 N 23-ФЗ,

от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 262-ФЗ,

от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 01.05.2017 N 96-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ,

от 23.04.2018 N 112-ФЗ, от 26.11.2019 N 378-ФЗ, от 29.12.2020 N 476-ФЗ,

от 30.12.2020 N 498-ФЗ, от 09.03.2021 N 41-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ,

от 02.07.2021 N 359-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 30.12.2021 N 435-ФЗ,

от 16.04.2022 N 114-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законами от 13.12.2010 N 358-ФЗ,

от 01.04.2020 N 98-ФЗ (в ред. от 08.06.2020))

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 февраля 2008 г. N 80

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (далее — лицензирующий орган).

3. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

4. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) правил внутреннего контроля качества работы и соблюдение лицензиатом указанных правил при осуществлении аудиторской деятельности в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

б) соблюдение лицензиатом требований статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в отношении запрещения занятия им иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных указанной статьей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

в) наличие у аудиторов лицензиата — аудиторской организации или у лицензиата — индивидуального предпринимателя, осуществляющего аудиторскую деятельность, квалификационных аттестатов аудиторов, тип которых соответствует профилю проводимого аудита;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

г) наличие не менее 3 аудиторов, являющихся работниками соискателя лицензии (лицензиата) — коммерческой организации на основании трудовых договоров;

(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

д) создание соискателя лицензии (лицензиата) — коммерческой организации в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;

(пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

е) соблюдение лицензиатом требований статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

ж) наличие у лицензиата — аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет, а при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа проведения аудиторской проверки кредитных организаций не менее 2 лет в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

з) участие в проводимом лицензиатом — аудиторской организацией обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее 2 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудиторов в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

и) соблюдение лицензиатом требований к представлению отчетности лицензиата лицензирующему органу;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

к) обеспечение лицензиатом условий проведения внешнего контроля качества работы лицензиата, включая предоставление всей необходимой для проверки документации и информации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

л) обеспечение лицензиатом сохранности сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну.

(пп. «л» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

5. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением (в том числе грубым) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении аудиторской деятельности является:

а) однократное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «в», «е» и «л» пункта 4 настоящего Положения;

б) повторное невыполнение лицензиатом в течение календарного года хотя бы одного из лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «г» пункта 4 настоящего Положения.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет или направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) сведения о включенных в государственный реестр аттестованных аудиторов аудиторских организаций квалификационных аттестатах, принадлежащих аудиторам, состоящим в штате соискателя лицензии — коммерческой организации, или соискателю лицензии — индивидуальному аудитору;

б) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 281;

в) копию утвержденных правил внутреннего контроля качества работы;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.03.2009 N 281)

г) копии документов о назначении руководителя соискателя лицензии — коммерческой организации.

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии, должны быть перечислены в описи, которая представляется (направляется) соискателем лицензии в лицензирующий орган вместе с заявлением.

7. В день приема заявления о предоставлении лицензии и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, лицензирующий орган проводит проверку правильности заполнения заявления и полноты прилагаемых к нему документов.

В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено не в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 6 настоящего Положения, соискателю лицензии в течение 10 календарных дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений и (или) представления отсутствующих документов.

8. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Проверка лицензирующим органом полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, предоставляемыми лицензирующему органу Федеральной налоговой службой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9. Заявление о продлении срока действия лицензии подается лицензиатом в лицензирующий орган не ранее чем за 30 календарных дней до истечения срока ее действия и не позднее 15 календарных дней после истечения срока действия лицензии.

10. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется штамп «Дубликат»), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

В случае необходимости лицензирующий орган выдает лицензиату заверенную лицензирующим органом копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления.

11. Информация, касающаяся осуществления лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети Интернет в течение 10 дней с даты:

а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, продлении, приостановлении и возобновлении или прекращении ее действия;

в) получения сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации;

г) получения сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального аудитора;

д) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в нем, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

13. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время

Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут

Поле обязательно для заполнения

Введите номер телефона для связи

Подлежит ли лицензированию аудиторская деятельность?

Содержание статьи

    1. Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Под аудиторской деятельностью понимается профессиональная независимая проверка финансовой или бухгалтерской отчетности субъектов предпринимательской деятельности для подтверждения ее достоверности. На протяжении почти 20 лет каждая компания аудиторов получала право заниматься профильной деятельностью только при выдаче специального разрешительного документа — лицензии.

Как образом осуществляется лицензирование аудиторской деятельности в 2017 году, и требуется ли оформление этого документа для проведения назначенного аудита? Рассмотрим нюансы легального оформления допуска специалистов-аудиторов к проведению проверочных финансовых мероприятий.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности

Профильным Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) регламентировано, что аудиторская деятельность подлежит лицензированию, однако с начала 2010 года в Российской Федерации вместо лицензионного бланка аудиторам требуется оформить другой документ — допуск профильной саморегулируемой организации (СРО). Такой формат разрешения характеризуется следующими нюансами:

  • для законного проведения аудиторской деятельности и получения допуска в СРО требуется оформить членство в одной из профильных саморегулируемых организаций;
  • в составе СРО может состоять как аудиторские компании, так и отдельные специалисты;
  • для получения допуска необходимо соблюсти требования, предусмотренные уставом и иными актами указанного партнерства, в том числе провести аттестацию каждого специалиста-аудитора.

Обратите внимание!

В процессе деятельности проверяемой компании может причиняться ущерб (например, в результате нарушений определенных правил проведения аудита будет сформирован недостоверный отчет). Наличие членства в СРО подразумевает гарантию возмещения причиненного вреда за счет компенсационных и страховых фондов, в которые каждый участник обязан своевременно перечислять взносы.

Помощь в получении лицензии (допуска) позволит быстро вступить в состав одной из СРО, а также включить специалистов в список претендентов на сдачу экзамена. Указанные услуги в Санкт-Петербурге предусматривают полное соблюдение всех требований выбранной саморегулируемой организации.

Хотя СРО выступают в качестве некоммерческих независимых сообществ, они находятся под косвенным контролем со стороны государства. В частности, они обязаны вести реестры своих членов и выданных допусков. При помощи указанных баз данных заказчики могут самостоятельно осуществлять выбор профессионального аудитора или фирмы для своих нужд.

Аттестация и лицензирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется для компаний, отвечающих следующим требованиям:

  • количество специалистов, находящихся в постоянном штате, не может быть менее трех человек;
  • форма аудиторской компании может быть любой, кроме ГУПа, МУПа или ПАО;
  • в уставном капитале фирмы доля самих участников не может быть менее 51%, а число аудиторов в руководящих составах — не менее 50%.

Помимо указанных условий, в ст. 18 Закона № 307-ФЗ регламентирован перечень особых требований к деловым навыкам и квалификации профессиональных специалистов-аудиторов:

  • прохождение профессиональной аттестации;
  • наличие безупречной профессиональной репутации;
  • своевременная уплата членских взносов в СРО, в том числе в компенсационный фонд.

Обратите внимание!

Для получения допуска необходимо подтвердить наличие у каждого аудитора квалификационного аттестата. Аттестация проводится единой комиссией, которую формируют все профильные СРО.

Для прохождения соискатель должен иметь высшее профильное образование, а также стаж трудовой профессиональной деятельности не менее трех лет (из них не менее двух лет — непосредственно по аудиторской деятельности в соответствующей компании). Сдача экзамена и выдача аттестата осуществляется на возмездной основе, а порядок проведения регламентируется уполномоченным федеральным органом.

По итогам аттестационной проверки, подтверждения стажа и профильного образования, соискатель получает профильный квалификационный документ, после чего возникает право на обращение за лицензией (допуском СРО). Сведения о каждом таком документе вносятся в единый федеральный реестр.

Утрата аудиторской компанией допуска может осуществляться при нарушении требовании профессионального и делового характера, несоблюдении правил СРО, а также при лишении аудитора аттестационного звания. Также нужно учитывать, что каждая компания может состоять членом только в одной профильной СРО, однако закон не запрещает осуществлять переход между различными организациями.

Была ли эта статья для вас полезной?

Ваш голос принят

Произошла ошибка

Мы рады, что статья была полезной для вас

Информация на сайте могла устареть, рекомендуем обратиться к юристу для уточнения вашего вопроса.

Поле обязательно для заполнения

Введите номер телефона для связи

Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время

Проконсультирую по вопросам гражданского права, помогу отстоять права перед государственными структурами, магазинами.

Бесплатная консультация юриста

Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.

Юрист онлайн

Интересует вопрос по теме: ?

Ваша заявка принята!

Юрист свяжется с вами в ближайшее время

Задайте вопрос юристу онлайн

Поле обязательно для заполнения

Поле обязательно для заполнения

Из этого обзора вы узнаете, что нового и изменения в аудиторской деятельности и законодательстве об аудите с 2022 и 2023 года в силу Закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ на основе информационных сообщений № ИС-аудит-46/2 и ИС-аудит-46/3 Минфина России, к которым нужно приготовиться уже сейчас, особенно общественно значимым организациям.

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Публичные акционерные общества (ПАО)
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам* X
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг* X
Кредитные организации* X
Головные кредитные организации банковских групп*
Головные организации банковских холдингов*
Страховые организации* X
Общества взаимного страхования*
Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг*
Бюро кредитных историй*
Клиринговые организации*
Организаторы торговли*
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)* X
Управляющие компании инвестиционных фондов
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов*
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов*
Государственные корпорации X
Государственные компании X
Публично-правовые компании X
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25% X
Иные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» X

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО аудиторов) Аудиторские фирмы, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям

Аудиторские организации на финансовом рынке

Информацию аудиторская фирма предоставляет при оказании аудиторских услуг по требованию аудируемого лица
Вести сайт аудиторской организации Все аудиторские организации
Раскрывать информацию о своей деятельности на сайте (ранее Совет по аудиторской деятельности лишь рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем сайте) Все аудиторские организации Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на сайте, а также сроки раскрытия устанавливает Минфин.

Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.

Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него (с 2023 г.) Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в т. ч. аудиторские организации на фин. рынке Порядок предоставления и получения таких документов устанавливает Федеральное казначейство
Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него (с 2023 г.) Аудиторские организации на финансовом рынке Порядок предоставления и получения устанавливает ЦБ
Назначать руководителей аудита Все аудиторские организации Введена обязанность назначать руководителей аудита (см. далее в статье)
Осуществлять взаимодействие с Банком России Аудиторские организации на финансовом рынке Определен порядок взаимодействия аудиторских фирм с Банком России (см. далее в статье)
Сообщать об отказе аудируемого лица – общественно значимой организации на финансовом рынке либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в ЦБ Аудиторские организации на финансовом рынке Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

  • передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну полученные сведения и документы;
  • разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме ЦБ и лица, которому оказывались аудиторские услуги (кроме случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и др. ФЗ (ранее такое требование не формулировалось).

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ЧИСЛЕННОСТЬ АУДИТОРОВ
ДО 01.01.2023

ПОСЛЕ 01.01.2023

Аудиторская фирма собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям На основании трудовых договоров по основному месту работы – не менее трёх Не менее пяти
Аудиторская фирма, сведения о которой внесены в Реестр оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке Не менее семи Не менее двенадцати

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Публичные акционерные общества (ПАО) X
Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам X*
Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг X*
Кредитные организации X*
Головные кредитные организации банковских групп X*
Головные организации банковских холдингов X*
Страховые организации X*
Общества взаимного страхования X*
Организации – профессиональные участники рынка ценных бумаг X*
Бюро кредитных историй X*
Клиринговые организации X*
Организаторы торговли X*
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) X*
Управляющие компании инвестиционных фондов X*
Управляющие компании паевых инвестиционных фондов (ПИФ) X*
Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов X*
Государственные корпорации X
Государственные компании X
Публично-правовые компании X
Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности не менее 25% X
Иные организации, которые представляют и/или раскрывают отчетность в соответствии с ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» X
Лица, отличные от указанных выше организаций X X

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ термин «открытый конкурс» с 01.01.2022 заменил на «электронный конкурс».

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Сегодня в стране насчитывается более тридцати тысяч специалистов, занимающихся предоставлением аудиторских услуг. Хотя этот рынок и является относительно новым для Российской Федерации, он стремительно развивается. Причины этого явления кроются в большом спросе на аудит и его дороговизне.

Между тем, чтобы работать в качестве аудитора, необходимо получить специальный документ. Следует разобраться, как происходит лицензирование аудиторской деятельности.

Содержание

  • Аудит – определение термина
    • СРО вместо лицензии
  • Законодательная регулировка
  • Кто может получить лицензию
    • Требования и условия
  • Лицензирование
    • Документы
  • Заключение

Аудит – определение термина

Граждан, желающих заниматься аудиторской деятельностью, все больше. Эта перспективная профессия приносит большой доход, однако требует специального образования, опыта работы и наличия определенных умений. Несмотря на такие требования, количество аудиторов постоянно растет. Между тем, прежде чем делать шаги на пути аудиторской карьеры, необходимо сначала разобраться в терминологии.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Так, под аудиторской деятельностью подразумеваются операции, связанные с проверкой бухгалтерской отчетности предприятий и анализом правильности произведения расчетных операций. К компетенции аудиторов относится проверка:

  1. Деклараций, подаваемых в налоговую службу.
  2. Платежно-расчетных документов.
  3. Финансовой отчетности и других бумаг, связанных с финансовой деятельностью.

Внимание! Аудиторы проверяют не только правильность заполнения документации, но и производят проверку на осуществление денежных махинаций.

Это независимые специалисты, не числящиеся в штате предприятия. Учитывая важность подобных проверок для государства, аудитор – ответственная профессия, требующая высокой квалификации.

СРО вместо лицензии

Ранее необходимо было получать лицензию на аудиторскую деятельность. Без получения этого документа нельзя было проводить проверки и, соответственно, зарабатывать средства. Однако в 2009 году произошли существенные изменения. Лицензии были отменены (уже полученные документы аннулировались в 2010 году). Теперь вместо получения лицензии необходимо являться членами СРО.

СРО (саморегулируемые организации) – это специальные организации, внесенные в государственный реестр. Они некоммерческие. Каждый аудитор обязан быть членом СРО. Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос. Цель создания подобных организаций – обеспечение высокого качества аудиторских услуг.

Законодательная регулировка

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность регулируется на законодательном уровне. Сегодня в стране действуют сразу несколько законов, посвященных этой проблеме. Можно выделить следующие ФЗ:

  1. № 119. Первый нормативный акт, в котором рассматривается эта проблема. Был принят в 2001 году. В документ постоянно вносятся правки. Последние изменения вступили в силу в 2008 году (ФЗ №307).
  2. № 128. Действовал до 2006 года. Был посвящен лицензируемой деятельности.
  3. № 315. Один из наиболее новых нормативных актов. Ввел понятие СРО.

Поскольку теперь все аудиторы должны быть членами СРО, а подобные организации являются некоммерческими, аудиторская деятельность также контролируется ФЗ под номером 7, принятом еще в 1996 году и посвященным некоммерческим организациям.

Кто может получить лицензию

Получить лицензию может как частное лицо, так и компания (то есть, юридическое лицо). Не могут претендовать на получение лицензии юридические лица, которые:

  1. Зарегистрированы в качество ООО.
  2. Обладают уставным капиталом, не превышающим 100 МРОТов.
  3. Имеют в штате менее 51% аттестованных сотрудников.
  4. Имеют в штате менее двух лицензированных аудиторов (то есть специалистов, получивших специальный сертификат).

Индивидуальные предприниматели обязаны иметь аттестаты аудиторов. Выделяют несколько сфер аудиторской деятельности: аудит бирж, страховых компаний, банков, иных предприятий, зарегистрированных в качестве юридических лиц. Для каждой сферы необходимо получать отдельный аттестат.

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Требования и условия

Проводить проверку могут только те аудиторы, которые получили высшее образование. Ранее для этого необходимо было учиться на экономическом или юридическом факультете. Сегодня получить аттестат может специалист любого профиля (даже филолог или журналист).

Важно! Единственное требование, выдвигаемое к диплому – он должен быть выдан аккредитованным учебным заведением.

Кроме высшего образования к аудиторам выдвигаются следующие требования:

  1. Не менее трех лет опыта работы в экономической сфере (бухгалтером, ревизором, экономистом либо преподавателем соответствующего профиля).
  2. Общий стаж работы – не менее пяти лет.
  3. Обучение в специальном аудиторском учебном заведении.

Кроме этого, гражданину, желающему стать аудитором, необходимо свободно владеть деловым этикетом и языком, а также пройти специальное тестирование. По результатам (в случае его успешной сдачи) претенденту выдается аттестат. Этот документ позволяет выполнять проверку предприятий. Однако прежде чем приступить к выполнению своих обязанностей, аудитор обязан вступить в СРО. Для этого необходимо подать заявку и оплатить членский взнос в размере 3 000 рублей.

Лицензирование

Порядок лицензирования аудиторской деятельности

Для проведения аудита лицензия не нужна. Требование о ее получении было отменено еще в 2009 году. Однако необходимо стать членом СРО. Для этого юридическому лицу необходимо соответствовать требованиям, описанным выше.

Физические лица также могут стать членами данной организации. Для этого необходимо соответствовать условиям (по образованию, стажу работы, специальному обучению). Обязательным является получение сертификата (аттестата). Для его получения сдается специальный экзамен.

Документы

К сдаче экзамена допускаются только те граждане, которые подготовили определенный пакет документов. Для прохождения процедуры и получения квалификационного аттестата необходимо подготовить:

  1. Заявление (по установленной форме).
  2. Личный паспорт.
  3. Диплом.
  4. Трудовую книжку.

Необязательно представлять оригиналы документов, можно подготовить заверенные у нотариуса копии (кроме заявления).

Поскольку услуга по сдаче экзамена является платной, потребуется также предоставить квитанцию, свидетельствующую о факте внесения средств в счет уплаты государственной пошлины.

Читайте о том, нужна ли лицензия на квадрокоптер в России.

А здесь информация о том, как получить лицензию на маркшейдерские работы.

Полезная статья «Порядок лицензирования ПО».

Заключение

Таким образом, заняться аудиторской деятельностью могут и юридические, и физические лица. Как получить лицензию аудитора? Требование о получении лицензии было отменено в 2009 году. Вместо этого необходимо стать членом СРО.

К лицам, желающим стать аудиторами, выдвигаются строгие требования. Обязательным является получение специального аттестата, подтверждающего наличие квалификации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аудиторская компания купер прайс вотерхаус
  • Аудиторская компания перевод на английский
  • Аудиторская компания финансовая экспертиза
  • Аудиторская проверка деятельности компании
  • Балашиха онкологический центр время работы