Аудит управляющей компании по инициативе жильцов многоквартирного дома

Желание вывести управляющую организацию (в том числе ТСЖ) на «нечистую» руку может привести к желанию провести аудиторскую проверку такой организации. Усиливается такое желание еще и отписками жилищной инспекции. В статье рассмотрел: могут ли жители провести аудиторскую проверку управляющей организации?


Предыстория

Житель дома в Иркутске обратился в Службу Государственного жилищного надзора Иркутской области с жалобой и просьбой провести проверку соответствия израсходованных денежных средств, которые были обозначены в отчете управляющей организации, размещенном в ГИС ЖКХ.

В ответ надзорный орган указал, что проверка финансово-хозяйственной деятельности УК, а также проверка законности и целевого расходования денежных средств не входит в полномочия ГЖИ. Также вмешиваться в самостоятельную хозяйственную жизнь УК контролирующий орган не имеет полномочий.

Ну и не забыла ГЖИ добавить приписку:

В итоге, возникает вопрос: на каком основании собственники могут провести аудиторскую проверку? Так и возникла идея написания данной статьи.

Что такое аудиторская проверка?

Понятия аудиторской проверки на законодательном уровне нет, но такому понятию соответствует определение аудитора, данное в ст. 1 ФЗ Об аудиторской деятельности:

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

При этом указано, что под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная ФЗ  «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

Для жителей, как правило не будет интересен бухгалтерский баланс УК или отчет о прибылях и убытках и т.п., поскольку такие отчеты являются  общими (учитывают всю деятельность УК, не отдельного дома). Для жителей важно выявить не правильность и достоверность бухгалтерской отчетности в целом, а выявить достоверность трат в отношении конкретного дома (были ли такие траты и в размере, который указан в отчете или часть сумм была каким-то способом списана безосновательно и т.д.). Также после вопроса о достоверности  отчетности может встать вопрос о выявлении фактов хищения, поскольку не всегда недостоверность отчетности может быть связана с фактами хищения или мошенничества. 

Может ли аудиторская проверка выявить факты хищения или мошенничества со стороны аудируемой организации?

С таким вопросом я обратился к аудиторам, которые работают на рынке оказания аудиторских услуг долгое время.

Генеральный директор ООО «Национальная Гильдия Бухгалтеров и Аудиторов» Мария Стажкова ответила, что аудит может выявить факты хищения, но при наличии документов, которые в соответствии с запросом аудитора представлены к проверке. При этом, факт непредоставления документов также позволяет как минимум предположить, а нередко и установить хищения и факты мошенничества. Например, заключён договор с одной организацией, а фактически расчёты ведутся с другой. Или есть факт списания денег со счета, но нет подтверждающих оказанную услугу или выполненную работу документов.

Руководитель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, что аудиторские компании могут проводить процедуры, направленные на выявление факта хищения, но компании не имеют право выносить какие-либо обвинения в адрес ответственных лиц, поскольку это входит в компетенцию правоохранительных органов. Вопрос того, возбуждать ли расследование по факту хищения, решает руководитель компании по результатам аудиторской проверки.

В целом аудиторские компании проводят:

  • проверку эффективности работы системы внутреннего контроля компаний;
  • процедуры, подтверждающие достоверность расчётов между контрагентами.

Какие документы подлежат изучению при проведении аудита?

Мария Стажкова:

Зависит от вида и цели проверки, пожеланий заказчика, иных факторов. Обычно аудиторы изучают бухгалтерскую и налоговую отчетность, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные учётные документы, договоры, правоустанавливающие, разрешительные документы.

 Елена Васильева:

Список достаточно большой. Например, аудиторская организация запрашивает: учредительные и регистрационные документы, все протоколы заседаний, все решения. Также, запрашивает данные о структуре бухгалтерии, компании, учетную политику, методики и стандарты ведения бухгалтерского учета, налоговые регистры. Документы, регламентирующие выдачу заработной платы, кадровые документы, материалы проверок в налоговых органах, данные о расчетных счетах, документы по разделам бухучета, трудовые договоры и материалы судебных дел.

Могут ли граждане заказать аудит управляющей организации, если в такой организации они не являются учредителями, а являются лишь потребителями услуг такой организации?

Мария Стажкова отмечает, что собственники могут повести аудит УК исключительно по согласованию с УК. Однако если УК является акционерным Общество, она в силу закона подлежит обязательному аудиту. Есть и иные случаи, когда аудит надо будет пройти по требованию закона.

Мой комментарий и вывод — потребители не вправе понудить УК представить документы для аудиторской проверки, если такую проверку хотят сделать жители дома, поскольку аудиторская проверка является одной из услуг, которая оказывается на основании договора об оказании аудиторских услуг. Наличие такого договора, где на стороне будет УК в качестве заказчика и возлагает на УК определенные обязанности, в том числе по представлению документов аудитору для проведения проверки (ст. 14 ФЗ Об аудиторской деятельности). В отсутствии такого договора между УК и аудиторской компанией, УК ничем не обязана последней.

Дмитрий Бурняшев

Юрист, автор статей на тему ЖКХ
e-mail: bur1505@yandex.ru

Рассматриваются законопроекты, направленные на регулирование финансовых отношений между жильцами и поставщиками коммунальных услуг.

Пенсионные, налоговые, правовые новости и аналитика — ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы быть в курсе

Снижение стоимости ЖКХ – Законопроект № 1044454-7

Авторы законопроекты

Законопроект был подготовлен группой депутатов от ЛДПР: И.С.Пиляев, Е.В.Строкова, А.Ю.Морозов, А.Б.Курдюмов, Н.В.Березин, А.В.Андрейченко, С.В.Натаров, С.Г.Каргинов, М.С.Зайцев

Содержание изменений

Предлагается установить правило, что если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения указанная разница по решению собственников жилых помещений остается в распоряжении управляющей организации или подлежит возврату собственникам в виде пропорционально уменьшенной сумме на последующую оплату коммунальных услуг.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что в существующей редакции ст. 162 ЖК остаточный денежный фонд полностью остается у управляющей организации, без согласования с жильцами. Данным законопроектом предлагается оставить это решение на усмотрение собственников многоквартирного дома.

Отмена НДС в целях снижение коммунальных тарифов — Законопроект № 1046495-7

Автор изменений

Данный законопроект был подготовлен депутатом Государственной Думы Барышевым А.В. Это депутат от Единой России.

Содержание изменений

Поправки предполагают, что юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие физическому лицу коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых помещений, а также для содержания общего имущества в многоквартирном доме, также имеют право на освобождение от НДС.

Обоснование

В пояснительной записке к законопроекту автор указывает на то, что данные поправки позволят снизить стоимость жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, автор обращает внимание, что, по его мнению, данный законопроект освободит от НДС только операции, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг физическим лицам в целях снабжения их жилых помещений. Что касается жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются иным пользователям, например, в части снабжения нежилых помещений, то освобождение не применяется.

Аудиторская проверка управляющей компании – Законопроект № 1044569-7

Авторы законопроекты

Законопроект был подготовлен группой депутатов от ЛДПР: И.С.Пиляев, Е.В.Строкова, А.Б.Курдюмов, А.Ю.Морозов, С.Г.Каргинов, Н.В.Березин, А.В.Андрейченко, С.В.Натаров, М.С.Зайцев

Содержание изменений

В Законопроекте указывается, что в случае сомнения собственников многоквартирного дома в добросовестном, надлежащем исполнении управляющей организацией оказанных услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по содержанию общего имущества, по решению собственников многоквартирного дома для проверки финансово — хозяйственной деятельности исполнения договора управления многоквартирным домом может быть инициирована аудиторская проверка договорной работы.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что Согласно действующего законодательства провести аудиторскую проверку возможно только с согласия самой управляющей организацией, что значительно затрудняет контроль и надзор со стороны собственников многоквартирных домов за работой управляющей организацией.

На этом все. Спасибо за внимание. До скорых встреч

Налоговые новости за сентябрь 2020 — ссылка

Пенсионные новости за сентябрь 2020 — ссылка

Правовые новости за сентябрь 2020 — ссылка

Аудит ТСЖ

Управляющие компании ЖКХ всегда ассоциируются с «нечистыми» на руку руководителями. Недоверие у собственников ТСЖ может вызвать председатель, который неэффективно расходует деньги собственников жилья. Обязательно ли проводить аудит ТСЖ? Что нужно учитывать при проведении аудита ТСЖ?

Обязанность проведения аудита прописана в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, ТСЖ не подпадают под случаи, когда аудит обязателен. Тем не менее, аудиторская проверка ТСЖ является все более востребованной услугой. Поскольку обязательный аудит – редкость в ТСЖ, в основном, собственниками проводится инициативный аудит. Как раз инициативный аудит направлен на выявление «узких» мест в деятельности ТСЖ и проводится точечно по заранее согласованным вопросам.

Почему ТСЖ необходим внешний аудит?

Казалось бы, аудит, тем более инициативный – это лишние расходы собственников ТСЖ, которые можно не осуществлять, тем более, что в ТСЖ есть ревизионная комиссия. И именно к ее функциям относится проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ. Однако самостоятельно провести проверку не только наличия документов, но и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета могут только профессионалы.

Профессионалы, имея накопленный опыт в области аудита ЖКХ, могут выявить нецелевое использование денег, проверить взаимоотношения ТСЖ с ресурсоснабжающими организациями.

Ревизоры ТСЖ навряд ли смогут оценить состояние бухгалтерского учета и налоговые риски, которые могут возникнуть вследствие неправильного учета доходов и расходов.

Заключение, выданное независимым аудитором, может возвратить и утраченное доверие жильцов к председателю ТСЖ либо наоборот. Если выявляются факты растраты денег собственников жилья, заключение фиктивных договоров, некачественного оказания услуг, попустительство, то это является поводом для последующего обращения жильцов в правоохранительные органы.

Кто может инициировать аудиторскую проверку ТСЖ?

Порядок проведения внешней проверки закрепляется в уставе ТСЖ. Как правило, инициируют проверку сами жильцы, проведя общее собрание членов ТСЖ.

Какие области охватывает аудит ТСЖ?

Все зависит от цели аудита. Если председателя ТСЖ и правление подозревают в растрате денег, то перед аудитором ставится задача отследить все денежные потоки ТСЖ за определенный период времени: сколько поступило денег и куда они были потрачены.

При проведении аудита в этом ключе аудитором анализируется соблюдение норм жилищного законодательства, выявляются случаи нецелевого использования денежных средств.

Например, председатель ТСЖ заключал фиктивные договоры с фирмами-однодневками на ремонт дома. Деньги обналичивались, а жители так и не увидели следов преобразования многоквартирного дома.

Аудит может вскрыть такие злоупотребления, как приписки для завышения объема выполненных работ, прием и подписание актов выполненных работ по завышенным расценкам, банальное хищение денег путем выплаты себе премий, не предусмотренных системой оплаты труда (определение ВС РФ от 22.07.2020 № 305-ЭС20-4513).

Такие проверки могут заканчиваться вполне реальными уголовными сроками.

В иных ситуациях возникает необходимость провести кадровый аудит: посмотреть, как документально оформлен наем работников, обслуживающих многоквартирный дом, как проводятся начисления заработной платы.

Инициативный аудит ТСЖ может быть направлен на поиск эффективной работы с дебиторской задолженностью. Ведь непоступление денег от должников влечет дефицит оборотных средств, невозможность оплачивать деньги подрядчикам за благоустройство территории и иные нужды.

Аудит деятельности ТСЖ включает в себя блок бухгалтерских и налоговых вопросов.

ТСЖ формируют бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность в установленном порядке. Инициативный аудит можно провести в отношении очерченного «узкого» круга вопросов.

Например, аудит документации, связанный с проведением текущего ремонта в ТСЖ.

Аудитор рассматривает вопросы: как принималось решение о проведении текущего ремонта, утвержден ли перечень работ и размер их финансирования, создан ли фонд для осуществления текущего ремонта (п. 5 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Немало ошибок выявляется и при проведении аудита налога на прибыль.

ТСЖ, являясь НКО, должно учитывать ряд особенностей, обусловленных характером поступивших денежных средств.

ТСЖ может применять ОСНО либо УСНО. При этом очень важно разграничить средства целевого финансирования от прочих доходов ТСЖ.

К целевому финансированию относятся: вступительные и членские взносы, различного рода пожертвования, отчисления на формирование резерва под предстоящий ремонт (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Эти средства выводятся из-под налогообложения налогом на прибыль либо единым налогом при УСН. А поступившая оплата за жилищно-коммунальные услуги – это выручка, которая облагается налогами (ст. 249 НК РФ). Аудитор проверяет организацию раздельного учета поступивших средств.

Что получает заказчик в результате аудита ТСЖ?

На самом деле всесторонняя проверка деятельности ТСЖ выгодна обеим сторонам. В результате проверки, аудитор не выносит никаких предписаний, не штрафует ТСЖ. В отчете аудитор дает рекомендации по устранению выявленных нарушений, подтверждает правильность ведения учета и т. п.

Поэтому проведение аудита – это доверие и к председателю ТСЖ, и спокойствие за состояние учета.

С 1 июля 2021 года проверки управляющих организаций надзорными органами проходят по-новому: стало больше их разновидностей, а кроме того, добавился элемент внезапности. Разбираем отдельные аспекты нового законодательства.

Что изменилось в новом законе о проверках

Прежде всего, изменилось название закона. Прежний имел следующее звучание: Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
В настоящее за исключением ряда положений на переходный период ему на смену пришел Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).

Таким образом, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в дословном смысле – речи больше не идет. Хотя формально новый закон «устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц» (п. 1 ст. 2 Закона № 248).

Все контрольные мероприятия отображаются в Едином реестре видов контроля https://proverki.gov.ru/, где приводится хронология всех мероприятий и их результаты. Оператором системы является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается (п. 3 и 4 ст. 19 Закона № 248).

Управляющая организация считается уведомленной о контрольных мероприятиях, если информация была направлена ей через портал Госуслуг. Сведения о проверке также могут быть направлены по адресу электронной почты, указанному на сайте ГИС ЖКХ. Либо может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица (пп. 1 п. 5 ст. 21 Закона № 248).
При проведении проверки инспектор не вправе оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа. Сюда же относятся недопустимость требования документации, не составляющей предмет проверки. Также есть запрет на истребование документации и информации, если ранее она была представлена, либо имеется в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных органов (ст. 37 Закона № 248).
Кроме того, изменились сроки для проведения документарной и выездной проверок (ранее было 20 дней, теперь – 10 дней).

Профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия

Для контрольных органов вводится понятие «профилактические мероприятия». К ним относится:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) меры стимулирования добросовестности;
4) объявление предостережения;
5) консультирование;
6) самообследование;
7) профилактический визит (п. 1 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 устанавливает порядок и регламент проведения профилактических мероприятий.
В части непосредственно проверок Закон № 248 выделяет два варианта: первый – с взаимодействием с контролируемым лицом, второй – без взаимодействия с контролируемым лицом.

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее – контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (п. 2 и 3 ст. 56 Закона № 248).

Таким образом, видов контроля стало существенно больше, а значит, визиты проверяющих станут чаще. Чаще всего, основанием для проведения проверки являются жалобы заинтересованных лиц. Теперь обращения (заявления) граждан и организаций принимаются к рассмотрению только в случае, если они поданы:
— через МФЦ;
— через портал Госуслуг (или ГИС ЖКХ).

В остальных случаях до проверки принимаются меры по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения (п. 1 ст. 59 Закона № 248). Таким образом, жалобы на основании писем от «анонимов» рассматриваться не должны.
В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Если нарушения выявлены, то контролируемому лицу выдается предписание. В случае обнаружения признаков преступления или административного правонарушения меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (ст. 90 Закона № 248).

Обжалование итогов контрольных мероприятий

Важным новшеством стал порядок обжалования итогов контрольных мероприятий. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

Жалоба подается в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

Досудебному обжалованию подлежит:
— решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (срок – 30 дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав);
— акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений (срок – 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания);
— действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248).

Досудебное обжалование предполагает своеобразные обеспечительные меры: если заявитель подает ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа, то уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
— о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
— об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Информация о таком решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения (п. 10 и 11 ст. 40 Закона № 248).

Законом установлены форма и содержание жалобы (ст. 41) и основания для отказа в рассмотрении жалобы (ст. 42). Отказ в рассмотрении жалобы не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней (п. 2 ст. 43 Закона № 248).

Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 4.1-6 ст. 43 Закона № 248).

Формально Закон № 248 содержит много важных слов о законности и обоснованности, соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц. Однако фактически мы имеем 7 новых профилактических мероприятий и 11 видов контрольных мероприятий, результатом которых может быть предписание и штраф. Это позволяет предположить, что число проверок возрастет, а в случае избирательного применения Закона № 248 вопрос о соразмерности вмешательства проверяющих органов будет трактоваться произвольно.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук.
сайт: pavelkuznetzov.ru



Источник фото: https://www.pexels.com/

Группа депутатов от ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, который даст право владельцам квартир в многоквартирных домах инициировать аудиторскую проверку управляющей компании при появлении сомнений в качестве работы организации.

Речь идет о проверке деятельности УК. Сейчас провести аудиторскую проверку возможно только с согласия самой управляющей организации, что значительно затрудняет контроль и надзор со стороны собственников многоквартирных домов за работой УК.

Парламентарии предлагают дополнить ст.162 Жилищного кодекса нормой, что услуги аудиторской организации оплачиваются из средств управляющей компании. При этом управляющая организация обязана ознакомить собственников многоквартирного дома с аудиторским заключением не позже чем через пять дней со дня представления документа аудитором.

Вопрос

МКД в управлении ТСЖ, собственники не проводили собрание по вопросу проведения аудита. Может ли правление ТСЖ организовать аудиторскую проверку без согласия собственников? 

Ответ

По общему правилу, бухгалтерская отчетность ТСЖ не подлежит обязательному аудиту. Считаем, что решение о проведении аудита в ТСЖ может быть принято либо общим собранием членов ТСЖ, либо правлением. Правление вправе принимать решение, если им предоставлено на это право уставом, решением общего собрания, а также если в утвержденной на текущий год смете предусмотрены денежные средства на оплату услуг аудитора (аудиторской организации).

Обоснование

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества (ч. 1 ст. 145 ЖК РФ).

Компетенция общего собрания членов ТСЖ предусмотрена частью 2 статьи 145 ЖК РФ, причем перечень является открытым, т.е. он может быть дополнен иными вопросами при условии отнесения их к компетенции общего собрания уставом ТСЖ.

Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (ч. 1 ст. 147 ЖК РФ).

В обязанности правления товарищества собственников жилья входят (согласно статьи 148 ЖК РФ):

  • составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;
  • управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
  • заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об аудиторских проверках управляющих организаций по инициативе собственников помещений в МКД. Авторы документа предлагают проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности УО по исполнению договора управления, а также законности и целевого расходования средств.

Законопроектом № 1044569-7 депутаты Госдумы РФ хотят дополнить ст. 162 ЖК РФ частью 13, разрешив собственникам помещений в МКД при сомнениях в добросовестной работе управляющей организации на общем собрании принять решение о проведении аудиторской проверки договорной работы компании. ОСС сможет выбирать аудиторскую организацию для этого, а оплачивать её деятельность будет УО.

В пояснительной записке авторы законопроекта говорят о том, что по действующему законодательству орган ГЖН не вправе проверять законность и целевое использование УО средств, полученных от собственников за ЖКУ. Организовать аудиторскую проверку же можно только с согласия самой управляющей организации, что затрудняет контроль её работы со стороны собственников.

Законопроект № 1044569-7 направлен на рассмотрение Комитетом Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ. В случае его одобрения и принятия, документ передаст инициативу проведения аудита в руки владельцев помещений в МКД. Управляющая организация после получения результатов аудиторской проверки должна будет в течение пяти дней ознакомить с ним собственников.

О том, какие ещё законопроекты, важные для управляющих многоквартирными домами, находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ, мы говорили на одном из онлайн-семинаров. Материалы вы найдёте здесь.

Присоединяйтесь к 75 749 подписчикам

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку.

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бабушкинский районный суд реквизиты для оплаты государственной пошлины
  • Байкальская энергетическая компания личный кабинет для юридических лиц
  • Банк москвы реквизиты банка для перечисления на карту физического лица
  • Банк открытие личный кабинет вход в интернет банк интернет для бизнеса
  • Банковские internet технологии как фактор развития банковского бизнеса