Ассоциации бизнеса как группы давления деятельность ассоциаций бизнеса в современной россии

  • Facebook logo
  • Twitter logo
  • LinkedIn logo

© 2023 Prezi Inc.
Terms & Privacy Policy

Понимание необходимости работать сообща подталкивает предпринимателей к созданию ассоциаций, объединений, союзов, некоммерческих партнерств. Бурный рост и развитие ассоциаций, союзов, объединений предпринимателей в последнее десятилетие потребовали изучения этого явления и создания материалов. которые помогли бы им работать эффективнее. Работая над данной проблематикой авторы использовали свой собственный 3-летний опыт работы в некоммерческом неправительственом фонде, обобщили опыт работы действующих российских ассоциаций и имеющиеся материалы о работе ассоциаций и объединений предпринимателей. Мы выржаем призанательность Центру политических технологий, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Российской гильдии риэлторов и многим другим организациям и индивидуальным лицам, которые существнно дополнили содержание материалов, подготовленных Фондом в ходе реализации проекта.

Что же такое бизнес-ассоциация?

Начиная работу над проектом, мы прежде всего определили для себя, что под термин бизнес-ассоциация мы будем применять для обозначения ассоциаций, организаций и объединений предпринимателей, которые создаются с целью представления интересов и оказания услуг своим членам, вне зависимости от их юридического статуса, который может определяться в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Общественных объединениях».

Бизнес-ассоциация — это добровольная, некоммерческая ассоциация предприятий (компаний), созданная для достижения их общих целей.

На протяжении сотен лет бизнесмены собирались в клубы и ассоциации, которые приносили пользу им и обществу. В Европе они были известны под названием «гильдии». В тринадцатом веке они стали основной силой, открывшей средневековому миру путь к экономическому росту. В девятнадцатом веке бизнес-ассоциации стали очень влиятельными во всех промышленно развитых странах. В России, например, ассоциации существовали практически в каждом городе. В 1870 году устав Московской биржи узаконил существование Биржевого общества, возглавляемого избираемым Биржевым комитетом. За последним закреплялось не только руководство собственно биржевым собранием, но и защита интересов предпринимателей перед правительственными, государственными и общественными организациями. Биржевой комитет, таким образом, взял на себя функции выразителя интересов коммерсантов и промышленников Московского региона.

Проведенное в ходе реализации проекта исследование позволило сделать вывод, что существуют самые разнообразные виды объединений предпринимателей. Бизнес-ассоциация может представлять определенную отрасль промышленности, например, объединять разработчиков программного обеспечения или производителей обуви. Она может представлять бизнес в целом, как, например, торгово-промышленная палата или союз предпринимателей определенного региона. Или ассоциация может объединять компании, у которых есть нечто общее, например, молодых предпринимателей или деловых женщин. Любая группа компаний, у которых есть общая цель или общие характеристики, может создать ассоциацию.

Следует отметить тот факт, что компания может принадлежать к стольким бизнес-ассоциациям, к скольким считает нужным и на сколько ассоциаций и союзов у нее хватает времени и денег. Бизнес-ассоциация ни в коем случае не является совместным предприятием. Ни от кого не требуется вступать в нее или оставаться ее членом. Компании могут вступать и оставаться членами ассоциации только в том случае, если считают, что это им полезно. Компании могут быть членами нескольких бизнес-ассоциации, но, важно помнить, что не всякая ассоциация должна принимать в свои члены все виды компаний.

Современные тенденции развития организаций и объединений предпринимателей в России

В настоящее время в России появилось множество организаций, объединяющих различные группы предпринимателей по самым разным признакам. По масштабам своей деятельности их можно разделить на местные, региональные и федеральные.

Российские общественные организации предпринимателей — новое явление для современной России. Их роль в экономической и политической жизни России постоянно увеличивается. В этом слое постоянно происходят какие-то изменения: одни общественные объединения предпринимателей исчезают, другие — объединяются, третьи — разделяются. Положение организации зачастую определяется личностью руководителя, его “политическим весом”. “Потенциал” руководителя, его личные связи и сильные региональные представительства являются зачастую главными показателями “силы” организации.

Можно выделить две составляющие процесса формирования союзов, ассоциаций предпринимателей.

Первая — объективная: желание всех участников экономической деятельности в стране обрести дополнительную устойчивость, защитить свои политические, социальные и корпоративные интересы, возможностью реализовывать совместные проекты, повышать уровень профессионализма, совместно получать и обрабатывать необходимую для бизнеса информацию.

Вторая — субъективная: возможность для создателей ассоциации, объединения таким образом заявить о себе, создать свою собственную “группу влияния”, поддержать свой высокий статус в обществе.

Действующее российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и федеральный закон «Об общественных объединениях») предоставляет широкий выбор организационно-правовых форм для данного типа организаций(общественная организация (объедтнений),. фонд, объединение юридических лиц («ассоциация» и союз) большинство этих организаций имеет юридический статус «ассоциации» или союза. Данная правовая форма наиболее соответствует задачам и целям данного типа организаций: координация предпринимательской деятельности, представление и защита интересов. Кроме того, данная правовая форма способствует большей устойчивости организации в силу закрепленной в действующем законодательстве субсидиарной ответственности членов «ассоциации» (союза) по обязательствам в отличие от других организационно-правовых форм.

Ряд организаций имеет статус общественных организаций (объединений). Однако данная правовая форма менее устойчива и больше соответсвует общественному движению, а не бизнес-ассоциации.

Фонды по специфике своего функционирования стоят несколько в стороне от других организаций предпринимателей: они не имеют членства, образубтся на основе добровольных имущественных взносов, преследуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно-полезные цели. Вбоьшинстве случаев фонды создаются не предпринимателями, а органами власти (федеральными, региональными или местными) для поддержки и развития предпринимательства. Эти организации объединяют, как правило. как юридических, так и физических лиц и лишь незначительная часть объединяет только физических лиц.

Проблема финансирования — одна из основных «классических» проблем бизнес-ассоциаций. Как показала практика последних лет, даже союзы крупного и среднего бизнеса испытывают большие трудности в материальном обеспечении своей деятельности. Особенно это касается общероссийских объединений. Действительно, аналитическая и экспертная работа, выпуск различных изданий, оперативная обратная связь с регионами, информационно-консультационная помощь своим членам, проведение таких организационных мероприятий, как семинары, съезды, выставки и конференции, — все это требует весьма значительных затрат.

Многие предпринимательские объединения, особенно претендующие на статус общероссийских, ведут весьма ограниченную деятельность или, практически, прекращают существование из-за сложностей решения вопросов финансирования. Ассоциации, объединяющие крупный бизнес, решают эти вопросы в основном за счет взносов своих наиболее богатых членов. Значительно более сложная ситуация в объединениях малого бизнеса, которые создаются на “голом месте” и объединяют наименее состоятельный слой предпринимателей.

Наиболее актуальными и сложными для бизнес-ассоциаций — независимо от их размера, юридического статуса, возраста — являются следующие направления их деятельности: предоставление услуг членам, поиск источников финансирования, работа с органами власти и защита интересов организации в органах власти.

Далеко не всегда членские взносы являются основным финансовым источником для большинства этих организаций. многие ассоциации активно развивают собственную предпринимательскую деятельность, что обусловлено в первую очередь особенностями нынешнего этапа развития как российской экономики. иак и бизнес-сообщества и его институтов. Происходит естественная для современного этапа коммерциализация общественных организаций, связанная с необходимостью получения дополнительных возможностей для расширения своей деятельности. Будучи поставлены в жесткие условия рыночной экономики, они начинают активно использовать предоставленные законом возможности для организации дочерних предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.

Доля остальных финансовых источников (гранты международных организаций и российских фондов, бюджетные средства и другие) является незначительной (в среднем в совокупности составляют менее трети). для ряда организаций членские взносы или собственная предпринимательская деятельность оказываются единственным источником финансирования.

Таким образом, в качестве характерных признаков современных общественных объединений предпринимателей можно выделить следующие:

  • Действуют как на микроуровне (объединение ресурсов ради решения какой-либо задачи), так и на макроуровне (представление интересов членов организации, взаимодействие с правительственными организациями, воздействие на политику государства, лоббирование).
  • Корпоративность, сплоченность, определенная дисциплина.
  • Добровольность вступления и членства.
  • Основные направления деятельности: лоббирование, защита интересов членов, консультирование, формирование информационной базы, создание собственной инфраструктуры.
  • В большинстве случаев представляют интересы работодателей.
  • Основные проблемы: недостаток финансовых средств, недостаточная связь как по вертикали (с регионами), так и по горизонтали (с родственными организациями).

Корпоративные предпринимательские организации в России в первую очередь возникали в Москве, в регионах они появились позже. Большинство этих организаций существует, как правило, не более 2-х лет (особенно это касается региональных, местных объединений); Именно этим объясняются отсутствие достаточного опыта работы в подобных организациях и неподготовленность руководителей и сотрудников к такой работе. Большинство руководителей бизнес-ассоциаций не обучалось управлению некоммерческой организацией, большинство членов этих организаций также не обучалось работе в некоммерческой организации.

Предпринимательские объединения в развитой рыночной экономике

В практике зарубежных стран сложились два типа бизнес-ассоциаций, особенности которых сформировались под влиянием политической культуры этих стран — англо-американский и континентально-европейский.

Ассоциации англо-американского типа, распространенные в англоязычных странах мира, представляют собой такие группы интересов, которые объединяются на добровольной основе и не имеют постоянного, установленного законом статуса и обязательств (либо эти обязательства очень невелики). Их конфигурация скорее случайна, в ней отсутствует механизм организации интересов членов группы, территориальные и функциональные признаки объединения предприятий в ассоциации и федерации смешиваются; нет и четкой иерархической структуры представительства – предприятия могут присоединяться сразу к головной организации, а могут параллельно оформлять свое членство и в ней, и в отраслевой ассоциации, которая в нее входит. Главную свою задачу бизнес-ассоциации этого типа видят в защите интересов своих членов по отношению к государству, но не в разработке и реализации определенной политики совместно с государственными инстанциями и не в оказании технической помощи и деловых услуг своим членам.

Второй тип бизнес-ассоциаций, континентально-европейский, носит более корпоративный характер. Его чертами являются: наличие установленной законом сферы деятельности; более четкое разграничение функций между ассоциациями, выполняющими разные задачи; ограничение конкуренции и соперничества между ними; логически выдержанный принцип присоединения более мелких ассоциаций к объединяющей их крупной структуре; высокая степень формального участия в работе государственного аппарата, формирующего политику в областях, касающихся бизнеса.

Характерной чертой национальных систем организации частного бизнеса в этом случае является их четкая организационно-правовая структура, увенчанная, как правило, головными («зонтичными») объединениями. Так, и ФРГ функционируют: Объединение германских промышленников (возглавляющее 34 отраслевых ассоциации), Германская ассоциация торгово-промышленных палат (83 региональных и местных палаты), Центральная ассоциация германских ремесленников (65 региональных ремесленных палат), и многие другие

Предпринимательские объединения за рубежом оказывают своим членам значительно более широкий спектр услуг, чем российские коллеги. Например, в обязанности Торгово-промышленной палаты ФРГ входят: осуществление безналичных расчетов между промышленностью и государственными структурами; информирование своих членов по текущим вопросам экономической политики; информирование государственных структур о нуждах и требованиях предпринимательства; проведение в широких масштабах профессионального обучения (образовательных программ, семинаров); предоставление консультаций и услуг по вопросам технологии, подбор экспертов; информация о рынках, ведение маркетинга через сеть своих зарубежных отделений; вынесение квалифицированных заключений до вопросам стандартизации продукции; информация о спросе и предложении на рынке капитала, необходимая инвесторам; поиск коммерческих партнеров в области промышленной кооперации, оптовой торговли, продажи предприятий, поставок вторичного сырья; публикация сведений о коммерческих контрактах; осуществление кредитных гарантий для малых и средних предприятий и т.д

Региональные ремесленные палаты ФРГ осуществляют профессиональное обучение, организуют ярмарки, распространяют информацию о новых тенденциях в соответствующих отраслях, публикуют обзоры местных рынков, поддерживают деятельность гарантийных фондов для ремесленников. Стандартизация, сертификация, контроль качества продукции входят в обязанности Общегерманской ремесленной палаты.

Одним из главных направлений деятельности предпринимательских организаций малого и среднего бизнеса является содействие их членам в получении кредитов и ссуд. Так, Национальная федерация самозанятых в Великобритании, объединяющая мельчайшие предприятия, имеет собственный пенсионный фонд и использует его для предоставления ссуд под недвижимость на коммерческой основе. Французская Всеобщая конфедерация МСП через свои филиалы оказывает финансовую помощь предприятиям в виде поручительств при получении кредита, использовании средств пенсионных фондов, выдаче ссуд.

В ФРГ с этой целью развернуты две высокоэффективные сети. Одна из них, «Общества финансового партнерства», субсидируемая частными ассоциациями на региональном уровне, выдает льготные кредиты на создание, реорганизацию и модернизацию предприятий, а также на экологические проекты и поддержку экспортных операций в развивающиеся страны. Эти кредиты страхуются на федеральном уровне. Вторая сеть, состоящая из 24-х «Союзов по гарантированию кредитов», объединяет коммерческие банки, которые принимают заявки, поступающие от ТПП и отраслевых ассоциаций, и выдает гарантии в размере до 80% инвестиционных ссуд (объемом до 1 млн марок каждая) на срок от 15 до 23 лет, получая регарантии от федерального правительства и правительств земель.

Аналогичные структуры развиваются и в других странах Западной Европы. Так, региональные предпринимательские ассоциации Испании участвовали в создании сети из 23-х обществ взаимных гарантий и их филиалов на местах, клиентами которых являются 37 тыс МСП.

Отраслевые ассоциации национального и регионального уровней ориентируются на выполнение задач, связанных с текущими потребностями входящих в них предприятий. Так, ассоциация итальянских станкостроительных фирм (УЧИМУ) занимается вопросами внедрения автоматизации на предприятиях; определяет стратегию маркетинга; создает специализированные финансовые общества для консультирования и помощи МСП в приобретении оборудования, финансирования технических новинок; готовит кадры специалистов; предлагает ассоциированным членам производственные лицензии; способствует заключению соглашений о совместном производстве; организует работу технологических бирж для обмена
ноу-хау; проводит ярмарки и организует участие своих членов в международных презентациях и выставках; содействует продвижению итальянской станкостроительной продукции на внешние рынки.

Отраслевые ассоциации испанской провинции Валенсия при государственной поддержке создали 11 технологических институтов, представляющих весь спектр экспортной промышленной специализации своего района (обувь, керамика, мебель, текстиль и т.д.). Они занимаются изучением мировых рынков и оказанием услуг предпринимателям в области информации, обучения кадров и передачи технологии.

В некоторых странах интересы значительной части предпринимательства представляют объединения кооперативов. В Италии, где в этом секторе экономики насчитывается около 90 тыс кооперативов с почти 8 млн пайщиков, более трети этих предприятий и их союзов объединены в общенациональные организации. Крупнейшей из них является Национальная лига кооперативов и обществ взаимопомощи, имеющая разветвленную пирамидальную структуру. Областные комитеты Лиги опираются на сеть провинциальных федераций («федеркооп»), ассоциаций и консорциумов; последние, в свою очередь, представляют собой ассоциации кооперативов, занимающиеся оказанием поддержки своим членам в получении кредита и в области экспорта (они объединены в федерации «Федерконфиди» и «Федерэкспорт»). Вторая крупная организация, Конфедерация итальянских кооперативов (католической ориентации), включает 15 отраслевых объединений, подразделенных на 4 федерации: сельскохозяйственную, трудовую, потребительскую и культурно-социальную. Конфедерация имеет 21 областную организацию, которые пользуются административной автономией.

В Греции законодательство также поощряет создание ассоциаций, объединяющих кредитные кооперативы. Такие ассоциации могут функционировать как кооперативные банки, то есть получают право принимать депозиты и выдавать кредиты предприятиям.

Очень сходный с континентально-европейским тип предпринимательских объединений укоренился и в Японии. В этой стране функционируют четыре мощных предпринимательских союза: Федерация экономических организаций Японии (Кэйданрэн), Ассоциация предпринимательских организаций Японии (Никкэйрен), Японская торгово-промышленная палата (Ниссё) и Ассоциация корпоративных руководителей (Кейдзай доюкай). Каждая из них имеет свою «специализацию».

Для решения конкретных задач в японских предпринимательских союзах создаются специализированные комитеты и комиссии, в которые входят заинтересованные предприниматели, а также формируются на конкурсной основе обслуживающие их аппараты. В Кэйданрэн существуют более 60 таких комитетов; однако число постоянных служащих составляет лишь около 200 чел., потому что представители банков и корпораций, заседающие в этих комитетах, широко привлекают к работе исследовательские структуры, собирающие и анализирующие необходимую информацию.

Союзы имеют крупные бюджеты, формируемые за счет членских взносов и пожертвований. Они выступают как инициаторы таких необходимых для предпринимателей мероприятий, как проведение крупных выставок, разработка масштабных экономических проектов, содействие развитию производственной кооперации, внедрение новой технологии и эффективных методов управления предприятиями, скоординированная информационно-пропагандистская работа.

Не обладая правом вносить в парламент собственные законопроекты, японские предпринимательские союзы способны, однако, во многих случаях инициировать принятие одних законов и способствовать отклонению других, то есть действовать как эффективные группы давления. Их предложения не раз приводили к существенным изменениям в правительственной политике. В начале 80-х годов они стали инициаторами административных реформ, в начале 90-х оказали влияние на разработку законопроектов о политической реформе.

Представители союзов являются участниками, а нередко и руководителями различных консультативных советов при премьер-министре и министерствах, где готовятся рекомендации по изменению законодательства и по вопросам управления. Совет по изучению экономических реформ, правительственный консультативный орган, возглавляет председатель Кейданрэн.

В арсенал средств давления, применяемых при лоббировании, входят: разработка и представление в правительственные органы собственного мнения по обсуждаемому вопросу; изложение своих требований политическим партиям; участие в консультативных органах, формируемых правительством или по решению парламента для выработки рекомендаций по данному вопросу; участие совместно с представителями правительства в переговорах с зарубежными партнерами при обсуждении внешнеполитических проблем; разнообразные формы личных контактов и связей руководителей предпринимательских организаций с влиятельными политиками и правительственными деятелями.

При лоббировании важных вопросов японские предпринимательские союзы часто выступают единым фронтом, распределяя между собой сферы практических действий. Их предложения нередко звучат как «заявления о намерениях» – публичное выражение взглядов ведущих фигур делового мира, что носит характер зондажа и преследует цель постепенной подготовки общественного мнения к тому или иному повороту в политике правительства.

По степени организованности и силе общественного влияния «большая четверка» японских предпринимательских союзов соперничает с предпринимательскими организациями ФРГ, которые в этом отношении могут по праву считаться образцом для бизнес-объединений остальных стран Западной Европы.

Рекомендуемая литература

  1. Ernstthal Henry L.,. Principles of Association Management. Third Edition. CAE Bob Jones IV. 1996 by the American Society of Association Executives.
  2. L`Expansion, N 486, 1994.
  3. Moore M., Hamalai L. Economic liberalization, political pluralism and business associations in developing countries. — World development, N12, 1993.
  4. Аналитический доклад “Малый бизнес России: проблемы и перспективы” (РАРМП, 1996), с. 187
  5. Аналитический доклад “Малый бизнес России: проблемы и перспективы” (РАРМП, 1996), с.188
  6. Государство и малый бизнес (сборник обзоров ИНИОН). М., 1993.
  7. Гражданский Кодекс РФ. М.: “Юридическая литература”. 1995, с. 73
  8. Малый бизнес Москвы. Издательский дом “ Деловая пресса “, Москва 1997 год
  9. Международные благотворительные фонды. Фонд Центров Поддержки Предпринимательства, Москва 1997 год
  10. Наши деловые партнеры. Италия. М., 1991.
  11. Политика Европейского Сообщества в области малого и среднего бизнеса (МСБ). Январь 1997 (TACIS).
  12. Путь к успеху Пособие для неправительственных некоммерческих организаций. Центр социально-практического просвещения «Голубка»Москва1995
  13. Развитие сферы услуг торгово-промышленных палат. Возможности Российско-Германского сотрудничества. Москва — Берлин, 1996.
  14. Российская ассоциация развития малого предпринимательства. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Общероссийское общественное объединение, Москва, 1996 год
  15. Система представительства Российского бизнеса: Формы коллективного действия, Центр политических технологий, Москва 1997 год
  16. Справочник: Общественные объединения предпринимателей, Академия Народного Хозяйства при Правительстве РФ, Проект малого бизнеса, Москва 1996 год
  17. Финансовые услуги микро- и малому бизнесу Аналитический справочник, Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, Москва 1997г.
  18. Центр политических технологий. Итоговый отчет по проекту “Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия” 1997
  19. Энциклопедия Малого бизнеса, Персонал. Управление организацией. Учебное пособие Пер. с анг. Москва ТОО Инжиниринго-Консалтинговая Компания «ДеКА»,1994

Ассоциация (бизнес-ассоциация/деловая ассоциация), с позиции GR-анализа, является некоммерческим субъектом отраслевого лоббирования, в ее основные задачи входит отстаивание и продвижение в органах государственной власти интересов всей отрасли. Конечная цель ассоциации заключается либо в обеспечении принятия выгодного решения, которое приводит к некоторым преференциям или повышению капитализации отрасли в целом, либо недопущении принятия/внесении изменений в невыгодное решение, влекущее за собой ухудшение условий ведения деятельности в отрасли. Специалисты таких структур должны не просто формировать диалог власти и бизнеса, а осуществлять общую систему взаимодействия в структуре «компания — бизнес-ассоциация – власть». Следовательно, отраслевую ассоциацию можно вполне охарактеризовать как «коллективный лоббист».

Специфика ассоциации как организационной формы GR-деятельности.

Ассоциация представляет собой союз или альянс между объединениями разного характера (семей, организаций, государств) для достижения совместных целей. Следует отличать ассоциацию от коалиции. В первом случае союз является постоянным и долгосрочным, образуется для систематического взаимодействия для решения различных отраслевых вопросов. Во втором случае это союз ad hoc [1, c. 165]. Поэтому можно говорить о союзе компаний определенной отрасли (например, фармацевтика или IT-индустрия), но о коалиции, состоящей из профсоюзов рабочих, предприятий и правозащитных групп. Бизнес объединения образуются из потребности компаний в коллективных действиях для усиления своего влияния в отрасли. По мнению американского политолога Ч. Мака, ассоциация способна «многократно усилить коммуникативное воздействие на государственные органы, поскольку формирование союза создает синергетический эффект, превосходящий по результативности отдельные компоненты» [1, c. 166]. Кроме того, деловые ассоциации создаются, если компания приходит к пониманию, что преимущества членства в ней покрывает возможные издержки неучастия в таком объединении. С точки зрения GR-менеджмента, членство в ассоциациях повышает вероятность компании быть привлеченными к взаимодействию с государством, например, в рамках рабочих групп [2]. Наконец, участие в одной или нескольких ассоциациях увеличивает шансы предприятия на получение финансовой или организационной поддержки от государственных органов.

Зарубежный опыт показывает, что бизнес ассоциации являются важным элементом «системы обменов» между государственными учреждениями и бизнесом, обеспечивая межсекторальное взаимодействие. Стоит подчеркнуть их роль в условиях неразвитых институтов управления. Так, на основании качественных исследований Р. Донер и Б. Шнайдер доказали, что в государстве с несовершенными институтами деловые ассоциации обеспечивают правительству «обратную связь» с бизнес сообществом, являясь источниками аналитики и информации не только о состоянии рынка, но и о нарушениях законодательства и неправомерных действиях, мешающих развитию предпринимательства. Другими словами, ассоциации выполняют роль институтов, поддерживающих рынок и защищающих его от «провалов» (marketfailure) [3].

Со времен М. Олсона существует мнение, что такого рода групповые объединения не могут преодолеть оппортунистическое поведение, когда каждый из членов преследует свои частные интересы, тем самым снижая общую полезность от членства в такой группе [4]. Тем не менее, работы по «новой промышленной политике» [5] и «государственному корпоративизму» [6] дают достаточно оснований утверждать, что кооперация бизнеса и государства в целях преодоления недоверия со стороны друг друга и снижения рисков провала рынка существует и продолжает развиваться.

Ассоциации разделяются на национальные — зонтичные ассоциации (макроуровень), подобно Торгово-Промышленной Палате или Ассоциации Менеджеров России, локальные (отраслевые) организации (ОПОРА, Ассоциация Российских Банков) и международные (Международная Ассоциация Фармацевтических Производителей — AIPM). Каждая компания, будучи членом одной ассоциации, может, в свою очередь, входить во множество других организаций подобного рода.

Как было отменено выше, альянсы усиливают позиции отдельных организаций, осуществляющих деятельность в конкретной области за счет своего размера (численности) и гетерогенности. Когда чиновник присутствует на встрече с представителями ассоциации, он ведет диалог со всей отраслью, что придает «вес» позиции организации. С другой стороны, гораздо вероятнее, что государство будет заинтересовано услышать единую согласованную позицию индустрии, нежели многочисленные разрозненные голоса отдельных игроков [7]. Кроме того, наличие компаний с различным набором профессиональных компетенций и ресурсов позволяет разрабатывать глубокую стратегию продвижения выгодного решения, а большое количество контактов и методов воздействия создает обширное поле для маневра на тактическом уровне.

Однако есть факторы, способные снизить готовность фирмы вступить в деловую ассоциацию. Так, гетерогенность компаний-членов не предопределяет единодушие позиций по всем вопросам. В противоположность мнению большинства вполне может звучать голос несогласного меньшинства, повышая риск того, что на каком-то моменте процесс продвижения решения даст сбой, а при кардинально отличном мнении внутри ассоциации — и вовсе зайдет в тупик. Многочисленность ассоциации может замедлять деятельность организации в целом, поскольку принятие каждого решения требует продолжительного согласования интересов всех членов. При этом если «вес» голоса зависит от экономического или политического положения компании-члена, или в случае слабости ассоциации, может сложиться ситуация диктата одной компанией своих условий всей остальной организации.  

Специфика деятельности деловых

ассоциаций в России.

Существующая литература, посвященная проблематике взаимодействия государства и бизнеса в России, позволяет сделать вывод о том, что государство по-прежнему заинтересовано в продолжении диалога с бизнес-объединениями и воспринимает их как институт координации взаимодействия между ним и предприятиями. Несмотря на смену политико-институциональной модели взаимоотношений между российским государством и бизнесом, вызванное «делом ЮКОСа» и укреплением позиций государства в экономике, за последние несколько лет деловые ассоциации сохранили и закрепили за собой роль института координации поведения компаний, а их место в диалоге с государством принципиально не изменилось[8]. С одной стороны, деловым ассоциациям удалось сохранить привлекательность для компаний в качестве инструмента выражения и обеспечения их интересов. С другой стороны, конфликт вокруг «дела ЮКОСа» не побудил государство к действиям, направленным на разрушение или существенное ослабление сложившегося института ассоциаций.

На момент 2016 года в каждой отрасли экономики существуют бизнес объединения российских и иностранных производителей, отличающиеся между собой по размеру, степени влияния и уровню узнаваемости. Для иностранных компаний указанная форма представительства интересов является чуть ли не единственным способом участвовать в обсуждении индустриальной политики. Это обуславливается, с одной стороны, прозрачностью и правовым характером деятельности деловой ассоциацией, что отвечает этическим стандартам ведения бизнеса, которым придерживаются зарубежные компании. С другой стороны, в периоды политико-экономической напряженности, когда попытки установления прямых индивидуальных контактов с представителями органов власти рассматриваются как прямое лоббирование корпоративных интересов, опосредованное участие бизнеса в обсуждении политики, наоборот, поощряется государством, поскольку это благоприятно влияет на деловой климат и стимулирует международные корпорации продолжать свою деятельность на территории России.

Заинтересованность обеих сторон в деятельности деловых ассоциаций подтверждается тем, что экономический кризис 2008-2009 гг. и нынешний экономический спад хоть и оказали воздействие на диалог между государством и бизнесом, изменив контекст взаимодействия, но в то же время продемонстрировали дееспособность объединений и их потенциал к мобилизации ресурсов с целью выработки антикризисных решений. Экономический кризис не повлиял на способность организаций выполнять свои задачи по сбору отраслевой информации, организации мероприятий с целью представления своих интересов, и даже инициации новых проектов. Кроме того, кризис продемонстрировал, что в условиях экономических трудностей стороны предпочитают кооперацию конфликту, что благоприятно складывается на развитии системы консультаций и появлении новых форматов двустороннего диалога бизнеса и государства.

В целом можно заключить, что за время, прошедшее после «дела ЮКОСа» произошла определенная институционализация деловых ассоциаций, которую можно оценивать при помощи двух групп показателей[8]. Первая группа описывает структурные свойства ассоциаций, по которым их можно сравнивать с «полноценными» ассоциациями, предполагающими: устойчивую членскую базу, наличие аналитического центра, определенного бюджета, офиса, возможностей проведения форумов и круглых столов, этических кодексов, стандартов ведения деятельности и т.д. На текущий момент большая часть российских деловых ассоциаций в большей или меньшей степени соответствует классическому типу. Вторая группа – уровень и масштабы присутствия в системе принятия решений. На этом направлении бизнес ассоциации также добились существенных успехов за счет вовлечения в развернутую сеть экспертно-координационных советов.

Несмотря на перечисленные характеристики, в современной России бизнес-ассоциации пока не могут полностью реализовать свой институциональный потенциал в силу ряда особенностей политического режима[9]. Эти особенности проявляются в следующем:

 Доминировании позиции государственных органов по наиболее существенным экономическим вопросам;

 Сохранении ключевым фактором успеха ассоциации личность ее руководителя;

 Слабой институционализированности бизнес-объединений в регионах, где по-прежнему преобладают прямые формы лоббирования;

 Риске частичного огосударствления ассоциации по мере ее интеграции в механизм принятия государственных решений;

 Постепенном превращении руководителей и крупных членов ассоциаций в разновидность политической элиты, что ведет к замещению экономических функции ассоциаций политическими;

 Оппортунистическом поведении членов бизнес-ассоциаций, ставящих индивидуальные цели выше коллективных;

Положение деловых ассоциаций в

отраслевой сети.

Значимость роли деловых ассоциаций в формировании отраслевой политики обуславливает необходимость идентификации их местоположения в каждой отрасли для более полного понимания того, какими ресурсами обладает ассоциация и как ее может использовать GR-менеджер для установления взаимодействия с государственными органами. В статье предлагается использовать сетевой подход для выполнения данной задачи.

Сетевой подход является эффективным инструментом для конструирования и анализа моделей публичного взаимодействия, позволяющим «вскрыть» и идентифицировать неформальные сети, которые зачастую находятся в «серой зоне» и с трудом поддаются формальному анализу. Кроме того, подход позволяет зафиксировать процессы сетевого взаимодействия в динамике, а также более детально отобразить механизмы выработки и принятия государственных решений.

Каждая компания функционирует в определенном экономическом секторе, который является для нее внутренней средой, состоящей из многочисленных акторов: коммерческих компаний-конкурентов, поставщиков, дистрибьюторов, научных организаций. Совокупность этих акторов формирует отраслевую сеть. Однако наряду с отраслевой сетью компания взаимодействует с внешней для нее политико-управленческой сетью, включающей в себя систему государственных органов. Именно эта сеть, а также правила и решения (нормативно-правовые акты), которые она производит, обуславливают функционирование всей отрасли.

Совмещение внешней и внутренней среды образует структурированное двухуровневое пространство сетевого взаимодействия между отраслевыми акторами и государственными органами. На периферии, где уровни соприкасаются, и располагаются деловые ассоциации, объединяющие производителей и которые корпорации используют в качестве инструмента коллективного лоббирования.

Библиографический список

1. Mack Ch. Business, Politics and the Practice of Government Relations. Westport-London: Quorum Books, 1997.

2 Яковлев А.А., Зудин А.Ю. Бизнес-ассоциации как инструмент взаимодействия между правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа // Журнал новой экономической ассоциации.  2011. – №9. С. 98-127.

3. Dorner R., Scheider B.R. Business Associations and Economic Development: Why some Associations Contribute More Than Others // Business and Politics.  Vol. 2.  Pp. 261-288.

4. Olson M. The Logic of Collective Action. Harvard Economic Studies, 2002. URL: http://outsidethetext.com/archive/Olson.pdf (accessed: 10.02.2016)

5. Rodrick D. Industrial Policy for the Twenty-First Century. JFK School of Government. Havard University. September, 2004. URL:https://www.sss.ias.edu/files/pdfs/Rodrik/Research/industrial-policy-twenty-first-century.pdf (accessed 10.10.2016); Hausmann R., Rodrick D., Sabel Ch. F. Reconfiguring Industrial Policy: A Framework with an Application to South Africa. HKS Working Paper №RWP08-031. August, 2008.  P. 25.

6. Яковлев А.А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики.  2007.  № 1. С. 124-139.

7. Boléat M. Trade Association Strategy and Management.  1996.  P. 189. URL: http://www.boleat.com/materials/trade_assoc_strat_management_96.pdf

8. Зудин А.Ю. Ассоциации бизнеса и государство: что изменилось. Доклад на семинаре 11 марта 2010 г. «Институциональные проблемы российской экономики». Режим доступа: http://www.opec.ru/data/2010/03/15/1233446158/ZudinDoklad-11-03.pdf (дата обращения: 20.63.2016)

9. Халилов Т.А. Стратегии политического взаимодействия государства и бизнес-структур в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль.  2015. – №6-2. – Т.7. – С. 193-198.

10. Михайлова О.В. Проблемы идентификации и оценки политических сетевых альянсов // Государственное управление: электронный вестник. 2012. Вып. 35. – С. 11.

ROLE OF TRADE ASSOCIATIONS IN GRMANAGEMENT IN RUSSIA

A.S. Teteryuk, postgraduate

Moscow state institute of international relations (university) of the Ministry of foreign affairs of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Abstract. Management in sphere of government relations is a particular type of management activity located at the crossing of three sector of society: state, business, sector of non-commercial organizations including business associations. There are three organizational forms of GR-activity (corporate GR, GR-consult and GR through trade association). GR-managers and specialists perform the function of establishing necessary for companies connections with government structures, represent and protect companies’ interests in governmental bodies. The article analyzes the role of business associations in executing this function in Russia with the focus on particularities of GA-activity of industrial associations. The article also analyzes the specific position of associations in structure “company – business association — government”, and also their position in industry’s network.

Keywords: Government Relations, GR-management, trade association, industry’s lobbying.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Безрисковая норма доходности равна 10 доходность рыночного портфеля 14 акции компании имеют
  • Белгородская сбытовая компания личный кабинет передать показания счетчика за электроэнергию
  • Бизнес в стиле фанк навсегда капитализм в удовольствие кьелл а нордстрем йонас риддерстрале
  • Билл олет путеводитель предпринимателя 24 конкретных шага от запуска до стабильного бизнеса
  • Бланк делового письма содержит больше или меньше реквизитов чем бланк конкретного документа