Архангельский собор московского кремля часы работы

Архангельский собор

Архангельский собор, построенный в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым — самый своеобразный памятник в целостном ансамбле Соборной площади Московского Кремля.

Архангельский собор

Архангельский собор

С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная Иваном III, великим князем, государем «всея Руси» (1462–1505). В период его правления завершился процесс объединения русских земель, окончательно освободившихся в 1480 году от монголо-татарского ига, возрос международный престиж набиравшего силу Московского государства.

Отражением этого явилось грандиозное строительство в Кремле. В той идеологической программе, которую вкладывал в преобразование столичного Кремля сам заказчик, немаловажная роль отводилась Архангельскому собору, главному княжескому храму, ставшему к тому времени усыпальницей московского великокняжеского дома.

Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их ратных подвигах. Великие князья приходили сюда для молитвы перед тем, как отправиться на войну, — в надежде вымолить духовную силу на подвиг. Здесь приносили клятву верности великому князю его младшие братья.

Архангельский собор

Архангельский собор

Позднее в храм на поклонение гробам предков направлялся царь во главе торжественной процессии после церемонии венчания на царство. В 2008 году Архангельскому собору исполнилось пятьсот лет. Однако его начальная история восходит к более ранним временам.

В решении внутреннего пространства храма отчетливо прослеживается связь с древнерусской архитектурой. Характерной особенностью интерьера Архангельского собора является его дробность и затесненность массивными, почти квадратными в плане столпами, два в алтаре и четыре в основном пространстве храма, делящими здание на три продольных нефа.

Центральный неф не только шире боковых, но и выше их, поскольку его цилиндрический свод опирается на повышенные подпружные арки. Алтарная часть собора отделена от пространства для молящихся высоким иконостасом. Алевиз Новый и в интерьере тактично использовал ордерную декорацию. Столпы и отвечающие им пилястры на стенах подняты на высокие базы-постаменты. Поверху устроен карниз, обходящий рукава креста, которые образуются цилиндрическими сводами.

Архангельский собор

Архангельский собор

Стоимость билетов:

  • Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади (без предоставления скидок) — 700 рублей.
  • Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади для пенсионеров, студентов, детей не достигшим 16-ти лет, независимо от гражданства; лицам, не достигшим 18-ти лет (граждане РФ) — 500 рублей.
  • Посещение архитектурного ансамбля Соборной площади с аудиоэкскурсией (без предоставления скидок) — 1000 рублей.

Узнать подробности можно на официальном сайте: https://archangel-cathedral.kreml.ru/museum-archangel-cathedral/

Фотографии места

Отзывы про архангельский собор

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про архангельский собор. Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Описание

Архангельский собор — одна из действующих культурных площадок,
на базе которой проводится
множество разнообразных
событий, служащих для интересного проведения досуга в Москве.

Хождение по музеям — тихий способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они делают историю живой
и позволяют посетителям расширить кругозор.

Более подробную информацию можно
получить по телефону 74956970349
или
найти на сайте kreml.ru.

Архангельский собор
находится по адресу:
р-н Тверской,
Кремль, 1е, возле станции метро Библиотека имени Ленина.

Режим работы: Пн-ср, пт-вс: 09:30 — 18:00; зимний период: пн-ср, пт-вс 10:00—17:00.

Адрес

Москва, Кремль, 1е, 16 этаж

Метро:

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн-ср, пт-вс: 09:30—18:00
зимний период: пн-ср, пт-вс 10:00-17:00

Компания в сети

Часто задаваемые вопросы

об Архангельский собор




  • 📍 По какому адресу располагается Архангельский собор?



    Архангельский собор располагается по адресу Россия, Москва, Кремль, 1е.




  • ☎️ Доступен ли номер телефона Архангельский собор?



    Можно позвонить
    по номеру +7 (495) 697-03-49.




  • 🕖 В каком графике работает
    данное заведение?



    Приём клиентов ведётся
    по следующему графику: Пн-ср, пт-вс: 09:30 — 18:00; зимний период: пн-ср, пт-вс 10:00-17:00.




  • ⭐ Какова средняя оценка этого заведения
    на Zoon.ru?



    В среднем заведение оценивается пользователями Zoon.ru на 2.
    Вы можете оставить свои впечатления об Архангельский собор!




  • 🧾 Как можно ознакомиться
    со списком услуг
    в этой организации?



    Такая информация есть
    на карточке заведения в разделе, где перечислены услуги и цены Архангельский собор.




  • 📷 Сколько фотографий на странице Архангельский собор на Zoon.ru?



    На этой странице
    есть 50 изображений.




  • ✔️ Насколько точна информация на данной странице?



    Zoon.ru делает всё возможное, чтобы размещать максимально
    точные и свежие данные о заведениях.
    Если вы нашли ошибку и/или являетесь владельцем
    данного заведения, то можете воспользоваться
    формой обратной связи.

Музей в Москве

Кремль. Архангельский собор

Москва, Кремль

Логотип - Кремль. Архангельский собор

О месте Расписание выставок

Храм-усыпальница первых русских царей

Самый красивый кремлевский собор — работа венецианца Алевиза Нового (о Венеции напоминают раковины в навершиях фасадов), — был закончен в 1509 году. Построен на месте храма, посвященного архангелу Михаилу, покровителю воинов. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный со своими сыновьями, Михаил и Алексей Романовы — всего более полусотни надгробий. У южной стены — гробницы великих московских князей и их ближайших родственников. У западной — удельные князья. У северной — князья, впавшие в немилость. Иван Грозный покоится в отдельной царской усыпальнице в алтаре. Захоронения членов династии Романовых расположены у столпов в центре собора. На стенах более 60 портретов особ княжеского рода, от Ольги и Владимира до Андрея Боголюбского и Александра Невского. Расписывали собор известные мастера: Иосиф Владимиров из Ярославля, Гурий Никитин из Костромы, москвичи Сидор Поспеев и Федор Зубов. Храмовая икона, «Архангел Михаил с деяниями», по преданию, была заказана вдовой Дмитрия Донского Евдокией в 1399 году в память о победе в Куликовской битве — тогда над росписями собора работал Феофан Грек.

Телефон+7 (495) 695 41 46, +7 (495) 697 03 49

ЦенаВход 300–700 р., для детей до 7 лет вход свободный

Входит в сетьМузеи Московского Кремля

Режим работы15 мая — 30 сентября: пн-ср, пт-вс 9.30–18.00, касса закрывается на час раньше; 1 октября — 14 мая: пн-ср, пт-вс 10.00–17.00, касса закрывается на полчаса раньше

Статус

Откроется завтра в 10.00

    • Вознесенский монастырь в Московском Кремле

      Постоянная экспозиция, Кремль. Архангельский собор

      Экспозиция в приделе святого Уара

      Постоянная экспозиция, Кремль. Архангельский собор

Рецензия «Афиши»

на

музей

«Кремль. Архангельский собор»

Самый красивый кремлевский собор — работа еще одного итальянца, на этот раз венецианца Алевиза Нового (о Венеции напоминают раковины в навершиях фасадов), — был закончен в 1509 году. Архангельский тоже построен на месте небольшого старого храма, посвященного архангелу Михаилу, покровителю воинов; тоже большая гробница, но княжеская и царская. Здесь покоятся Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный со своими несчастными сыновьями, Михаил и Алексей Романовы — всего более полусотни надгробий. «Вот святилище истории российской! Сии безмолвные гробы красноречивы для того, кто, смотря на них, вспоминает предания московских летописей», — восклицал по поводу Архангельского Карамзин.

У южной стены — гробницы великих московских князей и их ближайших родственников. У западной — удельные князья. У северной — князья, впавшие в немилость. Иван Грозный, поскольку первый русский царь, покоится в отдельной царской усыпальнице в алтаре. Захоронения членов династии Романовых расположены у столпов в центре собора. Ввиду того что храм был особо связан с царской фамилией, и фрески в нем особенные. На стенах более 60 портретов разных особ княжеского рода, от Ольги и Владимира до Андрея Боголюбского и Александра Невского, написанные, понятно, по воображению. Расписывали собор известные мастера: Иосиф Владимиров из Ярославля, изящнейший Гурий Никитин из Костромы, москвичи Сидор Поспеев и Федор Зубов. Храмовая икона, «Архангел Михаил с деяниями», по преданию, была заказана вдовой Дмитрия Донского Евдокией в 1399 году в память о победе в Куликовской битве — тогда над росписями собора работал Феофан Грек.

Архангельский собор – это один из тех столичных храмов, краткое описание которых не позволит получить полное представление об их великолепии и богатой истории. Первая церковь – тогда еще деревянная – была возведена на этом месте еще в середине XIII века и носила она имя Архистратига Михаила, а вот каменное сооружение появилось почти на столетие позже. Долгое время именно этот собор был самым высоким кремлевским сооружением, а также стал усыпальницей московских князей и их ближайших родственников. В советские времена здесь открыли музей; сохранил подобный статус он и сегодня; богослужения в храме проводятся достаточно редко.

Посещение храма

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.
    Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.
  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.
    Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор)

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади». С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Панорама Кремля в Москве.Гайтнер Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью. Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван «рослой рожью» — сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях. Народ же прожил тогда довольно «безбедно», что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.

Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно — в конце XI — начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского. К числу сторонников этой «поздней» версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.

Согласно его исчислениям, каменный Архангельский храм был пятым по счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение, застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это слово — Кремль.

Иоанн Лествичник. Мерная икона в окладе. Мастерские Московского Кремля. 1554 г. Икона принадлежала старшему сыну Ивана Грозного и Анастасии — царевичу Ивану Ивановичу (1554-1582). Музеи Московского Кремля

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах — тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба Возможно, слово «кремль» произошло от древнегреческого»кремнос» — «твердый», но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем», «кремник», означавшее «бор» или «лес». Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича.

Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым — в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме.

Василий III Иванович И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место — на столпе против главного входа в храм.

Алевиз построил традиционный для древнего русского православия крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества — например, украшение закомар — декоративные раковины с жемчужинами. Один старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание «смелой готической архитектуры, с греческой древней смешанной».

В него перенесли мощи «прародителей государевых», начиная с Ивана Калиты. И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил — чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.

Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Погребение совершали на Руси до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи — в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, «чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».

Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева.

И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

И еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были «отдельные архиереи», предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ — князей и царей. Такого учреждения больше не было ни в одной московской церкви.

В этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены Архангельского собора московского Кремля находятся честные мощи Св. Евфросинии Московской

Богоматерь Благодатное Небо Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» — по преданию, она была принесена в Москву в конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя.

Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с 1652 по 1666 гг.

Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

Св. Даниил Московский. Фреска Кремлевского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в. Над созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных городов России — Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи «политического богословия» времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. «Эпиграфом» ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой «иллюстрации» к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция «София Премудрость Божия» в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.

Фреска центрального купола Архангельского собора. 1652-1666 гг . В центральном куполе представлена композиция, получившая название «Отечество». Западную стену и часть сводов храма занимает цикл композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры, начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры — святой долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла «Символа веры» является композиция «Страшный Суд», занимающая часть западной стены.

На северной и южной стенах храма — композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога. На Руси он почитался как патрон великого князя и как ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей — царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них — Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.

Уникальная особенность росписи Архангельского собора — цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.

Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе В нижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.

Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского) О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

По сравнению с портретами на столпах храма, более парадных и репрезентативных, княжеские портреты надгробного цикла — камерные. В позах князей, в их жестах, ликах выявлено состояние личной молитвы о спасении. Все князья московского дома изображены с нимбами как святые. Вместе с праведниками, представленными в большой композиции «Страшный Суд» (западная стена), они наследуют жизнь вечную и предстательствуют перед Богом за своих потомков. На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси — предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.

Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то «для вящего утверждения» они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.

Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве — класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.

Портрет царя Ивана V, Музеи Московского кремля -Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в 1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской. Отец Анны Иоанновны, императрицы Российской империи Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.

Петр II Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.

Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.

Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор. В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами — в собор ее прислал Петр I.

Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские — князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.

Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора — Лжедмитрия II.

Праздничное богослужение в день престольного праздника Архангельского собора Московского Кремля в год 500-летия собора Князь умер внезапно 23 апреля 1610 года, и народ приписал его смерть отраве, подозревая в убийстве дядю полководца, царя Василия Шуйского. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой: Ох, ты гой еси, матушка моя родимая, Сколько я по пирам не езжал, А таков еще пьян не бывал: Съела меня кума крестовая, Дочь Малюты Скуратова. И слышны были в Архангельском соборе «шум и гласы и плач» — о Смуте великой времени и о разорении царства Московского.

Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители — во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.

Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое «чудесное самовозжжение» свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского » свеща сама о себе возгореся» и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и «от различных болезней здравие приимаху.»

Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры — контрфорсы. Эта стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова был вырыт огромный котлован.

Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись. И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году — в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона.

Говорят, что это сделали по совету шпионки Бонапарта, мадам Обер-Шальме, известной французской модистки с Кузнецкого моста. Она держала очень дорогой магазин шляп, в который до войны ездила вся Москва. За цены ее прозвали шельмой, а неблаговидная роль мадам во время войны только утвердила за ней это прозвище — многие даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени.

«обер-шельма»-мадам Мари-Роз Обер-Шальме. Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права

Эту «популистскую» меру он хотел провести одной из первых, надеясь обратить к себе большинство русского простонародья и тем удержать свою завоевательную политику. Наполеон спросил у мадам ее мнение по этому вопросу. «Я думаю, Ваше Величество, что одна треть из них, может быть, оценит это благодеяние, а остальные две трети не поймут, пожалуй, что Вы хотите сказать этим». — ответила модистка. Выслушав ее ответ, Наполеон понюхал табак, что он делал всегда, когда встречал какое-либо противоречие.

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева – Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа – Покрова Богородицы (с 1848 г. – придел Мученика Уара). 1880-е гг. И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.

Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, глядя на его могиле./// Икона «Царевич Дмитрий», слева могила царевича. Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса. Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки — под прах отцов, братьев и мужей.

Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными. После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.

«Архангел Михаил в деяниях», Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. План-схема захоронений великих князей и царей В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам. Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями. Первым здесь был похоронен в 1340 году великий князь Иван Калита, последним, в 1730 году, — император Пётр II. Могилы правителей Русского государства и их родственников по мужской линии располагаются в основном в южной половине храма — вдоль южной и западной стен и на солее. Только опальных князей хоронили в стороне, вдоль северной стены собора. Два погребения находятся в интерьере храма в раках — св. царевича Димитрия Угличского (ум. в 1591 году, в соборе с 1606 года) и свв. черниговских чудотворцев первой половины XIII века (в соборе с 1774 года).

1.Ярослав (Афанасий) Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Малоярославецкий 2. Ивам Владимирович (ум. 1423). Удельный князь Серпуховской 3. Андрей Васильевич Меньшой (ум. 1481). Удельный князь Вологодский 4. Борис Васильевич (ум. 1494). Удельный князь Волоцкий и Рузский 5. Юрий Васильевич (ум. 1472). Удельный князь Дмитровский 6. Семен Иванович (ум. 1518). Удельный князь Калужский 7. Иван Васильевич (ум. 1417). Сын Василия 8. Петр Дмитриевич (ум. 1428). Удельный князь Дмитровский и Угличский 9. Андрей Дмитриевич (ум. 1432). Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский 10. Юрий Дмитриевич (ум. 1434). Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский. Василий Юрьевич Косой (ум. 1447). Удельный князь Звенигородский. Дмитрий Юрьевич Красный (ум. 1440). Удельный князь Бежецкий и Галицкий 11. Владимир Андреевич Храбрый (ум. 1410). Удельный князь Серпуховской и Боровский 12. Андрей Иванович (ум. 1353). Удельный князь Серпуховской 13. Дмитрий Иванович (ум. 1509) [1]. Великий князь Московский, соправитель Ивана III 14. Иван Иванович Молодой (ум. 1490). Сын Ивана III, великий князь Тверской 15. Василий I Дмитриевич (ум. 1425). Великий князь Московский 16. Дмитрий Иванович (ум. 1521). Удельный князь Угличский 17. Дмитрий Иванович Донской (ум. 1389) [2]. Великий князь Московский 18. Иван Иванович Красный (ум 1359). Великий князь Московский 19. Юрий Васильевич (ум. 1563). Удельный князь Угличский и Калужский 20. Семен Иванович Гордый (ум.1353). Великий князь Московский 21. Иван I Данилович Калита (ум. 1340). Великий князь Владимирский и Московский 22. Василий III Иванович (ум.1533) [3]. Великий князь Московский. Дмитрий Иванович (ум. 1553). Царевич 23. Иван III Васильевич (ум. 1505). Великий князь Московский 24. Василий II Васильевич Темный (ум. 1462). Великий князь Московский 25. Федор Иванович (ум. 1598). Царь 26. Иван Иванович (ум. 1581). Царевич 27. Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584) 28. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (ум. 1610). Князь, полководец 29. Дмитрий Иванович (ум. 1591). Царевич, удельный князь Углический 30. Алексей Михайлович (ум. 1676). Царь 31. Алексей Алексеевич (ум. 1670). Царевич 32. Михаил Федорович (ум. 1645). Царь. Василий Михайлович (ум. 1639). Царевич 33. Иван Михайлович (ум. 1639). Царевич 34. Дмитрий Алексеевич (ум. 1649). Семен Алексеевич (ум. 1669). Царевичи 35. Илья Федорович (ум. 1681). Александр Петрович (ум. 1692). Царевичи 36. Василий Иванович Шуйский (ум. 1612). Царь 37. Владимир Андреевич (ум. 1569). Удельный князь Старицкий. Василий Владимирович (ум. 1574). Удельный князь Дмитровский 38. Андрей Иванович (ум. 1537). Удельный князь Старицкий 39. Юрий Иванович (ум. 1536). Удельный князь Дмитровский 40. Андрей Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Радонежский 41. Андрей Васильевич Большой (ум. 1493). Удельный князь Угличский 42. Иван V Алексеевич (ум. 1696). Царь 43. Федор Алексеевич (ум. 1682). Царь 44. Петр II Алексеевич (ум. 1730). Император 45. Василий Ярославич (ум. 1483) [4]. Удельный князь Боровский 46. Михаил Всеволодович (ум. 1246). Князь Черниговский 47. Петр (Куйдакул) (ум. 1523). Казанский царевич 48. Александр (Утемиш-Гирей) (ум. 1566). Казанский царь 49. Место первоначального захоронения царя Бориса Годунова (ум. 1605) [5]Сноски: [1] На саркофаге указана другая дата — 1504. [2] Канонизирован в 1988 . [3] На саркофаге указана другая дата — 1534. [4] На саркофаге указана другая дата-1462 .[5] Вскоре после захоронения останки царя Бориса Годунова были вынесены из собора. Захоронен в Троице- Сергиевой лавре. Источник: Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М., 2008. Выголов В. П.. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997. Земцов С. М.. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 70—76. — 302 с. Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора. //Архангельский собор Московского кремля. М., 2002. С. 123—160. Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4. Снегирёв И. М. Памятники Московской древности. М., 1842—1845. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века. Каталог памятников. СПб, 2000. стр. 38-40, 47-48 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 93-138 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2, М., 1962, стр. 150, 161—162 Выголов В. П. Архитектура Московской Руси середины XV века. М., 1988 стр. 68-70 Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1. Панова Т.Л. Некрополи Московского Кремля — М., ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003 Викимедия,https://www.pravoslavie.ru/

Серия сообщений «Кремли»: Часть 1 — Александровский кремль Часть 2 — Всемирное наследие Юнеско: Исторические памятники Новгорода и окрестностей. Часть1 Новгородский Детинец … Часть 12 — Экспозиция «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора Часть 13 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 4. Храм Василия Блаженного Часть 14 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Часть 15 — Его величество-Московский Кремль.Часть 6.Соборы и храмы Часть 16 — Его Величество Московский Кремль.Часть 7.Большой Кремлевский дворец … Часть 21 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 12.Другие здания Часть 22 — Его Величество –Московский Кремль.Часть 13.Стены и башни Часть 23 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 14.Башни

История Архангельского собора московского Кремля

История создания Архангельского собора московского Кремля полна тайн и загадок. Точно неизвестно, когда именно была построена деревянная церковь – предшественница нынешнего храма. По одной из версий возвели ее при князе Михаиле – брате Александра Невского. А вот каменным строение стало уже в период Ивана Калиты.

Знаете ли вы? Есть разные версии, в честь чего возвели храм. По одной из них, это была благодарность за избавление от голода на Руси, по другой – церковь построили после того, как отступила эпидемия чумы.

  1. На момент возведения церковь была самой высокой в кремлевском ансамбле и достигала двадцати метров. Перестроили храм в самом начале XVI века, поскольку предыдущее строение обветшало. Сделал это итальянский архитектор Алевиз Новый.
  2. В допетровские времена здесь была усыпальница русских царей: московских и некоторых удельных князей хоронили именно в Архангельском соборе. Здесь могилы Ивана Грозного, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Федора Ивановича. Впрочем, туристы могут увидеть только место, где похоронен Иван Грозный, остальные захоронения находятся в храмовом приделе. Здесь нашли последний приют и женщины из рода Рюриковичей, Романовых. Общее их количество – 54. Прекратили эту традицию во времена Петра Великого.
  3. Во время наполеоновской войны храм сильно пострадал, но позже ему вернули красоту. Следующей темной страницей в истории собора стала революция: при обстреле Кремля храм повредили, а позже здесь прекратили богослужения.
  4. Музейный статус строение получило лишь в пятидесятых годах, а в 70-80-х провели реставрацию. Верующим храм вернули в девяностых годах; тогда же здесь прошло первое богослужение.

Сегодня в Архангельском соборе служат в дни, когда поминают святых, чьи останки покоятся здесь, а также в общепоминальные дни и самые большие праздники.

Настоятели собора

  • Иоанн (упом. в 1439),
  • Иоанн (упом. в 1454-1463),
  • Михаил (упом. в 1507),
  • Иуда (упом. в 1518-1519),
  • Симеон (упом. в 1542-1550),
  • Тимофей Яковлев (упом. в 1551),
  • Евстафий (упом. в 1564-1565),
  • Григорий Иванов (упом. в 1569-1570),
  • Иоанн (казнен по приказу Иоанна IV 27 нояб. 1575),
  • Василий (упом. в 1584-1585), Григорий (упом. в 1593),
  • Димитрий (упом. в 1599-1608),
  • Иоанн (упом. в 1613-1630),
  • Григорий (упом. в 1634-1643),
  • Никифор Матвеев (упом. 1645 — ок. 1657),
  • Кодрат (упом. в 1658-1672),
  • Феодор (упом. в 1675-1691),
  • Петр Васильев, духовник Петра I (упом. в 1696-1703),
  • Иаков Михайлов (назначен в 1723, упом. до 1734),
  • Иоанн Семенов (ок. 1738 — 1741) [1],
  • Василий Иванов, бывш. духовник императрицы Анны Иоанновны (назначен в 1741, упом. до 1745)
  • Иоанн Комаровский (упом. в 1749 — 1771),
  • Петр Алексеев (1771-1801),
  • Димитрий Лавровский (1801-1811),
  • Алексий Шумилин (1811-1813),
  • Иаков Никольский (1813-1816),
  • Герасим Попов (1816-1818),
  • Иоанн Русинов (1818),
  • Василий Кутневич (1818-1833),
  • Арсений Тяжёлов (1833-1855),
  • Петр Покровский (1855-1871),
  • Михаил Богословский (1871-1880),
  • Александр Невский (1888-1892),
  • Валентин Амфитеатров (1892-1901),
  • Павел Извеков (1905-1909),
  • Димитрий Лавров (1910-1914),
  • Николай Извеков (1915-1918)

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.

    Архангельский собор московского кремля и его архитектура

  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.

    Архангельский собор и его фасад

  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.

    Убранство внутри Архангельского собора

  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками. Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.

    Архангельский собор и его фрески и роспись

  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

    Архангельский собор и его усыпальница где похоронены Иван Грозный, Александр Невский и другие

Императорская усыпальница в Петропавловском соборе (Санкт-Петербург)

Когда столицей России стал Санкт-Петербург, усыпальницу монархов и членов их семей перенесли в Петропавловский собор. Первое захоронение появилось уже в 1708 году, когда собор еще был деревянной церковью. Там погребли полуторагодовалую дочь Петра I и Екатерины, а затем — еще трех их дочерей и сына. Считается, что они похоронены в северном приделе собора, у дверей в Великокняжескую усыпальницу — сейчас над предполагаемым местом захоронения установлены бронзовые доски.

В Петропавловском соборе также похоронили царицу Марфу Матвеевну, жену царя Федора Алексеевича, и принцессу Шарлотту, жену царевича Алексея. Через три года, в 1718, рядом предали земле и тело ее мужа.

фото 3.jpg

Ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося в 1725 году и похороненного у южной стены. При этом постоянную усыпальницу Петру построили лишь в 1731 году, а освятили собор через два года. С 1725 года в Петропавловском соборе хоронили почти всех русских императоров и императриц (за исключением Петра II и Ивана VI, чьи останки находятся в крепости Орешек), а также членов императорской фамилии.

Петра III первоначально погребли в Александро-Невской лавре, но Павел I приказал торжественно перенести останки убитого императора в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года, одновременно с погребением императрицы Екатерины II.

Изначальные каменные надгробия в 1770-е годы заменили на мраморные, которые накрывали суконными покрывалами с гербами, а по торжественным случаям — парчой, обшитой мехом горностая. В 1865 году Александр II приказал сделать все надгробия беломраморными с позолоченными бронзовыми крестами и государственными гербами для императоров и императриц.

В 1901 году, когда место для захоронений было почти исчерпано, Николай II приказал пристроить к собору Великокняжескую усыпальницу для членов императорской фамилии. Первое погребение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года: тогда похоронили великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. В усыпальнице вместо надгробий вровень с полом устанавливали мраморные плиты с именами покойных. В 1915 году здесь был погребен великий князь Константин Романов. Это были последние похороны в соборе до революции.

фото 4.jpg

Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт, а могилы и церковный престол в Великокняжеской усыпальнице уничтожили. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. Сейчас в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

Икона Архангела Михаила в Архангельском соборе

Архангельский собор и его чудотворный образ Богоматери, называемый Благодатное небо

В соборе хранятся:

  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Некрополь у Кремлёвской стены (Москва)

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться в ноябре 1917 года, когда там появились первые братские могилы. В 1919 году у Кремлёвской стены похоронили Якова Свердлова. В начале 1920-х в некрополе погребли многих известных деятелей партии и правительства, в том числе Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, Михаила Калинина.

фото 5.jpeg

В 1924 году в Мавзолее, ставшем центром Кремлёвского некрополя, похоронили Владимира Ленина и Иосифа Сталина, однако тело последнего в 1961 году перезахоронили у стен Кремля. Вынос останков Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности: Красную площадь оцепили поздним вечером 31 октября, под предлогом репетиции парада 7 ноября. Вырытую могилу и вход в Мавзолей укрыли фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда.

Леонида Брежнева похоронили у Кремлёвской стены в 1982 году. Через два года в некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова Последним лидером СССР, похороненным у Кремлёвской стены, стал Константин Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

Фото Архангельского собора московского Кремля

  • Благодаря асимметричному расположению куполов собор выглядит просторным и не громоздким.

    Архитектурные особенности архангельского собора, где просматриваются и византийские черты

  • На сегодняшний день службы здесь проходят несколько раз в год.

    Службы в Архангельском соборе проходят несколько раз в год

  • На стенах над саркофагами размещены условные портреты правителей.

    На стенах над саркофагами в Архангельском соборе размещены условные портреты правителей

Пролог

28 мая 1591 года при загадочных обстоятельствах погиб сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий. Была ли его смерть случайной или же это было политическое убийство — не ясно до сих пор. Несомненно одно: после смерти его старшего брата, царя Фёдора Иоанновича, царская династия прекратила свое существование. Не осталось ни одного законного наследника престола. На короткое время воцарилась избранная на Земском соборе династия Годуновых, однако вскоре страна погрузилась в хаос. Началась смута, Россия оказалась перед сложнейшим выбором за всю свою историю. От того, кто будет править страной, зависело не только будущее, но и настоящее России как единого и неделимого государства.

Несколько десятилетий страну терзали войны и голод, не было единения среди людей. Одни подбивали народ на бунт, другие не желали признавать власть избранных боярами царей, третьи верили, что царевич Дмитрий чудесным образом спасся и вскоре воцарится на российском престоле. Народ молил бога о законном царе, видя в этом спасение России.

В мае 1606 года в Москве зазвонили колокола. По столице шёл крестный ход. В Москву из Углича везли мощи святого царевича Дмитрия. Задолго до этого ходили слухи, что у гроба царевича, погибшего 15 лет назад в Угличе, сами собой возгорались свечи и исцелялись люди. Царь Василий Шуйский послал с проверкой в Углич бояр и высших церковных иерархов. Теперь святой царевич с почётом возвращался в Москву.

Царевич Дмитрий был самым младшим представителям царской династии. В 1591 году ему было всего 8 лет. Он родился от седьмого брака Ивана Грозного с Марией Нагой. В мае 1584 года уже после кончины Ивана Грозного, царь Димитрий вместе с матерью Марией Нагой, со своими родственниками, под охраной четырёх приказов стрельцов, прибыл в Углич. Считать, что он был отправлен сюда в ссылку — это не совсем правильно. Но если даже это была ссылка, то почетная ссылка, потому что всегда Углич передавался младшим сыновьям великого князя. А спустя семь лет произошло то, что произошло…

Смерть царевича Дмитрия, картина

Многие историки считают, что царевич Дмитрий не был убит, его мученическая смерть — трагическая случайность. После смерти Бориса Годунова в Москве появился Лжедмитрий I, и народ предпочёл признать в нём законного наследника. Через год веры самозванцу не осталось, его свергли, а царём был избран Василий Иванович Шуйский. И первым делом новый царь посылает в Углич к гробу Дмитрия светскую и церковную знать. Первая задача Шуйского была в том, чтобы закрыть любую дорогу для новых самозванцев.

Посланники Шуйского вскрыли гробницу царевича и обнаружили, что мощи царственного младенца целы и не порушены. Мать царевича, в то время инокиня Марфа, под присягой признала, что в гробу действительно лежит её сын. Все чудеса исцеления, прежде случавшиеся у гроба, были подробно записаны, а свидетели опрошены. Малолетний невинно убиенный царевич был назван святым. По указу царя гробницу Дмитрия должны были перевезти в Москву. Делали это торжественно. Трижды по пути крестный ход останавливался, чтобы народ российский мог поклониться новому святому.

Первая остановка была сделана в Угличе. Позже на этом месте поставили церковь «Дмитрия на поле». Вторая остановка — в Троице-Сергиевой Лавре. Третья остановка была в Москве на Лобном месте перед Кремлём. Здесь гроб стоял несколько дней и за эти дни святой Димитрий углицкий по преданиям не раз явил миру чудо, исцеляя больных.

Василий Шуйский понимал, что Россия в смятении, что власть не прочна. Только что свергнут один Лжедмитрий и уже появились слухи о втором. Хотя род Шуйских происходил от одного корня с Иваном Грозным и избрание Василия Ивановича на трон произошло абсолютно законно, московская чернь всегда была готова поверить в ожившего прямого потомка царя Ивана Грозного.

Василий Шуйский

Но самое важное деяние царя Василия Шуйского было еще впереди. Царевич Дмитрий был похоронен в своем уделе, в Угличе, тогда как всех его царственных сродников уже триста лет погребали в родовой усыпальнице в Архангельском соборе в Москве и задачей нового царя было вернуть святого младенца в княжеский некрополь. И вот весной 1606 года мощи святого царевича были внесены в Архангельский собор Кремля. У людей появилась надежда, что беды отступят и Россия вновь обретет спокойствие.

Эпилог

Архангельский собор при большевиках

Прошли столетия, в двадцатом веке Архангельскому собору довелось пережить и обстрел революционными войсками, и запрет на богослужения у царских гробов. Но главный княжеский храм не был разграблен и был превращен в музей.

Сейчас в подклете Архангельского собора ведутся реставрационные работы. В одном из саркофагов были обнаружены мощи преподобной Евфросинии московской, единственный святой из женщин московского княжеского рода. Той самой вдовы Дмитрия Донского, которой явился Архангел Михаил. 28 мая 2008 года, в год 500-летия Архангельского собора, состоялось знаменательное для верующих и для истории собора событие — мощи святой Евфросинии московской были подняты из подклета и перенесены в придел святого мученика Уара.

Гробница Евфросинии московской

На протяжении столетий Архангельский собор был олицетворением русского государства. В его судьбе, как в летописи, запечатлено каждое мгновение российской истории. И не раз бывало, что собор сам играл ключевую роль в исторических событиях. Во многом благодаря Архангельскому собору Москва стала духовным и политическим центром России, обрела славу и величие.

Роспись стен

Вообще любая роспись православного храма говорит прежде всего языком символов. Во всей системе росписи Архангельского собора очень много нового и уникального. Большое количество изображений святых князей здесь на столбах.

Архангельский собор внутри, роспись

Как правило в храмах с византийской эпохи на столбах изображались святые воины и мученики, как столпы веры.

столбы

Мы здесь видим представленный целый пантеон этакой русской княжеской святости. Человек, который попадал в Архангельский собор, понимал, что русские князья почитаемы наравне с апостолами. На стенах Архангельского собора конечно же не изображались события российской истории. Стены украшались библейскими сюжетами, но в средние века в сцене падения Иерихона люди видели события Куликовской битвы, победу Руси над татарами.

Романовы

После смерти Грозного и его сыновей Бог как будто от Россия отвернулся. Всё начало 17 века в стране идет ожесточенная борьба за власть. Прошли годы смуты и в 1613 году воцарилась новая династия — Романовы. На престол государства российского венчался царь Михаил Фёдорович. Романовы провозглашают себя новой ветвью царствующей династии, в полной мере обладающей харизмой крови. Хотя Романовы и не являлись потомками Ивана Калиты, они также избирают своей родовой усыпальницей Архангельский собор. В доказательство преемственности своей власти от Калитичей, Романовы стали располагать свои саркофаги вокруг гробницы царевича Дмитрия Углицкого. Своим шагом Романовы пытались символически восстановить непрерывность и незаменимость власти московских царей, будто вычёркивая из истории многочисленных самозванцев и однодневных правителей.

Романовы бережно сохраняли обычаи и традиции, связанные с собором. С незапамятных времен в Москве было принято оставлять на гробницах собора личные записки, адресованные непосредственно действующему царю. Кроме царя записки не брал никто. Храм был местом общения государя со своим народом. Традиция оставлять записки прервется только через 100 лет после воцарения Романовых, с лёгкой руки Петра первого, когда и царь уже будет не царь, а император.

Даже после переноса столицы в Петербург значение Архангельского собора не уменьшилось. Во многом это объяснялось тем, что Москва сохранила за собой статус первопрестольной столицы и многие торжества, в том числе коронации императоров, традиционно проходили здесь. За годы древний обряд венчания на царство претерпел изменения, но непременно каждый новый император венчался в Успенском соборе, а после был обязан поклониться прародительским гробам, и в особенности святому Дмитрию.

Мощи святого Дмитрия были и остаются главной святыней храма. Долгое время существовало поверье, что пока мощи в храме, беды Россию минуют. Отмечено, что возвращение царевича из Углича в Москву, в Архангельский собор, ознаменовалось, как тогда писали, троекратной радостью. Потому что прекратилась смута, кончился голод и особенная радость — это то, что Русь получила ещё одного святого.

Архангельский собор

Архангельский собор работает по адресу Кремль, 1е в Москве. Основной вид деятельности: «Музеи». График работы: пн–ср,пт–вс 10:00–17:00. Рабочий телефон для связи: +7 (495) 697‒03‒49.

  • Контакты
  • На карте
  • Режим работы
  • Похожие компании

На карте

Режим работы

пн–ср,пт–вс 10:00–17:00

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
10:00–17:00 10:00–17:00 10:00–17:00 выходной 10:00–17:00 10:00–17:00 10:00–17:00

касса: пн-ср, пт-вс 9:30-16:30; май-сентябрь: пн-ср, пт-вс 10:00-18:00; касса: пн-ср, пт-вс 9:00-17:00

Рекомендуем позвонить по номеру +7 (495) 697‒03‒49, чтобы уточнить время работы и как доехать до адреса: Кремль, 1е.

Отзывы

Вы пользовались услугами данной организации?
Пожалуйста, оцените компанию и оставьте отзыв, этим вы поможете другим людям сделать правильный выбор. Спасибо!

Похожие компании в Москве

+7‒964‒645‒28‒01

Лукутинская, 1

+7 (499) 241‒37‒65

Денежный переулок, 12

+7 (495) 865‒67‒66

Щапово посёлок, 2Б

+7 (499) 263‒63‒86

Бауманская 2-я, 5 ст1

+7 (499) 190‒33‒56

Авиационная, 68

+7 (499) 978‒94‒11

Долгоруковская, 4 ст7

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Асмо реквизиты депозитного счета арбитражного суда
  • Ассоциация быстрорастущих технологических компаний
  • Ао страховая компания согаз мед сахалинский филиал
  • Ассоциация европейского бизнеса в санкт петербурге
  • Ао технологическая компания центр официальный сайт