Арендные платежи выплачиваемые иностранным лизинговым компаниям

Что выгоднее — работать с иностранцами, имеющими представительство в России, или являться их агентами? Какие платежи необходимо осуществить на таможне при ввозе предмета лизинга? Разобраться с этими вопросами, неизменно возникающими в рамках такой темы, как международный лизинг, поможет Татьяна Ильинова, заместитель руководителя управления аудита группы компаний «Градиент Альфа».

Т. Ильинова

На таможне
При ввозе лизингового имущества на территорию Российской Федерации российский лизингополучатель уплачивает таможенные платежи и НДС.

Если товары являются предметами международного лизинга, то платежи взимаются в порядке, который предусмотрен таможенным режимом.

Импортер, ввозящий оборудование по договору лизинга, имеет существенное преимущество перед компаниями, которые импортируют товары для свободного обращения.

Таможенный режим, при котором товары используются в течение определенного срока на таможенной территории России, определен в статье 209 Таможенного кодекса и именуется режимом временного ввоза. Его преимуществом является то, что при ввозе не требуется уплата полной суммы таможенных пошлин и налогов, а применяется частичное условное освобождение. Сроки временного ввоза товара регулируются статьей 213 Таможенного кодекса.

В период режима временного ввоза товара за каждый полный и неполный календарный месяц уплачиваются периодические таможенные платежи в размере 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы ввозимые товары были выпущены для свободного обращения. По истечении 34 месяцев товар будет считаться выпущенным в свободное обращение, после чего дальнейшая уплата таможенных платежей и пошлин не потребуется.

Стоит иметь в виду: тот факт, что ввозимый товар на момент таможенного оформления будет являться собственностью иностранного лица, не станет препятствием для выпуска его в свободное обращение. Следовательно, если лизингополучатель готов уплатить таможенные платежи в полном объеме, он может оформить ввозимые товары сразу в режиме выпуска для свободного обращения.

Для применения таможенного режима временного ввоза в Россию организация, перемещающая товары, подает заявление на их временный ввоз в таможенный орган, где следует оформить указанные товары. Образец заявления приведен в приложении 1 к приказу ГТК России от 4 декабря 2003 г. № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза».

После вынесения решения о том, что временный ввоз товаров разрешен, на таможенной декларации ставится подпись и оттиск штампа «Выпуск разрешен» начальником таможенного органа либо его заместителем.

Если фирма собирается передать временно ввезенный товар в пользование другой организации, то она обязана информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу.

Вывоз лизингового имущества осуществляется в таможенном режиме реэкспорта. Он предусматривает, что товары, ранее ввезенные на территорию страны, вывозятся с ее территории без уплаты налогов и ввозных таможенных пошлин или с их возвратом. Также в этом случае к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством.

Обратите внимание: при реэкспорте временно ввезенных товаров суммы частично уплаченных таможенных пошлин и налогов возврату не подлежат.

внимание
Так как при международном лизинге расчеты, как правило, производятся в иностранной валюте, то такие операции регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона покупка валюты для расчетов с лизингодателем осуществляется без ограничений.

Одним словом — НДС
При предоставлении оборудования в лизинг иностранной компанией «в руки» российской организации необходимо решить вопрос налогообложения данной услуги. И здесь самое важное значение приобретает место ее реализации, так как статья 146 Налогового кодекса связывает возникновение объекта налогообложения НДС с реализацией товаров (работ, услуг) именно на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ, если покупатель фактически присутствует на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах. Данная норма применяется в том числе и при сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств.

Следовательно, в случае регистрации лизингополучателя на территории России данная операция будет объектом налогообложения, а лизингодатель — налогоплательщиком. Согласно статье 161 Налогового кодекса, в том случае, если лизингодатель не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, лизингополучатель признается налоговым агентом и обязан удержать у организации-лизингодателя и уплатить в бюджет сумму НДС.

Налоговая база определяется как сумма дохода от передачи имущества в лизинг. При этом в законодательстве определено, что при удержании НДС налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса, сумма НДС должна определяться расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК). Исчисляется она по расчетной ставке 18/118%.

Налоговый агент-лизингополучатель вправе предъявить к вычету суммы НДС только в том случае, если указанная сумма налога им удержана из доходов, перечисляемых лизингодателю, уплачена в бюджет, и предмет лизинга приобретается для производства товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость (п. 3 ст. 171 НК).

Чтобы подтвердить правомерность вычета при приобретении облагаемых налогом услуг, необходимо выполнить следующие условия:

  • суммы НДС должны быть выделены отдельной строкой во всех первичных документах;
  • наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями статьи 169 Налогового кодекса.

Налоговый агент при приобретении лизинговых услуг в счете-фактуре указывает полную их стоимость с учетом НДС. Последний нужно включить в декларацию за тот налоговый период, когда счет-фактура был зарегистрирован в книге продаж. Данный счет-фактура регистрируется в книге покупок в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была уплачена в бюджет.

Пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса гласит, что вычету подлежат также и суммы НДС, уплаченные лизингополучателем при ввозе товаров в режиме временного ввоза. При этом должно соблюдаться условие, что товары (работы, услуги) приобретаются для осуществления операций, облагаемых налогами.

Суммы НДС, уплаченные при ввозе лизингового имущества, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса. Осуществить это можно после принятия указанного имущества к учету, в том числе на забалансовый счет (Письмо Минфина России от 9 марта 2005 г. № 03-04-08/35).

внимание
Следует отметить, что перечисление в бюджет сумм НДС осуществляется лизингополучателем отдельным платежным поручением с указанием в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса налогового агента «02».

Налогообложение прибыли
Имея представительство на территории Российской Федерации, иностранные компании являются плательщиками налога на прибыль, соответственно, они самостоятельно исчисляют налог. В этом случае объектом налогообложения считается сумма доходов, полученная иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории РФ через постоянное представительство, уменьшенная на величину расходов представительства.

Особенности налогообложения доходов иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянное представительство и получают доходы из источников в Российской Федерации, определены статьей 309 Налогового кодекса. В отношении таких доходов «иностранцы» также будут являться налогоплательщиками, но сумма налога удерживается у источника выплаты доходов.

Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляет и удерживает российская организация, выплачивающая доход, при каждой выплате таких доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса, в валюте выплаты указанных средств (ст. 310 НК). При этом налог удерживается по ставке 20% или 10% в зависимости от того, какое имущество является предметом лизинга и для каких целей оно используется (п. 2 ст. 284 НК). В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса сумма дохода от лизинговых операций рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества лизингодателю.

Кроме того, если лизингодатель является резидентом государства, с которым у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то при налогообложении доходов лизингодателя необходимо учитывать положения такого соглашения.

Статьей 312 Налогового кодекса установлено, что в этом случае иностранная организация до выплаты дохода должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация заключила международный договор, регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и переведено на русский язык. В этом случае доход выплачивается без удержания налога, или налог удерживается по меньшей ставке по сравнению с предусмотренной международным соглашением.

По итогам отчетного периода налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Приказом МНС России от 14 апреля 2004 г. № САЭ-3-23/286@ (п. 4 ст. 310 НК).

Бухучет у лизингополучателя
Бухгалтерский учет у лизингополучателя при международном лизинге осуществляется в соответствии с действующим Планом счетов и зависит от того, кто является балансодержателем объекта лизинга. При этом все операции в учете по лизингу можно разделить на следующие категории:

Поступление объекта лизинга. Если лизинговое имущество находится на балансе лизингодателя, его стоимость при поступлении лизингополучателю учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Если же по условиям договора лизинга имущество учитывается на балансе лизингополучателя, его стоимость отражается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом на счете 08 накапливаются и иные расходы лизингополучателя, связанные с получением в пользование предмета лизинга: монтаж оборудования, его транспортировка, таможенные платежи и т.п. После чего они списываются с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счета 01 «Основные средства».

Начисление лизинговых платежей. Начисление причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Начисление амортизации. Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то он осуществляет начисление амортизации по данному имуществу, отражая ее по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Возврат объекта лизинга. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывается с забалансового учета. Если по условиям договора лизинга полученное имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то возврат его при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей отражается как выбытие основных средств.

Выкуп лизингового имущества. При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001. Одновременно производится запись по дебету счета 01 и кредиту счета 02 на сумму лизинговых платежей.

Если согласно условиям договора имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то при выкупе его и переходе в собственность лизингополучателя на счетах 01 и 02 производится внутренняя запись, связанная с переносом данных с субсчета по имуществу, полученному в лизинг, на субсчет собственных основных средств. Обратите внимание: сделать это можно только при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинговых платежей.

О налоге на прибыль при лизинговых платежах иностранной компании

Определение Верховного Суда РФ №302-ЭС20-7898 от 06.10.2020

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 06.10.2020 г. № 302-ЭС20-7898 рассмотрела дело, по которому российской компании доначислен налог на прибыль с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство. Разберемся подробно.

Когда фирма – налоговый агент

Сначала отметим, что налогообложение доходов иностранной организации зависит от того, есть постоянное представительство на территории РФ или нет представительства.

При выплате налогооблагаемого дохода в пользу иностранной организации без постоянного представительства обязанности налогового агента по удержанию налога с доходов возлагаются на российскую организацию, выплачивающую доход в пользу такой иностранной организации.

Так, налоговый агент, как источник дохода, обязан удержать налог из денежных средств, которые подлежат налогоплательщику:

  • при выплате на территории РФ доходов от сделки иностранной фирме;
  • при выплате процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам фирмам-резидентам;
  • при выплате дивидендов.

За правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) налоговый агент несет ответственность (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57). Если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в срок, ИФНС сможет оштрафовать его на 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению (ст. 123 НК РФ). Кроме того, за несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени (п. п. 3, 4, 7 ст. 75 НК РФ).

Обратите внимание: при наличии договора об избежании двойного налогообложения использовать нужно его нормы и правила, а не те, что установлены Налоговым кодексом (ст. 7 НК РФ).

Суть спора

В комментируемом деле российская компания (лизингополучатель) по договору международного финансового лизинга, получив от резидента Республики Беларусь (лизингодатель) колтюбинговую установку (полуприцеп) МК30Т, перечислила в 2017 году и в 1 квартале 2018 года, согласно графику, лизинговые платежи.

Налоговый орган по результатам проверки пришел к выводу, что компания была обязана удержать с выплат, как налоговый агент, налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.

Так, ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф. В связи с чем компания обратилась в суд.

Решение Арбитражного суда

Суды первой инстанции сочли, поскольку в Соглашении об избежании двойного налогообложения между РФ и Республикой Беларусь от 21.04.1995 не определены правила налогообложения доходов от лизинга, то к данному виду доходов должна применяться статья 18 «Другие доходы» Соглашения. Данная статья разрешает платить налог в государстве — источнике дохода, если это предусмотрено национальным законодательством.

При этом доходы от лизинговых операций прямо упомянуты в подпункте 7 пункта 1 статьи 309 и подпункте 9 пункта 4 статьи 309.1 Налогового кодекса, такие доходы являются доходами от пассивных операций и подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.

Согласно такому разъяснению, судьи признали, что компании был правомерно доначислен налог на прибыль.

Арбитражный суд Красноярского края оставил без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. Компании в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Решение Верховного суда

Далее компания обратилась с кассационной жалобой.

ВС РФ отметил, что суды первой инстанции не дали оценку условиям договора и возможности отнесения вознаграждения лизингодателя, уплачиваемого в составе лизинговых платежей, к одному из видов доходов, о которых отдельно говорится в других статьях Соглашения об избежании двойного налогообложения.

В ситуациях, когда предоставление имущества в международный выкупной лизинг не связано с деятельностью постоянного представительства иностранного лизингодателя в Российской Федерации, допустимость налогообложения вознаграждения лизингодателя в РФ как государстве — источнике дохода зависит от того, могут ли спорные выплаты быть отнесены к одной из категорий дохода, указанных в специальных положениях международного договора и правил налогообложения, предусмотренных этими положениями.

В связи с этим Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила обжалуемые судебные акты с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

А.В. Веселов, аудитор, к.э.н.

Определение Верховного Суда РФ №302-ЭС20-7898 от 06.10.2020текст документа

Определение Верховного Суда РФ
№302-ЭС20-7898 от 06.10.2020

О налоге на прибыль при лизинговых платежах иностранной компании

Резолютивная часть определения объявлена 30.09.2020.

Полный текст определения изготовлен 06.10.2020.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Тютина Д.В.,

судей Антоновой М.К., Павловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Койлтюбинг-Сервис» на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019 по делу № А33-5439/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2020 по указанному делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Койлтюбинг-Сервис» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска о признании недействительными решений.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Койлтюбинг-Сервис» — Борбит И.В., Михрякова А.О.;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска — Давыдкова Д.А., Денисаев М.А., Матвиенко А.А., Серебренников С.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Койлтюбинг-Сервис» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее — налоговый орган) о признании недействительными решений от 26.11.2018 № 2.10-16/7352 и № 2.10-16/7353, которыми доначислен налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство за 2017 год и за 1 квартал 2018 года (759 620 рублей и 123 720 рублей соответственно), начислены соответствующие пени за его несвоевременную уплату и штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 07.08.2020 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. Кроме того, налоговым органом в судебном заседании заявлено ходатайство о направлении запроса в Министерство финансов Российской Федерации о толковании ряда положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» (далее — Соглашение).

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также — АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ввиду следующего.

Как следует из судебных актов и материалов дела, общество (лизингополучатель) по договору международного финансового лизинга от 07.07.2016 № АСБ-2016-5603, получив от резидента Республики Беларусь — общества с ограниченной ответственностью «АСБ Лизинг» (лизингодатель) колтюбинговую установку (полуприцеп) МК30Т, перечислило в 2017 году и в 1 квартале 2018 года, согласно графику, лизинговые платежи. Налоговый орган по результатам камеральных налоговых проверок представленных обществом расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, пришел к выводу, что общество было обязано удержать с выплат, как налоговый агент, налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство. По данному основанию налоговым органом были приняты оспариваемые решения от 26.11.2018 № 2.10-16/7352 и № 2.10-16/7353.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды учитывали, в том числе, нормы Соглашения, Гражданского кодекса Российской Федерации, НК РФ, а также правовые позиции, изложенные в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), и пришли к выводам об отнесении спорных лизинговых платежей к доходам, облагаемым в России налогом на прибыль организаций, правомерности доначисления оспариваемых сумм и, как следствие, законности решений налогового органа.

По выводам судов, поскольку в Соглашении не определены правила налогообложения доходов от лизинга, то к данному виду доходов должна применяться статья 18 «Другие доходы» Соглашения, допускающая взимание налога в государстве — источнике дохода, если это предусмотрено национальным законодательством. Доходы от лизинговых операций прямо упомянуты в подпункте 7 пункта 1 статьи 309 и подпункте 9 пункта 4 статьи 309.1 НК РФ, такие доходы являются доходами от пассивных операций и подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.

Соответственно, двойное налогообложение в рассматриваемой ситуации должно устраняться по правилам, установленным статьей 20 Соглашения, а именно, путем вычета из налога, уплачиваемого лизингодателем в Республике Беларусь, сумм налога, уплаченного лизингополучателем в качестве налогового агента в Российской Федерации.Между тем судами не учтено следующее.

Как следует из преамбулы Соглашения, его предметом является избежание двойного налогообложения и предотвращение уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.

Соглашение применяется к физическим лицам, юридическим лицам или любым другим объединениям лиц с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах (статья 1, подпункт «г» пункта 1 статьи 3) и распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые в соответствии с законодательством Договаривающегося Государства, независимо от метода их взимания (пункт 1 статьи 2).

Статья 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Соглашения устанавливает, что прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство (пункт 1). Одновременно, в статье 7 Соглашения указано, что она не затрагивает случаи, когда прибыль включает виды доходов, о которых говорится отдельно в других статьях Соглашения (пункт 5).

Основываясь на общепринятом в международной практике толковании положений международных договоров об устранении двойного налогообложения, имеющих нормы, аналогичные статье 7 Соглашения, смысл вышеприведенных положений состоит в том, что по общему правилу прибыль от предпринимательской деятельности облагается в государстве, на территории которого соответствующее предприятие находится и участвует в экономическом обороте (ведет образующую прибыль деятельность непосредственно и (или) через постоянное представительство), за исключением случаев, когда специальными положениями международного договора установлены иные правила налогообложения для определенных категорий доходов, из которых образуется прибыль. В последнем случае специальные правила имеют приоритет над общим.

Из этого же исходит законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, дифференцируя правила определения налоговой базы, применяемые в отношении деятельности иностранных организаций, в зависимости от того, ведется ли деятельность иностранной организации в Российской Федерации через постоянное представительство, а также от характера доходов — получены ли они от реализации товаров (работ, услуг), либо относятся к категории дивидендов, процентов по долговым обязательствам и иных аналогичных доходов (пункты 2 и 3 статьи 247, статья 307, пункты 1 и 2 статьи 309 НК РФ).

Таким образом, в ситуации, когда предоставление имущества в международный выкупной лизинг не связано с деятельностью постоянного представительства иностранного лизингодателя в Российской Федерации (постоянное представительство отсутствует), допустимость налогообложения вознаграждения лизингодателя в Российской Федерации как государстве — источнике дохода зависит от того, могут ли спорные выплаты быть отнесены к одной из категорий дохода, указанных в специальных положениях международного договора и правил налогообложения, предусмотренных этими положениями.

Вопреки изложенному суды не дали оценки условиям договора от 07.07.2016 и возможности отнесения вознаграждения лизингодателя, уплачиваемого в составе лизинговых платежей, к одному из видов доходов, о которых отдельно говорится в других статьях Соглашения, следующих после статьи 7. В частности, суды не высказали позицию по вопросу о допустимости налогообложения спорной части лизинговых платежей, образующей доход лизингодателя от предоставления финансирования применительно к правилам, установленным в пунктах 2 и 4 статьи 10 Соглашения для доходов от долговых требований, что предполагает применение ставки налога не более 10 процентов, в то время как налоговым органом применена ставка налога 20 процентов.

Что касается статьи 18 «Другие доходы» Соглашения, то вывод судов о применении данной нормы противоречит ее содержанию.

Как следует из содержания названной статьи, она распространяется на доходы, возникающие из источников в Договаривающемся Государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, то есть на доходы, не образующие прибыль от предпринимательской деятельности согласно статье 7 Соглашения, не относящиеся ни к одной из специальных категорий доходов, упомянутых в статьях 8 — 17 Соглашения, либо на случаи получения доходов, не урегулированные иными положениями Соглашения, например, при получении доходов из источников в третьих странах.

Возможность применения статьи 18 Соглашения к доходам от лизинга при рассмотрении настоящего дела также не вытекает из правовой позиции, выраженной в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018), на которую сослались суды и состоящей в допустимости отнесения к категории пассивного дохода, облагаемого у источника его образования в Российской Федерации, выплат в пользу иностранных организаций, формально выступающих встречным предоставлением по договору реализации товаров (работ, услуг), но в действительности осуществленных не в связи с исполнением договора на безвозвратной основе. Обстоятельства настоящего дела не дают каких-либо поводов полагать, что под видом финансовой аренды (лизинга) происходило перемещение капитала в пользу иностранной организации.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации состоявшиеся по делу обжалуемые судебные акты подлежат отмене, в связи с допущенными судами существенными нарушениями при применении норм материального права, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить, к какой категории доходов, предусмотренных Соглашением, должен относиться доход иностранного лизингодателя исходя из обстоятельств настоящего дела и подлежит ли этот доход налогообложению в Российской Федерации с учетом положений международного договора.

Оснований для удовлетворения ходатайства налогового органа о направлении в Минфин России запроса о толковании ряда положений Соглашения на стадии рассмотрения дела в суде кассационной инстанции не имеется. Налоговый орган не лишен права представлять доказательства при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019 по делу № А33-5439/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.02.2020 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

image_pdfimage_print

Модернизируя основные производственные средства, российские компании все чаще прибегают к международному лизингу. Однако этот процесс вызывает немало вопросов, большая часть которых связана с обложением НДС. О тонкостях взимания этого налога при международном лизинге и пойдет речь ниже.

Содержание

  • Что такое международный лизинг
    • Правовое регулирование
    • Требования к сделке
  • Нюансы НДС
    • Ввоз имущества из стран Таможенного Союза
  • Исчисление суммы НДС
  • Налоговый вычет
  • Особенности уплаты НДС иностранными организациями
  • Когда обязанности уплатить налог не возникает
  • Вывод

Что такое международный лизинг

Под лизингом понимается финансовая аренда. При этом процессе арендодатель (лизингодатель) приобретает имущество с целью передать его арендатору (лизингополучателю) во временное пользования. Что именно должно быть приобретено и у какого поставщик — это определяет арендатор. С арендодателя же ответственность за выбор предмета аренды снимается.

Лизинг может быть внутренним и международным. В первом случае лизингодателем и лизингополучателем выступают российские компании. Если же хотя бы одна из сторон не является резидентом России, то речь идет о международном лизинге.

Правовое регулирование

Правовые отношения между сторонами — участниками лизинга регулируется следующими законодательными актами:

  1. Параграфом 6 главы 34 части 2 Гражданского кодекса РФ.
  2. Федеральным Законом № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98.
  3. Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (кроме положений пункта 3 статьи 8, которые в соответствии со статьей 20 Конвенции были заменены Россией нормами внутреннего права — Гражданского кодекса РФ).

Требования к сделке

Перечисленные выше законодательные акты предъявляют к сделке по международному лизингу следующие требования:

  • арендатор лизингового имущества и лизингодатель находятся в разных странах;
  • за выбор имущества и поставщика отвечает лизингополучатель;
  • поставщик осведомлен о том, что имущество приобретается исключительно в целях передачи в лизинг;
  • сумма лизинговых платежей определяется с учетом амортизации всего имущества или значительной его части;
  • все три участника операции (лизингодатель, лизингополучатель и поставщик) должны быть резидентами стран — участниц Конвенции УНИДРУА;
  • положения Конвенции применяются в том числе и в случаях, когда договорные отношения между сторонами договор лизинга или поставки подчиняются нормам внутреннего права;
  • если лизингодатель, лизингополучатель и поставщик согласны, нормы Конвенции могут не применяться.

Нюансы НДС

Говоря о международном лизинге, чаще всего подразумевается, что лизингополучателем выступает российская компания, лизингодателем — иностранная, а оборудование ввозится на территорию РФ из-за границы. В связи с участием иностранного контрагента и ввозом имущества, порядок обложения НДС операций по международному лизингу отличается от порядка обложения аналогичных внутренних операций.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ, операции по ввозу товаров на территорию России являются объектом обложения НДС. Более того, при указанных операциях под этот налог попадают не только организации, являющийся плательщиками НДС, но и все остальные. Например, компании, применяющие особые налоговые режимы, а также освобожденные от уплаты НДС в соответствии со статьями 145 и 145.1 Налогового кодекса. Такой порядок следуют из того, что при ввозе имущества в Россию НДС взимается не в качестве косвенного налога, в а качестве таможенного платежа. Следовательно, его применение регулируется не только главой 21 Налогового кодекса, но и Федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.10.

Ввоз имущества из стран Таможенного Союза

Если имущество ввозится из страны — участницы Евразийского экономического союза, то база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 15 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, который является приложением к Договору о ЕАЭС от 29.05.14.

Контур.Фокус

На основании статьи 79 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), в качестве плательщика «ввозного» НДС выступает декларант — лицо, декларирующее товары либо то, от чьего имени они декларируются (статья 4 ТК ТС). Декларироваться ввозимые товары могут либо самим декларантом, либо его таможенным представителем — организацией, являющейся резидентом страны-участницы ТС.

На основании пункта 1 статьи 60 Закона № 311-ФЗ, таможенным представителем в России может быть компания, включенная в соответствующий реестр. Пункт 6 той же статьи устанавливает, что таможенный представитель несет солидарную ответственность с декларантом в части уплаты налога при ввозе товара.

Таможенные платежи должны быть уплачены в том государстве, таможенный орган которого производит выпуск товара (пункт 1 статьи 84 ТК ТС). Поскольку при международном лизинге имущество выпускается российскими таможенными органами, то и уплачиваться ввозной НДС должен в России.

Размер налогов, подлежащих уплате при ввозе имущества в Россию из страны — участницы Таможенного союза, зависит от условий договора о лизинге. В частности, от того, предусмотрен ли в нем выкуп ввозимого имущества. Если это условие отсутствует, то появляется возможность применить режим временного ввоза и, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 151 НК РФ, полностью либо частично избежать уплаты «ввозного» НДС. Иначе налог придется платить в полном объеме.

Исчисление суммы НДС

На основании пункта 5 статьи 164 НК РФ, сумма «ввозного» налога исчисляется по ставке 10 или 18%, что зависит от его типа. По лизинговому имуществу всегда применяется ставка в размере 18%. Налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости ввозимого имущества, размера таможенной пошлины и акциза (для подакцизных товаров). Это правило установлено в пункте 1 статьи 160 Налогового кодекса.

Контур.Фокус

Контур.Фокус

Налоговый вычет

Лизингополучатель, который является плательщиком НДС, вправе рассчитывать на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе лизингового имущества. Это справедливо в случае, когда полученное имущество используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС, а также при выполнении прочих условий применения вычета, установленных в главе 21 НК РФ.

В соответствии с разъяснениями Минфина, данными в письмах № 03-07-08/297 от 26.10.11 и № 03-07-08/123 от 25.04.11, принять «ввозной» налог к вычету можно в том случае, если он был уплачен за счет средств налогоплательщика им самим либо посредником. Если налог был уплачен из средств другой организации, то лизингополучатель из России принять его к вычету не сможет (письмо Минфина России от 30.06.10 № 03-07-08/193).

Как известно, сумму НДС можно предъявить к вычету только после принятия на учет товара, при приобретении которого налог был уплачен. При этом понятие «принять к учету» в налоговом законодательстве России конкретно не определено, и налоговые органы часто трактуют его не в пользу налогоплательщиков. Так, в ФНС считают, что лизингополучатель не вправе предъявить «ввозной» НДС к вычету до тех пор, пока к нему не перейдет право собственности на объект лизинга (письмо ФНС № 03-2-06/1/2424/22 от 01.12.04). Поэтому если оборудование ввозится без права выкупа, иногда налоговые органы отказывают лизингополучателю в вычете. Чиновники обосновывают свое решение тем, что российский налогоплательщик не является собственником имущества, а лишь арендует его и учитывает на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

А вот в Минфине придерживаются иного мнения (письма № 03-07-08/337 от 29.11.10, № 03-07-08/242 от 21.10.08). В ведомстве считаю, что НДС по полученному в лизинг имуществу предъявить к вычету компания вправе после того, как оно будет принято к учету. При этом неважно, на каком именно счете оно учитывается — балансовом или забалансовом. Аналогичного мнения придерживаются и некоторые суды. Например, оно поддержано в постановлении ВАС Северо-Кавказского округа № А32-1783/2012 от 24.07.13. Суд указывает, что необходимым условием принятия НДС к вычету является отражение имущества в учете, а не переход к налогоплательщику права собственности на него. Поэтому вне зависимости от того, на каких счетах полученное имущество учитывается, компания имеет право заявить о вычете налога, уплаченного при его ввозе в Россию. На основании этого, многие эксперты считают, что запрет налоговых органов на вычет НДС в рассмотренной выше ситуации противоречит Налоговому кодексу.

Таким образом, основываясь на нормах законодательства и учитывая позицию Минфина, лизингополучатель может заявить о вычете НДС, который был уплачен с лизингового имущества. Сделать это можно в момент его получения и отражения в учете на забалансовом счете 001. Основанием для вычета служат документы о получении имущества и об уплате НДС.

Особенности уплаты НДС иностранными организациями

Плательщиками НДС внутри России являются компании и частные предприниматели, в том числе нерезиденты страны. Если иностранное лицо имеет на территории РФ регистрацию по месту нахождения своего обособленного подразделения, то исчислять и уплачивать НДС оно должно самостоятельно.

При отсутствии такой регистрации налог должен быть исчислен и уплачен налоговым агентом. В рассматриваемой ситуации обязанности налогового агента возникают у российского лизингополучателя. Таким образом, осуществляя платежи по договору лизинга, российская компания должна исчислить НДС, удержать эту сумму из средств, причитающихся лизингодателю, и перечислить в бюджет. При этом не имеет никакого значения, является ли сам получатель лизингового имущества плательщиком НДС — обязанности агента у него возникают в любом случае.

На основании пункта 3 статьи 174 НК РФ, налог уплачивается по месту нахождения налогового агента. Делается это одновременно с выплатой средств в пользу иностранного лизингодателя (пункта 4 статьи 174 НК РФ). Иначе перевести оплату за лизинговое имущество не получится — банк не вправе принять такой платеж от лизингополучателя, если он, как налоговый агент, не подал поручения на уплату НДС (при достаточной на счете сумме денежных средств).

На основании пункта 5 статьи 174 НК РФ, лизингополучатель в качестве налогового агента обязан отчитаться по НДС, подав налоговую декларацию в электронном виде в территориальный орган ФНС.

Когда обязанности уплатить налог не возникает

Если объектом международного лизинга выступает наземное автотранспортное средство, то, на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, Россия не признается местом реализации лизинговых услуг. Поскольку объектом обложения НДС является реализации услуг на территории РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ), то в указанном случае обязанности уплатить налог лизингодатель не имеет. А у лизингополучателя, соответственно, не возникает обязанностей налогового агента.

Вывод

Контур.Норматив

Из всего сказанного выше следует, что когда российская компания получает имущество в лизинг от иностранного контрагента, то в общем случае она должна заплатить НДС 2 раза:

  1. на таможне при ввозе имущества;
  2. при перечислении лизинговых платежей (как налоговый агент иностранной компании за счет причитающихся ей средств).

Договор лизинга может предусматривать, что объект перейдет в собственность лизингополучателя по окончании срока действия соглашения (либо до его окончания, если стороны об этом договорились). При этом цена, по которой лизинговое имущество должно быть выкуплено, может как включаться в лизинговый платеж, так и устанавливаться отдельно. Однако вне зависимости от этого у лизингополучателя — налогового агента возникает ситуация двойного обложения НДС в части уплаты выкупных сумм, ведь при ввозе имущества на территорию России налог им был уже уплачен.

Бизнес ,

13 апр 2022, 11:46 

0 

Правительство ввело временный порядок платежей зарубежным лизингодателям

Постановление предусматривает перевод платежей по договорам с западными лизингодателями в рубли или валюты третьих стран, если российский перевозчик сотрудничал с такой компанией через ее подразделение в другом государстве

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

В России будут действовать временные правила исполнения обязательств российских авиаперевозчиков перед иностранными лизингодателями, предполагающие их обслуживание в рублях, сообщается на сайте правительства. «Документ определяет порядок исполнения в 2022 году договоров, предусматривающих приобретение, аренду, лизинг авиационной техники», — говорится в сообщении.

По новому порядку, если у зарубежной компании-лизингодателя есть представительство в России, то платежи будут переводить на его счет в российском банке в рублях. Сумма будет эквивалентна обязательствам в иностранной валюте и рассчитана по официальному курсу ЦБ на день исполнения обязательств.

Если зарубежная компания, «связанная с недружественной страной», сотрудничает с российскими перевозчиками через подразделение в государстве, не присоединившемся к санкциям, платеж начислят в валюте этой страны или рублях.

1 апреля президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому российские авиакомпании могут платить за аренду и лизинг самолетов компаниям из недружественных стран в рублях. Положения распространяются и на оплату по договорам о покупке, аренде или лизинге вспомогательных силовых установок и авиационных двигателей, заключенным с компаниями из таких государств. Постановление правительства разработано для реализации этого указа.

ЕС в рамках санкций прекратил поставки самолетов и запчастей к ним, а также обязал лизинговые компании разорвать контракты с российскими перевозчиками до конца марта. Кроме того, Евросоюз и США закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний, Вашингтон также запретил обслуживать 173 лайнера, используемых в России. 11 апреля Евросоюз запретил полеты 20 сертифицированным в России авиакомпаниям в связи с тем, что их самолеты «не соответствуют международным стандартам безопасности».

Путин говорил, что европейские и американские компании «обманули российских партнеров», отказавшись в одностороннем порядке от выполнения обязательств по договорам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Архив загса адмиралтейского района санкт петербурга часы работы
  • Ассоциация компаний консультантов в области общественных связей
  • Ассоциация сро балтийское объединение проектировщиков реквизиты
  • Астраханский гарнизонный военный суд официальный сайт реквизиты
  • Атоми цены на продукцию корейская компания продукция прайс лист