Все российские активы крупнейшего в Европе автоконцерна Volkswagen AG (VAG) арестованы по решению арбитражного суда Нижегородской области. На первый взгляд имеет место не более чем конфликт двух хозяйствующих субъектов. Но при более пристальном взгляде на ситуацию понятно, что не всё так просто. По сути, VAG является единственным «пострадавшим» в санкционно-политических коллизиях. Причём для РФ конфликт с этим концерном невыгоден.
Арбитражный суд Нижегородской области в качестве обеспечительные меры наложил арест на все российские активы VAG. Истец — автомобильный завод «ГАЗ», принадлежащий олигарху Олегу Дерипаске. Суть претензий к немцам вроде как проста и прозрачна — упущенная прибыль и убытки после расторжения договора о «контрактной» сборке автомобилей в Нижнем Новгороде.
Любопытно, что иск подали 14 марта. А уже 20 марта суд уже наложил этот самый арест. Крайне оперативно. Что российской Фемиде обычно не свойственно. Особенно если она пытается прищучить иностранцев. Не иначе как активность судейских кем-то организована.
«По утверждению ООО „Автомобильный завод „ГАЗ““, Volkswagen Group планирует в ближайшее время окончательно уйти с российского рынка путем продажи оставшихся активов третьим лицам, что создает риск отчуждения как долей в уставном капитале ФГР (ООО „Фольксваген Груп Рус“ — „СП“), так и отчуждение ФГР отдельных активов, например, принадлежащего ему завода по производству автомобилей в Калуге. В случае продажи доли в уставном капитале ФГР, у Volkswagen AG не останется никаких других активов в России, что, по мнению истца, является достаточным основанием для принятия обеспечительных мер», — говорится в решении суда.
Перечислять все активы смысла нет, это долго и муторно. Но в их числе, естественно, этот самый завод в Калуге, а также сборочное производство в Нижнем. И ещё кое-что. В общем, вполне себе активы, ценные. Правда, их стоимость никто не оценивал, точнее, не обнародовал.
VAG ушёл из России не по своей воле — весной 2022 года концерн заставили это сделать власти Германии. Санкции, и всё прочее. По сути, форс-мажор. И не по сути — тоже.
Тогда же, год назад, партнёры собирались и обсуждали сложившуюся ситуацию, вроде как договорились. Во всяком случае, до недавних пор было тихо. И вот такая неожиданность…
«Все зависает в воздухе. ГАЗу на площадку в Калужской области не прийти. Что они там будут собирать? На современном сборочном заводе, как правило, устанавливается оборудование, приспособленное под работы с определенными моделям. И китайские производители без разрешения правообладателя ничего там делать не будет», — объясняет партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Неужели юристы Олега Дерипаски настолько глупы, что всего этого не понимают? И экономисты тоже. Вряд ли. В противном случае они бы не работали в такой богатой структуре. Однако иск подан, суд «заморозил» активы немецкого концерна. И что с ними будет потом — теперь непонятно. В принципе — непонятно.
Политика? Непохоже. В настоящее время совершенно спокойно идут сделки по приобретению российских активов Nokian Tyres и Michelin, в последнее время таковых было вообще достаточно. Кремль не мешал, западные власти, вроде как, тоже. А завод Continental AG в той же Калуге вообще спокойно работает, хотя компания периодически заявляет о том, что уйдёт из России. Ну, обещать — не значит жениться…
«Видимо, это окончательное оформление развода, если так можно сказать, с концерном Volkswagen. Учитывая, что у VAG было несколько площадок — не только в Нижнем Новгороде, но и очень большой завод в Калуге — видимо, это безвозвратный уход концерна. Который, я думаю, больше с Россией не захочет иметь дел. Сумма большая, даже относительно стоимости завода, который Volkswagen строил в Калуге. Думается, что Volkswagen сделали такой большой знак — что надо не только уходить, но и не пытаться искать покупателя. Что нужно все активы в России отдать и их после этого национализируют. Я думаю, что строго формально они попробуют посудиться, но шансов у них не очень много. Решение как таковое уже принято, осталось только оформить его в судебном виде», — предполагает автоэксперт Артем Бобцов.
Да, очень похоже именно на такой сценарий. Причём немцам из крупнейшего европейского автоконцерна явно намеренно стараются отвесить наиболее болезненный и обидный пинок под задницу. Чтобы те сюда не вернулись. Никогда. В чьих это интересах?
Отношения России и Германии рано или поздно нормализуются. Но в Volkswagen AG на нас будут смертельно обижены. Интересы бизнеса, конечно, порой вынуждают смирять гордыню. Но биться за наш рынок этот концерн теперь вряд ли станет. Во всяком случае, инвестиций в заводы на территории РФ точно не будет. Поставки готовых автомобилей, не более того.
Между тем на фоне коматозного состояния российского автопрома эти самые инвестиции нужны. Точнее, нужны новые технологии и оборудование, деньги уж как-нибудь найдём сами. Технологий, как несложно догадаться, теперь не будет, оборудования тоже. И германских специалистов. Вообще. Как раз у VAG тут были самые серьёзные намерения по развёртыванию в России заводов полного цикла. Уже к этому шли. Но вот — не дошли.
И, благодаря стараниям олигарха, теперь не дойдут. В этой связи очень интересна позиция самого олигарха. Точнее, его деяния.
«„Русал“ не контролируется каким-либо физическим или юридическим лицом, находящимся под санкциями», — говорится в сообщении компании от конца октября 2022 года.
А кем тогда компания контролируется? Вроде как Олег Дерипаска под санкциями… Или уже нет? Как Роман Абрамович? Но тот выслужился перед Западом. Получается, и его коллега тоже? Или всё как-то иначе?
С одной стороны Дерипаска разглагольствует на счёт «кирдык вашей Америке». С другой — призывает к свободе бизнеса в России. То есть — к полной вседозволенности для барыг. С третьей — говорит, что нужно снижать ставку рефинансирования, развивать Сибирь. Но при полном отсутствии госрегулирования.
Всё в совокупности выглядит более чем странно. Какая-то нарочитая публичность, явно наигранный патриотизм и при этом совсем не патриотичные демарши. По сути, с немцами нас поссорили, намеренно. То есть — похоже, поссорил один конкретный человек. Если так, то по чьей указке он действовал — догадаться несложно. Вредительство в государственных масштабах, никак не иначе.
«Русал», судя по всему, уже полностью контролируется американцами. Иначе не было бы того заявления. Впрочем, американцам же де-факто принадлежит большая часть нашей экономики.
«Реальные физические активы находятся у нас, это шахты, трубопроводы, заводы — всё это здесь. А за рубежом — зеркальное отражение этого имущества в виде финансовых документов. То есть ребята на Западе рулят из офшоров экономикой России. На местах они контролируются очень послушными олигархами, которые предпочитают смотреть в рот хозяевам денег. А Россия для них — это просто территория, где можно зарабатывать вахтовым методом», — объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
А теперь, как говорится, вопрос на засыпку: а нужен ли заграничным «кукловодам» построенный немцами новый российский автопром? Ответ очевиден. Именно поэтому немцев и выгнали, причём так, чтобы они не вернулись. При этом наши чиновники, как обычно, сделали вид, что ничего не происходит. Не иначе как получили соответствующие распоряжения оттуда же, «из-за бугра».
Крупная компания Ford является всемирно известной, она заслуженно получила третьей место по количеству произведённых автомобилей. В Европе эти машины занимают вторую позицию в рейтинге продаж. И это не удивительно, так как авто имеет современный дизайн, отличается качественной сборкой и высокой производительностью.
Перед тем как разобраться, где собирают Ford Explorer, необходимо уточнить, что времена, когда немецкие авто собирали лишь в Германии, а японские – на территории Японии, прошли. Теперь заводы производителей могут быть расположены в любой стране мира.
Каждый континент имеет завод, где выпускают автомобили Ford. Грамотная политика компании, а именно решение присутствовать во всех ключевых странах, привела к снижению цен на машины. Эти модельные линейки значительно отличаются. К примеру, автомобили, производящиеся для Южной Африки, не похожи на модели, которые можно приобрести в России. А потребители США вовсе могут насладиться уникальными машинами.
Производство компании
Важно отметить, что именно данная компания впервые применила конвейер для изготовления и сборки авто. Благодаря такому решению сократился ручной труд и увеличился объем производства.
Производство компании сосредоточено в следующих странах:
- США – здесь фирма начала стремительное развитие;
- Германии – немецкий завод занимается полномасштабным изготовлением, в том числе проектированием;
- Китае – отделение производит автомобили практически только для собственного рынка;
- РФ – для России и для стран СНГ. Это производство, где собирают Ford Focus, Mondeo и другие модели;
- Южной Америке.
Российские заводы фирмы
Компания очень строго следит за качеством машин, несмотря на местонахождения завода. Эти единые требования устанавливаются руководством в главном филиале, находящемся в США. Поэтому потребителю, покупая, к примеру, Ford Kuga не стоит озадачиваться, где была осуществлена его сборка.
Российские автолюбители интересуются, где собирают Ford Kuga и другие модели фирмы. На территории страны лидирующие позиции занимают заводы, расположенные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Ford — первая фирма, которая построила свой автоконцерн на территории России. Это произошло в начале 2000-х годов.
Необходимо отметить, что российское отделение имеет цех, занимающийся штамповкой деталей, которые изготовлены из российской стали.
Модельная линейка Ford в РФ
Для жителей РФ представлено достаточно большое количество машин данного производителя, характеризующихся оптимальным соотношением цены и качества. Важным моментом является и то, что иномарка адаптирована под российского потребителя, она имеет дополнительную шумоизоляцию, зимний пакет, усовершенствованный двигатель и передовые технические новинки.
Россиянин может приобрести:
- Focus – является лидером С-класса и считается самой востребованной моделью на европейском рынке;
- EcoSport – кроссовер, отличающийся большим потенциалом;
- Mondeo – представляет собой вместительный, представительский седан;
- S-Max – минивэн, который отличается привлекательным дизайном и подходит для большой семьи;
- Explorer – большой внедорожник;
- Galaxy – имеет сходство с минивэном S-Max, оснащён большей комплектацией и изменён дизайн;
- Ranger – небольшой пикап, предназначенный для людей, ценящих практичность.
- Kuga – компактное городское авто, созданное специально для российского рынка для конкуренции с Nissan Qashqai;
- Edge – вместительный, комфортный кроссовер, которому под силу справиться с бездорожьем.
По представленному модельному ряду можно сделать вывод, что любой сможет выбрать для себя авто Ford. Здесь есть и модели для семейных людей, студентов, бизнесменов, любителей активного времяпрепровождения и т. д.
Как собирают авто в России
Во Всеволжске (Ленинградская область), где собирают Ford Mondeo и Focus 4 с 2015 года, производственный цикл имеет три этапа:
- Сбор. Для кузова используют более 500 деталей, они собираются вручную, лишь 15% отведено автоматизации;
- Окраска. В этом цехе машина находится 5 часов, здесь также используется ручной труд;
- Тест на безопасность.
В заводе, расположенном в татарстанской Елабуге, полный цикл производства появился только пять лет назад. Здесь занимаются сборкой Kuga, Explorer и фургонами Transit. Подобного уникального завода, занимающегося производством автомобилей, больше нигде в мире не существует. Это отделение ещё интересно тем, что на нём для многих операций внедрили автоматизированные технологии, которые обычно отводят рабочим. На заводе также высокий уровень производства, подчёркивающийся следующими факторами:
- многие операции доверили прекрасному полу. Здесь работает 40% женщин от общего числа сотрудников;
- малочисленность персонала – для обслуживания конвейера достаточно 1800 рабочих.
Значимое место на заводе в Елабурге отведено лабораториям, занимающимся сверкой точности сборки с помощью специальных приборов – Carl Zeiss.
Компания, несмотря на все политические сложности, приняла решение пережить кризис и сохранить производство в России. Сейчас она только выбирается из долговой ямы, но ожидается, что 2018 год для елабургского завода станет переломным. Поэтому здесь делают ставку на Transit, имеющий 55 разных модификаций, а практически половина продаж относится к спецверсии. Стоит отметить, что «Сбербанк» заказывает у изготовителя броневики.
Что касается Fiesta и EcoSport, их производят в Набережных Челнах.
https://www.youtube.com/watch?v=zd4ZxXkfpaU
Автомобили Ford, собранные на территории РФ, имеют явные преимущества. Так, модели характеризуются более низкой стоимостью, что привлекает наших автовладельцев.
Карта заводов: где и какие автомобили собирают в России
Концерн Daimler объявил о планах построить в России завод для производства седанов и кроссоверов Mercedes – отличный повод вспомнить все предприятия страны, где выпускают иномарки
C 2019 г. в России начнут собирать легковые автомобили Mercedes. Предприятие построят в индустриальном парке Есипово примерно в 40 км от Москвы. На заводе, в который инвестируют не менее 250 млн евро, будут собирать седаны и кроссоверы Е-класса. Завод станет семнадцатым предприятием России, где массово выпускают легковушки.
Карта крупнейших автозаводов страны, с конвейера которых сходят иномарки.
Санкт-Петербург – завод Hyundai (Hyundai Solaris, Creta; Kia Rio)
Санкт-Петербург – завод Nissan (Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai)
Санкт-Петербург – завод Toyota (Toyota RAV4 и Camry)
Санкт-Петербург – завод General Motors (Законсервирован)
Всеволожск – Ford-Sollers (Ford Focus, Mondeo)
Калининград – «Автотор» (Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai, i40, Elantra; BMW X3, X4, X5, X6)
Москва – Renault (Renault Duster, Kaptur; Nissan Terrano)
Калуга – Volkswagen (VW Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Skoda Rapid; Audi A6, A8)
Калуга – Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive (Mitsubishi Outlander; Peugeot 408; Citroen C4)
Нижний Новгород – ГАЗ (Volkswagen Jetta; Skoda Octavia и Yeti)
Черкесск – Derways (Lifan BREEZ, Solano, Smily; Haima 3; Geely MK, MK Cross, Emgrand; Great Wall Hover)
Тольятти – АвтоВАЗ (Renault Logan, Sandero; Nissan Almera)
Набережные Челны — Ford-Sollers (Ford Fiesta, EcoSport)
Елабуга – Ford-Sollers (Ford Kuga, Explorer, Transit)
Ижевск – «ИжАвто» (Nissan Sentra)
Владивосток – Sollers (Toyota Land Cruiser Prado; Mazda6 и CX-5)
Источник
Какие импортные автомобили собирают в россии и где
Категория В (легковые)
BMW
BMW-3 Калининград
BMW-5 Калининград
BMW-7 Калининград
BMW X1 Калининград
BMW X3 Калининград
BMW X4 Калининград
BMW X5 Калининград
BMW X6 Калининград
Подробнее, какие модели собирают в Калининграде
Brilliance
Brilliance-H530 Черкесск
Brilliance-V5 Черкесск
Cadillac
Cadillac-CTS Калининград
Cadillac-Escalade Калининград
Cadillac-SRX Калининград
Chevrolet
Chevrolet-Aveo Нижний Новгород ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Captiva Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Cruze (универсал) Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Malibu Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Niva Тольятти ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Orlando Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Tahoe Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Captiva С-Петербург ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Trailblazer С-Петербург ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Tahoe С-Петербург ( сборка прекращена в 2015 году )
Chevrolet Cruze С-Петербург ( сборка прекращена в 2015 году )
Поробнее о сборке автомобилей Шевроле и Кадиллак в России
Citroen
Citroen C4 Калуга PCMA
Citroеn Jumpy Калуга PCMA ( начало сборки I квартал 2018 года )
Datsun
Datsun mi-DO Тольятти
Datsun on-DO Тольятти
Ford
Ford Fiesta 1.6 Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford EcoSport Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Edge Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Explorer Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Focus Всеволожск ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Galaxy Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Kuga Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford Mondeo Всеволожск ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
Ford S-Max Набережные Челны ( остановка конвеера июнь 2019 г. )
27 марта 2019 года СП Ford-Sollers объявило о прекращении выпуска легковых автомобилей в России. До конца июня 2019 года будут остановлены конвееры на двух заводах (Всеволжск, Набережные Челны). Третий завод (в Елабуге) сохранит сборку коммерческих фургонов Ford Transit
Geely
Geely Emgrand Черкесск ( в 2016 году сборка Geely Emgrand перенесена в Белоруссию. )
Geely MK Черкесск
Haval (Great Wall)
Haval F7 Тула ( начало сборки июнь 2019 год)
Haval F7x Тула ( начало сборки осень 2019 год)
Haval H9 Тула ( начало сборки 2019-2020 год)
Подробнее о сборке Haval в России
Hyundai
Hyundai Equus Калининград
Hyundai i40 Калининград
Hyundai Solaris Санкт-Петербург
Hyundai Creta Санкт-Петербург
JAC
JAC Черкесск, Derways
Kia
Kia Rio С-Петербург
Kia Rio X-Line С-Петербург
Kia Cee’d Калининград
Kia Cerato Калининград,
Kia Mohave Калининград,
Kia Optima Калининград,
Kia Quoris Калининград,
Kia Sorento Калининград
Kia Soul Калининград
Kia Sportage Калининград
Kia Venga Калининград
Lifan
Lifan Smily Черкесск
Lifan Solano Черкесск
Lifan X60 Черкесск
Luxgen
Luxgen 7 SUV Черкесск
Mazda
Mazda 6 Владивосток
Mazda CX-5 Владивосток
Mazda CX-9 Владивосток ( начало сборки 2018 год )
Подробнее о сборке Mazda в России
Mercedes-Benz
Mercedes E-class Солнечногорск ( начало сборки апрель 2019 год )
Mercedes GLE Солнечногорск ( начало сборки 2019 год )
Mercedes GLC Солнечногорск ( начало сборки 2019 год )
Mercedes GLS Солнечногорск ( начало сборки 2019 год )
Подробнее о сборке Мерседес в России
Mitsubishi
Mitsubishi Pajero Sport Калуга PCMA ( сборка возобновлена в ноябре 2017 года )
Mitsubishi Outlander Калуга PCMA
Nissan
Nissan Almera Тольятти
Nissan Murano Санкт-Петербург
Nissan Quashqai Санкт-Петербург
Nissan Sentra Ижевск ( сборка прекращена в 2017 году )
Nissan Teana Санкт-Петербург
Nissan Terrano Москва
Nissan X-Trail Санкт-Петербург
Opel
Opel Zafira Калуга PCMA ( начало сборки 2019 год )
Opel Vivaro Калуга (PCMA) ( начало сборки 2019 год )
Opel Antara Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Astra С-Петербург ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Astra Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Astra Family Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Insignia Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Meriva Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Mokka Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Zafira Калининград ( сборка прекращена в 2015 году )
Opel Zafira Tourer Калининград[/b] ( сборка прекращена в 2015 году )
Подробнее о сборке Opel в России
Peugeot
Peugeot 408 Калуга PCMA
Peugeot Expert Калуга PCMA ( начало сборки I квартал 2018 года )
Renault
[b]Renault Duster Москва
Renault Fluence Москва
Renault Koleos Москва
Renault Latitude Москва
Renault Logan-1 Москва
Renault Logan-2 Тольятти
Renault Megane Москва
Renault Sandero-1 Москва
Renault Sandero-2 Тольятти [/b]
Skoda
[b]Skoda Fabia Калуга, Volkswagen (свёрнуто)
Skoda Octavia Нижний Новгород, ГАЗ
Skoda Rapid Калуга, Volkswagen
Skoda Yeti Нижний Новгород, ГАЗ [/b]
SsangYong
SsangYong Actyon Владивосток
SsangYong Actyon Sports Владивосток
SsangYong Kyron Владивосток
SsangYong Rexton Владивосток
Toyota
Toyota Camry С-Петербург
Toyota Land Cruiser Prado Владивосток
Toyota RAV4 С-Петербург
Volkswagen
Volkswagen Jetta Нижний Новгород
Volkswagen Multivan Калуга
Volkswagen Polo Калуга
Volkswagen Tiguan Калуга
Volkswagen Touareg Калуга
Источник
Список иномарок, которые собирают на заводах России в 2020 году
Многие автолюбители даже не догадываются, какие автомобили собирают в России и насколько многочисленным является этот список сегодня. Невероятно, но факт – на территории Российской Федерации осуществляется производство многих машин. Причем, это не малоизвестные бренды, а ведущие иностранные концерны, чьи модели популярны и пользуются высоким спросом среди отечественных автомобилистов.
Почему мировые автогиганты переносят производства в Россию
Многие задаются вопросом: зачем мировым автомобильным концернам размещать свои заводы в нашей стране? Этому есть целый ряд объяснений:
Кроме того, это дает ряд новых рабочих мест соотечественникам, а также позволяет положительным образом влиять на развитие экономики страны.
Тойота
Не все знают, где собирают Тойоту в России. Следует отметить, что производственные предприятия этого автомобильного концерна расположены в нескольких городах страны.
Питерская Камри
Так, модели Камри и РАВ-4 собираются на заводе, расположенном в Санкт-Петербурге, в то время как внедорожник Тойота Ланд Крузер Прадо производится на Востоке – во Владивостоке.
Фольксваген
Задавшись вопросом, где собирают Шкоду в России, следует помнить – этот бренд входит в концерн ВАГ. Следовательно, сборка автомобилей этой группы осуществляется на одних и тех же предприятиях.
На заводе в Калуге собирают:
Еще одно производство автомобилей группы ВАГ находится в Нижнем Новгороде. Для этого используются мощности отечественного автогиганта ГАЗ. На этом предприятии осуществляется изготовление таких моделей:
Благодаря тому, что концерн Рено-Ниссан владеет частью акций АвтоВАЗ, модели этой марки активно представлены на отечественном автомобильном рынке. Задавшись вопросом, где собирают Рено Дастер в России, следует знать, что производство и сборка французских авто осуществляется на нескольких заводах, расположенных в разных уголках страны.
Дастер на конвейере
На предприятии в Москве собирают такие модели:
На мощностях Волжского автомобильного завода в Тольятти собирают всего две модели – Сандеро и Логан. Следует отметить, что автомобили Рено в настоящее время являются невероятно популярными и востребованными среди отечественных автолюбителей.
Кроме того, многие детали производятся на отечественных заводах, что исключает какие-либо сложности с поиском автозапчастей и расходных материалов, а также значительно снижает издержки на поддержание легкового транспорта в надлежащем техническом состоянии. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть реальный обзор владельцев на автомобили.
Автомобили из Баварии также производятся на территории Российской Федерации, а именно в Европейской части страны – в Калининграде. На мощностях этого предприятия собирают сразу 7 моделей немецкого автогиганта: третью, пятую, седьмую серии, а также кроссоверы X1, X3, X4, X5 и X6.
Часть моделей БМВ собирают в Калининграде
Мерседес-Бенц
Следует отметить, что на территории России собираются не только бюджетные автомобили, но и модели премиум-сегмента. С апреля текущего года на мощностях завода в Солнечногорске с конвейера сходит сразу четыре модели: седан Е-класса, кроссоверы и внедорожники GLE, GLC, GLS.
Заключение
В настоящее время на отечественном автомобильном рынке представлены практически все автогиганты. Они рассмотрели привлекательность открытия сборочных заводов на территории России. Причем это не только крупноузловая сборка готовых машинокомплектов, но и полный цикл производства – от изготовления кузовных панелей и до окончательной сборки, проведения дорожных испытаний.
А вам нравятся автомобили, собранные на заводах в России?
Источник
Какие иномарки собирают в России список 2019-2020
Понятно почему люди задаются таким вопросом, скорей всего они не доверяют российской сборке автомобилей. Не берусь судить качество сборки на территории России, лучше смотреть реальные отзывы людей на каждую модель.
Для решения данного вопроса, я написал всем представленным дилерам на почту указанную на официальном сайте бренда, кто-то ответил, кто-то нет. Но исходя уже из предоставленной информации из официальных источников, я решил дать ответ на этот вопрос в этой статье, а так же выяснить в каких городах россии собирают автомобили.
Компания Audi собирает на территории РФ всего две своих модели методом крупноузловой сборки SKD:
Завод находится в городе Калуга.
Источник: Информационный центр Audi.
Сборку знаменитой немецкой марки на территории России начала компания Автотор ещё в ноябре 1999 года. Тогда это были автомобили BMW 5-й и 7-й серий На заводе в Калининграде ведётся исключительно крупноузловая сборка, то есть готовые детали машины поставляют в сборе на завод, где в последствии их просто собирают до конца целый автомобиль, готовый к эксплуатации.
В 2020 году компания Автотор собирает такие модели как:
Brilliance
Китайский автопром, который сотрудничает с компанией BMW в разработках. Исходя из информации на их сайте немецкая компания помогает им в стратегиях и управлении. Марка Brilliance собирала свои модели на территории России с 2014 по 2017 года в городе Черкесск. Всего было 3 модели:
На данный момент на официальном сайте новостей о сборке в РФ я не нашёл, только вот такую информацию
Cadillac
Я нашёл информацию от о том, что Cadillac-CTS, Cadillac-Escalade,
Cadillac-SRX собираются на территории РФ, но команда Cadillac опровергла эту информацию в ответе на моё письмо.
Кстати, отличный и качественный ролик про Cadillac Escalade.
Citroen
Клиентская служба Citroen ответила, что в настоящий момент на предприятии ООО «ПСМА РУС» производятся следующие модели Citroen:
Источник: Клиентская служба Citroen.
Компания Ford Sollers 27 марта 2019 года объявила о завершении выпуска легковых автомобилей в России.
Советую к просмотру небольшой ролик о Ford Mustang Mach-E, очень крутой электромобиль.
Haval (Great Wall)
По данным из разных источников автомобили марки Haval собираются в России, а именно:
На моё письмо с запросом, компания не ответила ни как.
Hyundai
По информации на сайте компании Автотор указано, что в настоящее время завод производит пять моделей Hyundai:
Написав письмо в службу клиентской поддержки Hyundai с просьбой уточнить информацию. Они ответили мне, но в конце письма было уточнение о запрете раскрытии предоставленной информации. Типо это супер секретно и о таком нельзя говорить. В принципе я понял подход этой компании.
Какие автомобили Kia собирают в России? Представители корейского производителя ответили мне после следующее, что в Российской Федерации выпуск автомобилей бренда KIA осуществляет 2 завода. Первый завод «Автотор» находится в городе Калининград и собирает такие модели как:
Второй завод в Санкт-Петербурге выпускает модели:
Так же в ответном письме представители уточнили, что автомобили собираются методом SKD(крупно узловая сборка) из поставляемых готовых кузовов и двигателей с трансмиссией, или CKD при котором машинокомплект, состоящий из отдельных деталей, собирается на местном производстве.
Источник: Информационная линия KIA
Lifan
При написании статьи, я нашёл информацию о том, что модели Lifan Smily, Lifan Solano, Lifan X60 производятся в городе Черкесск. Представители Lifan сообщили, что на текущий момент Lifan не собирает и не производит а/м на территории России.
Mazda
Японский бренд Mazda ответили мне, что на данный момент производство автомобилей Mazda 6, Mazda СХ-5, Mazda СХ-9 осуществляется в Японии, а крупноузловая сборка в России, г. Владивосток. К сожалению не указали завод, но это не принципиально.
Источник: Информационная Линия Mazda.
Mercedes-Benz
Представители компании Mercedes-Benz никак не отреагировали на письмо и не предоставили ответа. Судя по информации на официальном, компания сайте производит в России:
Дополнительной информации о крупноузловой или мелкоузловой сборке не указано.
Mitsubishi
На мой запрос, информационный центр ООО «ММС Рус» ответил, что сборка автомобилей Mitsubishi производится на заводе ПСМА Рус в Калуге. Данный завод собирает все комплектации автомобилей Mitsubishi Outlander, а также дизельную версию автомобиля Mitsubishi Pajero Sport.
Источник: Официальный Дистрибьютор автомобилей Mitsubishi в РФ
Nissan
Представители компании Nissan ответили, что все автомобили (Terrano. Qashqai. X-Trail, Murano), которые реализуются на территории РФ компанией ООО Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус собираются на заводе Nissan в Санкт-Петербурге, поселок Парголово, Комендантский проспект, д.140.
Peugeot
Представители компании Peugeot сообщили, что на предприятии ООО «ПСМА РУС» производятся следующие модели Peugeot:
Renault
На официальном сайте указано что Renault Logan выпускается на Автовазе в городе Тольятти. По поводу остальных моделей есть информация из новостных источников, что завод «Автофрамос», который был переименован в ЗАО «Рено Россия» в 2014 году, выпускает такие модели как:
Škoda
В настоящее время на заводе в городе Калуга собирается автомобиль модели ŠKODA RAPID, а автомобили ŠKODA OCTAVIA, ŠKODA KODIAQ и ŠKODA KAROQ на заводе в Нижнем Новгороде. Все модели автомобилей собираются методом мелкоузловой сборки СKD.
Toyota
Какие автомобили Toyota собирают в России? Автомобили Toyota Camry и Toyota RAV4 производятся в Ленинградской области на заводе в городе Шушары.
Источник: Служба Клиентской Поддержки Toyota.
Volkswagen
Какие автомобили Volkswagen собирают в России? В настоящее время на заводе в городе Калуга собираются модели автомобилей Volkswagen Tiguan и Volkswagen Polo методом мелкоузловой сборки CKD.
Небольшой опросник
В общем статья вышла затратная по времени, но я рад, что удалось её написать и дождаться ответа от многих дилеров и представителей марок в России. Источники я указал, а если же ваши права как-то нарушаются, прошу связаться со мной и решить этот вопрос(Мои контакты есть в группе вконтакте).
В конце я бы хотел устроить небольшой опрос читателей:
Источник
Какие иномарки собираются в России в 2020 году?
Отзывы о качестве иностранных автомобилей, собранных в России
Давно прошли те времена, когда на территории нашей страны изготавливали только отечественные автомобили. Сегодня с конвейеров заводов, расположенных в России, сходит множество машин иностранных марок. Многие покупатели не доверяют качеству отечественной сборки, предпочитая приобретать транспорт, завезенный из-за границы. В итоге человек не только переплачивает, но и получает продукт, не адаптированный для наших условий эксплуатации. Разберемся, стоит а ли оно того?
Марки и модели
На калининградском заводе «Автотор» с 1999 года производят автомобили марки BMW. Это предприятие стало первым иностранцем, которому правообладатель доверил выпуск своих машин. Все началось с BMW 5-й и 7-й серий. Через 2 года модельный ряд пополнили автомобили 3-й серии, а в 2009-м – знаменитые X5 и X6.
Проектная мощность промышленной площадки «Автотора» составляет 40 тысяч единиц продукции в год. Максимум производительности был зафиксирован в 2013 году: тогда предприятие выпустило более 30 тысяч машин. К 2015 году эта цифра уменьшилась вдвое: сказался экономический кризис. Однако снижение было недолгим: рост начался практически сразу, хоть и шел он медленными темпами. Сегодня с конвейера завода ежегодно сходит более 20 тысяч автомобилей BMW.
Источник изображения: mtdata.ru
Тот же «Автотор» производит такие автомобили, как KIA и Hyundai. Абсолютно все модели KIA, реализуемые в России, выпущены именно здесь. Сотрудничество с брендом началось почти одновременно с запуском производства BMW. А вот Hyundai начали собирать намного позже – в 2013 году. Первой машиной стал седан бизнес-класса i40. Затем модельный ряд расширился до пяти наименований.
Кстати, популярного Hyundai Solaris среди них нет. Его производят в Санкт-Петербурге – на «Хендэ Мотор СНГ». В северной столице с 2007 года также начали выпускать автомобили Toyota Camry, а с 2016 года – Toyota Rav4. Мощности завода Toyota позволяют не только собирать машины, но и производить металлические кузовные детали, а также элементы из пластика.
В начале 2016 года калининградский «Автотор» приступил к выпуску GENESIS G90. Через год к нему присоединился GENESIS G80. Одновременно были освоены две модификации кузова: лимузин и седан.
Еще одно крупнейшее предприятие расположено в Калуге – это завод Volkswagen Group Rus, где собираются автомобили Volkswagen и ŠKODA. В 2018 году здесь был произведен 500-тысячный экземпляр Volkswagen Polo, а в 2019 году – 150-тысячная ŠKODA Rapid. Сегодня модельный ряд включает еще и Volkswagen Tiguan.
В Калуге есть еще один завод – ООО «ПСМА Рус». С конвейера здесь сходят 6 моделей CITROЁN (в том числе и коммерческий фургон CITROЁN Jumpy). В 2018 году к линейке присоединился Peugeot Expert.
Во Владивостоке функционирует Mazda Sollers, где собираются кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda CX-9, а также седан Mazda 6. В 2019 году предприятие даже начало экспортировать производимые двигатели в Японию – для комплектации японских машин. Это говорит о том, что качество моторов, изготавливаемых в России, ничем не уступает зарубежному.
Источник изображения: img-fotki.yandex.ru
Компания Mercedes-Benz Manufacturing Rus, входящая в состав немецкого концерна «Daimler AG», выпускает автомобили Mercedes-Benz. Предприятие находится в городе Солнечногорске Московской области. Завод начал функционировать недавно – в 2019 году. Первой машиной, сошедшей с конвейера, стал Mercedes E 220d 4Matic. Проектная мощность площадки – до 30 тысяч единиц продукции в год.
В столице также собираются Renault Duster, Renault Koleos, Renault Logan, Renault Megane, Renault Sandero и Renault Latitude. Выпуском этих автомобилей занимается компания «Рено Россия».
Аутсайдеры
Не так давно в Ижевске изготавливали Nissan Sentra и Nissan Murano. Производство обеих моделей было прекращено в 2017 году. До 2015 года на территории нашей страны собирали Opel Astra (в Калининграде и Санкт-Петербурге). Помимо него в Калининграде выпускали Opel Insignia, Opel Meriva, Opel Mokka и Opel Zafira.
В 2019 году из России «ушел» Ford, сославшись на низкую рентабельность производства. Конвейеры в Набережных Челнах и Всеволожске были остановлены. В 2015 году полностью прекращена сборка автомобилей марки Chevrolet. А ведь модельный ряд насчитывал 11 наименований, которые пользовались у наших соотечественников неплохим спросом.
Отзывы о качестве сборки
BMW, собранные в России, получают в основном положительные отзывы. Для адаптации к условиям рельефа клиренс машин отечественного производства увеличили на 22 мм. Чтобы автомобили дольше сохраняли работоспособность, их снабжают усиленными стабилизаторами и более жесткими амортизаторами. Электроника спроектирована так, чтобы двигатель можно было запустить в самый лютый мороз. Многие водители отмечают, что российские BMW менее капризны в плане топлива: они не так чувствительны к некачественному бензину, как их немецкие собратья.
Источник изображения: kolesa-uploads.ru
Множеству экспериментов подвергалась Toyota Camry отечественной сборки. В результате неизменно делался вывод, что если разница и есть, то она минимальна и не играет существенной роли. Например, на машины японского производства устанавливают покрышки Yokohama, а на те, что изготавливают у нас – Michelin. Автомобиль, собранный в России, можно распознать по маркировке на стеклах или по отсутствию крепежной проушины под задним бампером. Последняя есть только у японок (она необходима для фиксации при транспортировке по морю).
Компания Mazda также ревностно следит за качеством машин, производимых в России. Поэтому автомобили этой марки, собираемые в нашей стране, обычно не вызывают никаких нареканий у покупателей.
А вот о Renault такого сказать нельзя. В интернете можно найти немало отрицательных отзывов о российских Renault Logan. Отмечаются подтекание масла из поддона, «слабое» лакокрасочное покрытие, низкое качество металла, из которого изготавливается кузов. Впрочем, есть мнение, что все это – просто результат того, что кому-то попался бракованный товар. Однако даже один такой случай говорит о многом.
Отечественные автомобили Mercedes-Benz ничуть не уступают зарубежным. То же самое можно сказать о Volkswagen. У немцев выработан жесткий подход к стандартизации производства. Это позволяет им производить машины в любой точке планеты без потери качества.
В большинстве своем то, что мы видим в России – это крупноузловая сборка. Нужно учесть и то, что уважающие себя предприятия уделяют огромное внимание подготовке своих работников. Поэтому если вы все-таки решили купить иномарку отечественного производства, знайте, что риск приобрести некачественный товар сегодня практически сведен к нулю.
Источник
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
На заводе Mercedes в Подмосковье могут начать сборку «китайских Rolls-Royce», узнали «Известия». Новый владелец — дилер «Автодом» — рассматривает такую возможность, ранее он говорил о намерении запустить там выпуск премиальных машин из КНР, не уточняя марок. Ими могут стать авто бренда Hongqi («Хунци»), рассказали «Известиям» два источника в отрасли. Первыми на рынок могут выйти кроссоверы, уточнил один из собеседников. Изначально этот производитель делал свои люксовые машины только для политической элиты КНР, но позднее начал продавать их и в рознице. На Hongqi передвигался по Москве и председатель КНР Си Цзиньпин во время своего визита в Россию. Эксперты считают, что китайцам придется поработать над узнаваемостью бренда в нашей стране.
Китайский люкс
Новый владелец бывшего завода Mercedes-Benz в Подмосковье — дилер «Автодом» — запустит там выпуск китайских премиальных машин. Как сообщили два источника «Известий» в дилерском бизнесе и в одном из производителей этой страны, ими могут стать автомобили люксового бренда из КНР Hongqi («Хунци»).
О том, что на заводе начнут сборку именно китайских машин, заявил накануне на межотраслевом автомобильном конгрессе гендиректор компании «Автосмарт» («дочка» «Автодома» по сервису подписки на транспортные средства) Максим Шишко. При этом он не уточнил, какие именно это будут марки.
Hongqi HS5
Фото: Hongqi
— Наша основная задача — сделать полноценную замену Mercedes, BMW, Audi, тем привычным для нас брендам, которых продавалось по 150–200 тыс. машин в год. Потенциал у этого сегмента высокий, — добавил Шишко.
Два собеседника «Известий» в автобизнесе отметили, что кроме Hongqi в Китае нет других заметных марок в премиум-сегменте. По данным одного из источников, первым в производство могут пойти кроссоверы. Один из них — HS5 — уже был сертифицирован в России в конце 2022 года. Тогда профильные СМИ сообщали о планах бренда начать импортировать модель в нашу страну. Одобрение типа транспортного средства также получила флагманская модель — седан H9.
Переговоры о потенциальном запуске производства ведутся не только с Hongqi, но и с его материнским государственным холдингом FAW (First Automobile Works) — старейшим китайским концерном, утверждает третий источник «Известий» в одном из российских изготовителей. По его словам, если машины бренда и будут собирать в Подмосковье, то, вероятно, вместе с другими моделями FAW.
В пресс-службе «Автодома» отказались от комментариев. «Известия» также направили запрос в компанию Hongqi, в представительство FAW в России «ФАВ – Восточная Европа», а также в пресс-службу правительства Московской области.
В Минпромторге сообщили, что пока не завершена сама сделка по переходу активов компании Mercedes-Benz дилеру «Автодом» — она находится на рассмотрении правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
— Дилером «Автодом» могут быть проработаны различные варианты индустриального партнерства, реализация которых будет возможна после принятия окончательного решения по данной сделке, — добавили в министерстве.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Замена премиальной тройке
Согласно одобрению типа транспортного средства, полноприводный кроссовер HS5 для российского рынка оснащен двухлитровым бензиновым турбомотором на 218 лошадиных сил (л.с.). Он идет в паре с шестиступенчатой роботизированной коробкой передач от японской Aisin с двойным сцеплением. В салоне доступны адаптивный круиз-контроль, камеры кругового обзора, панорамный люк, подогрев и вентиляция сидений. По габаритам HS5 сопоставим с BMW X3.
Седан H9 оснащается двухлитровым двигателем мощностью 245 л.с., работающим в паре с семиступенчатой коробкой передач и системой заднего привода. Также есть удлиненная версия H9+. Российские блогеры, протестировавшие машины Hongqi, уже окрестили их «китайскими Rolls-Royce».
Как пишут профильные СМИ, ранее «Хунци» производились исключительно для членов Компартии КНР. С китайского название бренда переводится как «красное знамя». В дизайне машин присутствуют элементы и детали с красной подсветкой. К слову, во время своего визита в Москву председатель КНР Си Цзиньпин передвигался по столице на автомобиле этой марки.
Согласно англоязычному сайту бренда, в свободную продажу машины пошли начиная с модели H7, собранной на платформе Toyota Crown. В Китае в 2013 году их было продано 2534 штуки. С 2018-го авто импортируют за границу — в Дубай, а позднее в Саудовскую Аравию. С 2021-го производитель присутствует и на рынках Европы.
Фото: Global Look Press/Xinhua/Xu Chang
— В Китае Hongqi — это известная марка, входит в группу FAW. В 2022-м продали 310 тыс. машин, прирост продаж составил 3% к предыдущему году. К 2025-му нацеливаются продавать 10% своих авто за пределами Китая, к 2030-му — уже 25%. В планах компании произвести 1 млн штук к 2025 году, половина из которых должны быть электрическими, — рассказала руководитель группы по работе с автомобильными компаниями компании «Деловые решения и технологии» (бывшая Deloitte) Татьяна Кофанова.
Запуск российского производства укладывается в стратегию бренда по выходу на зарубежные рынки, отметила эксперт. При этом опыта организации сборки вне КНР у них нет, добавила она. А если процесс всё же организуют, то на первом этапе, очевидно, это будет крупноузловая сборка.
При выходе на отечественный рынок «Хунци» предстоит провести работу с покупателями по повышению узнаваемости бренда, а секретом успеха может стать привлекательная цена и дефицит других премиальных машин в РФ, заключила Татьяна Кофанова.
Рынок премиум-автомобилей в нашей стране выглядит привлекательно после ухода западных игроков, но объективно в обозримой перспективе китайские марки в полной мере не заменят более привычные BMW, Mercedes и другие, считает руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский. Для России Hongqi — довольно новый бренд, и вряд ли его знает целевая аудитория. Основная его известность, вероятно, пришла после недавнего визита Си Цзиньпина, который ездил на модели N701, заключил эксперт.
Татьяна БОРЗОВА, эксперт в области логистики и автомобильного строения
Производители машин во всех странах сталкиваются с одинаковыми проблемами, стало быть, и пути их решения также должны быть примерно похожими. В США, одном из мировых лидеров по производству автомобилей, вопрос снижения цены решается путем строительства предприятий по производству комплектующих в непосредственной близости от автопроизводства. Этот опыт автоиндустрии переняли и российские производители. Что еще общего у авторынка двух стран? О том, как решаются проблемы снижения других затрат на производство, как правильно организовать работу складов и логистики в автопроме, — подробнее в этом материале.
Автомобильные рынки США и России. Краткий обзор
В США производители автомобилей представлены в виде так называемой большой тройки (The Big Three). Это концерны GM (General Motors), Ford и Fiat Chrysler. Все три компании находятся в непосредственной близости от города Детройт в штате Мичиган или в самом городе. Кроме того, в США расположены производства крупных мировых автомобильных марок — это Toyota, Honda, Nissan, Mazda, Voklswagen, BMW, Hyundai, KIA, Mercedes, Subaru и Volvo. Количество заводов, построенных в США иностранными компаниями, с 1992 по 2019 год увеличилось с 7 до 18. Примечательно, что самая популярная машина в США — это пикап-трак Ford F150. На эту модификацию кузова приходится целых 70 % от общего числа проданных машин. Самая продаваемая легковая машина — Toyota Camry (в 2019 году их продали 337 тыс. штук). Среди кроссоверов (SUV) большим спросом в 2019 году пользовалась Toyota Rav4: за прошлый год на территории США продали 448 068 единиц. Общее количество проданных машин в 2019 году составило 17 млн. Из них на легковые приходится 4,7 млн, а на пикап-траки, SUV и минивэны — 12,2 млн. Из 4,7 млн проданных легковых автомобилей 2,5 млн было произведено в США, то есть чуть больше половины. А вот из общего числа автомобилей, проданных в 2019 году, в Северной Америке (США, Канада, Мексика) произведено 77,6 %, или 13,2 млн машин, поэтому в целом можно сказать, что подавляющее большинство американцев предпочитают ездить на автомобилях, собранных на их континенте.
Что в России
Россияне тоже покупают отечественное. В 2019 году российские автозаводы выпустили 1,72 млн автомобилей, а сами продажи новых машин составили 1,76 млн единиц. Из этого можно сделать вывод, что почти все проданные машины были собраны на территории России. При этом не имеет значения, российские это бренды или зарубежные. Любовь россиян к российским же автомобилям можно объяснить несколькими факторами. Так, в 2011 году вступили в силу новые условия промышленной сборки автомобилей в нашей стране. Они предусматривал и следующие условия: увеличение мощностей заводов, локализацию штамповки кузовов, перемещение в единые географические центры инженерных работ, и постепенный отказ от импортных комплектующих.
Как итог — выход на уровень локализации производства в 60 % через 6 лет (к 2018 году). Что касается лидеров рынка, то самый продаваемый автомобиль в России в прошлом году — это модель ВАЗ Lada Granta, объем продаж которой составил 135,8 тыс. шт. Toyota Camry — самая популярная легковушка в США и один из самых востребованных авто в сегменте D-класса в РФ — в нашей стране было продано всего 34 тыс. штук, что в 10 раз меньше, чем продажи этой же модели на рынке США.
Важно отметить, что большая часть ввезенных в РФ машин приходится на автомобили из премиум-сегмента: импорт легковых автомобилей в Россию по итогам 2019 года составил 302,5 тыс. машин, а это около 17 % от всего объема проданных машин. В США же этот показатель составляет около 50 %. Кроме того, следует учитывать, что автомобильный рынок в России примерно в 10 раз меньше рынка США по объему продаж в 2019 году.
Особенности ценообразования
Средневзвешенная цена нового автомобиля в США и в России заставляет потребителя еще более избирательно относиться к покупке данного движимого имущества. Средняя цена продажи нового американского автомобиля в 2019 году достигла 36,8 тыс. долл. США (около 2,6 млн руб.).
Средняя цена росла благодаря переориентации предпочтений американцев: они стали покупать более крупные машины, да и кредиты для их покупки стали более дешевыми. Так, около 85 % машин в США куплены в кредит. В свою очередь, цена нового легкового автомобиля в России составляет 1,53 млн руб. При этом средняя стоимость иномарки составила 1,79 млн руб., а отечественного автомобиля — 662 тыс. руб. Такие цены складываются не только из-за показателей рынков, но и при оценке основных расходов. В целом можно обозначить несколько категорий, влияющих на конечную стоимость автомобилей.
Автопроизводители стараются оптимизировать все вышеперечисленные расходы, но три категории — рабочая сила, складские и транспортные — являются для них целью номер один. Разберем основные из них.
1. Транспортные расходы и выбор поставщиков
Традиционные производители автомобилей в США, то есть уже упомянутая «большая тройка», сконцентрированы около города Детройт, штат Мичиган. Поэтому логично, что все крупные поставщики запчастей имеют свои производства в этом регионе для сокращения транспортных расходов. Другие автопроизводители расположили свои заводы на Среднем Западе (Midwest) и в южных штатах. Это означает, что между ними и основными поставщиками запчастей — максимум несколько часов езды, и за один день запчасти могут быть доставлены на завод. Именно с целью сокращения транспортных и расходов на рабочую силу Форд закрыл в 2002 году пять заводов в США, сократив 22 тыс. работников (каждого 10 человека).
Единственная компания, которая выбивается из этой общей и довольно стройной картины, — это компания «Тесла», завод которой находится в Калифорнии, до которой из Детройта добираться по суше около 4–6 дней. Соответственно, транспортные расходы этой компании увеличиваются в разы по сравнению с конкурентами. Это было одной из причин, почему свой следующий завод «Тесла» решила строить уже в Техасе, что гораздо ближе к основным производителям и поставщикам компонентов.
Сосредоточение большинства поставщиков комплектующих деталей в одном месте также позволяет автопроизводителям, жестко конкурирующим друг с другом, использовать локализацию в свою пользу. Они становятся гибкими в плане выбора поставщиков при запуске проекта или их смене по истечении контрактов. Switching cost, то есть расходы на переключение с одного поставщика на другого, снижаются. Однако зачастую автопроизводители-гиганты заключают долгосрочные контракты со своими партнерами в связи с нежеланием часто менять уже отлаженные процессы и не пользуются такой возможностью. Получается, производители становятся зависимы от одного подрядчика, который может пользоваться своим монопольным положением. Менее устаканившиеся производители или стартапы в этом плане более гибкие.
Как и в США, в России поставщики запчастей расположили свои производства в регионах дислокации сборочных заводов. Благодаря новым правилам промышленной сборки, введенным в 2011 году, зарубежные автопроизводители привели за собой в нашу страну и производителей компонентов. Например, в Калуге вырос целый город, включающий автопроизводителей VW Group и Peugeot Citroen Mitsubishi, а также производителей компонентов, сопутствующих этим концернам. То же самое произошло в Санкт-Петербурге, где находятся заводы Hyundai, Nissan, Toyota и GM, в Калининграде, где собирают BMW, Genesis, Hyundai и Kia. Созданию автотехнопарков помогло и формирование государством и местными субъектами особых экономических зон и промышленных кластеров, которые предоставляют компаниям ряд льгот.
Локализации производства и сокращению импорта также способствовали высокие таможенные пошлины, падение курса рубля по отношению к мировым валютам в 2014 году и снижение реальных располагаемых доходов населения. В итоге население стало приобретать более бюджетные автомобили, чем в начале 2000-х годов. Концентрации заводов по выпуску автомобилей в России способствовали и новые инициативы, принятые правительством страны в мае 2019 года. Они касаются системы государственной поддержки автомобильных предприятий: теперь компаниям начисляются баллы, в зависимости от которых они получают государственную поддержку. Чем больше частей автомобиля, его узлов и комплектующих произведено в России, тем выше балл и более масштабна поддержка производителя из бюджета.
2. Таможенные пошлины
Таможенные пошлины в России снизились за 7 лет с 25 до 15 %. Это произошло согласно требованиям по присоединению России к ВТО. Однако действующие ранее высокие таможенные пошлины за 10 лет помогли привлечь инвестиции в Россию и локализовать производство. Сниженный импортный тариф сопровождался введением утилизационного сбора, который поощрял покупку нового автомобиля российской сборки вместо продолжения эксплуатации старой иномарки.
В США, в свою очередь, действует тариф 2,5 % на импортированные легковые машины, а вот тариф на ввозимые из-за рубежа пикапы составляет 25 %. Выше упоминалось, что в 2019 году из 4,7 млн проданных легковых автомобилей 2,5 млн было произведено в США, при этом часть из собранных в Штатах ушла на экспорт. Можно сказать, что около половины автомобилей были импортированы (это очень много по сравнению с Россией). В этом случае импорт возможен благодаря низким пошлинам, а «большая тройка» автопроизводителей выживает только благодаря производству пикапов. Статистика также показывает, что в 2018 году половина из импортированных автомобилей пришла из Мексики и Канады — соседних стран, входящих в USMCA (U.S.-Mexico-Canada Agreement, заменивший НАФТА).
Чтобы помочь местным производителям, в прошлом году президент США Дональд Трамп предложил ввести тариф 25 % на импортируемые машины. Предложение пока находится в стадии обсуждения, так как данный шаг может повысить цену на автомобили на 1,4–7 тыс. долларов США или в среднем на 4,4 тыс.
3. Рабочая сила и профсоюзы
«Большая тройка» страдает не только от низких пошлин на ввозимые иномарки, но и от расходов на рабочую силу, которые превышают расходы у других автопроизводителей. Сотрудники «большой тройки» защищены профсоюзами United Auto Workers и Unifor. Автопроизводители постоянно ведут с ними переговоры о снижении зарплат, но сейчас почасовая ставка работника завода составляет около 63 долларов (до налогов, включая все выплаты, такие как медстраховка, пенсионные отчисления и т. п.). Toyota, Honda, Nissan и Hyundai-Kia платят своим работникам, не состоящим в профсоюзах, около 50 долларов в час, что заметно сокращает расходы производителей. Даже в Калифорнии, самом дорогом штате с самыми высокими налогами, расходы на рабочую силу меньше, чем в Мичигане, охваченном профсоюзами.
Для дальнейшей оптимизации расходов автопроизводители предполагают перенести производство автомобилей на территорию Мексики. Средняя экономия получится на уровне 600–700 долларов на машину только за счет снижения расходов на рабочую силу, а при продаже в США ценник на машину, произведенную в Мексике, может быть снижен в сумме на 1 200 долларов.
4. Складские расходы (inventory cost)
Складские расходы зависят от многочисленных факторов.
- Насколько правильно выстроены процессы, есть ли в них не приносящие ценности процессы (waste).
- Сколько дней товар DOH (days on hand) производители держат на складах. При грамотном планировании производства запасы не должны храниться на складе более двух дней. При перебоях в цепочках поставок DOH растет, увеличивая расходы на хранение.
- JIT (Just In Time — точно в срок) production. JIT возможно организовать только тогда, когда поставщики находятся рядом и могут бесперебойно поставлять нужные запчасти. Когда цепочка поставок несовершенна, JIT не работает. Например, к JIT-поставкам будут относиться сидения, колеса, штампованные детали, трансмиссия, шасси, дверные панели. Основные запчасти, из которых делается кузов, а их около 10–12, должны быть в непосредственной близости от производства. Без них линия останавливается, в отличие от мелких запчастей, которые можно установить позже.
- Производство make to order (на заказ) или make to stock. Первое позволяет производить машины под конкретные заказы, что сокращает расходы на хранение готовой продукции.
- Количество вариаций исполнения — цвет кузова, цвет и материал сидений, руль (левый/правый) и т. п. Чем меньше вариаций и моделей, тем проще наладить бесперебойное производство. Часто на одном конвейере делается несколько моделей, и конвейер приходится перенастраивать под другую модель. Это не касается машин премиум класса, которые по умолчанию предполагают кастомизацию, из-за чего производителям приходится хранить много вариаций запчастей, что увеличивает складские расходы.
- Автопроизводители перекладывают большинство расходов на своих поставщиков, которые являются как бы продолжением завода. Крупные производители имеют некую власть над поставщиками, предлагая им большой объем в обмен на сокращение расходов.
- Отдавая производство на аутсорсинг, автопроизводители экономят на инвестициях в оборудование (CAPEX), рабочей силе, а также обслуживании производственной линии.
- Как часто внедряются изменения в автомобиль. Обычно традиционные крупные производители внедряют изменения крайне редко: раз в полгода или реже, и к таким изменениям готовятся сильно заранее. Это характерно и для американского, и для российского рынков. Для более молодых компаний изменения более характерны, что увеличивает их расходы.
- Наличие хорошо работающей системы учета запасов Она должна работать без сбоев, иначе расхождение запасов в системе и на «полке» может привести к остановке производственной линии или срочному заказу новой партии запчастей. Сбои на производственной линии увеличивают EHPV = Engineered Hours Per Vehicle, то есть время на сборку одной машины. Чем выше EHPV, тем выше будут складские расходы.
Выводы
Массовое производство автомобилей началось именно в США, которые уже более века оттачивают процессы и являются двигателем мирового производства. К сожалению, из-за закрытости СССР страна не смогла вовремя внедрить новые технологии, и сейчас Россия входит во второй десяток стран по объему производства. США же занимают второе место после Китая.
Понятно, что и численность населения в России в 2 раза ниже, и покупательная способность хуже, но при этом и расходы существенно ниже, чем в дорогих Соединенных Штатах, где производство машин для исторических гигантов становится все менее прибыльным. Далеко вперед ушла «Тойота» со своей концепцией бережливого производства: американские компании пытаются перенять эту практику, но бороться с бюрократией у них получается не всегда. Интересен тот факт, что ни одного американского завода, кроме «Соллерс-Елабуга», выпускающего коммерческий Ford Transit, в России не осталось.
Что в Америке, что в России — автопроизводители пытаются сокращать расходы и делать автомобили более доступными для покупателей. В России с приходом немецких, японских и корейских компаний с их технологиями наладились производственные процессы, позволяющие не просто возродить производство, но и оптимизировать расходы. И в России, и с США это в том числе получается сделать за счет локализации производства и снижения транспортной составляющей. Складские расходы в обеих странах также контролируются за счет перекладывания функций на поставщиков. Зато расходы на сотрудников, как сдельных, так и штатных, в США гораздо выше. Россия здесь имеет явное преимущество. Осталось только подтянуть экономическую ситуацию и платежеспособность населения до американского уровня.
Факторы, влияющие на стоимость автомобиля
- Закупки: как прямые — это сырье и запчасти, используемые в производстве, — так и непрямые (логистика, административные и т. д.)
- Рабочая сила (стоимость оплаты труда сотрудников автокомпаний на технологическом конвейере)
- Транспортные и складские расходы (Supply chain)
- Маркетинг
- Таможенные пошлины
- R&D (исследования и разработки)
- Расходы по обслуживанию кредитных линий, предоставляемых концернам в банках
- Накладные расходы (overhead).
Российский автопром растет и укрепляется благодаря таким титанам как Волжский автомобильный завод. Подробнее об истории завода автоваз.