Актуальные проблемы развития бизнеса в россии

Введение

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.

Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации экономики в России. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны и регионов. Одной из важнейших задач является формирование устойчивого и эффективного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства.

1. Анализ состояния малого и среднего бизнеса в России

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию, вызванную вирусом COVID-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели запрет (ограничение) передвижения, карантин, самоизоляцию и сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные меры значительно замедлили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на бизнес. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца – с апреля по июнь.

Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничительные меры, направленные на борьбу с пандемией. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт ФНС России, в I полугодии 2020 года (данные на 10 июля 2020 года) количество субъектов МСП сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,051 млн единиц. Количество занятых в них снизилось на 2,4%, до 15,269 млн человек.

Таблица 1

Численность субъектов МСП в России

Показатель

на
10.08.2017

на
10.08.2018

на
10.08.2019

на
10.01.2020

на
10.08.2020

Изменение с начала года (10.01.20-10.08.20),%

Изменение за год (10.08.19- 10.08.20),%

Изменение за два года (10.08.18- 10.08.20),%

Изменение за три года (10.08.17- 10.08.20),%

Количество субъектов МСП, млн ед.

5,5

5,9

5,8

5,9

5,6

-5,5%

-4,2%

-5,6%

0,9%

Численность работников, млн чел.

15,7

16,1

15,4

15,3

15,5

1,3%

0,8%

-3,3%

-0,9%

На момент начала подготовки исследования (август 2020 года) количество субъектов МСП продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн единиц. Для сравнения 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн единиц (-4,2%), в 2018 году – 5,922 млн (-5,6%), в 2017 году – 5,543 млн (0,9%). Таким образом, объём сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.

Самое большое сокращение численности компаний малого и среднего бизнеса с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний МСП прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).

Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального округа, где за три года количество субъектов МСП не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО – в 2017 году количество субъектов МСП в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО – 1,6 млн, а в 2020 году – около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов МСП в ДФО являются ИП (таблица 2). За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%).

Таблица 2

Количество субъектов МСП в регионах по федеральным округам, млн единиц

Федеральный округ

на

10.08

2017

на

10.08

2018

на

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020-10.08.2020), %

Изменение за год (10.08.2019-10.08.2020),

%

Изменение за два года (10.08.2018-10.08.2020),

%

Изменение за три года (10.08.2017-10.08.2020),

%

СКФО

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

-4,6%

-2,9%

-3,8%

4,1%

ЮФО

0,7

0,7

0,7

0,7

0,7

-4,0%

-5,2%

-6,6%

-1,7%

ЦФО

1,6

1,8

1,8

1,8

1,7

-6,3%

-3,9%

-5,6%

3,7%

ПФО

1,0

1,1

1,0

1,1

1,0

-5,5%

-4,6%

-6,0%

-0,1%

СЗФО

0,6

0,7

0,7

0,7

0,6

-6,2%

-4,3%

-5,1%

0,0%

УФО

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-5,6%

-4,3%

-5,4%

-1,2%

СФО

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

-5,1%

-4,1%

-13,3%

-8,4%

ДФО

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

-4,1%

-3,5%

16,1%

21,1%

Лидером по количеству субъектов МСП является Центральный федеральный округ, на который приходится 30,5% от всех зарегистрированных субъектов в Реестре, далее следует Приволжский федеральный округ – 17,9%, затем – Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12%.

Таблица 3

Распределение субъектов МСП по федеральным округам

Федеральный округ

Количество субъектов МСП на 10.08.2020, тыс. ед.

Доля региона по количеству субъектов МСП на 10.08.2020, %

Центральный федеральный округ

1706,9

30,53%

Северо-Западный федеральный округ

1000,1

17,89%

Южный федеральный округ

666,8

11,93%

Северо-Кавказский федеральный округ

649,3

11,62%

Приволжский федеральный округ

596,0

10,66%

Уральский федеральный округ

481,5

8,61%

Сибирский федеральный округ

298,5

5,34%

Дальневосточный федеральный округ

190,9

3,42%

Из 5,6 млн зарегистрированных субъектов МСП 2,3 млн единиц являются организациями – юридическими лицами (42%), 3,3 млн – индивидуальными предпринимателями (58%). ИП чаще регистрируют в Северо-Кавказском федеральном округе, где их доля превышает две трети от общего количества субъектов МСП. В то же время в Северо-Западном федеральном округе она составляет чуть более 50% – это минимальный уровень среди федеральных округов.

Практически во всех федеральных округах в общей численности субъектов МСП преобладают микропредприятия – это компании с численностью сотрудников, не превышающей 15 человек, и годовой выручкой не более 120 млн рублей. В целом по России доля микропредприятий среди юридических лиц составляет 91%, среди индивидуальных предпринимателей – свыше 99%. Больше всего микропредприятий-юрлиц зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе – 92%. В то же время количество предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу там на минимальном уровне – 0,5% и 7,5% соответственно. К малым предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 100 человек, и годовой выручкой не более 800 млн рублей. К средним предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 250 человек, годовой выручкой не более 2 млрд рублей.

Наибольшая доля малых предприятий сконцентрирована в Центральном федеральном округе – почти 9%. В свою очередь, доля микропредприятий здесь минимальная – 90,5%. Средних предприятий – юридических лиц больше всего в Центральном и Северо-Кавказском округах – почти 1% от всех юрлиц.

Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей в России (более 90%) имеют выручку менее 120 млн рублей в год. Их компании относятся к микробизнесу. Всего в двух федеральных округах – Дальневосточном и Приволжском – доля ИП, выручка которых составляет от 120 до 800 млн рублей в год, превышает 1%. В остальных федеральных округах эта доля ниже. Количество ИП с выручкой до 2 млрд рублей в год насчитывает 315 единиц.

Большая распространённость в России индивидуального предпринимательства связана с более простой регистрацией данной организационной формы, а также возможностью применять упрощённую систему налогообложения, в том числе патентную.

Стоит отметить, что не все индивидуальные предприниматели во время пандемии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокращением выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам МСП.

Абсолютным лидером по масштабам деятельности МСП является Москва, где оборот малых предприятий (без микро) за шесть месяцев 2020 года составил почти треть от всероссийского оборота – 3,5 трлн рублей из 11,5 трлн. На втором месте находится Санкт-Петербург – 880 млрд рублей, на третьем – Московская область – 770 млрд рублей.

Лидером по доле малых компаний в суммарном обороте региона, включая микропредприятия, в I полугодии 2020 года была Амурская область, где свыше четверти выручки пришлось на малый бизнес. Вторую и третью строки в рейтинге заняли Кабардино-Балкарская Республика и Алтай, в которых доля малых компаний в выручке региона составила 23% и 22% соответственно.

В отношении численности занятых в МСП регионы также неоднородны, как и по обороту компаний: Москва опережает ближайшего конкурента – город Санкт-Петербург в два с лишним раза – 895 тыс. человек против 372 тыс. человек. На третьем месте Московская область – 326 тыс. человек, далее с большим отставанием Свердловская область – 162 тыс. человек.

Наибольшую региональную занятость обеспечивают малые компании Ивановской области, в которой свыше четверти всех работающих трудятся в малом бизнесе. Чуть меньше доля МСП в общей занятости в Москве и Санкт-Петербурге – порядка 24%, далее следуют Калининградская и Новосибирская области – 23% и 22% соответственно.

Таким образом, проведенный анализ показал, что пандемия коронавируса привела к сокращению числа субъектов малого предпринимательства в различных отраслях. Особенно сильно пострадали сфера услуг, многие предприятия которой были закрыты в период карантина. Однако после отмены карантинных ограничений началось постепенное восстановление экономической активности.

2. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их решения

Наиболее приоритетными направлениями для государственной поддержки малого бизнеса в 2020 году являются: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство; инновационные технологии.

Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.

Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.

Проблема заключается в отсутствии ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Подобные ограничения некрупных компаний связаны в первую очередь со сравнительно небольшими размерами капитала, не подходящего для поддержания длительного автономного состояния в период пандемии.

29 октября 2020 г. Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

Правительство РФ разработало новую кредитную программу поддержки для тех предприятий, чей вид деятельности относится к пострадавшим из-за коронавируса. На основании данных ККТ ведомство провело аналитику по восстановлению оборотов сектора МСП и сделало вывод, что «за полтора месяца 2021 года на 99% восстановились (обороты) до уровня начала 2020 года. Вместе с тем пока не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям».

Основные положения новой льготной кредитной программы:

  • заявки будут приниматься с 9 марта по 1 июля 2021 года;
  • срок кредита – 1 год;
  • конечная ставка для бизнеса – 3% (государство дотирует банкам средства исходя из 6%);
  • первые 6 месяцев заемщик не уплачивает ни тело кредита, ни проценты;
  • вторые 6 месяцев происходит погашение кредита и процентов;
  • максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:
  • МРОТ (12 792 руб.) х количество работников х 12 мес.

Программой смогут воспользоваться микро- и малые предприятия по основному или дополнительному кодам ОКВЭД, а средние и крупные предприятия – только по основному коду ОКВЭД.

Заключение

С целью повышения качества реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам проведённого исследования, были выделены ряд практических рекомендаций:

а) Привлекать новые кадры путём создания благоприятных мотивационных условий для молодёжи.

б) Организовать возможность обмена опытом между регионами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

в) Повысить уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о реализуемых департаментом программах.

г) Акцентировать внимание на обучение предпринимательской деятельности и прохождении курсов переподготовки, нежели на финансовую помощь малым и средним предприятиям.

д) Распределить государственную поддержку малому и среднему предпринимательству по отраслям: сельскохозяйственное предпринимательство; производство; промышленные технологии; работа с иностранными контрагентами; инновационный комплекс предпринимательства.

Следует разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы банкам в короткие сроки рассматривать и оформлять в качестве залога как объекты жилого сектора, так и коммерческой недвижимости.

Необходимо также на уровне государства внедрить программу информационной поддержки предпринимателей, которая бы разъясняла выгоды кредитования в банках, в том числе и под залог недвижимости.

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

1) отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

2) пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

4) сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

5) неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

6) отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

7) нестабильность экономической ситуации в стране;

8) недобросовестность крупного бизнеса;

9) доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);

10) правовая неграмотность самих предпринимателей;

11) отсутствие явного развития производства;

12) высокая планка единого социального налога (26%);

13) недостаточность кадрового потенциала;

14) длительное оформление документации, особенно на землю.

Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России явля­ется кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить ма­лые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специаль­ные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют спе­циальные банки по обслуживанию малого бизнеса. В особо труд­ном положении оказываются частные малые предприятия. Невоз­можность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и так далее. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».



На сегодняшний день на развитие экономики в стране и на повышение ее гибкости особое влияние оказывает предпринимательство. Именно от того, насколько развиты в стране малые и средние предприятия, зависит состояние экономики в целом.

К малому предпринимательству относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Иными словами это бизнес, который опирается на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения, и, в первую очередь, выполняет услуги населению. Согласно Федеральному закону № 209-ФЗ от 24.07.2007 в микропредприятиях должны работать до 15 человек, в малых — до 100; выручка должна составлять 120 млн и 800 млн соответственно [1, с.5–6].

В современных условиях экономики малое предпринимательство является наиболее популярным, так как его можно организовать, обладая небольшими навыками и опытом. Со временем, от роста валового дохода охваты малого бизнеса могут вырасти до средних. Принимать участие в экономике своей страны, и внедрять что-то новое, необходимое для страны — одна из основных задач любого предпринимательства. Это нужно для того, чтобы происходило ее регулярное развитие. Тут имеется ввиду применение новых технологий, а также поиск альтернативных источников энергии и сырья.

В нашей стране сравнительное развитие малого предпринимательства началось в 1990 году. Это были общества с ограниченной ответственностью, которые становились приемниками ранее созданных кооперативов. 50 тысяч кооперативов существовало к 1917 году. К этому году у потенциальных предпринимателей возникает огромный интерес, и они начинают массово проходить обучение и посещать разнообразные курсы по предпринимательской деятельности.

В настоящее время малое предпринимательство в России нельзя назвать успешным. Согласно статистике, более 50 % индивидуальных предпринимателей прекращают свою деятельность или «замораживаются» в первый год существования. И только до 10 % предпринимательств существуют более трех лет. К сожалению, такая обстановка в экономике нашей страны носит постоянный характер уже долгие годы и 2018–2019 года не исключение.

Согласно сведениям Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России”, Россия занимает одно из последних мест в мире по доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны — 20 %, тогда как в Японии и Китае этот показатель равен 60 %, в США-50 %, в Австрии-44 %, Казахстане и Бразилии-30 % [2, с.23–27].

Рис. 1. Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 1 квартале 2019 года (в % к итогу) [3]

Исходя из рисунка, можно сделать вывод, что самую маленькую долю (2,2 %) занимает такие виды деятельности, как добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха и водоснабжение; 2,3 % занимает сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; 2,4 %- деятельность профессиональная, научная и техническая; 4,2 %- транспортировка и хранение; 4,3 %-деятельность по операциям с недвижимым имуществом; 6,3 %- прочие виды деятельности; 7,5 %-строительство; 10,4 %-обрабатывающие производства; самая большая доля (60,4 %) приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов.

По итогам анализа осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Счетной палатой РФ было заключено, что цель увеличения доли малого бизнеса в ВВП России до 40 % к 2024 г. может быть не достигнута [4].

К основным источникам таких низких показателей можно отнести:

  1. Кризисное состояние экономики

«Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития рассказали, что в России за 2018 год закрылось 668 тысяч индивидуальных предпринимателей. Основные города, в которых отмечают наибольшее количество ликвидированных ИП, это Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан и Краснодарский край [5].

  1. Высокие ставки налогообложения и высокая стоимость страхования

В ряде регионов возрос налог на имущество. С 2019 года малый и средний бизнес лишили права на пониженную ставку страховых взносов в 20 % (перевели на общий тариф 22 % по обязательному пенсионному страхованию). На прекращение работы предприятий МСП повлияли повышение НДС с 18 % до 20 %, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предпринимательств, которые работают на упрощенной и патентной системе налогообложения, а также на едином налоге на вмененный доход [6].

  1. Финансовые сложности и недостаточное информирование о государственной поддержке

Государство не оставляет без внимания начинающих предпринимателей в нашей стране и оказывает им поддержку. Существуют программы от государства, суммы которых разняться от региона к региону. Главная проблема в том, что предприниматели плохо проинформированы о данных программах, следовательно, не обращаются за помощью к государству. Города, которые используют эту возможность, это Москва, Санкт-Петербург, а также республика Татарстан [7].

К сожалению, на сегодняшний день не существует какого-то общего электронного ресурса с информацией о всех изменениях, которое выпускает государство.

В 2019 году, основные сферы, которые получают финансовую помощь от государства это — производственная сфера, — туризм, — инновации и технологии, — народные промыслы, — социальная предпринимательская деятельность.

  1. Дефицит квалифицированных кадров на рынке труда

Эта проблема вытекает из 4 пункта, так как финансовые сложности в компании напрямую влияют на заработную плату сотрудников предприятия. Естественно, при выборе места работы человек выберет организацию с большим бюджетом, где ему предложат совсем другой уровень заработной платы, чем в небольшую компанию.

  1. Отсутствие четкого планирования и неэффективное управление

Для того, чтобы фирма активно развивалась и приносила прибыль начинающему предпринимателю в будущем, необходимо иметь четкий бизнес-план, а также, финансовый запас, которого хватит на начальный период времени, когда фирма еще не будет получать прибыль. Такой план действий по развитию предпринимательства необходимо подготовить заранее. Это поможет избежать неприятностей и «погибнуть», а также понять, как лучше использовать ресурсы, потенциал, информацию, возможности, для того чтобы оптимизировать перспективу развития. Не все индивидуальные предприниматели, имея необходимые для своей деятельности средства, могут правильно планировать свой бизнес и эффективно управлять своими ресурсами.

  1. Кредитование малого бизнеса

Открывая свое дело, индивидуальные предприниматели сталкиваются со сложностями кредитования малого бизнеса. Банки не стремятся выделять кредитные средства на развитие малого предпринимательства из-за рисков, которые могут возникнуть, например, невозможностью возместить заемные капиталы. По статистике, лишь 30 % заявителей в России получают положительный ответ на получение кредита, а микрокредитование доступно и того меньшему числу — только 10 %.

Малое предпринимательство позволяет экономике совершенствоваться, поэтому необходимо проводить изменения по решению выше перечисленных проблем. От эффективности этих изменений зависит развитие малого бизнеса и экономики.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» — С. 5–6. — URL: https://duma.consultant.ru/documents/921317?items=1&page=5 (дата обращения: 16.11.2019)
  2. Абазьева М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3. — С. 23–27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/126/4124/ (дата обращения: 22.11.2019)
  3. Официальная статистика: предпринимательство [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. 1999–2018. — Режим доступа — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/(датаобращения: 22.11. 2019)
  4. Счетная палата: доля малого бизнеса в ВВП РФ может не вырасти до 40 % к 2024 году//Вести. Экономика, сетевое издание. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vestifinance.ru/articles/107684 (дата обращения: 15.11. 2019)
  5. В Минэкономразвития рассказали о массовом закрытии юридических лиц // Газета Известия. URL: https://iz.ru/935902/2019–10–24/v-minekonomrazvitiia-rasskazali-o-massovom-zakrytii-iuridicheskikh-litc (дата обращения: 28.10.2019).
  6. Кризис наступает, малый бизнес вымирает// Вести Экономика. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/127272 (дата обращения: 25.11.2019).
  7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. N 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изменениями и дополнениями)// Портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70940868/ (дата обращения: 24.11.2019).

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, Россия, государство, малый, Москва, предприниматель, Санкт-Петербург, среднее, Татарстан.

Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в России

  1. Миннегулова А.Р.

    Башкирский государственный аграрный университет

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано 20 января 2015
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассмотрена проблема развития малого предпринимательства в России.

Ключевые слова

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

В настоящее время для преодоления последствий мирового финансового и экономического кризиса особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, в том числе внешнеэкономических. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой для развития экономики любой страны.

Актуальность темы обусловлена тем, что в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес — инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Малый бизнес ― катализатор научно-технического прогресса, крупнейший производитель благ и услуг, и, конечно же, крупнейший работодатель. Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти [2].

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по-своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.

Основательная роль развития малых предприятий несомненна. В свете реформирования экономической системы все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики. Несмотря на увеличение общего числа малых предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Малые предприятия в России поставлены в трудные условия существования, сопряженные с множеством проблем, которые заставляют малые фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству [1].

Необходимо сделать вывод – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкиваются малые предприятия в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских современных организаций – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого предпринимательства. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне. Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственно, доходов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что малое предприятие является гарантом социальной стабильности, так как играет несомненную роль в укреплении рыночных отношений даже в условиях экономического спада и кризиса. Решение проблем малого бизнеса может быть основано на применении опыта, который был накоплен в различных странах с рыночной экономикой [2].

Читайте также

  • Малый бизнес в зарубежной практике

    1. Саляхова Э.К.
    NovaInfo 57, с.199-207, 28 декабря 2016, Экономические науки, CC BY-NC
  • Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России

    1. Лескина О.Н.
    NovaInfo 48, с.125-130, 25 июня 2016, Экономические науки, CC BY-NC
  • Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан

    1. Гильманова Л.А.
    2. Шайхутдинова Н.А.
    NovaInfo 47, с.76-79, 9 июня 2016, Экономические науки, CC BY-NC
  • Современное состояние малого бизнеса

    1. Хашаева С.В.
    2. Шерстяных Е.И.
    NovaInfo 43, с.113-116, 13 апреля 2016, Экономические науки, CC BY-NC
  • Роль государственных инвестиции в экономике России

    1. Гарифуллина А.Ф.
    2. Миннегулова А.Р.
    NovaInfo 30, 23 января 2015, Экономические науки, CC BY-NC

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: (ред. от 23.07.2013г.) // СПС. Консультант Плюс. Версия Проф.
  2. Гарифуллина А.Ф. Information as the factor of development of economy // Экономико-правовые основы функционирования региона: Матер.VI Международной науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов 3 октября 2008 г. — Уфа, БГУ, 2008 г. — С. 209-210.
  3. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 156 с.

Цитировать

Гарифуллина, А.Ф. Актуальные проблемы развития малого предпринимательства в России / А.Ф. Гарифуллина, А.Р. Миннегулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2969 (дата обращения: 24.03.2023).

Поделиться


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В последнее время в России проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес — это важный элемент рыночной экономики, без него государство не может развиваться правильно. Эффективная работа рынка возможна только тогда, когда в экономике будет действовать большое число предпринимательских структур. Формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства дает получение дохода населению, а государству и регионам — налоги.

Предпринимательство занимает наиболее распространенное место в экономической деятельности страны. Эта деятельность влияет не только на рост экономики в целом и развитие научно-технического прогресса, но так же в немалой степени помогает с решением социальных проблем государства. Предприятия различаются не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные.

Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Из одного отдела до другого информация доходит медленнее и изменяется благодаря человеческому фактору, таким образом, руководство крупных предприятий не в полной мере имеют представление о том, как фирма работает, а также зачастую принимают управленческие решения слишком поздно.

Именно поэтому неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться. Порядок отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства, и основные «привилегии» определяет Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ. В соответствии с этим законом все субъекты предпринимательской деятельности (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели) в Российской Федерации обычно разделяются на три категории: предприятия малого бизнеса, в том числе микропредприятия; предприятия среднего бизнеса; крупные предприятия.[1]

Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.

Таким образом, полное и правильное функционирование экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.

На сегодняшний день в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25 % населения. Об этом заявила директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Наталья Ларионована пленарной сессии в рамках 22-ой встречи Министров АТЭС.

Во время всего периода развития предпринимательства правительство РФ предпринимает усиленные меры для поддержания малого бизнеса на должном уровне, улучшает законодательную базу, и создает благоприятные условия для экономического роста. Фундаментом укрепления и развития малого бизнеса является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [2].

На каждом из уровней власти ежегодно разрабатывают государственные программы поддержки малого предпринимательства. В целях поддержки малого предпринимательства немалую роль сыграл федеральный закон от 23 октября 2015г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который должен снизить административную нагрузку на бизнес [3].

Одной из наиболее важных попыток по поддержке малого бизнеса в России стала первая кредитная сделка в рамках программы стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства и Банка России. Это новый инструмент господдержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики. В рамках программы процентная ставка по кредитам ограничена 10 % годовых для среднего бизнеса и 11 % — для малого. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что созданы достаточно объективные предпосылки для устойчивого поступательного развития малого предпринимательства. Но так как рыночные отношения в России недостаточно развиты, то мероприятия по поддержке малого бизнеса не реализуются в полной мере. Главными барьерами малого бизнеса в России являются высокая ставка налогообложения и невозможность получения кредитных ресурсов

В России в настоящее время уровень развития малого и среднего бизнеса явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни, тем более, завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства.

Потенциал малого предпринимательства реализуется пока лишь частично, а его становление тормозится многочисленными проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом. Таким образом, на современном этапе развития рыночных отношений в России приоритетной задачей государства является в первую очередь решение вопросов по развитию малого бизнеса. Не смотря на то, что правительство РФ прилагает все возможные на сегодняшний день усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования. Необходимо отметить, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает ключевые проблемы повышения качества жизни населения и увеличения граждан, которых можно отнести к среднему классу, а также обеспечивает пополнение бюджета в первую очередь на уровне муниципальных образований, где крупный бизнес, как правило, не зарегистрирован. Кроме того, малый бизнес позволяет повысить уровень социальной ответственности предприятий, экономической инициативы и осведомленности граждан в силу того, что он в максимальной степени ориентирован на нужды общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»/Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» /Справочно-правовая система «Консультант Плюс»;

3.Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» /Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Вести бизнес в России по-прежнему сложно, в том числе из-за давления государства и избыточной налоговой нагрузки, констатировали большинство опрошенных PwC и аналитическим центром НАФИ руководителей компаний в России. Многим из них не до «зеленой» повестки, говорит эксперт. Кроме того, больше половины менеджеров считают, что в России остро стоит проблема социального неравенства

Вести бизнес в России скорее сложно или очень сложно, считают 87% опрошенных топ-менеджеров компаний, показало исследование PwC и аналитического центра НАФИ «Речка движется и не движется», которое изучил Forbes. Среди причин высокие налоги, непрозрачные законы, бюрократия, постоянные проверки и давление со стороны государства, инфляция и нечестная конкуренция. 

В опросе приняли участие 1001 руководителей российских компаний из крупного, среднего и малого бизнеса. Они должны были ответить на вопросы о состоянии российской экономики, ее перспективах и условиях для предпринимательства.

Основные проблемы

С 2018 года, когда PwC впервые провела такое исследование, количество менеджеров, которые говорили о сложностях ведения бизнеса в России, только выросло. Сейчас чуть больше половины участников исследования — 53% — указывают, что вести бизнес в России «скорее сложно». Еще 34% говорят, что это «очень сложно», в 2018 году так ответили 30% респондентов.

Почти каждый десятый (9%) топ-менеджер в России сообщил, что его бизнес подвергается излишнему давлению со стороны государства и контролирующих органов. При этом представители крупного бизнеса чаще утверждают, что вмешательство государства в экономику допустимо (так ответили 55% респондентов). 23% пожаловались на чрезмерность такого вмешательства. У руководителей среднего бизнеса ответы другие — 32% отмечают чрезмерное вмешательство и 36% — что оно допустимо. Четверть представителей малого бизнеса также говорят об избыточном вмешательстве государства и более трети — о том, что оно допустимо. 

Исследование показало, что список ключевых проблем, препятствующих ведению бизнеса в России, за последние три года практически не изменился, констатируют эксперты PwC. Разве что бизнес лишь чаще стал говорить об избыточном налогообложении и нехватке квалифицированных кадров. Больше половины менеджеров отмечают, что в России остро стоит проблема социального неравенства.  

Не до ESG

Бизнес также спросили о вовлеченности в «зеленую» повестку и следовании принципам ESG (защита экологии и социальной сферы и следование высоким стандартам корпоративного управления) при ведении дел.

Более половины топ-менеджеров (58%) сказали, что ничего не знают об этих принципах. Около трети знакомы с ними поверхностно и только 6% — хорошо. Даже те, кто знает о принципах ESG, в большинстве своем (78%) утверждают, что следование им не является важным фактором сотрудничества в глазах партнеров или инвесторов. У 14% «зеленые» принципы влияют на деловые отношения.

Каждый пятый не готов следовать принципам ESG ни сейчас, ни в будущем. Лишь у трети опрошенных ESG есть в планах. И еще 41% следуют этим принципам «в той или иной мере». Среди тех, кто проявляет интерес к «зеленой» повестке, в основном представители крупного бизнеса — каждый второй. 

Эта тема в последние месяцы стала одной из ключевых для российского правительства. Минэкономразвития определилось с тем, какие проекты в России будут считаться «зелеными» и иметь возможность занимать у банков и инвесторов дешевле. Частью ESG стала работа над «декарбонизацией» российской экономики, к которой с лета начал готовиться кабмин. Над этим работают 10 рабочих групп под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова. В конце октября правительство уже успело одобрить низкоуглеродную стратегию социально-экономического развития до 2050 года. 

Почему так происходит? 

Без соответствия принципам ESG для российского бизнеса в будущем будут закрыты международные рынки, ему даже будет сложно сложно выстроить сотрудничество с основными российскими банками, предупреждает руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ Игорь Коротецкий. В мае эксперт по вопросам устойчивого развития Максим Худалов говорил РБК, что объем инвестиций, который учитывает ESG-факторы, во всем мире составляет более $80 млн. 

Но сейчас ESG в первую очередь интересует крупные компании-экспортеры, потому что они продают свою продукцию за рубеж и привлекают займы за рубежом, сказал Forbes замминистра экономического развития Илья Торосов. Кроме того, компании, делая «что-то полезное с точки зрения экологии» не всегда знают, что это уже вписывается в принципы ESG, предполагает чиновник. 

«Терминология, возможности привлечения широкого круга инвесторов, а в некоторых случаях и снижение стоимости заимствований пока известны не всем», — говорит Торосов. 

У самих принципов ESG пока что не существует четкого определения и критериев, говорит Forbes профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким. 

Кроме того, по его словам, сейчас в российском законе активно действует метод кнута — для экологических, антикоррупционных требований и по части улучшения условий труда. «Но пряника, мотивации у малого и среднего бизнеса нет. И зачастую у них низкий уровень сознательности на фоне тех вызовов, с которыми им приходится сталкиваться»— перечисляет Аким. 

По его словам, еще одна проблема — для МСП менее доступно «зеленое» финансирование. Подготовка пакета документов для получения таких займов стоит практически столько же, столько и для крупного бизнеса, это дорого, отмечает эксперт. 

«Кроме того, даже крупный бизнес как правило заказывает из-за различия в критериях оценку от нескольких рейтинговых агентств. Для малого и среднего бизнеса это все неподъемные деньги», — сказал Аким. 

У малого и среднего бизнеса, особенно в регионах, невысокая осведомленность о ESG, признает президент «Опоры России» Александр Калинин. При этом МСП мог бы стать подрядчиком для лесовосстановительных работ, говорит эксперт. «Если, например, есть ущерб от металлургического предприятия, оно выделяет деньги на восстановление лесов. Для малого бизнеса здесь мог бы открыться большой рынок сбыта и возможность участия в защите экологии: предоставление техники, саженцев, рабочей силы», — перечисляет Калинин.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Администрация сергиевского района часы работы
  • Арбитражный суд хабаровского края часы работы
  • Актуальные реквизиты для перечисления налогов
  • Администрация славянск на кубани время работы
  • Аренда дома в подмосковье на большую компанию