Актуальность развития малого бизнеса в россии

Экономика27 октября 2022 в 12:0015 341

Малый бизнес и его роль в экономике России

Как государство помогает малому предпринимательству

Доли малого бизнеса в экономике России и ведущих стран мира

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 1. Количество компаний: микробизнес, средний и крупный бизнес. Источник: https://ec.europa.eu/eurostat/

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Рис. 2. Доля ВВП и доля занятых в разных странах. Источник: доклад уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей за 2021 г.

Какой бизнес считается малым

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Рис. 3. Соотношение юрлиц и ИП в 2021 г. Источник: Федеральная служба статистики

Меры поддержки развития малого бизнеса в России

Роль малого бизнеса в экономике страны

Лукьянова К.А.,
ЧОУ ВПО «Омская юридическая академия»
Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента Немцова Н.В.

 

Достаточно много вопросов возникает по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике велика, это: производство продукции, услуг, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы ,уменьшение социальной нестабильности, получение людьми возможности организации своего дела. В ходе научно-исследовательской работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.

Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

В мировой практике, в странах «третьего мира» малый бизнес составляет до 95% общего экономического потенциала, в Европе – от 45% до 70%, в США – более половины населения зависят от малого бизнеса . Развитие малого бизнеса в России, равно как и степень активности предпринимателей в стране, во многом предопределяет уровень демократизации (власть народа) и открытость экономики нашего государства. Именно за счёт поддержки данного сегмента предпринимательства правительство должно решать общие проблемы повышения благосостояния проживающего в стране населения и увеличения в процентном соотношении людей со средним уровнем заработка.

Деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

Во-первых,  в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.
Во-вторых,  малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза – более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан.

Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. 

В России, несмотря на все декларации последних пяти лет планка развития малого бизнеса не поднимается выше 25-30%, а в некоторых регионах не достигает и 10%. Эта диспропорция, по сути, и тормозит развитие российской экономики, приводит к стагнации, дефициту бюджетов всех уровней и, в конечном, счете, и к росту бедности и истощению прослойки невеликого среднего класса, чьи доходы не способны угнаться за темпами инфляции. На сегодняшний день существует ряд проблем, при которых достаточно трудно развивать малый бизнес. Основными проблемами развития малого бизнеса являются:

1. Высокий уровень налогообложения.
2. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.
3. экономической и политической нестабильности в обществе.
4. Несовершенство банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.
Есть проблемы, но есть и пути решения. Такими путями являются поддержка малого бизнеса государством. А именно: Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта.  А также применение опыта зарубежных стран. 

В заключении можно сделать следующие выводы:
Развитие малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу.
В наше время малый бизнес призван не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учётом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов.
Малое предпринимательство даёт обществу дополнительный социально-экономический эффект, уменьшая расходы государства на трудоустройство граждан, поддержание социальной стабильности, экологического равновесия, помощь депрессивным регионам и так далее. Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
Эта поддержка должна осуществляться как на федеральном, так и, прежде всего, на региональном и муниципальном уровнях с учетом региональных различий.

Таким образом, для экономики любой страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.

      Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.     

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Актуальные проблемы развития бизнеса в россии
  • Администрация сергиевского района часы работы
  • Арбитражный суд хабаровского края часы работы
  • Актуальные реквизиты для перечисления налогов
  • Администрация славянск на кубани время работы