Прежде чем разобраться почему кипят аккумуляторы, отметим, что они могут кипеть на машине во время езды, а также при зарядке стационарным зарядным устройством. И причины в обоих случаях могут быть разные.
Проблема кипения аккумулятора:
Кипение аккумулятора при езде может быть причиной следующих процессов:
Перезаряд аккумулятора в следствие повышенного напряжения от генератора. Т.е. неисправный генератор автомобиля выдает большое напряжение – выше положенных 15В, батарея уходит в перезаряд, электролит в батареи вскипает, начинается бурное выделение водорода, который стремится покинуть батарею. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
При исправном генераторе, но неисправной аккумуляторной батарее, в следствие сульфатации пластин в плоть до короткого замыкания, последний не может заряжаться должным образом. В процессе зарядки сульфатированные пластины не могут взаимодействовать с кислотой, что ведет к выделению водорода и чрезмерному нагреву батареи. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
Стоит отметить, что за рулем шипения и запаха вы не услышите.
Наличие неисправного аккумулятора или генератора при эксплуатации автомобиля может повлечь за собой неприятные последствия. В лучшем случае, вы не заведетесь в зимнее время года, в худшем случае, будете жариться на солнце с открытым капотом.
Полный размер
Проверка состояния акб
Диагностика и решение проблемы с кипением акб:
Тестирование аккумулятора. Кипит аккумуляторДиагностика аккумуляторной батареи и генератора довольно-таки проста и может быть осуществлена самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр (вольтметр).
Напряжение полностью заряженной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи в состоянии покоя должно быть не менее 12,7В. Полностью разряженной батареей считается та, которая имеет напряжение 11,9В. Соответственно, 50% зарядки имеет батарея, напряжение которой 12,3В.
*Стоит отметить, что при напряжении ниже 12,5В уже начинается процесс сульфатации пластин. Цифры справедливы для температуры окружающей среды 25С.
**Таблицу зависимости напряжения / плотности электролита от температуры окружающей среды можно посмотреть по на нашем сайте.
И так, берем вольтметр и меряем напряжение на батарее, лучше всего с утра, после того, как автомобиль постоял всю ночь. Если напряжение ниже 12,3В – вы имеете проблемы с батарей, которые обусловлен либо мертвой батареей, либо наличием тока утечки, другими словами, что-то в вашем автомобиле неисправно или есть какие-то потребители, например, сигнализация со спутником, которая высасывает ток из батареи. Если напряжение ниже 11,9В Вам срочно нужна более тщательная диагностика и начать нужно, в первую очередь с аккумулятора. Подробнее о диагностике аккумулятора.
Таблица соответствия напряжения состоянию батареи
Напряжение батареи может быть выше 12.6 volts сразу после окончания ее зарядки зарядным устройством.
Напряжение 12V батареи через час после того, как Вы заглушили двигатель Состояние заряда
12.6 V 100%
12.4 V 75%
12.2 V 50%
12.1 V 25%
Менее 12 вольт Батарея мертва
Любые показания ниже 12 volts говорят либо о полном разряде батареи, либо о том, что батарея мертва.
Возвращаемся к проблеме «аккумулятор или генератор?»
Рабочая батареяАккумулятор мы уже проверили, если он не исправен, то вы его уже заменили или попробовали восстановить.
Теперь проверяем генератор. Так же с помощью мультиметра при заведенном двигателе смотрим напряжение на аккумуляторе. Если напряжение:
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Затем для более тщательной диагностики можно проделать следующие действия:
Включить нагрузку: дальний свет, кондиционер, обогрев, музыку:
Увеличить обороты двигателя до 2000 RPM
Проверить результаты
напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
напряжение ниже 13,5В – недозаряд
напряжение выше 15В – перезаряд
Полный размер
Недозаряд акб
Процесс проверки аккумулятора и генератора может быть полностью автоматизирован с помощью специализированных тестеров аккумуляторных батарей, таких как: дилерские тестеры батарей Midtronics или доступные в продажи аналоги: Ring, DHC и другие.
В случае наличия проблемы в генераторе, стоит обратиться в специализированный автосервис.
Кипение электролита при зарядке стационарным зарядным устройством
Зарядное устройство, по сути своего назначения — это тоже самое что и генератор автомобиля – т.е. некий выпрямитель, который имеет контроллер, позволяющий управлять силой тока и выходным напряжением. Поэтому при зарядке аккумулятора стационарным зарядным устройством мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и при зарядке от генератора:
неисправность зарядного устройства – повышенное напряжение или ток
неисправность аккумуляторной батареи
Большинство простых зарядных устройств без ступенчатой зарядной кривой так же не позволяют зарядить аккумуляторную батареи в силу ее сульфатации. Как правило, пользователь вооруженный такой зарядкой действует по ГОСТ, выбрав ток зарядки 10% от емкости и ставит на зарядку на 10 часов. В процессе такой зарядки чрезмерно большая сила тока губительна для сульфатированной батарей, которая имеет высокое внутренне сопротивление. Ее пластины окутаны сульфатом свинца (белым налетом) и не могут взаимодействовать с кислотой. Батарея начинает кипеть — батарея чрезмерно нагревается, появляется неприятный запах, выделяется водород. Как правило, батареи заряжаются в домашних условиях в невентилируемых помещениях, что чревато несчастным случаем.
Современные зарядные устройства с многоступенчатой программой зарядки с диагностическими функциями позволяют на раннем этапе определить состояние батареи, начать десульфатацию аккумулятора до процесса зарядки током 10% по ГОСТ и таким образом уберечь Вас от ошибок при зарядке батареи.
С уважением,
компания Battery Service
Кипение аккумулятора на машине – часто встречающаяся неисправность. Она может привести к отказу системы запуска двигателя, неисправности всей системы электропитания, коррозии элементов кузова, необратимым процессам разрушения аккумуляторной батареи.
Поэтому при эксплуатации автотранспортных средств важно вовремя обнаружить данный и провести комплекс профилактических мер по предотвращению закипания аккумулятора.
Процесс кипения
Однозначно отнести кипение аккумулятора к физическому либо химическому процессу нельзя. В состав электролитического раствора аккумуляторной батареи входит 35 – 37% серной кислоты.
Температура физического кипения концентрированной серной кислоты плотностью 1,84 г/см.куб. составляет 337 градусов Цельсия. Температура кипения дистиллированной воды, как известно, 100 градусов Цельсия. Температура физического кипения (образование пузырьков, состоящих из паров) электролита около 113 градусов Цельсия по справочным данным.
Под капотом автомобиля такой температурный режим возможен только в пробках в жаркое время года.
Наиболее распространенной причиной кипения является электролиз, то есть процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород. Именно пузырьки этих газов, а не пары воды или серной кислоты выделяются в момент кипения аккумуляторной батареи. Такой процесс в определенных случаях возможен и при отрицательных температурах.
Последствия
Закипание аккумулятора на машине может вызвать ряд необратимых процессов:
- разрушение пластин АКБ за счет увеличения концентрации серной кислоты при уменьшении процентной доли воды;
- замыкание пластин в банках и возможный взрыв аккумулятора;
- в случае разлива или обильного кипения электролита возможно химическое повреждение элементов кузова и электрической проводки;
- при незначительном подкипании АКБ идет коррозия клемм аккумулятора, разрушение вблизи расположенных разъемов, медленная коррозия кузовных деталей, элементов обшивки (если аккумуляторная батарея расположена в салоне либо багажнике);
- выкипание электролита приводит к увеличению тока заряда, что может привести к выходу из строя генератора.
В любом случае, неконтролируемый процесс кипения приводит к неисправности электрической системы автомобиля в процессе движения. Поэтому важно определить момент начала процесса кипения АКБ, вовремя принять меры по его предотвращению.
Признаки кипения АКБ
Прямой признак кипения аккумулятора – появление пузырьков газа на поверхности электролита. Определить это можно только сняв пробки аккумуляторных банок в обслуживаемых АКБ.
В необслуживаемых батареях визуальным методом определить момент закипания нельзя. В этом случае можно использовать косвенные методы контроля.
В момент кипения АКБ под капотом скапливается небольшое количество паров серной кислоты. Люди с хорошими обонятельными способностями могут распознать запах кипящего электролита.
Видео — как кипит аккумулятор на заведенной машине:
Также можно определить момент кипения, приложив к корпусу аккумулятора медицинский стетоскоп. Однако в ремкомплекте рядового автолюбителя такой прибор вряд ли найдется.
Верный признак кипения или подкипания аккумулятора – наличие белого либо зеленоватого налета на клеммах аккумулятора, изменение цвета краски в подкапотном пространстве вблизи аккумуляторной батареи.
Наиболее продвинутые автолюбители для определения наличия испарений при кипении к газоотводной трубке необслуживаемого аккумулятора прикрепляют надувной шарик.
Для того, чтобы диагностировать короткое замыкание пластин в обслуживаемых АКБ можно использовать ареометр (прибор для измерения плотности электролита). В неисправной банке показания ареометра будут существенно отличаться от показаний в исправных элементах.
Почему закипает аккумулятор на машине: основные причины
Есть несколько причин кипения аккумуляторных батарей. Рассмотрим их в порядке значимости:
1. Перезаряд аккумулятора
В условиях эксплуатации автомобиля причиной перезаряда (зарядки аккумуляторной батареи повышенными токами или сверх допустимых значений напряжения) является неисправность генератора.
В процессе зарядки при заведенном двигателе напряжение на аккумуляторной батарее не должно превышать значение 14,5 Вольт. Если эта величина больше, вероятнее всего вышел из строя реле-регулятор напряжения в генераторе.
В грузовых автомобилях с напряжением бортовой сети 24 Вольта применяют последовательное соединение двух аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 12,2 Вольта. Если использовать АКБ с различной степенью износа, разной емкости и типа, возможен случай, когда на один из аккумуляторов (как правило, более свежий) будет приходиться большая разность потенциалов (падение напряжения), что также может вызвать его перезаряд.
Причиной перезаряда аккумулятора может являться его неправильное обслуживание, а именно заряд от нерегулируемого источника тока. Считается, что оптимальное значение зарядного тока аккумуляторной батареи составляет 10% от его емкости.
То есть аккумулятор емкостью 60 ампер-часов следует заряжать током 6 ампер не более 10 часов. Дальнейший заряд приводит к подкипанию электролита, который, в свою очередь, увеличивает ток заряда и так далее.
Подобный лавинообразный процесс может за несколько часов полностью разрушить аккумуляторную батарею. Вот почему важно использовать промышленное зарядное устройство, а не кустарно изготовленный выпрямитель с трансформатором.
2. Короткое замыкание банок
Короткое замыкание банок встречается не только на пожилых аккумуляторах с полуразрушенными пластинами. Очень часто эта неисправность наблюдается и на свежих АКБ.
Автомобильный аккумулятор работает в режиме непрерывной тряски, межпластинные зоны и сепараторные конвертеры могут разрушиться, что рано или поздно приводит к их закорачиванию.
В момент короткого замыкания протекают большие токи, аккумуляторная банка может разорваться. Но если аккумулятор выдержал эти токи, внешне он не будет отличаться от исправного, но только станет работать уже не на 12,6 Вольта, а на 10,5 В.
Бывают случаи, когда закороченный АКБ заводит автомобиль, водитель даже не подозревает о неисправности аккумулятора. Но генератор продолжает подавать на него напряжение 13,5 – 14,5 Вольт. В результате этого протекает повышенный ток заряда, который приводит к процессу кипения.
3. Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (образование на их поверхности сернокислого свинца) приводит к потере емкости аккумуляторной батареи. Следствие этого – недостаточный заряд АКБ и быстрый саморазряд, в результате которого батарея может иметь номинальное напряжение менее 10 Вольт.
При зарядке такой аккумуляторной батареи протекает большой ток, который приводит к процессу кипения.
Следует помнить, что заряжать сильно подсевший аккумулятор от генератора автомобиля нельзя. Это может вызвать закипание АКБ и выход из строя генератора автомобиля.
4. Перегрузка электрической системы
Если в процессе движения автомобиля одновременно подключать несколько энергоемких систем (дальний свет, отопительную систему, вентилятор радиатора, кондиционер, мощный автозвук и другие), аккумулятор на машине будет работать при повышенных токах нагрузки.
Мощности генератора может быть недостаточно для восполнения заряда АКБ. Аккумулятор начнет нагреваться, результатом чего может быть его закипание.
5. Недостаточная вентиляция
Некоторые автолюбители, стремясь увеличить емкость аккумуляторной батареи, приобретают неродную АКБ больших размеров. В результате этого уменьшаются технологические проемы между аккумулятором и узлами конструкции подкапотного пространства.
В таких случаях аккумулятор не получает достаточное естественное охлаждение, что приводит к его перегреванию и закипанию.
6. Переполюсовка АКБ
Очень редко, но все же, встречающаяся в практике причина кипения. Если АКБ полностью разряжен, его можно случайно зарядить в обратной полярности. И такие случаи встречаются.
Как правило, при подключении неправильно заряженного аккумулятора к бортовой сети машины, наблюдается процесс кипения за счет сверхбольших токов разряда.
Одновременно с этим обычно перегорают диоды выпрямительного моста генератора и некоторые предохранители автомобиля.
Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
Если аккумулятор закипел на машине во время движения, необходимо немедленно выполнить следующие действия:
- заглушить двигатель;
- открыть капот, обеспечит приток воздуха, если АКБ имеет рубашку, снять ее;
- дать остыть аккумуляторной батарее до температуры ниже 40 градусов Цельсия (легко определить прикосновением рукой);
- закрыть капот, завести автомобиль и доехать до ближайшей заправки;
- приобрести дистиллированную воду и произвести доливку до необходимого уровня электролита;
- если аккумулятор необслуживаемый, доливку можно осуществить через отверстие газоотвода;
- если в ремкомплекте имеется мультиметр, измерить напряжение на АКБ на заведенном двигателе, если напряжение превышает уровень 15 Вольт, отключить толстый провод генератора, тщательно его заизолировав и закрепив за ближайший элемент кузова;
- продолжать движение к месту стоянки или ремонта, отключив по возможности все устройства дополнительного комфорта (печка, автомагнитола, кондиционер и другие).
Профилактика
Чтобы предотвратить закипание аккумулятора на машине, необходимо выполнять следующие правила:
- освободить пространство возле АКБ от лишних предметов (ветошь, элементы защиты);
- не реже одного раза в месяц производить контроль уровня электролита, в жаркое время года данную операцию следует производить еженедельно;
- с помощью мультиметра регулярно (желательно не реже 1 раза в месяц) производить контроль напряжения на АКБ при заведенном двигателе, должно быть в пределах 13,5 – 14,5 Вольт;
- производить визуальный контроль состояния аккумуляторных клемм и корпуса АКБ.
Читайте статью о том, как сделать диагностику автомобиля самому и что для этого потребуется.
Как самостоятельно проверить работу генератора на машине.
Возможные причины https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/podveska/stuk-v-perednej-podveske.html стука в передней подвеске.
Видео — о закипании гибридного аккумулятора:
Почему на машине кипит аккумулятор и как этого избежать
Автомобильный аккумулятор – устройство довольно чувствительное к характеру эксплуатации и температурному режиму. Небрежная эксплуатация и отсутствие обслуживания АКБ приводит к значительному сокращению срока службы батареи. К примеру, зимой в разряженном аккумуляторе электролит может просто замёрзнуть из-за низкой плотности. В летнее время чаще всего другая напасть. Аккумулятор «кипит». Здесь стоит сразу определиться с понятиями. Под кипением электролита в АКБ понимают процесс гидролиза воды, то есть её разложение на кислород и водород. Причины такого кипения электролита свидетельствуют о неисправностях в бортовой электрической системе машины.
Содержание статьи
- 1 Причины закипания электролита
- 1.1 Перезаряд аккумуляторной батареи
- 1.2 Неправильная эксплуатация
- 1.3 Короткое замыкание пластин
- 1.4 Высокая температура
- 2 Последствия кипения электролита в аккумуляторе
- 3 Что делать, если аккумулятор кипит?
- 4 Опрос
Причины закипания электролита
Причинами того, что на машине кипит аккумулятор, могут быть следующие:
- Перезаряд АКБ;
- Неправильная эксплуатация;
- Короткое замыкание пластин;
- Высокая температура.
То есть, охват довольно большой. Причина может быть в неисправных элементах машины, поломке аккумуляторной батареи и неправильных действиях владельца автомобиля. Давайте рассмотрим эти причины подробнее.
Вернуться к содержанию
Перезаряд аккумуляторной батареи
Основной причиной избыточного заряда аккумулятора на машине является неисправное реле-регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущего числа оборотов двигателя и меняется во времени. Поэтому предусмотрено реле-регулятор, которое стабилизирует напряжение в сети. В идеале напряжение, подаваемое на выводы аккумуляторной батареи, должно быть 12,9─13,4 вольта. На практике у большинства машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 вольта. Большие значения – повод провести диагностику.
Если генератор изношен или неисправен, то напряжение будет ниже установленных пределов. Тогда аккумулятор не будет полноценно заряжаться между пусками двигателя. Если напряжение выше установленных пределов, то в АКБ резко активизируется процесс гидролиза воды. Как говорят, аккумулятор на машине кипит.
Поэтому периодически это значение нужно проверять мультиметром на клеммах АКБ. Если напряжение превышает значение 14,3 вольта, то срок службы аккумулятора начинает стремительно сокращаться. Если значение напряжения выше 14,6 вольта, то эксплуатировать аккумулятор на таком автомобиле нельзя. Нужна диагностика и ремонт.
Вернуться к содержанию
Неправильная эксплуатация
Часто наблюдается такая ситуация. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, обогрев и другие потребители при заглушённом двигателе. В результате аккумулятор сильно разряжается, а затем при пуске двигателя и движении электролит в АКБ кипит. Это происходит из-за того, что ток от генератора на разряженный аккумулятор подаётся значительно выше, чем на заряженный. Поэтому разряженный аккумулятор следует подзарядить сетевым зарядным устройством током 0,1 от номинальной ёмкости.
Другая ошибка часто бывает при эксплуатации аккумуляторов для грузовых автомобилей. На автобусах, спецтехнике и грузовых автомобилях часто ставят 2 аккумуляторные батареи. Но при этом часто совершают ошибку, устанавливая аккумуляторы с разными значениями ёмкости или сроком эксплуатации. Если они заряжаются общим током, то возникает ситуация, когда одна АКБ ещё не заряжена, а в другой уже перезаряд и аккумулятор кипит.
Вернуться к содержанию
Короткое замыкание пластин
Причиной того, что АКБ на автомобиле кипит, могут стать и неисправности автомобильного аккумулятора. Бывают ситуации, когда в результате короткого замыкания выходит из строя одна из банок (элементов) аккумулятора.
Тогда общий вольтаж батареи уменьшается на величину напряжения отдельного элемента (2,1 вольта). В результате вместо 12,6 мы имеем 10,4 вольта. В результате напряжение 14 вольт от генератора значительно превышает значение, необходимое для заряда. И электролит в оставшихся банках кипит.
Короткое замыкание может произойти по разным причинам:
- прорыв сепараторного конверта и замыкание отрицательной и положительной пластин;
- отрыв электродов от соединительного мостика;
- осыпание активной массы пластин. Скапливаясь на дне корпуса, они замыкают пластины.
Диагностировать выход из строя банки АКБ можно измерив напряжение, а также плотность. Эти показатели будут значительно отличаться от других банок. То есть, при заряде этот элемент просто не будет принимать ток.
Вернуться к содержанию
Высокая температура
Эта проблема появляется в летнее время года. В жаркий период температура под капотом с разогретым двигателем может доходить до 100 градусов Цельсия. Для АКБ рабочая температура не больше 50 градусов. В результате дистиллированная вода просто испаряется и уровень электролита понижается.
Вернуться к содержанию
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Вредные последствия кипения электролита существуют как для самого аккумулятора, так и для окружающих его узлов под капотом. При электролизе воды или простом её испарении снижается уровень электролита и меняется его концентрация.
Это отражается на работе и характеристиках батареи. В частности, увеличивается сульфатация пластин и снижается ёмкость АКБ.
Если нерегулярно следить за аккумулятором, то уровень электролита может упасть ниже уровня пластин. В таком состоянии эксплуатация крайне не рекомендуется, поскольку резко сокращается его срок службы.
Когда аккумулятор кипит, на поверхность корпуса поднимаются пары электролита. В результате начинается окисление токовыводов. Если электролит находится на крышке, то к нему тут же прилипает грязь, пыль, масло. Образуется токопроводящая плёнка, которая способствует увеличению саморазряда АКБ. То есть, пагубные процессы с аккумулятором растут лавинообразно. А вы потом ломаете голову над тем, почему быстро разряжается аккумулятор на машине.
Поэтому допускать кипение электролита в аккумуляторе машину не рекомендуется. Что нужно предпринять, когда аккумуляторная батарея кипит?
Вернуться к содержанию
Что делать, если аккумулятор кипит?
Предпринимать действия нужно в зависимости от того, какой причиной вызвано кипение электролита. Если это перезаряд АКБ на машине, то следует приводить в порядок регулятор напряжения или генератор. За этим придётся обращаться к автомобильному электрику. Регуляторы напряжения бывают механические, электромеханические и электронные. В зависимости от того, какой у вас на машине, специалисты проводят его замену или регулировку.
Поломки генераторов обычно сводятся к выгоранию диодов, износу щёток. В зависимости от поломки и состояния генератора его либо реставрируют, либо заменяют. В ходе эксплуатации стоит периодически проверять напряжение, выдаваемое генератором.
Если неисправность в самом аккумуляторе. Допустим, аккумулятор кипит по причине замыкания в одной из банок. Тогда уже нужно менять АКБ. Если аккумулятор ещё новый, то его можно сдать по гарантии производителя на АКБ. Если гарантийный срок закончен, то, скорее всего, придётся покупать новый. Восстановление автомобильного аккумулятора при замыкании банок крайне затруднительно на современных батареях.
При высокой температуре под капотом и испарении дистиллированной воды в летнее время постарайтесь чаще проверять уровень электролита. Доливайте дистиллированную воду при необходимости.
Вернуться к содержанию
Опрос
Примите участие в опросе!
Загрузка …
Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о причинах кипения электролита в аккумуляторе, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.
Вернуться к содержанию
На чтение 10 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано 02.09.2022
Содержание
- Причины закипания электролита
- Перезаряд аккумуляторной батареи
- Сульфатация пластин
- Перегрузка электрической системы
- Недостаточная вентиляция
- Неправильная эксплуатация
- Реле-регулятор разности потенциалов
- Диодный мост
- Короткое замыкание пластин
- Высокая температура
- Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
- Возможный заводской дефект нового аккумулятора
- Способы определения кипящего аккумулятора
- Последствия кипения электролита в аккумуляторе
- Профилактика кипения электролита на работающем моторе
- Что делать, если аккумулятор кипит?
Причины закипания электролита
Причины закипания автомобильного аккумулятора могут быть следующими:
- Перезарядка аккумулятора;
- Неправильное использование;
- Короткое замыкание пластин;
- Высокая температура.
Это означает, что диапазон довольно высок. Причинами могут быть неисправные компоненты машины, отказ аккумулятора и неправильные действия владельца автомобиля. Давайте рассмотрим эти причины подробнее.
Перезаряд аккумуляторной батареи
Основной причиной перезарядки автомобильного аккумулятора является неисправный регулятор напряжения в бортовой сети. Как известно, напряжение от генератора зависит от текущих оборотов двигателя и изменяется с течением времени. Поэтому для стабилизации сетевого напряжения предусмотрен стабилизатор напряжения. В идеале напряжение, подаваемое на клеммы аккумулятора, должно составлять 12,9─13,4 В. На практике в большинстве машин это значение находится в диапазоне 14─14,3 В. Более высокое значение является хорошим поводом для проведения диагностики.
Если генератор изношен или неисправен, напряжение будет ниже установленных пределов. В этом случае аккумулятор не будет полностью заряжаться между запусками двигателя. Если напряжение превышает установленные пределы, процесс гидролиза воды в аккумуляторе резко активизируется. Как говорится, аккумулятор в машине закипел.
Поэтому периодически проверяйте это значение на клеммах аккумулятора с помощью мультиметра. Если напряжение превышает 14,3 В, срок службы батареи начинает быстро сокращаться. Если напряжение превышает 14,6 В, аккумулятор нельзя использовать в автомобиле. Требуется диагностика и ремонт.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин (отложение сульфата свинца на поверхности пластин) вызывает потерю емкости батареи. Следствием этого является неадекватная зарядка и быстрый саморазряд, из-за чего номинальное напряжение батареи может составлять менее 10 В.
При зарядке такой батареи протекает большой ток, что приводит к закипанию батареи.
Обратите внимание, что сильно разряженную батарею нельзя заряжать от генератора переменного тока автомобиля. Это может привести к закипанию аккумулятора и выходу из строя генератора переменного тока автомобиля.
Перегрузка электрической системы
Если во время движения автомобиля одновременно подключено несколько энергопотребляющих систем (светофор, система отопления, вентилятор радиатора, кондиционер, мощная автомобильная аудиосистема и другие), автомобильный аккумулятор будет работать при повышенном токе нагрузки.
Мощности генератора переменного тока может быть недостаточно для восполнения заряда аккумулятора. Батарея начнет нагреваться, что может привести к ее закипанию.
Недостаточная вентиляция
Некоторые водители пытаются увеличить емкость аккумулятора, приобретая неоригинальный аккумулятор увеличенного размера. Это приводит к уменьшению зазора между аккумулятором и компонентами под капотом.
В таких случаях батарея не получает достаточного естественного охлаждения, что приводит к перегреву и закипанию батареи.
Неправильная эксплуатация
Такая ситуация наблюдается часто. Владелец автомобиля включает мультимедийную систему, отопление и другие потребители после выключения двигателя. В результате батарея сильно разряжается, и электролит в ней закипает при запуске и движении двигателя. Это связано с тем, что ток, протекающий от генератора к разряженной батарее, намного больше, чем к заряженной. Поэтому разряженный аккумулятор следует заряжать с помощью сетевого зарядного устройства с 0,1 от номинальной емкости.
Еще одна распространенная ошибка — использование аккумуляторов грузовых автомобилей. Автобусы, автомобили для общественных работ и большегрузные автомобили часто оснащаются 2 батареями. Однако они часто совершают ошибку, устанавливая батареи с разными значениями емкости или времени работы. Если они заряжаются одинаковым током, может случиться так, что одна батарея еще не заряжена, а другая уже перезаряжена, и батарея закипит.
Реле-регулятор разности потенциалов
Напряжение, которое вырабатывает генератор, зависит от оборотов коленчатого вала двигателя. Поскольку это значение постоянно меняется во время работы двигателя, необходимо устройство для стабилизации напряжения. Это регулятор напряжения. В рабочем состоянии он обеспечивает колебания номинального значения в диапазоне 12,9-13,4 В.
Измерять просто — на работающей электростанции подключите мультиметр к клеммам и посмотрите на напряжение постоянного тока на холостом ходу и в рабочем диапазоне 2 000-3 000 об/мин. Если значение близко к 14,3 В, это приемлемо, но желательно провести диагностику.
В качестве напоминания. Существуют электронные и электромеханические реле. Если первый вариант не требует технического обслуживания, то второй подлежит ручной регулировке.
Диодный мост
Разность потенциалов меньше нормальной — повод проверить диодный мост. Его задача — проводить ток в одном направлении, преобразуя переменное напряжение в постоянное. Неисправный узел способен подводить переменный ток к батарее, вызывая ее закипание.
В качестве напоминания. Низкое напряжение не всегда является признаком неисправности детали. Он также возникает при окислении земли.
Короткое замыкание пластин
Одним из возможных вариантов закипания батареи является неисправность самой батареи. Возможно, короткое замыкание привело к выходу из строя одного из «банков». Что происходит в этом случае?
Общее напряжение устройства снижается. В данном случае мы имеем напряжение значительно меньше 12 В. Затем происходит первичный перезаряд, и возникает вопрос — почему кипит аккумулятор старого автомобиля при работающем двигателе. Это может произойти по следующим причинам:
- Электроды отсоединились от общего моста.
- Оболочка сепаратора треснула, и отрицательная и положительная пластины замкнулись накоротко.
- Электроды разрушились, а скопившаяся на дне активная масса вызвала их короткое замыкание.
Определить неисправность очень просто. Просто измерьте разность потенциалов на отключенном изделии. Это будет меньше номинальной стоимости. Другой вариант — измерение плотности в камерах с помощью ареометра. В дефектном сосуде его значение не будет соответствовать 1,27 г/см ³.
Высокая температура
Эта проблема возникает в летний период. Температура под капотом горячего двигателя может достигать 100 градусов Цельсия. Для батарей рабочая температура составляет не более 50 градусов Цельсия. В этом случае дистиллированная вода просто испарится, и уровень электролита снизится.
Действия водителя при закипании аккумуляторной батареи
Какие действия следует предпринять, если компьютер показывает, что аккумулятор вот-вот закипит во время движения?
- Остановите автомобиль, выключите двигатель и выньте ключ из замка зажигания.
- Подойдите к капоту, откройте его и зафиксируйте в открытом положении.
- Уберите все, что закрывает блок питания, чтобы он остыл.
- Подождите, пока он остынет до температуры, при которой его можно потрогать.
- Закройте капот и запустите двигатель.
- Сходите в магазин автозапчастей и купите дистиллированную воду.
- Заполните до уровня на 15 мм выше электродов.
- Если батарея не открывается, наполнение можно произвести через выхлопную трубу.
- Отсоедините самый толстый провод от генератора переменного тока автомобиля.
- Закрепите этот кабель так, чтобы он не касался ходовой части автомобиля.
- По возможности доезжайте до мастерской, не включая электрооборудование.
- Если вы не уверены в безопасности движения, вызовите эвакуатор.
Современные батареи достаточно надежны и безопасны. Кипяток на автомобиле случается очень редко.
Возможный заводской дефект нового аккумулятора
Начинающим водителям не лишним будет знать, что процесс кипения аккумулятора может также выявить, почему аккумулятор слишком сильно нагревается и почему его общее напряжение не соответствует необходимой норме.
Например, если в результате производственного дефекта в одной из банок происходит короткое замыкание, кипение как нормальный и естественный процесс происходит во всех пригодных для использования камерах батареи. При измерении плотности электролита ее значение в «мертвом» диапазоне не превышает 1,10 г/см3. Батарея с таким дефектом будет выдавать почти 10,5 В, вместо 12-13 В в состоянии покоя. Лучше не пытаться его ремонтировать, а вернуть в магазин или заменить на неисправный.
Способы определения кипящего аккумулятора
Если у вас обслуживаемая батарея, процесс легче всего обнаружить визуально. Например, как показано на видео ниже:
Однако если у вас самая распространенная сегодня необслуживаемая батарея, процесс закипания можно определить по промежуточным признакам.
- Первым наиболее распространенным признаком закипания является появление зеленоватого осадка и тяжелых окислов на клеммах аккумулятора, как на рисунке ниже;
- Другим симптомом закипания является запах электролита под капотом. Он достаточно резкий, чтобы его услышали даже люди без обостренного обоняния;
- Другим симптомом закипания является наличие ржавчины на капоте возле аккумулятора и сильная коррозия поддона аккумулятора;
- Существуют и более экзотические способы обнаружения кипения. Некоторые водители, если подозревают, что батарея закипела, прикладывают воздушный шарик или презерватив к вентиляционному отверстию батареи. Если аккумулятор закипит, он начнет раздуваться;
- Еще один экзотический метод — использовать стетоскоп врача. Если нанести его на кипящую банку, можно услышать характерный булькающий звук;
Последствия кипения электролита в аккумуляторе
Вредные последствия кипения электролита существуют как для самой батареи, так и для окружающих компонентов под капотом. Электролиз воды или простое испарение воды снижает уровень электролита и изменяет его концентрацию.
Это влияет на функционирование и производительность батареи. В частности, увеличивается сульфатация пластин и снижается емкость батареи.
Если не следить за состоянием батареи регулярно, уровень электролита может опуститься ниже уровня пластин. Эксплуатация в таком состоянии крайне нежелательна, так как срок службы резко сокращается.
Когда батарея закипает, пары электролита поднимаются на поверхность корпуса. Это приводит к окислению токоподводов. Если электролит находится на крышке, к ней немедленно прилипает грязь, пыль и масло. Образуется проводящая пленка, которая способствует увеличению саморазряда батареи. То есть, разрушительные процессы с аккумулятором нарастают экспоненциально. А потом вы удивляетесь, почему автомобильный аккумулятор быстро разряжается.
По этой причине не рекомендуется допускать перекипания автомобильного аккумулятора. Что делать, если аккумулятор закипел?
Профилактика кипения электролита на работающем моторе
Чтобы ваш аккумулятор прослужил как можно дольше, соблюдайте несколько простых и понятных правил для предотвращения закипания электролита:
- Прежде всего, проверьте уровень электролита в обслуживаемых летом батареях.
- Помните, что пластины всегда должны быть покрыты электролитом. А если уровень упадет, просто долейте дистиллированную воду. Обратите внимание, что в батареи нельзя добавлять обычную воду.
- Состояние устройства также следует проверять визуально через регулярные промежутки времени. Он должен быть чистым, а на клеммах не должно быть отложений.
- И последнее — при посещении заправочной станции не поленитесь и попросите проверить зарядный ток генератора переменного тока вашего автомобиля.
Вот и все, удачи на дорогах и никогда не ломайтесь.
Почему аккумулятор кипит при зарядке? Этот вопрос задают себе почти все начинающие водители. Многие новички, впервые столкнувшиеся с этим явлением, сразу же думают, что аккумулятор стал непригодным для дальнейшего использования или произошла несовместимость с зарядным устройством. Однако в большинстве случаев эти опасения беспочвенны, поскольку на самом деле нет практически никаких причин беспокоиться о состоянии дорогостоящей батареи.
Что делать, если аккумулятор кипит?
Необходимо принять меры в зависимости от причины закипания электролита. Если он перезаряжает аккумулятор автомобиля, необходимо отремонтировать регулятор напряжения или генератор переменного тока. Для этого вам необходимо обратиться к автоэлектрику. Регуляторы напряжения бывают механическими, электромеханическими и электронными. В зависимости от того, какой из них установлен в вашем автомобиле, специалисты заменят или отрегулируют его.
Отказы генератора обычно вызваны сгоревшими диодами и изношенными щетками. В зависимости от неисправности и состояния генератора переменного тока его ремонтируют или заменяют. В процессе эксплуатации нелишним будет периодически проверять напряжение, подаваемое генератором переменного тока.
Если неисправность кроется в самой батарее. Предположим, что аккумулятор закипел из-за короткого замыкания в одном из отсеков аккумулятора. В этом случае следует заменить батарею. Если батарея еще новая, ее можно вернуть по гарантии производителя батареи. Если гарантийный срок истек, вам, скорее всего, придется купить новую батарею. Ремонт автомобильного аккумулятора при коротком замыкании элементов в современных батареях чрезвычайно сложен.
При высоких температурах под капотом и испарении дистиллированной воды в летний период старайтесь чаще проверять уровень электролита. При необходимости долейте дистиллированную воду.
Источники
- https://akbinfo.ru/ustrojstvo/kipit-akkumuljator-na-mashine-prichiny-i-ustranenie.html
- https://DriverTip.ru/repair/pochemu-kipit-akkumulyator-na-mashine.html
- https://automotogid.ru/nagrevaetsja-akkumuljator-v-mashine/
- https://ProAkkym.ru/avto/kipit-akkumuljator-v-mashine
- http://KrutiMotor.ru/kipit-akkumulyator-na-mashine-ili-na-zaryadke-prichiny/
- https://batteryk.com/akkumulyator-greetsya-pri-zaryadke
- https://autobryansk.info/avtomobilnyj-akkumuljator-greetsja-pri-zarjadke.html
- https://autobann.su/pochemu-kipit-akkumuljator.html
- https://vmeste-masterim.ru/akb-na-zarjadke-srazu-kipit.html
- https://variator-rem.ru/dvigatel/kipenie-akkumulyatora.html
- https://AutoSoap.ru/info/skolko-dolzhen-kipet-akkumulyator.html
- https://TrueScooters.ru/motor-avto/pochemu-zakipaet-akkumulyator-na-mashine.html
- https://AutoVogdenie.ru/chto-delat-esli-pri-zaryadke-akkumulyator-nachinaet-kipet.html
- https://akki-carsh.ru/dvigatel/akkumulyator-pri-zaryadke-bulkaet.html
В современных автомобилях до сих пор установлены свинцово-кислотные батареи. Одной из их проблем является то, что иногда аккумулятор начинает закипать. Это чаще происходит в летнее время, но также бывает и зимой, весной или осенью. Данный процесс зависит от температуры, но мало от окружающей. Конечно, это совершенно не говорит о том, что при зарядке АКБ машину можно оставлять под палящим солнцем. Лучше придерживаться рекомендаций и при зарядке располагать авто в гараже или тени.
Причины вскипания аккумулятора
Основная причина, когда кипит аккумулятор при зарядке, состоит в несоблюдении циклов заряда. На самом деле, факторов несколько, не стоит исключать ни один из них:
- неисправность самого аккумулятора;
- перезарядка;
- чрезмерная нагрузка с большими потребляемыми токами.
Неисправность батареи
Вскипание аккумулятора при его неисправности даже в нормальных нагрузочных режимах вполне реально. Если в него производитель или автомобилист залил больше положенного воды или электролита. Во время работы и в процессе зарядки жидкость немного нагревается и за счет низкого уровня не успевает выдавливаться наружу через пробки.
Причины неисправности батареи могут быть связаны с неправильным составом электролита, его большом количестве и повреждении одной из банок. Самостоятельно выяснить, почему источник сильно нагревается, будет сложно. Это реально выполнить только при помощи специального прибора, измеряя емкость, плотность тока и напряжение.
Перезарядка
Если батарея кипит при езде, то существует несколько вариантов проблемы. В одном из них, когда закипает АКБ, будет неисправен генератор. Вероятно, совместно с ним вышло из строя реле-стабилизатор, потому что источник выдает слишком высокие токи. Аккумулятор тоже потребляет разные по величине токи, которые регулируются стабилизатором. Если он будет неисправен, то на источник приходит повышенное напряжение. Из-за этого в банках возникает пробой, а содержащаяся кислота начинает нагреваться.
Еще быстрее закипит батарея при зарядке от самодельного устройства. Если вы решили таким образом восстановить емкость, то учтите, что постоянный ток губительно воздействует на обкладки. Сначала при низкой плотности источник будет брать энергию, а когда плотность повысится, ток уменьшается, но увеличивается напряжение на обкладках. Это приводит к сильному нагреву жидкости, потому что через нее начинают течь большие токи.
Если часто стал греться аккумулятор на машине во время зарядки от самодельного устройства, для восстановления емкости нужно соблюдать определенные условия:
- Контролировать ток зарядки и регулировать его, чтобы не допустить перенапряжения на выводах.
- Обеспечивать процесс контроля за напряжением на АКБ, не допуская его увеличения выше 14,7 В.
- Желательно контролировать температуру источника. Производители не оснащают их термодатчиками, поэтому устройство контролирует значение в комплексе или работает по времени.
Износ АКБ
Не знаете, почему кипит аккумуляторная батарея, которой уже более 5 лет? Аккумулятор стал потреблять больше тока, но и быстрее начал его отдавать в нагрузку. Движение заряженных электронов в большом количестве за малый интервал времени вызывает нагрев кислоты и пластин.
Закипание является одним из факторов износа аккумуляторной батареи. Если такое состояние стало проявляться все чаще, пора заменить батарею на вашей машине. Если неисправности были в генераторе, то нужно проверить ток зарядки и выдаваемое напряжение. При помощи бытового мультиметра можно измерить только напряжение. Когда двигатель заведен и работает на холостых, напряжение должно быть порядка 13,5-14,0 В на зажимах источника. Если напряжение больше 14,2 или 14,7 В, в зависимости от ряда причин, генератор работает в усиленном режиме или неисправен стабилизатор.
Генератор выдает трехфазное напряжение, которое сглаживается диодными мостами и стабилизируется преобразователем. Если это не происходит и напряжение на батарее много больше нормы, то это явный признак. Чтобы найти все причины, нужно выполнить диагностику.
Физика процесса кипения
Если при эксплуатации автомобиля вы наблюдаете кипение аккумулятора, это может быть связано с химическим составом жидкости. На 35-37% электролит состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Она закипает при 100 градусах, кислота — при 337. Раствор в итоге начинает кипеть при 113 градусах. Рабочая температура под капотом держится на уровне 85-95 градусов, то есть, остается совсем немного до стадии закипания. Достаточно поставить авто на солнце, и температура поднимется до нужного уровня. Если кипит аккумулятор, сначала уберите машину с солнца, заглушите мотор и откройте капот для проветривания. Когда источник остынет, убедитесь в исправности генератора и стабилизатора зарядного тока.
Интернет-магазин AKBMOSCOW
Закипание аккумулятора на авто – редкое явление при нормальной эксплуатации машины. Если в АКБ закипел электролит, значит, вы некорректно эксплуатируете электрику транспортного средства, либо сама батарея неисправна, и требуется немедленное вмешательство специалиста, чтобы избежать неприятных последствий.
Чтобы восстановить работу источника электропитания и избежать серьезных проблем, следует точно установить причину: почему закипел аккумулятор? Необходимо также проверить нанесенный неисправностью ущерб и выбрать правильный способ ремонта.
- Что такое кипение АКБ?
- Признаки кипения автоаккумулятора
- Основные причины закипания АКБ
- Перезаряд
- Замыкание
- Сульфатация
- Перегруз электросистемы
- Неисправности системы вентиляции
- Переполюсовка
- Что делать, если АКБ закипела?
- Как избежать закипания аккумулятора?
Что такое кипение АКБ?
Современные автомобильные аккумуляторы – это полностью герметичные, необслуживаемые (невозможно долить электролит) химические источники тока, которые имеют внутри банки со свинцовыми пластинами, погруженными в кислотный электролит. В процессе зарядки они производят, накапливают и хранят электроэнергию, а в процессе эксплуатации разряжаются за счет химической реакции. При нагреве внутри образуются газы, которые сбрасываются через специальный клапан.
Серная кислота в составе электролита (до 40%), имеет температуру кипения 337С, но в нем также содержится вода, закипающая при 100С. Поэтому электролитная смесь может закипать (появляются пузырьки пара на поверхности) при 113С.
Однако, при сильном перегреве двигателя и системы охлаждения, процесс электролиза (превращения воды в кислород и водород) в АКБ ускоряется, и эти газы начинают кипеть. Именно их закипание опасно само (выкипает электролит) по себе и может привести к серьезным неприятностям для машины: вода выкипает, а серная кислота концентрируется.
Прежде всего, выходит из строя сам аккумулятор: выкипевший электролит пополнить в необслуживаемой батарее невозможно (отсутствуют заливные отверстия), а при его нехватке:
- начинается разрушение внутренних пластин;
- существенно падает емкость АКБ и способность заряжаться;
- начинается коррозия клемм подключения, разъемов и изоляции;
- возможно короткое замыкание и возгорание электрики;
- возникает скачок тока, который может сжечь обмотки генератора;
- может произойти разрушение корпуса батареи и вытекание кислоты, повреждающей электропроводку и кузовные элементы.
Как результат: из строя выходят сам АКБ и системы электропитания и запуска двигателя. Поэтому найти причину закипания аккумулятора следует быстро. Тем более, что не всегда в перегреве виноват сам источник тока.
Признаки кипения автоаккумулятора
Визуально определить визуально появление пузырьков кипящей воды в АКБ невозможно, так как она герметично закрыта. Но есть ряд косвенных симптомов, позволяющих поставить точный «диагноз»:
- при открывании капота вы можете почувствовать «кислотный» запах накапливающихся паров;
- на клеммах батареи появляется белый или зеленоватый налет;
- можно поднести к газоотводной трубке АКБ воздушный шарик – он начнет надуваться газом;
- при замере плотности электролита ареометром, значение будет ниже 1,26 г/см3.
Кипение электролита можно также «услышать», если приложить к стенке батареи медицинский стетоскоп (если он есть в вашем комплекте инструментов).
Как только вы диагностировали кипение аккумулятора авто, необходимо сразу заняться поисками причины перегрева электролита. Таки причин несколько, и определить вы их можете самостоятельно.
Основные причины закипания АКБ
Специалисты определяют шесть основных причин закипания аккумуляторной батареи на автомобиле:
Перезаряд
Если заряжать АКБ сверх допустимого значения емкости или мощными нерегулируемыми устройствами высокого тока (свыше 14.5 Вольт), из строя выходит реле генератора, возникает большая разница потенциалов и падение напряжения. Если АКБ с определенной емкостью заряжалось более мощным зарядным устройством в течение длительного времени, то происходит перезаряд, из-за которого начинает закипать электролит, а ток заряда растет. В этом случае аккумуляторные батареи внутри просто разрушатся. Чтобы избежать этого, следует использовать только оригинальные промышленные зарядные устройства.
Замыкание
Если батарея изношена, а пластины внутри уже полуразрушены, то высока вероятность короткого замыкания АКБ в процессе езды, например, по неровной дороге. При закорачивании, между пластинами возникают высокие токи, способные разорвать саму банку аккумулятора. Даже если этого не произойдет, устройство может начать выдавать пониженную мощность (10.5 вместо 12.6 Вольт). При этом ток генератора остается прежним – до 14.5V, что ведет к закипанию электролита.
Сульфатация
В изношенных аккумуляторах на внутренних пластинах батареи может образовываться налет сернокислого свинца, из-за которого емкость АКБ падает, она постоянно недозаряжается, самопроизвольно разряжается и выдает номинальное напряжение не выше 10V. В процессе зарядки от генератора (до 14.5V) возникает большой ток, и электролит закипает, выводя из строя и аккумулятор, и генератор.
Перегруз электросистемы
Если автомобиль находится в движении, и включено сразу несколько устройств потребления электричества (например, кондиционер, радиола, дальнее освещение и т.п.), аккумулятор начинает работать на высоких нагрузках и быстро разряжаться. Генератор, при этом, физически не успевает восполнять потери электричества, из-за чего АКБ греется, а электролит может закипеть.
Неисправности системы вентиляции
Если автомобиль работает на больших нагрузках, а система вентиляции не обеспечивает качественного обдува подкапотного пространства, аккумулятор сильно нагревается снаружи, что может привести к перегреву (выше 113С) и закипанию электролита. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы установили в машине АКБ нестандартно большего размера, чем требует монтажное гнездо – из-за плохого обдува, он будет греться даже при нормальных нагрузках.
Переполюсовка
Если АКБ по ошибке заряжен в обратной полярности или его клеммы неправильно подключены к разъемам бортовой сети автомобиля, в системе возникают сверхбольшие токи, способные вскипятить электролит в банках батареи и вывести из строя диоды генератора и предохранители системы электропитания.
Что делать, если АКБ закипела?
Если в процессе движения, у вас закипела аккумуляторная батарея, следует немедленно:
- заглушить двигатель и остановить авто на обочине;
- поднять капот, чтобы охладить подкапотное пространство;
- снять защитную рубашку с аккумулятора.
После того, как двигатель остынет, необходимо сразу заехать на СТО, где долить дистиллированной воды в электролит (для необслуживаемых авто – через газоотводное отверстие). Затем следует при работающем движке замерить плотность электролита ареометром (не ниже 1.26 г/см3), а мультиметром – уровень напряжения АКБ (не выше 15V).
Если напряжение на аккумуляторе будет выше 15V, необходимо отключить все лишние электроприборы, затем отключить и заизолировать толстый провод генератора, после чего немедленно заняться диагностикой и ремонтом электросистемы и АКБ.
Как избежать закипания аккумулятора?
Основной способ продлить жизнь АКБ на автомобиле и не дать ему закипать – корректная эксплуатация источника тока. Нельзя допускать:
- перезарядки батареи, использовать для заряда нерегулируемые мощные зарядные устройства, дающие силу тока выше 1/10 емкости АКБ;
- постоянного включения/выключения двигателя в холодное время года;
- часто «прикуривать» разряженную батарею от АКБ другого авто.
Важно также постоянно следить за целостностью ремня генератора, периодически замерять уровень и плотность электролита в банках аккумулятора (раз в неделю летом – раз в месяц зимой) и не реже раза в месяц – уровень напряжения. Батарея должна сидеть в монтажном гнезде своего размера, иметь технологические зазоры для вентиляции и при замерах показывать не более 14.5V напряжения. Не должно быть никаких потеков на и вокруг АКБ, окислов и налета на клеммах, повреждений на корпусе.
В заключении следует отметить, что закипание аккумулятора – неприятный сигнал того, что АКБ изношен, неправильно заряжается и эксплуатируется, что чревато перегревом и выгоранием электрической системы автомобиля. Грамотная и аккуратная зарядка с использованием заводских зарядных устройств, использование контрольно-измерительных приборов, своевременное техническое обслуживание электрооборудования позволят защитить аккумулятор от преждевременного выхода из строя и нанесения повреждений другим жизненно-важным системам авто.
Самые часто используемые аккумуляторные батареи (АКБ) в наших автомобилях это свинцово-кислотные батареи закрытого типа. И практически каждый автомобилист сталкивался с кипением электролита в АКБ. Для быстрого устранения и ремонта этой неполадки важно знать причины.
Причины закипания АКБ
Эксперты выделяют три главные причины этой неисправности:
1. Неправильная подзарядка аккумулятора зарядным устройством.
Если зарядка не подходит для модели аккумулятора, или режим выбран неправильно, АКБ заряжается при повышенной силе тока, кислота в аккумуляторе нагревается и образованный водород испаряется через клапан.
2. Сульфатация или замыкание банок (секций).
Естественный износ аккумулятора, повышенные нагрузки или неправильная эксплуатация батареи.
3. Вышел из строя блок регулятора, который регулирует степень напряжения к аккумулятору.
Генератор подзаряжает АКБ во время работы автомобиля, регулятор ограничивает подачу напряжения на уровне 15 вольт. Если он выходит из строя, аккумулятор получает напряжение выше чем 15 вольт, электролит быстро нагревается и начинает испаряться.
Как правильно заряжать батарею
Общее правило зарядки аккумулятора зарядным устройством в том, что сила тока подачи не должна превышать 10% ёмкости АКБ, то есть если у вас ёмкость 60 ампер-часов, то сила тока не должна быть больше 6 ампер. При постоянном превышении электролит кипит и выделяется водород, который испаряется через клапаны. Происходит снижение уровня электролита, аккумулятор выходит из строя. В АКБ закрытого типа кислоту долить нельзя и батарею придётся менять.
Проверка блока регулятора
- В первую очередь нужно проверить генератор. Блок регулятора отвечает за стабилизацию напряжения, которое подаётся на аккумулятор. Пригодится любой прибор, измеряющий вольтаж.
- Подключите зажимы измерительного прибора к клемам АКБ, заведите двигатель автомобиля и измеряйте на холостых оборотах. Исправный регулятор выдаёт напряжение 13,5-15 вольт, если показания выше или ниже регулятор придётся менять.
- Если электронная схема регулятора стоит отдельным блоком, то поменять его не составит труда любому автолюбителю. Ну а если встроена в генератор и объединена с выпрямляющим каскадом, обращайтесь к автоэлектрику в автосервис, особенно если нет опыта в ремонте автомобиля.
Диагностика аккумулятора
После определения причины закипания аккумулятора и её устранении необходимо провести диагностику самого АКБ, проверить насколько повреждения критичны.
- Проводить диагностику можно так же любым прибором для измерения вольтажа. Лучше это делать после того, как автомобиль постоял больше 12 часов. Присоедините зажимы измерительного прибора к клемам АКБ, не забывая о полярности и посмотрите на показания:
- Если напряжение 12.3-12.7 вольт аккумулятор исправен. Показания ниже 12 вольт говорят о непригодности АКБ к дальнейшей работе. Имеет смысл перепроверить показания в автосервисе. Возможно в автомобиле есть «потребитель», вытягивающий в состоянии покоя энергию. Его нужно найти, отключить и перепроверить показания.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин начинается при напряжении менее 12.3 вольт, образуются крупные кристаллы сульфата свинца, который трудно растворяется в кислоте, уменьшает рабочую поверхность пластин и уровень электролита. В таких АКБ заряд ниже чем в исправных батареях. Температура электролита при зарядке повышается быстрее и он закипает, ухудшая ситуацию. Тут необходимо провести десульфитацию аккумулятора, если есть такая функция на зарядном устройстве, проверить исправность банок и зарядить АКБ снова.
Если вы не пользуетесь аккумулятором, его все равно необходимо постоянно подзаряжать, чтобы избежать сульфатации пластин и необратимой поломки аккумуляторной батареи.
Наши статьи:
Какой тип аккумулятора выбрать