Дата публикации: 13.07.2016 16:52 (архив)
Автоматизированная информационная система ФНС России (АИС «Налог-3») представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.
АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:
- обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
- создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
- снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
- совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
- обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
- снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
- снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
- снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
- переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
- обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
Федеральная налоговая служба России активно внедряет информационные системы для контроля за бизнесом и гражданами. У ФНС уже свыше 20 информационных комплексов (самые известные АИС «Налог» и АСК «НДС-2»), позволяющих инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов. Вся собранная информация о налогоплательщиках и сделках обрабатывается в созданных ФНС центрах обработки данных в Дубне и Городце.
Налоговые проверки раз в три года остались в прошлом
Раньше бухгалтеры и руководители ориентировались на то, что инспекторы могут прийти в компанию с налоговой проверкой не чаще, чем раз в три года. Налоговый период считался логически завершенным не после подачи декларации, а только после окончания выездной проверки.
Центр обработки данных о налогоплательщиках в Дубне
Источник: Журнал сетевых решений LAN
Последние несколько лет бизнес может работать без выездных налоговых проверок три, пять и даже более лет. Однако это не значит, что ФНС теперь относится к налогоплательщикам лояльнее и смотрит на нарушения сквозь пальцы. Напротив, за эти годы повысилось качество налогового администрирования.
Дело в том, что Федеральная налоговая служба все последние годы внедряет и улучшает информационные системы, позволяющие автоматически выявлять случаи неуплаты налогов, отмечает управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов.
Как ФНС находит нарушителей
Федеральная налоговая служба использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие.
Информационные комплексы ФНС России
Наименование | Краткое описание |
АИС “Налог”-3 | Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, в т.ч. прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям. |
ПП Контроль НДС (ранее АСК НДС-2) и Система управления рисками “АСК НДС-2” | Выявляет налогоплательщиков, которые не платят НДС (потенциальные фирмы-однодневки), и анализу связей других организаций с таковыми. |
ВНП-отбор | Основной фильтр. Работает с данными налоговой и бухгалтерской отчётности. Налогоплательщик анализируется по ряду критериев, в т.ч. сравнивается с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. |
ПК “ВАИ” (Визуальный анализ информации) | Роботизированный помощник, позволяющий наглядно отследить данные по взаимозависимости, участию учредителей в других юр.лицах, источникам доходов и т.д. |
ПИК «Однодневка» | Специальный реестр организаций, имеющих признаки анонимных структур. |
Fira.pro, СПАРК. | С их помощью устанавливаются связи субъектов через учредителей, руководителей, адреса, интернет сайты и номера телефонов. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. |
Источник: Клерк.ру, Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности taxCOACH
Основные информационные системы
Ключевой в структуре ФНС является АИС «Налог-3». Как сказано на сайте налоговой службы, это единая информационная система, автоматизирующая деятельность ФНС России. Через АИС «Налог-3» осуществляется прием, обработка, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для поддержки принятия управленческих решений и предоставления информации внешним потребителям.
АИС «Налог-3» решает следующие задачи:
- обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
- создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
- снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
- совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
- обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
- снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
- снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
- снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
- переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
- обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
Источник: ФНС России
ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.
Напомним, компании включают в декларации по НДС сведения из книги покупок и продаж. Эти данные АСК «НДС-2» автоматически сверяет с информацией от поставщиков и покупателей и выявляет расхождения в цепочке. Если в цепочке возник сбой (покупки и продажи должны зеркально отображаться у всех поставщиков и потребителей), робот это вычисляет и фиксирует. А налогоплательщику присваивается красный, желтый или зеленый уровень благонадежности. Дальше на предполагаемого нарушителя в автоматизированном режиме собирается досье, предшествующее налоговой проверке.
Как работает АСК «НДС-2», видео
Источник: 360tv.ru
Получается, что если в цепочке организаций присутствует фирма-однодневка, которая уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, то она будет выявлена, отмечает Артем Денисов. При этом статистика говорит об успешности борьбы ФНС с уклонениями от уплаты налога на добавленную стоимость. Так, в первом квартале 2016 года разрыв в цепочке НДС составлял 8% (676 млрд руб.), а осенью 2018 года он стал меньше 1% (86,6 млрд рублей), отмечает руководитель ФНС Михаил Мишустин.
В ФНС используются и другие информационные системы.
«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»). С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.
ПК «ВАИ». Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.
ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.
В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.
Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.
Открытие Центра обработки данных ФНС в Дубне, видео
Источник: Мир налогов
Онлайн-кассы и маркировка товаров
Внедрение центров обработки данных позволило федеральной налоговой службе перейти на новый уровень контроля. В 2016 году стартовал постепенный перевод компаний, занимающихся розничной торговлей или предоставляющих услуги гражданам, на онлайн-кассы. Теперь информация обо всех розничных продажах автоматически передается операторам фискальных данных (ОФД), а от них – в налоговую службу. То есть, ФНС видит оборот торговой точки в режиме реального времени, говорит Артем Денисов.
В течение ближайших пяти лет в России будет планомерно внедряться система маркировки товаров. На сегодняшний день введена обязательная маркировка алкоголя и меховых изделий. Тестируется маркировка лекарств, обуви и табачных изделий. В ближайших планах правительства – введение маркировки парфюмерии, одежды, фотоаппаратуры, шин и молока.
К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров. То есть предполагается, что к этому времени данные об основной массе потребительских товаров, которые продаются, производятся или импортируются в страну, будут храниться в единой системе.
Как связаны ФНС, ФТС и ЗАГСы
Информационные системы ФНС и Федеральной таможенной службы (ФТС) также объединяются в единое облако на базе ЦОДов налоговой службы. По словам заместителя министра финансов РФ Ильи Трунина, идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС (Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов России и АИС «Налог»). Минфин стремится оптимизировать процесс взаимодействия ФНС и ФТС, создав единый механизм администрирования. В результате Федеральная налоговая служба получает сведения о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров. Министр финансов РФ Антон Силуанов уверен, что единая система позволит отследить всю цепочку прохождения товаров – от нахождения на границе до конкретных потребителей, благодаря чему повысится собираемость налогов. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин также отмечает: «Мы завершили интеграцию информационных ресурсов ФНС и ФТС и уже приступили к реализации задачи по созданию системы прослеживаемости товаров».
Интеграция программных средств ФТС и ФНС направлена на отслеживание движения ввезенных в Россию товаров. Она позволяет видеть, по какой цене они завозятся, не занижена ли цена, как она меняется в ходе перемещения товара по стране, через какое количество посредников проходит и так далее. Анализ таких сведений позволит выявлять схемы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей, и делать выводы о легальности ввоза товара, отмечает Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС.
Также 1 октября 2018 года стартовало создание Единого реестра ЗАГС (ЕГР ЗАГС), оператором которого является ФНС. На настоящий момент в реестр внесено более 3 млн записей. Через 2 года все данные о гражданах, имеющиеся у органов записи актов гражданского состояния, должны быть оцифрованы. Это делается, в том числе, для того, чтобы устанавливать взаимозависимость между компаниями, отмечает управляющий партнер «ВМ-Право и Консалтинг» Владимир Чувашов.
ФНС уже запустила мобильное приложение, которое позволяет проверять записи в Едином реестре ЗАГС. Для этого достаточно отсканировать QR-код на бланках нового образца свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о смерти и свидетельства о заключении брака. Запрос автоматически отправится в центр обработки данных ФНС России. QR-код содержит информацию, позволяющую органам, предоставляющим госуслуги, а также самим гражданам проверить запись.
ФНС стремится контролировать бизнес и на основе данных в социальных сетях.
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин о налогообложении самозанятых, видео
Источник: Известия
По требованию Центробанка России банки тоже внимательно следят за тем, чтобы их клиенты платили налоги. Во-первых, они контролируют, чтобы размер уплачиваемых налогов составлял не меньше 0,9% от оборота по счету. Например, если компания получила оплату с НДС, а затем перевела эти деньги, не выделив налог, банк может счесть это плохим признаком и предупредить налоговиков.
Во-вторых, банки оценивают каждого своего бизнес-клиента на предмет благонадежности (принцип «Знай своего клиента»). Центробанк настаивает, чтобы банк удостоверился в том, что клиент действительно существует и занимается предпринимательством.
Необоснованная налоговая выгода
Высший арбитражный суд в 2006 году ввел понятие необоснованной налоговой выгоды. Иначе говоря, если компания совершает сделку ради уменьшения налогов, а не с целью получения прибыли, то она может быть признана незаконной. При этом Высший арбитражный суд РФ возложил на налоговиков обязанность доказать нереальность операций, отсутствие возможности их совершить из-за нехватки персонала и оборудования, оценить сэкономленную на налогах сумму и т. д.
В 2017 году прямой запрет сделок, направленных на уход от налогов, и само понятие необоснованной выгоды были закреплены в Налоговом кодексе (ст. 54.1). Суть в том, что законом запрещены сделки и операции, направленные исключительно на снижение налогового бремени, говорит Владимир Чувашов.
12 критериев оценки рисков налогоплательщика
ФНС еще в 2007 году приняла «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок». В этой концепции прописаны показатели рекомендуемой налоговой нагрузки (по отрасли), доля налоговых вычетов, ненормально низкий уровень рентабельности, создание цепочки контрагентов без наличия деловой цели.
12 критериев для самостоятельной оценки налоговых рисков
АИС «Налог-3» решает следующие задачи:
- обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
- создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
- снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
- совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
- обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
- повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
- повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
- снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
- снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
- снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
- переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
- обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
Источник: ФНС России
Борьба с фирмами-однодневками
Для борьбы с фирмами-однодневками ФНС добилась ужесточения условий регистрации компаний: вводились новые требования для учредителей, менялись правила ликвидации компании, налоговики получили право проверять предприятие еще до его регистрации, а также корректировать данные о нем в ЕГРЮЛ, тем самым предупреждая бизнес, что работать с таким контрагентом небезопасно.
Руководитель ФНС России Михаил Мишустин
Источник: Kremlin.ru
В итоге число компаний с признаками однодневок сократилось с почти 2 млн в 2012 году до 230 тыс. в 2018 году, отмечает Михаил Мишустин.
Большинство претензий ФНС к бизнесу связано со сделками с фиктивными компаниями. В суде налогоплательщику надо будет доказать, что он тщательно выбирал партнера и предварительно запросил у него документы, подтверждающие наличие основных средств и персонала, проверил способность выполнить условия контракта и т.д. Аргументом может стать деловая переписка и контакты конкретных людей. Это так называемое правило KYC (англ. know your counterpart – знай своего контрагента).
Контракт с фирмой-однодневкой чреват тем, что придется рассчитываться с бюджетом по ее долгам. Например, у ФНС могут возникнуть претензии, если руководитель компании не встречался с контрагентом при подписании договора, у нее нет сотрудников, отвечающих за работу с ним, а у контрагента, в свою очередь, не хватает ресурсов для выполнения контракта.
Как избежать обвинений в искусственном дроблении бизнеса
Добившись почти 100%-ой раскрываемости случаев оптимизации НДС, налоговая служба стала активно выявлять случаи незаконной оптимизации налога на прибыль. Особо пристальное внимание ФНС обращает на схемы искусственного дробления бизнеса. Речь идет о ситуациях, когда налогоплательщики, для сохранения права на специальные режимы налогообложения, искусственно делят бизнес на несколько юрлиц.
Раньше вероятность того, что малый бизнес, применяющий специальный режим налогообложения, столкнется с налоговой проверкой, была невелика (при условии, что предприниматель вовремя подавал декларации и правильно вел документооборот). Однако в декабре 2018 года ФНС поручила инспекциям усилить работу с компаниями, которые прибегают к искусственному дроблению бизнеса ради экономии на налогах.
С 2013 года инспекторы обязаны запрашивать IP и MAC-адреса доступа к интернет-банку. Это повсеместное основание для выявления взаимозависимости и подконтрольности нескольких компаний. Анализируя IP и MAC-адреса, ФНС регулярно выявляет участников схем по уклонению от уплаты налогов.
Как ФНС отбирает кандидатов на проверку
Налоговые инспекторы проводят выездную налоговую проверку только при условии, что решение налоговой инспекции может быть затем реально исполнено, а деньги уплачены в бюджет. Ключевые показатели результативности — доначисления и собираемость (первый без второго не работает). Низкорезультативной считается проверка, принесшая до 1 млн руб. доначислений. Ожидаемый минимальный результат — от 5 млн руб. (для Москвы — 11 млн руб.).
Кроме того, налоговые инспекторы после проведения предпроверочного анализа или камеральной проверки стремятся убедить налогоплательщика подать уточненную декларацию и доплатить налоги. Статистика ФНС в 2018 году: по результатам контрольной и аналитической работы бюджет дополнительно получил 297 млрд руб. А в целом в 2018 году повышение собираемости налогов принесло бюджету дополнительные 400 млрд рублей.
Изменений, которые могут привести к росту налоговой нагрузки, достаточно.
Нововведения в сфере налогообложения
- Унификация налоговых региональных льгот. В 2019 году Минфин рассчитывает разработать и утвердить методику их ежегодной оценки. Если льгота будет признана неэффективной, сумма федеральной помощи региону может сократиться на уровень таких налоговых расходов субъекта РФ.
- Минфин предлагает ограничить право регионов выбирать, для каких объектов недвижимости налогооблагаемая база может рассчитываться от балансовой, а не кадастровой стоимости. И рассчитывать налог для всей недвижимости по кадастру.
- Включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Минфин по-прежнему планирует отдать шесть из них (плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный, туристический и экологический сборы, сбор за пользование автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, налог на доходы операторов сети связи общего пользования) под контроль налоговиков, что ужесточит администрирование налога и увеличит их собираемость.
- Верховный суд собирается рассматривать осенью постановление, позволяющее в любой момент привлечь к уголовной ответственности за налоговые преступления.
- Инспекции, специализирующиеся на конкретных отраслях, будут администрировать вдвое больше компаний. Цель реформы – найти риски, характерные для отраслей и компаний со схожими бизнес-моделями. До сих пор такие инспекции существовали только на федеральном уровне и контролировали 2 тыс. налогоплательщиков с доходами от 20 млрд руб. в восьми отраслях. Теперь их зона контроля сужается – сумма дохода увеличена до 35 млрд руб. Но им подчиняются 12 новых межрайонных инспекций в разных городах. Такие инспекции лучше понимают бизнес и будут более жестко взыскивать налоги.
Источник: Ведомости
По словам Артема Денисова, ключевые нововведения, связанные с введением ФНС налоговых систем, направлены, прежде всего, на выявление схем незаконной оптимизации НДС российскими компаниями. Эти системы доказали свою эффективность, и ключевой совет бизнесу – отказываться от схем оптимизации налога на добавленную стоимость.
Владимир Чувашов советует компаниям внимательно следить за тенденциями в своей отрасли, средним уровнем налоговой нагрузки и рентабельностью конкурентов, чтобы не бежать впереди толпы и не отставать. Это позволит снизить риски налоговых доначислений.
Эксперты советуют компаниям отказываться от откровенных схем налоговой оптимизации. Для этого нужно подтверждать все операции и сделки необходимыми документами, проверять контрагентов и не работать с фирмами-однодневками.
Главным инструментом налоговиков стала информация и умные аналитические системы. Средняя доначисленная по итогам выездной налоговой проверки сумма выросла с 13,6 млн руб. в 2016 году до 22 млн в 2018 году. При этом число выездных налоговых проверок сократилось с 26 тыс. до 14 тыс. Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки – именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза экс-президента США Бенджамина Франклина о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 22 октября 2020 г. N ЕД-7-12/770@
О ВВОДЕ В ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС «НАЛОГ-3»,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО АВТОМАТИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
111.02.00.00.0010 «ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ВНЕШНИМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
В ПОРЯДКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» В ЧАСТИ ФОРМ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ NN 1-БО, 5-ТС,
5-ТСМ, 1-РНП, ВП
В целях обеспечения автоматизации в АИС «Налог-3» технологического процесса 111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» в части форм статистической налоговой отчетности NN 1-БО, 5-ТС, 5-ТСМ, 1-РНП, ВП, реализации функций, возложенных на Федеральную налоговую службу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3»), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решения подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с пунктом 2.10 Государственного контракта от 26.05.2020 N 5-6-02/65 (протокол работы подкомиссии от 20.08.2020 N 2.10-Р65/3-2020), приказываю:
1. Ввести в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3», реализующее автоматизацию технологического процесса 111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» в части форм статистической налоговой отчетности NN 1-БО, 5-ТС, 5-ТСМ, 1-РНП, ВП (далее — программное обеспечение), в составе компонентов АИС «Налог-3» согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить План мероприятий по вводу в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3», реализующего автоматизацию технологического процесса 111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» в части форм статистической налоговой отчетности NN 1-БО, 5-ТС, 5-ТСМ, 1-РНП, ВП (далее — План мероприятий), согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Аналитическому управлению (В.Н. Засько), Управлению налогообложения юридических лиц (М.В. Бакчеева), Контрольному управлению (М.В. Чаликов), Управлению интерактивных сервисов (Е.В. Гладышев) обеспечить:
3.1. Эффективное внедрение в промышленную эксплуатацию программного обеспечения.
3.2. Методологическое сопровождение программного обеспечения при выполнении функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации.
4. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.
5. Аналитическому управлению (В.Н. Засько), Управлению налогообложения юридических лиц (М.В. Бакчеева), Контрольному управлению (М.В. Чаликов), Управлению интерактивных сервисов (Е.В. Гладышев), Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов), Управлению информационной безопасности (А.Н. Соловьев), Управлению модернизации налоговых органов (П.Ф. Лабазнов), ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин), Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (В.А. Суховецкий) обеспечить исполнение Плана мероприятий.
6. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России:
6.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России (при наличии) и обеспечить его исполнение.
6.2. Обеспечить выполнение функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с:
документами (регламентами и инструкциями на рабочие места), размещаемыми на Интранет-портале ФНС России;
эксплуатационной документацией, размещаемой в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и на сайтах технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва) и исполнителя государственного контракта на сопровождение прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3».
7. ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин):
7.1. Довести настоящий приказ до филиалов ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Москва) и обеспечить его исполнение.
7.2. Обеспечить в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию сопровождению и эксплуатации автоматизированных информационных систем Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, средства информационной безопасности, — в части пунктов 1, 4 и 7, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы методологического и организационного обеспечения сбора и обработки данных статистической налоговой отчетности, — в части пунктов 2, 3, 5 и 6 настоящего приказа.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.ЕГОРОВ
Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 22 октября 2020 г. N ЕД-7-12/770@
СОСТАВ
КОМПОНЕНТОВ АИС «НАЛОГ-3»
N п/п |
Технологический процесс |
Компоненты АИС «Налог-3» |
1 |
111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» |
Прикладная подсистема «Отчетность» (ПП «Отчетность») |
Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) |
Приложение N 2
Утвержден
приказом ФНС России
от 22 октября 2020 г. N ЕД-7-12/770@
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВВОДУ В ПРОМЫШЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПРИКЛАДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС «НАЛОГ-3»,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО АВТОМАТИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
111.02.00.00.0010 «ФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ
ОТЧЕТНОСТИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ВНЕШНИМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
В ПОРЯДКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» В ЧАСТИ ФОРМ
СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ NN 1-БО, 5-ТС,
5-ТСМ, 1-РНП, ВП
N п/п |
Мероприятие |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения (в рабочих днях) |
1 |
Установка версии программного обеспечения на контуре промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» |
ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, Исполнитель ГК, Управление информационных технологий |
В соответствии с утвержденным графиком установки версии на контур промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» 17.10.2020 — 18.10.2020 |
2 |
Подготовка сайтов технической поддержки для размещения обращений в случае возникновения вопросов, замечаний или ошибок ПО, возникающих в ходе промышленной эксплуатации ПО (раздел «Промышленная эксплуатация ФБ3″/»Статистическая отчетность», технологический процесс 111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» обеспечение доступа к сайтам технической поддержки пользователям ПО АУ, УНЮЛ, КУ, УИС, УМНО, УИТ |
ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, Исполнитель ГК |
3 дня с даты утверждения настоящего плана |
3 |
Доработка и актуализация инструкций на рабочие места территориальных органов ФНС России, СП ЦА ФНС России, шаблонов доступа для контура промышленной эксплуатации АИС «Налог-3», и представление их в Аналитическое управление |
УНЮЛ, КУ, УИС |
15 дней с даты утверждения настоящего плана |
4 |
Представление в Управление модернизации налоговых органов актуализированных инструкций на рабочие места территориальных органов ФНС России, СП ЦА ФНС России для публикации на Интранет-портале ФНС России. |
Аналитическое управление |
3 дня с даты исполнения пункта 3 настоящего плана |
5 |
Направление в МИ ФНС России по ЦОД заявок на создание (изменение) шаблонов доступа для контура промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» (копия в Управление модернизации налоговых органов и Управление информационной безопасности) |
Аналитическое управление |
3 дня с даты исполнения пункта 3 настоящего плана |
6 |
Создание на контуре промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» шаблонов доступа (внесение изменений) и направление информации об этом, АУ, УНЮЛ, КУ, УИС, УМНО, УИТ |
МИ ФНС России по ЦОД |
2 дня с даты исполнения пункта 5 настоящего плана |
7 |
Организация предоставления прав доступа на контуре промышленной эксплуатации АИС «Налог-3» в установленном порядке |
Управление информационной безопасности, Аналитическое управление, пользователи ПО, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России |
5 дней с даты исполнения пункта 6 настоящего плана |
8 |
Мониторинг расчета (с учетом трудоемкости их сбора) статистической налоговой отчетности, в том числе кубов детализации |
Исполнитель ГК, ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России, Управление информационных технологий |
На постоянной основе с учетом Графика формирования и загрузки данных в АСД ФХД |
9 |
Начало промышленной эксплуатации ПО |
УФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональные ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, АУ, УНЮЛ, КУ, УИС |
После исполнения пункта 7 |
10 |
Направление в АУ, УНЮЛ, КУ, УИС, УМНО, УИТ информации о ходе промышленной эксплуатации ПО (отсутствие или наличие проблем в ходе промышленной эксплуатации ПО с приложением перечня обращений, размещенных на сайте технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России) |
УФНС России по Нижегородской области, УФНС России по Санкт-Петербургу |
2 недели с даты начала промышленной эксплуатации ПО в соответствии с пунктом 9 настоящего плана |
Принятые сокращения:
АИС «Налог-3» — Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506;
ГК — исполнитель государственного контракта на сопровождение прикладного программного обеспечения АИС ФНС России (АИС «Налог-3») от 26.05.2020 N 5-6-02/65;
АСД ФХД — аналитический сегмент данных федерального хранилища данных;
МИ ФНС России по ЦОД — Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
Пользователи ПО — налоговые органы;
ПО — прикладное программное обеспечение АИС «Налог-3», реализующее автоматизацию технологического процесса 111.02.00.00.0010 «Формирование статистической налоговой отчетности и предоставление данных внешним пользователям в порядке информационного взаимодействия» в части форм статистической налоговой отчетности NN 1-БО, 5-ТС, 5-ТСМ, 1-РНП, ВП;
УФНС России по субъектам Российской Федерации — управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;
МИ ФНС России по КН — Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России — Федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (г. Москва);
ФНС России — Федеральная налоговая служба;
АУ — Аналитическое Управление;
УНЮЛ — Управление налогообложения юридических лиц;
КУ — Контрольное управление;
УИС — Управление интерактивных сервисов;
УМНО — Управление модернизации налоговых органов;
УИТ — Управление информационных технологий;
УИБ — Управление информационной безопасности.
Опыт прошлого года был печальный. Рассказываем, какие действия спасут от штрафов из-за сбоя в ФНС.
Вся правда о переходе налоговиков на АИС Налог-3 была озвучена в этом году не сразу. Так, отчёты за 4 квартал 2018 г. ушли со штрафами в просрочку не по вине организаций и были приняты аж в феврале 2019 года.
Предупреждение на сайте налоговой инспекции было опубликовано 5 февраля. А вся ситуация началась в декабре, когда и начался тот самый переход. Звонки в налоговую не прекращались, а отчеты не принимались, в итоге начисление штрафов организациям, блокировки счетов и разбирательство после того, как программа заработала. Снятия штрафных санкций мы добились только в марте 2019, с помощью бесконечных звонков и отправки квитанций в налоговую в подтверждение того, что всё было отправлено вовремя.
После этого мы выработали определенный алгоритм действий на будущее, чтобы не испытывать больше такого напряжения и не рассчитываться за штрафы вместо организаций из своего кармана.
В 2020 году обновление программного обеспечения будет связано со многими изменениями законодательства по налогообложению. Но основная проблема все таки связана с обновлением программного обеспечения в налоговой. И оно уже началось…
Три дня назад пошли первые звоночки, в связи с тем, что не проходит в базе налоговой уточнение платежа, ошибочно уплаченного за 3 квартал 2019 г., ошибка в КБК. Письмо с уточнением было отправлено в ноябре, а уточнение все не проходит в базе налоговой. Но самое главное, что уже пришло решение от областной налоговой, что дело передано приставам на взыскание задолженности, которая якобы есть по неуплаченному налогу. Пени уже рассчитаны и арест присутствует на счете. Звонок в налоговую прояснил ситуацию: инспектор спокойно ответила, что это массовое явление, программа «висит».
Это уже было и в прошлом году. Так что будьте бдительны. Проверяйте исполнение ваших писем, запросов, принятие отчетов, а главное, сохраняйте все подтверждения в форме квитанций, извещений о вводе в читаемом формате. В прошлом году с этого все начиналось.
Грандиозный переход с одной программы на другую в налоговой в этом году не планируется, в прошлом переход был трехлетним и его завершение выпало на сдачу 4 квартала, а в этом году у налоговой инспекции плановое обновление программы, и она все равно будет висеть.
Причины обновления — законодательные изменения. Вот основные:
- С 2020-го отчетность НДФЛ сдается в электронном виде, если у вас есть сотрудники. Сделано это изменение, чтобы упорядочить отчетность и упростить налоговикам жизнь в части проверки сведений с другими формами отчетов в базе налоговой. Соответственно, программное обеспечение налоговой обновляется проверками НДФЛ. Право сдаваться на бумаге будет только у тех налоговых агентов, которые за год выплатили доходы максимум 10 физлицам.
- Расширяются регионы, где можно стать самозанятым, если в 2019 году это были Москва и область, Калужская область и Татарстан, то с 01.01.2020 список регионов станет существенно шире, их в нем будет еще плюс 19 согласно 428-ФЗ от 15.12.2019. Дополнительные изменения будут внесены в программное обеспечение налоговой по этим регионам.
- Новая форма отчетности по налогу на прибыль появится с 2020 года, для нас изменений в корне никаких нет. А в ИФНС программное обеспечение будет меняться с изменением формы.
- Изменения касаются налога упрощенцев с отменой декларации по УСН-6%, если есть ККТ.
Сроки обновления программного обеспечения ФНС всегда непредсказуемы, так показал опыт предыдущих лет. Иногда сбои идут по техническим причинам в связи с многочисленными сведениями, которые получает от нас налоговая инспекция за очень короткий период времени.
Как бороться в период, когда программа налоговой будет обновляться?
Выработался определенный план действий, когда «висит» программа у ФНС:
- Отправляем отчеты в срок и следим за законодательством в части их изменений самостоятельно и постоянно, в ежедневном режиме. А не когда ФНС публикует новость.
- Следим за принятием отчетов, писем, запросов ежедневно. Через 3 дня начинаем спрашивать, почему не принимается.
- У себя на компьютере сохраняем все формы подтверждения отправки, принятия, делаем скриншоты всех состояний отчета из ЭДО, если принятие задерживается.
- После принятия отчёта с просрочкой из-за приостановки работы программы отправляем письмо с просьбой не предъявлять штрафные санкции. В связи с отсутствием нарушения с вашей стороны и прикрепляем квитанции, извещения и скриншоты процесса отправки.
- Ждём 3-5 дней, заказываем сверку по расчету с бюджетом.
- Через 30 дней повторяем процедуру сверки, убеждаемся в отсутствии штрафов на организации.
- Если в процессе ответы со стороны ИФНС задерживаются, то включаем в ход дублирование писем и звонки.
Вроде бы нехитрый такой план, но он помог в прошлом году снять до 90% ограничений за 5 дней, и у большинства наших компаний работа из-за налоговой не приостановилась, остальные 10% пострадали. Так что держите на контроле процесс взаимодействия постоянно, пользуйтесь этим планом и сможете отстоять правомерность и срочность своих действий всегда.
Как пойдет сейчас, узнаем только после новогодних каникул. Есть ощущение, если раз уже есть «тормоза» в программе, значит, все только начинается. В любом случае, сдача отчетов 4 квартала впереди. Удачи нам в этом процессе!
Как соответствовать требованиям ФНС России при переходе на налоговый мониторинг: последние изменения
С 2024 года обязательное условие для участия в налоговом мониторинге — интеграция с АИС «Налог-3» ФНС России. Правила ввели на основании ФЗ-470.
Компаниям, которые уже вступили в налоговый мониторинг или только планируют, необходимо подготовить информационные системы, чтобы они соответствовали требованиям ФНС России.
В статье разбираем, почему требуется интеграция с АИС «Налог-3» и как ее реализовать.
*Информация в статье актуальна на октябрь 2022 года
Почему необходима интеграция с АИС «Налог-3»
АИС «Налог-3» — единая информационная система ФНС России, с ее помощью обеспечивают автоматизацию деятельности налоговой службы. Благодаря интеграции с данной системой проведение проверок ускоряется, а точность прогнозирования налоговых поступлений повышается.
Так выглядит схема взаимодействия между компанией и ФНС России после интеграции с АИС «Налог-3»
В конце 2021 года для взаимодействия в рамках налогового мониторинга ФНС России издала приказ «Об утверждении порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации.»
Согласно документу, обеспечить интеграцию с АИС «Налог-3» необходимо до конца 2022 года. Технические требования к системам опубликованы на сайте ФНС России.
АИС «Налог-3» можно интегрировать как напрямую с учетными системами организации, так и с аналитической витриной данных. Но вне зависимости от выбранного способа передачи данных необходимо заблаговременно протестировать подключение и работу девяти базовых сценариев. Среди них, например, получение реестра документов, запрос дополнительных документов и информирование о размещении запрошенного документа.
Подключение и тестирование можно выполнить самостоятельно, но возможны сложности: отлажены еще не все процессы. Интеграцию комфортнее выполнить, если стать участником рабочей группы по реализации пилотного проекта.
Как вступить в рабочую группу по интеграции с АИС «Налог-3»
Эксперты ФНС России и АО «ГНИВЦ» (разработчик АИС «Налог-3») помогают участникам рабочей группы разобраться с техническими тонкостями и протестировать систему.
Вступить в рабочую группу можно, если вы уже участник налогового мониторинга и соответствуете следующим критериям:
-
взаимодействуете с ФНС России через прямой доступ к учетным системам или через аналитическую витрину данных;
-
для реализации проекта у вас есть технические и финансовые возможности, а также сотрудники. Подробные требования для вступления в рабочую группу можно узнать в налоговой инспекции.
Если же компания пока не вступила в налоговый мониторинг, но планирует с 2023 года, для нее тоже есть отдельные рабочие группы. Подать заявку на вступление в рабочую группу можно на сайте.
Как уведомить налоговый орган о технической готовности систем
Если все в порядке и техническая возможность у компании есть, нужно сообщить об этом в ФНС России — для этого заполняют приложение 1 из приказа ФНС России.
Если ваша компания уже участвует в налоговом мониторинге, это нужно сделать не позднее одного месяца с того момента, когда техническая возможность появилась. Организациям, которые собираются перейти на режим налогового мониторинга со следующего года, — в течение пяти рабочих дней после положительного ответа от налоговой инспекции.
Как выбрать ИТ-решения для взаимодействия с ФНС России
Чаще всего компании, которые переходят на налоговый мониторинг, выбирают аналитическую витрину данных. Это удобно, поскольку на витрину из информационных систем компании выгружаются только те сведения, которые нужны налоговым инспекторам.
Сотрудникам налоговой при этом не нужно собирать информацию из нескольких учетных систем, разбираться в разных интерфейсах, а на информационные системы компании нет повышенной нагрузки из-за сторонних пользователей.
Поскольку с 2024 года для проведения налогового мониторинга необходима интеграция с АИС «Налог-3», важно сразу выбрать продукт, в котором такая интеграция реализована.
VK Tax Compliance — платформа для организации онлайн-взаимодействия с ФНС России. Решение соответствует всем законодательным требованиям и уже интегрировано с АСИ «Налог-3». Эксперты VK помогают вам на всех этапах перехода на режим налогового мониторинга.
Что необходимо знать об интеграции с АИС «Налог-3»
-
Благодаря интеграции АИС «Налог-3» проведение проверок ускоряется, а точность прогнозирования налоговых поступлений повышается.
-
До конца 2022 года всем участникам налогового мониторинга необходимо настроить интеграцию с АИС «Налог-3».
-
Чтобы интеграция прошла комфортно, можно вступить в специальную рабочую группу, организованную ФНС России.
-
Когда технические системы готовы, необходимо подать уведомление в ФНС России.
-
Если ваша компания только планирует переход на режим налогового мониторинга, можно выбрать витрину данных, уже интегрированную с АИС «Налог-3», например VK Tax Compliance.
“Налог-3” — это цифровая система, по которой ФНС отслеживает деятельность компании через онлайн-доступ ко всей ее финансовой документации и бухгалтерии.
ВАЖНО! Перед переходом на налоговый мониторинг, необходимо связаться с ФНС в Вашем регионе для получения разрешения!
Налоговый мониторинг позволяет заменить традиционные проверки на онлайн-взаимодействие для более оперативного согласования вопросов налогообложения с ФНС напрямую. Теперь для анализа деятельности компании, налоговой службе достаточно лишь удаленно наблюдать за процессами и обращать внимание только на те операции, которые могут вызвать подозрение. Все это помогает более эффективно решать спорные вопросы, снизить трудозатраты и устранить необходимость выездных и камеральных налоговых проверок. Помимо этого, налоговый мониторинг обеспечивает закрытие проверок не через три года, а через шесть месяцев с момента подачи годовой декларации.
Кому необходим налоговый мониторинг
До 2021 года использовать систему налогового мониторинга могли только крупные компании, однако с 1 июля 2021-го условия смягчились, что позволило разрешить присоединиться к новой форме контроля и среднему бизнесу.
Согласно Федеральному закону № 470, для перехода на налоговый мониторинг необходимо два основных условия:
- Активы и прибыль предприятия — более 1 млрд рублей;
- Сумма налогов, уплаченных за предыдущий год — более 100 млн рублей. Сюда включены налоги на прибыль, страховка работников, таможенные выплаты, а также налоги на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговый мониторинг становится все более доступным для большего количества компаний.
Процесс перехода на налоговый мониторинг
Для перехода на систему налогового мониторинга, прежде всего, необходимо убедиться, что организация соответствует всем финансовым требованиям, установленных законом № 470-ФЗ.
Важно выбрать способ, с помощью которого ФНС будет предоставляться доступ к данным. Это можно сделать при помощи:
- Открытия доступа налоговой службе к электронному архиву, системам бухгалтерии (1С) и взаимодействия с клиентами (CRM);
- Создания электронного хранилища данных, куда будут выгружаться все документы, необходимые налоговой службе.
Компания обязана обеспечивать своевременное предоставление всей документации, внося ее в электронную базу, через которую и будет производиться контроль.
Далее необходимо оценить и подготовить информационные системы и систему внутреннего контроля к доступу со стороны регулятора.
Наконец, нужно подать заявление в местный налоговый орган. Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. К заявлению прикладываются:
- Регламент информационного взаимодействия;
- Информация об участниках;
- Учетная политика;
- Документы СВК.
Крайняя дата подачи заявления на налоговый мониторинг — 1 сентября, после чего налоговая рассматривает заявление и документы до 1 ноября. В случае одобрения, мониторинг проводится с 1 января следующего года. Если организация нарушает регламент взаимодействия, не представляет документы или сообщает недостоверные сведения, ФНС вправе отказать в проведении налогового мониторинга.
Интеграция с АИС “Налог-3”
Согласно положениям Федерального закона № 470, компаниям необходимо подготовить свои системы к интеграции с АИС «Налог-3», которая станет обязательной к 2024 году. С 1 января 2024 г. участники налогового мониторинга будут обязаны взаимодействовать с ФНС либо через информационную систему, либо с помощью подключения к аналитической витрине данных.
Данный фактор требует оперативных и профессиональных действий. Подключение к налоговому мониторингу — комплексный процесс, где должно быть учтено много факторов. Помимо сложности технического доступа к системе, существуют риски утечек ценной информации. Также для передачи данных официальный перечень ФНС подразумевает использование определенных средств криптографической защиты (СКЗИ). Эти СКЗИ должны быть идентичными с обеих сторон, и поэтому перечень ограничивается теми производителями, которые использует ФНС:
- ОАО «ИнфоТеКС»:
- Кластер из линейки ПАК VIPNet Coordinator HW;
- Одиночный экземпляр из линейки ПАК VIPNet Coordinator HW.
- ООО «Код Безопасности»:
- Кластер из линейки АПКШ Континент IPC;
- Одиночный экземпляр из линейки АПКШ Континент IPC.
- ООО «Фактор-ТС»:
- Кластер из линейки Дионис;
- Одиночный экземпляр из линейки Дионис.
Ввиду всех этих причин, лучшим вариантом будет поручить процесс подключения к “Налог-3” профессиональному интегратору. Такой подход позволит избежать рисков и обеспечит эффективную и безопасную работу с налоговой отчетностью в новом цифровой форме.
Чем мы можем помочь
“Астрал. Безопасность” осуществит подключение к налоговому мониторингу и обеспечит соблюдение всех требований по информационной безопасности.
“Астрал. Безопасность” — многопрофильный системный интегратор ИБ, более 15 лет обеспечивает безопасность информационных систем различного уровня сложности по всей России. Мы проводим полный цикл работ по приведению ИСПДн в соответствие с требованиями 152-ФЗ и нормативными документами ФСТЭК и ФСБ России по защите ПДн:
- Защита информационных систем персональных данных (ИСПДн);
- Защита конфиденциальной информации, в том числе государственной тайны;
- Безопасность критических информационных инфраструктур (КИИ);
- Аудит информационной безопасности и консультации по вопросам ИБ;
- Решения в области импортозамещения;
- Поставка, установка и настройка средств защиты информации;
В том числе, имеем большой опыт интеграции с различными государственными информационными системами.
Преимущества работы с нами:
- Опыт и профессионализм
- Лицензии ФСБ и ФСТЭК России
- Работаем с лучшими поставщиками
- Надежность
- Широкий спектр услуг
- Экспертная поддержка
>15 лет на рынке ИБ;
>31 400 реализованных проектов по информационной безопасности;
Входим в ТОП-30 крупнейших компаний России в сфере ИБ по версии Cnews и Tadviser.
Имеем все необходимые лицензии, подтверждающие нашу квалификацию и право на работу в области ИБ.
“Астрал. Безопасность” — авторизованный партнер крупнейших производителей средств защиты информации. Более 60 компаний-вендоров нашем brand-листе.
100% успешное прохождение проверок контролирующими органами.
Предлагаем и подбираем услугу под конкретного заказчика, его потребности и бюджет.
Окажем поддержку по любому техническому вопросу.