Агентские издержки ответ приведенную рыночную стоимость компании

ВЫ СТУДЕНТ ИДК (Институт Деловой Карьерыи ОБУЧАЕТЕСЬ ДИСТАНЦИОННО?
На ЭТОМ сайте, Вы найдете ответы на вопросы тестов ИДК.
Регистрируйтесь, пополняйте баланс и без проблем сдавайте тесты ИДК.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЛЬЗОВАНИЯ САЙТОМ ЗДЕСЬ

Как посмотреть ответ ИНСТРУКЦИЯ

У ВАС ДРУГОЙ ВУЗ? НЕ БЕДА…..
ПОСМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ САЙТЫ С ОТВЕТАМИ — СПИСОК
Если в списке нет Вашего вуза, вернитесь сюда и купите найденный Вами вопрос, иногда предметы полностью совпадают в разных вузах.

Новая институциональная экономическая теория объясняет поведение человека индивидуальным выбором из нескольких доступных вариантов на основе соотношения выгод и издержек. Похожим образом работает и неоклассическая экономика – магистральное направление экономической теории, – но она рассматривает выбор между товарами и услугами или, например, между трудом и досугом, тогда как новая институциональная экономическая теория, развивая базовые подходы неоклассического направления, предполагает возможность выбора между институтами, а точнее – между дискретными институциональными альтернативами.

Ситуация такого выбора у экономического агента возникает как раз тогда, когда ему зачем-либо надо осуществить трансакцию и надо решить, как лучше ее организовать, выбрав правила, определяющие условия трансакции.

К примеру, если предпринимателю нужно построить здание для будущего производства, он может либо приобрести готовый объект, либо нанять на работу строителей, чтобы они возвели здание под руководством заказчика.

Если человек выбирает первый вариант, то он отравляется на рынок зданий – например, на интернет-портал специальных объявлений об их продаже и взаимодействует по тем правилам, которые регулируют отношения продавцов и покупателей на этом рынке. Правила рынка предполагают, что цена формируется конкурентными механизмами во взаимодействии множества покупателей и продавцов зданий, каждый из них свободен в выборе контрагента и может беспрепятственно поменять партнера, если его не устраивает цена или качество здания. Если же кто-то из участников сделки нарушает правила, то они урегулируют спор в судебном порядке.

Если предприниматель выбирает второй вариант, то он фактически создает предприятие, в котором сам становится руководителем, а строители – подчиненными, и взаимодействие между ними будет продолжаться долгосрочно и осуществляться по тем правилам, которые регулируют взаимодействие работника и работодателей. Это правила трудовых отношений, предполагающие, что руководитель платит работникам заработную плату регулярно или по мере выполнения заданий, при этом в течение срока таких отношений ни работники, ни руководитель не могут их беспрепятственно прервать; но, например, если какая-то часть работы сделана некачественно, то руководитель может заставить работников ее переделать. В этом случае отношения руководителя и работников выстраиваются посредством команд, а порядок таких отношений в общем случае называется иерархией. Частным случаем иерархии является фирма, хотя иерархией может быть и государственный орган, и некоммерческая структура, и вообще любая организация.

Такие варианты правил, регулирующих условия трансакции, мы будем называть механизмами координации (хотя в научной литературе можно встретить ряд синонимов: механизмы управления трансакциями, механизмы регулирования, режимы управления и так далее – с некоторыми смысловыми оттенками, суть которых требует углубленного изучения и выходит за рамки этого учебника). В английском языке наиболее близким понятием является термин governance, который Оливер Уильямсон (со ссылкой на Джона Коммонса) расшифровал следующим образом: «способ, с помощью которого устанавливается порядок в отношениях, где потенциальный конфликт может разрушить возможности реализации взаимных выгод»1.

Механизмы координации являются дискретными институциональными альтернативами: это означает, что на практике для каждой конкретной трансакции можно выбрать только какой-то один из них, а не произвольную комбинацию с частью элементов из одного механизма и частью – из другого. При этом важно отметить, что экономическая деятельность людей предусматривает обычно множество взаимосвязанных трансакций, часть которых может управляться одним механизмом, а часть – другим. Например, в рассмотренном выше примере со строительством здания, даже если заказчик выбирает вариант иерархии (то есть вариант с наймом строительных работников в свою фирму, в других, смежных трансакциях – например, при покупке стройматериалов – он вполне может руководствоваться другим механизмом координации и просто-напросто закупать кирпичи или плитку на рынке).

Выбор между механизмами координации – в данном случае рынком и иерархией – основан на экономии трансакционных издержек, связанных с каждым институтом или набором институтов. Этот подход и дал название теории объяснения выбора одного из механизмов координации – теории трансакционных издержек.

Впервые эта теория была изложена Рональдом Коузом в его знаменитой работе «Природа фирмы» в 1937 году2. Р. Коуз задался вопросом: почему существуют фирмы, если современная ему экономическая теория убедительно доказывала преимущество рыночной экономики, конкурентных рынков перед централизованно планируемой экономикой? Если же фирмы эффективнее рынка, то почему вся национальная экономика не может работать как единая фирма? Иными словами, как можно определить границы фирмы? Ответ Р. Коуза был основан на оценке трансакционных издержек (хотя сам Р. Коуз этот термин в данной статье не использовал).

Существуют разные подходы к выделению отдельных типов трансакционных издержек3. В данном учебнике мы будем использовать классификацию, предложенную Эриком Фуруботном и Рудольфом Рихтером, выделившим три вида трансакционных издержек: рыночные, управленческие и политические. Рыночные трансакционные издержки связаны с использованием рыночного механизма. Управленческие трансакционные издержки связаны с «реализацией права отдавать распоряжения внутри фирмы». Политические трансакционные издержки связаны с функционированием государства.

Пока нас интересуют две первые группы издержек. К рыночным издержкам Э. Фуруботн и Р. Рихтер относят издержки поиска и информационные издержки (в данном случае, к примеру, сбор информации о ценах), издержки ведения переговоров и принятия решений, а также издержки мониторинга и обеспечения исполнения контрактов. В числе управленческих издержек фигурируют издержки создания, поддержания или изменения организационного дизайна, а также издержки эксплуатации организации (в том числе затраты на принятие решений, мониторинг исполнения приказов и измерение результатов деятельности работников)4.

Р. Коуз отметил, что затраты на организацию некоторых трансакций предпринимателем (то есть – в рассмотренной выше терминологии – управленческие трансакционные издержки) могут быть ниже, чем затраты на использование механизма цен (то есть рыночные трансакционные издержки). Соответственно, такие трансакции должны осуществляться в рамках иерархического механизма координации или фирмы, потому что это экономит трансакционные издержки. Но по мере разрастания фирмы будет наблюдаться так называемая убывающая доходность управления, то есть затраты на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы будут становиться все более высокими, а положительные эффекты от концентрации управления в одних руках – низкими.

В этой логике Р. Коуз объяснил выбор между механизмами координации таким образом: «Фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму»5.

Таким образом, Р. Коузу удалось обосновать существование фирмы и определить возможности ее расширения или сокращения.


  1. Williamson O. (1996). The Mechanisms of Governance. Oxford University Press, 12.↩︎

  2. Coase R. (1937). The nature of the firm. Economica, 4, 368–405.↩︎

  3. Менар К. (1996). Экономика организаций. М.: Инфра-М; Милгром П., Робертс Д. (1999). Экономика, организация и менеджмент. СПб.: Экономическая школа; Эггертссон Т. (2001). Экономическое поведение и институты. М.: Дело; Капелюшников Р.И. (1994) Категория трансакционных издержек. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.libertarium.ru/l_libsb3_1-2.; Фуруботн Э., Рихтер Р. (2005). Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Изд. Дом СПбГУ, 57–62; Шаститко А.Е. (2010) Новая институциональная экономическая теория. 4-е изд. – М.:ТЕИС.↩︎

  4. Фуруботн Э., Рихтер Р. (2005). Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Изд. Дом СПбГУ, 57–62.↩︎

  5. Coase R. (1937). The nature of the firm. Economica, 4, 368–405.↩︎

В последние годы
вопросы корпоративного управления
вызывают множество споров. Этот термин
используется для описания способов,
которыми направляется и контролируется
деятельность фирмы. Вопрос корпоративного
управления важен, поскольку лица,
владеющие бизнесом ( акционеры), обычно
отделены от ежедневного контроля над
ним. Акционеры нанимают профессиональных
менеджеров для управления предприятием
от своего лица, следовательно, этих
менеджеров можно рассматривать в
качестве агентов акционеров (
принципалов).

Под агентскими
понимаются отношения двух участников,
один из которых передает другому свои
функции. В компании такие отношения
возникают, когда владельцы капитала
делегируют принятия решений менеджерам.

Справедливо
предположить, учитывая отношения между
агентами и принципалами, что при принятии
решений менеджеры будут руководствоваться
требованиями акционеров. Иными словами,
цели акционеров станут целями менеджеров.
Однако на практике подобное происходит
не всегда; менеджеры могут быть больше
озабочены осуществлением собственных
интересов – повышением зарплаты,
покупкой дорогих автомобилей, повышением
безопасности и статуса своей работы. В
результате этого возможно развитие
конфликта между интересами акционеров
и интересами менеджеров.

На рис.2.3 представлены
тапы агентских конфликтов.

Рис.2.3. Теория
агентских конфликтов

Агентский
конфликт « Акционеры-менеджеры»

Менеджеры могут
стремиться увеличивать размеры
компании, а не богатство акционеров.
В отличие от акционеров менеджеры:

1. Прилагают
недостаточно усилий по управлению
компанией.

2. Предпочитают
краткосрочные проекты долгосрочным.

3. Менее расположены
к риску, и компания может пропустить
прибыльные проекты.

Акционеры,
чтобы предотвратить действия менеджеров,
которые могут нанести ущерб их
интересам, несут агентские издержки:

1. На контроль за
деятельностью менеджеров.

2. На гарантию
возмещения вреда менеджерами, если
они нанесли ущерб акционерам.

Агентский
конфликт «Акционеры-кредиторы»

Кредиторы имеют
право только на фиксированный процент
и не могут участвовать в прибыли,
полученной от проектов, на которые
потрачены средства, переданные ими
в долг.

Акционеры
несут ограниченную ответственность
в размере имеющихся у них акций, и
поэтому они могут направить заемные
средства в доходные, но рискованные
проекты. Успех проекта принесет им
прибыль, а неудача приведет к убыткам
кредиторов ( рис.2.4).

Рис.2.4. Агентский
конфликт «Акционеры-кредиторы»

Можно спорить о
том, что в условиях конкурентной рыночной
экономики агентская проблема перестанет
существовать с течением времени; борьба
за средства, предоставляемые акционерами,
и конкуренция за рабочее место менеджера,
должны гарантировать, что интересы
акционеров окажутся преобладающими.
Однако если конкурирующие силы слабы
или если информация о деятельности
менеджеров недоступна акционерам, риск
агентских проблем возрастает. Акционеры
должны быть готовы к этому и должны
предпринимать действия гарантирующие
управление предприятием таким образом,
чтобы деятельность менеджеров
согласовывалась с потребностями
акционеров.

Для нивелирования
возможных противоречий между целевыми
установками конфликтующих групп
собственники должны нести так называемые
«агентские издержки».

Агентскими
затратами называется разница между
фундаментальной оценкой компании исходя
из сложившихся операционных и межличностных
отношений и ее потенциальной стоимостью,
которая бы существовала в более
совершенном мире, где интересы
собственников и менеджеров полностью
совпадают.

Величина данных
издержек должна учитываться при принятии
решений финансового характера.

Рис.2.5. Виды агентских
издержек

Пример. Цели
участников компании определяются
непосредственными об­ладателями
ресурсов (владельцами), которые часто
находятся в проти­воречии
друг с другом. Например, могут возникнуть
противоречия между
собственниками (акционерами) и менеджерами
компании. Менеджеры,
являясь наемными служащими компании,
стремятся уве­личить
общий объем продаж и прибыли (для
поддержания высокого имиджа
фирмы), конечно, с учетом емкости данного
сегмента рынка. Однако
собственники преследуют цель максимизации
прибыли для по­лучения
большего дивиденда на принадлежащие
им акции, что не всегда возможно.

Неодинаково
менеджеры и собственники относятся и
к риску. На­пример,
менеджеры вправе уменьшить инвестиционный
риск, отказав­шись
от рискованных проектов, но тогда они
не обеспечат максимума прибыли владельцам
фирмы на вложенный ими капитал.

Финансовый
менеджер может продать ценные бумаги
данной компа­нии
и приобрести более доходные, но рискованные
бумаги других ком­паний.
Однако акционеры станут возражать
против распыления акцио­нерного
капитала.

Формальный
контроль за деятельностью финансового
менеджера осуществляет
общее собрание акционеров. Более
действенным может быть
контроль со стороны банков (при оценке
кредитоспособности за­емщика
на предмет выдачи ему ссуды), налоговых
органов и т. д. Наибо­лее
эффективным контролером работы
финансового менеджера явля­ется
рынок, действующий через динамику спроса
и предложения на товары
и услуги, в том числе через колебания
курса ценных бумаг дан­ного
акционерного общества.

Рост агентских
издержек будет снижать приведенную
рыночную стоимость предприятия.

Механизмами
смягчения агентской проблемы являются:

  • Сближение
    интересов менеджеров и инвесторов
    при использовании компенсационных
    контрактов;

  • Частичная
    концентрация собственности и контроля
    в руках одного или нескольких крупных
    инвесторов;

  • Концентрация
    контроля в совете директоров.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Агентство по страхованию вкладов аккредитация оценочных компаний
  • Администрация елнать юрьевецкий район реквизиты официальный сайт
  • Акционерное общество технологическая компания центр код по октмо
  • Безвозмездный грант на развитие малого бизнеса 2023 в казахстане
  • Апарт отель санкт петербург купить номер с управляющей компанией