Африканская торговая компания 16 век англия

Корабли Королевской Африканской компании и их маршруты

Как повсюду на свете ― и тут
каждый ломтик пространства велит
столь же тщательно выбрать маршрут,
как тропинку в саду Гесперид.
          И.Бродский. Перед прогулкой по камере



Корабли английских торговых компаний в Спитхеде. 1797. Акварель, Nicholas Pocock. Royal Museums Greenwich

На мой взгляд, мы делаем большую ошибку, когда сравниваем практику использования английского флота на Западном берегу Африки с Ост-Индией, например, или с Вест-Индией, или с Америками. В Африке существовали особенности, которых не было в других рагионах. На Западном берегу европейцы практически не устраивали поселений, были лишь форты и купеческие фактории. Европейцы не везли туда женщин. Практически не смешивались с местным населением, за исключением, возможно, португальцев. Не стремились в глубь континента, кроме, может быть, нескольких одержимых паганелей. Они не могли подчинить большие территории, уничтожив местного деспота и завладев его тапочками: на побережье Африки не было централизованных общественных структур. Проще говоря, до поры до времени европейцы на западном берегу Африки занимались не завоеванием территорий, а торговлей. Поэтому не следует сравнивать, скажем, Королевскую Африканскую компанию с другими, похожими по названию структурами.


Перевозка рабов у западного побережья Африки. Художние Mather, John Robert (1860) National Maritime Museum, Гринвич, Лондон.

На протяжении всего XVII века число служащих компании и охранявших их солдат ни разу не превышало 330 человек, а большую часть времени вообще ограничивалось одной сотней (Кеннет). Даже в конце XVII века общее число белых, живших между реками Сенегал и Калабар едва ли было больше нескольких тысяч. Для наиболее густо населенной части – Золотого берега – приводятся такие цифры: 368 голландцев, 208 англичан, 85 датчан и 85 брандербуржцев, всего менее 700 человек. Из факторий Западной Африки Компания не могла самостоятельно даже золото перевозить, для этого использовались корабли английского военного флота. Ее форты были слабо защищены, требовалась постоянная поддержка кораблей военного флота из метрополии.


Карта Западной Африки английского картографа John Ogilby. (1670)

Ошибочным является утверждение, что Королевская Африканская компания имела мощный флот. По короткому маршруту Англия – Западная Африка– Англия вывозили собираемую компанией слоновую кость, воск, красильное дерево, кожи, древесные смолы, — все, что из-за объемного характера невыгодно было везти вместе с рабами в Вест-Индию, а затем уже в Англию. За период с 1686 по 1688 гг. интенсивность судоходства по короткому маршруту не превышала двух судов в год в Гамбию и одного – в Сьерра-Леоне.

А в периоды войн все работы по сбору перечисленных выше товаров осуществляло одно судно в год. Переход, который занимал 5-7 недель в один конец, компания старалась приурочить к переходам ист-индиаменов, или же он осуществлялся под охраной конвойных кораблей военного флота. Но конвои следовали обычно по треугольному маршруту, так что если приходилось возвращаться от Африки в Англию напрямую, то такие переходы совершались одиночными судами. Нечего говорить, что они становились легкой добычей приватиров. Так, из девяти судов, совершавших переход по маршруту Англия-Западная Африка-Англия с 1702 по 1704 гг. только трем удалось завершить его благополучно; один пропал без вести, а пять других были захвачены французскими приватирами на обратном переходе.

Не таким простым, как представляется, был и так называемый треугольный маршрут. Очень редко такой маршрут совершало одно судно. До 1689 года Компания вообще арендовала суда только до Вест-Индии. Обычно деньги за рабов плантаторы выплачивали не сразу, и найти груз сахара для Англии тоже удавалось не всегда быстро. Кроме того, сахар, имбирь, хлопок или индиго стали в конце семнадцатого века совсем не выгодным товаром, цены на них в Лондоне сильно упали. Гонять же корабли из Вест-Индии в Англию с одним балластом было накладно. Общую картину на этом маршруте дает пример за 1686 год: в этом году из Лондона в Африку отправились тридцать два судна. Из них три вернулись в Англию, 23 ушли с грузом рабов в Вест-Индию, два – в Вирджинию, два остались для решения задач материального обеспечения у побережья Африки.

Эти данные показывают, что Королевской Африканской компании не было никакого резона иметь собственные суда. Дело как правило ограничивалось арендой. У Компании не было собственных судостроительных мощностей, и она не приобретала вновь построенных судов, ограничиваясь уже бывшими в употреблении. Правда, среди этих кораблей, был такой легендарный, как Falconbergh. Судно водоизмещением 320 тонн с экипажем 50 человек в мирное время (65 – в военное), оно восемь раз совершило плавание по треугольному маршруту в период между 1691 и 1704 годом, доставив в Вест-Индию 3500 рабов.

Скажем несколько слов о конвойной службе английского военного флота, которая обеспечивала деятельность Королевской Африканской компании. Для этого расширим временные рамки нашего рассказа, чтобы получить более общие оценки. Уважаемый sky_corsair в своем комментарии пишет:


Существовала практика конвоирования, когда во время войны крупные торговые компании обращались к ВМФ с просьбой сопровождать караваны судов. Даже в этом случае такая практика была нерегулярной.

Согласимся с тем, что такая практика существовала и были моменты, когда она становилась нерегулярной. Но вывод наш будет в корне отличным от вывода уважаемого оппонента. Если он полагает, что конвои играли вспомогательную роль и компания могла спокойно продолжать свою деятельность, когда такие конвои становились нерегулярными, то наш вывод будет совсем другим. Когда во время Войны за испанское наследство в работе службы обеспечения конвоев английского флота появились перебои, то Компания приняла решение приостановить все свои транспортные операции, полностью передав их независимым частным торговцам. К помощи независимых перевозчиков Компания прибегала и ранее, тем самым добровольно отказываясь от монополии. А чтобы вместе с утратой монополии не терять и доходы, в 1698 году был введен специальный фискальный сбор с каждого купеческого судна в обмен на отказ Африканской компании от исключительного права на торговлю с Африкой. Этот сбор, как утверждалось, шел на поддержание в порядке фортов Компании на африканском побережье.

Мы привыкли видеть роль государства в поддержке таких торговых монополий, как Королевская Африканская компания, лишь в политической сфере. Но эта поддержка была значительно шире. Она заключалась и в освобождении служащих компании от обязательной мобилизации в периоды военного обострения, и в предоставлении ее кораблям услуг государственных верфей и доков, и в других областях повседневной деятельности Компании. Военные корабли занимались доставкой персонала и предметов снабжения для Компании. Золото, важнейший актив компании, перевозили только корабли военного флота. Счета Комитета снабжения (Victualling Board) английского Адмиралтейства отражают большое количество товаров и услуг, которые были переданы для нужд .Королевской Африканской компании. Подобные же услуги мы можем найти и в счетах военно-морской Конторы по снабжению (Victualling Office). Мы видим, что хотя Королевская Африканская компания и была «крупной торговой (!) компанией», она, в отличие от незвависимых торговцев, была тесно связана с государством и некоторым образом сидела не его шее.

Продолжение последует.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Royal African Company

Coat of Arms of the Royal African Company.svg

Coat of arms

Royal African Company Flag.svg

Company flag (c. 1665)

Formerly Company of Royal Adventurers Trading to Africa
Type Private
Industry Mercantile trading
Founded 1660 in London, England
Founders House of Stuart (British Royal Family)
Defunct 1752

Key people

James II, Charles II
Products Gold, silver, ivory, humans

The Royal African Company (RAC) was an English mercantile (trading) company set up in 1660 by the royal Stuart family and City of London merchants to trade along the west coast of Africa.[1] It was led by the Duke of York, who was the brother of King Charles II and in 1685, York took the throne as James II.

It was established after Charles II gained the English throne in the Restoration of 1660.[2] While its original purpose was to exploit the gold fields up the Gambia River, which were identified by Prince Rupert during the Interregnum, it soon developed and led a brutal and sustained slave trade.[3] It also extracted other commodities, mainly from the Gold Coast. After becoming insolvent in 1708, it survived in a state of much reduced activity until 1752 when its assets were transferred to the new African Company of Merchants, which lasted until 1821.

History[edit]

Background[edit]

In the 17th century the settlements on the west coast of Africa, though they had an important trade of their own in gold and ivory, existed chiefly for the supply of slaves to the West Indies and America. On the west coast the Europeans lived in fortified factories (trading posts) but had no sovereignty over the land or its natives. The coastal tribes acted as intermediaries between them and the slave-hunters of the interior. There was little incentive for European men to explore up the rivers, and few of them did so. The atmosphere might have been one of quiet routine had there not been acute rivalries between the European powers; especially the Dutch, who made use of native allies against their rivals. Before the Restoration, the Dutch had been the main suppliers of slaves to the English West Indian plantations, but it was part of the policy of the English Navigation Acts to oust them from this lucrative trade.[4]

Foundation and early years[edit]

Originally known as the Company of Royal Adventurers Trading into Africa, by its charter issued in 1660 it was granted a monopoly over English trade along the west coast of Africa, with the principal objective being the search for gold. In 1663, a new charter was obtained which also mentioned the trade in slaves.[5] This was the third English African Company, but it made a fresh start in the slave trade and there was only one factory of importance for it to take over from the East India Company, which had leased it as a calling-place on the sea-route round the Cape. This was Cormantin, a few miles east of the Dutch station of Cape Coast Castle, now in Ghana. The 1663 charter prohibits others to trade in «redwood, elephants’ teeth, negroes, slaves, hides, wax, guinea grains, or other commodities of those countries».[6] In 1663, as a prelude to the Dutch war, Captain Holmes’s expedition captured or destroyed all the Dutch settlements on the coast, and in 1664, Fort James was founded on an island about twenty miles up the Gambia river, as a new centre for English trade and power. This, however, was only the beginning of a series of captures and recaptures. In the same year, de Ruyter won back all the Dutch forts except Cape Coast Castle and also took Cormantin. In 1667, the Treaty of Breda confirmed Cape Coast Castle to the English.[4][7]

Forts served as staging and trading stations, and the company was responsible for seizing any English ships that attempted to operate in violation of its monopoly (known as interlopers). In the «prize court», the King received half of the proceeds and the company half from the seizure of these interlopers.[8]

The company fell heavily into debt in 1667, during the Second Anglo-Dutch War. For several years after that, the company maintained some desultory trade, including licensing single-trip private traders, but its biggest effort was the creation in 1668 of the Gambia Adventurers.[9] This new company was separately subscribed and granted a ten-year licence for African trade north of the Bight of Benin with effect from 1 January 1669.[10] At the end of 1678, the licence to the Gambia Adventurers expired and its Gambian trade was merged into the company.[11]

The African Company was ruined by its losses and surrendered its charter in 1672, to be followed by the still more ambitious Royal African Company of England. Its new charter was broader than the old one and included the right to set up forts and factories, maintain troops, and exercise martial law in West Africa, in pursuit of trade in gold, silver and Bantu African slaves.[12][13] Until 1687, the company was very prosperous. It set up six forts on the Gold Coast, and another post at Ouidah, farther east on the Slave Coast, which became its principal centre for trade. Cape Coast Castle was strengthened and rose to be second in importance only to the Dutch factory at Elmina. Anglo-Dutch rivalry was, however, henceforward unimportant in the region and the Dutch were not strong enough to take aggressive measures here in the Third Anglo-Dutch War.[4]

Slave trade[edit]

In the 1680s, the company was transporting about 5,000 enslaved people a year to markets primarily in the Caribbean across the Atlantic. Many were branded with the letters «DoY», for its Governor, the Duke of York, who succeeded his brother on the throne in 1685, becoming King James II. Other slaves were branded with the company’s initials, RAC, on their chests.[14] Historian William Pettigrew has stated that this company «shipped more enslaved African women, men and children to the Americas than any other single institution during the entire period of the transatlantic slave trade», and that investors in the company were fully aware of its activities and intended to profit from this exploitation.[15][16]

Between 1672 and 1731, the Royal African Company transported 187,697 enslaved people on company-owned ships (653 voyages) to English colonies in the Americas. Of those transported, 38,497 enslaved people died en route.[17] The predecessor «Company of Royal Adventurers» (1662 — 1672) transported 26,925 enslaved people on company-owned ships (104 voyages), of whom 6,620 died during the passage.[17]

Later activities and insolvency[edit]

From 1694 to 1700, the company was a major participant in the Komenda Wars in the port city Komenda in the Eguafo Kingdom in modern-day Ghana. The company allied with a merchant prince named John Cabess and various neighbouring African kingdoms to depose the king of Eguafo and establish a permanent fort and factory in Komenda.[18] The English took two French forts and lost them again, after which the French destroyed Fort James. The place appears to have been soon regained and in the War of Spanish Succession to have been twice retaken by the French. In the treaty of Utrecht it remained English. The French wars caused considerable losses to the company.[4]

In 1689, the company acknowledged that it had lost its monopoly with the end of royal power in the Glorious Revolution, and it ceased issuing letters of marque.[19] Edward Colston transferred a large segment of his original shareholding to William III at the beginning of 1689, securing the new regime’s favour.[20] To maintain the company and its infrastructure and end its monopoly, parliament passed the Trade with Africa Act 1697 (9 Will. 3 c. 26).[21] Among other provisions, the Act opened the African trade to all English merchants who paid a ten per cent levy to the company on all goods exported from Africa.[22]

The company was unable to withstand competition on the terms imposed by the Act and in 1708 became insolvent, surviving until 1750 in a state of much reduced activity.[4] In 1709 Charles Davenant published Reflections upon the Constitution and Management of Trade to Africa, in which he «reverted to his normal attitude of suspicion and outright hostility towards the Dutch.»[23] This pamphlet advocated renewing the Royal African Company’s monopoly on slave trade on the basis that the Dutch competition «necessitated the maintenance of forts, which only a joint-stock company could afford.»[23]

The company continued purchasing and transporting slaves until 1731, when it abandoned slaving in favour of ivory and gold dust.[24]

From 1668 to 1722, the Royal African Company provided gold to the English Mint. Coins made with such gold are designed with an elephant below the bust of the king and/or queen. This gold also gave the coinage its name, the guinea.[25]

Members and officials[edit]

At its incorporation, the constitution of the company specified a Governor, Sub Governor, Deputy Governor and 24 Assistants.[26] The Assistants (also called Members of the Court of Assistants) can be considered equivalent to a modern-day board of directors.[27][28]

  • James Stuart, Duke of York, the future King James II – Governor of the company from 1660 to 1688;[29] and its largest shareholder[30]
  • Edward Colston (1636–1721), merchant, philanthropist, and Member of Parliament, was a shareholder in the Royal African Company from 1680 to 1692; from 1689 to 1690 he was its Deputy Governor, a senior executive position, the basis on which he is described as a slave trader.[31]
  • Charles Hayes (1678–1760), mathematician and chronologer, was sub-governor of the Royal African Company in 1752, when it was dissolved.[32]
  • Malachy Postlethwayt, director[33] and propagandist of the company.[34]

List of notable investors and officials[edit]

(For a full list of officials and investors in 1672, when the new charter was granted, see: List of Officials and Shareholders in the Royal African Company, 1672)

  • Charles II of England[35]
  • Sir Edmund Andros[36]
  • Sir John Banks[37]
  • Benjamin Bathurst, Deputy Governor of the Leeward Islands[38]
  • Henry Bennet, 1st Earl of Arlington[36]
  • George Villiers, 2nd Duke of Buckingham[36]
  • Sir Josiah Child[37]
  • Sir Robert Clayton[39]
  • Sir George Carteret[36]
  • Sir Peter Colleton[36]
  • Anthony Ashley Cooper, 1st Earl of Shaftesbury[40]
  • Earl of Craven[36]
  • Lawrence Du Puy[36]
  • Sir Samuel Dashwood[35]
  • Ferdinand Gorges[36] grandson of Ferdinando Gorges
  • Francis, Lord Hawley[36]
  • George Frideric Handel[41]
  • Sir Jeffrey Jeffreys, Commander of affairs of Leeward Isles in England 1690 – c. 1696, Assistant to the Royal African Company 1684–1686, 1692–1698[42]
  • Sir John Lawrence[43]
  • John Locke[44]
  • Sir John Moore[35]
  • Samuel Pepys[45]
  • James Phipps of Cape Coast Castle[46]
  • Thomas Povey[36]
  • Sir William Prichard[35]
  • Sir Gabriel Roberts[35]
  • Prince Rupert[36]
  • Tobias Rustat[36]
  • Robert Aske[36]
  • Sir John Shaw, 1st Baronet[47]
  • Sir Robert Vyner, 1st Baronet[48]
  • Matthew Wren[36]

Dissolution[edit]

Map

Map of Royal African Company factories transferred to the African Company of Merchants. (

  • v
  • t
  • e

)

The Royal African Company was dissolved by the African Company Act 1750, with its assets being transferred to the African Company of Merchants. These principally consisted of nine trading posts on the Gold Coast known as factories: Fort Anomabo, Fort James, Fort Sekondi, Fort Winneba, Fort Apollonia, Fort Tantumquery, Fort Metal Cross, Fort Komenda and Cape Coast Castle, the last of which was the administrative centre.[49]

See also[edit]

  • List of trading companies

Notes[edit]

  1. ^ «The King Grants the Right to Trade in Africa». National Archives. Retrieved 18 August 2020.
  2. ^ Carrington, Charles (1950). The British Overseas: Exploits of a Nation of Shopkeepers. Cambridge, England: Cambridge University Press. p. 217. OCLC 1083162.
  3. ^ Jesus College Cambridge Legacy of Slavery Working Party (25 November 2019). Jesus College Legacy of Slavery Working Party Interim Report (July-October 2019) (PDF) (Report). pp. 9–10. Archived from the original (PDF) on 12 March 2021.
  4. ^ a b c d e Clark, Sir George (1956). The Later Stuarts, 1660–1714. The Oxford History of England: Oxford University Press. pp. 331–333. ISBN 0-19-821702-1.
  5. ^ Davies, K. G. (Kenneth Gordon) (1999) [originally published in London by Longmans, Green & Co in 1957.]. The Royal African Company. London: Routledge/Thoemmes Press. p. 41. ISBN 041519072X. OCLC 42746420.
  6. ^ Sainsbury, W Noel, ed. (1889). America and West Indies: September 1672 — «Sept. 27. Westminster.». Calendar of State Papers Colonial, America and West Indies. Vol. 7, 1669–1674. Digitised by the Arts and Humanities Research Council. London: Originally published by Her Majesty’s Stationery Office. pp. 404–417. Archived from the original on 11 August 2020.
  7. ^ Zook, George Frederick (1919). The Company of Royal Adventurers Trading Into Africa. Lancaster, Pennsylvania: Press of the New Era Printing Company. p. 20. also published as Zook, George Frederick (1919). «The Company of Royal Adventurers Trading Into Africa». The Journal of Negro History. 4 (2): 155. doi:10.2307/2713534. JSTOR 2713534. S2CID 224831616.
  8. ^ Davies, Kenneth Gordon (1999). The Royal African Company. Routledge/Thoemmes Press. p. 106. ISBN 978-0-415-19077-0., originally published in London by Longmans, Green in 1957.
  9. ^ Sometimes known as The Gambian Merchants’ Company.
  10. ^ Zook 1919, p. 23
  11. ^ Davies 1999, p. 215
  12. ^ Kitson, Frank (1999). Prince Rupert : admiral and general-at-sea. London: Constable. p. 238. ISBN 0-09-475800-X. OCLC 1065120539.
  13. ^ Sainsbury, W Noel, ed. (1889). America and West Indies: September 1672 — «Sept. 27. Westminster.». Calendar of State Papers Colonial, America and West Indies. Vol. 7, 1669–1674. Digitised by the Arts and Humanities Research Council. London: Originally published by Her Majesty’s Stationery Office. pp. 404–417. Archived from the original on 11 August 2020.
  14. ^ Micklethwait, John, and Adrian Wooldridge. The Company: A Short History of a Revolutionary Idea. New York: Modern Library, 2003. ISBN 0-679-64249-8.
  15. ^ Pettigrew, William Andrew (2013). Freedom’s Debt: The Royal African Company and the Politics of the Atlantic Slave Trade, 1672–1752. UNC Press Books. p. 11. ISBN 9781469611815. OCLC 879306121.
  16. ^ «Legacy of Slavery Working Party recommendations». Jesus College, Cambridge. Retrieved 5 July 2020.
  17. ^ a b «Voyages Database». www.slavevoyages.org. Retrieved 5 March 2022.
  18. ^ Law, Robin (2007). «The Komenda Wars, 1694–1700: a Revised Narrative». History in Africa. 34: 133–168. doi:10.1353/hia.2007.0010. ISSN 0361-5413. S2CID 165858500.
  19. ^ Davies 1999, p. 123
  20. ^ Gardiner, Juliet (2000). The History Today Who’s Who In British History. London: Collins & Brown Limited and Cima Books. p. 192. ISBN 1-85585-876-2.
  21. ^ «William III, 1697-8: An Act to settle the Trade to Africa. [Chapter XXVI. Rot. Parl. 9 Gul. III. p. 5. n. 2.] | British History Online». www.british-history.ac.uk.
  22. ^ P. E. H. Hair & Robin Law, ‘The English in West Africa to 1700’, in The Oxford History of the British Empire: Volume 1, The Origins of Empire: British Overseas Enterprise to the close of the Seventeenth Century, ed. Nicholas Canny (Oxford : Oxford University Press, 1998), p. 259
  23. ^ a b Waddell, p. 286.
  24. ^ «Royal African Company of England». Archives Hub. Retrieved 6 July 2020.
  25. ^ Davies 1999, p. 181
  26. ^ Davies, Kenneth Gordon (1975). The Royal African Company. Octagon Books. ISBN 0-374-92074-5. OCLC 831375484.
  27. ^ Evans, Chris, 1961- (2010). Slave Wales : the Welsh and Atlantic slavery, 1660-1850. University of Wales Press. ISBN 978-0-7083-2303-8. OCLC 653083564.{{cite book}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)
  28. ^ Dresser, Madge (1 October 2007). «Set in Stone? Statues and Slavery in London». History Workshop Journal. 64 (1): 162–199. doi:10.1093/hwj/dbm032. ISSN 1363-3554. S2CID 194951026.
  29. ^ Dunn, Richard (1972). Sugar and Slaves: The Rise of the Planter Class in the English West Indies, 1624-1713. The University of North Carolina Press. p. 160. ISBN 978-0807811924.
  30. ^ Robbins, James S. (2018). Erasing America: Losing Our Future by Destroying Our Past. Regnery. ISBN 978-1621578161.
  31. ^ Statue of Edward Colston A Grade II Listed Building in Bristol, listing at britishlistedbuildings.co.uk, accessed 10 June 2020
  32. ^  This article incorporates text from a publication now in the public domain: Anderson, Robert Edward (1891). «Hayes, Charles». In Stephen, Leslie; Lee, Sidney (eds.). Dictionary of National Biography. Vol. 25. London: Smith, Elder & Co.
  33. ^ The Changing Terrain of Race and Ethnicity
  34. ^ «Postlethwayt, Malachy | Encyclopedia.com». www.encyclopedia.com.
  35. ^ a b c d e Andrea Colli (22 December 2015). Dynamics of International Business: Comparative Perspectives of Firms, Markets and Entrepreneurship. Routledge. p. 46. ISBN 978-1-317-90674-2.
  36. ^ a b c d e f g h i j k l m n Pettigrew 2013, p. 25
  37. ^ a b Blackburn, Robin (1998). The Making of New World Slavery: From the Baroque to the Modern, 1492–1800. Verso. p. 255. ISBN 9781859841952.
  38. ^ «Estates within 10 miles of Bristol | Profits | From America to Bristol | Slavery Routes | Bristol and Transatlantic Slavery | PortCities Bristol». discoveringbristol.org.uk. Retrieved 9 June 2020.
  39. ^ Harris, Tim; Taylor, Stephen (15 October 2015). The Final Crisis of the Stuart Monarchy: The Revolutions of 1688–91 in Their British, Atlantic and European Contexts. Boydell & Brewer. ISBN 9781783270446.
  40. ^ Spurr, John (2011). Anthony Ashley Cooper, First Earl of Shaftesbury 1621–1683. Ashgate. ISBN 978-0754661719.
  41. ^ Antonia Quirke, “In Search of the Black Mozart: A Revealing Look at Handel’s Investment in the Slave Trade,” New Statesman (4 June 2015), [1]; David Hunter, «Handel Manuscripts and the Profits of Slavery: The ‘Granville’ Collection at the British Library and the First Performing Score of Messiah Reconsidered,» in Notes 76, no. 1 (Sept 2019): 27ff [2]; «Artists respond to Handel’s investment in the transatlantic slave trade,» St Paul Chamber Orchestra Blog (11 December 2020) [3].
  42. ^ Kaufman, Miranda (2007). English Heritage Properties 1600–1830 and Slavery Connections: A Report Undertaken to Mark the Bicentenary of the Abolition of the British Atlantic Slave Trade. English Heritage.
  43. ^ «The Rulers of London 1660-1689 A Biographical Record of the Aldermen and Common Councilment of the City of London». British History Online. Retrieved 3 March 2022.
  44. ^ John Locke at National Portrait Gallery, London, accessed 9 June 2020
  45. ^ «Samuel Pepys — National Portrait Gallery». www.npg.org.uk.
  46. ^ Henige, David (1980). ««Companies Are Always Ungrateful»: James Phipps of Cape Coast, a Victim of the African Trade». African Economic History (9): 27–47. doi:10.2307/3601386. ISSN 0145-2258. JSTOR 3601386 – via JSTOR.
  47. ^ «SHAW, Sir John (c.1615-80), of Broad Street, London and Eltham Lodge, Kent». History of Parliament. Retrieved 11 March 2021.
  48. ^ Davies, K. G. (Kenneth Gordon) (1999). The Royal African Company. London: Routledge/Thoemmes Press. ISBN 0-415-19072-X. OCLC 42746420.
  49. ^ Adams, Robert; Adams, Charles (2005). The Narrative of Robert Adams, A Barbary Captive: A Critical Edition. Cambridge: Cambridge University Press.

Further reading[edit]

  • Davies, Kenneth Gordon. The Royal African Company. Routledge/Thoemmes Press, 1999.
  • Pettigrew, William A. Freedom’s Debt: The Royal African Company and the Politics of the Atlantic Slave Trade, 1672–1752. Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 2014.

External links[edit]

  • «Archival material relating to Company of Royal Adventurers of England Trading with Africa». UK National Archives.

Королевская Африканская компания была основана сразу же после реставрации Карла II, в 1660 году. Пайщиками в ней были богатые лондонские купцы, а так же члены королевской фамилии, президентом компании был назначен герцог Йоркский. Новое торговое предприятие занималось вывозом негров из Африки в Новый Свет (асьендо), а так же разбоем в западно-африканских водах.

Принц Руперт Пфальцский сообщил, что где-то в районе Гамбии есть «Золотая гора» — то есть скала, состоящая полностью из золота. Трудно сказать, откуда такие сведения взял этот прославленный полководец, но Карл II и Яков Йоркский очень заинтересовались подобной информацией. В 1661 году контр-адмирал Роберт Холмс с кораблями «Генриетт», «София», «Амити», «Гриффин» и «Кинсейл» отплыл к берегам Гамбии. Его задачей было закрепиться на побережье и основать факторию, которая бы обозначила присутствие британцев на черном континенте. Было и еще одно указание – отыскать «Золотую гору».

В конце июня отряд Холмса пересек экватор. Первой остановкой стал голландский островок Гори, куда британцы нанесли визит вежливости. На приеме у губернатора Холмс объявил, что Его Величество Карл II требует исключительного права на торговлю между островами Зеленого Мыса и мысом Доброй Надежды, и английская эскадра заставляет за собой право захватывать и топить любые суда и корабли под чужим флагом, обнаруженные в этом регионе.

После выхода из Гори Холмс отправился к эстуарию реки Гамбия, где захватил форт, принадлежавший герцогу Курляндскому, ограбил его дочиста и высадил 70 поселенцев. Новое поселение нарекли Джеймс Айленд.

Вернувшийся в Англию Холмс был обласкан при дворе, он получил под свое командование флагман флота — 80-пушечный «Ройал Чарльз» (бывший «Нейсби»), а так же награжден 800 фунтами стерлингов.

В 1663 году Роберт Холмс отплыл на 48-пушечном фрегате «Жерсей» с эскадрой из 8 кораблей к берегам Гвинеи. В приказе, данном ему, значилось: «Убить, захватить, уничтожить любого, кто захочет помешать вам». Кто же должен был помешать Холмсу? Дело в том, что он получил приказ герцога Йоркского атаковать голландские поселения в этой части Африки. 27 декабря он захватил Индиаман Брилл на острове Гори, чуть позже – в форте Гори атаковал корабли голландский Ост-Индской компании, 2 из них потопил, а 2 – захватил[1]. 10 апреля 1664 года Холмс атаковал Анта-Кастл на Золотом Берегу и несколько других маленьких голландских поселений. А 1 мая, после жаркого штурма, в котором все решил численный перевес англичан, контр-адмиралу удалось взять столицу голландской Гвинеи – Кейп-Коаст, где оказались большие запасы золотого песка, слоновой кости и черного дерева.

8 мая 1664 года из Гааги к Кадису отплыла эскадра вице-адмирала Михаэля де Рюйтера в составе 12 кораблей (флагман – 70-пушечный «Спигель»), 3 брандеров и 1 флейта. Около Бичи-Хэд отряд встретился с английским кораблем, отсалютовал ему и покинул воды Ла-Манша. 28 мая эскадра уже была в Кадисе. Первой задачей де Рюйтера была блокада Алжира, чьи корсары очень сильно ударили по голландской средиземноморской торговле в прошлом году. По пути к месту назначения нидерландцы встретили эскадру британского адмирала Джона Лоусона. Поскольку Средиземное море по мирному договору 1654 года считалась сферой голландцев, де Рюйтер попросил англичан первыми отдать ему салют, но Лоусон отказался. Де Рюйтер принял беспрецедентное решение – разойтись с Лоусоном без салютов!

5 июня корабли прибыли в Алжир. Переговоры с беем были очень трудными, но все же тот согласился выпустить на свободу всех голландцев без выкупа. Вернувшись в Кадис де Рюйтер некоторое время крейсировал в Атлантике, защищая идущие из Ост-Индии торговые караваны. 1 сентября, будучи в Малаге, голландский адмирал получил секретные бумаги из Адмиралтейства. В них говорилось, что эскадра английского адмирала Холмса без объявления войны совершила ряд нападений на голландские колонии в западной Африке. Де Рюйтеру предписывалось ждать большой эскадры, чтобы потом вместе с ней отправиться к берегам Гвинеи и восстановить статус-кво. Михаэль решил не ждать и атаковать противника собственными силами.

5 октября 1664 года 13 голландских кораблей (эскадра пополнилась 52-пушечным «Грёне Камеель») взяли курс на Канарские острова. Эскадра Лоусона, заметившее выдвижение голландцев, попросила  сообщить, куда направляется де Рюйтер. Представитель голландского адмирала – капитан де Бойс – сообщил англичанам, что они закончили свою деятельность в Средиземном море и теперь направляются домой. Поскольку скоро начинались сезоны штормов, Лоусон легко поверил этим данным и ушел в Смирну.

21 октября отряд достиг островов Зеленого Мыса, а на следующий день зашел в гавань Гори. Там голландцы обнаружили 8 торговых судов Королевской Африканской компании под защитой 1 военного корабля. Новый губернатор острова, сэр Джордж Аберкромбл выслав парламентеров, просил «не пугать так население острова, ведь насколько он знает, между Англией и Голландией — мир». Де Рюйтер ответил, что между государствами действительно мир, но вот только есть незадача – Голландия объявила войну Африканской компании. Губернатор попросил 10 дней, чтобы подумать. Де Рюйтер ответил, что даст англичанам эти 10 дней – на сборы. Через 10 дней он намерен войти в форт, и если там останутся англичане – им не поздоровится.

2 ноября английские войска и суда покинули Гори, как нашкодившие мальчишки, убегающие при виде грозного воспитателя. Эскадра де Рюйтера сумела захватить крепость, имевшую 30 орудий и 4 мортиры, защищавшуюся гарнизоном в 130 человек. Новым губернатором был назначен ван Меппель, а отряд отплыл к английскому форту Хоупвелл, где обложил данью английского губернатора Джона Целлариуса. После этого де Рюйтер взял курс на Сьерра-Леоне.

6 ноября голландцы увидели побережье Гвинеи. Эскадра по пути была достаточно потрепана ветрами, уже ощущался недостаток воды и провианта, к тому же никто из моряков раньше здесь не был и не мог служить шкипером при проводке кораблей через мелководную дельту реки Гамбия. Де Рюйтер послал по два корабля в каждый рукав дельты с задачей промерить глубину.

4 декабря голландцы смогли войти в реку. Высаженные на сушу моряки с тыла атаковали и захватили Койя Тимне (будущий Фритаун) и приобрели великолепную гавань в Западной Африке. Пройдя вдоль побережья Золотого Берега эскадра захватила форты Либерию, Бодештейн, Такорари. Англичане попытались атаковать высадившихся голландцев с помощью отрядов из чернокожих солдат, но несколько залпов из мушкетов и пушек обратили негров в бегство, на поле боя осталось лежать только 13 англичан. Такорари был полностью разрушен и разграблен.

7 января 1665 года де Рюйтер отплыл к нидерландскому форту Эльмина. Там к нему присоединилась эскадра командора Яна ван Кампена из 12 вымпелов. Командор же привез указания от амстердамского Адмиралтейства, которые были очень похожи на инструкции Холмса: «разорить, разрушить, уничтожить все английские поселения в Африке. Любые английские корабли захватить или сжечь». Перед де Рюйтером встала задача – что делать? В двух днях пути находился английский форт Корсо, но в этой местности жили африканские племена, ненавидевшие голландцев. Гораздо перспективнее было бы атаковать форт Кромантин, расположенный в окружении голландских фортов на морском побережье.

6 февраля 1665 года де Рюйтер появился под стенами Кромантина. Сам форт представлял собой деревянную крепость с частоколом неправильной четырехугольной формы. По периметру были расставлены 32 орудия до 12-фунтовых включительно. Подошедший к городу де Рюйтер предложил капитуляцию. Губернатор Кромантина  — истовый пресвитерианин Ян Кабесс – сказал, что будет сражаться до последнего. Голландцы высадили десант в составе 431 человека и пошли на штурм под прикрытием орудий эскадры. Англичане, в основном пресвитериане, очень яростно оборонялись, на улочках форта была настоящая резня, Кабесс, со всех сторон окруженный врагами, разрядил два пистолета в голландских матросов, а потом зарезал двух своих рабов, своего сына и себя. Потери англичан составили 150 человек из 170 поселенцев, потери голландцев – 130 человек. Де Рюйтер санкционировал грабеж захваченного города, добыча составила 300 фунтов слоновых бивней, 500 негров и 24 золотых кольца, снятых с убитых, а так же провиант, вино, пиво.

В захваченном форте голландцы оставили 52 мужчины, 10 женщин, служащих голландской Африканской компании, и отплыли к Эльмине, по пути захватив маленькие поселения Асиан и Маури оф Нассау.

13 февраля де Рюйтер получил указания возвращаться домой. Обстановка в водах вокруг Голландии сильно накалилась, война могла начаться в любой момент, а Адмиралтейству требовался де Рюйтер, так хорошо проявивший себя в прошлую войну. 22 июля 1665 года эскадра, покорившая Африку, обогнула Шотландию и взяла курс на Гамбург. Там, взяв под охрану конвой, идущий из Балтики, де Рюйтер взял курс в родные воды. 6 августа 1665 года под звуки оркестра его отряд бросил якорь в устье Эмса. Прием был ошеломляющим – Генеральные Штаты выделили адмиралу большую денежную премию, он получил Почетную Золотую Цепь. За все время похода небоевые потери экипажей и солдат составили 78 человек, что было меньше 10 процентов. Это можно считать выдающимся достижением. 10 августа в Амстердам доставили пленных англичан – 2 губернатора, 130 солдат и 237 сотрудников Африканской компании. Де Рюйтер нанес такой удар по африканским владениям англичан, от которого они так и не смогли оправиться.


[1] Среди захваченных был участник предыдущей войны – 44-пушечный «Гульден Лёув», который был позже был принят на службу в Королевский флот.

Королевская Африканская компания

Королевская Африканская компания

Категории:

  • История Великобритании
  • Компании Великобритании
  • Колониальная Африка
  • Колониальные компании
  • Торговые компании
  • Компании, основанные в 1660 году
  • Компании, упразднённые в 1752 году

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Королевская Африканская компания» в других словарях:

  • Королевская африканская компания — (англ. Royal African Company) английская торговая компания, существовавшая с 1660 по 1752 г. Первоначально именовалась: «Компания королевских авантюристов, торгующих с Африкой» (Company of Royal Adventurers Trading to Africa). Владела факториями… …   Википедия

  • Королевская африканская компания — (Royal African Company), торг, компания, получившая в 1672 г. от короля Карла II монопольную концессию. Построила фактории на зап. побережье Африки («Золотой берег») и торговала в осн. рабами и золотом. Лишилась монополии на торговлю с Англией в… …   Всемирная история

  • Королевская Нигерская компания — История Нигерии …   Википедия

  • Шведская Ост-Индская компания — У этого термина существуют и другие значения, см. Ост Индская компания. Шведская Ост Индская компания (швед. Svenska Ostindiska Companiet)  компания, созданная в Швеции в XVIII веке для ведения морской торговли со странами Востока.… …   Википедия

  • работорговля — в Африке. Рабство и Р. были известны в Африке издавна. Рабовладельческим государством был . Большое число невольников имелось в средневековых африканских государствах (, , ). Караванным путём через Сахару доставлялись рабы на невольничьи рынки… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Ашанти — (англ. Ashantee) но вернее Ассанте, воинственный негритянский народ в Гвинее, на С от Золотого Берега. Область А. простирается к В через реку Вольта до Дагомеи, к З до Ассини, и имеет 27500 кв. км. По самой середине она пересекается текущей от С… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Британская империя — British Empire империя ← …   Википедия

  • БРИТАНСКАЯ ЗАПАДНАЯ АФРИКА — название британской колониальной империи в Западной Африке, которая в пору расцвета состояла из Нигерии, Британского Камеруна, Золотого Берега, Тоголенда, Сьерра Леоне и Гамбии. Все эти территории больше не принадлежат Британии. Золотой Берег… …   Энциклопедия Кольера

  • Золотой берег — или Кэп Кост (Саре Coast), в Западной Африке, между берегом Слоновой кости и Невольничьим, простирается от лагуны Тандо на 3 до Ломе на В, на протяжении 600 км; граничит на С с Гьяманом, Ашанти, Окваву и Эве и занимает 76145 кв. км, а вместе с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Британская Империя — British Empire Конституционная монархия ←   ← …   Википедия

27 сентября 1672 г.

Королевская Африканская компания — английская торговая компания, существовавшая с 1660 по 1752 год. Первоначально именовалась: «Компания королевских предпринимателей, торгующих с Африкой». Владела факториями на западном берегу африканского континента. Основной источник доходов — треугольная работорговля. Вела также добычу золота.

Треугольной торговлей называют характерный для конца XVI — начала XIX веков трансатлантический торговый обмен между тремя частями света — Африкой, Америкой и Европой. Европейские суда при этом курсировали между всеми тремя вершинами «золотого треугольника»:

  1. Европейские суда совершали морской переход к берегам Гвинейского залива для приобретения рабов как дешёвой рабочей силы.
  2. После пленения либо покупки рабов их перевозили через Атлантический океан для продажи в Вест-Индии либо в континентальной Америке.
  3. Из Америки в Европу вывозили произведённые с использованием рабского труда продукты — сахар, кофе, какао, табак, индиго.

Треугольная торговля существовала и в Азии начала XIX века: британцы экспортировали в Индию дешёвые ткани, на полученные от их продажи средства скупали опиум, который затем вывозили в Китай, где на вырученные от его реализации деньги приобретался чай для поставок в Европу.

Королевская Африканская компания и Военно-морской флот Англии

И тоже какие-то у них втроем мудреные счеты были: тот тому дает, тот тому дает; а кто кому должен, не разберешь никак.
          Л. Н. Толстой. Записки маркёра



Крушение корабля третьего ранга «Глостер» в 1682 году(1682). Художник Danckerts, Johan, National Maritime Museum, Гринвич, Лондон. Изображение дает представление об аглийских линейных кораблях третьего ранга на стыке эпох Республики и Реставрации.

Недавно, при обсуждении поста в моем журнале, посвященного найму купеческих кораблей для нужд военного флота Англии, уважаемый sky_corsair сделал несколько критических замечаний по существу изложенного там материала. Повторю эти замечания (сначала в квадратных скобках идет отрывок из моего поста, затем вопросы по нему уважаемого коллеги:

1. [ Как известно, торговые интересы Англии в тот период зачастую обслуживались силами кораблей и за счет средств английского военно-морского флота.]
Откуда известно? Мне кажется, эта Ваша фраза вообще противоречит смыслу всего поста. Вы пишете о том, что английский ВМФ на время войны включал в свой состав торговые суда, а из этой фразы получается, что это торговцы использовали в коммерческих целях корабли ВМФ. Разве не абсурд? Существовала практика конвоирования, когда во время войны крупные торговые компании обращались к ВМФ с просьбой сопровождать караваны судов. Даже в этом случае такая практика была нерегулярной.
2. [ первые военные провокации английский флот устроил с помощью своих кораблей, находившихся под флагом торговых компаний у западных берегов Африки… В начале 1664 года английские военные корабли, находившиеся у побережья Западной Африки под флагом Royal African Company, атаковали фактории голландцев на Гвинейском берегу и вынудили голландских работорговцев покинуть их.]
Вот здесь тоже много вопросов. Royal African Company — крупная торговая (!) компания. Да, её учредителями были король Карл II и его брат будущий король Яков II, а также еще целый ряд придворных. Но ведь не они выходили в море, торговали и осуществляли управление компанией. Они дали компании лицензию и деньги на основание. Ну и владели пакетом акций. Основную деятельность компании осуществляли торговцы. Отсюда вопрос: действительно ли корабли под флагом Royal African Company, которые атаковали фактории голландцев на Гвинейском берегу, были кораблями английского ВМФ? Или это были вооруженные корабли самой компании (как делала Ост-Индская компания в Индии)?
(нумерация моя –g._g.)

Истина, как известно, конкретна, поэтому разбираться будем тоже конкретно и, как всегда, не торопясь.

Прежде всего о времени обсуждаемого события. Речь в нашем рассказе шла о кануне и первом периоде Второй англо-голланлдской войны, т.е. (приблизительно, с запасом) это были 1661-1667 годы. Период правления короля Карла II (1660-1685), начало эпохи, которые историки Англии называют Реставрацией.

Теперь о месте действия. Основные события разворачиваются у западного побережья Африки, которая во всех рассуждениях называется Западной Африкой . Не надо путать ее с субрегионом Западная Африка по нынешним географическим понятиям.

По хартии Карла II, которая была жалована Королевской Африканской компании в 1672 году (именно тогда она появилась под своим названием), компания получила монополию на торговлю на пяти тысячах миль западного побережья – от Зеленого мыса до мыса Доброй Надежды. В ходе дальнейшего разговора мы сделаем некоторые уточнения по локализации событий.

Действующие лица изучаемого события: торговые компании Англии, Голландии, Португалии, Франции, Швеции, Дании, Шотландии, Бранденбурга, военные корабли этих же стран, «независимые» купцы, приватиры, контрабандисты (точнее, нарушители монополии, interlopers) , пираты, местное население, их вожди и князьки и т.п.

Теперь начнем отвечать на поставленные вопросы.
1.
Откуда известно?

-Kenneth Gordon Davies, The Royal African Company, (Taylor & Francis, 1957).
War, Entrepreneurs, and the State in Europe and the Mediterranean, 1300-1800, (BRILL, 2014)
— John Brewer, The Sinews of Power: War, Money and the English State, 1088-1783, (London, 1988).
— Rif Winfield, British Warships in the Age of Sail, 1603-1714 (Seaforth, 2009)
— Patrick J. N. Tuck, Trade, Finance and Power (Routledge, 1998)
Ряд других источников, которые касаются менее общих вопросов, приведем в следующих разделах нашего рассказа.

– «Торговцы использовали в коммерческих целях корабли ВМФ

Такого я не писал и напрасно приписывать мне эту мысль. В тексте буквально написано:
торговые интересы Англии в тот период зачастую обслуживались силами кораблей и за счет средств английского военно-морского флота.

Поясню. В той интерпретации, которая мне приписана, изображается некий корыстолюбивый купец, который использует в своих интересах коррумпированного государственного или военного чиновника. Но это не так. Англия в ту пору была, как заметил впервые Джон Бруэр (см выше), fiscal-military state. Связи между крупными торговыми компаниями и государством были очень тесными. И военная машина и торговые объединения хорошо уживались в рамках такого государства. Ущемление интересов британского торговца запросто могло стать поводом к войне с государством-обидчиком. Наиболее характерным примером такого поведения сторон служит история англо-голландских отношений в те годы.

Мы уже писали выше, что процесс наполнения невольничьего судна (будь оно судном компании, или «независимым» слейвером) живым товаром растягивался на месяц и больше. Все это время корабль находился у берегов Африки, являясь лакомой добычей для приватиров вражеской стороны. Государство специальными хартиями дало кораблям компании право задерживать суда-нарушители монополии; и более того, не останавливаясь на этом, выделяло в помощь компании силы военно-морского флота. Это были не только военные корабли, но и арендованные Адмиралтейством купеческие суда (например, Orange Tree; это в отношении «абсурда», который замечен критиком в моем тексте), на которые назначались экипажи военного флота (Кеннет, с.119, 189). Военные корабли обеспечивали не только прикрытие конвоев, но и направлялись со специальными миссиями к берегам Западной Африки. Именно о таком отряде идет речь в нашем рассказе о событиях накануне Второй англо-голландской войны.

Основным действующим лицом этих событий стал капитан, в дальнейшем адмирал английского военного флота Роберт Холмс.


Питер Лели. Сэр Фрешвилл Нолл и сэр Роберт Холмс. National Maritime Museum, Лондон

Впервые отряд военных кораблей под его командованием был направлен к берегам Западной Африки в 1661 году (отвечая на вопрос, действительно ли корабли под флагом Royal African Company, которые атаковали фактории голландцев на Гвинейском берегу, были кораблями английского ВМФ?) . Флагманский корабль этого отряда Henrietta — корабль третьего ранга водоизмещением 781 т, до Реставрации назывался Langport . Отряд был небольшим, (помимо флагмана еще четыре корабля: Sophia (4-й ранг, 34 орудия), Amity (фрегат,38 орудий), Griffin (брандер), и Kinsale (6-й ранг, 10 орудий.). Соответствующие характеристики этих кораблей и принадлежность их английскому военному флоту сомневающиеся могут проверить по справочнику Уинфилда.
Показательные репрессии против голландских купцов и приватиров у африканского побережья наделали много шума. Вторично более крупный отряд военных кораблей под командованием Холмса был отправлен в Западную Африку в конце 1663 года. Инструкции на поход подписал лорд верховный адмирал Яков, будущий король Англии. Обращают на себя внимание следующие указания : ‘promote the Interests of the Royall Company‘ и ‘kill, take, sink or destroy such as shall oppose you‘ – ‘продвигать интересы Королевской (Африканской) компании’ и ‘убивать, захватывать, топить или уничтожать тех, кто будет противостоять вам’.

И в этот раз английский коммодор действовал решительно и жестко, выходя за рамки данных ему в Лондоне инструкций. В 1664 году Холмс атаковал и захватил форт на острове Горе́ (Gorée), расположенном в паре километров от нынешнего Дакара.


Форт на острове Горе. Раскрашенная гравюра анонимного голланского мастера, XVII век.

Далее последовали атаки на укрепления в Элмине (современная Гана) и захват расположенных там фортов


Вид на форт Элмина. Гравюра 1665-1668 г. из атласа Blaeu van der Hem. Анонимный автор.

Вошедший во вкус коммодор не ограничился разгромом голландских опорных пунктов на западном берегу Африки, а переправился через океан и заставил капитулировать гарнизон Нового Амстердама, который с той поры стал называться Нью-Йорком.


Падение Нью Амстердама. Работа американского художника Jean Leon Gerome Ferris

Другое дело, что голландская эскадра де Рюйтера смогла в дальнейшем отбить потерянные фактории и форты у англичан, но это, как говорится, другая история. Нас интересует сейчас участие кораблей английского военного флота в отстаивании интересов королевства на африканском берегу, сомнение в чем высказал уважаемый оппонент.

Могла ли тогда Королевская Африканская компания своими силами совершить все эти военно-морские подвиги? Об этом, а также о других вопросах, затронутых в комментарии уважаемого sky_corsair поговорим в следующий раз.

Королевская африканская компания

Логотип Королевской африканской компании.jpg

Герб

Королевская африканская компания Flag.svg

Флаг компании (ок. 1665 г.)

Раньше Компания королевских авантюристов, торгующих в Африке
Тип Частный
Промышленность Товарная торговля
Основан 1660 г. в Лондоне , Англия.
Учредители Дом Стюартов (британская королевская семья)
Несуществующий 1752

Действующие лица

Джеймс II, Карл II
Продукты Золото, серебро, слоновая кость, люди

Royal African Company ( RAC ) был (английский меркантильные торговая ) компания , созданная в 1660 году королевской семьи Стюарт и лондонского Сити купцов торговли вдоль западного побережья Африки . Его возглавил герцог Йоркский , который был братом Карла II и позже занял трон как Яков II . Она отправила в Америку больше африканских рабов, чем любая другая компания в истории атлантической работорговли .

Он был основан после того, как Карл II занял английский престол в ходе Реставрации 1660 года . В то время как его первоначальная цель заключалась в разработке золотых приисков вверх по реке Гамбия , которые были определены принцем Рупертом во время Междуцарствия , вскоре он развился и привел к жестокой и устойчивой работорговле . Он также добывал другие товары, в основном из Золотого Берега . Став неплатежеспособным в 1708 году, он просуществовал в состоянии значительного сокращения активности до 1752 года, когда его активы были переданы новой Африканской компании купцов , которая просуществовала до 1821 года.

История

Фон

В 17 веке поселения на западном побережье Африки, хотя они и вели самостоятельную торговлю золотом и слоновой костью, существовали в основном для поставки рабов в Вест-Индию и Америку. На западном побережье европейцы жили на укрепленных заводах (торговых постах), но не имели суверенитета над землей или ее коренными жителями. Прибрежные племена выступали посредниками между ними и внутренними охотниками за рабами. У европейских мужчин не было особых стимулов исследовать реки, и лишь немногие из них делали это. Атмосфера могла бы быть спокойной, если бы не было острого соперничества между европейскими державами; особенно голландцы, которые использовали местных союзников против своих соперников. До Реставрации голландцы были основными поставщиками рабов на английские плантации в Вест-Индии, но частью политики английских законов о мореплавании было вытеснение их из этой прибыльной торговли.

Основание и ранние годы

Первоначально известная как Компания королевских авантюристов, торгующих в Африке , своим уставом, изданным в 1660 году, ей была предоставлена монополия на английскую торговлю вдоль западного побережья Африки , основной целью которой был поиск золота . В 1663 г. была получена новая хартия, в которой также упоминалась торговля рабами . Это была третья английско-африканская компания, но она начала новую жизнь в работорговле, и для нее оставалась только одна важная фабрика , которую сменила Ост-Индская компания , которая арендовала ее в качестве пристанища на море. маршрут вокруг мыса . Это был Кормантин , в нескольких милях к востоку от голландской станции Касо Корсо или замка Кейп-Кост . Хартия 1663 г. запрещает другим торговать «секвой, зубами слонов, негров, рабами, шкурами, воском, морскими зернами или другими товарами этих стран». В 1663 году, в преддверии голландской войны, экспедиция капитана Холмса захватила или разрушила все голландские поселения на побережье, а в 1664 году на острове примерно в двадцати милях вверх по реке Гамбия был основан форт Джеймс, ставший новым центром английской торговли. и мощность. Однако это было только началом серии поимок и повторных поимок. В том же году де Рюйтер отвоевал все голландские форты, кроме замка Кейп-Кост, а также взял Кормантин. Бредский договор подтвердил владение замком Кейп-Кост англичанами.

Форты служили перевалочными и торговыми станциями, и Компания отвечала за захват любых английских кораблей, которые пытались действовать в нарушение ее монополии (известные как нарушители). В «призовом суде» Король получил половину выручки, а половину — Компания от ареста этих нарушителей.

Компания сильно влезла в долги в 1667 году, во время Второй англо-голландской войны . В течение нескольких лет после этого Компания вела некоторую бессистемную торговлю, в том числе лицензировала частных торговцев, совершающих разовые поездки, но самым большим ее усилием было создание в 1668 году Gambia Adventurers. На эту новую компанию была оформлена отдельная подписка, и с 1 января 1669 года ей была предоставлена ​​десятилетняя лицензия на африканскую торговлю к северу от Бенинской бухты . В конце 1678 года лицензия для авантюристов из Гамбии истекла, и ее торговля в Гамбии была объединена с Компания.

Африканская компания была разорена своими потерями и отказалась от своей хартии в 1672 году, за ней последовала еще более амбициозная Королевская африканская компания Англии . Его новый устав был шире старого и включал право создавать форты и фабрики, содержать войска и применять военное положение в Западной Африке в целях торговли золотом, серебром и африканскими рабами . До 1687 года компания была очень процветающей. Он построил шесть фортов на Золотом Берегу и еще один пост в Уиде , восточнее, на Невольничьем Берегу, который стал его главным центром торговли. Замок Кейп-Кост был укреплен и стал вторым по значимости после голландской фабрики в Эльмине . Однако англо-голландское соперничество отныне не имело значения в регионе, и голландцы не были достаточно сильны, чтобы предпринять здесь агрессивные меры во время Третьей англо-голландской войны .

Работорговля

В 1680-е годы Компания ежегодно перевозила около 5000 порабощенных людей на рынки, в основном в Карибском бассейне через Атлантический океан. Многие из них были заклеймены буквами «DoY» в честь его губернатора, герцога Йоркского , который сменил своего брата на троне в 1685 году и стал королем Яковом II. У других рабов на груди были написаны инициалы компании RAC. Историк Уильям Петтигрю заявил, что эта компания «отправила в Америку больше порабощенных африканских женщин, мужчин и детей, чем какое-либо другое учреждение за весь период трансатлантической работорговли», и что инвесторы в компании были полностью осведомлены о ее деятельности и предназначены для получения прибыли от этой эксплуатации.

Между 1662 и 1731 годами Компания перевозила около 212 000 рабов, из которых 44 000 умерли в пути, около 3 000 в год. К тому времени они также перевозили рабов в английские колонии в Северной Америке.

Последующая деятельность и неплатежеспособность

С 1694 по 1700 год Компания была основным участником Войн Коменда в портовом городе Коменда в королевстве Эгуафо на территории современной Ганы . Компания объединилась с торговым принцем по имени Джон Кэбесс и различными соседними африканскими королевствами, чтобы свергнуть короля Эгуафо и основать постоянный форт и фабрику в Коменде. Англичане взяли два французских форта и снова потеряли их, после чего французы разрушили форт Джеймс. Похоже, что это место вскоре было возвращено, и в войне за испанское наследство дважды было отвоевано французами. В Утрехтском договоре он остался английским. Французские войны нанесли компании значительные убытки.

В 1689 году Компания признала, что она потеряла свою монополию с окончанием королевской власти в Славной революции , и прекратила выпуск каперских грамот . Эдвард Колстон передал большую часть своей первоначальной доли Вильгельму III в начале 1689 года, обеспечив благосклонность нового режима. Для поддержания Компании и ее инфраструктуры и прекращения ее монополии парламент принял Закон о торговле с Африкой 1697 г. (9 Will. 3 c. 26). Среди прочего, Закон открыл африканскую торговлю для всех английских купцов, которые платили 10-процентный сбор Компании за все товары, экспортируемые из Африки.

Компания была не в состоянии выдерживать конкуренцию на условиях, установленных Законом, и в 1708 году стала неплатежеспособной, дожив до 1750 года в состоянии значительного сокращения активности. В 1709 году Чарльз Давенант опубликовал « Размышления о конституции и управлении торговлей с Африкой» , в которых «вернулся к своему обычному подозрительному и откровенно враждебному отношению к голландцам». В этой брошюре предлагалось возобновить монополию Королевской африканской компании на работорговлю на том основании, что конкуренция в Нидерландах «требовала содержания фортов, которое могло себе позволить только акционерное общество».

Компания продолжала закупку и транспортировку рабов до 1731 года, когда она отказалась от рабства в пользу слоновой кости и золотой пыли.

С 1668 по 1722 год Королевская африканская компания поставляла золото на Английский монетный двор . На монетах из такого золота изображен слон под бюстом короля и / или королевы. Это золото также дало чеканке название гинея .

Члены и официальные лица

При регистрации в уставе компании были указаны губернатор, заместитель губернатора, заместитель губернатора и 24 помощника. Помощников (также называемых членами Суда помощников) можно считать эквивалентом современного совета директоров.

  • Джеймс Стюарт, герцог Йоркский , будущий король Джеймс II — губернатор компании с 1660 по 1688 год; и его крупнейший акционер
  • Эдвард Колстон (1636–1721), торговец, филантроп и член парламента, был акционером Королевской африканской компании с 1680 по 1692 год; с 1689 по 1690 год он был заместителем губернатора, занимал высшую руководящую должность, на основании чего его называют работорговцем.
  • Чарльз Хейс (1678–1760), математик и хронолог, был губернатором Королевской африканской компании в 1752 году, когда она была распущена.
  • Мэлаки Постлтуэйт , директор и пропагандист компании.

Список известных инвесторов и чиновников

  • Карл II Англии
  • Сэр Эдмунд Андрос
  • Сэр Джон Бэнкс
  • Бенджамин Батерст , заместитель губернатора Подветренных островов
  • Генри Беннет, первый граф Арлингтон
  • Джордж Вильерс, 2-й герцог Бекингемский
  • Сэр Джозайя Чайлд
  • Сэр Роберт Клейтон
  • Сэр Джордж Картерет
  • Сэр Питер Коллтон
  • Энтони Эшли Купер, первый граф Шефтсбери
  • Граф Крейвен
  • Лоуренс Дю Пюи
  • Сэр Сэмюэл Дэшвуд
  • Фердинанд Ущелья внук Фердинандо Ущелья
  • Фрэнсис, лорд Хоули
  • Джордж Фридрих Гендель
  • Сэр Джеффри Джеффрис, управляющий делами Подветренных островов в Англии 1690 — ок. 1696, помощник Королевской африканской компании 1684–1686, 1692–1698
  • Джон Локк
  • Сэр Джон Мур
  • Сэмюэл Пепис
  • Джеймс Фиппс из замка Кейп-Кост
  • Томас Пови
  • Сэр Уильям Причард
  • Сэр Габриэль Робертс
  • Принц Руперт
  • Тобиас Рустат
  • Роберт Аске
  • Сэр Джон Шоу, первый баронет
  • Сэр Роберт Винер, первый баронет
  • Мэтью Рен

Растворение

Карта заводов Королевской африканской компании, переданная Африканской компании купцов. (

  • v
  • т
  • е

)

Королевская африканская компания была распущена Законом об африканских компаниях 1750 года , а ее активы были переданы Африканской компании торговцев . В основном они состояли из девяти торговых постов на Золотом побережье, известных как фабрики : Форт Аномабо , Форт Джеймс , Форт Секонди , Форт Виннеба , Форт Аполлония , Форт Тантумквери , Форт Металлический Крест , Форт Коменда и Замок Кейп-Кост , последний из которых был административный центр.

Смотрите также

  • Список торговых компаний

Примечания

дальнейшее чтение

  • Дэвис, Кеннет Гордон. Королевская африканская компания. Routledge / Thoemmes Press, 1999.
  • Петтигрю, Долг Уильяма А. Свободы: Королевская африканская компания и политика атлантической работорговли, 1672–1752. Чапел-Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины Press, 2014.

внешние ссылки

  • «Архивные материалы, относящиеся к компании королевских авантюристов Англии, торгующей с Африкой» . Национальный архив Великобритании .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аффирмации для успеха в бизнесе для женщины
  • Аптека диалог лосино петровский часы работы
  • Ахилл ветклиника на белозерской часы работы
  • Аптека загорянский орджоникидзе часы работы
  • Ахилл ветклиника на дубнинской время работы