Афанасьев в малый бизнес проблемы становления

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

«Малый бизнес: проблемы становления и развития в России.»

2009

Оглавление

Введение

1. Виды малого бизнеса

2. Основные проблемы малого бизнеса.

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти двадцать лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период – период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач. Современное российское общество пока продолжает переживать кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться, особенно остро вопрос встал после мирового финансового кризиса.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществеОсновная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

1. Виды малого бизнеса

Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной , общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.

Формы предпринимательства тесно связаны между собой, поэтому было бы неверно пытаться абсолютизировать какую-то одну из них. Так, малое производство почти всегда было связано узами кооперации с производством крупным. Не составляет в этом смысле исключения и нынешний этап развития экономики, когда эффективность функционирования крупного производства зависит от уровня и эффективности производств малых, и наоборот. Таким образом, оба вышеназванных сектора представляют собой единое целое. Малый бизнес, поэтому следует рассматривать не как противостоящий бизнесу крупному, а как дополняющий, работающий в контакте с ним, в том числе и на контрактной основе. [1]

Вместе с тем малое предпринимательство обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике. Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого предпринимательства?

Вопрос этот отнюдь не праздный, и от того, будет ли найден правильный ответ, зависит и судьба многих других проблем.

В этой связи представляется необходимым обратиться к мировому опыту решения данной проблемы.

Сегодня в мире насчитывается более 50 статических критериев отнесения предприятия к группе малых. В самом общем виде их можно подразделить на:

  • качественные критерии (простота системы управления, совмещение в одном лице функций собственника и менеджера, обладание небольшой долей рынка и небольшая пространственная сфера деятельности, достаточно четко определенная цель деятельности и т.д.)

  • количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.)

Критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству существенно разнятся при переходе от страны к стране, а также от одной сферы приложения капитала к другой. Тем не менее, в практике любой страны чаще применяются именно количественные критерии. Он же положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней. [1]

Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.

К преимуществам малых предприятий можно отнести:

  • дух инициативы и динамизма, свободу действий;

  • гибкость, способность к оперативной перестройке производства;

  • специализацию;

  • приближение производства к потребителю;

  • более высокую оборачиваемость капитала;

  • возможность экономии на издержках производства (за счет экономии на административно-управленческих расходах, более полного использования ресурсов, низкого уровня запасов, использования недорогих средств производства, поддержания более низкого, чем на крупных предприятиях, уровня заработной платы и др.);

  • преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.).

Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:

  • стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;

  • быстрое моральное устаревание технологий;

  • резкое усиление технологической конкуренции и др.

К социальным факторам, вызвавшим в последние 10 лет бурное развитие малого предпринимательства, следует отнести:

  • изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);

  • неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;

  • формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.

Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:

  • небольшой «запас прочности»;

  • проблемы финансирования;

  • повышенный риск;

  • высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность.

Но особенности малого предпринимательства обусловливают и определенные проблемы, которые необходимо решать комплексно, т.е. связывая их воедино

2.Основные проблемы малого бизнеса в РФ

Малые предприятия в России по своей деятельности сталкиваются с большими трудностями:

Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая.

Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в существенной степени отсутствовал. Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. [3]

Положение едва ли может измениться в позитивную сторону, если не перейти от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций.

В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема – это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность в том, что:

  • нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;

  • имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватанным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п. Так, с 1993 года было введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель был обязан внести в бюджет налог на прибыль. Если же по итогам квартала обнаруживалось, что ее оказалось больше, предпринимателю надлежало не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Только в 1996 году это положение было отменено.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Еще одна проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться:

  • урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу;

  • им требуется все-таки приобрести определенный объем знаний, ведь обучают же урожденных спортсменов, ученых, музыкантов.

Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности.

Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалось практически подорванной. Требуется строить эту систему заново по отношению ко всему, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

Текущая страница: 4 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

51. Попов И. Малый бизнес в России и за рубежом. Проблемы становления и развития / И. Попов, С. Калюжная. – М.: Мир кн., 1994. – С. 83-86.

52. Паркинсон С. Н. Бизнес – это люди / С.Н. Паркинсон: – М.: МИРТ, 1995. – С. 222.

53. Ползиков С. Д. Пути развития современного предпринимательства / С.Д. Ползиков. – М.: Луч, 1993. – С. 190 .

54. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. Пер. с анг / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986. – 472 с.

55. Радаев В.В. Экономика переходного периода / В.В. Радаев, А.В. Бузгалин. – М.: Изд – во МГУ, 1995. – 410 с.

56. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии / Ж.Б. Сэй. – М.: Мысль, 1968.– 480 с.

57. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /А. Смит. – М.: Соцэкгиз, 1962. – С. 216.

58. Сакс Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ./ Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен.– М.: Экономика, 1996. – С. 221.

59. Свиридов Ю. А. Формирование кадров для предпринимательской деятельности в малом бизнесе /Ю.А.Свиридов. – М.: Прогресс, 1997. – С. 71-72.

60. Суханов С. А. Малое предпринимательство в условиях перехода к рынку /С.А. Суханов. – М.: Экономика, 1991.– С. 24.

61. Ткаченко А.Н. Немонополистический сектор в экономике в условиях современного капитализма /А.Н. Ткаченко. – М.: Наука, 1985. – 159 с.

62. Хайтер В. Как делать бизнес в Европе /В. Хайтер. – М.: Прогресс, 1992.– 253 с.

63. Хейнс П. Экономический образ мышления / П. Хейнс. – М.: Новости, 1991. – 141 с.

64. Хасанов Р.Т. Концепция реализации налогообложения малых форм производства / Р.Т. Хасанов, Х.Х. Сохраков. – Нальчик: рес. изд-во, 1996. – С. 5– 18.

65. Шапиро А. М. Опыт функционирования малых и средних предприятий в экономике развитых капиталистических стран / А.М. Шапиро. – Минск: Наука, 1985.– С. 29.

66. Щетинин А. А. Инфраструктура и детерминанты развития МП /А.А. Щетинин, Р.В. Черняева. – Новочеркасск: Дон, 1997. – 320 с.

67. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды / А.В. Чаянов. – М.: Экономика, 1989. – С. 190.

68. Шахмалов Ф. И. Новое российское предпринимательство / Ф.И. Шахмалов.– М.: Экономика, 1994. – 176 с.

69. Шумпетер Й. Теория экономического роста /. Й. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. С. 169.

70. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. – М.: Госполитиздат, 1975. – 430 с.

71. Шулус А. Государственная поддержка малого предпринимательства / А. Шулус. – М.: Наука, 1997. – С. 59.

72. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Л. Эрхард. – М. : Наука, 1991. – 410 с.

73. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика /А.Ю. Юданов. – М.: Прогресс, 1996. – С. 39.

74. Яковлев В. М. Конструктивное предпринимательство / В.М. Яковлев. – М.: ИПА. “Трил”, 1994. – 232 с.

Статьи в научных журналах

75. Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества /Л. Абалкин// Экономика и жизнь.– 1991– № 29– С. 6-7.

76. Мишин А. Инвестиционная поддержка малого бизнеса. /А. Мишин // Российский экономический журнал. -1998. -№ 5. -С. 61.

77. Агеев А. Предпринимательство: стратегия нового поколения / А. Агеев, М. Грачев, Д. Кузин // Мировая экономика и международные отношения. – 1991. – № 3 – С. 115-123.

78. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления / В. Афанасьев // Российский экономический журнал.– 1993.– № 2.-С. 59– 66.

79. Афанасьев В. “Анатомия” отечественного малого бизнеса /В. Афанасьев// Российский экономический журнал. – 1994. – № 2. – С. 55 – 64.

80. Алимова Т. Малый бизнес в официальной статистики / Т. Алимова //Вопросы экономики. – 1994. – № 11. – С. 133-141.

81. Алимова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей / Т. Алимова, В. Буев, В. Голикова, Г. Долгопятова // Вопросы экономики. – 1994. – № 11. – С. 108-123.

82. Алимова Т. Формирование информационной среды малого бизнеса / Т. Алимова, В. Буев, В. Голикова, И. Евсеева // Вопросы экономики. – 1994. – № 11 – С. 124-132.

83. Архипов А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение / А. Архипов, Т. Баткилина , В. Калинин // Вопросы экономики. – 1997. – № 4. – С. 141-147.

84. Афанасьев А., Крылов Е. Малое предпринимательство в решении проблем занятости / А. Афанасьев, Е. Крылов // Российский экономический журнал. – 1996. – № 10. – С. 42-45.

85. Антимонопольная политика в странах с рыночной экономикой // Вопросы экономики.– 1992.– № 11.

86. Блинов А. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства /А. Блинов // Бизнес для всех. – 1995. – № 2. – С. 42-45.

87. Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предпринимательства / А. Блинов // Вопросы экономики. – 1994. – № 11. – С. 151-155.

88. Блинов А. Направления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса / А. Блинов, Н. Эрматова // Российский экономический журнал. – 1994. – № 1. – с. 44-47.

89. Блинов А. Немалые трудности малого бизнеса / А. Блинов // Российский экономический журнал. – 1995. – № 2. – С. 5.

90. Беляева Л. А. В поисках среднего класса / Л.А. Беляева // Социзд. – 1999. – № 7. – С. 72.

91. Грачев И.Д. Развитие малого предпринимательства / И.Д. Грачев // Деньги и кредит. – 1997. – № 1, – С. 45-47.

92. Гимпельсон В. Частный сектор в России: занятость и оплата труда / В. Гимпельсон // Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – № 2. – С. 81.

93. Жирицкий А. К. Основные институты рыночной экономики. В кн. Рыночная экономика / А.К. Жирицкий, Р.И. Цвылев. – М.: 1991. – С. 141.

94. Зубакин В. Вторая экономика. Вопр. экономики. 1994. – №8. – с. 156.

95. Иорданская Э. Мелкие и средние предприятия в Германии / Э. Иорданская // Мировая экономика и международные отношения. – 1993. – № 5. – С. 130-133.

96. Красникова Е. Фигура предпринимателя в рыночной экономике / Е. Красникова // Российский экономический журнал.– 1995.– № 3.-С. 18 – 23.

97. Курнышева И. Накопление и структурные сдвиги / И. Курнышева // Экономист. – 1997. – № 3.– С. 17-22.

98. Клучи Д. Государство, бизнес и экономика / Д. Клучи // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 3. – С. 60-61.

99. Концепция среднесрочной программы правительства Российской Федерации на 1997– 2000 годы. Структурная перестройка и экономический рост // Вопросы экономики. – 1997. – №1. – С. 38-47.

100. Кох А. Р. Приватизация – 1996: итоги и выводы. / А.Р. Кох, З.Х. Рустамова // Общество и экономика. – 1997. – № 1. – С. 429.

101. Краева Н. М. Социально– экономические особенности российского предпринимательства / Н.М. Краева, В.П. Минеев // Общество и экономика. – 1996. – № 9 – 10 – С. 66.

102. Оникиенко А. Модернизация на Тайване: от экономической либерализации к политической демократизации / А. Оникиенко // Мировая экономика и международные отношения. – 1993. – № 2. – С. 125.

103. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы / А. Орлов // Вопросы экономики.– 1997.-№ 4 – С. 130– 141.

104. Розанова Н. М. Поведение фирмы в условиях переходной экономики / Н.М. Розанова // Вестник МГУ. – 1997. – № 2.

105. Савченко В. Феномен предпринимательства / В. Савченко // Российский экономический журнал.– 1995. – № 9. – С. 45.

106. Савченко В. Государственное регулирование малого предпринимательства / В. Савченко // Российский экономический журнал. – 1996. – № 1. – С. 5.

107. Селезнев А.З. К вопросу о конкурентных преимуществах на товарных рынках / А.З. Селезнев // Вестник МГУ. – 1999. – № 5.

108. Трофимова И. Крупные корпорации и эффективность экономики (организационный подход) / И. Трофимова // Мировая экономика и международные отношения. – 1992.– № 9. – С. 62.

109. Тарасов Е. У малого предпринимательства большие проблемы / Е. Тарасов // Российский экономический журнал. – 1993. – № 7. – С. 48.

110. Фирсов В. Организационные формы венчурного предпринимательства / В. Фирсов // Экономист. – 1994. – № 6. – С. 95.

111. Федоров В. Необходим благоприятный инвестиционный климат / В. Федоров, А. Цыгичко, С. Бойко // Экономист. – 1997. – № 7. – С. 23-28.

112. Шулус А. Зарубежный опыт инвестиционной поддержки малого предпринимательства / А. Шулус, Н. Быченко // Российский экономический журнал. – 1998. – № 1. – С. 44.

113. Шахмалов Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства / Ф. Шахмалов // Экономист. – 1995. – №10. – С. 88-92.

114. Юн О. Структурная перестройка экономики. Экономист. 1993, №11, с. 21.

115. Юданов А. Ю. К проблеме конкурентоспособности фирм / А.Ю. Юданов // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – № 12. – С. 5

Материалы конференций

116. Перспективы развития малого бизнеса как одного из направлений решения проблем занятости: Тез. докл. Второй межрегионал. научно– практ. конф. – Красноярск. 1997. – С. 3-5.

Авторефераты диссертаций

117. Гуров Г.П. Тенденции развития малого предпринимательства в современной России и его государственная поддержка: Авто-реф. дис. канд. эконом. наук. – Ростов–на-Дону, 1998.-23 с.

118. Кулигин В. Д. Субъекты хозяйствования и их трансформация в переходной экономике: Автореф. дис. доктора эконом. наук. – Иркутск, 1996. – 38 с.

119. Щетинин А. Малое предпринимательство в условиях экономики переходного периода: Автореф. дис. канд. экон. наук. – Ростов-на-Дону, 1997, 21 с.

120. Черных А. В. Крестьянские домохозяйства в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук. – М., 1997.– 21 с.

Глава 2
Государственная поддержка малого предпринимательства

2.1. Государственное регулирование малого предпринимательства

Государственное регулирование малого предпринимательства осуществляется в процессе структурных преобразований экономики.

Проблема государственной поддержки малого предпринимательства особенно актуальна в связи с проведением структурных преобразований в российской экономике и анализируется в работах многих экономистов: Л. И.Абалкина (1997), В. В.Радаева (1995), А. Шулуса (1997), В.Г.Игнатова (1997), О.Ю.Бородиной (1998), А.Н.Ткаченко (2002), А.М.Шапиро (2003), В.М. Яковлева (1994), Г.П.Гурова (1998) и др. Большинство отечественных экономистов, исследуя роль государства в развитии малого бизнеса, прослеживают тенденцию к совершенствованию форм государственной поддержки. Это влечет изменения в структуре реальной экономики и в сфере услуг. Причем чем быстрее совершаются эти изменения, тем эластичнее структура производства в соответствии с экономическими требованиями общества, тем успешнее развивается экономика в целом. Структурные преобразования экономики на основе приоритетной роли малого бизнеса характерны для многих стран, хотя роль государства неоднозначна. Существуют различные точки зрения на проблему государственного регулирования (Л. И. Абалкин (1998), В. Г. Игнатов (1997), О. Ю. Бородина (1998)). Однако прослеживается при этом активная роль государства в процессе структурных преобразований экономики [18, с.215].

Реализация структурных преобразований на основе приоритетной роли малого бизнеса в различных странах обладает определенной спецификой. Например, в США в структурной политике применяли традиционные рычаги регулирования: кредитные и налоговые льготы, тарифная внешнеэкономическая политика. В Великобритании экономическая политика правительства направлялась на защиту интересов производителей в отраслях, находящихся в депрессии, для их постепенного уменьшения. Политика английского правительства в области импортных тарифов поощряла деятельность малых и средних фирм, чья продукция была конкурентоспособной. Опыт структурной перестройки в развитых странах говорит о том, что наибольший эффект преобразования приносят при активном организационном воздействии государства на процесс становления малого предпринимательства.

Представляется, что роль государства в переходной экономике более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве России. Это связано со следующими причинами:

во-первых, малое предпринимательство находится в стадии становления;

во-вторых, происходит становление самого механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Роль государства в структурной перестройке экономики конкретизируется в его функциях. Ряд экономистов (А.В. Бузгалин (1995), А.В.Евсеенко (1994), К.В.Некрасовский (2000)) связывают все функции государства со становлением и развитием рыночных отношений. Представляется необходимым конкретизировать их в период структурной перестройки экономики, а именно выделить следующие:

– обеспечение правовой базы функционирования рыночного хозяйства (его важного сектора – малого предпринимательства),

– стимулирование и развитие конкурентной среды,

– функции перераспределения доходов, обеспечения экономической стабильности,

– стимулирование экономического роста.

Как показывает практика, государственное регулирование в области малого предпринимательства является неотъемлемой составной частью экономической политики стран с развитой рыночной экономикой. В её основе лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования. Взаимосвязь государственной поддержки и формирование рыночной среды на основе развития малого предпринимательства иллюстрирует схема (рис. 2.1).

При поддержке государства малое предпринимательство создает особую рыночную среду. Оно соединяет различные источники экономического развития, создает механизм сбалансирования спроса и предложения, содействует развитию конкуренции.

Опыт государственного регулирования малого бизнеса стран с развитой рыночной экономикой, насчитывающий несколько десятилетий, представляет интерес для российской экономической науки.

Рис. 2.1. Схема государственной поддержки малого предпринимательства

Государственное регулирование малого бизнеса в развитых странах

Несмотря на различия систем государственной поддержки малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой (от американской модели, где субъекты рынка объединяют свои усилия для регулирования экономической деятельности, до японской, сочетающей государственное административное управление и систему рыночной конкуренции), возможно выделить общие элементы этих систем:

– система финансово-кредитных рычагов (прямые дотации через государственный бюджет);

– государственные гарантии при получении малыми предприятиями банковских кредитов;

– государственное участие в объединениях, занимающихся финансированием и кредитованием малого предпринимательства (различных фондах, венчурных фирмах) и др.;

– система налоговых льгот;

– помощь в обеспечении материально-техническими ресурсами, получении государственных контрактов и субконтрактов, а также реализация произведенной малыми предприятиями продукции;

– разработка и реализация государственных программ всех уровней, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса;

– развитие законодательной и нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности.

Некоторые исследователи (А. Блинов (1998), Э. Иорданская (1993), А. Шулус (1998) и др.) прослеживают совершенствование законодательной базы малого бизнеса за рубежом. Она, прежде всего, направлена на развитие инновационного бизнеса. Выполнен анализ действия закона о развитии малых научно-технических фирм (США), принят ряд законов, направленных на рационализацию управления и обновление оборудования на малых предприятиях (Япония), законов, стимулирующих научно-исследовательские малые фирмы и ускоряющих применение полученных инноваций в производстве (Германия). Обозначена система государственного финансирования подготовки и переподготовки предпринимательских кадров, а также оказание управленческой и другой специализированной помощи, информационная поддержка малого бизнеса, помощь малым предприятиям в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Установлено наличие развитой системы специализированных институтов, обеспечивающих координирование мероприятий в области поддержки малого бизнеса (например, Администрация по делам малого бизнеса в США, Госсекретариат по мелкой и средней промышленности во Франции, Комитет по изучению дел мелких предпринимателей в Великобритании). Проанализировано взаимодействие государственных органов всех уровней с общественными объединениями предпринимателей.

Среди основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить поддержание равноправия рыночных субъектов, создание рабочих мест, рост деловой активности, что предполагает не только развитие производства, но и социальную стабильность в обществе.

Исследуя проблему государственной поддержки малого бизнеса за рубежом, А.Блинов (1998), А Шулус (1997) определяют, с их точки зрения, наиболее важные принципы:

ориентацию на формы поддержки, не исключающие действие рыночных механизмов;

принципы разделения полномочий между различными уровнями власти в области поддержки малого предпринимательства;

разграничение полномочий между государством и общественными организациями в этой области;

постоянный анализ состояния дел в малом предпринимательстве для своевременного внесения изменений и корректив в проводимую политику и др. [71, с. 67].

Данные принципы, на наш взгляд, можно успешно применять при разработке программ государственной поддержки отечественного малого предпринимательства. Формы государственной поддержки малого предпринимательства, используемые в мировой практике, чрезвычайно многообразны. По нашему мнению, их следует классифицировать по следующим параметрам:

1. По инструментам воздействия: через предприятия госсектора, через специально созданные органы и структуры, через непосредственное вмешательство государства.

2. По масштабам осуществления: отраслевые, региональные, макроэкономические, микроэкономические.

3. По содержанию используемых методов: административные, экономические.

4. По характеру регулирования: прямого действия, косвенного действия.

5. По срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Многообразны и инструменты государственной поддержки малого предпринимательства, используемые в странах с развитой рыночной экономикой (бюджетно-финансовые дотации, льготные кредиты и процентные ставки, налоговые льготы, регулирование цен, денежного обращения, оплаты труда и др.).

Государственная поддержка малого предпринимательства включает в себя не только государственные и общественные организации, но и специализированные звенья инфраструктуры поддержки малого бизнеса (финансовые, лизинговые, страховые компании, бизнес-инкубаторы, технопарки, агентства поддержки малого предпринимательства, учебные центры, cпециализированные фонды по оказанию разнообразных услуг и др.).

Рассмотрим более подробно систему государственной поддержки на примере США. Особенность её заключается в том, что она основана на принципах разделения власти. В конгрессе США два комитета занимаются вопросами малого бизнеса. Их задача – выработка стратегических направлений антимонопольной политики и, при необходимости, их корректировка. Стимулирует и координирует общенациональную стратегию развития малого бизнеса Администрация по делам малого бизнеса (АМБ). Она является одним из органов исполнительной власти. АМБ имеет региональные отделения во всех штатах, а также в 90 крупных городах США. Третий блок государственной поддержки малого предпринимательства охватывает регулирование факторов внешней среды, прямую государственную поддержку малых предприятий и совершенствование системы государственной поддержки.

Государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой носит селективный характер. Так, особое внимание уделяется поддержке инновационного бизнеса. Инновационные малые предприятия США и Западной Европы, потребляя 2-3 % общих инвестиций на НИОКР, осуществляли почти половину нововведений на мировом рынке. Среди них инсулин, антибиотики, вертолеты, кислородные конверторы, кондиционеры, кинескопы, шариковые ручки, целлофан, ксерография, электронные лампы СВЧ, микрокомпьютер и др. У малых предприятий период внедрения изобретений значительно короче. Они получают больше патентов на единицу затрат. В то же время одной из основных проблем малого инвестиционного предпринимательства является повышенный риск потери авансированного капитала. Соответственно практически во всех странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес рассматривается не только как неотъемлемый элемент инновационного механизма, но и как важнейший элемент инвестирования. Э. Иорданская (1993), А. Блинов (1998), исследуя проблему государственной поддержки за рубежом, выделяют сферу инновационного бизнеса, привлекающую значительные вложения государства:

– государственное содействие развитию науки (как фундаментальной, так и прикладной), подготовка научных и инженерно-технических кадров;

– принятие и реализация программ, направленных на оживление инновационной активности малого предпринимательства;

– система государственных заказов на проведение НИОКР, что обеспечивает первоначальный спрос;

– координация деятельности фундаментальной и прикладной науки.

Однако не учитывается при этом, что государственная поддержка инвестиций в малое предпринимательство в определенной степени убыточна. Так, затраты АМБ на покрытие гарантий обанкротившихся малых фирм составляют значительную часть годового бюджета. Несмотря на это, развитые страны продолжают проводить активную политику государственной поддержки малого бизнеса.

В настоящее время зарубежные экономисты (Сакс Дж. Д. (1996), Ларрен Ф.Б.(1996)) отмечают, что государственное регулирование малым бизнесом приобретает все более обобщенный и косвенный характер. Данные табл. 2.1 позволяют проследить стратегию государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства, а также то, что данный механизм формируется практически одновременно со становлением рыночной среды.

Таблица 2.1

Основные тенденции развития целей, форм и методов государственного регулирования в странах с развитой рыночной экономикой

Источник: Игнатов В.Г. Органы власти и поддержка малого бизнеса / В.Г.Игнатов, О.Ю.Бородина.– М.: Экономика, 2002. – С. 64.

Учитывая тенденции в механизмах государственного регулирования малого предпринимательства в зарубежных странах, представляется необходимым учесть особенности формирования российского малого предпринимательства, его потенциальные возможности. Как мы отмечали, начальный этап развития малого предпринимательства проходил без учета интересов основного субъекта рыночного хозяйства – предпринимателя со стороны государства. На наш взгляд, подобная недооценка роли малого предпринимательства прослеживается в политике государственной поддержки. В настоящее время малое предпринимательство рассматривается лишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращение безработицы. Оно создает активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции, насыщение определенных сегментов рынка изделиями, работами и услугами. Тем самым становится инструментом решения тех или иных социально-экономических задач, использование которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным [32, с.78]. Существует так называемый парадокс либерализма, используемый в анализе переходных экономик рядом западных исследователей. Он предполагает отказ от господства государственных форм собственности и контроля, но становлением качественно иных (частных). Однако в политике государственной поддержки в России прослеживается тенденция поддержки крупных хозяйственных структур (холдингов, госкорпораций, финансово-промышленных групп). В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого предпринимательства в России. Прежде всего, принят ряд нормативно-правовых актов и законодательных документов, направленных на реализацию прав граждан заниматься предпринимательской деятельностью.

Правовая основа государственной поддержки малого предпринимательства

Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает Конституция РФ. В основном Законе были впервые изложены условия и принципы развития предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Важное значение для развития предпринимательской деятельности в России имело принятие в свое время и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», который после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В нем более четко прослеживалось определение прав и обязанностей предпринимателей. Принятие ГК РФ позволило регулировать отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и упорядочить организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В первой части ГК РФ изложены механизм создания, реорганизации, прекращения деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, защита прав собственности, установлены пределы имущественной ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей. Во второй части ГК РФ по договорным отношениям, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность участников договоров. Таким образом, во второй части ГК РФ обозначена система правовых гарантий, что является, по нашему мнению, важным условием развития малого предпринимательства.

Однако большую роль в развитии малого предпринимательства сыграло Постановление Правительства РСФСР от 18 июня 1991 г. «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отраслям экономики). Впервые были предусмотрены для малых предприятий налоговые льготы, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение механизма ускоренной амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям. Но все же основные механизмы поддержки малого предпринимательства были сформулированы в Постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. Данный документ выделяет государственную поддержку МП как важнейшее направление структурных преобразований экономики, способствующее развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами. Тем самым подчеркивается как экономическая, так и социальная значимость малого бизнеса. Для развития малого предпринимательства особое влияние имеет реализация Федерального закона РФ № 83-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г., определяющего основные позиции Правительства в отношении малых предприятий, а также действие норм Закона РФ №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», предоставляющего малым предприятиям с предельной численностью работающих до 30 человек перейти на упрощенную систему налогообложения. Важным условием изменения структуры экономики на основе развития российского малого предпринимательства является рациональная налоговая политика.

Так, Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» в дополнение к уже существующим льготам предоставил право малым предприятиям с предельной численностью работающих до 30 человек (независимо от вида осуществляемой деятельности) перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога [12]. Однако на уплату единого налога не могут перейти некоторые категории малых предприятий (кредитные организации, страховщики и работающие с подакцизными материалами и др.). Обложение этим налогом выгодно малым предприятиям, использующим низкоквалифицированный труд, и, напротив, невыгодно в наукоемких областях экономики. Такое положение в налоговом законодательстве затрудняет развитие инновационного бизнеса. Исходя из особенностей налогообложения, можно выделить две группы субъектов малого предпринимательства:

– малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (УСН);

– малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В целом собираемость налогов в секторе малого предпринимательства составляет 86 %, что выше, чем в среднем по России [32, с.78]. Действующим налоговым законодательством предусмотрен довольно широкий спектр льгот по налогообложению субъектов малого предпринимательства. Из-под налогообложения практически были выведены инвестиции. Не уплачивали налог на прибыль в первые два года работы агропредприятия, производившие и перерабатывавшие сельскохозяйственную продукцию, производившие товары народного потребления. Исключались строительные, ремонтно-строительные и организации по производству строительных материалов (при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышала 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Не облагалось налогом имущество вновь созданных предприятий в течение года после их регистрации. Малым предприятиям предоставлялся налоговый кредит (отсрочка на возвратной основе налоговых платежей на инвестиционные цели) [12].

Прослеживаются положительные тенденции в развитии правовой основы МП. С 2009 г. субъектам малого предпринимательства был предоставлен ряд дополнительных налоговых льгот. Введены критерии отнесения предприятий к малым, внесены изменения в налоговые инструкции в соответствии с Федеральным законом от 2009 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Например, налог на прибыль, согласно положениям инструкции ФНС РФ “ О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” по определению критериев малого предприятия, дополняются нормой, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся по законодательству юридическими лицами. Это означает, что предприятия с иностранными инвестициями, у которых соблюдены критерии, установленные Законом от 14 июня 1995 г., и иностранные участники только физические лица, в целях упрощенного налогообложения также могут относиться к малым предприятиям. Предоставление льгот филиалам малых предприятий способствовало становлению малого бизнеса в реальном секторе экономике. Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на УСН, физические лица – предприниматели без образования юридического лица не являются плательщиками НДС. Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, освобождены от уплаты следующих налогов: на реализацию горючесмазочных материалов, на пользователей автодорог, с владельцев транспортных средств [12].

Библиографическое описание:


Гурьянов, П. А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг. / П. А. Гурьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4231/ (дата обращения: 23.03.2023).

За 2009г. произошел количественный
рост субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2010г
зарегестрировано 1 602,4 тыс. против 1 335 тысяч годом
ранее. При этом произошло сдутие сектора малого предпринимательства.
При росте на 20% числа предприятий, общее количество занятых
сократилось на 1,1%. [8,
c.18]
Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным
Госкомстата РФ (табл.1).

Таблица 1

Динамика изменения объема оборота на МП (в %)

Год

2006

2007

2008

2009

Прирост объема оборота к
предыдущему году

115

114,3

106,6

83

Основная проблема малого промышленного бизнеса –
нехватка финансовых средств, что особенно явно продемонстрировал
экономический кризис. Ставки по кредитам резко выросли. Если в начале
2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009г. –
27%, оказавшись на уровне 2002 года. [4, с. 418; 9, c.19-20]
Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу
2009г., согласно данным Общероссийской общественной организации
«Опора России», в ноябре 2009 года для 15%
предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе
2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество
предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было
сложно либо невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе
2009 года), но ситуация все равно остается сложной. Немаловажны
дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития
малого бизнеса [6, c.83; 10, c.
40] Мы считаем не верным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от
дифференциации малых предприятий по сферам деятельности [5, c.11]

Таблица 2

Количество зарегистрированных малых предприятий (без
микропредприятий)

по федеральным округам России. [13]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных
малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения

На 1.07.2010г.

На 01.01.2011г.

На 01.07.2011г

РФ

154,7

154,8

161,8

Центральный ФО

184,0

184,1

184,7

Северо-Западный ФО

230,5

230,5

263,3

Южный ФО

129,9

130,2

125,4

Северо-Кавказский ФО

62,5

62,5

64,6

Приволжский ФО

157,6

157,6

158,3

Уральский ФО

116,5

116,5

136,8

Сибирский ФО

128,0

128,1

142,0

Дальневосточный ФО

154,2

154,5

153,6

Качественный анализ развития, приводит к не самым
утешительным выводам. Можно говорить о таком феномене как
«полумертвые души» Группа экспертов (В. Буев и др.)
пишет, что около трети прироста количества субъектов МСП было
обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных)
средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую
реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства
«предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как
бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым
грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов). [
Предприниматель Илья Хандриков разделяет точку зрения экспертов
«Лично я знаю, что малых предприятий становится все меньше и
меньше, а вместо них плодятся пустышки». [14, с. 204]
Проведенный автором корреляционно-регрисионный анализ на основе малых
промышленных предприятий показал, как это неудивительно на первый
взгляд, что существует отрицательная связь между ростом числа малых
промышленных предприятий и ростом реального валового внутреннего
продукта (ВВП). [7, c. 34] Что явно
эмпирически подтверждает гипотезу В. Буева и предположения И.
Хандрикова. В силу этого акцент государственной промышленной политики
в области малых предприятий не точен. Надо ориентироваться не на рост
числа малых предприятий, а на увеличение их оборота.

Брялина Г.И. утверждает, что результативность
программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне в последние
годы оказалась на низком уровне. [2, с. 93] Недостаточно применяется
субсидирование как фактор развития малого бизнеса в регионах страны.
Малоразвита кооперация малого и среднего бизнеса с крупными
предприятиями. [3 c. 52-57]

В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые
предприятия являются оптимальной формой производства в условиях
повышенного риска. Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих
функций малого бизнеса – вовлечение в производство материальных
и финансовых сбережений населения и генерирование новых рабочих мест.
[1, c. 59; 12, c.
57]

Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из
привлекательных сегментов рынка, особенно из сферы услуг. Хандриков
утверждает, что в Санкт-Петербурге «Матвиенко «зачистила»
весь мелкорозничный бизнес» [14, с. 195] Очевидно, что лобби
крупного бизнеса доминирует в отечественной экономике.

Уровень административного давления на малый бизнес
только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной существенной
проблемы без участия чиновника. [14, с. 204]

Еще в 2001г. С.А. Иванов писал, что «приходиться
констатировать, что в настоящее время колоссальный потенциал малого
бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто
досадно, оно чрезвычайно опасно и для российской экономики и
политической стабильности в стране» [11, c.
4] На дворе уже 2012г., а высказывание профессора все еще актуально,
особенно про угрозу политической стабильности, ведь в последних
огромных протестных митингах (декабрь, 2011г) выступал, прежде всего,
средний класс России, который на данный момент времени не способен в
массе своей самореализовываться в малом предпринимательстве.

В данной ситуации, подводя итог анализа можно
констатировать, что перспективы малого бизнеса в России туманны, а
его потенциал не используется даже на 50%.

Литература:

  1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский
    экономический журнал, 1993 № 2 С. 59-66

  2. Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России //
    Инженерный вестник Дона, 2011 Т. 15 № 1 С. 89-93

  3. Винокуров С.С. Субсидирование как фактор роста экономики региона //
    Известия Российского государственного педагогического университета
    им. А.И. Герцена, 2008 № 69 С. 52-57

  4. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России //
    Вестник ИНЖЭКОНА Сер. Экономика, 2009 № 2 (29) С. 418-421

  5. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего
    бизнеса // Экономика, предпринимательство и право, 2011 № 10 С. 3-12

  6. Гурьянов П.А. Малый и средний бизнес: международная практика оценки
    // Известия Российского государственного педагогического
    университета им. А.И. Герцена, 2007 № 22 (53) С. 80-83

  7. Гурьянов П.А. Малый промышленный бизнес в РФ: современное состояние
    и перспективы развития // Современные подходы к исследованию и
    моделированию в экономике, финансах и бизнесе: Материалы 5-й
    Ежегодной конференции Европейского университета в Санкт-Петербурге и
    Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН –
    СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге,
    2011

  8. Гурьянов П.А. Проблемы становления механизма взаимодействия малого
    промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты
    экономики, 2011 № 2 С. 15-20

  9. Гурьянов П.А. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий
    малого промышленного бизнеса и государства. Автореф. дис. …
    канд. экон. наук. – СПб., 2011

  10. Гурьянов П.А. Состояние и перспективы малого бизнеса в России //
    Вопросы экономических наук, 2008 № 5 (33) С. 40-41

  11. Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в
    условиях нестабильности внешней среды. Автореф. дис. … докт.
    экон. наук – СПб., 2001

  12. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа
    устойчивого развития малого предпринимательства – СПб., 2000 –
    260 с.

  13. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого
    предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011г. –
    М., 2011 – 29 с.

  14. Хандриков И. Записки предпринимателя-идеалиста 1976-2011гг
    [Электронный ресурс] Режим доступа:
    http://www.nisse.ru/business/article/article_1812.html?effort=1

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, зарегистрированный малый предприятий, крупный бизнес, отечественная экономика, политическая стабильность, предприятие, Россия, РФ.

None

Похожие статьи

Предприятия малого бизнеса: современное состояние…

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

В статье рассмотрены факторы возникновения кризиса по отношению к предприятиям, проблемы с которыми сталкиваются предприятии, какую помощь оказывает государство малому и среднему бизнесу в условиях кризиса…

Значение предпринимательства в развитии регионального…

Обеспечивая стабильное развитие экономики, малый и средний бизнес решает ряд важнейших социальных задач регионального уровня, в числе которых формирование и стабилизация «среднего класса» населения, создание рабочих мест…

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике…

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предприятие. Малый бизнес это коммерческое частное предприятие, которое отвечает индивидуальным критериям…

Малый бизнес в России. Пути развития | Статья в журнале…

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития. Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, экономическое развитие, прибыль, кредитование.

Экономика малых предприятий и меры поддержания их…

малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, предприятие, Китай, малый, российская экономика, среднее, январь.

Современное состояние и тенденции развития предприятий

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников…

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.

Роль малого предпринимательства в экономике России

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, предприятие, рыночная экономика, государственная поддержка, зарубежный опыт, финансовая поддержка, вид бизнеса, малый.

Похожие статьи

Предприятия малого бизнеса: современное состояние…

малый бизнес, малое предпринимательство, предприятие, Россия, малый, среднее, Российская Федерация, государственная поддержка, рыночная экономика, экономический кризис.

Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России

В статье рассмотрены факторы возникновения кризиса по отношению к предприятиям, проблемы с которыми сталкиваются предприятии, какую помощь оказывает государство малому и среднему бизнесу в условиях кризиса…

Значение предпринимательства в развитии регионального…

Обеспечивая стабильное развитие экономики, малый и средний бизнес решает ряд важнейших социальных задач регионального уровня, в числе которых формирование и стабилизация «среднего класса» населения, создание рабочих мест…

Малый бизнес в современной России | Статья в сборнике…

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, малый бизнес, предприятие. Малый бизнес это коммерческое частное предприятие, которое отвечает индивидуальным критериям…

Малый бизнес в России. Пути развития | Статья в журнале…

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития. Ключевые слова: бизнес, предпринимательство, экономическое развитие, прибыль, кредитование.

Экономика малых предприятий и меры поддержания их…

малый бизнес, Россия, малое предпринимательство, предприятие, Китай, малый, российская экономика, среднее, январь.

Современное состояние и тенденции развития предприятий

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, Российская Федерация, предприятие, основной капитал, общая среднесписочная численность, РФ, современное состояние, удельный вес работников…

Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

малый бизнес, среднее, категория субъектов малого, Россия, предприятие, предпринимательство, малое предпринимательство, бизнес, проблема, недоступность кредитов.

Роль малого предпринимательства в экономике России

малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, предприятие, рыночная экономика, государственная поддержка, зарубежный опыт, финансовая поддержка, вид бизнеса, малый.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аптека диалог на новокосинской 11 часы работы
  • Ашан алтуфьево часы работы сегодня 31 декабря
  • Аптека диалог фрязино полевая 23а часы работы
  • Ашан андреевка часы работы сегодня зеленоград
  • Аптека для бережливых захарова 62 часы работы