Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу
(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 7.23.3 КоАП РФ
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
2. Невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи лицами обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Собственники помещений и жильцы многоквартирного дома — основные контролёры за работой управляющей компании (далее – УК). Чем активнее вы будете защищать свои права, тем меньше нарушений будет допущено и тем лучше станет жить в доме.
Если что-то в доме требует ремонта (например, не закрывающаяся входная дверь), а он не осуществляется, если что-то должно работать, но не работает (например, отопление) — это бездействие УК.
Любой собственник помещений имеет право запросить обоснование расценок на обслуживание или информацию о текущем финансовом состоянии.
Управляющая компания несёт ответственность за соблюдение договора, который она заключила с собственниками жилья, за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.
Управляющая компания несет административную ответственность по статьям КоАП РФ за нарушение:
— санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ);
— правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ);
— правил осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (ст. 7.23.3 КоАП РФ);
— нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23. КоАП РФ);
— лицензионных требований к осуществлению деятельности по управлению многоквартирным домом (ч. 2, 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ);
— сроков выполнения предписаний контролирующих органов (ст. 19.5 КоАП РФ) и т.д.
По решению общего собрания собственников помещений управляющая компания может быть заменена.
С целью защиты нарушенных прав гражданин вправе подать жалобу. Жалоба подается тогда, когда управляющая многоквартирным домом компания не реагирует на заявления жильцов. Обращаясь в прокуратуру, собственники должны указать в жалобе, какие именно нарушения со стороны управляющей компании были зафиксированы ими. Жалоба составляется в письменной форме и может быть как индивидуальной, так и коллективной.
Подать жалобу возможно:
— при личном посещении;
— отослав письмо по почте с уведомлением о вручении;
— подав заявление на сайте организации, органа или Госуслуг.
— по электронной почте.
В жалобе нужно изложить суть проблемы, указать право собственности на квартиру (или свои права как арендатора на основании договора), реквизиты подтверждающих документов и договора, заключенного с УК. По возможности добавьте пункты из этого документа, которые, на ваш взгляд, были нарушены, будь то некачественная уборка подъезда, отсутствие техника и диспетчера, плохая работа электрика или не сделанный вовремя перерасчет в квитанциях. Чем подробнее вы опишете ситуацию и ее последствия, включая неуважительное отношение сотрудников УК и моральный ущерб, тем больше шансов, что ваша жалоба будет одобрена.
Куда следует обращаться?
Составляйте жалобу в двух экземплярах и требуйте рассмотрения в течение десяти рабочих дней по закону (п. 36 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416). Некоторые представители компаний утверждают, что она должна быть рассмотрена в течение 30 суток, но это неверно). По ряду вопросов установлены еще более сокращенные сроки (пункты 31,32, 34). Обязательно укажите данные для обратной связи — электронную почту, почтовый адрес, а также телефон.
Обращение в обязательном порядке должно быть подписано обычной или надлежаще оформленной электронной подписью!
Первым делом необходимо обратиться письменно непосредственно в управляющую компанию с требованием об устранении недостатков.
Возможно, достаточно будет достучаться до руководителя организации, сотрудники которой не справляются со своими обязанностями.
На вашей стороне закон «О защите прав потребителя», поэтому письменное заявление рассматривается как заявка о непредоставлении услуг заказчику.
Как может быть рассмотрено ваше обращение: вам ответят и проблему устранят, или ответят, но ситуация останется неизменной, или не ответят совсем.
Если недостатки проявляются систематически и управляющая компания не реагирует на обращения собственников и жильцов, следует обратиться в контролирующий орган по компетенции.
Так, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) занимается всеми вопросами, которые касаются надлежащего обслуживания многоквартирного дома с технической стороны, в т.ч.:
— соблюдение правил эксплуатации многоквартирного дома;
— соблюдение стандартных расчетов, нормативов при обслуживании дома;
— подготовка к отопительному сезону, в том числе и соблюдение сроков подготовки;
— проведения собраний жильцов, на которых обсуждается работа УК.
Также в данное Управление можно обратиться, если:
— у вас возникли сомнения в соответствии реальных расходов заявленным;
— вам необоснованно повысили тарифы и размеры оплаты за услуги ЖКХ.
Управлением проводится проверка. По ее итогам, если подтвердится факт нарушений, руководитель УК будет привлечен к административной ответственности, ему выпишут штраф и заставят устранить недочеты.
На решение вопросов директору установят определенный срок и если проблема не исчезнет, то последуют новые штрафы и предписания.
Найти контакты для обращения можно на сайте УГСЖН РС(Я), туда вы можете отправить жалобу в письменном виде либо принести ее лично.
Заявление в УГСЖН РС(Я) пишется в произвольной форме, к нему также рекомендуется приложить копию жалобы и ответа из УК (при наличии).
Если на ваши права как потребителя не обратил внимания директор управляющей компании, то можно жаловаться напрямую в Роспотребнадзор.
В Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) обращаемся, если:
— нарушен федеральный закон при составлении договоров между УК и жильцами многоквартирного дома;
— УК не предоставляет собственникам квартир сведений об объеме, качестве и сроках предоставления платных коммунальных услуг;
— температурный режим жилого помещения не соответствует нормативному;
— вас беспокоит шум какого-либо технологического оборудования, электромагнитный фон, ненадлежащие влажность воздуха или воздухообмен (вентиляция).
Роспотребнадзор рассматривает жалобы на отказ УК давать вам сведения о сроках, качестве и объеме услуг.
Жалобу вы можете направить по электронной или обычной почте с уведомлением или принести в Управление лично.
Формат заявления может быть любым, но обязательно укажите кому, от кого и почему вы его пишите, адреса, суть проблемы и подтверждающие документы.
Представитель Роспотребнадзора может не рассматривать жалобу, если в ней не указаны ваши данные, подпись и адрес, а также если текст трудно разобрать, он содержит нецензурные выражения или дублируется с предыдущим аналогичным заявлением.
В прокуратуру города (района) обращаемся если:
— диспетчер, по-прежнему, не отвечает на звонки, а мусор из двора никто не вывозит;
— УК неправомерно присваивает, начисляет либо расходует денежные средства, претензия в управляющую компанию о перерасчете остается без внимания со стороны виновных лиц, что указывает на их сговор в преступлении;
— бездействует либо осуществляет неправомерные действия в отношении своих обязанностей перед собственниками многоквартирного дома.
В прокуратуру следует обратиться также, если вы получили ответ от двух предыдущих госорганизаций об исправлениях и перерасчетах, но на деле ничего не изменилось.
В прокуратуре обращение рассматривают в течение 30 дней и при наличии оснований составляют акт реагирования, по которому виновные могут быть наказаны. Управляющая организация будет обязана устранить неполадки.
Действия виновных лиц УК часто квалифицируются по следующим статьям Уголовного кодекса РФ:
ст. 158 «Кража»
ст. 159 «Мошенничество»
ст. 160 «Присвоение и растрата
ст. 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»
ст. 201 «Злоупотребление полномочиями»
ст. 215.1 УК РФ «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»
ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»
ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»
ст. 290 «Получение взятки»
Обращаться в суд имеет смысл, если вам был нанесен ущерб из-за действия или бездействия управляющей компании. При этом подавать судебный иск вы можете даже в случае, когда сотрудники вышеуказанных организаций отреагировали на жалобу, проблемы исчезли, но ущерб не возместили. По закону иск рассматривают в течение двух месяцев.
Само заявление возможно подать не позднее 3 лет с момента нарушения ваших прав.
В случаях, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, в суд в интересах граждан выходят представители прокуратуры, сами готовят иск и принимают участие в судебном заседании.
К суду нужно подготовить доказательства нарушений (фото и видео, заключения экспертизы, письменные запросы и ответы, найти свидетелей и специалистов). Даже если судья рассмотрел дело и вынес решение не в вашу пользу, вы имеете право обжаловать его в течение 1 месяца в апелляционной (если решение не вступило в силу) или кассационной инстанции.
В случае, когда управляющая компания поступает так, что для жильцов имеются плачевные последствия, стоит обращаться в суд за возмещением материального вреда.
Старший помощник
прокурора республики
по правовому обеспечению
старший советник юстиции И.Г. Машкова
Опубликован Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Он коснулся порядка привлечения к административной ответственности, в том числе для субъектов малого предпринимательства. Предлагаем ознакомиться, на что могут и не могут рассчитывать управляющие организации по новым правилам.
1. За первое административное нарушение назначается предупреждение – если нет ущерба здоровью граждан, имуществу, окружающей среде.
Раньше, если назначение предупреждения не было предусмотрено статьей о конкретном правонарушении, то штраф мог быть заменен на предупреждение некоммерческой организации, а также субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (ч. 3 ст. 3.4).
Теперь наказание не просто «может быть заменено», а прямо «подлежит замене».
Два важных момента:
— нарушение не должно причинять ущерб здоровью граждан, имуществу, окружающей среде,
— надо состоять в реестре СМП (обычно попадание туда автоматическое – при соблюдении условий).
2. Уменьшен штраф для тех юридических лиц, которые относятся к социально ориентированным некоммерческим организациям или субъектам малого и среднего предпринимательства. На них штраф – как на ИП.
В КоАП РФ появилась статья 4.12 «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям».
Особенность заключается в том, что штраф назначается в размере, который предусмотрен не для юрлица, а для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП).
Если в статье о нарушении нет штрафа для ИП, то штраф составит от половины минимального размера до половины максимального размера штрафа, предусмотренного санкцией для юридического лица. При этом штраф не должен быть меньше минимального размера штрафа для должностного лица.
Коварное исключение: эти особенности не применяются, если в статье с описанием нарушения предусмотрено, что ИП несут ответственность как юридические лица.
Если взять популярные у управляющих организаций статьи 14.1.3 КоАП РФ (нарушение лицензионных требований) или 7.23.3 (нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами), то там в примечаниях как раз указано: «лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица».
Поэтому управляющим организациям стоит рассчитывать на применение этих особенностей за какие-нибудь другие нарушения, где такого примечания нет.
3. Введено ограничение на одновременное привлечение юридического и должностного лица к ответственности за одно и то же.
В КоАП РФ есть общее правило – «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо» (ч. 3 ст.2.1).
Теперь к этому правилу добавились исключения, в том числе такое: «юридическое лицо не подлежит ответственности за правонарушение, за которое должностное лицо или другой работник организации привлечены к административной ответственности, если таким юрлицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность».
4. Запрещено суммировать штрафы при назначении наказания в рамках одной проверки организации.
В КоАП РФ есть общее правило: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч. 1 ст. 4.4).
Теперь это правило дополнено исключениями, в частности: «если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения» (ч. 5 ст. 4.4).
Напомним, что надзорные органы практикуют назначение пачки штрафов за однотипные нарушения, выявленные в ходе одной проверки, но, например, в разных МКД или разных квитанциях.
Источник: Юдина А. Новые правила привлечения к административной ответственности для управляющих организаций [Электронный ресурс] / РосКвартал от 28.03.2022. — Электрон. дан. — https://gkhnews.ru/1477317-novye-pravila-privlecheniya-k-ao/, свободный. — Загл. с экрана.
Штрафы для управляющих компаний за нарушение правил по управлению МКД
На чтение 3 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 27.05.2020
В федеральном законе от 18 марта 2019 г. № 26-ФЗ, прописаны штрафы в отношении управляющих организаций и физлиц за грубое нарушение лицензионных требований.
Рассмотрим пункты, связанные непосредственно с лицензиями.
- Нарушение:
Невыполнение предписания органа государственного жилищного надзора об устранении лицензионных требований (Часть 24 ст. 19.5 КоАП)
Наказание:
Должностное лицо: 50 000 – 100 000 рублей или дисквалификация до трех лет;
Юридическое лицо: 200 000 – 300 000 рублей.
Подробнее:
Невыполнение или ненадлежащее выполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований в установленный срок. Предписание выдается органом, который осуществляет региональный государственный жилищный надзор. В том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. - Нарушение:
Нарушение требований о передаче технической документации на МКД (Статья 7.23.2)
Наказание:
должностное лицо: 30 000 — 40 000 рублей;
юридическое лицо: 150 000 — 250 000 рублей.
Повторное нарушение: дисквалификация от одного года до трех лет.
Подробнее:
Невыполнение закона при передаче технической документации на МКД и других необходимых для управления документов. - Нарушение:
нарушение правил по управлению многоквартирными домами (Часть 1 ст. 7.23.3)
Наказание:
должностное лицо: 50 000 —100 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
юридическое лицо: 150 000 — 250 000 рублей.
Подробнее:
Наказание за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД касается организаций и ИП, которые ведут предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления МКД. - Нарушение:
Нарушение правил по управлению МКД в период прекращения действия лицензии (Часть 2 ст. 7.23.3)
Наказание:
должностное лицо: 100 000 — 200 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
ИП: 150 000 — 500 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
юридическое лицо: 150 000 — 500 000 рублей.
Подробнее:
УО или ИП не выполняет правила осуществления деятельности по управлению МКД, когда лицензия на предпринимательскую деятельность по управлению МКД закончилась или ее аннулировали. - Нарушение:
Управление МКД без лицензии (Часть 1 ст. 14.1.3)
Наказание:
должностное лицо: 50 000 — 100 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
ИП: 150 000 — 250 000 рублей или дисквалификация до трех лет;
юридическое лицо: 150 000 — 250 000 рублей.
Подробнее:
Штраф грозит за предпринимательскую деятельность по управлению МКД без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия необходима. - Нарушение:
Управление МКД с нарушением лицензионных требований (Часть 2 ст. 14.1.3)
Наказание:
должностное лицо: 50 000 — 100 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет;
ИП: 250 000 — 300 000 рублей или дисквалификация до трех лет;
юридическое лицо: 250 000 — 300 000 рублей.
Нарушение:
нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ (Часть 2 статьи 13.19.2)
Наказание:
должностное лицо: предупреждение или штраф от 5 000 рублей до 10 000 рублей. Повторное наказание – от 15 000 до 20 000 рублей.
Подробнее:
Штраф полагается за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или порядка, способов и сроков размещения информации. Сюда же относится размещение недостоверной информации или занесение информации не в полном объеме.
Избежать УО наказания за последнее нарушение поможет наша услуга по заполнению ГИС ЖКХ.
Если управляющая организация не отвечает или отвечает с опозданием на вопросы жителей МКД, всегда ли это будет считаться нарушением лицензионных требований? Рассказываем о позициях Минстроя РФ и Верховного суда РФ на этот счёт.
Сроки ответов УО на обращения жителей домов и сторонних лиц
Несоблюдение порядка рассмотрения обращений – нарушение лицензионных требований
Минстрой РФ в своём письме от 23.04.2019 № 15772-ОГ/04 высказал жёсткую позицию: если управляющая организация не соблюдает порядок рассмотрения обращений жителей и раскрытия информации, предусмотренный Правилами № 416, она нарушает лицензионные требования.
Управляющая домом организация должна оперативно отвечать на обращения жителей дома. Эта обязанность – лицензионное требование. На обращение по поводу некачественных коммунальных услуг нужно ответить в 3 рабочих дня после получения запроса.
УО в ответ на подобные обращения предоставляет потребителю копии акта проверки/акта нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг. Потребителю также отправляется ответ об удовлетворении или отказе в удовлетворении обращения с причинами отказа.
В течение трёх рабочих дней УО даёт ответ на обращения по расчётам квартирной платы. На обращения иного характера от жителей многоквартирного дома необходимо ответить в течение двух недель.
Перечисленные сроки установлены Правилами № 416. Минстрой РФ указывает, что соблюдение этих Правил входит в исполнение УО обязанностей по договору управления МКД, а потому является лицензионным требованием.
Несоблюдение сроков ответа жителям домов считается нарушением лицензионных требований. За это ГЖИ могут вынести управляющей организации предписание и наказать штрафом по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Есть и другая, противоположная точка зрения, на вопрос, как квалифицировать ответ с опозданием на обращение жителя дома в УО. Она кажется нам более взвешенной и логичной и принадлежит Президиуму Верховного суда РФ.
Как управляющей организации отвечать на запросы собственников
Нужно разграничивать ответственность по ст. ст. 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ
Президиум Верховного суда РФ сформулировал свою позицию, отвечая на вопрос о разграничении составов административных правонарушений при привлечении управляющей организации к административной ответственности (утв. Президиумом ВС РФ 5 июня 2019 г.).
Суд указал, что при привлечении УО к административной ответственности за нерассмотрение или нарушение порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме необходимо разграничивать составы административных правонарушений по ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД. Для должностных лиц это административный штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц – штраф от 150 000 до 250 000 рублей.
По ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наказывают за управление многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Должностным лицам грозит штраф от 50 000 до 100 000 рублей или дисквалификация до 3 лет, юридическим лицам – штраф от 250 000 до 300 000 рублей.
Если управляющая организация не вовремя отвечает на просьбу жителей дома о реестре собственников для общего собрания, то она нарушает лицензионные требования. За это её можно привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Если УО не отвечает на иные сообщения от жителей многоквартирного дома, её действия нужно квалифицировать по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, то есть как нарушение Правил № 416.
Должна ли УО отвечать на обращения собственников в 30-дневный срок
Почему нужно разграничивать ответственность
Президиум Верховного суда РФ отметил, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме могут обращаться к управляющей организации с различными вопросами. Для разного вида обращений законодательство предусматривает разный порядок и сроки рассмотрения.
В течение пяти дней с момента получения письма или обращения через ГИС ЖКХ от инициатора будущего общего собрания, управляющая организация обязана предоставить ему реестр собственников помещений (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
Это лицензионное требование – часть требования исполнять обязанности по договору управления МКД. За его нарушение управляющую организацию можно привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Требования раздела VII и п. 34 раздела VIII Правил № 416 о контактах УО с жителями и раскрытии ею информации не являются лицензионными. Если управляющая организация нарушает их, её привлекут к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Президиум Верховного суда уточняет: в каждой ситуации нужно исходить из конкретных обстоятельств, а не подводить всё под состав ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и каждый раз наказывать управляющую организацию за нарушение лицензионных требований.
Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с заявками и обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.
Чтобы принять участие в 30-дневном бесплатном тестировании и использовании сервиса для автоматизации диспетчерской – «АДС на 100%», оставьте заявку, и мы свяжемся с вами.
Извините, произошла ошибка.
Попробуйте позже.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 935 подписчикам
Статьи по теме
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
Один из адвокатов указал, что вопрос разграничения лицензионных требований и иных обязанностей управляющих организаций сферы ЖКХ уже давно стоит очень остро. Второй отметил, что с целью повышения эффективности рассмотрения обращений граждан целесообразно поднять вопрос о создании новых представительств управляющих компаний, поскольку зачастую одна УК курирует сотни домов, расположенных отнюдь не в пешей доступности. Третий посчитал, что ответ ВС можно назвать полезным с той точки зрения, что в нем обращается внимание на необходимость индивидуального подхода к рассмотрению каждого дела.
5 июня Президиум ВС утвердил ответ на вопрос о разграничении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.23.3 и ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП при привлечении к ответственности управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом, в случае невыполнения обязанности по рассмотрению или нарушения порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме.
Согласно ответу Суда Жилищный кодекс и Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК предусматривают для собственников жилых помещений возможность направлять различные обращения и заявления к управляющей организации. Они могут быть связаны как с выполнением УК лицензионных требований, так и с соблюдением последней иных требований по управлению многоквартирными домами. Кроме того, для таких обращений установлены различные порядок и сроки рассмотрения.
Отмечается, что, например, согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК управляющая организация в течение 5 дней с момента получения обращения в письменной форме от собственника или иного лица, указанного в данной статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязана предоставить реестр собственников.
Как подчеркнул ВС, учитывая, что требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП.
Указывается, что требования, изложенные в разделе VII и в п. 34 раздела VIII Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, предусматривают предоставление управляющей организацией ответов на обращения в рамках осуществления ее взаимодействия с собственниками и пользователями помещений. Кроме того, они предусматривают порядок и сроки предоставления УК различной информации об осуществлении ее деятельности. Такие требования не являются лицензионными, а потому управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП.
«Учитывая изложенное, квалификация действий (бездействия) управляющей организации, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения заявлений, обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, по ч. 1 ст. 7.23.3 или ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП зависит от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей организацией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами», – подчеркнул Верховный Суд.
При этом он отметил, что при рассмотрении дела об административном правонарушении с учетом требований ст. 24.1, 26.1 КоАП следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела.
В комментарии «АГ» адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев отметил, что ответ ВС можно назвать полезным с той точки зрения, что в нем обращается внимание на необходимость индивидуального подхода к рассмотрению каждого дела. «Однако проблема квалификации действий управляющих организаций по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП вызывает вопросы, поскольку нарушение обязанности или порядка рассмотрения обращений граждан не связано с правилами лицензирования и должно квалифицироваться в любом случае по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ», – указал адвокат. Он добавил, что на практике такие дела встречаются не так часто и квалифицируются именно по данной статье.
В свою очередь адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков считает, что вопрос разграничения лицензионных требований и иных обязанностей управляющих организаций сферы ЖКХ уже давно стоит очень остро. По его словам, Минстрой РФ, разъясняющие жилищное законодательство органы государственного жилищного надзора и суды, рассматривающие такие административные дела, фактически любые обязанности управляющих сводят к возникающим из договора управления многоквартирным домом.
«Следовательно, их невыполнение квалифицируется как нарушение лицензионных требований и наказывается по специальной “лицензионной” статье. Я в своей практике неоднократно сталкивался с тем, что УК привлекались по ст. 14.1.3 КоАП РФ за недостатки застройщика, которые тот обязан устранять бесплатно. К сожалению, областные (и им равные) суды, а также Верховный Суд очень поверхностно рассматривали жалобы и оставляли такие постановления по делам об административных отношениях в силе, – указал Артем Чумаков. – Стоит отметить, что суды, рассматривающие гражданские дела, ответственность застройщика по гарантии и УК в рамках управления многоквартирным домом, все-таки разграничивают и все ущербы взыскивают в рамках договоров долевого участия, подряда или купли-продажи».
Адвокат указал, что 23 апреля 2019 г. появилось Письмо Минстроя РФ № 15772-ОГ/04, в котором ведомство, ссылаясь на п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, ко всему прочему включает в число лицензионных требований обязанность УК отвечать на обращения (заявления) потребителей в течение трех дней. «Позиция ВС РФ, надеюсь, положит конец этой порочной практике “эластичного” понимания лицензионности. Направления обращений в УК могут быть связаны, а могут и не быть связаны с выполнением лицензионных требований, а сама по себе обязанность принимать обращения и отвечать на них в трехдневный срок лицензионной не является», – отметил Артем Чумаков.
Кроме того, он напомнил, что управляющая компания не имеет иных доходов, нежели деньги жителей, а штраф по «лицензионной статье» составляет минимум 250 тыс. руб.: «Эти средства можно направить на благоустройство, уборку и текущий ремонт домов».
Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян посчитала, что с целью повышения эффективности рассмотрения обращений граждан целесообразно поднять вопрос о создании новых представительств управляющих компаний, поскольку зачастую одна УК курирует десятки, а иногда и сотни домов, расположенных отнюдь не в пешей доступности. Кроме того, она отметила, что в марте 2014 г. было введено лицензирование УК, в связи с чем их количество снизилось. «Следовательно, снизилось и количество административных правонарушений», – пояснила адвокат.
- не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- незаконно возлагает какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
- поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;
- необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы.
- Что управляющая компания обязана делать бесплатно?
- Может ли РСО установить ОДПУ в МКД без разрешения собственников и требовать деньги?
- Семь важных изменений в коммунальной сфере, вступивших в силу в этом году
- Уважаемые жители, знаете ли вы, что делать, если вас затопили?
- Штрафы за нарушения при раскрытии информации в 2018 году
Привлечение к административной ответственности УО
Автор: admin от 15 март, раздел: Новости, просмотров 1 692
Каждое противоправное деяние, будь то действие или бездействие, всегда влечет за собой ответственность. Любое совершенное правонарушение должно быть зафиксировано надлежащим образом. В данной статье мы поговорим о процедуре возбуждения дела об административном правонарушении в отношении управляющей организации.
При проведении органом государственного жилищного надзора (далее — ГЖИ) внеплановой проверки должны соблюдаться требования статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон № 294-ФЗ).
По результатам проверки оформляется Акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается должностному лицу или уполномоченному представителю управляющей организации, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с данным актом.
При выявлении и фиксации обнаруженных нарушений ГЖИ составляет предписание управляющей организации об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Если управляющая организация не согласна с выданным предписанием она вправе обжаловать данный ненормативный правовой акт в судебном порядке. В соответствии с положениями ст. 198 АПК РФ право на обжалование возникает в случае если предписание:
Срок для подачи в Арбитражный суд заявления о признании ненормативного правового акта недействительным составляет 3 месяца и исчисляется со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, в Акте проверки и предписании ГЖИ фиксирует выявленные нарушения. Данные документы впоследствии будут являться доказательствами в рамках рассматриваемого административного дела.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Исходя из ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Стоит отметить, что нарушение срока составления протокола не может служить основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
По данному факту содержалось разъяснение еще в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно п.4 которого «нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении относится к несущественным недостаткам протокола, поскольку этот срок не является пресекательным».
В данном вопросе суды также придерживаются позиции, что поскольку протокол об административном правонарушении составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, несоблюдение срока составления протокола не является достаточным основанием для отказа в привлечении лица к административной ответственности (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.06.2016 N Ф07-3431/2016 по делу № А26-9634/2015).
При этом, сам по себе протокол об административном правонарушении не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку по своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения, и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Возможность обжалования протокола об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрена.
Данный вывод находит свое подтверждение в судебной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.07.2017 № Ф05-9008/2017 по делу № А40-97129/16, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2015 № Ф06-26776/2015 по делу № А55-5662/2015).
В самом протоколе не устанавливается мера ответственности. В нем лишь описываются допущенные нарушения со ссылками на нормы законодательства. Основанием для привлечения к административной ответственности будет являться Постановление, которое выносится исходя из положений протокола, а также иных доказательств по делу об административном правонарушении.
На практике встречаются ситуации, когда управляющая организация еще думает над вопросом обжалования предписания ГЖИ, а тут неожиданного приходит повестка в суд: явиться для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Ведь ГЖИ не будет сидеть и гадать, тем самым упуская сроки привлечения к административной ответственности, пойдете Вы или нет обжаловать предписание. Если еще не предпримите действий по устранению нарушений в срок, установленный предписанием, то тогда у ГЖИ появится также и возможность привлечь Вас к ответственности за неисполнение предписания по статье 19.5 КоАП РФ.
А если случилось так, что в Арбитражном суде рассматривается дело о признании незаконным предписания ГЖИ и параллельно Вас вызывают в суд для рассмотрения протокола об административном нарушении, что в данной ситуации предпринять управляющей организации?!
Как следует из ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судом выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно порядку рассмотрения дела об административном правонарушении, установленному вышеуказанной статьей суд выносит определение об отложении рассмотрения дела в случае:
Исходя из положений ч.1.1. ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение (ч.2 ст. 29.6 КоАП РФ).
Но, в связи с ограниченностью срока привлечения к административной ответственности, суды неохотно идут на затягивание процесса при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Поэтому если вы по каким-либо причинам не успели обжаловать предписание ГЖИ, а дело по рассмотрению протокола об административном правонарушении уже назначено, рекомендуем подготовиться к нему с особой тщательностью, чтобы суд вынес единственно верное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Хотя это тема уже для отдельной статьи.
http://ugzhn-kchr.ru
С Уважением Начальник управления — Главный государственный жилищный инспектор КЧР, Х-М. Я. Таушунаев.
Похожие новости