Конспект
урока математики
Класс: 4 Г
Тема: «Закрепление
изученного. Решение задач с величинами «производительность», « время»,
«работа».
Тип урока: закрепление
изученного материала
Цель урока: закрепить умение решать задачи с величинами «производительность»,
« время», «работа».
Задачи:
Образовательная:
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать
задачи с величинами «производительность», « время»,
«работа».
Развивающая: развивать логическое мышление, память, математическую речь.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение за результаты своего учебного
труда, формировать рефлексивную самооценку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Повторение способов решения задач с величинами |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Познавательные – построение речевого высказывания в устной и Регулятивные – постановка учебной задачи, контроль результата на основе сравнения с Коммуникативные – формулирование вопросов и затруднений, построение монологических и ЛИЧНОСТНЫЕ УУД — проявление |
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация к |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Как вы понимаете смысл высказывания: «Преодолевши -Действительно, после того, как потрудишься —Надеюсь, вы готовы сегодня потрудиться и |
Воспринимают речь учителя. Рассуждают, мотивируют учебную деятельность. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Устный счет -Заполните таблицу. (слайд 2)
2.Работа по учебнику — Откройте учебник. Стр.68 №2-Прочитайте условие задачи и первый -О -На какой -Какие данные необходимы для ответа на -Что -Сколько -Занесите
-Зная -Как? -Решите задачу. -Прочитайте второй вопрос. -Можем ли мы ответить на этот вопрос? -Прочитайте третий вопрос. -Какие данные нужны для ответа на этот -Занесём их в таблицу. Сколько таблиц нужно (слайд 4) Расход
Расход
-Можем ли мы ответить на вопрос задачи? -Какие данные для ответа на каждый вопрос 3.Логические задачи (слайд 5,6) · · 4.Самоопределение к деятельности -Составьте задачу по таблице. (слайд 7)
-Прочитайте, как называются графы в таблице. -Какая из величин будет являться -Что такое производительность? -Как узнать время, за которое выполнит -Как узнать время, за которое выполнит -Как узнать, сколько деталей они делали -Как узнать время, за которое они вместе -Ещё раз внимательно посмотрите на таблицу и (Решение задач с -Теперь Закрепить…( закрепить умение решать задачи с величинами Упражняться… Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. |
Устно О Хватит Количество Один 9 Да. Узнать, 1)150×9=1350 (с.)-количество страниц на семью в год; 2)1350‹2000 Ответ: одного картриджа хватит на весь Нет, Сколько Две, так как нужно высчитать расход на Нет, так как мы не знаем, сколько денег Для Для Массы моркови и редиски одинаковы. С помощью трехлитровой банки в кастрюлю надо Работа-произведение Производительность и время-множители. Работа за единицу времени. Надо работу разделить на Надо работу разделить на производительность(6). Сложить их производительность (9+6=15) Сложить время их работы. Предполагают |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Систематизация и |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Откройте -Прочитайте
-О чем -Что -Что -Как -Какие
-Как -Запишите -Прочитайте
-О -Что -Что -Запишем -Какие
-Что -Что -Зная -Что -Как -Узнав -Как? -Запишите —
-О -Ребята, видели ли вы когда-нибудь молоковозы-гиганты? Основная часть молоковоза это длинная цистерна, разделенная на несколько секций. Если бы молоковоз не был разделен на отсеки, -Что -Что -Можем -Что -Как -Можем -Как? -Запишите -Выполните (три
|
О деталях, которые изготавливает токарь. Сколько часов он работал. Каждый час он изготавливал 10 деталей, всего В таблице. Работу 70:10=7 Ответ: О деталях, которые изготавливают два токаря. За 1 токарь изготавливает 8 дет. в час. 2 токарь- 7 дет. в час. Производительность, время, работа. Производительность Общую работу. Нет. Общую Сложить Да. Надо 1)7+8=15 2)90:15=6 Ответ: О молоке, которое привозят в город машины Сколько тонн молока привозили в город на В прошлом году город обслуживало 5 машин, в Нет. На сколько машин больше обслуживает город в Из количества машин, обслуживающих город в Разницу разделим на полученное число. Да. Умножим объём молока, которой перевозит одна 1)7-5=2(м.)-больше
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Самостоятельная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Выполните самостоятельно №272 стр. 66 1вариант-1 строка 2вариант-2 строка
-Выполним Возьмите Рядом -Поднимите -Поднимите -Молодцы. А те, кто |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-На этом наш урок подходит к концу, давайте -Какие умения мы закрепили на сегодняшнем -Кто доволен своей работой? -Какие -Откройте Учебник: -Урок окончен. Всем спасибо, до свидания. |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. Выполняют рефлексию учебной деятельности. |
гречиху фасуют два дозатора. В один дозатор засыпают (200) кг гречихи, и он расфасовывает крупу в пакеты за (20) мин. В другой засыпают (330) кг, и он расфасовывает крупу за (30) мин. Какой из дозаторов работает быстрее?
Сначала найдём, скорость каждого дозатора.
Эту задачу можно представить в виде таблицы:
— килограммов гречихи расфасовывает первый дозатор за (1) мин.
— килограммов гречихи расфасовывает второй дозатор за (1) мин.
Значит, работает быстрее второй дозатор.
Мотоциклист ехал в первый день 4 часа со скоростью 60 км/ч, во второй день − столько же времени со скоростью 55 км/ч. Всего ему надо проехать 710 км. С какой скоростью он должен ехать дальше, чтобы преодолеть оставшееся расстояние за 5 часов?
Реши задачу и придумай новую задачу с величинами «работа − производительность − время», которая решается так же.
reshalka.com
ГДЗ учебник по математике 4 класс Петерсон. 6 урок. Оценка суммы. Номер №8
Решение
1) Сколько мотоциклист проехал в первый день?
4 * 60 = 240 (км).
2) Сколько он проехал во второй день?
4 * 55 = 220 (км).
×
55
4
¯
220
3) Какой путь он должен проехать в третий день?
710 − (240 + 220) = 710 − 460 = 250 (км).
4) С какой скоростью он должен ехать?
250 : 5 = 50 (км/ч).
Ответ: со скоростью 50 км/ч мотоциклист должен ехать дальше.
Аналогичная задача:
Рабочий на заводе изготовил за первый день по 15 деталей в час, всего в первый день он отработал 8 часов. Во второй день он изготавливал по 10 деталей за час и потратил столько же времени. Всему ему нужно сделать 300 деталей. С какой производительностью рабочий должен работать дальше, чтобы изготовить оставшиеся детали за 5 часов?
Решение:
1) Сколько всего деталей было изготовлено в первый день?
15 * 8 = 120 (деталей).
2) Сколько всего деталей было изготовлено во второй день?
10 * 8 = 80 (деталей).
3) Сколько деталей ему осталось изготовить?
300 − (120 + 80) = 300 − 200 = 100 (деталей).
4) Сколько деталей в час нужно изготавливать рабочему?
100 : 5 = 20 (деталей).
Ответ: 20 деталей в час нужно изготавливать рабочему.
Тема: «Работа, производительность, время»
Цели:
1. Образовательная: познакомить с понятиями «производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между этими величинами; вывести формулы.
2. Развивающая: способствовать развитию навыков устного и письменного счета, интереса к математике, внимания, логического мышления.
3.Воспитательная: выработка четкости и аккуратности в вычислениях, формулировках и записях; Воспитывать культуру математической речи.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, карточки с устным счетом, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для рефлексии,
Ход урока
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Ни минуты не терять!
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
II. Актуализация знаний учащихся
1. Устный счет
(один ученик выполняет у доски)
-
У 640-560х0=
-
М 240:60х100=
-
Ф 3х(180-90)-70=
-
А (940-720)х4=
-
Л 1000:5х4=
-
Р 400:50х40=
-
О (320-80)х1=
Самопроверка. Самооценивание.
– Расположите ответы в порядке возрастания.
Ф |
О |
Р |
М |
У |
Л |
А |
200 |
240 |
320 |
400 |
640 |
800 |
880 |
– Что мы называем формулой? (Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами).
2. Решение задач
На листочках даны задачи каждому ученику.
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка?
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?
Самопроверка.
Сравните свое решение с правильным. (на доске вывешиваются ответы)
Что общего в задачах , которые вы решали? (Задачи на движение)
Какими формулами вы пользовались в решении данных задач? (на доске вывешиваются формулы скорости. Времени. Расстояния).
Как найти расстояние? S = V * t
Как найти скрость? V = S : t
Как найти время? t = S : V
III. Постановка проблемы
– А сейчас я вам предложу «вкусную задачу». «На масленицу Маша напекла гору вкусных блинов. Она выпекала 3 блина в минуту. Сколько блинов приготовила Маша, работая 20 минут».
– Подберите формулу к задаче.
– Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали сейчас. (Задачи были с известными величинами: время, скорость и путь. А в этой задаче не все величины знакомы, знаем только время).
– Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет формул).
IV. Открытие детьми новых знаний
Как же назвать эту формулу?
– Что нужно найти в задаче? (Сколько всего блинов испекла Маша т.е. её работу).
Эта формула называется «ФОРМУЛА РАБОТЫ».
– О каких величинах ещё идет речь? (Выпекала 3 блина в минуту, т.е. скорость работы).
– Скорость работы называют «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ». Обозначим эту величину буквой «V». Это скорость выполнения работы.
– Что еще известно в задаче? (Время работы).
– О какой величине идет речь? (О времени).
– Какой буквой обозначается эта величина? («t»).
– Запишите в таблицу величины.
Производительность V |
Время t |
Работа A |
3 бл/мин |
20 мин |
? |
– Что нужно узнать в задаче? (Количество всех блинов, т.е. какую работу выполнила мама)
– Как найти количество блинов, которые испекла мама за 20 минут, если известно, что за 1 минуту мама выпекает 3 блина. (Надо 3 блина умножить на 20 минут: 3×20=60 блинов испекла мама).
– Записать в тетрадь решение.
– Какую величину находим? (Работу).
– Как находили? (Производительность работы умножили на время).
– Запишите формулу зависимости этих величин.
A = V×t |
– Все ли формулы открыты? (Нет).
– Выведите две другие формулы.
– По какому правилу можно получить? (По правилу нахождения неизвестного множителя)
– Какую величину будете находить? (Время)
t = A÷V |
– Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.
– Запишите эту формулу в тетради и на доске.
– Какая величина еще неизвестна? (Производительность труда)
– А что такое производительность труда? (Это работа, выполненная за единицу времени).
– Как найти производительность?
V= A÷t |
– Все ли формулы открыты? (Да)
– Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике). Работа с учебником (с.17).
– Сравните выведенные вами формулы.
– Прочтите формулировки.
– Как найти работу?
– Время работы?
– Как называется работа, выполненная за единицу времени? (Производительность труда).
— Молодцы! Все формулы найдены. А теперь поработаем по учебнику.
V. Работа по учебнику
— Откройте учебник на странице 18 № 3.
-Что нужно сделать? (заполнить таблицу)
Производительность V |
Время t |
Работа A |
?м/ч |
3 ч |
234м2 |
одинаковая |
8 ч |
? м2 |
-
234:3 = 78(м/ч)- производительность
-
78*8 = 624(м2) – работа за 8 ч
страница 18 № 5
Производительность V |
Время t |
Работа A |
15 л/мин |
? мин 10мин |
?л |
12 л/мин |
? мин |
?л |
-
15 + 12 = 27(л) – производительность двух ванн
-
27 * 10 = 270 (л) –вмещает полная ванна
-На этой же странице найдите № 6(1столбик)
страница 18 № 4
VI.Рефлексия
– Заполните карточки которые я раздала
Формула…….(работы)
A = V×… |
…(Производительность) – это работа, выполненная за единицу времени.
V= … : t |
t=A : … |
– Если затрудняетесь, где можно найти ответ? (В учебнике).
– Вы сами сделали открытие и ряд изученных формул пополнился.
Проанализируйте свою работу. (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен).
Оцените свою работу на полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
– Благодарю вас за активную работу на уроке.
Урок я хочу закончить пословицей о труде.
Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VII.Домашнее задание
Выучить правило, стр. 18 № 6( 2 столбик), 7(2), 8
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
Цели:
- познакомиться с понятиями производительность, работа, время работы;
- вывести формулы нахождения производительности, работы, времени работы;
- учиться решать задачи, используя формулы.
Ход урока
Оргмомент |
Заливистый школьный звонок Поскольку настроение всегда бывает разным, то пусть же чередуется хорошее с прекрасным. |
||||||||||||||
Разминка |
Откройте тетради запишите дату, классная работа. Ваша задача: решить правильно примеры на карточке У 640 – 560 ∙ 0 = М 240 : 60 ∙ 100 = |
||||||||||||||
Проверка Оценивание |
Взаимопроверка. Сверка с образцом. Оценивание по критериям. Устное оценивание партнёра.
Какие возникали трудности? |
||||||||||||||
S = V ∙ t t = S:V С = Ц ∙ К Р = (а + b) ∙ 2 |
Что такое формула?
Почему возникли затруднения? |
||||||||||||||
Новые понятия появляются на доске | ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ РАБОТА И ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВОЙ А О каких ещё величинах идёт речь в задаче? (3 блина в минуту) т.е. скорость СКОРОСТЬ РАБОТЫ НАЗЫВАЮТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ОБОЗНАЧАЮТ БУКВОЙ V Что ещё известно в задаче? (время) Какой буквой обозначается время? (t) |
||||||||||||||
Определение темы и целей урока |
Какова тема урока?
Что нужно узнать в нашей задаче? |
||||||||||||||
Работа в группах | Выведите 2 другие формулы, используя формулу работы: V = t = Проверим, что получилось. Как проверить правильность выполненной работы? Откройте учебник на с. 23 Оцените групповую работу. Дайте коллективную оценку. |
||||||||||||||
Первичное закрепление |
Над чем ещё осталось поработать? |
||||||||||||||
Самостоятельная работа | РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ | ||||||||||||||
Итог | Удалось ли достигнуть поставленных целей? Рефлексивный экран‚ заполнение листа обратной связи |
||||||||||||||
Д/з |
с. 23 выучить правила, формулы Вот и кончился урок. |
В – I
Ф.И.________________________________
Заполните таблицы и решите задачи
1. Определи производительность бригады, если за 6 дней бригада асфальтирует 5400 м дороги.
Производительность (V) |
Время работы (t) |
Выполненная работа (А) |
Ответ: ________________________________________________________
2. Рабочий за 5 часов собирает 75 деталей. Сколько времени ему потребуется, чтобы при той же производительности собрать 120 деталей.
Производительность (V) |
Время работы (t) |
Выполненная работа (А) |
Ответ: _________________________________________________________
Мне было трудно ________________________________________________
Ф.И.______________________________
Лист обратной связи по теме: Решение задач на нахождение производительности, работы, времени работы.
29.11 |
||||||
Знаю, что такое производительность и её обозначение |
||||||
Знаю, что такое работа и её обозначение |
||||||
Знаю, что такое время работы и её обозначение |
||||||
Знаю формулу нахождения производительности |
||||||
Знаю формулу нахождения времени работы |
||||||
Знаю формулу нахождения работы |
||||||
Умею решать задачи на нахождение производительности |
||||||
Умею решать задачи на нахождение времени работы |
||||||
Умею решать задачи на нахождение работы |
Мне трудно________________________________________________________
Могу похвалить себя________________________________________________
Конспект урока по математике
Класс: 4
Тема: «Работа, производительность, время»
Цели:
1. Образовательная: познакомить с понятиями «производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между этими величинами; вывести формулы.
2. Развивающая: способствовать развитию навыков устного и письменного счета, интереса к математике, внимания, логического мышления.
3.Воспитательная: выработка четкости и аккуратности в вычислениях, формулировках и записях; Воспитывать культуру математической речи.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, карточки с устным счетом, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для рефлексии,
Ход урока
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Ни минуты не терять!
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
II. Актуализация знаний учащихся
1. Устный счет
(один ученик выполняет у доски)
-
У 640-560х0=
-
М 240:60х100=
-
Ф 3х(180-90)-70=
-
А (940-720)х4=
-
Л 1000:5х4=
-
Р 400:50х40=
-
О (320-80)х1=
Самопроверка. Самооценивание.
Критерии выставления оценок:
«5» – без ошибок
«4» – 1 ошибка
«3» – 3-4 ошибки
«2» – 5 и более ошибок
– Что интересного заметили в ответах? (Все числа трехзначные, круглые, кратные 2,4,5,8,10).
– Расположите ответы в порядке возрастания.
Ф |
О |
Р |
М |
У |
Л |
А |
200 |
240 |
320 |
400 |
640 |
800 |
880 |
– Что мы называем формулой? (Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами).
2. Решение задач
На листочках даны задачи каждому ученику.
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка?
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?
Самопроверка.
Сравните свое решение с правильным. (на доске вывешиваются ответы)
Что общего в задачах , которые вы решали? (Задачи на движение)
Какими формулами вы пользовались в решении данных задач? (на доске вывешиваются формулы скорости. Времени. Расстояния).
Как найти расстояние? S = V * t
Как найти скрость? V = S : t
Как найти время? t = S : V
III. Постановка проблемы
– А сейчас я вам предложу «вкусную задачу». «На масленицу Маша напекла гору вкусных блинов. Маша выпекала их в несколько приемов. В начале, она выпекала 3 блина в минуту. Сколько блинов приготовила Маша, работая 20 минут».
– Подберите формулу к задаче.
– Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали сейчас. (Задачи были с известными величинами: время, скорость и путь. А в этой задаче не все величины знакомы, знаем только время).
– Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет формул).
IV. Открытие детьми новых знаний
Как же назвать эту формулу?
– Что нужно найти в задаче? (Сколько всего блинов испекла Маша т.е. её работу).
Эта формула называется «ФОРМУЛА РАБОТЫ».
– О каких величинах ещё идет речь? (Выпекала 3 блина в минуту, т.е. скорость работы).
– Скорость работы называют «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ». Обозначим эту величину буквой «V».
– Что еще известно в задаче? (Время работы).
– О какой величине идет речь? (О времени).
– Какой буквой обозначается эта величина? («t»).
– Запишите в таблицу величины.
Работа A |
Производительность V |
Время t |
? |
3 бл/мин |
20 мин |
– Что нужно узнать в задаче? (Количество всех блинов, т.е. какую работу выполнила мама)
– Как найти количество блинов, которые испекла мама за 20 минут, если известно, что за 1 минуту мама выпекает 3 блина. (Надо 3 блина умножить на 20 минут: 3×20=60 блинов испекла мама).
– Записать в тетрадь решение.
– Какую величину находим? (Работу).
– Как находили? (Производительность работы умножили на время).
– Запишите формулу зависимости этих величин.
A = V×t |
– Все ли формулы открыты? (Нет).
– Чтобы их открыть, нужно отдохнуть.
Физминутка
1,2,3,4,5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышем,
Поднимаем руки класс,
Это раз!
Повернулась голова,
Это два!
Руки вниз, вперед смотри,
Это три!
Руки в сторону по шире.
Развернулись на четыре!
Самого себя обнять,
Это пять!
Всем ребятам дружно сесть.
Это шесть!
– Выведите две другие формулы.
– По какому правилу можно получить? (По правилу нахождения неизвестного множителя)
– Какую величину будете находить? (Время)
t = A÷V |
– Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.
– Запишите эту формулу в тетради и на доске.
– Какая величина еще неизвестна? (Производительность труда)
– А что такое производительность труда? (Это работа, выполненная за единицу времени).
– Как найти производительность?
V= A÷t |
– Все ли формулы открыты? (Да)
– Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике). Работа с учебником (с.108).
– Сравните выведенные вами формулы.
– Прочтите формулировки.
– Как найти работу?
– Время работы?
– Как называется работа, выполненная за единицу времени? (Производительность труда).
— Молодцы! Все формулы найдены. А теперь поработаем по учебнику.
V. Работа по учебнику
— Откройте учебник на странице 108 № 2.
-Что нужно сделать? (заполнить таблицу)
— Откройте учебник на странице 109 № 4
-Что нужно сделать? (Записать и найти значения выражений)
-На этой же странице найдите № 6
-Какое задание будете выполнять? (вычислять с проверкой)
VI.Рефлексия
– Заполните карточки которые я раздала
Формула…….(работы)
A = V×… |
…(Производительность) – это работа, выполненная за единицу времени.
V= … : t |
t=A : … |
– Если затрудняетесь, где можно найти ответ? (В учебнике).
– Вы сами сделали открытие и ряд изученных формул пополнился.
Проанализируйте свою работу. (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен).
Оцените свою работу на полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
– Благодарю вас за активную работу на уроке.
Урок я хочу закончить пословицей о труде.
Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VII.Домашнее задание
Выучить правило на стр. 108, стр. 109 № 5
9 февраля.
Классная работа.
1 команда — 9 шаблонов 2 команда – 12 шаблонов 3 команда – 15 шаблонов
Тема урока : «Работа. Время. Производительность».
Сформулируйте цель урока. Продолжите …
Сегодня мы узнаем ….
Сегодня мы будем учиться…
Чтобы найти производительность, надо всю выполненную работу разделить на время. v = А : t
Чтобы найти время работы, надо работу разделить на производительность. t = А : v
Выполненная работа равна производительности, умноженной на время работы. А= v · t
Самостоятельная работа Определите: а) производительность кондитера, если он за 3 часа сделал 150 кг конфет; б)производительность фасовщика, если он за 2 дня сделал 180 подарков;
Самостоятельная работа
A
v
150 кг
t
50 кг
180 п.
90 п.
3 часа
2 дня
Оцените свои умения — Да, я умею решать задачи пользуясь формулой работы — Не хватает уверенности в решении задач с помощью формул — Пока я затрудняюсь в решении задач с помощью формул
Домашняя работа: придумайте задачу на нахождение производительности, времени или работы.