20 мая дедушка алеши купил 300 акций компании а по цене 3425 рублей за штуку

Loading…

Возраст:10-11 класс.

Цель: формирование функциональной грамотности, в частности финансовой; знакомство с историей МАДИ и теми специальностями, которые в нем есть.

Описание: соревнуются 2 команды: необходимо выполнить 3 задания: 1 направлено на формирование читательской грамотности, 2- финансовая грамотность, 3-социально-личностная направленность. За каждый этап получают баллы.Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Составители игры: декан факультета «Автомобильный транспорт» к.э.н. Бронницкого филииала МАДИ Верещагина Элла Леонидовна; учитель русского языка и литературы МАОУ Лицей г.о.Бронницы Пришлова Лидия Владимировна; учитель истории МАОУ Лицей г.о.Бронницы Гаричева Елена Николаевна.

Задание 1. История МАДИ.

Задание 2. Задачи.

Задание 3. Подарок другу.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

1-8 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

Задание №1. Прочитайте текст.

В сентябре 1959 года в городе Бронницы Московской области было открыто вечернее отделение филиала факультета «Автомобильный транспорт» Московского автомобильно-дорожного института (Бронницкий филиал МАДИ). Учреждение этого филиала было вызвано чрезвычайно острой потребностью в кадрах с высшим образованием для развернутого в городе 21 Научно-исследовательского института Министерства обороны (21 НИИ МО), который стал базовым предприятием филиала, обеспечивая его преподавательским составом, учебными площадями и лабораторной базой.
  В 1965 году Бронницкий филиал МАДИ произвел первый выпуск инженеров в количестве 35 человек. Филиал факультета МАДИ «Автомобильный транспорт» в г. Бронницы функционировал до 1971 года и произвел шесть выпусков инженеров общим количеством 240 человек. Проблема обеспечения 21 НИИ МО, а также других предприятий и учреждений города профессиональными кадрами с высшим образованием была успешно решена.

В связи с рядом неблагоприятно сложившихся обстоятельств филиал вынужден был временно приостановить свою деятельность и вновь начал функционировать в 1987 году под названием Бронницкого учебно-научно-производственного комплекса со значительно расширенными задачами, вытекавшими из требований того времени.

Основной учебной базой этого комплекса стало находящееся в городе профессионально-техническое училище автомобильного профиля, которое в 1994 году было преобразовано в государственный профессиональный лицей (ГПЛ-84), а в 2001 году — в Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж, и вело подготовку специалистов, как с начальным, так и со средним профессиональным образованием.
  Таким образом, в городе Бронницы (областного подчинения) сложилась региональная система полного профессионального образования от рабочего до дипломированного специалиста. Положительный опыт многолетней успешной деятельности этой системы и потребности региона в кадрах побудили администрацию города обратиться с ходатайством о преобразовании Бронницкого учебно-научно-производственного комплекса в самостоятельное штатное подразделение МАДИ (ТУ).

Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 01.01.01 г N 1108 в городе Бронницы Московской области создан филиал, как самостоятельное структурное подразделение Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета).

Утверждение 

Истина

Ложь 

1. В сентябре 1956 года в городе Бронницы Московской области было открыто вечернее отделение филиала факультета «Автомобильный транспорт» Московского автомобильно-дорожного института (Бронницкий филиал МАДИ).

   

2.Филиал создан с целью создания нового автомобиля для фронта.

   

3. В 1965 году Бронницкий филиал МАДИ произвел первый выпуск инженеров в количестве 35 человек

   

4. Филиал факультета МАДИ «Автомобильный транспорт» в г. Бронницы произвел 9 выпусков инженеров.

   

5. Проблема обеспечения 21 НИИ МО профессиональными кадрами с высшим образованием была успешно решена.

   

6.Филиал приостановил деятельность до 1987 года.

   

7. В 1994 году было преобразовано в государственный профессиональный лицей (ГПЛ-84), а в 2001 году — в Московский областной государственный автомобильно-дорожный колледж

   

8. Приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 01.01.01 г N 1106 в городе Бронницы Московской области создан филиал, как самостоятельное структурное подразделение Московского государственного автомобильно-дорожного института (технического университета)

   

Задание №1. Задачи по финансовой грамотности

Задача 1.  Тариф за пользование холодной водой составляет 38 рублей 6 копеек за 1 м3 воды, горячей – 188 рублей 53 копейки за 1 м3 , за водоотведение – 27 рублей 1 копейка за 1 м3 воды. Определите расходы семьи Сергея за месяц на водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 8 м3 холодной воды и 6 м3 горячей.

Задача 1.1.  Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергию 60 Втч, а энергосберегающая лампа – 12 Втч. Сколько рублей в месяц составит экономия от снижения потребления электроэнергии при замене простой лампы накаливания на энергосберегающую, если лампа будет работать 6 ч в сутки? Стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой при однотарифном счетчике составляет 4 рубля 10 копеек за 1 кВтч. Принимаем, что в месяце 30 дней. За какой срок окупится энергосберегающая лампа, если ее стоимость составляет 120 рублей, а стоимость лампы накаливания – 27 рублей?

Задача 2. Папа Натальи собирается за границу и решил перевести свои рублевые сбережения в размере 85 150 рублей в доллары. Обменный курс банка, где папа Натальи решил обменять валюту, составлял: покупка – 64 руб./долл., продажа – 65 руб./доллар. Определите, какую сумму в долларах получит папа Натальи, если никакие комиссии за обмен валюты банком не предусмотрены.

Задача 2.1. Определите, какую сумму придется заплатить клиенту за перевод 20 000 рублей с кошелька различных систем электронных денег на банковскую карту, если за выполнение операции установлены следующие тарифы: А. Платежная система А – 2,5%; Б. Платежная система Б – 3% от суммы плюс 45 рублей (не менее 100 рублей); В. Платежная система В – 2%; Г. Платежная система Г – 0%.

Задача 3. Автомобиль папы был застрахован на сумму 160 000 рублей. Размер ущерба, который был причинен автомобилю в результате дорожно-транспортного происшествия, в котором папа признан потерпевшим, равен 120 000 рублей. Какое страховое возмещение получит папа?

Задача 3.1. Квартира стоимостью 1 200 000 рублей застрахована от последствий пожара и стихийных бедствий на 70% от ее действительной стоимости. На какую сумму застрахована квартира?

Задача 4. Дивиденды по акции компании «Никель» составляют 171 рубль, а по акции компании «Золото» – на 17 рублей больше. Какой доход получит Михаил, акционер этих компаний, если в его инвестиционном портфеле 7 акций компании «Никель» и 3 акции компании «Золото»?

Задача 4.1. 20 мая дедушка Алеши купил 300 акций компании «А» по цене 3425 рублей за штуку. 17 сентября этого же года он продал данные акции по цене 3020 рублей за штуку. Определите результат операции (прибыль или убыток и ее/его размер). Прочие выплаты не учитывать.

Задача 5. Папа Алисы приобрел трехкомнатную квартиру стоимостью 5 000 000 рублей для использования ее в личных целях и последующей продажи через 10 лет. Определите рыночную стоимость квартиры через 10 лет, если рост цен на недвижимость за этот период составил 4% в год.

Задача 5.1. Папа Леонида решил вложить средства в паевой инвестиционный фонд. Он регулярно, в течение 16 месяцев, покупал паи данного фонда. В начале первого месяца он купил паи на сумму 5000 рублей, а в начале каждого из следующих месяцев он покупал паи на сумму, на 2100 рублей большую, чем предыдущий. В конце шестнадцатого месяца он продал все свои паи и получил прибыль в размере 8% от общей суммы внесенных средств. Определить размер прибыли, которую получил папа Леонида от инвестирования средств.

Задача 6. Дедушка Андрея заплатил за текущий год следующие налоги: 1. За квартиру, находящуюся в собственности (единственную), площадью 62 м2 , кадастровой стоимостью 8 600 000 рублей. Налоговая ставка – 0,1%. 2. За автомобиль, мощность двигателя которого равна 104,7 л.с., при налоговой ставке 25 рублей за 1 л.с. Какую сумму налогов дедушка заплатил за свое имущество?

Задача 6.1. Старший брат Сергея работает менеджером в международной компании и оплачивает высшее образование среднему брату Сергея. Начисленная заработная плата старшего брата составляет 90 000 рублей в месяц. В 2021 г. за обучение в вузе среднего брата Сергея он заплатил 130 000 рублей. Рассчитайте сумму, которую старший брат Сергея сможет вернуть в 2022 г. с помощью налогового вычета.

Задание №3. Социально-личностной направленности

Подарок другу

За каждый правильный ответ – 2 б, если ответ неполный – 1б.

Максимальное кол-во баллов: 8.

 Описание ситуации: Саша ученик 10 класса. Он очень занятой человек: посещает различные курсы, активно передвигаясь по городу, занимается в нескольких кружках, любит читать электронные книги, является пользователем Интернета, ведет свой блог и общается с друзьями из разных городов и стран в социальных сетях. 

Ситуационная задача:  Саша любит литературу, хорошо пишет сочинения, публикуется в школьной газете и может быть журналистом. Он увлекается программированием и может выбрать техническую специальность. В то же время ему нравится химия и он подумывает стать фармацевтом. Скоро у Саши день рождения. Близкие друзья, зная его увлеченность современными мобильными гаджетами, решили подарить ему такое устройство. Но среди них разгорелся спор, что лучше подарить современному молодому человеку. Одни считают, что этим подарком может быть «навороченный» смартфон. Другие предлагают остановиться на одной из современных моделей ноутбука. Третьи предлагают стильный планшет. Все приводят свои доводы. Помогите друзьям определиться с подарком, учитывая, интересы друга и тот факт, что все перечисленные устройства могут иметь одинаковую стоимость.

Задания и вопросы для анализа ситуации

 1. Что подарить? Приведите не менее 5 доводов в пользу того или иного устройства. 

2. Почему вы считаете, что именно выбранное вами устройство будет полезно Саше для учебы в вузе. 

3. Какое из устройств может принести Саше большую радость и быть более необходимым в повседневной жизни. Свой выбор обоснуйте и подкрепите аргументами. 

4. Какими оптимальными техническими характеристиками должно обладать выбранное устройство. 

Бланк для жюри

Команда№1

Задание 1. История МАДИ.

Задание 2. Задачи.

Задание 3. Подарок другу.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

1-8 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

                     

Итого

 

Команда№2

Задание 1. История МАДИ.

Задание 2. Задачи.

Задание 3. Подарок другу.

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

1-8 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

1-2 б.

                     

Итого

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

по выполнению практических занятий

по дисциплине ОП.09 Основы финансовой грамотности

для обучающихся очной формы обучения

специальности 26.02.03 Судовождение

Методические рекомендации по выполнению практических занятий по
дисциплине ОП.09 Основы финансовой грамотности для обучающихся очной формы
обучения составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 26.02.03
Судовождение и рабочей программой дисциплины.

Содержание

Пояснительная записка
……………………………………………………………………………………4 

Перечень изучаемых разделов и тематика
практических занятий ……………………………………6

Структура и содержание практических занятий
………………………………………………………..7

Критерии оценки практических
работ …………………………………………………………………19

Литература
……………………………………………………………………………………………….20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА

Дисциплина ОП.09 Основы   финансовой грамотности является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии
с ФГОС по специальности СПО 26.02.03 Судовождение.

Финансовая грамотность населения, как набор специальных компетенций для
анализа услуг
финансового рынка и
использования финансовых инструментов, сегодня становится необходимым
условием для успешного решения государством социально-экономических
задач.

Программа дисциплины ОП.09 Основы   финансовой грамотности
предусматривает практическое осмысление ее разделов и тем на практических
занятиях, в процессе которых обучающийся должен закрепить и углубить
теоретические знания.

В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен  уметь:

— формировать финансовые цели и составлять личный финансовый план,
планировать сбережения и инвестирование;

— выбирать инструменты накопления и инвестирования, исходя из степени
риска и возможности его минимизации;

— оценивать будущие денежные потоки по вкладам, кредитам, иным
финансовым инструментам;

— рассчитывать стоимость использования банковских, страховых и
инвестиционных продуктов;

— рассчитывать доход от инвестирования с учетом налогов и налоговых
вычетов и сравнивать с инфляцией.

В результате освоения учебной
дисциплины обучающийся должен  знать:

— принципы финансового планирования, включая планирование накоплений,
инвестирования и управления личными финансами в течение жизненного цикла
человека с целью повышения его благосостояния;

— основные
финансовые инструменты накопления, инвестирования, кредитные продукты банков,
их особенности, сопутствующие риски и способы управления ими;

— структуру и
механизм регулирования финансового рынка;

— механизмы
функционирования пенсионной системы России и возможности формирования будущей
пенсии;

— принципы
страхования и возможности защиты активов;

— основные налоги,
уплачиваемые гражданами; понятие налоговой декларации и налоговые вычеты;

— этапы
формирования собственного бизнеса;

— правила защиты от махинаций на финансовом рынке.

Перечисленные знания и умения необходимы для формирования
следующих общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию
информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное
и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных, общечеловеческих
ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в
профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере.

Практические занятия в объеме 8 часов выполняются на учебных занятиях
под непосредственным руководством преподавателя.

Целью практических занятий является прочное усвоение основных положений
дисциплины, развитие навыков применения теоретического материала на практике.

На практических занятиях обучающиеся
приобретают следующие навыки:

— составлять личный финансовый план и бюджет;

— рассчитывать кредит;

— выбирать страховые услуги;

— определять финансовые мошенничества.

Структура оформления практических работ по дисциплине предусматривает
вариант письменного оформления и устный отчет о результатах проделанной работы.
Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по пятибалльной
системе, и учитываться как показатели текущей  успеваемости.

ПЕРЕЧЕНЬ
ИЗУЧАЕМЫХ РАЗДЕЛОВ

И
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел

Темы
практических занятий

Кол-во
часов

Раздел 1. Семейная экономика

Практическое занятие № 1.

Семейный бюджет и личный финансовый план

2

Раздел 2. Управление финансовыми ресурсами

Практическое занятие № 2.

Расчет оптимального кредита.

2

Практическое занятие № 3.

Инвестиции и страховые услуги.

2

Раздел 4. Финансовые риски

Практическое занятие № 4.

Финансовые мошенничества

2

Всего:

8

СТРУКТУРА 
И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. Семейная экономика

Тема 1.3.  Финансовое
планирование

Практическое
занятие № 1 «
Семейный бюджет и личный финансовый план»

Цель занятия: формировать представление о бюджете семьи;
научиться составлять личный (семейный) бюджет и определять его баланс.

Теоретический
минимум

Личный бюджет – это ваш персональный
план доходов и расходов на определенный период – месяц, квартал, год.

Семейный бюджет – это план доходов и
расходов семьи на определенный временной период (месяц или год).

Семейный бюджет всегда нуждается в планировании. Этот вопрос нельзя
игнорировать, живя только текущим моментом, нужно думать и о перспективе.
Секрет благополучия заключается в умении составлять общий бюджет и правильного
распределять заработанные средства.

Формирование семейного бюджета напрямую зависит от ежемесячных денежных
поступлений супругов и предполагаемых трат.

Для составления бюджета необходимы следующие действия:

1) определение статей доходов и расходов;

2) запись доходов и расходов;

3) группировка доходов и расходов;

4) расчет разницы между полученными доходами и произведенными
расходами;

5) постоянный учет доходов и расходов.

Практическая
часть

Семейный
бюджет

Задание 1. Проанализируйте данные, сгруппируйте и
распределите их в таблицу согласно градации на 2 колонки. Проанализируйте и
сделайте вывод, как изменился семейный бюджет с ростом доходов.

доходы
в 25 лет

расходы
в 25 лет

статьи дохода

сумма, тыс. р./мес.

статьи расхода

сумма, тыс. р./мес.

Итого

Итого

доходы
в 40 лет

расходы
в 40 лет

статьи дохода

сумма, тыс. р./мес.

статьи расхода

сумма, тыс. р./мес.

Итого

Итого

Вот так могли бы выглядеть расходы молодой семейной пары Насти и
Филиппа в 25 и 40 лет.

Семейный бюджет

(пример)

В 25 лет, тыс.
р./мес.

В 40 лет, тыс.
р./мес.

Доходы:

Филиппа

30

70

Насти

0 (воспитывает
ребёнка)

50

Итого:

30

120

Расходы:

Продукты питания

12

20

Услуги ЖКХ

4

5

Предметы быта

3

5

Одежда и обувь

5

10

Транспорт

2 (автобус)

20 (автомобиль)

Культура и отдых

2 (кино)

15 (театр, кафе,
спорт, поездка на море 1 раз в год)

Медицина

1

10

Образование

0

15 (высшее
образование для детей)

Прочее

1

5

Сбережения:

0

15

Задание 2. Согласно составу своей «семьи», заполните «Доходную  часть семейного
бюджета». Спланируйте предстоящие расходы на
один месяц исходя из общей суммы доходов, заполните «Расходную часть семейного
бюджета». Доходы и расходы распишите по статьям.

Сравните доходную и расходную
части семейного бюджета. Определить какой бюджет получится у каждой «Семьи»:
сбалансированный, с дефицитом или избыточный.

Доходы

Сумма,

тыс.
р./мес.

Расходы

Сумма,

тыс.
р./мес.

Итого

Итого

Задание 3. Поставьте перед собой
финансовую цель. Определите сроки ее достижения. Сопоставьте цели с
возможностями и составьте план. Заполните таблицу. В качестве примера ниже
приведены этапы составления финансового плана.

Пример личного
финансового плана.

Этап 1. Постановка целей

Например,  хочу накопить на отпуск 100 000
рублей.

Этап 2. Сроки достижения

Например, к маю следующего года.

Этап 3. Активы и пассивы

Активы – это то, что приносит деньги или ваши
доходы. Пассивы – забирают деньги, то есть ваши расходы.

Активы

Доходы

Пассивы

Расходы

Зарплата

50 000

Кредиты

8 000

Проценты по вкладам

5 000

Коммунальные платежи

5 000

Сдача квартиры

10 000

Питание

15 000

Дивиденды по акциям

5 000

Одежда

15 000

Подработка

10 000

Проезд

3 000

Бытовые расходы

3 000

Развлечения и отдых

20 000

Спорт

2 000

ИТОГО:

80 000

71 000

Из таблицы видно, что чистый остаток каждый месяц
составляет 9 000 рублей. Исходя из этого, можно скорректировать свои цели и
сроки их достижения.

Личный финансовый план

Активы

Доходы

Пассивы

Расходы

Я могу откладывать
(доходы – расходы) __________________ рублей в месяц. Это мои сбережения.

Ответьте на вопросы:

1) Могу ли я уменьшить свои расходы,
отказавшись от чего-то ненужного?

2) Есть ли у меня возможность
дополнительного дохода?

3) Могу ли я заставить свои сбережения
работать?

4) Сравни, сколько я откладываю сейчас и
сколько я мог бы откладывать.

5) Укажите новые сроки достижения целей.

Раздел 2. Управление финансовыми ресурсами

Тема 2.2. Банковские
вклады и кредиты

Практическое
занятие № 2 «
Расчет оптимального кредита»

Цель занятия: формирование навыков правильного выбора кредитных продуктов
в зависимости от ситуации.

Теоретический минимум

В переводе с
латинского «кредит» (creditum) обозначает «заем». Это слово отражает суть процесса кредитования.
Одна сторона (кредитор) предоставляет другой стороне (заемщику) денежную ссуду на определенный
период времени. Заемщик обязуется выплатить кредитору взятую сумму и
оговоренную комиссию (проценты) в срок, установленный кредитором.

В настоящее время под
кредитованием чаще всего подразумевают отношения, связанные с выдачей займа в
денежной форме (наличной или безналичной). И это логично, потому что деньги
являются стоимостным эквивалентом товаров и услуг.

Кредиты могут быть нескольких форм.

1.            
Банковский
кредит
  – объектом
кредитования являются денежные суммы, а кредиторами – банки;

2.            
Коммерческий
кредит
 – это
предоставление одним юридическим лицом другому каких-либо товаров с рассрочкой оплаты (товарный
кредит);

3.            
Государственный
кредит
 – это кредитные
отношения, в которых одной стороной является государство (в качестве кредитора
или заемщика), а другой – юридические или физические лица.

Наглядный пример, когда государство выступает в
роли заемщика: выпуск облигаций государственных займов для
покрытия дефицита бюджета. В этой схеме государство является заемщиком, а
кредиторы – это физические или юридические лица, приобретшие облигации.

Суть данной схемы такова: государство выпускает на
рынок ценных бумаг облигации на определенную сумму, их покупают физические и
юридические лица.

Облигации
имеют конкретный номинал и установленную процентную ставку. Спустя определенное
время (утвержденное при выпуске облигаций) государство выплачивает владельцу
облигаций ранее полученные от него деньги плюс проценты.

Самым распространенным
вариантом кредита является банковский кредит.

Механизм
кредитования физического лица в
банковской организации
:

1.            
Гражданин, которому необходимы
деньги на какие-либо цели, обращается с соответствующей заявкой и пакетом документов в
банк (о документах расскажем в статье позже).

2.            
Банк принимает заявку и
выясняет кредитоспособность потенциального
клиента, анализирует свои риски.

3.            
Банк выносит решение, оно может быть как
положительным, так и отрицательным.

4.            
При положительном решении банк
вызывает клиента и заключает с ним кредитный договор. Данный документ является
основополагающим в кредитовании. В нем прописаны все условия предоставления кредита:

1.             
сумма займа;

2.             
срок кредитования;

3.             
проценты, которые должен будет
выплатить заемщик;

4.             
график погашения суммы кредита
и процентов.

5.            
Банк выдает заемщику денежные
средства.

6.            
Клиент выплачивает сумму долга
с начисленными процентами по утвержденному банком графику.

7.            
Клиент гасит кредит, банк
выдает справку об отсутствии долга (по требованию).

По цели кредиты могут быть:

Целевыми (например, на машину, на квартиру). Ясное дело, чем четче цель
кредита, тем меньше риски для банка, который тебе будет этот кредит выдавать
(ведь он точно будет знать, зачем тебе деньги). Вот почему целевые кредиты
дешевле, чем нецелевые. К целевым кредитам относятся:

— ипотека (под залог той квартиры/земли/дома), который ты хочешь
купить;

— автокредит (под залог той машины, которую ты хочешь купить с помощью
кредита).

Нецелевыми (когда деньги нужны просто так). К нецелевым чаще всего
относятся:

— потребительский кредит (когда ты берешь в банке деньги на какие-то
нужды, без конкретики. Это может быть как новая машина, так и поездка за
границу);

— кредитная карта (когда банк тебе дает право тратить в пределах
определенной суммы денег на любые цели. Использовать всю позволенную сумму целиком
или нет, сразу или частями – решать тебе).

Практическая часть

Задачи

Задача 1.

Банк
выдал кредит в размере 500 тыс. руб. на шесть месяцев по простой ставке
процентов 18% годовых. Требуется определить:

1)
погашаемую сумму.

2)
сумму процентов за кредит.

Задача 2.

Банк
выдал кредит в сумме 500 тыс. руб. на три квартала по простой ставке процентов,
которая в первом квартале составила 15% годовых, а в каждом последующем
увеличивалась на 1 процентный пункт. Требуется определить:

1)
погашаемую сумму;

2)
сумму процентов за пользование кредитом.

Задача 3.

Банк
выдал долгосрочный кредит в размере 5 млн. руб. на пять лет по годовой ставке
сложных процентов 20% годовых. Кредит должен быть погашен единовременным
платежом с процентами в конце срока. Требуется определить:

1)
погашаемую сумму

2)
сумму полученных процентов.

Задача 4.

Банк
выдал ссуду в размере 1 млн руб. на шесть месяцев по простой ставке процентов
16% годовых. Требуется определить: сумму погашения.

Задача 5.

Потребительский кредит для покупки
товара на сумму 1,5 млн.руб. открыт на 2 года, процентная ставка 16% годовых,
выплаты в конце каждого месяца. Найти сумму долга с процентами и ежемесячные
платежи.

Задача 6.

Заемщик берет ссуду на сумму 100 тыс. руб. сроком
на шесть месяцев. Через шесть месяцев заемщик возмещает 102 тыс. руб., т.е.
ссуду –  100 тыс. руб. и проценты – 2 тыс. руб. Требуется определить годовую
ставку по ссуде.

Кейс-задачи

1. Предприятие нуждается в приобретении нового
оборудования. Покупку можно сделать одним из двух способов: либо за счет
банковского кредита, либо по лизингу. Какие основные моменты нужно принимать во
внимание при анализе альтернатив?

2. Компания может привлечь заемный капитал либо из
разных источников с различными процентными ставками, либо из одного источника с
минимальной процентной ставкой. Какой вариант предпочтительней? Приведите
доказательства своей позиции.

3. К вам поступили три кредитных заявки:

— от постоянного крупного корпоративного клиента;

— предпринимателя — вашего старинного друга, который
не раз выручал вас;

— родственника одного из заместителей председателя
правления.

Кому вы отдадите предпочтение?

Тема 2.5. Социальная политика

Практическое
занятие № 3 «
Инвестиции и страховые услуги»

Цель занятия: формирование навыков определения инвестиций и суммы
страхового возмещения в зависимости от ситуации.

Теоретический минимум

Инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в
том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты
предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения
полезного эффекта.

Инвестирование простыми словами это вложение денег,
капитала, активов от которых ожидается получение дохода, превышающего затраты.
Частные лица вкладывают средства, чтобы их приумножить и накопить.

Инвестиции,
как модель работы капитала, предполагают в своей основе не только технологии
вложения капитала, выбора соответствующих финансовых инструментов и активов, но
и источники этих самых инвестиций. Если говорить о корпоративном секторе
экономики, то тут все относительно ясно, откуда берется капитал для инвестиций
и развития бизнеса — это прибыли, различные финансовые потоки от хозяйственной
деятельности.

Что
же касается личных финансов или семейного бюджета, здесь большинство мало дает
себе отчета в том, как управлять семейным капиталом, и уж те более как
оптимально формировать источники инвестиций. Такой примитивный взгляд на
семейный капитал лишает многие семьи разумного подхода к управлению своими
деньгами и получается, что например, берутся кредиты, но нет даже
представления, как их отдавать, покупаются ненужные вещи и потом ищутся
источники денег на то, как бы прожить до следующей зарплаты.

Чтобы
действительно по-настоящему управлять семейным капиталом и формировать свои
инвестиции, необходим такой же грамотный подход, как и  в бизнесе. Тем
более, как принято считать, семья – это и есть маленькая корпорация со своим
бюджетом, корпоративным управлением и т.п.

Для того чтобы окончательно
сформировать свою систему инвестиций, необходимо не только сопоставить свои
доходы и расходы в краткосрочной или долгосрочной перспективе, но и определить,
как будут финансироваться все эти статьи расходов и их защита от рисков с
помощью инвестиций.

Формулы для расчета инвестиций.

1. Доходность инвестиций:

Доходность = (Прибыль  /  Сумма вложений) × 100%

2. Годовая доходность инвестиций: Доходность годовая = (Прибыль / Сумма вложений) ×  ( 12 мес. / Т)  × 100%,

где: Т – срок в месяцах, за который получена прибыль.

3. Каждый купон облигации приносит доход:

Дк = Но × Кг × N,

где: Но – номинал облигации;

Кг – годовая ставка купона, доли;

N – доля ставки купона от годовой ставки (какая часть от
годовой ставки приходится на купон).

Дополнительная информация

Доходность сделки – относительная величина, показывающая отношение
полученной по сделке прибыли к сумме вложений.

Доходность сделки измеряется в процентах.

Страхование есть экономическая категория, или –
финансовая категория. Сущность страхования заключается в перераспределении
ущерба между всеми субъектами страхования.

Таким образом, страхование – элемент
производственных отношений. Оно имеет связь с процессом воспроизводства, так
как способствует возмещению материальных потерь. Поскольку возмещение потерь
проходит в денежном эквиваленте, то страхование однозначно относится к системе
финансов.

Наряду с финансами, страхование содержит процесс
распределения. Но данный факт не способен исключить возможность использования
его на всех стадиях общественного производства: производство, распределение,
обмен, потребление. Правовые нормы страхования Российской Федерации установлены
законодательством.

В процесс страхования вовлекаются два участника: страхователь и страховщик.

Страхователь – это субъект хозяйствования или
гражданин, который уплачивает страховые взносы и вступает в определённые
страховые отношения со страховщиком. Страхователем признается то лицо, которое
заключило со страховщиком договор страхования.

Страховщик – это хозяйствующий субъект, который
создан для осуществления страховой деятельности, осуществляющий процесс
страхование.

Страховщиком признается субъект хозяйствования
разных организационно-правовых форм, который создан для осуществления страховой
деятельности, получивший лицензию на выполнение данной деятельности. Предметом
деятельности страховщика не может быть производственная, торгово-посредническая
и банковская деятельность.

Страховой интерес – это мера заинтересованности в
процессе страхования. Он включает в себя имущество, являющееся объектом
страхования, обязательство по отношению к нему, т.е. все то, что может способно
быть предметом нанесения материального ущерба страхователю.

Страховой интерес подразделяют на полное и
частичное. Полный интерес – означает 100%-ный интерес страхователя в страхуемом
объекте. Частичный же интерес- в какой-либо части общего интереса по имуществу,
находящемуся на риске. Между страхователем и страховщиком возникают отношения.

Обе страховые
операции отражают экономические отношения среди всех субъектов страхового
фонда, а не лишь отношения между страхователем и страховщиком.

Объектами
страхования способны являться имущественные интересы, которые не противоречат
законодательству РФ:

1.            
интересы, которые связанны с
жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя;

2.            
интересы, которые связанны с
владением, использованием и распоряжением имуществом;

3.            
интересы, которые связанны с
возмещением страхователем причиненного им ущерба личности или имуществу
гражданина.

Страховые
отношения способны включать в себя две категории отношений:

1.
по уплате взносов в страховой фонд

2.
по выплате страховой суммы

Формулы
для расчета страхования:

1.
СВ = СС× У / СО

где:
СВ – страховое возмещение;

У –
фактическая сумма ущерба;

СС –
страховая сумма по договору;

Со –
стоимостная оценка застрахованного объекта.

2. Размер страхового платежа определяется путем умножения тарифной ставки
на страховую сумму:

П =
Т * S, где

П –
размер страхового платежа, р.;

Т –
тарифная ставка, р.;

S –
страховая сумма, р.

Заключая
договоры имущественного страхования, страховщик может предусмотреть принятие на
себя не всей ответственности по риску, а определенной ее части. Это достигается
употреблением системы пропорционального страхования, принятием страхователем на
себя определенного процента любого ущерба, использованием франшизы.

При
определении объёма ответственности страховщиком может применяться условная или
безусловная франшиза, что позволяет возмещать мелкие убытки за счёт страхователя,
тем самым снижается размер страховых выплат и как следствие может быть снижен
размер страхового взноса.

При
условной (интегральной) франшизе не возмещается сумма ущерба в пределах суммы
денежных средств, составляющих франшизу. Если сумма ущерба превышает франшизу,
то выплата страхового возмещения производится полностью.

При
безусловной франшизе из любой суммы ущерба вычитается сумма средств,
составляющих франшизу.

При применении
франшизы (определённой части убытков страхователя, не подлежащей возмещению
страховщиком) обычно предусматриваются скидки в определенном проценте от
тарифа.

Практическая часть

Инвестиции

Задача 1.

Дивиденды по акции компании «Никель» составляют 171 рубль,
а по акции компании «Золото» – на 17 рублей больше.

Какой доход получит Михаил, акционер этих компаний, если в
его инвестиционном портфеле 7 акций компании «Никель» и 3 акции компании «Золото»?

Задача 2.

20 мая Алексей купил 300 акций компании «А» по цене 3425
рублей за штуку. 17 сентября этого же года он продал данные акции по цене 3020
рублей за штуку. Определите результат операции (прибыль или убыток и ее/его
размер). Прочие выплаты не учитывать.

Задача 3.

В зарегистрированных эмиссионных документах, раскрытых на
сайте эмитента, указана купонная доходность облигации в 8% годовых. Номинал
облигации 2000 рублей. На каждый год имеется четыре купона. Определите, какой
доход принесет облигация за полгода.

Задача 4.

Старший брат Коли купил 700 акций компании «А» по цене
165,2 рублей за акцию и продал их спустя 1,5 года по цене 183,6 рублей за
акцию. Определите полученный доход на одну акцию и весь пакет акций, а также
доходность сделки (без учета прочих платежей). Ответ округлить до сотых.

Страхование

Задача 1. Стоимостная  оценка  объекта  страхования  15  млн. 
руб., страховая сумма 3,5 млн. руб., ущерб страхователя в результате
повреждения объекта 7,5 млн. руб. Определите    сумму    страхового   
возмещения    по    системе пропорциональной ответственности.

Задача 2. Автотранспорт  застрахован  по  системе  первого 
риска  на  сумму 60 тыс. руб. Стоимость автомобиля 90 тыс. руб. Ущерб
страхователя в  связи с повреждением автомобиля 80 тыс. руб. Рассчитайте сумму
страхового возмещения по системе первого риска.

Задача 3. Тарифные  ставки  в  зависимости  от  стажа  водителя
следующие (в % от страховой суммы): до 1 года – 5,8%, от 1 до 5 лет – 3,6%, от
5 до 10 лет – 2,9%. Определите  страховой  взнос  транспортной  организации 
на  год  при добровольном   страховании   гражданской   ответственности  
водителей транспортных средств, если в организации работают со стажем работы до
1 года – 4 человека, от 1 года до 5 лет  – 3 человека, от 5 до 10 лет – 2
человека.  Страховая  сумма  гражданской  ответственности  на  каждого 
водителя составляет 120 тыс. руб.

Задача 4. В договоре предусмотрен лимит на один страховой случай
в  размере 50 тыс. руб. В результате ДТП нанесен вред пешеходам: первому  – на
сумму 45 тыс. руб., второму – на сумму 55 тыс. руб. Определите размер выплат
страховщиком каждому потерпевшему.

Кейс-задачи

1. Гражданин Воронин В.Т. приобрел туристическую
путевку с проездом до места отдыха авиатранспортом. Турфирма ООО «Форсаж
Трэвэл» приобретя авиабилет, не заключила договор обязательного страхования
пассажиров. Возвращаясь с отдыха в результате несчастного случая гражданин
Воронин В.Т. получает травму, лечение которой потребовало 200 000 рублей.
По окончании лечения гражданин Воронин В.Т. обратился в турфирму за возмещением
нанесенного ущерба. Турфирма ООО «Форсаж Трэвэл» в просьбе отказала.

Каковы действия гражданина Воронина В.Т.?

Определить, кто и в каком размере несет
обязательства? Ответ обосновать.

2. В результате дорожно-транспортного происшествия
пассажир городского автобуса гр. Белов получил сотрясение головного мозга и
множественные ушибы. Гр. Белов обратился к страховщику с требованием выплатить
в счет возмещения причиненного вреда здоровью денежную сумму в размере 150 МРОТ
(МРОТ составляет — 5205
рублей).

Какие документы необходимо предоставить страховой
организации для получения страховой выплаты?

В каком размере страховщик возмещает вред здоровью
по договорам обязательного личного страхования пассажиров?

3. Гр.
Пылов застраховал жизнь и здоровье своего сына на сумму 10000 у.е. от
несчастных случаев и болезней сроком на 2 года.

Назовите сторон данного договора страхования?

Необходимо ли в данном случае письменное согласие
застрахованного лица на заключение договора страхования? Какие существенные
условия договора страхования от несчастных случаев и болезней должны быть
согласованы сторонами?

Раздел 4. Финансовые риски

Тема 4.1. Защита
от мошеннических действий на финансовом рынке

Практическое
занятие № 4 «
Финансовые мошенничества»

Цель занятия: формирование способов выхода
из ситуаций, связанных с финансовым мошенничеством.

Теоретический минимум

Финансовое мошенничество в современном мире представляет
один из видов социальных рисков, порожденный самим обществом. Развитие и
совершенствование информационных и коммуникационных технологий привело к тому,
что люди больше стали общаться с помощью компьютерных технологий, социальных
сетей. Это касается и финансовой сферы, где торги ценными бумагами совершаются
быстродействующими компьютерами, так как коммерческие банки предоставляют
банковские услуги по интернету. Появился термин интернет-банкинг. Финансовые
компании также работают с клиентами через интернет, рекламируя и продавая свои
финансовые услуги.

Финансовые мошенники используют методы информационного и
психологического давления на участников финансовых рынков и, прежде всего, на
действующих и потенциальных инвесторов, в том числе, и на домохозяйства.
Особому давлению подвергаются молодые домохозяйства и домохозяйства, не
владеющие основами финансовой грамотности. Финансовые мошенники действуют во
всех секторах и нишах финансового рынка. Наиболее известные виды финансового
мошенничества:

— Интернет-мошенничество

— Мошенничество с использованием банковских карт

— Мошенничество при покупке и продаже автомобилей

— Финансовые пирамиды

— Мошенничество на рынке недвижимости

В современном информационном пространстве мошенниками
широко применяется зарубежный опыт, в соответствие с которым разрабатываются
преступные схемы, адаптированные к российским условиям. К числу таких
преступных схем относятся:

1. Учреждаются новые рыночные (квази) организации. Например,
в России, организации, занимающиеся сбором денежных средств на кооперативное
строительство жилья.

2. Нередко финансовыми мошенниками становятся сами
руководители коммерческих банков. Они разрабатывают сложные схемы проведения
мошеннических схем с участием своих подчиненных (которые могут знать или не
знать об истинном характере тех или иных финансовых операций).

3. Ложное предпринимательство как вид финансового
мошенничества. Группа активных предпринимателей создает организацию с пафосным
названием, с социально значимой миссией. Обещает очень большие проценты на
вложенный капитал. Всегда найдутся люди, которые клюнут на высокие слова и
высокую гражданскую миссию. Более того, они будут активно пропагандировать эту
организацию. За эту работу (рекламную активность) они могут даже получать
вознаграждение. Но через некоторое время выясняется, что вновь созданная
организация – это очередная финансовая пирамида.

4. Часто новые предприятия регистрируются на квартире
или на фиктивный адрес. Как правило, такие организации проводят мошеннические
схемы с привлечением денежных средств населения на вклады или берут у
юридических лиц большие кредиты. Если предприятие регистрируется на квартире,
то потенциального клиента могут даже привезти на эту квартиру, показать хорошо
обставленные офисы и профессиональный персонал. Оборудование будет новым и
дорогим. Клиенты раскошеливаются: выдают большой кредит или становятся
инвесторами. После этого активная фаза деятельности организации прекращается.

Практическая
часть

Обучающиеся
разбиваются на 3 группы. Каждая группа выбирает и анализирует блок ситуаций,
описывающих финансовые мошенничества. Вариант решения данных ситуаций заносится
в таблицу.

Блок 1.

1. На совершеннолетие бабушка Вам
подарила некоторую сумму денег. Вы решили обменять эти деньги на валюту в
обменнике рядом с Вашим домом. Но вот незадача: валюта закончилась. Вы
расстроенный выходите на улицу, и тут очень приятный человек предлагает купить
валюту по очень выгодному курсу. Чтобы у Вас не было сомнений в подлинности купюр,
он предлагает их проверить тут же, в обменнике. Почему нет? Деньги проверили,
сделка состоялась. Все хорошо?

2.
На вечеринке у приятеля Вы познакомились с очень активным
молодым человеком Александром: он молод, а у него есть уже своя машина, немалые
наличные деньги. Оказывается, он занимается распространением какого-то бальзама
для спортсменов. По очень выгодной, хотя и высокой, цене. (Но дешевле, чем
аналоги в Интернете!) Он предлагает Вам заняться тем же. Ведь Вам нужны
наличные деньги? Сколько можно просить у родителей?

Вам надо подумать. Деньги у Вас есть,
но совсем немного.

Вы обмениваетесь телефонами.

Через
пару дней неожиданно другой Ваш новый знакомый,
Никита,
сообщает, что хотел бы купить именно это бальзам! И готов заплатить за него
сумму в 2 раза большую, чем просит Александр. И не только он! У него много
друзей-спортсменов, которым это товар необходим!

Вы решаетесь выступить в роли продавца.
Созваниваетесь с Александром, покупаете несколько банок этого бальзама.

Но Никита на звонки не отвечает. Так же
как и Александр. Почему?

3.
Ваша мама получила по электронной почте письмо, в котором
сотрудник какого-то банка на плохом английском языке сообщает потрясающую
новость: Смирнова Ирина, Ваша мама, должна получить наследство. В Африке умер
ее дальний родственник, одинокий миллионер Джон Смирнов. Его адвокат стал
разыскивать родственников и, после долгих поисков, нашел.

В результате непродолжительной
переписки «наследнице» предложили оплатить «накладные расходы» и ожидать
перевода наследства на ее счет.

Прокомментируйте, какое развитие
ситуации возможно?

Ситуация

Какие исходы возможны?

Качества потерпевшего,
на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Что делать?

1

2

3

Блок 2.

1. Вы получили смс о проведении благотворительной
акции с просьбой отправить смс или позвонить на короткий номер, чтобы
пожертвовать небольшую сумму на благотворительность. Вы – добрый и отзывчивый
человек! Нуждающимся надо помогать!

Вы будете участвовать в этой акции?

2. Вам позвонили на телефон и радостно
сообщили: «Вам звонят с радиостанции «Русское Радио»! Поздравляем! Вы стали
победителем нашей, совместно с Билайн, игры! Вы выиграли ноутбук! Вы готовы
получить приз?» Конечно! Кто не готов?

«В этом случае Вам надо купить очень быстро, в
течение часа, 2 карты экспресс-оплаты Билайн номиналом 1000 рублей, позвонить
по номеру*******. Мы Вас соединим с оператором, Вы сообщите номера этих карт,
мы их активируем на Ваш номер телефона (это непременное условие Билайн).И
ноутбук будет Вашим!»

3.
Новая знакомая предложила Вам стать членом очень
престижного закрытого молодежного клуба и, при этом, заработать, т.е. стать
финансово независимым! В него входят избранные! Клуб очень интересный.
Знакомства в нем могут пригодиться в дальнейшем: в нём состоят дети
бизнесменов, известных спортсменов, актеров, политиков. Но вступить в него
можно только после внесения членского взноса – 10 000 рублей. Плата, прямо
скажем, символическая для такого уровня. Кроме того, если Вам понравится, и Вы
«приведете» в клуб своих знакомых, то с каждого вновь прибывшего по Вашей
рекомендации, Вы получите 1000 рублей. От того, кого приведут они, вы тоже
получите проценты ! И интересно, и выгодно!

У
Вас всего 10000 рублей. Вы копили их 2 года! Попробуете преумножить капитал?
 

Ситуация

Какие исходы возможны?

Качества потерпевшего,
на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Что делать?

1

2

3

Блок 3.

1. На совершеннолетие родители подарили Вам банковскую дебетовую карту.

Вдруг на телефон Вам приходит смс: «Уважаемый
клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия
денег. Для возобновления пользования счетом сообщите по телефону******* данные
по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк России.»

2. Вы хотели бы немного заработать, чтобы иметь свои карманные деньги.
Нашли объявление в Интернете о том, что требуется наборщик текста на ПК с
зарплатой – 100 рублей за страницу. Но нужно сделать взнос на тот случай, если
Вы не выполните заказ в срок, и заказчик не получит результат.

Согласитесь ли Вы на эти условия?

3.
При выходе в Интернет Вам приходит сообщение-реклама от
Forex о возможности быстрого и высокого заработка на рынке ценных бумаг. Вы
давно слышали о том, что торговля акциями – рискованное дело, но может
оказаться очень прибыльным. Forex предлагает бесплатное обучение и последующее
«трудоустройство». У Вас есть банковская карта с небольшой суммой, подаренная
родителями на совершеннолетие. Попробуете?

Ситуация

Какие исходы возможны?

Качества потерпевшего,
на которые рассчитывает мошенник. (Возможные ответы обучающихся)

Что делать?

1

2

3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практические
работы обучающегося оцениваются по пятибалльной шкале:

Оценка «отлично» ставится в том случае,
если обучающийся:


свободно применяет полученные знания при выполнении практических заданий;


выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий;

— в
письменном отчете по работе правильно и аккуратно выполнены все записи.

Оценка «хорошо» ставится, если:


выполнены требования к оценке «отлично», но допущены 2 – 3 недочета при
выполнении практических заданий и обучающийся может их исправить самостоятельно
или при небольшой помощи преподавателя;

— в
письменном отчете по работе делает незначительные ошибки.

Оценка «удовлетворительно» ставится,
если:


практическая работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
позволяет получить правильные результаты и выводы;

— в
ходе выполнения работы обучающийся продемонстрировал слабые практические
навыки, были допущены ошибки;

— обучающийся
умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому
алгоритму;

— в
письменном отчете по работе допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится,
если:


практическая работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не
позволяет сделать правильных выводов, у обучающегося имеются лишь отдельные
представления об изученном материале, большая часть материала не усвоена;

— в письменном
отчете по работе допущены грубые ошибки, либо он вообще отсутствует.

ЛИТЕРАТУРА

1. Печатные
издания

1. Кузьмина, Е. Е.  Предпринимательская
деятельность : учебное пособие для среднего профессионального
образования / Е. Е. Кузьмина. – Москва : Издательство
Юрайт, 2021. – 455 с. –Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/471865

2.
Основы страхового дела : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / И. П. Хоминич [и др.] ; под
редакцией И. П. Хоминич, Е. В. Дик. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 242 с. – Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/489912

3.  Финансовая грамотность : учебник : [16+] /
Ю. Р. Туманян, О. А. Ищенко-Падукова,
А. Н. Козлов [и др.] ; Южный федеральный университет. –
Ростов-на-Дону ; Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. – 212 с. :
ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612183

4. Фрицлер, А. В.  Основы
финансовой грамотности : учебное пособие для среднего профессионального
образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. –
Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 154 с. – Режим
доступа: URL: https://urait.ru/bcode/496684

2. Электронные
издания (электронные ресурсы)

1. Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/

2. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.biblio-online.ru/

3. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.minfin.ru/ru/

4. Банк России [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
 http://www.cbr.ru

5. Национальный центр финансовой грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ncfg.ru

6. Федеральный
методический центр по финансовой грамотности
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://fmc.hse.ru

7. Азбука финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   www.azbukafinansov.ru

3. Дополнительные источники

1. Гражданский кодекс РФ в 4 частях от 30.11.1994.

2. Налоговый кодекс РФ в 2 частях от 31.07.1998.

3. Айзман, Р. И.  Методика обучения экономике: финансовая грамотность и
безопасность : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман,
Н. О. Новикова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. —
214 с. — Режим доступа:  URL: https://urait.ru/bcode/457182

4. Арустамов, Э. А. Основы бизнеса : учебник / Э. А. Арустамов.
– Москва : Дашков и К°, 2021. – 230 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по
подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=621620

5.
Ищенко-Падукова, О. А. Формирование финансовой грамотности обучающихся:
теоретико-методологические и прикладные аспекты /
О. А. Ищенко-Падукова, И. В. Мовчан,
С. А. Писанка ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону ;
Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. – 114 с. : ил. – Режим доступа:
по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=619211

6.  Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие : [16+]
/ Т. В. Буклей, М. В. Гаврилюк, Т. М. Кривошеева
[и др.] ; под ред. О. В. Шеменевой, Т. В. Харитоновой. – Москва : Дашков и К°,
2019. – 294 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572959

7. Рубин, Ю. Б. Управление собственным бизнесом : учебник : [16+] /
Ю. Б. Рубин. – Москва : Университет Синергия, 2021. – 1104 с. : ил. –
(Университетская серия). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=602851

8.
Я управляю своими финансами: программа курса «Основы управления личными
финансами» и методические рекомендации для учителя :
[электронный ресурс] / Д. Я. Обердерфер, К. В. Кириллов,
Е. Ю. Захарова и др. – 4-е изд. – Москва : Вита-Пресс, 2018. – 80 с.
: ил. – (Финансовая грамотность каждому). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473579


Предмет: Математика,


автор: portwil4

Ответы

Автор ответа: viktoriahondrukova





0

Ответ 2799954588₽
2467р

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Русский язык,
автор: yxufidtitdi

помогите пж срочно !!!!!​

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: dfre5507

Найдите значение выражения -32√3 · tg(600°) СРОЧНО!!!

3 года назад

Предмет: Физика,
автор: popotofan1

як змінюється склад атомного ядра при бета розпаді​

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: Ксюнчик09

Самолет проделал путь 9450км. 5 часов он летел со скоростью 920км в час, а остальной путь — со скоростью 970км в час. Сколько часов самолет был в пути?

6 лет назад

Предмет: Литература,
автор: КотикСансик

Придумай сказку про щенка. Назови её «У страха глаза велики».

6 лет назад

Задача 1.1. Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся…
More

Задача 1.1. Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск? Задача 1.2. Наша семья состоит из пяти человек. Мама и папа работают, бабушка на пенсии, старший брат учится в университете. Я пока ученик 5-го класса. Наш общий семейный доход состоит из заработной платы родителей, пенсии бабушки и стипендии брата. Зарплата папы равна 36 000 рублей, мамина зарплата составляет 4 5 папиной. Пенсия бабушки – 14 500 рублей, а стипендия брата равна половине пенсии бабушки. Чему равен доход нашей семьи? Задача 1.3. В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям. В магазине «Аленушка» проводит
Less

Купонная ставка по облигации, со сроком погашения 1
год составляет 50%. Номинальная стоимость облигации 1 тыс. руб., рыночная 1,1
тыс. руб. Какова цена сделки-продажи данной облигации?

Ответ:

Цена сделки-продажи данной облигации 1,1 тыс. руб.

Задача 3.

Инвестор А купил акции по цене 500 руб., а через месяц
продал их с прибылью инвестору В, который спустя месяц покупки также перепродал
эти акции инвестору С, но по цене равной 1000 руб. Определите, по какой цене 
инвестор В купил акции у инвестора А, если известно, что оба инвестора получили
одинаковую доходность (дивиденды при этом не выплачивались)?

Решение:

Доходность (норма отдачи) акции определяется по
формуле:

r = (Рк
– Рн )/ Рн , где Рк  — цена продажи акции (конечная
цена),

Рн — цена покупки акции (начальная цена).

RА = (РкА – РнА )/ РнА *100

RВ = (РкВ – РнВ )/ РнВ
*100

РкА = РнВ = Х

Из условия задачи известно, что доходность инвестора А
и доходность инвестора В равны:

RА
 = RВ = > (Х– РнА )/ РнА = (РкВ
– Х)/ Х

(X-500)*X= (1000-X)*500

X2-500X=
500000-500
X

X2=500000

X=707

Проверка:

RА = ((РкА – РнА )/ РнА )
*100 =(707-500) / 500 * 100 = 41,44

RВ = ((РкВ – РнВ )/ РнВ)
* 100 = (1000-707)/707 * 100 = 41,44

Ответ:

Инвестор В купил акции у инвестора А по цене 707
рублей.

Задача 4.

Инвестор приобрел привилегированную акцию (номинальной
стоимостью 250 руб.) по цене 300руб., с фиксированным дивидендом -20% годовых.
Через два года инвестор продал акцию за 280 руб. Определите конечную доходность
акции (в пересчете на год), если известно, что в течение этих двух лет дивиденды
выплачивались полностью.

Решение:

Доходность (норма отдачи) акции за холдинговый период
определяется по формуле:

r = (Рк
– Рн + D)/ Рн , где Рк  — цена продажи акции (конечная
цена),

Рн — цена покупки акции (начальная цена).

D – денежные
суммы, начисленные по ценной бумаге за холдинговый период.

Определим норму отдачи ц/б за холдинговый период по
формуле  (3.3)

r = = *100 = 26,67%

Ответ:  Конечная доходность акции 26,67%

Задача 5.

Облигация с купоном, равным 10% имеет рыночную
стоимость 95%. Определить текущую доходность облигации

Решение:

Определим текущую доходность облигации Дто по
формуле (3.12)

Дто = К/Р, где К – ставка купона,

Р – курсовая цена облигации с учетом накопленного
купонного дохода.

Дто = 10/95*100 = 10,5%

Ответ: Текущая доходность облигации 10,5%.

Задача 6.

Номинальная стоимость акции составляет 1000 руб.,
ожидаемый размер дивиденда — 40%. Определите ориентировочную курсовую стоимость
акции, если ставка банковского процента составляет 30%.

Решение:

Доход по акции определяется из формулы:

Р = D/R * 100, где D – доход по акции, равный дивиденду и изменению
курсовой стоимости;

Р – расчетная цена акции, равная сегодняшней стоимости
будущих доходов по ней;

R – текущая
рыночная ставка процента на срок, за который выплачивается дивиденд.

Определим доход по акции:

D= P*R /
100 = (1000*40)/100= 400 руб.

Определим расчетную цену акции  R = D/ P
*100=(1000*30)/100=300 руб.

Курсовая стоимость акции равна Р = D/R *100
; Р= 400/300*100=133,33%

1,33*1000=1330 руб.

Задача 7.

Номинал банковской акции составляет 1000 руб., текущая
рыночная цена -2800руб. Банк выплачивает квартальный дивиденд в размере 200
руб. на одну акцию. Определите текущую годовую доходность акции.

Решение:

Текущая доходность акции определяется по формуле:

r = D / P *
100;

где D 
дивиденд по акции,

Р – курсовая цена акции

r =
200 * 4 / 2800 *100 = 28,57%

Ответ: текущая годовая доходность акции 28,57%.

Задача 8.

Инвестор приобрел две облигации номиналом в 1000 руб.
каждая. Доход по одной из них составляет -10%, по другой- 8,5%. Определите
разность годового дохода по этим облигациям.

Решение:

Определим годовой доход по первой облигации

Д = 1000*10%=100 руб.

Определим годовой доход по второй облигации

Д = 1000*8,5% =85 руб.

Разность по облигациям равна

100-85=15 руб.

Ответ: разность годового дохода по облигациям равна 15
руб.

Задача 9.

Инвестор приобрел государственную бескупонную
облигацию на вторичных торгах по цене, равной 91,12% к номиналу, за 20 дней до
ее погашения. Рассчитайте доходность ГКО к моменту ее погашения с учетом
налоговых льгот.

Решение:

Доходность к моменту погашения с учетом налоговых
льгот рассчитаем по формуле:

Yп   =;

Yп =

Ответ: Доходность к моменту погашения с учетом
налоговых льгот составит 177,85%.

Задача 10.

Определите накопленный купонный доход по облигации
федерального займа с переменным купоном и номиналом 1 млн. руб., с текущим
купонным периодом 92 дня и купонной ставкой, равной 50% , если она приобретена
за 10 дней до ближайшей выплаты.

Решение:

Определим величину купона по формуле:

С =; где R –купонная ставка (в процентах годовых);

Т – текущий купонный период (в календарных днях).

С =  руб.

Определим накопленный купонный доход по формуле (3.30)

А=

А =  руб.

Ответ: накопленный купонный доход по ОФЗ 112328 руб.

Задача 11.

Инвестор приобрел облигацию государственного
внутреннего валютного займа по цене 50% от номинала и продал ее спустя 72 дня 
за 54% от номинала. Определите совокупный доход инвестора от этой операции (без
учета налогообложения).

Решение:

Совокупный доход по данной операции будет
складываться:

— из разницы между ценами продажи и покупки, и из накопленного
купонного дохода.

Доход от операции без учета накопленного дохода
составит:

54% — 50% = 4%

Величину купона определим по формуле:

С = R/100  *  T/365  *N,

Где R – купонная ставка (для облигаций государственного
внутреннего валютного займа R=3% годовых),

Т – текущий купонный период в календарных днях,

N –
номинал облигации.

С = 3/100  *  72/365  * 100 = 0,59%

Совокупный доход от операции составит:

4% + 0,59% = 4,59%

Ответ: совокупный доход инвестора от этой операции
4,59%.

Задача 12.

Облигация номиналом 1000 руб. выпущена на срок, равный
одному году с купоном -30 %, и размещена с дисконтом равным -10%. Во сколько
раз ее конечная доходность будет выше ее текущей доходности?

Решение:

1. Текущая доходность облигации определяется по
формуле:

Д то = К/Р * 100;

где К – ставка купона (30%);

Р – курсовая цена облигации

Р = 1000-1000*10% =900 руб.

Д то = 1000*30%/900 * 100 = 33,3%

2. Конечная доходность облигации определяется по
формуле:

Дко = (К +N — P) /
(Р*n), где К –величина купона,

N – цена погашения облигации,

Р – курсовая цена облигации,

n – количество
лет до погашения.

Дко = (1000*30% + 1000 -900) / (900*1) =
0,44 = 44,4%

3. Определим, во сколько раз конечная доходность будет
выше текущей:

Дко / Д то = 44,4 / 33,3 = 1,33

Ответ: конечная доходность облигации будет выше
текущей в 1,33 раза

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 250 тысяч рублей на развитие бизнеса в нижегородской области для самозанятых
  • 3 реквизиты делового письма правила расположения реквизитов в деловом письме
  • 4706 межрайонная ифнс россии 2 по ленинградской области реквизиты для оплаты
  • 5010589 колпак пылезащитный карданного вала со шрус газель соболь бизнес 4х4
  • Бизнес план для социального контракта маникюрный кабинет готовый с расчетами